Соединенные Штаты Америки (работа 3)
Соединенные Штаты Америки – могущественная, крупная держава. Там живут люди многих национальностей, мне интересна эта страна, страна богатой культуры, традиций и захватывающей истории. США оказывает большое влияние на ход мировой истории. По этим причинам я и выбрала тему «Соединенные Штаты Америки».
По размерам территория США занимает среди стран мира четвертое место. В ее состав входят три части:
основная территория (или собственно США), имеющая форму массивного четырехугольника, протягивающегося с востока на запад почти на 4,7, а с севера на юг на 3 тысячи километров.
Аляска.
Гавайские острова в Тихом Океане.
По численности населения США занимают третье место в мире; по числу жителей они не уступают ФРГ, Франции, Великобритании и Италии вместе взятым. Согласно прогнозам демографов1, число жителей в стране к 2000 году увеличится до 265-270 миллионов человек; это означает, что в течение одного двадцатого века оно возрастет в 3,5 раза.
Большое влияние на численность населения США всегда оказывала и продолжает оказывать иммиграция2.
Всего с начала двадцатого века в страну прибыло 55 миллионов человек из почти 70 стран. И в наши дни, несмотря на ряд ограничений, ежегодный приток составляет почти 1 миллион человек.
Массовая иммиграция сыграла решающую роль и в формировании национального состава населения США. Современная американская нация – это, прежде всего результат этнического смешения и слияния переселенцев из разных частей света.
Хотя ныне в США живут представители более ста этносов, ученые-этнографы объединяют их в три главные этнографические группы3:
Американцев США, или просто американцев, т.е. потомков переселенцев разных наций, для которых английский язык теперь является родным.
Переходные иммигрантские группы, включающие людей, сравнительно недавно переселившихся в США и еще не «натурализовавшихся» в этой стране.
Жителей-аборигенов4 (индейцев, эскимосов и др.).
Американцы США составляют ¾ всего населения, аборигены – менее 1%. Тем не менее, очень многие географические названия США имеют индейское происхождение.
По показателю средней плотности населения среди 20 наиболее населенных стран мира США занимают 18-е место.
В последнее время заметно возросли внутренние миграции1 населения, в первую очередь пенсионеров, из штатов Севера в штаты Юга. В целом быстрее всего растет население Техаса, Флориды и особенно Калифорнии.
Общее население Соединенных Штатов Америки – 216,8 миллионов человек (данные за 1970 год).
По государственному строю США – федеративная республика, состоящая из 50 штатов. Каждый штат имеет свою конституцию, свои законодательные и исполнительные органы власти, выборного губернатора, а также свою символику, которая обычно связана с их историческими или природными особенностями. Кроме того, отдельно выделяется Федеральный округ Колумбия, на территории которой расположена столица государства - Вашингтон.
Федеративное устройство США нашло отражение и на государственном флаге страны, который был утвержден вскоре после провозглашения независимости в 1776 году. В левом верхнем углу флага расположен синий прямоугольник с белыми пятиконечными звездами, число которых соответствует числу штатов, входящих в федерацию; оно постепенно увеличивалось. Пятидесятая звезда была нанесена на флаг в 1959 году поле предоставления статуса штата Гавайским островам. Само полотнище флага состоит из 13 чередующихся белых и красных полос, символизирующих первые 13 штатов, объединившихся в единое государство.
Главой государства является президент, который избирается на срок 4 года. Высший законодательный орган – конгресс (палата представителей и сенат).
Президенты США с 1945 по 1999 годы:
Трумэн Гарри 1945-1953 гг.
Эйзенхауэр Дуайт Дейвид 1953-1961 гг.
Кеннеди Джон Финджералд 1961-1963 гг.
Джонсон Линдон 1963-1969 гг.
Никсон Ричард Милхаус 1969-1974 гг.
Форд Джералд Рудольф 1974-1977 гг.
Картер Джеймс (Джимми) Эрл 1977-1981 гг.
Рейган Роналд Уилсон 1981-1989 гг.
Буш Джорж 1989-1993 гг.
Клинтон Билл 1993-по настоящее время.
В момент, когда все проблемы послевоенного устройства мира стали во весь рост, 12 апреля 1945 года умер Франклин Рузвельт, более 12 лет доминировавший на американской сцене и имевший небывалый международный авторитет. Решение всех проблем легло на вице-президента Гарри Трумэна, сменившего Рузвельта на посту президента. Смерть Рузвельта и окончание войны обернулись для демократической партии падением ее влияния.
Республиканцы на промежуточных выборах 1946 года добились большинства в обеих палатах конгресса. Победа их на президентских выборах 1948 года казалась предрешенной.
Трумэн в этой ситуации должен был разработать политическую стратегию для послевоенной Америки. В области внутренней политики он предложил продолжить реформы «нового курса». Администрация Трумэна осуществила конверсию военной промышленности, то есть перевод ее на производство невоенной продукции. Чтобы избежать социальных потрясений был принят закон, названный Солдатским биллем о правах. В 1946 году был принят закон о занятости, который уполномочил президента добиваться такого уровня политической активности, который соответствовал бы полной занятости населения. В 1948 году Трумэн добился увеличения минимальной заработной платы, расширения системы социального обеспечения и принятия программы строительства дешевых жилищ. В США завершилось становление «государства благоденствия». В области внешней политики был взят курс на сдерживание СССР. Американцы отдали должное Трумэну, избрав его в 1948 году президентом; демократам, кроме того, удалось вернуть себе большинство в обеих палатах конгресса.
В 40-е годы начался подъем борьбы американских негров против расовой дискриминации. К тому времени их положение значительно изменилось. В годы войны возрос спрос на рабочую силу в промышленных городах Севера США, и многие негры покинули Юг, где они повергались особо жесткой дискриминации и были фактически лишены права голоса. На Севере негры активно включались в политическую борьбу. Их голоса стали подспорьем для демократической партии, которая поэтому не могла не отреагировать на их требования равных прав. В 1948 году была запрещена дискриминация негров при найме на федеральную государственную службу, начата подготовка к ликвидации дискриминации в армии. Это вызвало настоящий бунт южан-демократов; на выборах 1948 года они даже выдвинули своего кандидата в президенты. Но борьба негритянского народа только вступала в полосу подъема.
Вступившая в силу в 1951 году 22 поправка к конституции разрешала только одно переизбрание президента. Исключение делало лишь для Трумэна. Однако его популярность из-за корейской войны упала, и он не выставил своей кандидатуры. Республиканцы же выдвинули очень популярного в Америке человека – Дуайта Эйзенхауэра, военного героя, главнокомандующего объединенными силами союзников. И он победил на выборах. После двадцатилетнего перерыва республиканец занял Белый дом.
Учитывая подчас резко критическое отношение республиканцев к реформам «нового курса», можно было ожидать попыток ликвидации «государства благоденствия». Но вопреки ожиданиям Эйзенхауэр не сделал этого. Он снизил налоги, отменил некоторые меры предыдущей администрации по регулированию экономики, введенные в годы Корейской войны, но не более. Президент Эйзенхауэр, таким образом, закрепил складывающееся в американском обществе единогласие в подходе к «государству благоденствия» как необходимому атрибуту современного общества.
В 50-е годы в новый этап вступило движение за гражданские права негритянского населения. Признанным лидером его стал Мартин Лютер Кинг, баптистский пастор, предложивший использовать в борьбе тактику ненасильственных действий. Использование этой тактики способствовало вовлечению в движение значительных масс негритянского населения. В 1955 году Кинг организовал бойкот автобусных компаний в Алабаме, проводящих сегрегацию пассажиров, то есть выделяющих в автобусах места только для «белых» и только для «чёрных». В 1956 году Верховный суд признал такую сегрегацию противоречащей конституции. Еще ранее Верховный суд признал незаконной сегрегацию в школах. Но эти решения высшей судебной инстанции наталкивались на массовое сопротивление белых на Юге США. В 1957 году, чтобы обеспечить возможность посещать среднюю школу для белых 9 чернокожим школьникам, Эйзенхауэр был вынужден послать в город Литтл-Рок (штат Арканзас) 1000 парашютистов.
50-е годы были годами благополучными, а после окончания Корейской войны – мирными. Американцы впервые вкусили плоды «государства благоденствия». Став «обществом потребления», США утратили на время свой динамизм. К концу 50-х годов уже стало ощущаться их начавшееся отставание. Западная Европа и Япония развивались быстрее, их конкуренция на мировых рынках становилась все более ощутимой. Американцы стали проявлять обеспокоенность.
На выборах 1960 года демократов выдвинули кандидатом в президенты Джона Финджеральда Кеннеди, призывавшего сограждан ответить на вызов и продемонстрировать миру способность Америки к переменам. Его победа на выборах привела к оживлению реформаторской деятельности.
Администрация Кеннеди приняла меры по стимулированию экономического роста; предложил программу «Аполлон», целью которой была высадка американцев на Луне. Во внешней политике Кеннеди, проявляя готовность идти на компромиссы СССР, тем не менее, оказался достаточно жестким партнером во время Карибского кризиса. Его многообещающая политическая карьера, однако, была прервана. 22 ноября 1963 года он был убит в Техасском городе Далласе. Убийца – Ли Харви Освальд - был задержан, и вскоре застрелен, погиб и стрелявший в него.
60-е годы стали временем невиданного общественно-политического подъема. Обстановка в стране накалилась. На нее обрушилась волна насилия. Произошла серия политических убийств. Вслед за Джоном Кеннеди погиб в 1968 году его брат Роберт, выдвинувший свою кандидатуру на президентских выборах, в том же году расист застрелил Мартина Лютера Кинга, смерть его вызвала негритянские волнения по всей стране. В 1968 году демократы были обречены на поражение, фаворитом был Ричард Никсон, восемь лет занимавший вице-президентский пост при Эйзенхауэре. Он призвал к свертыванию американского участия во Вьетнамской войне и наведению порядка внутри страны.
В 70-е годы массовые движения сходят на нет. Но не только политика Никсона была тому причиной. Началось кризисное десятилетие, экономическая конъюнктура резко изменилась, изменились и настроения американцев. Кроме того, большая часть требований массовых движений была удовлетворена. Расизм был поставлен вне закона, а в 1972 году вступила в силу 26 поправка к конституции, давшая право голоса молодежи с 18 лет. Теперь в центре внимания оказались экономические проблемы – следующие один за другим экономические кризисы, нехватка энергии, инфляция.
Никсон отреагировал на эти проблемы новым расширением государственного регулирования. Впервые в мирное время был введен контроль над ценами, число американцев, получающих всякого рода государственные пособия, достигло астрономической цифры, миллиарды долларов были потрачены на реализацию проектов достижения «энергетической независимости». Но именно в момент максимального расширения функций государства выявились и негативные последствия этого.
В 1872 году в ходе очередной предвыборной кампании сотрудники Никсона, выдвинувшего свою кандидатуру на переизбрание, попытались установить подслушивающую аппаратуру в штаб-квартире его соперника от демократической партии, которая располагалась в гостинице «Уотергейт» в Вашингтоне. Злоумышленники были пойманы на месте преступления. Но когда началось разбирательство этого дела, Никсон, победивший на выборах, использовал свои полномочия, чтобы помешать следствию. Конгресс решил возбудить дело против него самого. Под угрозой отстранения от должности за превышения полномочий, Никсон в 1974 году подал в отставку. Такое случилось впервые в истории США. Место ушедшего Никсона занял вице-президент Джеральд Форд. Престижу республиканской партии был нанесен серьезный ущерб. В 1976 году на очередных президентских выборах победу одержал малоизвестный политик, губернатор штата Джорджия, демократ Джимми (Джеймс Эрл) Картер.
В годы его президентства произошел перелом в настроениях американского общества. Оно убедилось в невозможности выхода из кризисного состояния с помощью государственного регулирования. Для демократа Картера это имело роковые последствия, поскольку именно демократы ассоциировались с «государством благоденствия», и эти изменения в настроениях играли на руку республиканцам. Начавшиеся изменения в мировой политике дали повод критиковать администрацию за слабость. В 1980 году республиканец Рональд Рейган одержал победу, призывая к сожалению государственного вмешательства и к более решительной внешней политике.
Начав с сокращения налогов и повышения учетных ставок Федерального резервного управления - центрального банка США, Рейган вызвал буквально экономический шок. Безработица почти сразу удвоилась, но инфляцию удалось остановить, а с 1983 года начался экономический подъем. Сократив несколько социальные расходы, администрация осуществила самую крупную для мирного времени программу перевооружения. Американская армия получила разнообразное новейшее вооружение, а в 1983 году началась работа над созданием противоракетной обороны США с элементами космического базирования (СОИ). Наращивание военных мускулов сопровождалось антикоммунистической риторикой в духе 50-х годов. Однако Рейган оказался достаточно гибким политиком, чтобы сесть за стол переговоров с коммунистом М.С.Горбачевым в 1985 году и открыть тем самым новую главу в мировой политике, завершившейся окончанием «холодной войны». В 1984 году Рейган сравнительно легко добился переизбрания. В 1988 году президентом был избран Джорж Буш, восемь лет до этого занимавший пост вице-президента. Он в основном продолжил политику своего предшественника.
В 1992 году, когда Буш добивался переизбрания, в президентскую кампанию вмешался независимый кандидат, техасский предприниматель, миллиардер Росс Перо. Выступая с программой, более близкой к программе республиканцев, он «оттянул» на себя часть голосов, доставшихся бы Бушу. Вперед, в итоге, вышел малоизвестный демократ губернатор штата Арканзас, Билл (Уильям Д.) Клинтон. Он получил 43% голосов, Буш-38%, Перо-19%. Клинтон продолжил начатую республиканцами борьбу с инфляцией. Одновременно он попытался провести реформу здравоохранения. В Америки медицина дорогая и многим недоступная, хотя и высокого уровня. Ему это не удалось. Американцы по-прежнему относились с недоверием ко всему, что предусматривало усиление роли государства. На промежуточных выборах 1994 года республиканцы добились установления контроля над обеими палатами конгресса США. Такой победы они не одерживали с 1952 года.
В качестве самой мощной и развитой страны современного мира США играют важную роль и в международных экономических организациях. Пожалуй, наиболее характерным для позиции США в этих организациях является постоянное стремление отстоять и укрепить свое особое лидирующее положение. Эта линия нередко вступает в противоречие с самой природой международных экономических организаций, которые по сути своей являются многосторонними и предназначены для учета и согласования интересов всех участников. По поводу деятельности международных экономических организаций и роли США в этой деятельности в современных условиях существуют обширные исследования. В условиях растущей глобализации мировой экономики, интернационализации финансовых рынков и все более тесного переплетения интересов различных групп государств возникла необходимость создания достаточно значительного фонда общих ресурсов для целей инвестирования, экономического роста и социального развития. Эта задача не могла быть решена МВФ самостоятельно. В ее осуществлении важнейшая роль принадлежала США, которые убедили ряд других стран-доноров МВФ пойти на создание такого фонда. В то же время, глобализация привела к повышению риска того, что утрата доверия рынка может вызвать истощение или отток капитала из стран, переживающих экономические трудности. Это в полной мере продемонстрировал мировой финансовый кризис 1997-1998 гг., охвативший Юго-Восточную Азию, Россию, а также Бразилию и другие развивающиеся латиноамериканские рынки. По своим международным последствиям, выразившимся в стремительном падении обменных курсов и котировок акций, финансовый кризис не имел себе равных за всю послевоенную историю. В связи с финансовым кризисом в Азии МВФ создает в декабре 1997 г. механизм дополнительного резервного кредитования (SRF) для оказания государствам-членам помощи в преодолении последствий обвала регионального финансового и фондового рынков. Но принимая во внимание тот факт, что финансовая и экономическая безопасность в современном мире, в период после окончания «холодной войны», становится не менее, а во многих случаях, более важным фактором международной стабильности, чем военная безопасность, МВФ и мировое сообщество должны пойти на усиление политического контроля за работой Фонда со стороны не только одних США, а более широкого круга влиятельных государств. Это сделало бы МВФ более демократической международной организацией, способной полнее учитывать и выражать интересы своих многочисленных участников.
Соединенные Штаты Америки – главная страна современного капитализма1 (2/5 промышленного производства мира). Экономика США контролируется крупнейшими в мире монополиями2 «Дженерал Моторс», «Стандард Ойл», «Дюпон» и др.
США – крупнейший в капиталистическом мире экспортер капитала. Экономика США подвержена циклическим кризисам. В 1976 году число полностью безработных 7,3 миллиона человек.
В капиталистическом мире США занимают 1-е место (1976) по добыче угля (615 миллионов тонн), нефти (394 миллионов тонн), природного газа, урана, производству электроэнергии (2200 миллиарда кВт-ч), стали (116 миллиона тонн), алюминия (первичного (4,1 миллиона тонн), автомашин (9,4 миллиона тонн), пластмасс (13,5 миллионов тонн), самолетов, 2-е по добыче нефти (424 миллионов тонн). Сильно развиты химическая, нефтехимическая промышленность, производство станков, промышленного и энергетического оборудования, сельскохозяйственных и дорожно-строительных машин. Развиваются новые отрасли, особенно связанные с военным производством: ракетно-космическая, электронная, атомная и др. Сельское хозяйство высокоинтенсивное, главную массу продукции дают крупные капиталистические фермы индустриального типа.
Внешнеторговый оборот США в 1977 (в миллиардах долларов): экспорт – 119,0, импорт – 157. Главные внешнеторговые партнеры: Канада, Япония, ФРГ. Экспорт в СССР составил 2,3 миллиарда долларов, импорт – 0,27 миллиардов долларов.
Ещё в XIX веке, обогнав Великобританию, США вышли на первое место в мире по объему промышленного производства. И ныне они первенствуют в производительности труда, в большинстве наукоемких производств. Им удалось также сохранить преимущество и в некоторых традиционных отраслях промышленности и сельского хозяйства, а так же в непроизводственной сфере.
На США приходится более ¾ всего выпуска авиаракетно-космической, 2/3 электронно-вычислительной техники, более ½ добычи угля и мощности АЭС, около 1/3 сбора зерновых в западном мире.
Промышленность США отличается высоким уровнем, производственной и территориальной концентрацией. Она ориентируется как на выпуск массовой, серийной, так и особо сложной, уникальной продукции. Изделия с маркой «Сделано в США» имеют хорошее качество и ценятся на мировом рынке.
Список используемой литературы.
Кредер А.Д. «Новейшая История ХХ века» М. 1996 г.
Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира» М. 1996 г.
Родин И.О., Пименова Т.М. «Вся история в одном томе» М.
1998 г.
Прохоров А.М., Гиляров М.С. и др. «Советский Энциклопедический Словарь» М. 1980 г.
5. Интернет.
1 Ученые, изучающие закономерности воспроизводства населения в их общественно-исторической обусловленности (СЭС стр. 378)
2 Граждане одного государства, поселяющиеся постоянно или на длительное время на территории другого государства по политическим, религиозным и др. причинам (СЭС стр. 491)
3 Обособленная часть народности или нации, сохраняющая некоторые особенности языка, культуры и быта (СЭС стр. 1574)
4 Коренные обитатели какой-либо территории, страны, в противоположность прибывшим поселенцам (СЭС стр. 9)
1 Миграция населения – перемещения людей, связанные, как правило, со сменой места жительства. Подразделяется на безвозвратную, временную, сезонную, маятниковую. Различают внешнюю и внутреннюю миграцию (СЭС стр. 810)
1 Общественно-экономическая формация, основанная на частной собственности на средства производства и эксплуатации наемного труда капиталом (СЭС стр. 546)
2 Исключительное право в какой-либо сфере деятельности государства, организации, фирмы и т.д. (СЭС стр. 837)