Народное хозяйство БССР в 50-е годы

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский Государственный Экономический Университет

Кафедра экономической

истории

Курсовая по экономической истории

Беларуси

на тему: "Народное хозяйство Беларуси в 1950-е годы"

Студент ФУС, I-курс

Гр. УКС-1 М.Г.Гусев

Научный руководитель

Профессор В.И.Голубович

Минск, 1998

План.

Введение.

    Промышленность и транспорт в 50-е гг.

    Дальнейшее развитие промышленности и транспорта в 60-е гг.

    Достижения сельского хозяйства в 50-е гг.

Заключение.

Вступление.

В послевоенные годы важнейшие задачи белорусского народа заключались в том, чтобы за непродолжительное время ликвидировать ущерб, причинённый республике немецко-фашистскими захватчиками, восстановить народное хозяйство, улучшить условия жизни населения. Чтобы выполнить эти задачи, белорусскому народу пришлось преодолевать немалые трудности. Героическими усилиями рабочих к концу 1950 г. промышленность БССР по объему валовой продукции не только достигла довоенного уровня, но и превысило его на 15 %.

За годы восстановления в республике появились новые отрасли индустрии, расширилась энергетическая и топливная база - одно из важнейших условий успешного развития всего народного хозяйства БССР, увеличилось производство строительных материалов. Значительные успехи были достигнуты в восстановлении предприятий легкой и пищевой промышленности. Возрождался железнодорожный, автомобильный и речной транспорт. Были отстроены вокзалы в Гомеле, Могилеве, Барановичах, Пинске, восстановлены железнодорожные линии, построены новые мосты.

Серьезные изменения произошли в индустриальном развитии областей Белоруссии. За годы восстановления индустрия БССР поднялась на более высокий, чем до войны, технический уровень. Вместе с тем в промышленности новая техника и производство внедрялись медленно, машины и механизмы использовались неудовлетворительно, дали о себе знать недостатки в организации труда, не полностью использовались резервы. Недостаточно быстро развивались отрасли, вырабатывающие промышленные товары народного потребления, важнейшие продукты питания. Последнее в значительной степени объяснялось отставанием сельского хозяйства, слабостью сырьевой базы.

Положение в сельском хозяйстве БССР оставалось тяжелым. Посевные площади были значительно меньше, чем до войны, пустовали тысячи гектаров земель, пришедших в негодность в годы немецко-фашистской оккупации. Количество лошадей сократилось на 56 %, коров на - 51 %, свиней - на 29 %. Колхозы и совхозы ощущали острую нехватку сельскохозяйственных машин, инвентаря, механизаторских кадров, удобрения.

Но, несмотря на недостатки и трудности, народное хозяйство Беларуси постоянно залечивало тяжелые раны войны и немецко-фашистской оккупации.

Особенность экономики стран так называемого социалистического лагеря заключалась в подчинении ее плановому управлению, которое непосредственно осуществляла от имени трудящихся партийно-государственная власть. Поэтому и анализ развития народного хозяйства непременно должен сконцентрироваться в государственных, отраслевых и других планах, а также планах и обязательствах предприятий и учреждений, которые в целом и составляли каркас командно-административной системы в экономике. Эта система тормозила перевод промышленности на новый технический уровень, преобладающим во всех отраслях было экстенсивное развитие. И, несмотря на высокие темпы роста, в промышленности республики комплексная механизация не получила значительного распространения. Широко использовался ручной труд, который составлял 25 % даже на крупных предприятиях. Поэтому в числе первоочередных задач стояло ускорение научно-технического прогресса. Его необходимость понимали в руководстве партией и страной.

Цель этой работы проанализировать данные о развитии народного хозяйства Беларуси в 50-е года ХХ века, сопоставить разные точки зрения на данный вопрос, сделать выводы.

2. ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ.

1. Промышленность и транспорт в 50-е гг.

Директивы по пятому пятилетнему плану, утвержденные XIX съездом КПСС, определили большие задачи в деле развития промышленности и транспорта Белоруссии. Предусматривалось увеличить валовую продукцию промышленности на 70 - 80%, при этом преимущество отдавалось отраслям тяжелой индустрии. Мощность электростанций увеличивалась в 2 раза, добыча торфа - в 1,5 раза. Планировался значительный рост отраслей, производящих товары народного потребления. Много внимания уделялось вопросам внедрения новой техники и передовой технологии, улучшению качественных показателей работы промышленности - на 50%, в строительстве - на 55%, а себестоимость продукции снизить на 20 - 25%.[2]

Взаимообмен предприятий передовым производственным опытом, широкое использование творческих починов новаторов Москвы, Ленинграда и других индустриальных центров, способствовали росту белорусской промышленности. Следует также отметить энтузиазм рабочих. На заводах и фабриках ширилось соревнование за лучшее использование новой техники, повышение производительности труда, экономию сырья и материалов. В 1952 году в промышленности, на стройках и транспорте Белоруссии соревновалось свыше 2,5 тыс. комсомольско-молодежных бригад, более 100 тыс. молодых рабочих являлись стахановцами. Широко известны были имена токарей Люблинского литейно-механического завода А. Жакдаровой и О. Агафоновой, по инициативе которых разгорелось соревнование за отличное выполнение каждой производственной операции, дежурного Минского отделения Западной магистрали П.Д. Судникова, разработавшего новаторский метод регулирования поездной работы и др.

Движение новаторов ширилось среди работников автомобильного транспорта Белоруссии. К началу 1953 г. соцсоревнованием было охвачено 94% производственных рабочих автотранспорта, на предприятиях трудилось более 3 тыс. стахановцев и ударников.

План 1952 г. по перевозке грузов был выполнен на 105,3 %, пассажиров - на 123,8%, получена значительная экономия горючего.

За 1954 г. в республике было создано и освоено свыше 150 новых типов машин, станков и приборов, объем валовой продукции в машиностроении увеличился на 34%. При этом особенно возросло производство сельхозтехники. В 1954 г. промышленность республики увеличила по сравнению с прошлым годом выпуск сельскохозяйственных машин на 83%, запасных частей для тракторов и сельхозмашин - на 54%. " Гомсельмаш" освоил массовое производство силосоуборочных комбайнов и другой техники. В числе первых были коллективы станкостроительных заводов Минска и Гомеля, Минских инструментального завода имени В.П. Чкалова, вагоноремонтного завода имени А.Ф. Мясникова, Оршанского льнокомбината, Гродненского тонкосуконного и Витебского коврово-плюшевого комбинатов. Многие заводы и фабрики со значительным опережением выполняли свои пятилетние задания.

Ускорению роста производства способствовало движение за переход на скоростные более эффективные приемы труда. В 1955 г. на машиностроительных заводах республики насчитывалось свыше 2,5 тыс. рабочих-скоростников. На Минском подшипниковом заводе за 1955 г. на скоростное резание материала было переведено 82 станка, что позволило значительно поднять производительность труда.[2]

Однако нужно заметить, что погоня за количеством продукции зачастую приводило к снижению ее качества, увеличению брака на производстве.

БССР успешно выполнила пятый пятилетний план. За пятилетку вошло в строй около 150 крупных промышленных предприятий государственной промышленности и более 200 средних и мелких. В их числе Минские подшипниковый завод, радиозавод, завод отопительного оборудования и канализационных труб, часовой завод, камвольный комбинат, Оршанский завод швейных машин, Витебская шелково-ткацкая фабрика, несколько крупных торфодобывающих предприятий, молочно-консервные заводы, мясокомбинаты. Значительно расширились производственные мощности действующих предприятий.

В 1995 г. в республике насчитывалось 8,5 тыс. крупных и мелких промышленных предприятий, которые производили 84,6% всей промышленной продукции. Кроме того, действовало 4,3 тыс. предприятий промысловой и потребительской кооперации, производящих, в основном, товары народного потребления. Произошли существенные изменения в отраслевой структуре промышленности. В 1955 г. по сравнению с 1940 г. удельный вес машиностроения и металлообработки во всей промышленности БССР увеличился с 16,5 до 30,1 %. Доля топливной и электроэнергетической промышленности возросла с 12,9 до 16,9 %. В то же время снизился удельный вес легкой, пищевой и деревообрабатывающей промышленности. Характерной особенностью развития было значительное повышение технического уровня производства, хотя в большинстве случаев новая техника вводилась в действие медленно, ее активность снижалась из-за отсутствия комплексной механизации, должного профессионализма рабочих.[2]

За годы пятой пятилетки объем валовой продукции увеличился более, чем в два раза, при этом продолжался рост тяжелой индустрии. Если среднегодовой рост всей промышленной продукции составил около 16 %, то машиностроения и металлообработки - 28 %. Промышленность значительно расширила ассортимент выпускаемых изделий. Начали выпускаться мощные 25-тонные самосвалы, лесовозные автомашины, пропашные тракторы "Беларусь". Производство грузовых автомобилей увеличилось за пятую пятилетку в 5,4 раза, станков металлорежущих - в 2,4 раза, электродвигателей в 2,7 раза, электроэнергии - в 2,5 раза. Дальнейшее развитие получила торфяная, химическая промышленность, производство стройматериалов.[3]

Много было сделано по преодолению отставания легкой и пищевой промышленности. Выпуск хлопчатобумажных и шелковых тканей за пятилетку возрос в 2 раза, шерстяных тканей и чулочно-носочных изделий в 2,6 раза, обуви кожаной - в 1,7 раза, резиновой в 1,5 раза. Было произведено вдвое больше товаров народного потребления, чем в 1950 г. Повысилась производительность труда.[3]

В пятой пятилетке дальнейшее развитие получили все виды транспорта. В 1955 г. по Белорусской железной дороге было перевезено 49,9 млн. т. грузов и 33,6 млн. пассажиров. По сравнению с 1950 г. перевозки грузов увеличились в 1,5 раза и пассажиров - в 1,6 раза. Грузооборот автотранспорта БССР составил 1188 млн. тонно-километров, увеличившись за пятилетку в 2,5 раза. Значительно улучшились эксплуатационные показатели речного транспорта и воздушного флота.

2. Дальнейшее развитие промышленности и транспорта в 60-е гг.

Задачи по дальнейшему развитию промышленности, ускорению научно-технического прогресса определил XX съезд КПСС. Директивами шестого пятилетнего плана предусматривалось увеличить объем валовой продукции промышленности БССР примерно в 1,7 раза. Большие задачи намечались по развитию электроэнергетики, торфодобывающей промышленности, машиностроения и других отраслей. Первоочередное внимание уделялось совершенствованию организации производства, специализации, снижению себестоимости продукции.

В борьбу за ускорение темпов технического прогресса активно включился Минский автомобильный и тракторный заводы, Могилевский локомотивный завод "Строймашина", витебская чулочно-трикотажная фабрика "КИМ" и сотни других предприятий.

В 1959 г. на Минском автомобильном заводе был создан первый образец самого мощного в стране самосвала МАЗ-530 грузоподъемностью 40 т., налажен выпуск 12-тонных прицепов и 6-тонных полуприцепов. Тракторостроители наладили производство более совершенных дизельных тракторов, которые имели ряд преимуществ перед газогенераторными.[3]

Первый год шестой пятилетки дал прирост промышленного производства БССР на 12%. Предприятия начали выпускать около 100 новых типов станков, машин, приборов и около 200 других видов изделий. По итогам Всесоюзного соцсоревнования предприятиям промышленности, строительства и транспорта Белоруссии было присуждено 26 красных знамен Совета Министров СССР и ВЦСПС, министерств и ЦК профсоюзов с вручением первых премий, 39 вторых и 65 третьих премий. В ходе соцсоревнования высокие образцы труда показали сталевар Минского автозавода Д.И. Барашкин, электросварщик тракторного завода М.Т. Антоник, слесарь Минского станкостроительного завода Н.А. Каменский и другие новаторы производства.[3]

Досрочно завершили десятимесячное задание по выпуску продукции предприятия СНХ БССР. За девять месяцев 1957 года они выдали на 8,5 млн. рублей сверхплановой продукции. Дополнительно к плану было произведено 300 тракторов, 30 автомобилей, 7415 велосипедов,90 тыс. м. шерстяных тканей, 250тыс. пар обуви и много другой продукции. Коллектив Белорусской магистрали дополнительно к плану 1957 г. погрузил около 17 тыс. вагонов. При этом особенно отличились в вождении большегрузных составов машинисты В.П. Кузнецов (г. Молодечно), Н.П. Трубачиков (г. Лида), А.М.Галашко (г. Брест) и др. С энтузиазмом трудились комсомольцы. К концу октября 1958 г. свыше 100 тыс. молодых посланцев республики работало на новостройках страны.[3]

Была успешно решена задача капитального строительства. За три года шестой пятилетки капиталовложения в промышленность составили 430,8 млн. рублей, в том числе 232 млн. рублей на строительно- монтажные работы. В 1958 г. новостройки обслуживало 770 экскаваторов, 543 бульдозера, 670 кранов, 115 автопогрузчиков. По сравнению с довоенным уровнем количество экскаваторов увеличилось почти в 13 раз, бульдозеров - 22,6 раза и кранов - 22 раза. Укрепление материально-технической базы позволило механизировать монтажные работы на 95%, бетонные - на 62%, малярные - на 59%, штукатурные - на 58%. В 1958 г. на строительстве в республике работало 100 тыс. человек против 61,9 тыс. в 1950 г. Строители широко пользовали передовой опыт других республик.[3]

С начала 1958 г. в БССР стали создаваться организации Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов. К концу года было создано 537 первичных организаций ВОИР, в которых состояло 21,8 тыс. членов. По сравнению с 1957 г. численность рационализаторов и изобретателей в республике увеличилось почти на 1/3. В 1958 г. изобретатели и рационализаторы подали 36,9 тыс. предложений. От внедрённых за 1056-1958 гг. в производство предложений народное хозяйство БССР получило 43,3 млн. рублей экономии.[3]

Научные учреждения оказали значительную помощь в совершенствовании производства предприятиям машиностроения, энергетики и топливной промышленности, стройматериалов, легкой и пищевой промышленности. Особенно плодотворно работали коллективы учёных Физико-технического института, Института физики и математики, Института торфа АН БССР и Белорусского политехнического института. До 70 тыс. рублей сэкономили в 1956 г. Минский тракторный завод от применения разработанного Институтом физики и математики АН БССР метода спектрального анализа металла. С помощью и участием белорусских учёных на заводах и фабриках были созданы сотни новых типов машин, оборудования и приборов, внедрены более совершенные технологические процессы. Большую помощь промышленности и транспорту республики оказали также научные учреждения Москвы, Ленинграда и других городов страны.

К концу 1958 г. белорусский народ добился значительных достижений. Промышленность выпустила валовой продукции почти втрое больше по сравнению с 1950 г., производительность труда выросла в 2 раза. Увеличились основные производственные фонды промышленности, на вооружение предприятий поступила новая техника и оборудование. Только в 1957 г. в механических цехах заводов Совнархоза БССР были введены в эксплуатацию 104 поточные линии, установлено 353 высокопроизводительных станка и автомата. В 1958 г. на вооружение промышленности поступило свыше 900 видов высокопроизводительной технологической оснастки,480единиц других видов оборудования. По сравнению с 2950 г. парк нового подъёмно-транспортного оборудования на предприятиях увеличился в 2,5 раза, литейного и электросварочного - в 1,8 раза, металлорежущих станков на 40% . Было установлено много поточных линий, выросла энергвооружённость труда. Особенно высокими темпами развивались машиностроение и металлообработка, объём производства которых за 1951-1958 гг. увеличился в 6,3 раза, в том числе машиностроения в 11 раз. В 1958 году машиностроители дали 16,2 тыс. металлорежущих станков, 16,5 тыс. грузовых автомобилей, 26 тыс. тракторов, 11,2 тыс. силосоуборочных комбайнов и много другой техники. В мае 1958 г. тракторозаводцы выпустили 100-тысячный трактор.[3]

Многое было сделано по развитию энергетики Белоруссии. В 1958 г. было произведено 2,7 млрд. кВт/ч. электроэнергии. К концу 1958 г. была подготовлена к пуску Василевская ГРЭС - самая мощная в то время электростанция БССР.

Широкое внедрение механизации дало возможность увеличить добычу торфа, почти целиком ликвидировать в этой области тяжёлый ручной труд. В 1958 г. добыча торфа в республике достигла почти 9 млн. т. (включая добычу колхозами) или в 2,3 раза больше по сравнению с 1950 г.[3]

За 1951 - 1958 гг. валовая продукция промышленности стройматериалов в БССР увеличилась в 3,4 раза, превзойдя уровень1940 г. в 4,6 раза, В 1958 г. предприятия отрасли дали 539,5 тыс. цемента, 10663 тыс. кв. м. оконного стекла и др. материалов.[1]

Ускорилось развитие химической промышленности, предприятия которой освоили выпуск новых видов ценной продукции. Объём производства отрасли возрос в 1958 году. По сравнению с 1950 г. более чем в семь раз. В республике строились Полоцкий нефтеперерабатывающий и Гомельский суперфосфатный заводы, Пинский завод искусственных кож, Полоцкий завод искусственного волокна. Расширялся ассортимент производимой продукции на действующих предприятиях.

Шагнула вперед лесная и деревообрабатывающая промышленность. Объем ее производства за это время увеличился на 53%, в том числе бумажной промышленности - в 2,2 раза. Были внедрены новые технологии по углубленной переработке древесины и отходов, введены в строй новые производственные мощности.[3]

В 1951-1958 гг. заметно ускорилось развитие лёгкой и пищевой промышленности. Высокие темпы развития белорусской индустрии обеспечили ей видное место в общесоюзном производстве. В 1958 г. промышленность БССР выпустила 11,8% общего количества тракторов, 11,7% - металлорежущих станков, 4,3% грузовых автомобилей, 1,6% мотоциклов, 13% фанеры. Значительный удельный вес занимала республика по производству ряда товаров народного потребления.[3]

Большие успехи были достигнуты в развитии транспорта. Уровень 1950 г. по отправлению грузов был превзойдён на 2,7 млн. т., а по прибытию - на 18,7 млн. т. или более чем в 2 раза. На железных дорогах стал эффективнее исползоваться подвижной состав, улучшилась безопасность движения поездов, организация погрузочно-разгрузочных работ. Грузооборот речного транспорта и перевозки пассажиров возросли в 3 с лишним раза. Речной флот пополнился более мощными судами, расширился выпуск металлических, более надёжных и долговечных барж. Быстро развивался автомобильный транспорт, грузооборот которого увеличился почти в 5 раз. Дальнейшее развитие получила сеть воздушного сообщения. Работали десятки авиалиний местного и межреспубликанского значения.

Вместе с развитием народного хозяйства существенные изменения произошли в структуре грузооборота республики. Среди предметов вывоза всё большее место занимал вывоз тракторов ,автомобилей, станков, сельхозмашин, оборудования, некоторых строительных материалов, сантехники, мотоциклов, велосипедов и др. изделий промышленности.

На базе развития промышленности, транспорта и других отраслей народного хозяйства выросло число рабочих мест. В 1958 г. в народном хозяйстве республики было занято 1539 тыс. рабочих и служащих, или на 501 тыс. больше чем в 1950 г. Из них в промышленности работало 512 тыс. человек, на транспорте - 158 тыс. человек, в строительстве - 100 тыс. человек. На предприятия пришло большое пополнение специалистов, окончивших после войны высшие и средние специальные учебные заведения Белоруссии и других союзных республик. На 1 декабря 1957 г. в народном хозяйстве БССР работало 214 тыс. специалистов, из которых 83.5 тыс. имело высшее и 131,4 тыс. среднее специальное образование. Более 32 тыс. специалистов увеличилась в 2,5 раза. Возрос культурно- технический уровень рабочих. За 1951 - 1958 гг. профессионально- технические учебные заведения дали народному хозяйству 130,3 тыс. квалифицированных рабочих. За это же время на предприятиях и в организациях было обучено новым специальностям 535 тыс. человек и повысило квалификацию 859 тыс. рабочих. Благодаря широкому охвату рабочих технической учебой заметно улучшился их квалификационный состав, повысилось техническое мастерство.[2]

Таким образом, 1951-1958 гг. ознаменовались дальнейшим подъемом промышленности и транспорта БССР. Большая работа была проведена по техническому перевооружению этих отраслей. Вошли в строй сотни новых промышленных предприятий, увеличился общий объем промышленного производства. Еще более возрос вклад белорусской индустрии в укрепление и развитие материально-технической базы СССР.

    Достижения сельского хозяйства в 50-е гг.

В начале 50-х годов сельское хозяйство Белоруссии находилось в сложном положении. Объем розничного товарооборота государственной и кооперативной торговли в БССР в 1950 г. даже при увеличении наличности денег в обороте (в 1,5 раза) поднялся только чуть больше 90 % довоенного уровня. Даже в 1950 на его долю приходилось только четверть общего розничного товарооборота. Объяснялось это тем, что сельское население, которое превышало 2/3 всего населения БССР, не получило особой пользы от денежной реформы. Очень низкими оставались доходы крестьян. Перед колхозами были поставлены задачи: добиться повышения урожайности, увеличить поголовье скота, повысить уровень механизации. Поэтому приходилось расходовать основную часть денежных доходов на производственные потребности.[1]

Были достигнуты определенные результаты. В 1953 году посевные площади республики составили 5128 тыс. га и почти достигли довоенного уровня. Сельскохозяйственные угодья расширились за счет осушения болот и заболоченных земель. К осени 1953 г. в республике было мелиорировано свыше 200 тыс. га. 287 тыс. га пахотных земель и сенокосов было очищено от кустарников и камней.[1]

Некоторые сдвиги наметились в развитии животноводства. За первые 3 года пятой пятилетки поголовье коров увеличилось на 171 тыс. голов, свиней - на 141 тыс. голов и овец - на 111 тыс. голов. При этом в отдельных колхозах прирост поголовья крупного рогатого скота остался около 40 %. Однако, в целом, темпы развития животноводства в республике были недостаточными. За 3 года пятой пятилетки государство выделило колхозам на капитальное строительство 33 млн. рублей долгосрочных кредитов. Однако, за 1951-1953 гг. количество хозяйств сократилось более, чем на 4 тыс. и составило 5287. По количеству дворов, пашни и трудоспособных колхозы стали втрое большими. В начале 50-х годов была завершена коллективизация сельского хозяйства в западных областях республики.[1]

К июлю 1953 г. 99,7% посевных площадей принадлежало колхозам. Однако, несмотря на резкое увеличение посевных площадей, уровень урожайности оставался невысоким. Низкие урожаи сельскохозяйственных культур в те годы объяснялись тем, что почва была крайне истощена, а органических и минеральных удобрений не хватало.[1]

Развитие животноводства сдерживалось слабой кормовой базой. Сказывались также грубые просчеты в руководстве сельским хозяйством. Крестьянин не был заинтересован в развитии своего личного хозяйства, так как каждый новый саженец, животное или какой-либо другой продукт труда облагались налогами. Только в середине 50-х годов, когда было изменено налогообложение, он почувствовал существенное улучшение своей жизни.

Одной из основных проблем деревни был недостаток жилья. В его строительстве были свои трудности и недостатки: отсутствие стройматериалов и рабочей силы, низкая механизация, а также неудовлетворительная организация труда. В результате довоенный жилищный фонд деревни был отстроен чуть более 40 %.

Проблемой, требующей первоочередного решения, была охрана здоровья. К 1950 г. была полностью восстановлена численность медицинских заведений, но обеспеченность населения медицинским персоналом осталась ниже среднесоюзного уровня.

Колхозы, совхозы и МТС испытывали острый недостаток в квалифицированных руководящих кадрах и специалистах. К осени 1953 г. из 388 директоров МТС только 72 имели высшее и агрономическое образование. Лишь незначительная часть председателей колхозов имела высшее или среднее специальное образование.[2]

С целью обеспечения более высоких темпов роста экономики в 1957 г. началась реорганизация в управлении народным хозяйством через Совнархозы. Это сыграло положительную роль в развитии промышленности и сельского хозяйства. Начали лучше использоваться местные ресурсы, усилилась специализация и кооперирование производства.

Положение сельского хозяйства БССР во второй половине 50-х годов определялось развитием колхозно-совхозной системы производства. Она прошла испытание временем в послевоенные годы и в результате реформы 1953 г. сделала значительный шаг вперед. В 1958 г. в сельское хозяйство было вложено 160 млн. рублей, в том числе 73 млн. рублей государственных средств. В это время на полях республики работало 51,3 тыс. тракторов, или на 17,7 тыс. больше чем в 1953 г., значительно выросло количество зерновых комбайнов, газовых автомобилей и другой техники. К декабрю 1957 г. в сельском хозяйстве республики работало 16,5 тыс. специалистов, из которых 4,9 тыс. имели высшее образование.[3]

С 1956 г. колхозы, совхозы и МТС стали подключаться к государственным энергосистемам, что повысило темпы электрификации села. В 1958 г. колхозы республики использовали около 80 млн. кВт*ч. электроэнергии, в том числе около половины было затрачено на производственные нужды. Тем не менее, уровень электрификации сельского хозяйства оставался невысоким. В 1958 г. было электрифицировано 36% колхозов. В сельском хозяйстве использовались лишь 5,2% электроэнергии, потребляемой в республике.[1]

В 1953-1958 гг. сельскому хозяйству была оказана большая помощь кадрами специалистов и руководителей. Из городов на постоянную работу в колхозы и МТС были посланы инженеры, техники и высококвалифицированные рабочие кадры. Возвращались в деревню ушедшие по различным причинам механизаторы. Расширили подготовку кадров для села специальные учебные заведения.

В распространении передового опыта важную роль играли областные и районные сельскохозяйственные выставки, периодическая печать, радио и телевидение. В августе 1954 г. в Москве открылась Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, которая широко пропагандировала лучшие достижения сельскохозяйственного производства страны. В 1955 г. на ней было представлено от Белоруссии 9 районов, 229 колхозов, 35 совхозов, 14 МТС, 92 животноводческие фермы, 105 опытных станций и других хозяйств, 10 970 передовиков производства. Важной формой изучения передового опыта являлась проводившаяся на местах агрозоотехническая учеба.[1]

За 1957 г. в колхозах и совхозах валовой сбор зерна увеличился на 20,8%, а по сравнению с 1953 г. - на 36,5%. Около половины хозяйств БССР собрали урожай зерновых более 8 ц. С 1 га, тогда как в предыдущем году таких хозяйств было всего 6%, валовой сбор картофеля увеличился по сравнению с 1953 г. на 39%.[1]

Сельское хозяйство Белоруссии досрочно выполнило планы 1957 г. по заготовкам и закупкам хлеба, картофеля, овощей, фруктов, мяса, молока, шерсти, яиц и других сельскохозяйственных продуктов. По производству льноволокна республика вышла на второе место в СССР, молока и картофеля - на третье место, мяса и животного масла - на четвертое место.

Важным мероприятием явилась реорганизация машинно-тракторных станций. К концу 1958 г. в БССР было образовано вместо 343 машинно-тракторных станций 156 РТС и 80 отделений РТС. К этому же времени 84% колхозов и совхозов республики приобрели в МТС 14,5 тыс. тракторов, 5,6 тыс. зерновых комбайнов, 16,5 тыс. тракторных плугов и большое количество другой сельскохозяйственной техники.[4]

Подъем сельского хозяйства был очевидным. В 1958 г. по сравнению с 1953 г. валовая продукция сельского хозяйства БССР возросла на 36%, среднегодовые темпы ее роста составили 6,1%, или вдвое выше, чем за три предыдущих года. Посевные площади значительно расширились и превзошли довоенный уровень. В 1958 г. они составили 5449 га. Колхозы и совхозы стали больше производить зерна, картофеля, технических культур. Валовой сбор озимой ржи, например, увеличился с 666,8 тыс. до 954,8 тыс. т., льноволокна - с 20,4 тыс. до 88 тыс. т., силосных культур - с 222 тыс. до 4193 тыс. т. и т.д. Это свидетельствовало о том, что колхозно-совхозная система производства еще имела резервы для своего дальнейшего развития и поэтому было необходимо избавить ее от чрезмерной регламентации. Требовались новые реформы. Но вместо них было сделано много беспочвенных и субъективистских ошибок в управлении сельским хозяйством, что отрицательно сказалось на его развитии.[4]

В республике с конца 50-х годов снижается урожайность зерновых и возрастает их себестоимость. Это было связано, прежде всего, с изменением в структуре севооборота и расширением посевов кукурузы. Неприспособленная к климатическим условиям Белоруссии эта культура приносила хозяйствам убытки. В 1957 г. начинается искусственная сверхпрограмма - догнать и перегнать США по производству мяса и молока на душу населения. Без улучшения кормовой базы животноводства она вызвала в 1962 г. падение производства. На положение сельского хозяйства также влияли компании по превращению колхозов в совхозы, ликвидации частных хозяйств. Вместе с низким уровнем управления, слабым использованием достижений науки, это определило медленный рост сельского хозяйства. В результате, хотя валовой продукт и увеличивался, темпы роста были ниже запланированных.

Заключение.

Таким образом, в продолжение 50-х годов, несмотря на просчеты руководства и объективные препятствия, благодаря самоотверженному труду населения Белоруссии, его материальное положение медленно, но неуклонно улучшалось.

Большое влияние на развитие сельского хозяйства оказало то, что в августе 1953 г. Верховный Совет СССР принял новый Закон о сельскохозяйственном налоге, согласно которому были снижены размеры поставок с хозяйств колхозников, подняты заготовительные цены на сельскохозяйственные продукты. В 1954 г. по сравнению с 1952 г. сумма сельхозналога в республике уменьшилась почти втрое. С января 1958 г. хозяйства рабочих, колхозников и служащих были освобождены от обязательных поставок государству сельскохозяйственных продуктов. Изменения налоговой политики имели важное социально-экономическое значение, ибо они способствовали укреплению общественного хозяйства, росту доходов колхозников. В 1958 г. реальные доходы крестьян в расчете на одного работающего превзошли уровень 1940 г. более, чем в 2 раза.

За 1956-1958 гг. в республике был выполнен большой объем жилищного строительства, за счет государственных капиталовложений сдано в эксплуатацию 2,5 млн. кв. м площади. К концу 1958 г. города уже имели жилищного фонда значительно больше, чем до войны. Всего за 1951-1958 гг. в республике было возведено 14099 тыс. кв. м общей жилой площади.

Практически все отрасли восстановленного народного хозяйства получили развитие, значительно вырос и укрепился экономический потенциал республики, улучшилось территориальное размещение производительных сил. Благодаря самоотверженному труду белорусского народа белорусская индустрия по объему выпускаемой продукции, технической оснащенности предприятий и другим показателям оставила далеко позади довоенный уровень развития, увеличился удельный вес республики в общесоюзном промышленном производстве. Крестьянство настойчиво боролось за подъем сельского хозяйства, за увеличение производства продукции земледелия и животноводства. Успехи экономического развития позволили заметно поднять уровень материального благосостояния населения.

Результатом развития народного хозяйства БССР в 50-е годы явилось создание крупного территориально-отраслевого комплекса. Однако в это же время впервые проявилось резкое обострение противоречий между директивным управлением, которое сковывало творческую инициативу и активность населения, и необходимость их развития. Производство средств производства намного опережало производство предметов потребления и все больше превращалось в производство ради производства. К тому же, этот крупный республиканский комплекс создавался фактически без учета возможности использования местного сырья и был поставлен в полную зависимость от его внешних поставок.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    История Белорусской ССР. - Минск, 1977.

    Доунар-Запольскi М.. Гiсторыя Беларусi. - Минск, 1994.

    Пекарский А.С., Тарасенко Н.И. История Белорусской ССР. - Минск: Наука и техника, 1997.

    Нарысы гiсторыi Беларусi. - Минск, 1995.