Уроки родиноведения в школе и техническом вузе

В данной работе рассматривается ряд аспектов образовательного процесса по изучению школьниками истории своих семей.

Работа проводилась в течение 1997 – 1998 учебного года, материалы были обработаны и легли в основу статьи «Уроки родиноведения в школе и техническом вузе». Статья была депонирована в НИИВО.

Исследование представляется очень актуальным в настоящее время, так как посвящено патриотическому воспитанию подрастающих поколений, пробуждает интерес к истории страны через знакомство с историей своей семьи.

Полученные данные наводят на размышления и родителей, и педагогов: способствуем ли мы тому, чтобы дети знали и помнили прошлое своей семьи, а следовательно, историю страны. Формирование личности закладывается в семье, именно здесь ребенок должен узнать все самое важное, что сохраняет время и человеческая память отцов и дедов, чтобы не стерлись в памяти обшества самые значительные страницы истории России. Эта работа преследовала также и другую цель – воспитание родителей, так как именно через них, их жизненные впечатления перекладывается мостик памяти от старших поколений к подрастающим детям.

В заключении подводятся итоги исследования, подчеркивается, что проведенная работа, развивая творческий потенциал учащихся, способствует их общеинтеллектуальному, языковому и личностному совершенствованию.

Страна, где мы впервые

Вкусили сладость бытия,

Поля, холмы родные,

Родного неба милый свет,

Знакомые потоки,

Златые игры первых лет

И первых лет уроки,

Что вашу прелесть заменит ?

О родина святая,

Какое сердце не дрожит,

Тебя благословляя?

Жуковский

Введение

Прошло почти два столетия со дня написания этих бессмертных строк русским поэтом, но можем ли мы сейчас с полной уверенностью сказать, что каждый взрослый соотечественник, а тем более подрастающий гражданин страны ощущает в себе такое же возвышенно-трепетное чувство к тому месту, где он родился и вырос?

В нашей стране изначально придавалось самое большое значение исторической памяти. Вспомним летописные своды, начинавшиеся не просто с древнейших времен, а с пересказа многих библейских легенд и все с единственной целью – показать, что русская земля не без роду и племени, что она занимает свое достойное место в ряду других держав мира, что имеет свою собственную историю и вправе ей гордится. Что же произошло с нами, если постепенно мы пришли почти к полному забвению своих исторических корней на уровне нации, рода, семьи ?

Многие ученые пытаются объяснить это неестественное положение теми глобальными преобразованиями и потрясениями, которые испытало наше общество, страна и, в частности, каждая семья в течение этого столетия. Б. А. Баринов, например, отмечает, что после 1917 года любовь к родному языку, к православной вере и духовной культуре, национальной независимости и чести –все это отвергалось как буржуазный предрассудок и как « измена международному пролетариату» (1) .

Вера была сразу отнесена в разряд идеологически чуждых явлений. Даже дни недели были переименованы, дабы разорвать в сознании людей реальность повседневной жизни и библейские события. По этой же причине вытравливался обычай украшения рождественской елки, но вследствие «живучести» этой традиции пришлось соединить ее с сугубо светским праздником Нового года. Шло беспощадное искоренение и уничтожение духовной культуры, по крупицам создававшейся народом на протяжении столетий: разрушались уникальные памятники архитектуры, сжигались иконы и церковные книги, были высланы из страны выдающиеся мыслители и т. д.

Изучение родного края, собирание материалов о возникновении и развитии сел и деревень, о выдающихся земляках, культурных и исторических событиях местного значения долгое время находилось под неофициальным запретом. «С провозглаше-нием лозунга о « победе социализма в СССР» краеведение было отодвинуто от научных работ и перестало играть значительную роль в преобразовании края». А в 1937 году многие сибирские краеведы были арестованы по сфабрикованным на них делам (10).

Постепенно национальное сознание растворилось в стереотипном представлении о том, как должен жить, работать, отдыхать, одеваться стандартный человек страны нового типа. Старинные обычаи и обряды проведения праздников и торжеств свелись с течением времени к коллективным застольям; русский национальный костюм можно увидеть только в музее или на сцене во время выступления прославленных ансамблей и хоров, да и то редко, т. к. последние предпочитают гастролировать в основном за рубежом нашей страны ; обрядовая поэзия и игры хорошо представлены в книгах, но трудно найти современную мать, умеющую спеть или рассказать своему ребенку детскую потешку или пестушку.

Интернациональное мышление, долго внедряемое в массы, приводит, как считает И. Ильин, к «духовной болезни» общества, а именно к угасанию чувства родного, Родины и открывает путь к предательству Отечества. Национально обезличенный человек теряет свою духовную опору, становится беспочвенным скитальцем по чужим дорогам. Все же великое в культуре всегда почвенно, все гениальное родится в лоне национального уклада и духа (3).

К сожалению наша страна не в теории, а на практике ощутила последствия столь бездумного подхода к развитию и воспитанию нескольких поколений граждан России. Но, бесспорно, обнадеживает то, что наше общество все-таки задумалось, как вернуть в лоно отечественной культуры забытое духовное достояние русской интеллигенции, как создать новую шкалу национальных ценностей и восстановить утраченную взаимосвязь поколений.

Что такое родиноведение?

А. М. Седельников, наш видный земляк, педагог и исследователь многих областей Западной Сибири, писал: «Чтобы быть полезным членом своей Родины и государства, необходимо с ранних лет изучать свою родину; изучая ее, мы научимся более любить и ценить свое отечество» (11).

Несомненно, что современной школе нужно родиноведение. Под данным понятием мы подразумеваем не особый школьный предмет, а систему педагогической работы, складывающуюся из учебных и внеклассных действий, направленных на ознакомление учащихся с материальным, духовным и эстетическим богатством родного края, а именно: экскурсий по примечательным местам города, тематических классных часов, библиотечных уроков, самостоятельной исследовательской работы школьников. В ходе такой работы они могут открыть для себя то, что удивительное находится рядом - это и наши родственники, являющиеся живыми носителями истории, старые фотографии, документы, семейные реликвии, тем более, что в последнее время выдвигается требование заселить историю людьми, ее подлинными творцами. В самом деле, признавая на словах, что любое общество есть продукт взаимодействия людей, в исторических исследованиях человеку отводилось как раз весьма скромное место, люди, народ оставались как бы за кадром, а сама история лишалась своей гуманистической направленности (14).

Следовательно, тем важнее обратить внимание школьников на человека. Именно поэтому ученые пишут об опасности технократического мышления и о необходимости преодоления асимметрии в организации единого корпуса знаний. Требуется программа создания человековедческой системы знаний (В. П. Зинченко, А. И. Субетто, В. В. Чекмарев).

Исторические события и семейные реликвии в образовательном процессе школы.

Каждый по-разному начинает свое знакомство с историей. Для кого-то первоисточником становится школьный урок, для кого-то популярная и художественная литература, ну, а уж если очень повезет, то живые свидетели прошедших событий –люди. «…В имении деда жили три старика : повар, садовник и звонарь… Всех троих в 1912 году вывозили в Москву на празднование столетия Отечественной войны, наградили их бронзовыми медалями с надписью «Не нам, не нам, а имени твоему». Поскольку я в своем поколении был старшим, то первый к ним прилепился, они меня очень любили … Я сидел, уши растопырив, слушал их байки начиная с наполеоновских времен. Все это было ими пережито, весь девятнадцатый век, так что для меня это было как современность. История шла ко мне от людей, а не от книг…» Именно так знакомился с прошедшим Н. В. Тимофеев-Рессовский - главный герой повести Даниила Гранина «Зубр» (4).

Мы задались вопросом : «Как же современный школьник соприкасается с историей Отечества и своей семьи? Знает ли он свои родственные корни? Как сохраняется память о прошлом в современной семье?»

Исследование данной проблемы мы провели на эмпирическом уровне методом наблюдения, бесед и более всего –анкет-сочинений (первый подуровень), в которых шестиклассники изложили результаты опроса родителей. Затем на втором подуровне, анализируя собранные данные, мы получили некоторые эмпирические зависимости и факты. Результаты эмпирического познания оформляли посредством описания , стремясь выявить максимально объективную характеристику изучаемого явления. В результате проведенной работы было получено 75 анкет-сочинений, в которых дети увлеченно пересказывали узнанное от родителей. Страницы минувшего оживают перед нашим взором при знакомстве с творческими работами.

«Моя бабушка Мария стала сиротой в 14 лет. Два года она жила в няньках. В 16 лет моя бабушка начала зарабатывать хлеб своим трудом без родителей».

«Мой дедушка был простым крестьянином. Он воевал с японцами, у него есть ордена и медали».

«У прадедушки Ивана Александровича был большой уютный дом, который он построил перед женитьбой. Дедушка был довольно зажиточным крестьянином. Наемных рабочих не держал, шестеро детей помогали во всех работах. Прошло время. Пришли люди с винтовками и забрали почти всю скотину. Семья осталась практически без ничего. Образовался колхоз. С 1938 года мой прадед стал председателем колхоза».

«Моего прадедушку звали Петр Ефремович Коробейников. Он воевал в первую мировую войну 1913-1917 г. унтер-офицером. Во время гражданской войны служил в колчаковской армии. Потом был председателем колхоза».

« Уже в 11 лет мой дедушка работал на станке, изготавливал детали для танков и самолетов».

«Во время войны бабушка Аня работала швеей, шила военную форму для фронта. Ее наградили медалью за трудовые подвиги».

«Прадед Семен Матвеевич работал в колхозе бригадиром. В 1939 году его направили на курсы младших командиров в город Томск. После окончания их он был направлен на финскую войну. В этом же году он и погиб».

«Когда началась война, всех мужчин забрали на фронт, а бабушка Ефросинья Еремеевна осталась за председателя колхоза. Трудилась она до позднего вечера не покладая рук».

«Мой прадедушка был командиром танка, он участвовал в знаменитом танковом сражении на Курской дуге у села Прохоровка. Когда танк загорелся, друзья вытащили его из танка смертельно раненого. А когда он умер, все его вещи отослали жене. Среди вещей была маленькая фотография, залитая его кровью».

«Когда началась война, дедушке Ивану Григорьевичу Фирстову исполнилось десять лет. В то время у всех мальчишек его возраста кончилось детство, они пошли работать в колхоз. Потом в числе первых строителей он идет работать на нефтезавод. В 1954 году с бригадой добровольцев едет на поднятие целинных земель и руководит тракторной бригадой. А в 1957 году он был делегатом совещания целинников в Москве. Там его наградили орденом. После освоения целины дедушка вернулся на завод, где и проработал всю жизнь. Некоторое время он был водителем первого директора нефтезавода А. М. Малунцева».

«Дед Рафкат после армии по комсомольской путевке поехал в Казахстан осваивать целинные земли. Дедушка работал трактористом, бригадиром. За хороший труд его два раза награждали орденом Ленина».

«Дедушка работал начальником участка по строительству газопроводов. Строил водовод в Казахстане. Газопроводы строил в Красноярске, Архангельске, на Крайнем Севере, Урале».

Читая эти сочинения, можно увидеть, что ни одно из значительных событий заканчивающегося века не осталось вне поля зрения: революция и коллективизация, гражданская и Великая Отечественная война, комсомольские стройки и освоение целинных земель. Хочется подчеркнуть то обстоятельство, что в семейной памяти сохраняются не только исторические факты, но и наименования профессий, которыми владели представители старших поколений.

« Прабабушку называли в деревне Грециха или баба-повитуха, она была единственной, кто принимал новорожденных детей».

«Мой прадедушка был священником, учился в Московской семинарии».

«Моя бабушка работала главным врачом в военном госпитале. Она была хирургом, спасала людей. Бабушка сделала 43 операции».

«Мой дедушка Иван Иванович Гольцов работал капитаном на грузовом корабле. Он плавал по Иртышу, возил грузы на север».

«Прабабушка Анна Алексеевна родилась в 1890 году. Она работала учителем математики».

«Прадедушка Бугайчук Кондрат родился в 1892 году. Он был стеклодувом, т. е. человеком, который выдувает стекло».

«Во время службы прадедушка был осужден на 7 лет арестантских рот, а прабабушка служила кухаркой у губернатора».

Во многих работах учащиеся с гордостью сообщают, что их бабушки и прабабушки были многодетными матерями.

«Моя бабушка Эмма мать-героиня. У нее есть медаль».

«Мою прабабушку зовут Боровая Лидия Ульяновна. Она вырастила 11 детей».

А некоторые ученики рассказывают о том, как воспитание в старинных деревенских традициях определило жизнь и судьбу их родителей и прародителей. И даже со слов бабушек пишут советы по воспитанию детей.

«Дети все выросли трудолюбивые, грамотные, образованные. Трое из них занимают высокие посты. Николай –начальник одного из цехов нефтезавода. Иван - начальник отдела УВД. Василий -–директор завода в городе Киеве. Мария работает учительницей».

«Бабушка рассказывает маме так: «Воспитывать детей – это не очень легко. Есть такая пословица: « Когда дети маленькие с ними мало хлопот, когда большие с ними больше хлопот». Бабушка Вероника Николаевна вырастила семерых детей. Многие из них закончили институты. Дети ей говорят спасибо, так как она дала им образование и воспитание. А теперь у бабушки есть внуки и внучки».

Невозможно не отметить, что во многих работах дети с такой проникновенностью и эмоциональностью описывают эпизоды жизненных перипетий, что прямо ком подступает к горлу и слезы накатываются на глаза при чтении многих строк.

«Бабушка Мария была директором школы. Немцы разрешили ей учить в деревне советских детей, но она сразу наладила связь с партизанами. Она помогала спасать еврейские семьи, потому что в это время проводились массовые расстрелы евреев, которые жили рядом. Вскоре староста и полицай предали Марию и ее расстреляли. Немцы заставили ее выкопать себе могилу, в состоянии шока она пыталась бежать, но немцы застрелили ее, за волосы затащили в могилу, а потом засыпали».

«Однажды к бабушке в госпиталь поступил солдат с ранением в ключицу. Он перенес операцию, и через месяц его выписали. Но, увы, война не кончилась. Бедный солдат вновь поступил с тяжелым пулевым ранением в голову, пуля была извлечена, но через два дня солдат скончался. Не вернулся он с войны, не вернулся!».

«Мой дедушка был на войне, там он ослеп. И когда он вернулся домой, ему было трудно воспитывать детей».

«Дедушка защищал Родину, а бабушка с сестрой голодали. Зимой они ели снег, а летом траву».

Во всех анкетах-сочинениях хорошо видится уважительное отношение и проявляется чувство гордости за своих предков, которые пережили столь нелегкое время, вынесли много тяжких испытаний и смогли достойно и честно воспитать юное поколение.

«Я очень рада, что мои бабушка и дедушка живы и приносят пользу людям».

«Я очень люблю и горжусь своей бабушкой, ведь она была младше меня, когда пошла работать, а проучилась всего три года».

«Я очень горжусь своим прадедом и очень люблю слушать бабушку, когда она рассказывает о деде Павле».

«Я люблю своего дедушку, он часто рассказывает мне про свои военные годы».

«Мой прадедушка - участник войны с фашистами. Он погиб на войне, и меня назвали в память о нем Димой».

Радует тот факт, что в ряде случаев память о дедах и прадедах сохраняется не только в устных рассказах, но и является документально засвидетельствованной.

«Мой дедушка Степан был хорошим снайпером. Про него была заметка в газете».

«В Усть –Ишиме на доске без вести пропавших, возле Вечного огня есть имя моего дедушки».

«В семидесятые годы был снят документальный фильм о первых строителях Омского нефтезавода. В этом фильме рассказывалось и о моем дедушке Фирстове Иване Григорьевиче».

В ходе проведения исследования, как сообщалось ранее, было получено 75 анкет-сочинений. 33 работы были выполнены мальчиками и 42-девочками.

Анализируя эти сочинения, можно отметить, как неоднозначно учащиеся выбрали героев своих сочинений. Почти одинаковое количество работ посвящено бабушкам или прабабушкам: мальчики –18%, девочки 17%, но по другим категориям результаты очень отличны друг от друга. О своих дедах и прадедах пишут 45% мальчиков и только 14% девочек, а написать о бабушках и дедушках одновременно постарались 69% девочек и 36% мальчиков, видимо, здесь немалую роль сыграл тот фактор, что девочки стремились охватить и представить в своей работе всю семейную картину в целом, а мальчики, видимо, больше увлеклись героической и романтической стороной из жизни представителей мужской линии своих предков.

Мы попытались отразить квалиметрические характеристики работ учащихся, пользуясь методикой Ю. Б. Татаринова, через систему показателей, определяющих качества их основных компонентов, к числу которых отнесли : 1) охват работой различных исторических событий; 2) подробность изложения содержания; 3) насыщенность исследуемого объекта эмоциями; 4) упоминаемая в работе степень родства; 5) уровень семейной памяти.

По трех – пятипозиционной шкале мы определили степень проявления интенсивности признака соответствующих компонентов.

1. Охват исторических событий:

-Великая Отечественная война: мальчики: (м)-79%, девочки (д)-78%,

-период первой мировой и гражданской войны: м-9%, д-14%

-коллективизация: м-0% , д-5%,

-строительство Омского нефтезавода: м-3%, д-7%,

-освоение целинных земель: м-3% д-5%,

2. Подробность излагаемого материала:

-очень подробно: м-6%, д-4%,

-подробно: м-9%, д-33%,

-не подробно, но и не кратко: м-45%, д-30%,

-кратко: м-12% , д-14%,

-очень кратко: м-27%, д-7%.

3. Эмоциональность описания:

-высокая: м-18%, д-31%,

-средняя: м-52%, д-52%,

-низкая: м-30%, д-17%.

4.Упоминаемая в работе степень родства:

-бабушки и дедушки: м-76%, д-64%,

-прабабушки и прадедушки: м-24%, д-36%,

-прапрародители: м-3%, д-2%.

5.Уровень семейной памяти:

-высокий: м-18%, д-28%,

-средний: м-61%, д-52%,

-низкий м-21%, д-19%.

Какие же выводы можно сделать из полученных данных? Анализируя охват исторических событий, важно отметить, что наиболее часто в работах учащихся встречается упоминание о Великой Отечественной войне (79 % и 78 % у мальчиков и девочек соответственно ), которое можно считать вполне закономерным явлением, так как это было самое крупномасштабное и трагическое событие ХХ столетия, тяжело навалившееся на каждую семью нашей страны. Трудно найти у нас хотя бы одну семью, которую не задела, не опалила бы своим огненным крылом эта война. Гибель родственников, ужасы окупации, потеря близких и их долгий поиск, не всегда венчавшийся успехом, труд малолетних детей, голод, лишения – какая из семей смогла избежать этого? А какая смогла бы об этом совершенно забыть?

Гораздо реже, что хорошо видно из приведенных данных, описываются более отдаленные во времени исторические события : первая мировая война, революция 1917 года, гражданская война, коллективизация; причем работы девочек уделяют этому периоду больше внимания. Размышляя над этим фактом, можно предположить, что в общественном сознании старшего поколения утеряли свою былую значимость эти страницы Российской истории, к тому же не последнюю роль в этом процессе сыграла глобальная переоценка былых ценностей, прошедшая в последнее десятилетие, а так же естественная утрата прочной связи между представителями разных поколений в пору революции, репрессий, переселений целых народов, когда разрыв семьи и потеря семейных реликвий, фотографий, документов и просто воспоминаний было обычным явлением.

Радует, безусловно, тот факт, что не забывается в семьях и то, что имеет непосредственное отношение к истории нашей « малой родины». Освоение целинных земель, строительство Омского нефтезавода – по-прежнему живо вспоминаются многими омичами.

Комментируя процентное упоминание исторических событий в работах школьников, надо отметить, что многие авторы стремились затронуть не одну, а несколько значимых дат в жизни нашей страны, хотя встречались и такие сочинения, где жизнь старшего поколения описывалась только с бытовой точки зрения, в полном отрыве от каких -либо явлений общественной жизни.

«Историческая память как память об истории изначально, сущностно вторгается в эмоционально-чувственную сферу человека», - считают исследователи (5, 7). Следовательно, ни одна семья не может, подобно пушкинскому Пимену, «добру и злу внимая равнодушно, не ведая ни жалости, ни гнева», вспомнить и рассказать о каком-либо значительном событии. В данной ситуации всегда будет присутствовать элемент личностного восприятия, когда любой излагаемый факт уже прошел через горнило собственного переживания и когда выработалась определенная установка на столкновение с эхом прошлого. В процессе формирования определенных убеждений человека (отношение к труду, патриотизм, гуманизм ) важное практическое значение имеют эмоции, так как без них невозможен процесс формирования чувств, суть которого состоит в возбуждении, обобщении и систематизации разнообразных эмоций. Яркие, эмоционально насыщенные рассказы взрослых производят огромное впечатление на детей и вызовут нужные для формирования чувств эмоции (6).

Наши данные показывают, что у девочек (в отличие от мальчиков ) более развито умение не просто внутренне переработать полученный от старших рассказ, а, излагая услышанное в своем сочинении, донести до читателя содержание в более эмоциональной форме.

И. Забелин писал, что в семье по естественным причинам человеческого долголетия остается по большей части три колена : отцы, дети и внуки. В наше время при сильном развитии государственного и общественного быта в действительности существует только семья и общество. Дальнейшее обозначение родовых колен определяется прибавкою выражения «пра» - и для восходящих, и для нисходящих линий, и родичи совсем теряются, уходя далеко от семьи в общество (12). В работах детей мы видим прекрасное подтверждение этому факту, т. к. подавляющее большинство учащихся отождествляет со своими предками только бабушек и дедушек, меньшее количество упоминает о прадедах и прабабушках и уже редко кто знает, как их зовут.

Институт социологии парламентаризма приводит данные опроса, из которых следует, что 21% людей помнит имена всех прабабушек и прадедушек, 34%-некоторых, а 44% ничьих не помнят. При этом 58% хотят, чтоб правнуки их помнили. Вот он - наш человеческий эгоизм (9).

В минимальном числе (3%) работ мы встречаемся с прапрародителями и видим, что семья знает их полные имена и даже даты рождения, например: « Мой прапрадедушка Петр Ефремович Коробейников родился в деревне Кирсановке (ныне Большереченский район Омской области ) в 1895 году, в которую семья приехала из Тамбовской губернии Кирсановской волости деревни Кобяки». И это можно считать исключением, подтверждающим общую тенденцию сужения семьи к установившимся ныне границам дед-внук.

Память как психическое свойство существует через запоминание, сохранение, воспроизведение личностью ее опыта (7). «Историческая память, т. е. способность к воспроизведению прошлого, - это одно из фундаментальных свойств и человека, и человеческого общества»,- считает В. К. Егоров (5). Мы предприняли попытку оценить глубину исторической памяти на семейном уровне, при этом принимали во внимание несколько граней данного аспекта: наличие датированности событий, знание степени родства, имен и фамилий родственников, мест их проживания, увлечений. Безусловно, за сочинениями школьников стоит работа памяти и души родителей, а так же старшего поколения каждой семьи.

Мы полагаем: проведенная с детьми работа помогла им осознать, что встретиться с музой Клио можно не только на страницах учебника, но и в привычной домашней обстановке, и ощутить тем самым свою причастность к Истории.

Утверждают, что вещи хорошо характеризуют личность. Подобным же образом мы решили исследовать наличие свидетельств материальной и духовной культуры прошлого в семьях. Ощущает ли современная семья потребность в хранении памятной, но почти не находящей практического применения в быту вещи или же вслед за сиюминутными веяниями моды стремится украсить свое жилье престижными приобретениями.

В основной массе семей, как выяснилось, сохраняются единичные вещи, срок службы которых в среднем исчисляется пятью десятками лет. Иногда встречаются предметы, имеющие более длительную судьбу, относящиеся к началу ХХ или концу ХIХ века. Изучая полученные данные, мы обнаружили, что чаще всего сохраняются определенные группы вещей, важность которых мы проиллюстрируем самыми интересными примерами из работ учащихся.

    Шкатулка для хранения документов, украшений-15% работ.

«Прабабушка хранила в шкатулке самое дорогое и памятное. Это напоминало ей о прошлом , о людях , которые много значили в ее жизни , о близких родственниках , о доброте , любви и радости . Когда прабабушка открывала шкатулку , она плакала, вспоминая этих людей . Сейчас шкатулкой пользуется вся наша семья».

«Этой шкатулкой пользовались многие мои родственники. Я, наверное, и не перечислю всех, но все-таки попробую. Моя прабабушка, бабушка, мама, ее сестры, наконец шкатулка дошла до меня. Я думаю что она пойдет дальше путешествовать по моим потомкам и тогда уже станет реликвией в нашей огромнейшей, считая предков и потомков, семье».

В последней работе особо примечательно, что автор осознает себя и свою семью не только в замкнутом круге «я и люди существующие рядом», но и проецирует само понятие «семья» на будущее, на еще не существующих реально людей.

2. Часы, полученные в качестве награды, подаренные на свадьбу или юбилей-12% работ.

«Часы прадедушке подарила жена на день рождения, а через неделю он ушел на фронт. Ему было тогда всего 30 лет. В 1943 году прадедушка погиб, и часы переслали прабабушке. Потом она передала их мне. Эта единственная вещь, которая осталась от моего прадедушки. Мы очень дорожим этими часами и храним их в память о нем».

«Часы принадлежали моему прадедушке. В 1949 году, когда он работал секретарем в райкоме, его наградили за хорошую работу часами. Когда бабушка закончила 10 классов, часы подарили ей».

Некоторые ученики рассказывают, что родители хранят старые карманные часы дедушек даже несмотря на то, что они потеряли внешнюю красоту и привлекательность, а механизм уже давно не работает.

3. Мебель, в основном сделанная своими руками : письменный стол, книжный шкаф, сундук и др.-12% работ.

«Самая старая вещь в нашем доме – сундук. Он был изготовлен еще в то время, когда правил царь, а нам достался от прабабушки. Сундук сделан из хорошего дерева, обит жестью с орнаментом и закрывается на ключ».

« Давно, когда мой дедушка был молодым и учился в техникуме, ему потребовался письменный стол для занятий, и он по своим чертежам сделал для себя стол … Когда я вырос и пошел в школу, подошел и мой черед пользоваться этим удобным столом. Глядя на этот стол, все восхищаются дедушкой и его «золотыми руками».

В. А. Блюмкин, определяя роль труда в жизни людского сообщества, сделал вывод о его важнейшем месте в системе ценностей. Причем, автор подчеркивает, что нравственной ценностью обладает не только сам труд, но и его продукты, все хранящее мастерство человеческих рук, души, волнения и надежды своих творцов (2). Из последней работы мы видим, как в доме сохраняется и сам объект приложения трудовых усилий, и аура положительного воспоминания, восхищения, что, несомненно, не может быть забыто в будущем, когда человек (автор) станет взрослым.

4. Старинные книги- 10% работ

«У нас дома есть Библия на немецком языке. Книга небольшого размера, она хранится в футляре. За много лет футляр потрепался, но сама Библия в отличном состоянии. Обрез книги покрыт позолотой . Дата выпуска этой книги 1816 год!»

«От прабабушки нам досталась необычная книга. Она издана в 1896 году, называется «Полное собрание сочинений А. Ф. Писем- ского». Книга отпечатана старинным шрифтом. Один из томов называется «Масоны». Я пыталась прочитать, но, к сожалению, мне это не удалось. Мы очень дорожим этой книгой, ведь ей исполнился уже 101 год».

«От того, что книга старая, листы пожелтели. Переплет темно- зеленого цвета, а на обложке написано красными буквами: «Сочинения И. И. Лажечникова». Книга была издана в 1900 году товариществом Вольф. Мама хранит ее не только как историческую вещь, но и как память о своих родных».

5. Украшения и посуда- 8% работ.

«Моя бабушка родилась в Китае в русской деревне. Там ей подарили складной веер из тонких деревянных пластинок. В центре нарисованы китаянки. Одна из них танцует, другая наливает чай, третья сидит под ярким зонтиком. Вокруг нарисованы яркие цветы и фантастические птицы. Мы часто вспоминаем о веере и любуемся им».

«Когда бабушка была маленькая, ее мама выменяла на продукты кувшин. В то время посуды было мало, и она очень ценилась. С кувшином бережно обращались, и он сохранился до наших дней».

Приведенные выдержки подтверждают общеизвестную истину о том, что специфическим средством познания мира человеком является художественная культура, которая окружает нас повсеместно, в том числе и в быту, но мы не всегда отдаем себе отчет в том, как это важно для каждого из нас (8).

Известно, что вещи хорошо характеризуют личность, поэтому любопытно посмотреть, как школьники оценивают значение семейных реликвий.

«Фотоальбом нам очень дорог, он сохраняет историю нашей семьи. Недавно папа отреставрировал его, и он стал почти как новый. Я решил продолжить альбом, а когда-нибудь покажу его своим детям и внукам».

«Прабабушка подарила мне старинную икону Святой Великомученицы Екатерины. Когда на душе не очень хорошо, я смотрю на нее, и становится легче, а мир кажется светлее и радостнее».

«В 1942 году прадедушка погиб на войне. Мы бережно храним его медаль «За Отвагу».

Анализируя работы школьников, можно сделать следующие выводы:

1.Основное количество семей ценит и бережет память о своих пращурах.

2. В процессе выполнения работы школьники приобрели навыки сбора информации об истории семьи из уст старших поколений, используя документы и семейные реликвии.

    На основе подобных творческих заданий можно успешно вести патриотическое воспитание подрастающего поколения, так как еще В. О. Ключевский утверждал: «Каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно действующим гражданином»(14).

4. Описанные нами нестандартные формы работы со школьниками развивают их творческий потенциал, приобщают к поисковой работе, способствуют становлению личности, а также вовлекают родителей в орбиту школьной жизни и учебных заданий, активизируя их роль в воспитании детей.

Библиография

1. Баринов В. А. Деформация русского национального самосознания в результате октябрьского переворота 1917 года //Духовность русской культуры : Мат. Всерос. науч. - практ. конф. – Омск, 1994.-С. 251.

2. Блюмкин В. А. Мир моральных ценностей. - М.: Знание, 1981,- С. 19-23.

    Гончаров С. З. Философия совершенства И. А. Ильина в духовном самоопределении России // Духовность русской культуры : Матер. Всерос. Науч.- практ. Конф.- Омск , 1994.- С. 33.

    Гранин Д. Чужой дневник. Повести и рассказы, М.: Современник .- 1988.- С. 291.

    Егоров В. К. История в нашей жизни. - М.: Наука, 1990.- 192 с.

    Ковалев А. Г. Психология личности, изд. 3, перераб. и доп. М.; Просвещение , 1969.- С.150.

    Курс общей возрастн. и педагог. псих. Вып. 2 /Под ред. М. В. Гомезо. - М.: Просвещение , 1982.- С. 31.

    Мир профессий : Человек - художественный образ / Сост. А. Смирнов. –М.: Мол. гвардия , 1987.- С. 9.

    Нугзар Бетанели. Пол-России уверенно, что хороших людей больше, чем плохих // Комс. правда .- 1997.- 29 июля.

10. Пугачева Н. М. Сибирское краеведение в 1920-1930 гг.// Изд. Ом. гос. ист.- краев. Музея. – Омск, 1993.-№2.- С. 9-16.

11.Седельников А. Н. Учебник родиноведения для школ западно-сибирского учебного округа. - Омск, 1916.- С. 4

12. Семья: Книга для чтения. Кн. 1. / Сост. И. С. Андреева, А. В. Гулыга. - М.: Политиздат, 1991.- С. 273.

    Соколов В. М. Социология нравственного развития личности. - М.: 1986.- С. 163-167.

    Энциклопедич. словарь юного историка // Сост. Н. С. Елманова, Е. М. Савичева.- М.: Педагогика –Пресс, 1993.- С. 7.

1