Русская православная церковь и иноверные и инославные исповедания в России в XVIII и XIX веках
Русская православная церковь и инославные и иноверные исповедания в России в XVIII и XIX веках.
Русская
православная церковь отличается от
всех других поместных православных и
вероисповедных христианских церквей,
за исключением римско-католической,
многомиллионным составом своих членов,
обширностью занимаемого ею пространства,
разнообразием народностей, к которым
принадлежат ее члены, множеством
установлений, входящих в ее устройство,
многосторонней самостоятельной
деятельностью и отношениями к различным
поместным церквам. Русская церковь
основана в 988 г. Получив первоначальное
иерархическое устройство от
Константинопольской церкви, она, в
течение более чем 9 веков своего
существования, постепенно увеличивалась
в своем составе, развивалась в своем
строе, приобретала самостоятельность
и независимость от константинопольской
иерархии, и в XV веке стала автокефальной.
С 988 по 1589 г. она имела устройство
митрополитанское, с 1589 по 1720 г. - патриаршее,
а с 1721 г. имеет синодальное. Во главе
устройства русской церкви стоит в
Санкт-Петербурге Святейший Правительствующий
Синод (см. Синод). Он состоит из присутствия
и учреждений, при нем находящихся.
Присутствию Святейшего Синода,
составляющемуся из иерархов высшей
степени, принадлежат все виды власти
самостоятельной, автокефальной
православной церкви во всех пределах
Российской Империи и областей, в ее
состав входящих, по всем предметам,
сторонам, делам и отношениям православного
церковного устройства, управления и
суда. Через Святейший Синод действует
в управлении православной русской
церковью самодержавная верховная
власть, учредившая его по каноническом
сношении с патриархами восточных
православных церквей. В определенных
правилами Вселенской церкви,
государственными законами страны,
целями и назначением православной веры
пределах, Святейший Синод обладает
властью законодательной, распорядительной,
административной, надзирающей и судебной
и сносится с управлениями поместных
православных церквей. Действуя под
надзором представителя верховной
государственной власти - Синодального
обер-прокурора, он сносится с
правительствующим Сенатом ведениями
непосредственно, а с верховной властью
и высшими государственные и центральными
установлениями - через посредство
обер-прокурора. Для осуществления разных
видов власти по различным предметам и
сторонам церковной жизни (относительно
учения, богослужения, суда, управления
и заведования должностями и учреждениями,
учебными заведениями, имуществом и
прочим) при Святейшем Синоде в
Санкт-Петербурге существуют: Синодальная
канцелярия, духовно-учебный комитет,
духовно-училищный советы, хозяйственное
управление, контроль и управления
Синодальных типографий, обер-прокурор
и канцелярия его, два отделения в Москве
и Тифлисе, под названием Московской и
Грузино-имеретинской Синодальных
контор. Состоя под высшей властью
Святейшего Синода и его учреждений, как
главного или центрального духовного
правительства, русская православная
церковь разделяется на епархии, которые
имеют значение церковных
административно-судебных областей.
Епархии в России учреждены и учреждаются
вновь по соглашению церковной и
государственной власти. Пределы епархий,
по общему правилу, совпадают с пределами
губерний и областей. Число епархий
увеличивалось постепенно. Ныне оно
простирается до 66; из них 64 в пределах
России, одна (Алеутская) в Америке и
одна, под названием японской православной
церкви, в Японии. Вне епархии, как части
церкви, взаимно одна от другой независимы
и самостоятельны в административно-судебных
отправлениях, и состоят непосредственно
в ведении Святейшего Синода, за исключением
епархий Закавказского края (их 4), которыми
заведует Грузино-имеретинская Синодальная
контора. Каждая епархия находится под
непосредственной властью епархиального
архиерея и имеет, определенное правилами
церкви и законами государства, устройство.
Епархиальный архиерей назначается, при
соучастии Святейшего Синода, властью
Государя. Русские епархиальные архиереи
носят титул митрополитов (их 4),
архиепископов (неопределенное число)
и епископов, но в пределах своих епархий
обладают, независимо от титула, равной
властью. Епархиальный архиерей - главный
в епархии учитель веры и нравственности,
главный священнослужитель и правитель
по всем видам власти, администратор,
судья, надзиратель и руководитель в
проповедании слова Божия, богослужения,
управления всеми предметами, учреждениями
и должностными лицами. Он имеет право
входить в Святейший Синод с представлениями
о необходимости изменений в действующих
законах и правилах по церковным предметам,
издавать и утверждать, в согласии с
общими правилами и законами, и в развитие
их, руководящие правила и инструкции
для епархиальных учреждений и должностных
лиц, утверждать уставы церковно-приходских
попечительств, братств и обществ для
духовно-просветительных целей в пределах
епархии. В состав общего строя русской
епархии входят: епископ-викарий (в
немногих епархиях - по 2 и даже по 3), как
помощник епархиального архиерея,
кафедральный собор - для священнослужения
архиерея, духовная консистория (их 60) -
для управления и суда, епархиальный
училищный совет - для заведования
церковно-приходскими училищами и школами
грамотности, попечительство о бедных
духовного звания - для призрения заштатных
священноцерковнослужителей, их вдов и
сирот, и для опеки над сиротами-детьми
духовенства, духовная академия (в 4
епархиях, с 900 студентами), духовная
семинария (58, с 19 000 учащихся), духовные
училища (183, с 32 000 учащихся), епархиальные
женские училища (49, с 13 300 учащимися) и
женские училища духовного ведомства
(13, с 2100 ученицами), архиерейский дом (их
66) и временные съезды епархиального
духовенства. В епархиях Закавказского
края нет консисторий и семинарий:
епархиальные архиереи действуют здесь
посредством состоящих при них канцеляриях
и переносят важные дела для окончательного
разрешения и утверждения в
Грузино-имеретинскую Синодальную
контору, которая имеет значение общей
для всех 4 епархий консистории. В трех
епархиях существуют духовные правления
(холмское, великоустюжское и сарапульское),
отчасти имеющие значение консисторий.
Епархии подразделяются на благочиннические
округа. Разделение епархии на округа и
изменение их пределов зависит от
епархиального начальства. В каждом
округе должно состоять от 15 до 35 приходских
церквей. В благочинническом округе
существуют должности благочинного,
депутата духовенства и духовника
духовенства, в большей части епархий,
по распоряжениям епархиального архиерея
- благочиннические советы, а в некоторых
- и съезды духовенства. Вне епархиального
строя русской церкви стоят церкви и
духовенство ведомства придворного и
военного, а также монастыри-лавры (4) и
ставропигиальные монастыри (6). Церкви
и духовенство придворного ведомства
находятся в ведении духовника Их
Величеств, военного - в заведовании
протопресвитера военного и морского
духовенства, лавры и ставропигиальные
монастыри - в непосредственном ведении
Святейшего Синода. Церкви военного
ведомства бывают переносные и постоянные;
на военные суда назначаются временно
иеромонахи. Число православного населения
в пределах Российской Империи простирается
до 80 миллионов обоего пола. Оно
распределяется по церквам - приходским,
соборным, общественных и государственных
учреждений (учебных и благотворительных
установлений, полков, тюрем и т. п.) и
монастырским. Приходов во всех епархиях
ныне числится около 37 000; соборных
церквей, с прихожанами и без них - 720;
церквей при общественных и государственных
учреждениях - около 2000. Монастырей,
штатных и заштатных, мужских 440, с 8000
монахов и 7500 послушников, женских - 250,
с 7000 монахинь и около 17 000 послушниц. К
церквам принадлежат миряне и лица белого
духовенства; монашествующие состоят в
монастырях и отчасти при архиерейских
домах и духовно-учебных заведениях.
Прихожане церквей приходских и соборных
составляют из себя общества, для участия
в заведовании имуществами и хозяйством
церквей и для благотворительной и
духовнопросветительной деятельности.
Духовенство белое и монашествующее
есть особое состояние в государстве. К
православному вероисповеданию в России
принадлежит, главным образом, русское
население (великороссы, малороссы и
белорусы), занимающее по преимуществу
внутренние губернии империи, но рассеянное
по всем областям и окраинам обширного
неизменного пространства государства.
Русское население Империи в огромном
большинстве своего состава твердо
сохраняет исконную преданность
православной вере, закону Божию и церкви,
любовь к храмам и богослужению. В этих
свойствах русского православного народа
заключается неистощимый источник
стремлений его и русского правительства
к "миру всего мира" и "к
благосостоянию и соединению всех
церквей", о чем ежедневно молится
православная церковь. Приверженцы
образовавшегося в русской церкви в
конце XVII века раскола, называющие себя
староверами или старообрядцами,
разделяются на несколько, неодинаковых
по числу приверженцев, групп. Эти группы
- поповцы, беглопоповцы и беспоповцы.
Общее их число, по отчету обер-прокурора
Святейшего Синода за 1894 и 95 годы,
простирается до 13 миллионов. Особенно
сильна числом приверженцев, материальным
богатством, множеством моленных и
организацией, сходной с устройством
православной церкви, категория
старообрядцев, "приемлющих австрийское
или белокриницкое священство". В этой
категории принадлежит до 2/3 всех русских
староверов, официально называемых
раскольниками. Центром приверженцев
"австрийской иерархии" служит
Рогожское кладбище в Москве; во главе
их стоит уроженец Тагильского завода,
Пермской губернии, именующий себя
"Савватием, архиепископом московским
и всея России"; под его ведением
находится несколько лиц, называемых
среди приверженцев их епископами (см.
Раскол). Беспоповцы дробятся на множество
разного названия толков и согласий.
Между ними есть такие, которые образовались
в XVII и XVIII веках - федосеевцы, филипповцы,
даниловцы, спасовцы, перекрещенцы,
нетовцы, немоляки, бегуны, неплательщики
и прочие; есть и новые, явившиеся в
недавнее время - чистяковщина, пасхальники,
отрицатели водного крещения и т. п. От
"староверческих" вероисповедных
"толков" отличаются, по своему
положению в государстве, секты,
признаваемые наиболее вредными в
общественном отношении - молокане,
духоборцы, хлысты, субботники и
жидовствующие, мормоны, штундисты,
"чтецы", "адвентисты 7-го дня"
(хилиасты), еленушкина или серафимовская
секта (в Псковской губернии). Таким
образом, в среде довольно значительной
части русского народа существует
религиозное, не соответствующее началам
православия брожение, к умиротворению
которого направлена миссионерская
деятельность православной церкви и
учреждены единоверческие церкви и
приходы, с разрешением обрядов и
богослужения по старопечатным книгам.
Русская православная церковь стоит
лицом к лицу не только с "расколом",
но и к различным и многочисленным
вероисповеданиям, христианским и
нехристианским, покровительствуемым
или дозволенным по государственному
законодательству. Кроме православных,
раскольников и сектантов, в России живут
христиане различных вероисповеданий
(римско-католического, евангелическо-лютеранского,
евангелическо-аугсбургского, реформатского
разных видов, армяно-грегорианского,
армяно-католического) и нехристиане,
вероисповеданий еврейского (талмудисты
и караимы), магометанского (сунниты и
шииты), буддийского (ламаиты и шаманисты),
Конфуциева учения и др. языческих. Среди
инородцев и иноверцев живут и православные.
В Финляндской епархии их около 50 тысяч,
в Рижской епархии - около 255 000, в
Холмско-варшавской епархии - около 410
000, в западнорусских епархиях - около 4
000 000, в Грузинском экзархате - около 1
300 000 душ. Среди инородцев, живущих в
приволжских, приуральских и сибирских
епархиях, православная вера постепенно
распространяется и утверждается
посредством введения православного
богослужения на инородческих языках и
наречиях, распространения проповеди
слова Божия и книг священных, богослужебных,
учебных и духовно-нравственного
содержания на тех же языках, а также
посредством учреждения инородческих
училищ под ведением церкви и через
священно- и церковнослужителей, и
учителей, приготовленных церковью из
среды инородцев. Положение православной
церкви в России до некоторой степени
определяется числом населения империи,
принадлежащего к другим вероисповеданиям:
католическому - 10 725 000 душ, лютеранскому
- около 4 1/2 миллиона, реформатскому -
около 22 000, армянскому - около 800 000,
еврейскому - около 4 миллионов,
магометанскому - около 11 700 000, к языческим
- около 700 000 душ. Православная русская
церковь в отношении к иноверцам и русским
раскольникам и сектантам действует
посредством благовестнических миссий.
Для поддержания ее миссионерской
деятельности существует миссионерское
общество, с советом в Москве и с комитетами
в епархиях. Миссии разделяются на
внутренние, действующие в России, и
заграничные. В епархиях противораскольнические
и противосектантские миссионеры состоят
под руководством и управлением
епархиальных архиереев. Миссии по
отношению к инородцам-иноверцам имеют
особую организацию, примененную к
условиям инородческого быта: таковы
миссии Астраханская, Киргизская,
Алтайская, Чукотская, Камчатская и
прочие. Из заграничных миссий одни имеют
целью благовестие православной веры
среди иностранных подданных, исповедующих
язычество (Японская и Пекинская), а
другие - удовлетворению религиозных
потребностей православных русских и
иностранных подданных и поддержание
единения русской церкви с иными поместными
(Иерусалимская, Элладская, Константинопольская
и те церкви, которые состоят при
дипломатических миссиях). В среде членов
православной церкви учение веры и
нравственности утверждается и укрепляется
проповедованием слова Божия в церквах
при богослужении и при исполнении треб,
беседами внебогослужебных, преподаванием
Закона Божия во всех учебных заведениях,
воспитанием и образованием детей и
юношества в многочисленных подведомственных
церкви учебных заведениях - школах
грамотности и церковно-приходских,
духовных училищах, семинариях и академиях
- руководительной пастырской деятельностью
в среде взрослых, деятельностью духовно
просветительных братств и обществ и
богословской литературой. Православная
богословская и церковно-историческая
литература во всех отраслях и видах
развивается в России в новейшее время
в такой степени и объеме, как ни в одной
из поместных православных церквей, и
по своим достоинствам не уступает
литературе заграничных инославных
христианских вероисповеданий. Учебная
литературная деятельность сосредоточивается
по преимуществу около духовных академий
и семинарий, а общепросветительская
развивается, главным образом, трудами
пастырей церкви. Для поощрения ученой
и учебной литературы учреждены ученые
степени с отличительными знаками и
денежные премии. Для предупреждения
уклонений ее от начал православия
существует духовная цензура. Право
цензуры принадлежит, под главным ведением
Святейшего Синода, санкт-петербургскому
и московскому духовным цензурным
комитетам, духовным академиям и
епархиальным преосвященным или
уполномоченным от них лицам. Русская
церковь поддерживает общение, сношения
и отношения с заграничными православными
церквами, в особенности: с Константинопольской,
Иерусалимской, Антиохийской,
Александрийской, Элладской, Сербской,
Черногорской, Болгарской и Румынской,
а временно и случайно - и с прочими.
Отношения эти выражаются в обмене по
разным случаям посланиями между Святейшим
Синодом и представителями высших властей
других поместных церквей, в содержании
и пределах поместных церквей церковных
учреждений (миссий, подворьев, храмов
с притчами), в оказании пособий и
пожертвований деньгами, утварью, книгами
и т. п., в доставлении богословского
образования присылаемым из-за границы
лицам и прочим. Содержание церкви и
духовенства получается из различных
источников. Приходское духовенство,
сельское и городское, содержится на
добровольное вознаграждение за
требоисправления, обработкой церковных
земель или доходами с них и, в некоторых
местах, процентами с капиталов, если
они пожертвованы на содержание причтов.
"Причты более бедных приходов получают
(весьма ограниченное) содержание от
казны, но, к сожалению, еще далеко не
все" (отчет обер-прокурора за 1894 и
1895 г., стр. 427). Святейший Синод располагает
специальными средствами, годовой итог
которых достигает 7 000 000 рублей. Эти
средства - процентный сбор с доходов
всех церквей Империи, проценты с
типографского и духовно-учебного
капиталов, составившихся также от
церквей, и пособие от казны на
духовно-учебные заведения. Эти доходы
и расходуются на духовно-учебные
заведения и на типографии. Из
государственного казначейства, по
государственной росписи, в последние
годы ассигнуется на содержание центральных
учреждений при Святейшем Синоде,
архиерейских домов, кафедральных
соборов, викарных епископов, духовных
консисторий, монастырей, городского и
сельского духовенства, миссионеров,
духовно-учебных заведений, церковно-приходских
школ и духовных учреждений за границей
до 18 миллионов рублей. См. "Всеподданнейшие
отчеты обер-прокурора Святейшего Синода
за 1890 - 1895 г." (Санкт-Петербург, 1891 -
98); Иван Преображенский, "Отечественная
церковь по статистическим данным, 1840 -
1891" (Санкт-Петербург, 1897); И. Покровский
, "Русские епархии в XVI - XIX веках"
(Казань, 1897); А. Доброклонский, "Руководство
по истории русской церкви" (выпуск
4, синодальный период, 1700 - 1890 годы, Москва,
1893 г.: статьи и ежегодные обозрения
состояния церкви в духовных журналах
- "Церковных Ведомостях", "Церковном
Вестнике" и прочих. М. Горчаков.
Все
существующие в России и состоящие из
русских подданных христианские инославные
церкви, т. е. неправославного, а иных
исповеданий (римско-католического,
армяно-католического, армяно-грегорианского,
евангелическо-лютеранского,
евангелическо-аугсбургского,
евангелическо-реформатского, архангельского
евангелического прихода, представляющего
собой соединение лютеранского и
реформаторского исповедания, евангелических
братьев в Сарепте и Остзейском крае,
шотландских колонистов в Каррасе,
базельских колонистов в городе Шуше,
колонии Гнаденбург в Терской области,
менонистов, баптистов), а также лица
нехристианских иноверных исповеданий
(караимы и евреи, магометане, ламаиты и
другие язычники) пользуются правом
свободного исповедания своей религии
(с известными ограничениями, например,
относительно религиозных процессий),
но без права проповеди своего вероучения.
В организацию инославных и иноверных
исповеданий русским законодательством
внесено много элементов государственной
церковности. Ведение метрических записей
о рождении, браке и смерти предоставляется
духовенству всех инославных церквей и
иноверных религиозных обществ, кроме
ламаитов, о метриках которых в уставе
иностранных исповеданий ничего не
говорится. Для всех христиан и нехристиан,
кроме раскольников и баптистов,
обязательна религиозная форма браков;
все брачные дела подсудны духовным
установлениям соответствующих
исповеданий. В инославных церквах
существует духовная цензура для книг
духовного содержания. Многие из этих
правил ведут к совершенной невозможности
возникновения и развития у нас в
инославных церквах новых сект. Относительно
перехода из одного вероисповедания в
другое русское законодательство
устанавливает очень много ограничений.
Всем вообще христианам воспрещается
безусловно переход в нехристианские
веры; православным воспрещен выход из
православной церкви. Переход из одного
инославного исповедания в другое не
запрещается безусловно, но и не
предоставляется свободному усмотрению;
он допускается не иначе, как с разрешения
министра внутренних дел, по просьбам,
принесенным ему без всякого участия
духовенства того исповедания, в которое
проситель перейти желает, и в этом
разрешении министр может по своему
усмотрению отказать. Переход нехристиан
в православные церкви допускается по
общему правилу, только с особо на каждый
раз Высочайшего разрешения, испрашиваемого
через министра иностранных дел (Устав
иностранных исповеданий, статья 8).
Исключение составляют только евреи,
могущие переходить в иностранные церкви
с разрешения министра внутренних дел,
и все нехристиане Кавказского края,
получающие эти разрешения от
главноначальствующего гражданской
частью. Не исповедовать никакого
вероучения у нас вовсе не допускается.
Всем христианам безусловно воспрещаются
браки с язычниками. С евреями и магометанами
русское законодательство разрешает
вступать в брак, из христиан, только
одним лютеранам, и то с соблюдением
следующих условий: 1) венчание только в
лютеранской церкви; 2) крещение детей в
лютеранском или православном исповедании;
3) испрошение со стороны последователей
лютеранского исповедания разрешения
местной консистории и 4) отказ
жениха-нехристианина от многоженства.
Все католическое духовенство получает
содержание из казны. Во всех протестантских
исповеданиях прихожане обязаны делать
взносы на содержание пасторов. Приходы
армяно-грегорианской церкви обязаны
давать своему приходскому духовенству
постоянное содержание, и кроме того
духовенство получает по определенной
таксе вознаграждение за требы. Раввины
еврейские получают содержание от
прихода; размер его определяется
договором раввина с приходом. В
магометанских шиитских и сунитских
приходах содержание приходского муллы
обязательно для прихода. Размер этого
содержания определяется приходским
сходом. Управление духовными делами
инославных и иноверных исповеданий
сосредоточено в министерстве внутренних
дел по департаменту духовных дел
иностранных исповеданий. См. Н. Суворов
, "Курс церковного права" (т. II,
Ярославль, 1890); "Церковные Ведомости",
1899, № 26, стр. 1041 - 1042, и № 27, стр. 1088 - 1089.