Русско-иранские отношения (век 20 и современность)
Р Е Ф Е Р А Т
на тему:
Русско-иранские отношения
( век XX и современность).
Выполнил: Магомедов Г.Г.
Москва 2003 г.
Содержание
Стр.
Введение. ……….………………………………………………………... 3
Глава I: Россия и Иран в XX веке. ……………………………………… 4
Глава II: РФ – ИРИ. Политический диалог: 1999-2000гг. ……………. 14
Заключение. ……………………………………………………………… 19
Список использованной литературы. …………………………………... 20
ВВЕДЕНИЕ
2.12.1954 г. в Тегеране было подписано соглашение между СССР и Ираном об урегулировании финансовых и пограничных вопросов. Оно положило конец спорам между двумя соседними государствами, длившимся на протяжении свыше 100 лет. Оно положило конец, в частности, ежедневной дипломатической переписке, которой занимались МИД Ирана и МИД СССР, с объяснениями причин, почему советская корова зашла на иранскую территорию или почему иранский крестьянин пас овец на советской территории.
Однако, если оценивать советско-иранские отношения в целом, то можно сказать, что тенденция на улучшение отношений Ирана с Советским Союзом в тот период носила скорее специфически-спекулятивный, временный характер. Это отчетливо проявилось в декабре 1958 – феврале 1959 г., когда между Ираном и Советским Союзом по инициативе Ирана велись переговоры о заключении договора о дружбе и ненападении сроком на 20 лет. Тогда в ходе переговоров иранцы потребовали внести в текст советско-иранского договора дополнения, санкционирующие обязательства Ирана, вытекающие из его участия в агрессивном Багдадском пакте. СССР отказался от подписания пакта.
Срыв этих переговоров и последующее за ними заключение Ираном 5 марта 1959 г. агрессивного ирано-американского двустороннего военного соглашения открыло период наибольшего обострения в советско-иранских отношениях.
Генерал и сенатор Джаханбани, в то время председатель Иранского общества культурной связи с СССР, 10 лет спустя после этих событий, в 1969 г. говорил автору данного сообщения о том периоде, что ирано-советские отношения висели на волоске от разрыва и что только его совет шаху о том, что «с врагом надо быть на близком расстоянии», удержали шаха от разрыва дипломатических отношений Ирана с СССР.
Началом новой тенденции к переходу к более гибкому политическому лавированию между Востоком и Западом и установлению экономического сотрудничества Ирана с СССР и другими странами социалистической системы хронологически можно считать осень 1962 г. 15 сентября иранское правительство заверило советское правительство в том, что Иран не предоставит никакому иностранному государству права иметь ракетные базы всех видов на территории страны и не допустит, чтобы Иран стал средством агрессии против Советского Союза.
Глава I
Россия и Иран в XX веке.
Первая мировая война возникла летом 1914 г. между двумя союзами государств – Англии, Франции и России и Германии, Австро-Венгрии и Турции. Причиной возникновения войны явилось крайнее обострение противоречий в ходе борьбы за сферы влияния, источники сырья, за мировое господство
Иран формально не был вовлечен в войну, начавшуюся 1 августа 1914 г. 1 ноября 1914 г. иранское правительство официально объявило о нейтралитете. Тем не менее почти с самого начала и на протяжении всей первой мировой войны территория Ирана явилась плацдармом военных действий воюющих держав – Англии и России, с одной стороны, Германии и Турции – с другой1.
В конце ноября 1914 г. турецкие войска, угрожая русскому Закавказью, вторглись в Иранский Азербайджан и заняли его западные районы. 14 ноября турецкая армия занял Табриз. В ответ на эти действия германо-турецкого блока в конце января 1915 г. русские войска начали наступление против турецких войск и иранском Азербайджане. 31 января 1915 г. ими был занят Табриз. Одновременно с русскими войсками в юго-западную нефтеносную область Ирана были введены новые английские войска.
Экономическое и политическое закабаление Ирана, оккупация части его территории английскими и царскими войсками, соглашение о разделе Ирана на сферы влияния – все это усилило антианглийские и антирусские настроения в Иране. В этих условиях Германия, воевавшая против Англии и царской России. Германия выступала в Иране под флагом «третьей силы», не имевшей якобы никаких колониальных интересов. «Симпатии населения» Ирана к немецкому проникновению в страну являлись следствием умело поставленной немецкой пропаганды, которая с началом войны изображала Германию «защитницей и спасительницей» мусульманства от Англии и России1 .
Особенно широко развернулась деятельность немцев в Иране в 1915 г. в Бендер-Бушире, Ширазе, Керманшахе, Исфахане, Йезде и Кермане. Германии удалось привлечь на свою сторону многих депутатов иранского меджлиса. Правительство и меджлис высказались за поддержку германо-австро-турецкого блока.
В результате к 1917 г. Иран был оккупирован почти полностью: весь север страны вплоть до Исфахана – царской Россией, южный Иран – Англией; Турки оккупировали часть западных районов, включая Хамадан. В Тегеране был сформирован новый кабинет министров из сторонников Англии и России.
Начатый Советским правительством вывод русских войск из Ирана, после заключения с немцами Брест-Литовского перемирия, завершился 23 марта 1918 г.; их позиции тут же занимали английские войска. 9 августа 1919 г. иранское правительство Восуга од-Доуле подписало англо-иранское соглашение, которое превращало Иран в английский протекторат. Вскоре советское правительство – 28.08.1919 г. – опубликовало обращение «К рабочим и крестьянам Персии», в котором заявило, что не признает англо-иранского договора, осуществляющего порабощение иранского народа.
В ноябре 1920 г. в Москву прибыл чрезвычайный посол Ирана Мошавар оль-Мамалюк. В результате состоявшихся советско-иранских переговоров 26.02.1921г. в Москве был подписан советско-иранский договор первый равноправный договор, заключенный Ираном после векового господства капитуляционного режима в стране. В этом договоре был зафиксирован отказ Советской России от всего, чем владела царская Россия в Иране. Советско-иранский договор был не просто равноправным договором: он создавал благоприятные условия для укрепления экономической и политической независимости и самостоятельного развития Ирана. Он способствовал провалу кабального для Ирана англо-иранского соглашения 1919 г. и освобождению страны от английской оккупации. Вместе с тем он препятствовал использованию территории Ирана в будущем для нападения на Советскую Россию: статья 6-я договора предусматривала ввод советских войск в Иран в случае, если друге страны будут «превращать Иран в базу для военных выступлений против России» и если правительство Ирана будет не в состоянии предупредить эту опасность.
Известие о подписании советско-иранского договора с радостью было встречено иранской общественностью. Многие видные государственные деятели Ирана приветствовали заключение договора с Советской Россией, в том числе и военный министр Ирана Реза-хан (будущий шах Ирана).
Советско-иранский договор явился серьезным ударом по политике колониальных держав на Востоке. Американский журнал «Нейшн» 3.06.1921 г. писал: «Россия пожинает теперь в Персии плоды ее политики самопожертвования, ибо она отказалась от всего – от концессий, дорог, телеграфов, банков, не прося ни пенса вознаграждения за убытки…».
Не представляя себе возможность таких договоров, американские авторы называли договор Советской России с Ираном «удивительным документом».
Почти в тот день, когда в Москве был подписан советско-иранский договор 1921 г., в Тегеране был совершен государственный переворот: в ночь на 21 февраля 1921 г. передовые подразделения отряда полковника Реза-хана овладели столицей. 1 марта 1921 г. Сеид Зия ад-Дин сформировал правительство, а Реза-хан указом Ахмед-шаха получил титул «Сардар сепах» («Военачальник») и назначение командиром казачьей дивизии, наиболее боеспособной воинской частью среди вооруженных сил Ирана. В правительство Реза-хан вошел в качестве военного министра при сохранении командования казачьей дивизией. С тех пор во всех правительствах, создаваемых после государственного переворота – сначала Сеид Зия эд-Дином, затем Кавамом ос-Салтане, Мошир эд-Доуле и снова Кавамом, а затем Мостоуфи оль-Мамалеком и Мошир од-Доуле, - Реза-хан постоянно оставался военным министром.
На протяжении ряда последующих лет культ Реза-шаха все более разрастался и достиг к концу 30-х годов небывалых размеров. Реза-шах был убежден, что любые перемены должны исходить только от него1.
Осуществлявшиеся Реза-шахом экономическая модернизация и социальные программы были рассчитаны на то, чтобы «обеспечить безопасность власти, на вершине монархии которой находился шах»2.
Развитие национальной промышленности Ирана началось лишь с 30-х годов. Всего к 1941 г. в Иране насчитывалось около 400 фабрик и заводов. Численность промышленных рабочих (не считая нефтяного сектора) утроилось между 1931 и 1941 г. К концу правления Реза-шаха в стране насчитывалось от 500 до 700 тыс. рабочих3.
Советский Союз оказал значительную помощь Ирану в промышленном строительстве. При помощи СССР в Иране были построены несколько элеваторов, в том числе самый крупный тегеранский элеватор, мельничный комбинат в Тегеране, несколько рисоочистительных заводов и др. предприятий. В 1924 г. в Иране были созданы Русско-персидский коммерческий банк («Русперс»), русско-персидское торговое общество («Рупето»), русско-персидское хлопковое товарищество («Персхлопок»), русско-персидское импортно-экспортное общество («Шарк»). Но если в 20-е годы Реза-шах придерживался добрососедских отношений с СССР, что способствовало укреплению экономической и политической самостоятельности Ирана, то к концу 30-х годов Реза-шах начал проявлять враждебное отношение к СССР. В стране усилилась антисоветская пропаганда. Все не только советское, но и вообще русское жестоко преследовалось. Свертывалась советско-иранская торговля, закрывались ранее смешанные советско-иранские общества. Люди, которые обвинялись в связях с советскими организациями (обществ «Шарк», «Бюро Перс», «Персхлопок» и др.), рассматривались как русские агенты и подвергались суровым репрессиям. Людям, знавшим русский язык, разговаривать по-русски не разрешалось. В 1938 г. Реза-шах отказался подписать новый торговый договор с СССР, что привело к резкому сокращению советско-иранской торговли, на долю которой в 1938 г. приходилось 38 % всего внешнеторгового оборота.
Особенно враждебной в отношении СССР стала внешняя политика Реза-шаха в последние годы перед второй мировой войной, когда шах сблизился с гитлеровской Германией. Американский автор книги «Иран» Хаас писал: «Больше, чем все остальное, симпатии шаха к Германии должна была притягивать фанатичная враждебность к большевистской России. Если была какая-либо основная направленность во внешней политике Реза-шаха, так это – страх перед большевизмом и распространением большевистской пропаганды в стране… Нацистская Германия казалась ему даром, посланным небом, чтобы уменьшить его страх».
В период между 1934 и 1941 г. Реза-шах стал рассматривать европейские фашистские государства как образец для подражания. Поскольку Германия была «третьей силой» в Условиях «традиционной вражды Ирана как с Англией, так и с Советской Россией», пишет Реза Годс, шах счел выгодным установить с ней тесные экономические и политические связи1.
Иран для Германии представлял в перспективе особую ценность. Иран – это традиционный сухопутный перевал в Юго-Восточную Азию, в Индию в частности. Иран владел крупнейшими в мире нефтяными месторождениями. Иран был важен для фашистской Германии в готовящейся ею войне с Советским Союзом своим стратегическим положением.
Готовя в Иране плацдарм для нападения на СССР, гитлеровцы тайно завезли в Иран только в начале 1941 г. 11 тонн вооружения и боеприпасов; склады оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ размещались на севере страны. В 1941 г. в Иране находилось около 4 тыс. тайных агентов германской разведки, гестапо и аппарата Геббельса.
Поступившие данные разведок свидетельствовали, что в Иране готовился фашистский переворот с целью вовлечения Ирана в войну против СССР на стороне Германии. Советская армия сорвала планы гитлеровцев. Поскольку ноты Советского правительства Ирану от 26 июня, 19 июля и 16 августа 1941 г. не оказали ожидаемого воздействия на иранское правительство, не пожелавшего положить конец враждебной деятельности немцев, СССР и Англия 25 августа 1941 г. вручили новые ноты и одновременно ввели войска в Иран.
16 сентября 1941 г. Реза-шах подписал акт отречения, передав престол своему старшему сыну – Мохаммеду-Реза Пехлеви, и покинул Иран. 17.09. в Тегеран вступили советские войска, 18.09. – английские.
Вступление союзных войск в Иран сыграло решающую роль в спасении Ирана от колонизации, от немецко-фашистского порабощения, от превращения в сателлита фашистской Германии. Выдворение немцев из Ирана, разрыв дипломатических отношений с Германией поставили Иран в ряды антифашистской коалиции и обеспечили ему как суверенитет и независимость, так и достойное место в послевоенном мире. Союзный договор между СССР, Великобританией и Ираном от 29 января 1942 г. и Декларация трех держав об Иране от 1 декабря 1943 г. торжественно подтвердили равноправные суверенные отношения государств с Ираном и участие его совместно с другими миролюбивыми нациями в установлении международного мира, безопасности и прогресса после войны.
На основе тройственного англо-советско-иранского договора о союзе от 29.01.1942 г. через Иран велись перевозки военного снаряжения и материалов в СССР.
Во время второй мировой войны США, воспользовавшись изгнанием немцев из Ирана и ослаблением Англии, значительно укрепили в Иране свои позиции. Американское проникновение в Иран наиболее интенсивно происходило в период пребывания на посту премьер-министра Ирана Кавама ос-Салтане. 8 апреля 1943 г. в Вашингтоне был подписан подготовленный Кавамом ирано-американский торговый договор. Он предусматривал установление принципа наибольшего благоприятствования в отношении ввоза американских товаров в Иран, взимания таможенных пошлин, налогов, сборов и пр. и иранских товаров в Америку (ковры и сельскохозяйственное сырье). Иранские газеты отмечали, что договор имеет целью обеспечить Соединенным Штатам во внешней торговле Ирана то положение, которое занимала перед второй мировой войной Германия.
За годы войны доля США во внешней торговле Ирана увеличилась более чем вдвое и в 1944-1945 гг. составила уже 23,3 % внешнеторгового оборота Ирана, заняв второе место после Индии (30 %).
Правительство Кавама ос-Салтане пригласило в Иран ряд американских военных и экономических миссий: полковника (впоследствии генерала) Нормана Шварцкопфа – для «командования иранской жандармерией», генерала Кларенса Р.Ридли – для работы в иранской армии, Л.С.Тиммермана – в качестве генерольного администратора полицейского управления и советника министерства внутренних дел Ирана, Артура Мильспо – в качестве «генерального администратора иранских финансов», Шеридана – на пост советника министерства по продовольствию, Гарольда Гришама – начальником главного таможенного управления и советником по делам внешней торговли Ирана и многих других.
В конце 1943 г. – переломного года Великой отечественной войны – в Тегеране состоялась конференция руководителей трех союзных держав («Большой тройки») – Сталина, Рузвельта и Черчилля, - ставшая одним из важнейших дипломатических событий второй мировой войны. Официальные заседания конференции состоялись 28 ноября и 1 декабря 1943 г.
Важнейшим вопросом Тегеранской конференции был вопрос о совместных военных операциях против гитлеровской Германии. Попытка Черчилля добиться новых отсрочек в создании второго фронта против Германии не удалась: Рузвельт был убежден, что если второй фронт не будет создан ранней весной 1944 г., то он не понадобится вовсе и Советский Союз сам завершит войну в Европе полной победой. Черчилль потерпел неудачу и в новых его требованиях предпринять вторжение в Европу со стороны Балкан. Конференция согласилась с тем, что может быть предпринято и второе вторжение со стороны Средиземного моря, но не со стороны Балкан, в южную Францию.
Таким образом, Тегеранская конференция приняла важнейшее решение об открытии второго фронта в Западной Европе силами англо-американских армий 1 мая 1944 г.
Представители Советского союза дали согласие на вступление СССР в войну против Японии через 6 мес. После окончания войны в Европе.
В декларации «О совместных действиях в войне против Германии и о послевоенном сотрудничестве трех держав» говорилось: «представители наших военных штабов участвовали в наших переговорах за круглым столом и мы согласовали наши планы уничтожения германских вооруженных сил. Мы пришли к полному соглашению относительно масштабов и сроков операций, которые буду приняты с востока, запада и юга… Наше наступление будет беспощадным и нарастающим…»
Совещание руководителей трех держав приняло также «Декларацию об Иране»: 9 сентября 1943 г. Иран объявил войну Германии, но это объявление войны реального военного значения не имело, иранские войска в военных действиях участия не принимали.
СССР, США и Великобритания в декларации об Иране от 1 декабря 1943 г. заявили об общем согласии трех правительств относительно их взаимоотношений с Ираном, признали, что Иран оказал помощь союзникам в деле транспортировки грузов из-за границы в СССР, согласились предоставлять правительству Ирана Экономическую помощь как во время войны, так и в послевоенный период; они заявили далее о «своем желании сохранить полную независимость, суверенитет и территориальную неприкосновенность Ирана».
Победа над фашистской Германией привела к разладу единства среди союзных держав. Рост мощи Советской России напугал руководителей США и Англии. Отношение союзных держав к России резко изменилось. Это особенно было заметно в Иране.
6 октября 1947 г. между США и Ираном было заключено соглашение об американской военной миссии в Иране, которое еще более усиливало контроль американских военных советников над иранской армией. Этот факт означал официальное вступление Ирана на антисоветские позиции. Соглашение предусматривало увеличение числа американских сотрудников в Иране и предоставляло только Соединенным Штатам право занимать офицерские должности советников в иранской армии.
Получив монопольное право на руководство в иранской армии, американцы закрыли к ней доступ и своему младшему партнеру в Англии.
Официальные представители США в Иране открыто подстрекали Кавама к аннулированию советско-иранского соглашения от 4.04.1946 г., планы американской стороны в отношении Ирана сводились к экономическому и политическому закабалению страны, превращению Ирана в американский протекторат, в плацдарм для антисоветской деятельности с территории Ирана.
Таким образом, одной из наиболее важных черт экономической и политической жизни Ирана в 1948 г. да и в последующие годы была дальнейшая экспансия американского империализма в Иране. Она составляла неотъемлемую часть агрессивной внешней политики США. Однако эта политика в Иране завершилась крахом. Создать из Ирана «опорный пункт», «центр силы» не удалось. В феврале 1979 г. в Иране рухнула династия Пехлеви.
Взаимоотношения Ирана с Россией после второй мировой войны то поднимались до крутого антисоветизма, то снижались до уровня нормальных.
Так было, например, в 1950 г., когда при правительстве Ирана генерала Размара 4.11.1950 г. было подписано в Тегеране торговое соглашение с СССР. Одновременно 10 ноября начались переговоры по пограничным вопросам, а 10.12.1950 г. – по ряду других нерешенных проблем. Один американский журналист с удивлением писал: «Я был в это время в Тегеране и был поражен почти всеобщей исторической радостью и приветствиями, которыми было встречено сообщение, что соглашение (торговое) с Россией подписано».
Визит шаха Ирана в СССР в июле 1956 г. завершился заверением шаха, что правительство Ирана не вступало и не вступит в группировки, имеющие агрессивный характер по отношению СССР. Однако через некоторое время Иран принял «доктрину Эйзенхауэра» и заключил 5 марта 1959 г. двустороннее ирано-американское военное соглашение, позволявшее вводить американские вооруженные силы на территорию Ирана и превращать его в военный плацдарм США.
Были и другие периоды смягчения в советско-иранских отношениях. Это относится, в частности, к периоду нахождения у власти Мосаддыка, представлявшего интересы национальной буржуазии Ирана (1951-1953 гг.). Но вскоре в Иране был совершен государственный переворот и Мосаддык был смещен и арестован.
Февральская революция 1979 г. свергла шахский режим Ирана. Произошел резкий разрыв не только политических, но и экономических связей Ирана с США. Активную роль по восстановлению страны стал осуществлять избранный в 1989 г. президент Ирана Али Акбар Хашеми-Рафсаанждани.
Глава II
РФ – ИРИ.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ: 1999 – 2000 гг.
20 мая 2000 г. исполнилось 80 лет со дня обмена нотами о взаимном признании между РСФСР и Ираном. За эти десятилетия обе наши страны прошли трудный, насыщенный трагическими событиями путь, сложными неровными были и двусторонние отношения между ними. Ни в коей мере не претендуя на их анализ за этот срок, позволю себе остановиться лишь на информации о российско-иранских политических контактах и диалоге в последние полтора года, т. е. со дня конференции отдела Ближнего и Среднего Востока ИВ РАН, состоявшейся в апреле 1999 г., до середины 2000 г.
Прежде всего, видимо, следует подчеркнуть, что этот диалог весьма активно развивался по широкому спектру как глобальных и региональных проблем, так и по актуальным вопросам двусторонних отношений, причем диалог ввелся на высоком уровне. Напомню, что за этот небольшой срок ИРИ посетили российские министры иностранных дел (И.С.Иванов), топлива и энергетики (С.А.Генералов), природных ресурсов (В.П.Орлов), директор Федеральной Пограничной службы (К.Ф.Тоцкий). В рамках продолжения и развития диалога в Тегеране состоялись встреча специального представителя и. о. Российского президента В.В.Путина А.В.Блохина (ныне министра по делам федерации и национальностей), консультации заместителя министра иностранных дел РФ Г.Б.Карасина (теперешнего посла РФ в Лондоне). Москву посетили весьма высокие должностные лица – министр иностранных дел ИРИ К.Харрази и его заместитель С.Харрази, Секретарь Высшего Совета Национальной безопасности ИРИ Х.Роухани, руководитель Организации атомной энергии Г. Ализаде, министры внутренних дел А.Мусави-Лари, культуры и высшего образования М.Моин, металлургии и шахт Э.Джахангири, обсуждавшие важные проблемы международных и двусторонних отношений с российским руководством, в том числе с заместителями председателя правительства И.И.Клебановым и С.К.Шойгу, тогдашним Секретарем Совета безопасности С.Б.Ивановым, министром обороны И.Д.Сергеевым, министром иностранных дел И.С.Ивановым. Зимой 2000 г. в Москве проходили консультации по вопросам стратегической безопасности с участием заместителей министров иностранных дел ИРИ и РФ – М.Д.Зарифа и Г.Э.Мамедова, а также встречи генерального директора МИД ИРИ Ф.Доулетабади и заместителя министра иностранных дел РФ И.Д.Иванова.
Уровень и насыщенность политического диалога и взаимодействия являются естественными в условиях, когда политиков обеих стран объединяет общее видение многих основных параметров современной обстановки в мире. Все более тесно наши страны взаимодействуют в сфере международной безопасности и по другим проблемам глобального характера. И Россия, и Иран не приемлют попыток навязать миру однополюсность, выступая за примат международного права против использования силы в международных отношениях в обход устава ООН. Как созвучные друг другу в России рассматривают инициативу президента ИРИ С.М.Хатами относительно диалога цивилизаций и предложенную Москвой концепцию мира XXI в.
Большой резонанс среди общественности получили подписанные документы – Программа обменов между РФ и ИРИ в области культуры и науки и, конечно же, совместное заявление по правам человека, принятое 28 ноября 1999 г. по итогам рабочего визита главы российского МИД И.С.Иванова в Тегеран1. В этом документе стороны, подтверждая цели и принципы Устава ООН и Всеобщей Декларации прав человека, подчеркнули важность осуществления международного сотрудничества по проблемам экологического, социального, культурного и гуманитарного характера в мире в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех без каких-либо различий. В этом документе РФ и ИРИ признали необходимость уделять равное внимание осуществлению и защите всех гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав. При этом, признавая важность различных исторических, культурных и религиозных особенностей РФ и ИРИ, стороны вновь подчеркнули универсальность, неделимость, взаимозависимость и взаимосвязанность всех прав человека. Одновременно было особо отмечено, что право на развитие является неотъемлемой частью основных прав человека и реализация этого права требует равноправных экономических отношений и благоприятного экономического климата на международном уровне. В данном документе обе наши страны, признавая важное значение межэтнического и межконфессионального согласия, открыто заявляли о своей решимости предупреждать проявление нетерпимости и дискриминации в этом плане. Стороны подчеркивали большое значение регионального и субрегионального сотрудничества для полноценного осуществления прав человека, особо отметив при этом важность выполнения международных договоров, касающихся прав человека. И Россия, и Иран заявляли также о решимости предупреждать все проявления политизации, двойных стандартов и конфронтации при рассмотрении вопросов о правах человека и намерены сотрудничать друг с другом. Кроме того, стороны признавали также необходимость укрепления и развития международного сотрудничества в целом по данным вопросам. Отметим в этой связи, что многие положения совместного российско-иранского заявления по правам человека были высказаны министром иностранных дел ИРИ К.Харрази еще весной 1998 г. в Женеве на церемонии по случаю 50-летнего юбилея принятия Всеобщей декларации прав человека.
Рассматривая политический диалог РФ и ИРИ, необходимо особо выделить тот серьезнейший факт, что наши страны уделяют большое внимание вопросам глобального характера. Так, 19 января 2000 г. в Москве состоялся очередной раунд российско-иранских консультаций по вопросам стратегической стабильности с участием заместителя министра иностранных дел Российской Федерации К.Э.Мамедова и заместителя министра иностранных дел Исламской Республики Иран М.Д.Зарифа1.
В ходе консультации стороны не только выразили удовлетворение динамикой и качеством российско-иранского политического диалога, уровнем двустороннего сотрудничества в ООН и других международных организациях, но и подтвердили курс руководства наших стран на взаимодействие по основным проблемам глобального и регионального характера.
Обсуждения подтвердили схожесть подходов России и Ирана к формированию совместно с другими членами сообщества более безопасной, открытой и демократической системы международных отношений в XXI веке. Стороны были едины во мнении о том, что главная роль в поисках ответов на вызовы и угрозы в условиях глобализации должна принадлежать универсальным международным институтам, прежде всего ООН. Была отмечена созвучность целей предложенной Россией концепции мира в XXI веке, в центре которой находится идея многополярности, содержанию выдвинутой Ираном инициативы диалога между цивилизациями.
На консультациях обсуждались такие актуальные проблемы, как разоружение. При этом особо подчеркивалась общая заинтересованность России и Ирана в укреплении Договора по ПРО как необходимом условии продолжения процессов разоружения, прежде всего ядерного. В этом контексте рассматривались известные инициативы российской стороны по противодействию будущим угрозам распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки. Стороны позитивно оценили деятельность Совместной российско-иранской рабочей группы по экспортному контролю и подтвердили обоюдное стремление развивать сотрудничество в этой важной области. Были также обстоятельно рассмотрены вопросы прав человека и гуманитарного сотрудничества, подчеркнута необходимость деполитизации этих проблем, их очистки от «двойных подходов», отмечена важность принятого в ноябре 1999 г. в Тегеране министрами иностранных дел России и Ирана Совместного заявления по правам человека.
Активизация российско-иранских политических контактов и развитие в целом отношений между РФ и ИРИ вызывают определенную озабоченность прежде всего в США. Весьма примечательно в этом плане упоминавшееся коллегами Л.М.Кулагиной и И.Е.Федоровой выступление 17 марта 2000 г. тогдашнего госсекретаря США М.Олбрайт на конференции Иранского совета в Вашингтоне, где присутствовали члены Азиатского общества, сотрудники Института Ближнего Востока и Школы дипломатической службы при Джорджтаунском Университете.
Кроме всего прочего, М.Олбрайт, не скрывая заинтересованности Вашингтона в восстановлении отношений с Тегераном, в частности, выразила надежду на то, что новые реформаторы Ирана, пойдя на контакты с Западом, получат возможность выбирать себе друзей, и в этом случае неизвестно, на каком месте в итоге окажется Россия. Ну что же, время покажет, насколько права или не права была М.Олбрайт.
Что касается мнения высшего руководства ИРИ и лично президента господина С.М.Хатами о выборе партнеров, в том числе экономических, то весьма важным в данном случае представляется его достаточно подробный ответ на пресс-конференции в Париже корреспонденту «Wall Street Journal», поинтересовавшемуся (видимо, имея в виду США), каковы могут быть экономические отношения ИРИ с теми странами, с которыми она не поддерживает отношений политических.
Г-н С.М.Хатами заявил: «У нас нет никаких запретов на отношения с различными странами, в частности с Америкой. Это американцы подвергли Иран санкциям и постарались навязать свои законы другим. Тот факт, что их желания в мире не исполнились, свидетельствуют о том, что время для создания однополярного мира прошло. Экономические отношения не зависят от политических. В своих экспортных и импортных операциях мы учитываем собственные интересы, сами принимаем решения и сами делаем свой выбор»1. Как говорится, комментарии излишни.
Заключение.
Отношения Ирана с Россией в 90-е годы развивались сравнительно хорошо. Иран и Россия подписали за последнее время ряд соглашений, в том числе о сотрудничестве в военно-технической и ядерной областях. Россия осуществляла поставки в Иран современного оружия, включая МИГ и Су. Посол Ирана в России Мехди Сафари в интервью газете «Техран таймс» в конце сентября 1996 г. подчеркивал, что Россия является потенциально выгодным и емким рынком для иранских товаров, экспорт которых может достигнуть 1 млрд. долларов в год.
Россия высказалась против намерения США изолировать Иран от внешнего мира и ведет с Ираном активный диалог, вызывая неудовольствие США. Иран занял весьма близкие с Россией позиции по ряду региональных проблем (таджикская, карабахская, каспийская) и заявил о поддержке Москвы в ее противостоянии планам расширения НАТО на Восток.
Оценивая отношения Ирана с Россией в целом, можно констатировать, что они в настоящее время развиваются успешно. Существовавшее между ними ранее недоверие ушло в прошлое.
В Иране появился относимый к России термин «стратегический союзник», хотя официальные лица в России считают, что о «стратегическом партнерстве» можно говорить, лишь подразумевая склонность двух государств поддерживать и развивать долговременные добрососедские отношения, не вкладывая в него иного (военного) смысла.
Список использованной литературы
1.Готлиб В.Н. Тайная дипломатия во время первой мировой войны. М., 1960.
2.Мирошников Л.И. Английская экспансия в Иране (1914-1920). М., 1981.
3. Реза Годс М. Иран в XX веке. Политическая История. М., 1994.
4.Советско-иранские соглашения в договорах, конвенциях и соглашениях. Издательство МИД СССР, М., 1946.
5.«Третий взгляд». Новости, репортажи и комментарии из иранской прессы. Посольство Исламской Республики Иран в Москве. Пресс отдел № 68 (ноябрь). М., 1999.
1 Мирошников Л.И. Английская экспансия в Иране (1914 – 1920). М.,1981. С. 11-13.
1 Истягин Л.Г. Германское проникновение в Иран и русско-германские противоречия накануне первой мировой войны. М., «Наука», 1979. С. 206-207.
1 См.: М. Реза Годс. Иран в XX веке. Политическая история. М., «Наука», 1994. С. 138-139.
2 Там же, С. 139.
3 Там же, С.150.
1 М.Реза Годс. Указ. соч., С. 143.
1 Дипломатический вестник. М., декабрь 1999. С. 13-15.
1 Дипломатический вестник. М., февраль 2000. С. 52-53.
1 «Третий взгляд». Новости, репортажи и комментарии из иранской прессы. Посольство Исламской Республики Иран в Москве. Пресс отдел. № 68 (ноябрь) 1999. С. 17.