Политическая система Англии

29


Последняя четверть XIX в. Представляет собой для Англии переходный период к империализму. На первый взгляд могло показаться, что ее положение как мировой державы не изменилось. Тем не менее уже можно различить новые тенденции в мировом развитии. Поднимаются молодые индустриальные державы - Германия и США. Они быстро рвутся вперед, И Англия все больше и больше отстает от них по темпам роста промышленности , а это означает, что скоро ее мировая промышленная монополия должна будет уйти в прошлое. Аналогичное положение наблюдалось и во внешней торговле. Серьезное влияние оказал на экономическое развитие Англии в последней трети XIX в. Длительный экономический кризис, растянувшийся с небольшими перерывами почти на 20 лет. Это был самый продолжительный и глубокий кризис, через который когда-либо проходила Англия. Промышленный кризис сопровождался кризисом сельского хозяйства. Для примера: производство чугуна вместо 50 % мировой добычи, как это было еще в 60-е годы составляло к концу века около 25 % , т.е. доля Англии в мировом хозяйстве за 30 лет сократилась в два раза. Особенно тревожным было то, что падала доля мирового экспорта Англии.

К середине 80-х годов стало совершенно ясно, что самым сильным конкурентом Англии является быстро растущая Германия. Лидер либеральной партии Розбери говорил, что : « Торговля Англии не перестает уменьшаться и все то, что мы теряем, в главной своей части достается Германии»1. Одновременно шел рост ее колониальных владений. За 40 лет 1860-1899 г.г. площадь английских колоний возросла колоссально: с 2,5 млн.кв.миль до 9,5 млн.кв.миль , с населением свыше 300 млн.человек. В то же время Англия сильно отставала технически. Крупный английский историк Энзор говорит, что : «падение изобретательского гения после 1886 г. Было совершенно потрясающе»2. С 1886- по 1900 г. Было сделано только три крупных открытия % паровая турбина, пневматический обод и Томасов способ производства чугуна. Все изобретения ушли из Англии в другие страны - США и Германию. Именно применение Томасова способа в Германии выдвинуло черную металлургию Германии на первое место в мире. В связи с этими экономическими переменами центр тяжести политической жизни страны, основное внимание английской буржуазии переносится в этот период с внутренних проблем на проблемы внешнеполитические и имперские. Империя стала модой, какой-то манией. Историки пишут преимущественно на имперские темы. Они занимаются не столько ее прошлым, сколько ее будущим. В 1883 г.появляется книга профессора Силли под названием «Расширение Англии». Эта книга в конце XIX века была настольной книгой английских деятелей. Огромные колониальные владения обеспечивали английской буржуазии высокую прибыль за счет дешевого сырья, гарантированного рынка сбыта некоторых типов продукции (хлопчатобумажные ткани и др.) и все в большей степени за счет вывоза капитала.

В 1886 году к власти пришли консерваторы во главе с лордом Сольсбери. Сольсбери происходил из старинной аристократической семьи Сесилей, из которой вышло много английских государственных деятелей. Почти на двадцать лет с трехлетним перерывом власть попала в руки консерваторов. Сольсбери считал, что Англией можно управлять без рискованных экспериментов. Главное внимание его кабинет направлял в сферу внешней политики. Именно на годы его управления приходится тот период внешней политики, который называют периодом «блестящей изоляции». Эти годы были годами формирования Тройственного и Франко-русского союза. Англия формально не примыкала ни к одному из них, оставаясь как бы в стороне от тех споров, которые проходили на континенте. Для нее это было удобное положение арбитра, когда она могла в любое время с выгодой для себя вмешаться в тот или иной европейский спор. В действительности это не было положение нейтралитета, а период англо-германской дружбы, поощрение Германии к колониальной экспансии. Таким путем Англия стремилась использовать Германию как противовес России и Франции, с которыми она находилась в состоянии борьбы. Даже либералы тогда были за дружбу с Германией.

В последнее десятилетие XIX века Англия приобрела весьма большие колониальные территории. Крупнейшим территориальным захватом Англии на азиатском материке было присоединение к английским владениям Бирмы (1885 г.) , в 1887 году англичане захватили весь Млаккский полуостров. С захватом в 1876 году острова Сокотра (при выходе из Красного моря в Индийский океан) и в 1877 году острова Борнео Англия завершила создание системы морских опорных пунктов на пути из Европы на Дальний Восток. Главной ареной колониальной борьбы в конце XIX века явилась Африка. Здесь главными противниками были для Англии Германия и Франция. Борьба за территории в Африке столкнула Англию с Германией. Отказавшись признать английские права на эту территорию, Бисмарк объявил об аннексии Юго-Западной Африки, вызвав этим недовольство в Англии. Стремясь объединить свои владения в Восточной Африке, правительство Сольсбери заключило в 1890 году с Германией соглашение: оно получило Занзибар и остров Пембу, уступив немцам небольшой островок Гельголанд в Северном море. Несмотря на рост англо-германских противоречий в связи с борьбой за колонии английское правительство продолжало считать своим главным противником Францию. Двумя соглашениями 1887 года Англия включилась в тройственный союз Германии, Италии и Австро-Венгрии и обязывалась вместе с ними защищать статус кво в Средиземном море. Предполагаемыми противниками этой коалиции были Франция и Россия. Обострение международных противоречий на почве борьбы за колонии побудило английское правительство в 1889 году провести через парламент закон о флоте, в силу которого Англия должна была сохранять перевес сил на море на двумя крупнейшими морскими державами Францией и Россией. Закон 1889 года положил начало гонке морских вооружений и способствовал дальнейшему обострению международного положения.

Почти исключительная концентрация внимания правительства на внешних вопросах встречала оппозицию внутри консервативной партии. В партии были люди , которые предусмотрительно требовали от Сольсбери и других лидеров переключения внимания партии к внутренним вопроса, чтобы длительно удержать массы под своим влиянием. А для этого нужна была демагогия и большая гибкость, чем до этого проявляла партия.

Часть консерваторов считала, что партия тори должна перестроиться. Реорганизацию партии в свои руки взял Рандольф Черчилль. Как в 70-е годы Дж.Чемберлен перестроил либеральную партию на новых началах, так и Р.Черчилль решил в начале 80-х годов перестроить партию консерваторов по типу кокуса, т.е. массовую партийную организацию. Так как в 1886 г он удачно организовал выборы для консервативной партии, он был привлечен в кабинет на видный пост министра финансов. Вступив в правительство Черчилль потребовал и новой программы, сводившейся к внутренним реформам, которые помогли бы выбить карты из рук радикалов, а также к введению протекционизма. В кабинете возникла острая, хотя и кратковременная борьба, закончившаяся поражением Черчилля, т.е. группы тори-демократов. До сих пор английские историки считают, что благодаря этому двадцать лет правления консерваторов были периодом реакции. Однако правительство пошло на некоторые реформы. Среди законодательных мероприятий, осуществленных консерваторами, виднейшее место занимала реформа местного самоуправления, проведенная в 1888 году. До 1888 года управление местными делами находилось в руках шерифов и мирских судей, назначаемых из местных помещиков. Этим законом в графствах были созданы избираемые советы графств, к выборам советов были допущены все лица, имевшие права голоса при выборах в парламент, и кроме того, женщины старше 30 лет. В ведении совета находились такие вопросы как сбор налогов, расходование средств на местные нужды, на школы, госпитали, помощь беднякам и т.д.

В том же 1888 году была проведена реформа управления Лондоном. Весь город был разделен на 59 округов, по 2 депутата от каждого округа входили в Столичный совет- центральный административный орган столицы. К этим депутатам прибавлялось 19 олдерманов, или советников, избираемых различными привилегированными корпорациями и таким образом, общее количество членов Столичного совета составляло 137 человек. Столичный совет ведал всеми вопросами управления городом и городским хозяйством. Однако из его ведения изымались управление Сити, распоряжение полицией и контроль над снабжением столицы газом и водой.

В 1891 году консерваторы приняли Закон о бесплатном начальном обучении детей. Это было продиктовано заботой о квалифицированных кадрах промышленности. Как это вообще свойственно консерваторам, правительство ориентировалось преимущественно на репрессивные меры как в Ирландии , так и в самой Англии. Вскоре после своего прихода к власти Сольсбери публично заявил, что для решения ирландского вопроса нужны «двадцать лет решительного правления», то есть метод жестких репрессий. Билль о преступлениях (1887 г.) приостановил действие в Ирландии законов о неприкосновенности личности и предоставил правительству чрезвычайные полномочия. Однако массовые аресты и судебные процессы против участников аграрного движения привели не к ослаблению движения, а к увеличению так называемых аграрных преступлений и террористических актов. Это заставило консерваторов провести в 1887 году через парламент Закон о снижении задолженности по аренде, а затем закон о покупке земли, ассигновавшей кредит в 30 млн.фунтов стерлингов на выкуп земли в Ирландии и перепродажу ее мелкими участками безземельным и малоземельным крестьянам. Это мероприятие было шагом к решению земельной проблемы в Ирландии в интересах зажиточных крестьян.

Консерваторы после шестилетнего пребывания у власти в июне 1892 года назначили перевыборы парламента. Либеральная партия снова выступила с резкой критикой агрессивной, воинственной внешней и колониальной политики консерваторов, обвиняя их в ухудшении внешнеполитического положения Англии. Стремясь привлечь голоса масс, либералы провозгласили программу политических реформ, ее сформулировал Гладстон еще в 1981 году в нашумевшей речи в Ньюкасле. Он обещал земельную реформу - распродажу крупных владений мелкими участками, реформу суда и народного образования. Приближение выборов способствовало возвращению в Либеральную партию части лиц, отколовшихся в 1886 году, хотя значительная часть либералов-юнионистов во главе с Чемберленом отказалась вернуться, вскоре последние полностью слились с консерваторами. Выборы принесли консерваторам поражение. Однако и либералам не удалось получить большинства: обе партии - и либералы и консерваторы- оказались представленными почти поровну. В этих условиях ключ к решениям палат оказался в руках ирландской фракции. Таким образом роль ирландцев в парламенте возросла. Это заставляло Гладстона, который в июле 1892 года создал свой новый, четвертый по счету кабинет идти на уступки ирландцам. Однако Билль о гомруле, внесенный им, был забаллотирован палатой лордов. Пребывание у власти либерального кабинета Гладстона в области внутренней политики не дало каких-либо результатов.

Каждое мероприятие, прошедшее через нижнюю палату, заканчивало свое существование в верхней, палата лордов беспощадно отвергала все билли. Так в частности , второй Билль о гомруле, который палата общин после 83 дней ожесточенных прений приняла большинством голосов 1 сентября 1893 года, лорды отвергли через неделю, даже не дав себе труда обсудить его. В печати законодательную деятельность либералов назвали «вспахиванием песка»3 -столь бесплодной она была. Либералы протестовали против этого, возмущались, но либерализм переживал период внутреннего разложения. Внутри партии не было единства. Против лидера Гладстона внутри партии возникла оппозиция, которая считала его политику устарелой, группа недовольных, которую возглавлял министр иностранных дел лорд Розбери, считавший, что Либеральная партия не должна уступать консерваторам роль ревностных борцов за расширение империи. Гладстон, по мнению Розбери, недостаточно решительно боролся за колонии. Хотя это не соответствовало действительности, ведь именно в период правления правительства Гладстона были захвачены Соломоновы острова. Внутри кабинета возник заговор против Гладстона. Гладстон подал в отставку. Новый кабинет возглавил лорд Розбери. Кабинет его не пользовался надежным большинством в палате, его пребывание у власти было недолгим, уже , уже в июне 1895 года, оказавшись в меньшинстве в палате по второстепенному вопросу, либеральный кабинет подал в отставку. Историки отмечают тот факт, что его внешняя политика не отличалась ничем от политики консерваторов. Сам Розбери был человеком умеренным. Левое крыло партии требовало от него проведения некоторых реформ, записанных в Ньюкэстльской программе либеральной партии. Правительство Розбери пыталось это сделать. Оно внесло в палату билли о вознаграждении несостоятельных депутатов парламента, об отделении церкви от государства в Уэльсе, о 8-часовом рабочем дне для горняков, об увеличении ответственности хозяев за несчастные случаи с рабочими, о выборах в один день по всей стране и о других сравнительно передовых мероприятиях. Но не один из них не был проведен в жизнь , потому, что, когда эти билли поступали в палату лордов, она либо их проваливала, либо так уродовала своими поправками, что правительство забирала их обратно. Демократические сторонники правительства требовали борьбы с реакционными лордами. Но Розбери не пошел на это. Внутренняя грызня в руководстве партии ускорила развязку. Внутренняя борьба в правительстве держала его, по выражению одного из членов правительства Асквита, в состоянии «внутренней болезни»4.Часть кабинета требовала от Розбери новой попытки провести гомруль для Ирландии. Ррозбери был решительно против. До своего падения кабинет Розбери успел объявить протекторат над территориями Восточной Африки, еще не захваченными другими державами.

С 1895 года в течение десяти лет у власти находились консерваторы, до 1903 года во главе кабинета снова стоял Сльсбери. Новой чертой кабинета Сольсбери явилось официальное включение в его состав либералов-юнионистов. Джозеф Чемберлен получил пост министра колоний. Выборы 1895 года дали значительную победу консерваторам. Они получили 411 мест, а либералы 177.Пребывание консерваторов у власти в конце XIX века отмечено полной пассивностью в вопросах внутреннего законодательства. В новом кабинете Д.Чемберлен стал играть крупнейшую роль. Он был движущим духом кабинета. Рядом с премьером Сольсбери, который тогда был глубоким стариком , Чемберлен был молод, полон энергии и сил. Чемберлен отказался от важных портфелей, предложенных ему , и взял себе минимстерство колоний, которое до сих считалось в английском кабинете второстепенным министерством. Выбор его оказался не случайным . Изменилось само значение колониального вопроса. Борьба за колониальные земли, за колониальные рынки стала центральной проблемой для английской буржуазии. С другой стороны, нарастали и внутренние, социально-политические трудности для английской буржуазии, так как сопротивление масс росту эксплуатации, дороговизне, военным расходам тоже увеличивалось. Для борьбы со всеми этими трудностями был больше пригоден Чемберлен, чем аристократическое крыло консерваторов.

1895-1897 годы были самыми тревожными годами в экономической истории Англии XIX века. Экспорт стал падать. Чемберлен выступил с планом самоснабжающейся, самодовлеющей империи. Согласно этому плану , британская империя должна была превратиться в политическую федерацию с имперским парламентом и имперским правительством в Лондоне. Имперская федерация должна окружать себя таможенной стеной, защищающей имперский рынок от иностранной конкуренции. Внутри же имперского таможенного союза должна господствовать свободная торговля. Для обсуждения этого плана Чемберлен созвал в 1897 году имперскую конференцию. Но доминионы решительно высказались как против политической, так и экономической части плана Чемберлена так, как молодая буржуазия британских доминионов, развивавшая свою промышленность, не хотела оставаться аграрным сырьевым придатком Англии. Таким образом, поиски выхода пока оказались безрезультатными. Другой путь, путь участия в борьбе за передел мира, был еще более трудным. К этому времени основной соперник Англии- молодая империалистическая Германия достигла такой стадии развития своих сил, когда она считала возможным впервые сделать вызывающий жест в адрес Англии. С 1895 года Германия стала активно выступать против Англии. Она пыталась стать в Европе центром антианглийского блока. Это обстоятельство ярко сказалось в ряде крупных дипломатических неудач Англии в 1895-1899 годах.События 1895-1898 г.г.ясно показали, что эра блестящей изоляции для Англии прошла. Произошло событие , которое ярче, чем предыдущие, показало полное одиночество Англии. Этим событием стала англо-бурская война, начавшаяся осенью 1899 года. Буры оказали изумительное, героическое сопротивление. В течение нескольких месяцев английские войска терпели поражение от буров. Только с помощью громадной армии англичане подавили сопротивление буров. На полях Трансвааля перебывало 450 тыс.английских солдат . Война закончилась в 1902 г.капитуляцией буров и признанием ими суверенитета английского короля. В ходе войны с бурами Англия особенно сильно почувствовала свое одиночество. В годы войны и даже несколько раньше Англия пыталась выйти из неприятной и опасной для нее изоляции путем сближения с США, а затем с Германией, либо с той и другой. Инициативу взял на себя Джозеф Чемберлен, который в 1898-1899 г.г в ряде публичных выступлений сделал соответствующие предложения Германии и США. В своих речах Джозеф Чемберлен формулировал идею пантевтонсокого союза (Англия, Германия и США ), либо англо-саксонского (Англия и США). Но попытки Чемберлена оказались неудачными. Германия ответила отказом. Да к тому же в самой Англии большинство буржуазии относилось к его планам весьма неблагосклонно. Чемберлен проявил политическую близорукость и неверную ориентацию. Он предлагал дружбу союз государству, которое к тому времени стало уже самым опасным и непримиримым соперником Англии. С другой стороны, он продолжал считать Францию и Россию самыми непримиримыми соперниками Англии . английские историки пишут о так называемой чемберленовской традиции во внешней политике Англии - это традиция дружбы с Германией. Эта традиция дорого обошлась английскому народу, она едва не стоила ему национальной безопасности. Так Англия в последние годы XIX поворачивает от своей традиционной, почти столетней внешней политики, состоявший в поддерживании так называемого равновесия сил в Европе, к поискам союзников. Потерпев неудачу на путях сближения с Германией, Англия вслед за этим за этим переходит к политике окружения Германии. Этот поворот она произвела умело, быстро и решительно. Его начали консерваторы (Бальфур и Лэнсдаун) и продолжали либералы (Эдуард грей). В мемуарах Э.Грея «Двадцать пять лет», отражена вся гибкость английской дипломатии. Заключив в 1904 г. С Францией соглашение, Англия быстро, почти стремительно пошла на сближение с Россией, забыв старые споры с Россией по Средней Азии, чтобы привлечь ее к антигерманскому блоку. Если говорить о внутренней политики, то единственным проявлением внутриполитической активности явилось два акта: реакционный закон об образовании и закон об ответственности предпринимателей за несчастные случаи на производстве, носивший также весьма ограниченный характер. Чемберлен, вступая в 1895 г.в правительство, заявил, что его важнейшей задачей является введение социального страхования. Но, кроме двух жалких мер ничего предпринято не было. С 1895 года английская буржуазия ища выхода из затруднительного экономического положения предприняла широкое наступление на трудящиеся слои населения. Она повела борьбу против самого существования профсоюзов. Однако наступление буржуазии на тред-юнионы кончилось неожиданным для нее результатом - появлением на сцене третьей силы наряду с консерваторами и либералами - рабочей партию.

Оккупировав Трансвааль и Оранжевую, консервативное правительство решило использовать шовинистические настроение в стране и произвести в 1900 году новые выборы в парламент. Выборы дали консерваторам власть еще на новый срок. В 1902 году старый лидер консерваторов маркиз Сольсбери ушел в отставку по старости и его сменил в 1902 году его племянник Артур Бальфур. Консерваторы , которые всегда были теснейшим образом связаны с государственной англиканской церковью, были чрезвычайно обеспокоены ростом «религиозного индиферентизма»5, в народе и упадком школ, находившихся в введении англиканской церкви. Гладстоновская школа , созданная в 1870 году продолжала оставаться передовой, прогрессивной школой. Школьные комитеты, управлявшие этой системой народного образования, взяли в свои руки не только начальную, но и среднюю, а также профессиональную школу. А.Бальфур решил в 1902 году нанести удар комитетской школе и укрепить религиозную школу. Последняя, будучи по постановке учебного дела значительно хуже комитетской, теряла свое влияние на массы, от государства она получала меньше денег. Учителя были плохие, оборудование старое. Бальфур решил упразднить демократические школьные советы и передать управление комитетскими школами советам графств- более консервативным органам, чем школьные комитеты. Церковные же школы должны были получить наравне с другими государственные субсидии, оставаясь полностью под контролем англиканской церкви. Несмотря на сопротивление либералов в парламенте и в стране, этот закон был проведен. Положительным в школьном законе было то, что он сделал все школы общественными, поставив их под определенный контроль со стороны местных самоуправлений. Но больше всего от этого закона выиграла официальная англиканская церковь.

В одной из своих речей 1903 года Чемберлен состояние английской промышленности характеризовал так: «Сельское хозяйство, говоря практически, разрушено, производство сахара прекратилось, шелковая промышленность исчезла, железо под угрозой, шерстяная промышленность - под угрозой, хлопчатобумажная будет иметь такую же судьбу».6 Уже с 1895 года выходом из этого положения Д.Чемберлен считал создание самоснабжающейся империи. На двух имперских конференциях в 1897 и 1902 г.г. Чемберлен предлагал доминионам принять этот план. Но оба раза потерпел полную неудачу. «Ни в вопросах имперской федерации, ни в вопросах обороны колонии не были склонны идти навстречу Англии. Чемберлен повторял свои аргументы в пользу создания имперского совета глухим ушам...После семи лет трудов за имперское единство Чемберлен увидел себя в тупике»7. В 1903 году он, стремясь по существу к той же цели, видоизменил свой план. Вместо имперской федерации, против которой решительно возражали доминионы, он предложил превратить империю в Таможенный союз. Считаясь с протекционистскими взглядами и интересами буржуазии доминионов, Чемберлен не возражал против протекционистских пошлин в доминионах, но только требовал скидки с них в пользу английских промышленных товаров, так называемых предпочтительных тарифов. За это метрополия обещала дать доминионам предпочтение при покупке у них сырья и продовольствия. Такой таможенный союз по мнению Чемберлена « рано или поздно превратит империю в единый хозяйственный организм, а это в свою очередь, приведет к имперской политической федерации с имперским правительством и парламентом во главе».8 План Чемберлена означал отказ от старой фритредской политики, которая уже 60 лет господствовала в Англии. Это был крутой поворот в экономической политике Англии от фритреда к протекционизму. Чемберлен требовал у кабинета проведения в жизнь его плана. Но кабинет и его глава А.Бальфур оказались в трудном положении. Фритред за шестьдесят лет своего существования стал аксиомой, почти догмой для англичан. Значительная часть консерваторов, особенно в рядах представителей тяжелой индустрии, была за протекционизм. В палате общин Чемберлен имел за собой около 200 членов парламента. Но большинство английской нации было за фритред. За фритред были все либералы, рабочий класс, мелкая буржуазия и даже часть консерваторов. Эти слои населения считали, что в прошлом фритред обеспечил Англии мировое господство и поныне доставляет ей большие преимущества. Фритред, по их мнению, означает дешевый хлеб и дешевое сырье, тогда как протекционизм - дорогое сырье и дорогой хлеб. Бальфур проявлял сочувствие к протекционизму, но он знал, что большинство англичан будет против таможенных пошлин и что на очередных выборах консерваторы потерпят поражение, если официально свяжут себя с протекционистской программой. В самом правительстве и в партии консерваторов была группа так называемых сторонников дешевого продовольствия, которая не соглашалась с протекционизмом. Этот вопрос грозил расколом партии. Чемберлен и его сторонники настойчиво требовали немедленного перехода к протекционизму. Бальфур и его сторонники решили балансировать, не давать категорического ответа на вопрос, поставленный Чемберленом. Это привело к уходу из правительства как Чемберлена, так и пяти министров-фритредеров. Это было уже началом раскола в рядах консерваторов. Уйдя из правительства Чемберлен начал очень шумную воинственную кампанию за протекционизм.

В декабре 1905 года еще до парламентских выборов, власть перешла в руки либерального кабинета. Лидер партии Г.Кэмпбелл-Баннерман включил в состав своего правительства как либералов-империалистов- Э.Грея, Г.Асквита и др., так и радикалов -Д.Ллойд Джорджа, У.Черчилля. Парламентские выборы 1906 года принесли жестокое поражение консерваторам. Правительство либералов оставалось вплоть до 1916 года. Правительство внесло ряд законопроектов. Считаясь с требованиями рабочих, оно сделало стачку и стачечные фонды легальными. Лорды из опасения перед тред-юнионами не решились задержать этот закон. Но зато все остальные билли, которое внесло правительство в 1906-1908 годах они либо отвергали , либо так уродовали, что правительство само брало их обратно. Так лорды дважды не дали согласия на отмену реакционного школьного закона 1902 года, несмотря на то, что либералы согласились в этой области пойти на уступки консерваторам. Отклонили лорды также билль об уничтожении множественного вотума и билль о предоставлении батракам за выкуп в собственность небольших участков земли. Ллойд-Джордж и другие либералы, проводившие последний билль были очень озабочены тем, чтобы в противовес рабочим увеличить в деревне слой мелких собственников. Билль предоставлял право местным органам власти принудительно отчуждать за вознаграждение пустующие земли и предоставлять их мелкими участками за выкуп батракам. Лорды в течение трех лет (1906-1908 г.г.) задерживали этот закон и все таки не пропустили его. Опять имело место положение, какое было в 1894-1895 годах при Розбери, когда Асквит в отчаянии говорил: «Мы пашем пески».9 Бессилие парламента разочаровывало массы. Кемпбэлл-Баннерман под давлением левого крыла либералов и лейбористов внес в начале 1908 года в парламент резолюцию протеста против лордов. Лейбористы внесли предложение упразднить палату лордов, но это предложение собрало только 100 голосов(лейборист, ирландцы и несколько радикалов) и было отвергнуто 315 голосами. Либералы были за более умеренную реформу. Резолюция, принятая тремя четвертями нижней палаты, требовала реформы палаты лордов в интересах обеспечения демократического законодательства. Либеральная буржуазия внушала массам, что борьба против палаты лордов- эта борьба за демократию в интересах народа. По всей Англии устраивались массовые митинги и демонстрации, на которых ораторы решительно осуждали поведение палаты лордов и даже требовали ее ликвидации. Другие говорили: надо сделать палату лордов избираемой. Даже консерваторы, боясь, столь архаическое учреждение не выдержит напора демократии, были согласны на реформу палаты лордов, желая превратить ее в избираемое, но все же аристократическое собрание с той же полнотой власти, что и нижняя палата. Асквит и руководство либералов не соглашались ни на одни из предложенных планов. Они пошли по другому пути. Они решили сохранить палату лордов как наследственное, аристократическое учреждение, но ограничить ее права таким образом, чтобы к финансовым, экономическим биллям палата лордов не имела никакого касательства, в отношении же всех других биллей палата лордов получила бы только отсрочивающее вето: срок отсрочки - 2 года по истечении которых билль, принятый нижней палатой поступает на утверждение королю, минуя палату лордов. Продолжительность парламента сокращалась с семи до пяти лет.Эта была прогрессивная, хотя и до предела ограниченная реформа - ведь лорды могли затянуть принятие любого закона.После бурных прений палата общин приняла этот законопроект 14 апреля 1910 года. Последующая дискуссия по этому законопроекту была прервана в связи со смертью короля Эдуарда. Летом 1910 было организовано «Совещание 8-ми»10, которое однако так и не пришло к единому мнению. В ходе переговоров палата лордов для укрепления своих позиций согласилась принять бюджет 1909-1910 года и даже заявила о своем согласии реформироваться. Когда 15 ноября 1910 года вновь открылась сессия парламента, лидер консерваторов в палате лордов Ленсдаун внес законопроект, основной смысл которого сводился к тому, чтобы особо важные и спорные вопросы передавались на всенародное голосование, а по финансовым биллям созывались объединенные заседания обеих палат. Не трудно понять, что принятие этого предложения Ленсдауна обеспечивало бы господство консерваторов, которые на совместном заседании палат составляли бы подавляющее большинство, так как соотношение тори и либералов выражалось 5:1( ясно, что если даже тори имели в палате общин меньшинство, они, соединившись со своими однопартийцами в верхней палате, в любом случае должны были иметь большинство. Палат лордов одобрила проект Ленсдауна, палата общин не согласилась с ним. Единственным выходом из создавшегося положения вновь оказался роспуск парламента и назначение новых выборов. Выборы в палату общин проходили в декабре 1910 г. Они не принесли каких-либо изменений в распределении мест, хотя либералы для того, чтобы добиться победы, обещали гомруль Ирландии и новые реформы. Только после ожесточенной борьбы в августе 1911 г. Верхняя палата была вынуждена принять билль 14 апреля 1910 года. Сопротивление лордов было сломлено только угрозой кабинета Асквита назначить в верхнюю палату несколько сот новых лордов, принадлежащих к либеральной партии. Ведь известно насколько неохотно лорды пускают в свою среду чужаков, да еще с либеральным мировоззрением. В крайне ограниченном характере парламентской реформы проявлялась реакционная политика власти, которая стремилась сохранить как можно больше отживших институтов.

Одним из важных имперских мероприятий Кемпбэлл-Баннермана было предоставление автономии завоеванным бурским республикам. Эта мера открыла возможность создания в Южной Африке нового доминиона- Южно-Африканского Союза. Вскоре Кемпбэлл-баннерман, к тому времени уже больной старик ушел в отставку. На посту его сменил Асквит. Правительство Асквита (1908-1916 г.г.) несколько отличалось от правительства Кемпбэлл-Баннермана. Сам Асквит принадлежал к крылу либералов-империалистов. Ллойд-Джордж получил в новом кабинете крупный пост министра финансов, который рассматривался как второй после премьера пост в кабинете. Эта было средством успокоить левое, радикальное крыло партии, лидером которой считался Ллойд-Джордж.

Годы правительства Асквита- это новая ступень в нарастании внутренних и внешнеполитических затруднений Британской империи, новая ступень в нарастании предвоенного кризиса. Рабочий класс становится все более беспокойным. С 1906 года непрерывно поднималась война стачек. Внутренняя политика характеризуется весьма сложным лавированием, сочетаемым с шумной кампанией вокруг социальных реформ. Отдельной строкой можно упомянуть о том, что выборы 1906 года характеризуется крупной победой кандидатов, выставленных новой политической организацией - Комитетом рабочего представительства, переименованным в том же году в рабочую партию. Из 51 кандидата Комитета в палату общин прошло 29, что явилось неожиданностью. В передовой «Таймс» указывалось: « Нужно признать тот факт, что английские рабочие сделали в 1906 году решительно то же самое, что раньше делали другие классы: они воспользовались своими политическими правами для защиты собственных интересов.»11Правительство 1906-1913 г.г. пошло на ряд уступок рабочим. Одновременно с этим либералы обещали произвести расширение избирательного права, реформировать сельское хозяйство, дать гомруль Ирландии и даже ликвидировать палату лордов. Либералы, обладавшие большим опытом социальной демагогии и лавирования, прикрывавшие свою агрессивность во внешней политике пацифисткой фразеологией, лучше могли выполнить роль, отведенную ей правящими кругами, чем чересчур прямолинейные консерваторы. Понятно, что буржуазия нуждалась в ловких демагогах, которые отвлекли бы внимание от гонки вооружений, сумели бы прикрыть милитаристскую политику фразами о том, что «все это делается исключительно в интересах мира, в интересах охраны культуры, в интересах родины и т.д.».12

Одной из наиболее ярких реформ этого периода можно считать закон о страховании. Оно было построено на значительных взносах со стороны рабочих и меньших со стороны хозяев, к которым государство прибавляло небольшую дотацию. Им охватывалось меньше половины рабочих и служащих страны. Страховое пособие было весьма небольшим. Страхование было передано не профсоюзам, а особым государственным организациям. Несомненной уступкой рабочему классу был также закон о компенсациях рабочим, принятый в 1906 году. Если по закону 1897 года право на получение пособий от предпринимателей при несчастных случаях распространялось лишь на некоторые категории рабочих, то теперь - практически все рабочие, хотя размер пособий был ничтожный. В 1908 году был принят закон о пенсиях для стариков. Право на пенсию в размере 5 шиллингов в неделю получили лица, достигшие 70-летнего возраста и имевшие не более 26 фунтов стерлингов годового дохода. В том же году специальным законом устанавливался 8-часовой рабочий день для углекопов. В 1909 году учреждены биржи труда, в функции которых входило посредничество между предпринимателями и рабочими при найме рабочей силы.

В марте 1913 года вошел в силу закон о фондах тред-юнионов. Закон был результатом борьбы тред-юнионов. Обилие стачек, их упорный характер заставили правительства Асквита отказаться от старой английской доктрины невмешательства в промышленные конфликты. Улаживание промышленных контактов Ллойд-Джорджем в 1906-1908 г.г было первым шагом в этом направлении, когда министр выступал только в качестве посредника между сторонами. При Асквите правительство пыталось официально с помощью законодательства , пойти дальше по этому пути. Асквит пытался ввести в Англии арбитражное разбирательство конфликтов государственными третейскими органами. Асквит придавал этой системе настолько большое значение, что сам стал даже председателем Центрального арбитражного совета. Все же большого практического значения этот закон не имел ввиду сильной привычки как тред-юнионов, так и хозяев избегать обращения к правительству в таких делах. Еще меньшее практическое значение по тем же причинам, имел закон 1912 года о минимуме заработной платы для горняков.

Промышленное и рабочее законодательство правительств Кемпбэлл-Баннермана и Асквита говорит еще о влиянии до 1914 года новых тенденций в сфере социального и экономического законодательства. Старая доктрина Милля о том, что государство является только «ночным сторожем»13, неограниченно властвовшая еще в 60-70-х годах, в конце XX века уже практически не находила сторонников в среде политических деятелей Англии. Буржуазное государство в начале XX века сделало несколько практических шагов в сторону вмешательства в сферу индустриальных отношений. Однако само английское общество относилось довольно неблагосклонно к этим методам.

Нужно отметить и тот факт, что Англия в этот период в основном свой бюджет расходует на армию, флот и укрепление бюрократического аппарата империи. Так, в 1905-1907 гг.(в среднем в год) на военные нужды тратилось 59,8 млн.ф.ст.,а в 1911-1913 гг. - 73,3 млн.ф.ст. среди крупнейших европейских держав Англия стояла на первом месте по военным расходам на душу населения. В Англии не было недостатка в теориях, обосновывавших необходимость готовности к войне экономическим потребностями, в частности угрозой со стороны кайзеровской Германии. Еженедельник «Джон Булль» (24 августа 1912 года) писал: «Будем говорить откровенно: война с Германией неизбежна»14.Война начинает рассматриваться как единственное средство покончить с двумя злейшими врагами английской буржуазии: кайзеровской Германией и рабочим движением. Англия принимала энергичные меры в подготовке войны. В 1901 году организуется комитет обороны империи, вместо главнокомандующего в 1895 г. создается высший военный совет. В 1909 году формируется имперский генеральный штаб, включавший представителей доминионов. Военный министр в кабинете либералов Холдейн проводит реорганизацию армии, взамен существовавших ранее гражданской милиции и добровольческих сил были сформированы единые территориальные части с массовым резервом. Был организован эскпедиционный корпус в 100 тысяч человек, который можно было бы в любой момент перебросить на территорию Франции. С Францией еще в 1905 году договорились о совместных действиях, а в дальнейшем- распределили обязанности военно-морских сил: Франция сосредотачивала свой флот в Средиземном море, а Англия - в Северном.

Параллельно военным мероприятиям на суше осуществлялось военно-морское строительство. Назначенный в 1904 г. первым лордом адмиралтейства Фишер начал реорганизацию военно-морских сил с расчетом на войну против Германии. Именно ему принадлежит идея уничтожить без объявления войны германский флот на его стоянках. В 1906 году был спущен на воду первый дредноут, имевший на борту 12 двенадцатидюймовых орудий ( вместо 4-х на старых линкорах). Это обесценило старый броненосный флот, в отношении которого Англия была неизмеримо сильнее Германии.Теперь, после появления дредноутов, преимущество Англии свелось к минимуму, но это лишь дало толчок к еще более лихорадочному морскому соревнованию двух держав на новой технической основе. Результатом запугивания был сильно увеличенный бюджет военно-морского флота. Особенностью милитаристской политики Англии было то, что она тщательно маскировала свою агрессивность миролюбивыми фразами, вводившими в заблуждение общественное мнение, как в самой Англии, так и за ее пределами, а также тем, что внимание самого народа было искусно отведено в сторону широковещательной программы социальных реформ. Истинный смысл политики либералов можно проследить по событиям, связанным с так называемым «революционным бюджетом»15 Ллойд-Джорджа. 29 апреля 1909 года Ллойд-Джордж внес проект бюджета на1909-1910 финансовый год. В проекте фигурировал дефицит в более чем 15 млн.ф.ст., который обуславливался главным образом военными расходами. Достаточно сказать, что дополнительно к существующей военно-морской программе предполагалось построить восемь броненосцев. Стараясь ослабить впечатление от громадных военных расходов, либералы старались усиленно подчеркнуть «большие» ассигнования на пенсии старикам ( по закону 1908 года). Основные споры развернулись прежде всего вокруг приходной части бюджета. Правительство предлагало ввести ряд новых косвенных налогов. Известно, что после ликвидации хлебных законов в 1846 году в Англии были отменены почти все косвенные налоги. Основным видом обложения был прямой налог с доходов, превышающих 160ф.ст.в год. Однако, по мере потери Англией своей промышленной монополии начали восстанавливать один косвенный налог за другим. Всего новые косвенные налоги давали дополнительно казне 6,7 млн.ф.ст. Особенно ожесточенные споры шли в отношении прямых налогов. До 1902 г. существовало два основных прямых налога: налог на заработанный и незаработанный доход и введенный в 1894 году налог на наследства. Здесь Ллойд-Джордж предложил увеличить их и ввести новые прямые налоги, затрагивавшие в большей степени крупных землевладельцев. Это во первых, налог на «незаработанные приращение»16, во-вторых, налог на постройки, в- третьих, обложение пустующих земель, и в -четвертых, налог на ренту, получаемую ленлордами с предпринимателей-арендаторов. Так как по мере роста городов резко выросла и стоимость земли, чем пользовались помещики искусственно взвинчивая на них цены. Правительство предложило произвести оценку действительной стоимости земли по всей стране. При продаже помещиком какого-либо участка одна пятая часть разницы между стоимостью этого участка и той ценой, за которую он продан, должна идти в пользу государства. Это и был налог за незаработанное приращение. Второй налог касался арендных отношений в Англии. В Англии существовало много пустующих земель, которые помещики не сдавали в аренду и не продавали, дожидаясь нового повышения цен. В бюджете 1909-1910 года было предусмотрено введение налога в размере 0,5 пенса на каждый фунт рыночной стоимости этих земель.Наконец, много участков помещики сдавали шахтовладельцам, которые за право добычи, например каменного угля, платили, кроме земельной ренты, лендлордам особую ренту. Бюджет 1909-1910 финансового года имел статью, предусматривавшую незначительное налогообложение этого источника дохода. От повышения старых и введения новых налогов казна могла получить дополнительно 12 млн.ф. ст.. Либеральный кабинет усиленно подчеркивал , что все эти дополнительные доходы пойдут в основном на улучшение жизни народа. Ллойд-Джордж говорил : «Перед нами бюджет , который должен вести непримиримую борьбу с бедностью. Я надеюсь, что ныне живущее поколение увидит уже значительное приближение к тому веку, когда бедность и сопровождающее ее унижение и вырождение исчезнут, как сгинули в нашей стране волки, которых было некогда много в лесах».17 В действительности никакого блаженного века, естественно, не наступила. Однако наиболее реакционные круги, защищая свои интересы летом и осенью начали шумную агитационную кампанию против бюджета, особенно против налогов на незаработанные приращения. Самые влиятельные журналы и газеты с «Таймс» во главе квалифицировали бюджет как

« хищнический» и «социалистический». Палата общин утвердила в третьем чтении бюджет, предложенный кабинетом. Палата лордов отвергла бюджет. Это привело к обострению ситуации и впоследствии к реформированию палаты лордов.

В 1912 году либеральное правительство внесло билль о гомруле, который палата лордов, пользуясь свои правом дважды его отклонила. Ирландия так и осталась «горячей точкой» для Англии. Здесь события разворачивались остро, дело явно шло к гражданской войне. Последствия нерешенной ирландской проблемы обнаруживаются по сей день.

Таким образом можно с полной уверенностью считать проведенные правительством Англии реформы этого периода достаточно ограниченными. В них ярко проявлялась реакционность и нежелание буржуазии идти на действительно революционное реформирование устаревших институтов власти. Никто иной, как либеральный премьер Асквит, который вел борьбу против лордов в своих публичных заявлениях, в палате общин, заявляя о необходимости изменений в функциях верхней палаты, он в то же время подчеркивал, что «такое преобразование не может быть произведено немедленно»18. Правительство делало лишь те реформы, которые все равно были бы неизбежны. Рост рабочего движения, его организованность стала пугать буржуазные правящие круги страны. Нужно были идти на уступки, но и не допустить усиления рабочего движения. Поэтому реформы носили несколько эпизодический характер.

Несомненно, что особенностью реформирования периода конца XIX века - начало

XX века была двухпартийность политической системы Англии. В борьбе между собой за влияние над массами партии использовали популистские меры. Как, например, либералы в целях пошатнувшегося влияния в 1904 году внесли билль (законопроект Паультона), согласно которому признается право мирного пикетирования с целью проведения стачек. Тред-юнионы не несут финансовой ответственности как за проведение стачек, так и за пикетирование. Этот билль как и следовало ожидать был принят платой общин и отвергнут палатой лордов. Однако, либералы подняли свой рейтинг в среде рабочих. Другой несомненной особенностью реформирования была разворачивающаяся в стране гонка вооружений, которую тщательно маскировали, отводя внимание на социальные реформы.

Правящие круги показали, что намерены проводить политику умеренных социальных реформ в сочетании с милитаризацией страны и подготовкой к войне.

П Л А Н

                    Введение стр. 1-2

                    Политические реформы и обстановка в Англии на рубеже XX века стр.3-24

                    Заключение стр.25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ :

                    Ротштейн Э. «Внешняя политика Англии и ее критики 1830-1950»

                    С.В.Захаров «Англия в 1870-1914 годы»

                    Н.А.Ерофеев «Очерки по истории Англии 1815-1917 г.»

                    К.Д.Петряев «Курс лекций по истории Германии, Франции, Англии и США»

                    И.М.Лемин « Внешняя политика Великобритании от Версаля до Локарно»

                    «Из британской истории нового и новейшего времени» Сборник под ред. Вяткиной В.В.

                    «Новая история» Учебное пособие под ред.Ананова Е.В.

Министерство высшего образования

Пермский государственный университет им. А.М.Горького

кафедра Новой и Новейшей истории

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ В АНГЛИИ В

конце XIX - начале XX века

Студентки V курса историко-политологического

факультета заочного отделения 1 группы

Садыковой Г.Р

Научный руководитель

Алпатова Г.М.

г.Пермь 1999 г.

1 С.В.Захаров «Англия в 1870-1914 годы»

2 С.В.Захаров «Англия в 1870-1914 годы» стр.32

3 Н.А. Ерофеев «Очерки по истории Англии 1815 -1917 г.»

4 Н.А.Ерофеев «Очерки по истории Англии 1815-1917 г.г.» стр. 44

5 Н.А.Ерофеев «очерки по истории Англии 1815-1917» стр. 57

6 Н.А.Ерофеев «Очерки по истории Англии 1815-1917 « стр. 57

7 Ензор «Англия 1870-1914» стр. 377

8 Ензор «Англия 1870-1914» стр.380

9 Н.А.Ерофеев «очерки по истории Англии 1815-1917» стр.66

10 К.Д.Петряев «Курс лекций по истории Германии, Франции, Англии и США» стр.320

11К.Д.Петряев «Курс лекций по истории Германии, Франции, Англии и США» стр.325

12 К.Д. Петряев «Курс лекций по истории Германии, Франции, Англии и США» стр. 327

13 К.Д.Петряев «Курс лекций по истории Германии, Франции, Англии и США» стр.326

14 К.Д.Петряев «Курс лекций по истории Германии, Франции, Англии и США» стр.337

15 К.Д.Петряев «Курс лекций по истории Германии, Франции, Англии и США» стр. 327

16 К.Д.Петряев «Курс лекций по истории Германии, Франции, Англии и США» стр.329

17 Ензор «Англия 1870-1914» стр.480

18 Ротштейн Э. «Внешняя политика Англии и ее критики 1830-1950 г.г.» стр. 10