Новый этап освободительного движения
НОВЫЙ
ЭТАП ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ
План:
1.
Завоевание Армении Османской Турцией
и Сефевидской Персией.
2.
Армяно-русские отношения. Исраэл Ори
3.
Освободительное движение в 1720-х годах
4. Планы освобождения Армении во второй половине XVIII века
1. Завоевание Армении Османской Турцией и Сефевидской Персией.
Во
второй половине XIV столетия Армения
подверглась новым опустошительным
нашествиям. Один из представителей
монголо-тюркской знати эмир Тимур,
прозванный Ленг (Хромым) Тимуром, в
1370-х годах создал в Средней Азии
могущественное государство и за короткое
время завоевал ряд стран, в том числе и
Закавказье.
Войска Ленг-Тимура
(Тамерлана) впервые вторглись в Армению
в 1386 г. Повторив свое нашествие на
следующий год, а затем в 90-х годах, они
разорили почти все области страны. Тимур
повсюду проявлял необычайную жестокость:
грабил, опустошал села и города, свирепо
уничтожал население, не щадя ни женщин,
ни детей, ни стариков; пленных насильно
угонял в города своего государства,
главным образом в Самарканд. В эти годы
обезлюдели многие районы Армении. По
поводу разрушения города Себастии,
например, очевидец писал: «В лето нынешнее
(1400 г.) Тамур-бек завладел городом Севастом
(Себастией), который разрушил и разорил;
всех перерезал, много женщин и детей
полонил, а 3000 человек, которые пускали
в него стрелы (т. е. оказали вооруженное
сопротивление), закопав в землю, заживо
похоронил».
Грозный деспот и завоеватель
умер в 1405 г., после чего его государство
распалось. Воспользовавшись этим, в
Армении и в соседних странах вновь
подняли голову кочевые племена кара-Коюнлу
и ак-Коюнлу, обосновавшиеся в Малой Азии
и Армении еще в конце XIII века. Они часто
воевали друг с другом, грабили страну,
обирали население. В первой половине
XV века (1410—1468 гг.) преобладающее положение
в Армении занимали племена кара-Коюнлу,
а во второй половине (1468—1502 гг.)—ак-Коюнлу.
С начала XVI века появились турецкие
и персидские завоеватели.
Турецко-османское
военно-феодальное государство, основы
которого в конце XIII века заложил на
северно-западной окраине Малой Азии
Осман-бей, в результате многочисленных
походов и войн уже во второй половине
XIV века подчинило своей власти ряд стран
и государств. В 1453 г. турки-османы
захватили столицу Византии Константинополь
и окончательно сокрушили Византийскую
империю. Опустошительные походы турецких
султанов продолжались и в дальнейшем.
В 1502 г. в Иране было основано новое
персидское государство, названное
Сефевидским, так как его основатель
шах-Исмаил происходил из известного в
городе Ардебиле рода шейха Сефиад-дина.
С 1512 г. между Османской Турцией и
Сефевидской Персией велись длительные
захватнические войны, во время которых
снова были разорены Армения и сопредельные
страны. Особенно большие разрушения
причинили османские войска. Турецкий
историк Ибрагим Печеви, участвовавший
во многих военных действиях, с гордостью
описал варварства османов в Закавказье.
Так, рассказывая о том, что в 1553 г. турецкие
войска вошли в Шорагял (Ширак), Печеви
отмечал, что турецкая армия «разрушила
и опустошила селения, уничтожила и
сравняла с землей строения». В Ереване
«сады и виноградники были преданы огню,
сравнялись с землей... На 27-ой день войска
достигли Нахичеванской равнины. В страхе
перед победоносной армией города и
села, дома и населенные места настолько
обезлюдели, разрушились и превратились
в обиталище сов и ворон, что очевидца
охватывал ужас... Все села и поселки,
находящиеся на расстоянии 4—5 дневного
пути, поля и строения были настолько
разрушены, что не осталось и следов
жизни».В 1555 г. между противниками
был заключен мир. Западная Армения
перешла под власть Турции, а Восточная
Армения—Персии. Однако мир длился
недолго. В 1578 г. османское войско вновь
вторглось в Закавказье и завоевало
большую его часть. Новый персидский
правитель Шах Аббас, вступивший на
престол в 1587 г., будучи не в силах
сопротивляться могущественному врагу,
в 1590 г. заключил мир, по которому Армения,
Азербайджан и Грузия отходили к Турции.
Персидский шах, однако, решил выиграть
время, реорганизовать и усилить армию
и в подходящее время начать новую войну.
В 1603 г., воспользовавшись беспорядками
в Турции, он двинулся на Закавказье,
завладел Азербайджаном и значительной
частью Армении. Турецкий султан отправил
против Персии большую армию. Избегая
сражения с превосходящими силами врага,
Шах-Аббас решил отступить, разрушая и
опустошая на пути ряд областей, чтобы
наступающие турки-османы оказались без
продовольствия и пристанища.
По
приказу шаха в 1604 г. были разрушены
многие села и города Армении, а их жители
насильно переселены во внутренние
провинции Персии. Угоняемое население
понесло много жертв, в особенности при
переправе через реку Аракс.
Мечом и
нагайкой в реку были загнаны десятки
тысяч людей, многие из которых,
главным образом женщины, дети, старики,
погибли в водах Аракса. Те, которым
удалось переправиться через реку, еще
долго терпели тяжелые лишения. Вместе
с другими городами был разорен и уничтожен
крупный торговый центр Джуга на берегу
Аракса, а его жители переселены в
окрестности столицы Персии Исфахана,
где они, основали город Нор (Новая)
Джуга.
Военные действия между
Турцией и Персией возобновились в 1616
г. и с некоторыми перерывами тянулись
до конца, 30-х гг. Хотя в ходе войны турецкие
войска снова овладевают Ереваном, однако
вскоре они терпят здесь тяжелое поражение.
Вместе с персидскими войсками против
османских захватчиков героически
борется армянское население Еревана и
Араратской долины. В 1639 г. между обоими
государствами заключается мирный
договор, по которому Западная Армения
вновь отходит к Турции, а Восточная
Армения— к Персии. На протяжении долгого
времени это положение не претерпело
существенных изменений и в основном
сохранилось до начала XIX века.
Западная
Армения в соответствии с административным
устройством Османской империи была
разделена на эйалеты (пашалыки)—Эрзерумский,
Кароский, Себастийский, Ванский и
Диарбехирский. В Восточной Армении и
Азербайджане были созданы ханства—Ереванское,
Нахичеванское, Карабахское, Ширванское
и др. Во главе этих административных
единиц стояли паши (в Турции) и ханы (в
Персии). Они назначались султаном, шахом
и имели неограниченную» власть.
Попав
под иго турецкой и персидской
военно-феодальных; деспотий, армянские
народные массы подвергались как жестокому
национально-религиозному гнету и
притеснениям, так. и тяжелой
социально-классовой эксплуатации.
Крестьяне отрабатывали кор и бегар
(барщину), платили многочисленные тяжелые
налоги и подати чужеземным и местным
угнетателям. Плодородные земли все
больше концентрировались. в руках
феодалов-землевладельцев, число неимущих
увеличивалось.
Следствием социального
гнета были народные выступления против
церкви, монастырей и землевладельцев-помещиков.
К их числу принадлежит, в частности,
движение в начале XVII века, возглавлявшееся
монахом Мехлу. Этот монах-бунтарь
призывал крестьян восстать и прекратить
уплату налогов, разоблачал паразитизм
духовенства, проповедовал имущественное
равенство и т. п. Проповеди Мехлу,
направленные против социальной
несправедливости, нашли широкий отклик
среди армянских и азербайджанских
крестьян..
Не угасало и пламя
освободительной борьбы Армянские
патриоты, будучи не в состоянии своими
силами бороться с чужеземными захватчиками,
посылали петиции римскому папе и
европейским государствам, надеясь с их
помощью освободить страну от ига ханов
и пашей. Так, по решению состоявшегося
в 1547 г. тайного совещания в Эчмиадзине
католикос Степанос Салмастеци отправился
в Рим. В 1562 г. в городе Себастии (Западная
Армения) состоялось новое совещание,
после которого в Европу было отправлено
специальное посольство во главе с
Абгаром Евдокаци (Тохатеци). В 1672 г. в
Париж прибыл купец из армянского города
Битлиса (Западная Армения) Ходжа Мурад
и подал письменное заявление королю
Людовику XIV. Но эти обращения не дали
никакого результата; и римский папа, и
европейские короли проявили к ним полное
безразличие.
С XVII века с просьбами о
помощи армяне обращались к усилившемуся
русскому государству. Деятели армянского
освободительного движения склонялись
к северу, в сторону России, связывая с
ней свои надежды. Так поступили грузины
еще в XVI веке.
2. Армяно-русские отношения. Исраэл Ори
Зарождение
русско-армянских отношений восходит к
глубине веков. Еще в X—XII вв. установились
торговые и культурные связи между
Древней Русью и Закавказьем. Более того,
в ряде случаев воинские части Руси в
составе византийской армии принимали
деятельное участие в войнах армянского
и грузинского народов против сельджукских
завоевателей. Известно, например, что
один русский отряд участвовал в боях,
которые в 1054 году велись в Маназкерте
против Тугрил-бека. Другой отряд русских
воинов в составе армии грузинского царя
Давида Строителя в 1121 году участвовал
в освободительных войнах грузинского
и армянского народов против сельджукского
эмирата.
Большую роль в установлении
армяно-русских связей сыграли армянские
колонии (общины), возникшие на Киевской
Руси. Первые сведения об армянах,
обосновавшихся в Киеве, относятся к
X—XI в. Армянское население Киева,
состоявшее в основном из ремесленников,
купцов, врачей, постоянно увеличивалось.
Армяне принимали участие в экономической
и культурной жизни города, а также в его
защите от внешних врагов. Характерно,
что армяне впоследствии участвовали в
известной битве при Грюнвальде в 1410
году. Когда тевтонские (германские)
захватчики стремились подчинить себе
своих юго-восточных соседей, то
объединенные силы поляков, литовцев,
русских и чехов в кровопролитном сражении
у Грюнвальда разбили тевтонских рыцарей.
В составе союзнической армии сражалось
и два полка, составленных из армян,
живших в Галиции.
Развитию армяно-русских
экономических отношений в., большой
степени способствовало открытие
волжского речного пути, когда царю Ивану
Грозному в 1552—1556 гг. удалось взять
города Казань и Астрахань. После этих
событий специальное посольство армянских
купцов Закавказья отправляется в Москву,
ведет переговоры и получает право-свободной
торговли с Россией через Астрахань.
Армянские купцы ввозили в Россию шелк,
драгоценные камни, ладан, пряности и
другие восточные товары. Вместе с купцами
в Россию перебралась часть армянского
населения Кавказа. В Астрахани возникла
большая армянская колония, которая
сыграла значительную роль в развитии
торговли на юге России.
Направляясь
в Москву, армянские купцы часто привозили
с собой драгоценные вещи для русских
царей. Так, например, крупный торговец
из Нор-Джуги Ходжа Закар в 1660 г. привез
для царя Алексея Михайловича трон,
украшенный алмазами, который до сих пор
хранится в Москве, в Оружейной палате
Кремля. Русский двор покровительствовал
армянским купцам, будучи заинтересован
в упрочении этих торговых связей.
Важное
значение в развитии армяно-русских
торговых отношений приобрел договор,
заключенный в 1667 г. между Россией и
Армянской торговой компанией Нор-Джуги,
согласно которому армянским купцам
даровалась не только привилегия свободной
торговли в России, но и право транзита
через Россию в Западную Европу.
Контакты
с русским гоударством усилились в 70-х
годах XVII века. В этот период эчмиадзинский
католикос Акоп Джугаеци обратился к
царю Алексею Михайловичу, чтобы он
«соблаговолил оказать поддержку»
армянам. Аналогичное прошение отправил
Алексею Михайловичу гандзасарский
(карабахский) католикос Петрос. Крупный
армянский купец Григор Лусиков вел в
Москве переговоры не только о торговле;
есть основание полагать, что он затрагивал
и вопросы политического характера.
Факты показывают, что уже во второй
половине XVII века складывалась русская
ориентация армянского народа. Решающую
роль в укреплении армяно-русских
политических отношений сыграл в начале
XVIII века видный представитель армянского
освободительного движения Исраэл Ори.
В 1677 году в Эчмиадзине под руководством
католикоса Акопа Джугаеци созывается
совещание двенадцати видных светских
и духовных лиц, на котором было принято
решение вступить в сотрудничество с
деятелями освободительного движения
Грузии и отправить посольство в Западную
Европу с' просьбой о военной помощи для
освобождения от чужеземного ига.
Посольство, избранное на эчмиадзинском
совещании, во главе с Акопом Джугаеци
прибывает в Грузию, а затем отбывает в
Константинополь (Стамбул) с тем, чтобы
оттуда направиться в Западную Европу.
Однако дело кончается неудачно в 1680 г.
Акоп Джугаеци умирает, члены посольства
возвращаются на родину. Не возвращается
только сопровождавший своего отца
двадцатилетний Исраэл Ори, сын сюникского
мелика Исраэла. Молодой патриот,
вдохновленный идеей освобождения
родного народа, продолжает путь в
Западную Европу в надежде на помощь
европейских государств.
Двадцать лет
скитался Ори по Европе, жил в Италии,
Франции, Германии, поступил на службу
во французскую армию, изучил военное
искусство и приобрел политические и
военные знания. Он вступил в сношения
с высокими политическими кругами
Франции, поднял вопрос об освобождении
армянского народа от иноземного ига,
однако встретил холодное безразличие.
В 1695 г. Ори поселился в Германии, в
городе Дюссельдорфе, установил связи
с пфальцским курфюрстом Иоганном-Вильгельмом.
Желая, чтобы вопрос Армении стал предметом
обсуждения в высших дипломатических
кругах европейских государств, немецкий
князь отправил Ори с рекомендательными
письмами к императору Австрии и
правителю-Флоренции. Однако, поскольку
Ори не имел официальных полномочий от
армянских политических кругов, его
заявления были оставлены без внимания.
По совету Иоганна-Вильгельма Ори отбыл
на родину с целью получить соответствующие
письменные полномочия от армянской
знати.
В этот период полунезависимым
положением и некоторой политической
властью обладали армянские мелики
(князья) Сюника и Арцаха, к которым и
обратился Ори. В 1699 году в поселке
Ангехакот в Сисиане состоялось собрание
ме-ликов-патриотш, которые и уполномочили
Исраела Ори на ведение переговоров в
Западной Европе. Одновременно они решили
просить помощи и у русского царя. В
помощники Ори мелики дали вардаяета
(ученого монаха) Минаса.
В сопровождении
вардапета Минаса Ори вернулся в Европу.
С письменными полномочиями и заверениями
медиков, он явился к курфюрсту Пфальца,
императору Австрии, однако они и на этот
раз не сделали ни одного практического
шага. Разочаровавшись в европейских
дворах, Ори совершает поворот в своей
дипломатической деятельности, дает
Западную Европу и в 1701 году отправляется
в Россию. Ориентация Ори на русское
государство имела важное зна- я чение
в истории освободительного движения
армянского народа с этого периода
армянские политические круги окончательно
ориентировались на Россию. Прибыв
в Москву, Ори представил Петру I обращение
меликов, в котором они просили, чтобы
царь проникся состраданием к армянскому
народу и освободил его от турецко-персидского
ига. «Нет у нас иной надежды,—писали
они, | —мы надеемся на бога и твою страну».
Петр I благосклонно отнесся к прошению
армянского дипломата. Он обещал оказать
помощь армянскому народу
после окончания русско-шведской
войны.
:Ц
Ори предложил русскому двору свою
программу, которая содержала между
прочим следующие пункты: для освобождения
армянского и грузинского народов
необходимо послать в Закавказье
25-тысячную русскую армию—15 тысяч
конных казаков и 10 тысяч пехотинцев.
Конница должна двигаться в Закавказье
дорогой, проходящей по Дарьяльскому
ущелью, а пехоту следует переправить
из Астрахани по| Каспийскому морю.
Русские войска будут встречены армянскими
и грузинскими военными силами.
Ори
и его сподвижник вардапет Минас посылают
в Армению человека, чтобы поставить
армян и их соседей в известность
относительно обещаний русского царя.
Так, в начале XVIII века при русском
дворе поднимается вопрос о подготовке
похода в Закавказье. В этой связи было
сочтено необходимым направить в Персию
особое посольство во главе с Ори, поручив
ему изучить там обстановку, выяснить
настроения народа, собрать сведения о
крепостях и дорогах страны и т. д. Чтобы
не возбуждать подозрений, было решено
представить дело так, будто Ори,
уполномоченный римским папой, едет к
шаху Хусейну с целью облегчить положение
христиан Персии.
В 1707 году, после
необходимых приготовлений, Ори в чине
полковника русской армии, с большой
свитой торжественно направился в Персию.
Находившиеся там французские миссионеры
всячески стараются воспрепятствовать
прибытию посольства в Исфахан, пытаются
убедить шаха, что Россия намерена
восстановить политическую независимость
Армении, что Ори и есть тот человек,
которому предстоит царствовать в
Армении, и т. п. Достигнув Шемахи, Ори
вынужден был долго ожидать шахского
разрешения на поездку в Исфахан. В Шемахе
он встречается с выдающимися армянскими,
грузинскими и азербайджанскими
политическими деятелями, обнадеживает
их и стремится усилить симпатии населения
к России. В 1709 г. Ори прибывает в Исфахан,
затем едет в Шемаху, где вновь ведет
переговоры с местными политическими
деятелями. В 1711 г. он возвращается в
Астрахань и здесь скоропостижно умирает.
Исраэлу Ори—выдающемуся патриоту,
посвятившему жизнь освобождению своего
народа, не довелось увидеть завершение
начатого им дела. Но он расширил и укрепил
русско-армянские политические связи,
создав этим реальные условия и предпосылки
для освобождения Армении от многовекового
тяжелого гнета ханов, беков и пашей.
3. Освободительное движение в 1720-х годах
В
начале XVIII века Персия переживала тяжелый
политический кризис. Феодальная
междоусобица охватила всю страну, против
ослабевшей центральной власти выступил
ряд племен. В 1722 г. восставшие афганцы
овладели Исфаханом и свергли с престола
шаха Хусейна. Турция готовилась к новым
завоеваниям в Закавказье и Персии.
В
тот же период император Петр I, победно
завершив в 1721 т. Северную войну против
шведов, начал запланированный им
«Персидский», вернее «Каспийский»
поход, чтобы овладеть западным берегом
Каспийского моря, укрепиться в Закавказье
и предотвратить турецкую агрессию в
Персию и на Кавказ. Летом 1722 г. русские
войска были сконцентрированы в Астрахани.
Двинувшись оттуда на юг, они вступили
в Дербенд, а потом заняли города Решт,
Баку и ряд районов Прикаспия,
Появление
русских войск в Закавказье вселило
большие надежды в армян, грузин и
азербайджанцев, которые давно были
готовы восстать против персидского и
турецкого владычества. Начались боевые
действия повстанческих вооруженных
отрядов, ширилось народное освободительное
движение. Хотя, в силу ряда причин
внутреннего и внешнего порядка Петр I
вскоре приостановил поход русских
войск, тем не менее взявшиеся за оружие
народы Закавказья продолжали свою
борьбу, усиливавшуюся с каждым годом.
В освободительной борьбе, развернувшейся
в 1720-х годах, важное место занимает
движение в Сюнике под предводительством
талантливого армянского военачальника
и политического деятеля Давид-Века. В
1722 г. сюнийокие патриоты, сплотившись
вокруг вызванного из Грузии «правосудного,
мужественного полководца Давид-Века,
сформировали в Кафане вооруженный
отряд, восстали против персидского
владычества и после упорных боев и
блестящих побед освободили эту часть
страны от иноземных завоевателей. Уж в
1723 г. в Кафане было создано независимое
армянское княжество.
На первом этапе
освободительного движения, в 1722— 1724
гг., борьба восставших была направлена
против господствовавших в области и
окрестных районах ханов и беков, а также
нескольких армянских феодалов-предателей,
ставленников персидского шаха. Справиться
с ними было сравнительно легко. Однако
с 1725 г. против освобожденного Сюника
выступил гораздо более могущественный
враг—большая турецкая армия, которая
стремилась подчинить себе все Закавказье.
Весной 1725 г. турецкие войска
двинулись на Сюник.
Восставшим удалось отбросить врага. В
июне того же года турки совершили новое
нападение, но опять потерпели поражение.
В 1726 г. главные турецкие силы начали
наступление на Кафан и, преодолев
героическое сопротивление армян, занятий
большую часть области. Весной 1727 г. после
многочисленных боев Давид-Бек укрепился
со своим отрядом в кре-йюсти Алидзср.
Осадив крепость, османская армия
предпринимает решительный штурм,
который, однако, заканчивается Алидзорская
крепость безрезультатно. Осажденные
храбрецы переходят к активной обороне.
И вот на седьмой день неравных боев,
они, выйдя ночью из крепости, неожиданно
нападают на врага, который ,в панике,
неся большие потери, обращается в
бегство.
После блестящей победы под
Алидзором Давид-Бек преследует врага.
Новый тяжелый удар турки получают летом
у поселка Мегри, где они вновь терлят
поражение. Эта этап освооооительного
движения
важные победы настолько
подняли авторитет Давид-Бека, что
персидский шах Тахмасп признал его
власть в Сюнике и заключил союз с
восставшими армянами против турок.
Враг, однако, был еще силен. Сконцентрировав
крупные силы, турецкое командование
предпринимает новое наступление. В 1728
г. умер организатор и руководитель
освободительного движения Сюника,
большой патриот и неустрашимый полководец
Давид-Бек. Во главе армянских повстанцев
становится Мхитар Спарапет. Бои
продолжаются, но числено превосходящий
противник добивается ряда успехов. В
среде армянских военных начинаются
разногласия, приведшие к раздроблению
сил. В 1730 г. был изменнически убит Мхитар
Спарапет. Фактически после этого
потерпело поражении Сюнякское
освободительное движение.
Другим
важным центром армянского освободительного
движения 1720-х годов был Арцах (Карабах),
где сохранились пять армянских феодальных
княжеств—меликств (Гюлистан, Джраберд,
Хачен, Варанда и Дизак).
Еще в 1718—1720
гг. армянские мелики Арцаха с целью
сопротивления внешним врагам организовали
укрепленные военные лагеря, называвшиеся
сигнахами. В них формировались воинские
силы. Вооруженные отряды Арцаха возглавлял
вначале гандзасарский католикос Есаи
Гасан-Джалалян, а в дальнейшем—мелик
Аван Юзбаши. Установив прочные связи и
сотрудничество с грузинским царем
Вахтангом VI,. стоявшим во главе грузинского
освободительного движения,, и воодушевившись
обещаниями Петра I, арцахцы в 1722 г. подняли
восстание против персидских ханов и
объявили свою-страну независимой. В
1722—1724 гг. восставшие одержали в ряде
сражений блестящие победы. Более того,
в эти годы они несколько раз оказывали
вооруженную помощь боровшемуся в Сюнике
Давид-Беку.
Начиная с 1725 г. патриоты
Арцаха вели упорные бои с вторгшимися
в Закавказье турецкими захватчиками.
В начале этого года османские войска,
перейдя в наступление, овладели многими
селами. Однако 1-го марта восставшие
крестьяне в течение одной ночи почти
полностью уничтожили турецкую воинскую
часть и захватили большое количество
оружия и боеприпасов.
В ноябре 1726 г.
турецкие паши предприняли новое
наступление. Войска сигнахов и крестьянство
оказали им героическое сопротивление.
Хотя у турок было около 40000 воинов,
арцахцы в ожесточенном сражении,
длившемся восемь дней, нанесли врагу
тяжелый удар и вынудили его отступить»
Османские войска потерпели поражение
также в июле 1727 г.
Царский генерал
Долгорукий, следивший за развертывавшимися
событиями, в одном из своих докладов
русскому двору писал: «Только бог хранит
армян, иначе непонятно, как могут они
противостоять столь могущественному
врагу».
Однако со временем положение
ухудшилось. На Арцах двигались новые
турецкие войска. Становилось ясно, что
без помощи извне невозможно сопротивляться
мощной османской армии. Безнадежность
и внутренние разногласия привели к
распаду армянских воинских частей.
Арцах также попал под турецкое владычество,
хотя вскоре оно стало формальным.
Отдельные отряды, укрывшись в горах и
неприступных местах, некоторое время
вели партизанскую борьбу. Часть восставших
армян перебралась в Россию и поступила
на службу в русскую армию.
В 1720-х гг.
блестящие страницы в историю
освободительного движения вписало
также население Еревана, Лори, и в ряде
других мест. В мае 1724 г., когда большая
турецкая армия двинулась на Араратскую
равнину, местное население взялось за
оружие. Сопротивление османским войскам
оказали жители села Карби, а затем города
Еревана. Оборона Еревана началась в
июне и продолжалась три месяца. Османская
армия непрестанно штурмовала город,
однако его население с исключительной
смелостью и самоотверженностью отражало
ее атаки. Только получив вспомогательные
силы, турецкая армия в сентябре ворвалась
в город и перебила 10000 человек.
В своей
освободительной борьбе против турецких
пашей и персидских ханов армянский
народ сотрудничал с соседними грузинским
и азербайджанским народами. В 1722 г. и в
последующие годы были установлены
прочные связи между армянскими и
грузинскими повстанцами. В Арцахе,
Сюнике и Ереване армяне и азербайджанцы
часто плечом к плечу боролись против
общего врага. Во время боев, развернувшихся
около Гянджи, армяне, грузины и
азербайджанцы объединенными силами
нанесли поражение турецким войскам.
Характерно, что в марте 1724 г. между
армянами Карабаха и азербайджанцами
Гянджи был заключен договор о взаимной
помощи.
Армянское освободительное
движение 1720-х гг. закончилось поражением,
однако оно имело огромное историческое
значение. Мужественная и героическая
борьба народа принудила агрессора
считаться с ним, встать на путь уступок
и осторожной политики. В то же время эта
бопьба значительно повысила национальное
самосознание народных масс и внушила
веру в будущую победу. Освободительная
борьба этого периода послужила источником
вдохновения для патриотов последующих
поколений.
4. Планы освобождения Армении во второй половине XVIII века
Во
второй половине XVIII века вопрос
освобождения армянского народа от
персидских ханов и турецких пашей вновь
стал обсуждаться в Армении, России, а
также в армянских общинах Индии. Деятели
армянского освободительного движения
установили связи с русским двором и
грузинским царем Ираклием, приложили
энергичные усилия для достижения своей
цели.
Особенно активная деятельность
развернулась в армянской колонии
индийского города Мадраса. Здесь группа
армянских патриотов пропагандировала
идею освобождения Армении и старалась
восстановить армянское государство.
Эту же цель преследовали также армянские
политические деятели, жившие в России.
В 1760-х гг. видный армянский политический
деятель Иосиф Эмин (из индийских армян)
ведет переговоры с русским правительством
и с грузинским царем Ираклием. Эмин
предлагал сформировать армию европейского
типа из армян и грузин, которая при
помощи русских войск могла бы освободить
армянский и грузинский народы от ига
турецкого султана и персидского шаха.
Во время русско-турецкой войны
1768—1774 гг. житель Астрахани, владелец
шелковой фабрики армянин Мовсес Сарафов
в 1769 году представляет русскому двору
проект, который предусматривал
освобождение Армении силой оружия и
создание армянского царства под эгидой
России. Этот замысел должны были
осуществить русские войска и армянские
добровольческие полки, содержание
которых брали на себя армяне.
После
окончания первой русско-турецкой войны
снова возник вопрос о Закавказье. В 1779
г. русский двор планирует организацию
похода в этот край. Начинается
подготовительная работа. В январе 1780
г. представители русского государства
ведут переговоры с предводителем
армянской епархии в России Иосифом
Аргутинским и с московским богачом
Ованесом Лазаряном (Иваном Лазаревым).
Следует отметить, что в переговорах
принимал участие прославленный русский
полководец А. В. Суворов, который, как
пишет Аргутинский, «весьма обнадежил
нас в том, что они намерены восстановить
наше государство».
В сотрудничестве
с Аргутинским Лазарян в 1780 г. составляет
и представляет А. Суворову докладную
записку, предусматривающую восстановление
армянского государства со столицей в
Ереване. Предлагается создать особый
армянский полк, который совместно с
войсками армянских мели-ков Карабаха
должен был освободить Араратскую
провинцию, а затем остальные армянские
области. Была предусмотрена военная
помощь со стороны России.
Подготовка
военного похода в Закавказье была
поручена А. В. Суворову, который,
отправившись в Астрахань, установил
связи с освободительными кругами Грузии,
Армении и Азербайджана и начал собирать
необходимые сведения. Однако поход
русских войск в Закавказье не был
осуществлен.
В 1780-х гг. армянские
общественно-политические круги составили
два проекта армяно-русских «договоров»
и представили их царскому правительству
для обсуждения. Составителями одного
из них были политические деятели
армянской общины Мадраса во главе с
выдающимся представителем армянского
освободительного движения Шаамиром
Шаамиряном, а другого—Аргутинский и
Лазарян. Эти проекты значительно
различаются: первый выражал интересы
зарождавшейся армянской буржуазии, а
второй—интересы клерикально-феодальных
кругов.
По проекту Шаамиряна и его
друзей, освобожденная Армения становится
независимым государством со своим
посольством в Петербурге. Заключается
постоянный договор с Россией. В Армении,
сроком на двадцать лет, остается русская
войсковая часть численностью в шесть
тысяч человек. Предполагаемый
государственно-социальный строй страны—
буржуазная республика.
Согласно
проекту Аргутинского, озаглавленному
«Союзный договор меж двумя народами—русскими
и армянами», Армения должна была
находиться под протекторатом России.
В стране устанавливается феодальная
монархия, сохраняется феодальное
землевладение, однако без крепостного
права. Столицей страны должен быть один
из двух древних армянских городов—Ани
или Эчмиадзин. После освобождения в
течение некоторого времени в Армении
должны оставаться русские войска для
защиты страны от вражеских нападений.
Однако оба проекта, как и предыдущие
планы, выдвинутые армянскими политическими
деятелями второй половины XVIII века,
остались на бумаге, так как в этот период
царское правительство воздерживалось
от активной политики в отношении
Закавказья.