Кризис рабовладельческого строя и зарождение феодальных отношений
Реферат по истории на тему:
Кризис рабовладельческого строя и зарождение феодальных отношений.
Работа студента ______ курса
______________________________
Преподаватель: _________
________________________
________________________
1996
ПЛАН РЕФЕРАТА:
Введение 3
Рабовладельческий строй и феодализм как две ступени развития человечества. 4
Зарождение феодализма в Западной Европе. 6
До феодальные отношения у варваров. 7
Начало формирования классов феодального общества. 9
Изменение в политическом строе. 10
Новые этнические общности. 12
Вывод. 13
Использованная литература : 14
Введение
Средние века - это много вековой период зарождения, господства и разложения феодализма. В Европе он длился 12 столетий, в Азии - еще дольше. Остатки средневековья в некоторых странах не исчезли до сих пор.
Большинство народов вступило на путь феодализма, миновав рабовладельческий строй. Их средневековье началось с разложения родо-племенных отношений. Другие народы, пережившие рабовладельческую формацию, начали свою средневековую историю с традициями классового общества и государства. Но суть нового общественного строя осталась та же. Повсюду переход к феодализму был связан с подчинением крестьян крупным землевладельцам , превратившим землю - основное условие приложения человеческого труда - в свою монопольную собственность (государственную, частную ).
Феодализм знаменовал собой прогресс в общественном развитии. Наделенный землей крестьянин был заинтересован в росте производительности труда, и эта заинтересованность возрастала по мере развития феодальных отношений и ослабления личной и поземельной зависимости. Эпоха феодализма ознаменовалась расцветом мелкого товарного производства в городах, ставших колыбелью свободы и очагами культуры. Здесь зародилась мануфактура и начали складываться новые классы буржуазного общества. В результате развития товарно-денежного хозяйства изменялись аграрные отношения: крестьян переводили на натуральный или денежный налог (его платили феодалам или государству лично свободные чиншевые крестьяне), местами появлялись фермерские хозяйства капиталистического типа.
В течение средневековья коренным образом изменились этнические общности и государственные образования. Племена слились в народности, а из них начали формироваться современные нации. Вместо примитивных варварских государств и обособленных сеньорий образовались крупные централизованные государства на национальной или межнациональной основе. Несравненно поднялась культура. Если в эпоху раннего средневековья люди довольствовались остатками античной образованности и библейскими преданиями о сотворении мира, то к концу феодальной эпохи начало складываться научное представление об окружающей природе и были заложены основы материалистического мировоззрения.
Рабовладельческий строй и феодализм как две ступени развития человечества.
Феодализм представлял более высокую ступень общественного развития, чем первобытнообщинный и рабовладельческий строй, на развалинах которых он образовался. В отличие от рабовладельческого строя, при котором непосредственный производитель - раб - был лишь "говорящее орудие" и он не был заинтересован в развитии производства, совершенствовании орудий труда. Рабовладельческое хозяйство было экономически выгодно только при наличии дешевой рабочей силы. Рабовладельческая форма эксплуатации почти исключала возможность воспроизводства рабочей силы в рамках самого рабовладельческого хозяйства. Раб не имел семьи, он быстро истощался от тяжёлой работы, рано умирал. Поэтому необходим был постоянный приток рабов, добыть которых можно было в результате успешных войн, грабительских экспедиций и работорговли. Например, в Римской империи упадок военной мощи был связан с хозяйственным кризисом и переходом от завоеваний к обороне, не позволявший пополнять убывающий контингент рабов. Рабы дорожали, и настоятельно вставал вопрос о целесообразности ведения хозяйства прежним, рабовладельческим способом. Рабовладение становилось преградой на пути развития экономики. Нужно было искать новые формы организации хозяйства, по-новому использовать рабскую силу, стимулировать производительность труда рабов.
Рабовладельцы вынуждены были изменить способ эксплуатации рабов, не поступаясь своим неограниченным правом собственности на их личность. Они наделяли рабов землей, превращая их в подневольных оброчных держателей. Вместе с тем, крупные земельные собственники старались привлечь на пустующие земли свободных арендаторов .
А при феодализме зависимый и крепостной крестьянин был наделен землей и вел свое мелкое хозяйство. Крестьяне проявляли заинтересованность в росте производительности своего труда, так как некоторая доля прибавочного продукта использовалась для расширения мелкого крестьянского хозяйства и улучшения благосостояния зависимого населения. По мере развития феодализма личная зависимость ослабевала и во многих случаях исчезала, что создавало новые стимулы для роста производительности крестьянского труда.
Не менее прогрессивно превращение мелкого крестьянского хозяйства в основную экономическую ячейку общества способствовало росту производительности труда, несмотря на то что крестьяне начали подвергаться жестокой эксплуатации.
В отличие от рабовладельческого строя феодализм представлял универсальную общественно-экономическую формацию, которую прошли почти все народы мира. Переход к феодализму проходил в разных странах не одновременно. Раньше на путь феодального развития вступили народы, пережившие рабовладельческий строй, позже народы у которых феодализм был первой классовой формацией. Точно так же нет единой для всех стран хронологической вехи конца феодальной формации. Одни, более развитые народы покончили с феодализмом и вступили на путь капитализма раньше, другие позже. Но в развитии феодализма в разных странах и на разных материках имелись значительные особенности, которые определялись конкретными историческими условиями жизни народов и естественно- географической средой. По-разному складывался феодальный строй у народов земледельческих и пастушеских, в странах с умеренным и засушливым климатом, где земледелие требовало искусственного орошения, в условиях разложения рабовладельческого или первобытно-общинного строя. В частности, весьма заметные различия наблюдались в развитии феодализма в европейских и азиатских странах. Если в Европе во все периоды средневековья преобладающее значение имела частная феодальная собственность на землю и эксплуатация крестьянства осуществлялась большей частью в форме взимания феодальной ренты, то в азиатских странах, в частности в Китае и Индии, в раннее и даже в классическое средневековье широко была распространена государственная собственность на землю и важнейшей формой эксплуатации крестьян являлись государственные налоги. Этим объясняется и тот факт, что в Европе в период сложившегося феодализма господствовала политическая раздробленность, а на Востоке в это время существовала более или менее централизованная система управления в форме деспотической монархии.
Зарождение феодализма в Западной Европе.
Начало западноевропейского средневековья началось с крушения рабовладельческой Римской империи (V в.), а в азиатских странах с древнейшей цивилизацией - Китае, Северной Индии - переход к феодализму начался несколько раньше (II - III в.), но феодальный период в целом на Востоке длился более продолжительное время (до XVIII-ХIХ вв.).
В период раннего средневековья происходило становление феодальных отношений - образование крупной земельной собственности и подчинение свободных крестьян-общинников феодалами. Формировались два антогонических класса феодального общества - класс феодальных землевладельцев и класс зависимых крестьян. В экономике сочетались разные уклады - рабовладельческий, патриархальный (свободное общинное землевладение) и складывающийся феодальный (различные формы поземельной и личной зависимости). Этими социально-экономическими условиями определяется характер раннефеодального государства. Оно было относительно единым, а в азиатских странах даже более или менее централизованным (с деспотической формой правления) и осуществляло свое господство над лично свободным населением с помощью территориальных органов власти. В пределах этих государств, объединявших множество различных этнических общностей, происходил процесс этнической интеграции и закладывались основы для формирования средневековых народностей.
В Западной Европе феодализм сформировался на основе синтеза разлагавшегося рабовладельческого строя Римской империи и находящегося на стадии становления раннеклассового общественного строя варваров, преимущественно германцев. В некоторых странах Европы, как ,например, в Скандинавии и в восточнославянских землях, феодальные отношения складывались только на основе разложения первобытнообщинного строя без заметного влияния рабовладельческого мира. В этих условиях формирование феодализма происходило сравнительно медленно и завершилось намного позднее. На территории, завоеванной варварами у Римской империи, этот процесс происходил весьма интенсивно под влиянием более развитого общественно-экономического строя.
До феодальные отношения у варваров.
Варварами в Римской империи называли жившие за ее пределами племена и народы, которые не знали латинского языка и были чужды римской культуре: кельты германцы и славяне.
Кельты жили в Северной Италии, Галлии, Испании, Британии и Ирландии. Отдельные из них встречались и в Германии вплоть до Одера. Римское государство завоевало и подчинило большую часть кельтского населения, которое слилось с римским образовав галло-римскую и испано-римскую народности.
Восточнее кельтов и местами рядом с ними расселялись германцы. Их поселения в начале новой эры простирались до Вислы и Северного Дуная. Обработка земли была уже достаточно развита. Вспашка земли производилась производилась в большенстве случаев легким плугом или сохой дважды перед посевом. Участки они обносили валом из земли и камня. У германцев еще не было садоводства и луговодства. Скотоводство носило уже не кочевой, а оседлый характер. Скот у германцев являлся главным предметом богатства и служил мерой стоимости. В хозяйственной жизни германцев значительное место занимали также рыболовство и собирательство, а у племен, живших по морскому побережью, - морской промысел и сбор янтаря. В целом экономика древних германцев носила натуральный характер. Германцы давно уже научились добывать железо, серебро, олово и медь, но у них этих металов было очень мало, и они ценились очень дорого. Значительного прогресса достигло гончарное дело и ткачество. Ткани расцвечивались растительными веществами. У прибрежных племен, знакомых с мореплаванием, было развито кораблестроение. Отважными мореходами были свионы, фризы, саксы.
Германцы исповедовали языческую веру. Большим влиянием у германцев пользовались жрецы и прорицательницы. Жрецы занимались не только делами культа, но и участвовали в решении общественно-политических дел.
Древние славяне занимали в первые века новой эры огромную террититорию от Вислы до Верхней Волги и Оки и от Балтийского побережья до Черного моря, Нижнего и Среднего Дуная. По характеру их экономики и уровню общественного развития славяне мало чем отличались от германцев. Основным занятием славян было земледелие, но такжа охота, скотоводство, рыболовство и бортничество. Значительнех успехов славяне добились в добыче и обработке железа, в гончарном ремесле и ткачестве. У них господствовал первобытно общинный строй, но уже начался процесс его разложения. Важнейшие общественные дела решались на народных собраниях (вече), большим влиянием на которых пользовались князья, имевшие свои дружины.
Славяне на ряду с другими варварскими народами сыграли значительную роль в разрушении античного рабовладельческого строя и образовании новых, феодальных отношений.
Начало формирования классов феодального общества.
Завоевание римских провинций и расселение варваров среди романского населения, жившего в условиях классового общества и более высокой материальной и духовной культуры, ускорили разложение первобытнообщинного строя и формирование раннефеодальных отношений у варварских народов. С другой стороны, варварские завоевания ускорили разложение рабовладельческих отношений и образование феодального строя в римском обществе. Вместе с тем они создали предпосылки для романо-германского синтеза.
Повсюду завоевания сопровождались перераспределением земельной собственности и движимого имущества, включая и рабов. В результате чего значительно уменьшился удельный вес крупного землевладения и увеличилось значение мелкой и средней земельной собственности. Варвары-воины превратились в крестьян-общинников. Мелкое крестьянское производство являлось хозяйственной основой зарождавшегося феодального строя. Но крупная земельная собственность с эксплуатацией труда рабов не исчезла. Ей по-прежнему владели сенаторская знать, верхушка куриалов и высшее духовенство. Крупная земельная собственность распространялась и у варваров. Короли, старая родоплеменная знать и королевские дружинники присвоили значительную долю завоеванной земли и эксплуатировали зависимых людей. Под воздействием этих отношений и норм римского права ускорился процесс разложения общинно-родовых порядков у германцев. Надельная земля превращалась в собственность, а это приводило к имущественному неравенству в среде общинников и к установлению поземельной и личной зависимости.
Если свободные германцы постепенно опускались до положения зависимых людей, то колоны и рабы, наоборот, приобретали большую хозяйственную самостоятельность и юридические правомочия. Так начинался процесс формирования класса феодально-зависимого крестьянства. Класс зависимых крестьян все более пополнялся разорившимися и терявшими свободу и земельную собственность общинник. На другом полюсе формировался эксплуататорский класс крупных земельных собственников. Он включал в себя значительную часть крупных римских землевладельцев и верхушку христианского духовенства, а так же варварскую племенную и служилую знать. Занимая господствующее положение в варварских королевствах, эта знать богатела за счет эксплуатации покоренного населения и постепенно подчинила крестьян-общинников.
Изменение в политическом строе.
Начавшийся в варварском обществе процесс класообразования и установления господства над населением римских провинций привели к оформлению государственной власти у варварских народов.
Родоплеменная организация германцев была не в состоянии осуществлять господство над массами завоеванного римского населения. Необходимо было государство, располагающее военной силой и судебно-административным аппаратом. Взамен распавшейся римской государственной бюрократической системы варвары должны были создать собственную государственную организацию, основанную на принципе территориального подчинения всего населения королевской власти. Господствующей верхушке государственная власть была необходима еще и для того, чтобы подавлять сопротивление низших слоев варварского общества, терявших свободу и попадавших в зависимость.
По сравнению с рабовладельческой Римской империей с ее сложным разветвленным бюрократическим аппаратом вновь созданные варварские королевства были примитивными. Центральная власть сосредоточивалась в руках королей, напоминавших первое время военных предводителей варварских полчищ. На местах наряду с королевскими служащими сохранялись общинно-родовые органы - народные собрания с выборными судьями и засидателями. Судили германское население по старинному обычному праву, зафиксированному в варварских правдах. Охрана общественного порядка осуществлялась большей частью силами самого населения. Военная организация представляла собой общее ополчение всех свободных германцев, вооружавшихся и отправлявшихся в поход за свой счет. Однако все большее значение приобретала дружина из профессиональных воинов, получавших содержание от короля и служившая только ему. Входило в практику наделение дружинников землей вместе с зависимым населением.
Варварские королевства унаследовали в той или иной степени римскую территориальную, административную и финансовую систему; ее пытались распространить и на германское население.
У германских народностей, оставшихся на своей прежней территории за Рейном, государственная организация сложилась значительно позже и в более примитивной форме племенных княжеств(герцогств). Это объясняется не только отсутствием римского влияния, но и тем, что родо-племенное устройство продолжало еще долгое время выполнять свои прежние функции в области суда, военной организации и в решении важнейших общественных дел. При слабой социальной дифференциации подавляющая часть населения включалась в общинно-родовые союзы, и для создания государственной территориальной организации не было условий.
Новые этнические общности.
Переселение германцев на новые территории и смешивание разноплеменного населения в процессе передвижений привели к разложению ранее существовавших германских племенных образований и появлению новых общностей, основанных на территориальных связях. Германские племена, пополненные в ходе далеких переселений чужеродными этническими элементами, расселялись на завоеванных римских территориях среди более многочисленного и стоявшего выше по уровню хозяйственного и культурного развития романского населения, вступая с ними в социальные и этнические контакты. Хотя в политическом и в военном отношении господами оставались завоеватели-варвары, в экономическом, культурном и этническом взаимодействии победителями стали римляне. В течение нескольких столетий варвары были романизованы и ассимилированы более развитой этнической средой, не оказав на нее заметного влияния ни по образу жизни, ни по языку. Успешнее всего процесс этнической ассимиляции развивался в тех областях, где варвары селились смешано с местным населением. Но даже там, где создавались сплошные варварские населения, как например в Северной Галлии (франки) или в Северной Италии (ланго-барды), процесс ассимиляции, хотя и замедленно, прогрессировал в том же направлении, и через несколько столетий германцы растворились в местной романской среде. Успеху ассимиляции благоприятствовало политическое объединение разноплеменного населения в пределах одного государства и установление христианского единства. Переселившиеся на запад восточно-германские племена придерживались первое время арианства, но вскоре они приняли римско-христианское правоверие, и этим были установлены всякие преграды на пути взаимного общения. Вошли в практику смешанные браки между варварами и римским населением, что привело к быстрому устранению этнических различий.
В Западной Европе спустя несколько веков после гибели Римской империи начали складываться новые романские народности - итальянская, испанская, франко-романская, в которых германцы были поглащены романо-кельтским населением. Германские племенные общности, жившие на востоке от Рейна, оставались политически разрозненными вплоть до завоевания; процесс их этнической интеграции завершился позже в пределах Германского государства.
Вывод.
По моему мнению, феодальный строй был прогрессивнее первобытно-общинного и рабовладельческого. Мелкое крестьянское хозяйство, служившее основой феодальной экономики, несмотря на жестокую эксплуатацию крестьян, было производительнее хозяйства примитивной домашней общины и даже рабовладельческой латифундии. Феодальная экономика, оставаясь в своей основе натуральной, предполагала наличие общественного разделения труда. По мере развития феодализма все более распространялись товарно-денежные отношения и создавались предпосылки для перехода к развитому товарному хозяйству. Совершенствовались обработка земли, и повышалась ее урожайность, улучшались породы скота, развивались различные виды ремесла, превратившегося в отдельную отрасль экономики.
Основой феодального способа производства являлось наличие у феодалов собственности на землю и в известной степени на личность самого непосредственного производителя - крепостного и зависимого крестьянина, наделенного землей. Феодальная собственность приобрела разные формы. В одних случаях она принадлежала учреждению или значительной группе лиц (государственная, церковно-монастырская собственность), в других - отдельным или нескольким лицам (вотчинно-аллодиальная и условно-ленная собственность). Крестьяне, в своей массе лишенные земельной собственности и личной свободы, эксплуатировались феодалами или государством в форме взымания ренты или налога. В отличие от капитализма, где господствует экономическое принуждение, при феодализме непосредственный прозводитель, наделенный землей, эксплуатируется с помощью внеэкономического принуждения. Этим обьясняется ограниченная связь земельной собственности с политической властью при феодализме. Каждый крупный земельный собственник располагал судебно-административной властью и осуществлял ее с помощью собственного аппарата принуждения. Феодальная вотчина являлась не только хозяйственной единицей, но и автономной политической организацией, государством в государстве. Политическая власть в стране в целом осуществлялась иерархией феодальных собственников и совладетелей во главе с королем.
Использованная литература :
1. История средних веков: Учеб. для студентов ист. фак. пед. ин-тов/ М.Л. Абрамсон, А.А.Кирилова, Н.Ф.Колесницкий и др.; Под редакцией Н.Ф. Колесницкого. - 2-е изд. испр. и доп. - М.: Просвящение, 1986. - 575 с. ил.
2. Обзор русской истории./под редакцией С.Г.Пушкарева. - Ставрополь: Кавказский край, 1993. - 416 с.
3. История России с древности до наших дней: Пособие для поступающих в вузы / М.М.Горинов , А.А.Горский , В.О.Дайнес и др. ; Под ред. М.Н. Зуева. - М.: Высш. шк. - 1995. - 431 с.
4. История России: учебное пособие / А.Горбунов, В.Ермаков, В.Зюзин,С. Линец, А.Перепелицын / Под ред. А.И.Перепелицына. изд. 2-е испр. и доп. - Пятигорск, 1995.
5. Очерки истории западноевропейских государств: Уч. пособие / Под ред. В.П.Ермакова и А.И.Перепелицина. - Пятигорск, 1994.
6. Пособие по истории средних веков для подготовительных отделений вузов: Учеб. пособие для подготовит. отделений вузов. В 2-х частях. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ч. 1 /Орлов А.С., Георгиев В.А. - М.: Высш.шк., 1984. - 351 с.
7. История государства Российского / Примеч. А.М.Кузнецова; Художник И.Цыганков. Т. I -IV. - Калуга: Золотая аллея, 1993. - 576 с., илл.
8. История России с древнейших времен до конца ХVII века: Учеб для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. А.Н.Сахарова. - М.: Просвящение, 1995. - 304 с.
9. История России с древности до наших дней / Под ред. Г.К.Деева, И.С.Достяна и В.И.Мазаева. - М.: Издательство политической литературы, 1976.