Испания (работа 8)
Реферат по истории на тему
ИСПАНИЯ
Город Великий Новгород
1999 год
Франкистский режим и его крах
Незадолго до своей смерти Франсиско Франко Баамоде, около 40 лет диктаторскими методами правивший Испанией, сказал одному из близких ему людей, председателю кортесов Торкуато Фернандесу Миранда, что созданный им строй не переживет его и испанцы только и ждут часа, чтобы изменить его. Диктатор оказался неплохим провидцем, хотя и надеялся, что люди, которые придут к власти после него, сумеют сохранить режим в неизменном виде.
Франкистский режим утвердился в Испании в результате кровопролитной, разрушительной гражданской войны 1936-1939гг. О ее трагических последствиях для Испании убедительно говорят такие цифры: около 1 млн. человек погибло в ходе войны; не менее 500 тыс. испанцев были вынуждены покинуть родину, спасаясь от мести победителей. По подсчетам видного испанского экономиста Романа Тамамеса, в 1939-1940 гг. сельскохозяйственное производство составляло всего 21% от довоенного уровня, а промышленное – 31%. В 192 городах и населенных пунктах было разрушено до 60% всех зданий, полностью уничтожено 250 тыс. квартир и еще 250 тыс. невозможно было использовать. Страна потеряла почти половину подвижного состава железных дорог, 30% судов торгового флота, более 70% автомашин. Доходы основной массы трудящихся в конце 1939 г. упали до уровня 1900 г. Стране понадобилось более 10 лет для ликвидации только материального ущерба, нанесенного войной.
Франкисты обрушивали на своих реальных и потенциальных противников жесточайший террор. Были запрещены все поддерживающие республику политические партии, такие как Коммунистическая партия Испании (КПИ), Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП), различные республиканские партии, ведущие профсоюзные организации. Около 2 млн. испанцев прошло в первые послевоенные годы через тюрьмы и концлагеря.
Вплоть до 1973 г. Франко возглавлял все создаваемые им правительства, причем министры его кабинетов никогда не выступали от своего имени, а только как представители главы государства, определявшего линию их поведения. Даже назначение в 1969 г. чрезвычайной сессией кортесов Хуана Карлоса, внука свергнутого революцией 1931 г. короля Альфонса XIII, преемником главы государства, а в 1973 г. – адмирала Карреро Бланко премьер-министром не поколебали абсолютной власти Франко.
Растущая активность рабочего класса в борьбе с франкистским режимом оказала мощное воздействие на другие слои испанского общества. Возникший в середине 50-х годов острый конфликт властей со студенческой массой, требовавшей радикальной реформы университетского профсоюза (СЕУ), постепенно нарастая, охватили все учебные центры страны и имел большой политический резонанс как в стране, так и за ее пределами. В конце 60-х годов активным участником различных оппозиционных акций: собраний, демонстраций, «круглых столов» и пр. становится интеллигенция.
Франкизм оказался, таким образом, не в состоянии подавать постепенно нараставшую оппозицию снизу. Не сумел он сохранить и тот фундамент, на котором пытался воздвигнуть здание «великой Испании».
Экономический «бум» 60-х и первой половины 70-х годов еще более укрепил позиции «новой» буржуазии, но одновременно и усилил недовольство ее определенной части экономической политикой режима. Именно под ее давлением в конце 50-х годов режим был вынужден отказаться от политики «автаркии» и регулируемой экономики и перейди к экономической «либерализации», создавшей еще более благоприятные условия для испанского бизнеса.
В 60-х годах «Национальное движение» возникли враждующие между собой группировки. Вместе с тем ультраправые элементы фаланги неоднократно пытались возродить ее. В мае
1958 г. принципы фаланги были провозглашены основополагающими принципами государства, но вернуть себе утраченные позиции она не смогла.
К концу 60-х годов «Национальное движение, раздираемое противоречиями, зашло в тупик. Все попытки реформировать его на принципах «апертуризма», то есть создания в его рамках политических ассоциаций, которые формально должны были заложить основы политического плюрализма в случае ухода Франко со сцены, провалились. К середине 70-х годов франкизм практически полностью потерял поддержку еще одной из своих важнейших опор – католической церкви. Во время гражданской войны и в последующие годы церковь полностью разделяла идеи «крусады», благословляя режим и его политику репрессий, и всячески демонстрируя свои тесные узы с ним. Особое место церкви в системе франкистских институтов было закреплено подписанным с Ватиканом в 1953 г. конкордатом, предоставившим католической религии исключительные прерогативы и права «согласно божественному закону и священному каноническому праву».
Однако по мере нарастания оппозиционного движения начался процесс дистанцирования церкви от режима, охвативший в 60-х годах как низшее духовенство, так и высший клир и завершившийся разрывом «обновленческого» крыла церкви с франкизмом. Это крыло не только открыто выступило с критикой политики режима, превратив, по определению испанского историка Хавьера Тусселя, «проповеди Евангелия в чисто о восстановлении демократических свобод.
Новый подход оппозиции к проблемам стратегии борьбы с франкистским режимом начал вырисовываться лишь в середине 50-х годов, когда компартия призвала все группы как в лагере оппозиции, так и в стране «победителей», независимо от их политических и идеологических убеждений, «положить конец расколу, вызванному гражданской войной; покончить с раздорами и ненавистью; положить конец как духу «крестового похода», так и духу реванша…» и мирным путем, без новой гражданской войны и кровопролития покончить с диктатурой.
Эта политика, получившая название политики «национального согласия», не сразу нашла понимание и поддержку со стороны оппозиции и тем более тех групп в лагере франкизма, которые были недовольны по различным причинам существующим режимом, но не желали идти на союз с «побежденными». Однако постепенно в результате нарастания оппозиционного движения, включения в него все новых и новых групп и течений, поисков оппозицией форм сотрудничества и ее попыток выработать единую платформу борьбы с диктатурой дух «крестного похода» стал уходить в прошлое и идея «национального согласия» и мирной замены режима все шире и глубже проникала в сознание широких слоев испанского народа.
Идея ликвидации франкистского режима мирным путем на основе «национального согласия» получила столь широкую поддержку различных слоев испанского общества не только потому, что оно устало от культивируемой диктатурой взаимной ненависти между «победителями» и «побежденными», но и потому, что перспектива новой гражданской войны с ее кровавым насилием вызывала страх, не исчезавший как у демократических так и у здравомыслящей части консервативных кругов. Эти два обстоятельства в немалой степени способствовали постепенному созданию новой атмосферы в стране и краху всех попыток режима сохранить раскол испанского общества на «победителей» и «побежденных» как одну из основ своего дальнейшего существования.
Первый серьезный шаг к сближению оппозиционных сил был сделан в июне 1962 г. на совещании представителей буржуазных партий и социалистов в Мюнхене, выдвинувшем 5 условий перехода Испании от диктатуры к демократии (создание в стране демократических инструментов, обеспечение действенных гарантий прав человека, признание прав национальных групп, обеспечение профсоюзных свобод, право на оппозицию). Компартия охарактеризовала эти пункты как отвечающие «минимальным требованиям всех без исключения антифашистских сил Испании».
К началу 70-х годов возможности франкизма к маневрированию резко сократились как потому, что он зашел в тупик, лишившись поддержки и сочувствия значительной части тех сил, которые его поддерживали почти четыре десятилетия, так и потому, что оппозиция сумела преодолеть существовавшие ране внутри нее противоречия и начала выступать единым фронтом.
Попытки начавшего агонизировать режима ужесточением репрессий спасти себя от краха лишь подлили масла в огонь сопротивления. Особенно стремительно кризис режима начал нарастать с декабря 1973 г. после гибели в результате покушения премьер-министра адмирала Карреро Бланко, видевшего свою задачу в сохранении незыблемости существующих порядков. Сменивший его на это посту К. Ариас Наварро пытался стабилизировать обстановку, провозгласив курс на осуществление частичных реформ. В одном из своих выступлений он подчеркнул, что «в смысле осуществления политических изменений в стране на Франко больше рассчитывать нельзя».
Разногласия и противоречия в правящих кругах приняли в это время чрезвычайно острые формы, создав обстановку перманентного политического кризиса. Обещанные Ариасом Наварро реформы так и не были осуществлены, что еще больше обострило конфликт между «эволюционистами» и «бункером».
Положение, сложившееся в верхних эшелонах власти, усугублялось мощными выступлениями рабочего класса, студенчества, католических кругов, интеллигенции, средних слоев, требовавших подлинной, а не мнимой демократизации.
Франкизм как политическая и идеологическая система исчерпал себя. Его отвергали и господствующие классы и народные массы. Необходимость перемен понимали все, даже наиболее яростные его поклонники. В этой обстановке всеобщего брожения, нарастающих противоречий в верхах и острых социальных конфликтов 20 ноября 1975 г. умер 82-летний диктатор. Его похороны ультра отметили массовыми манифестациями в Мадриде и других городах.
22 ноября принц Хуан Карлос, ставший главой государства, был коронован королем Испании под именем Хуана Карлоса I. В своей первой тронной речи, вызвавшей раздражение «бункера» и удовлетворение «умеренных», в очень осторожных и взвешенных выражениях король заявил о своем намерении осуществить назревшие в стране реформы. Период франкизма ушел в прошлое, Испания вступила в новый этап своего развития.
Становление системы
представительной демократии
После смерти Франко в стране начался невиданный подъем массового демократического движения. Передовые отряды рабочего класса, крестьянства средних городских слоев требовали улучшения своего экономического положения, ликвидации всех франкистских институтов и полной демократизации общества. Противоборство сил, выступавших за обновление Испании, и сил, стремившихся сохранить франкизм без Франко, вступила в новый этап.
Резко активизировалась деятельность оппозиционных партий и организаций.
Вошедшие в Демократическую координацию оппозиционные партии заявили о том, что они являются реальной альтернативой существующей власти и способны «мирным путем преобразовать нынешнее государство в демократическое». Программа оппозиционного блока содержала следующие требования: амнистия все без исключения политическим заключенным, полное признание гражданских прав и политических свобод; легализация всех без исключения политических партий; немедленное признание профсоюзных свобод и роспуск «вертикальных» синдикатов; полное и немедленное признание прав и автономии различных национальных областей Испании; функционирование судебной власти в соответствии с демократическими принципами; открытие «учредительного периода», в ходе которого народ получил возможность свободно высказать свое мнение относительно того, какой политический режим он предпочитает.
Вместе с тем определенные позиции в кабинете министров сохранили представители «бункера». В своем программном заявлении, опубликованном 15 декабря 1975 г., новый кабинет министров заявил, что будет следовать «процессу эволюции» и постарается приблизить Испанию к западному сообществу, осуществить «некоторые преобразования».
Процесс перехода к демократическому государству протекал в Испании иначе, чем в других странах с тоталитарным режимом, - мирно, быстро и радикально. Хуан Карлос не хотел сохранять диктатуру, он стремился быть конституционным монархом современного демократического государства. Понимая, что открыто заявить об этом нельзя, ибо многочисленные и влиятельные сторонники франкизма, прозванные «людьми из бункера», объявят его предателем и низложат, король действовал осторожно. Первое время он опирался на умеренных приверженцев прежнего режима и сторонников постепенных неглубоких реформ. Народ торопил политических деятелей, проходили забастовки – за первый год монархии их было в 10 раз больше, чем в последний год диктатуры.
Первым шагом к реформам явилось отстранение правительства, унаследованного от Франко. Главой кабинета был назначен Адольфо Суарес, Занимавший при франкизме ответственные должности, но стремившийся модернизировать испанское общество. Он разработал программу демократических реформ, провел частичную амнистию политзаключенных, искусно лавировал, чтобы не допустить враждебных действий со стороны франкистского генералитета. Несмотря на упорное сопротивление «бункера», закон о политической реформе бал внесен на рассмотрение кортесов (парламента), которые при Франко состояли из назначенных диктатором или избранных ничтожным меньшинством населения депутатов и играли часто декоративную роль.
После острой борьбы, в ходе которой правительству удалось убедить депутатов в необходимости реформы, закон был принят. Он предусматривал установление всеобщего государственного права, провозглашал принцип народного суверенитета и политического плюрализма, ликвидировал старые франкистские структуры власти. Генеральные кортесы стали двухпалатными: первая палата (конгресс депутатов) теперь избирается всеобщим голосованием и насчитывает 350 членов, вторая (сенат) избирается более ограниченным кругом выборщиков и включает 208 сенаторов. Королю предоставлено право выносить законы на всенародный референдум, распускать кортесы, назначать премьер – министра и пятую часть сенаторов.
В декабре 1976 г. закон о политической реформе был утвержден на референдуме. Более 94% его участников проголосовало «за». Это был большой успех демократов. Крайне правые и крайне левые пытались оспорить результаты народного голосования, устраивали беспорядки, но ничего добиться не смогли.
Накануне выборов в кортесы были легализованы политические партии. К числу основных партий принадлежали Союз демократического центра (СДЦ), который возглавлял премьер – министр А. Суарес, правая, профранкистская партия «Народный альянс» (НА), основанная еще в 1879 г. и возрожденная молодыми социалистами во главе с популярным в народе Фелипе Гонсалесом (род. в 1942 г.), и Коммунистическая партия Испании, легализованная последней, в апреле 1977 г. Ее возглавлял генеральный секретарь Сантьяго Каррильо. Между партиями – сторонницами реформ было достигнуто согласие по основным вопросам. Хотя социалисты и коммунисты всегда выступали за республику, они признали стабилизирующую роль монархии в это трудное время, согласились восстановить традиционный национальный флаг и гимн, осознали необходимость революционных потрясений.
В выборах, состоявшихся в июне1977 г., приняли участие 18 млн. человек. Это были первые демократические выборы с 1936 г. Они принесли партии Суареса (Союз демократического центра) 165 мест в конгрессе депутатов, ИСРП – 118, КПИ – 20, НА – 16 мест. Правительство вновь возглавил Суарес.
Партии и блоки Голоса, % Конгресс Сенат
депутатов
Союз демократического центра 34.7 165 106
Испанская социалистическая рабочая партия 29.2 118 48
Коммунистическая партия Испании 9.2 20 3
«Народный альянс» 8.3 16 2
Социалистическое единство 4.5 6 4
Демократическая конвергенция Каталонии 2.8 11 2
Баскская националистическая партия 1.7 8
Демократический фронт левых 1.5 1
Христианско – демократическая федерация 1.4 0
«Эускадико эскерра» 1.0 1 1
Другие центрические партии 0.7 2
Источник: Cortes Generales 1979-1983. Madrid.
В конструктивном духе протекал процесс выработки новой конституции. Принятая кортесами после длительного обсуждения, она была одобрена на референдуме в декабре 1978 г.: «за» подано 88% голосов, против – 8%. Конституция провозгласила основной целью создание общества передовой демократии, характеризовала Испанию как правовое государство, обеспечивающее гражданам свободы, справедливость, равенство и политический плюрализм. Испания объявлялась парламентской монархией, церковь отделялась от государства, но власти обязывались поддерживать нормальные отношения с католической церковью и другими конфессиями.
После вступления конституции в силу предстояли новые выборы. Готовясь к ним, ИСРП на своем съезде объявила о намерении отказаться от марксизма, а КПИ во главе с Каррильо активно поддержала сторонников «еврокоммунизма» и заявила о готовности сотрудничать с правительством. После выборов в марте 1979 г. соотношение сил в кортесах мало изменилось. Переходный период закончился.
Национальный вопрос
Важное значение имеет национальный вопрос. Помимо собственно испанцев (кастильцев), в стране проживают каталонцы (северо-восток), баски (север), галисийцы (северо-запад), имеющие свои языки, традиции и культуру. При франкизме права национальных меньшинств были крайне ограничены, их языки находились под запретом. В новой конституции провозглашалось нерушимое единство страны, но признавалось право наций на широкую автономию и применение своих языков. В национальных районах создавались парламенты и правительства, прерогативы которых были точно определены. Каталонцев и галисийцев такая степень автономии устраивала, а среди баскских националистов появилось экстремистское крыло, которое требовало создания самостоятельного государства, рассматривало испанских солдат и полицейских в баскских провинциях как оккупантов и требовало их вывода. Экстремисты стали на путь террора, взрывали бомбы в разных районах Испании, убивали офицеров, солдат, полицейских, что создавало крайнюю нестабильность и компрометировало демократический строй.
Важным вопросом политической жизни оставался национально региональный, который не удавалось решить на протяжении всей предшествующей истории. В конституции была провозглашена задача превратить Испанию в «государство автономии». Сначала она была предоставлена трем национальным областям – Каталонии, Басконии и Галисии, но вскоре выяснилось, что автономии требуют и другие исторические области страны. После длительного сопротивления все 17 областей получили автономию и право иметь свое правительство и парламент.
Укрепление и развитие
демократического строя
После выборов 1979 г. авторитет СДЦ и его лидера А. Суареса быстро падать. О Суаресе говорили, что он был хорош для переходного периода, но не годится для руководства демократическим государством. Обстановка осложнялась: 1980 г. стал кульминацией терроризма баскских сепаратистов, безработица охватила 1,5 млн. человек, а премьер-министр бездействовал. В январе 1981 г. ему пришлось уйти в отставку.
Между тем «люди из бункера» не сдавались. Они использовали в своей пропаганде тот факт, что в стране появились явления, которых не было при франкизме: массовая безработица, претензии национальных меньшинств на автономию, терроризм и др. в кругах генералитета и жандармерии (в Испании она называется «гражданской гвардией») созрел заговор с целью свержения правительства и установления военной диктатуры. И хотя сведения об участниках заговора стали известны властям, они не решались их обезвредить и недооценили масштабы опасности.
23 февраля 1981 г., когда шло важное заседание кортесов, на котором присутствовали почти все государственные деятели, около 200 гражданских гвардейцев во главе с подполковником Техеро ворвались в зал заседаний парламента. Они приказали депутатам лечь на пол (остались сидеть только Суарес и генеральный секретарь КПИ Каррильо), стали стрелять в потолок и, захватив все помещения парламента, ожидали прихода в Мадрид воинских частей, командиры которых участвовали в заговоре.
Однако войска не приходили. В это время король из своего дворца, надев форму командующего вооруженными силами, выступил по телевидению с короткой, но решительной речью: «Я не допущу никаких попыток прервать силой демократический процесс, предусмотренный конституцией и одобренный народом на референдуме». Твердая позиция Хуана Карлоса была неожиданностью для заговорщиков, убежденных в том, что король Испании не пойдет против армии. Заговорщики не решились продолжать исполнение своего плана, войска не Мадрид не пошли, а Техеро, продержав депутатов на полу несколько часов, удалился, но был арестован вместе с другими участниками заговора.
На очередных выборах кортесы (1982 г.) соотношение сил изменилось: полную победу одержала ИСРП. За нее проголосовало свыше 10 млн. избирателей, почти вдвое больше, чем три года назад, она получила абсолютное большинство мест в кортесах. СДЦ фактически распался.
Партии и блоки Голоса, % Конгресс Сенат
депутатов
Испанская социалистическая рабочая партия 46 202 134
«Народный альянс» и Народно-демократиче- 25.4 106 54
ская партия
Союз демократического центра 7.3 12 4
Коммунистическая партия Испании 3.9 4 -
Демократический и социальный центр 2.8 2 -
Конвергенция и союз Каталонии 3.7 12 7
Баскская националистическая партия 1.9 8 7
Другие партии 2.0 4 -
Источник: Mundo obrero. 1982.
Правительство сформировал – и, как показало будущее, надолго – лидер ИСРП Фелипе Гонсалес. За год до правления ИСРП так Испания продолжала продвигаться по пути превращения в миролюбивое демократическое и правовое государство. Значительно улучшилось положение народа: были введены 40 – часовая рабочая неделя и месячные оплачиваемые отпуска, увеличен размер пенсий и пособий. Однако, несмотря на неоднократные обещания Гонсалеса, правительству не удалось уменьшить высокий уровень безработицы и сократить инфляцию.
Внешняя политика
Находясь в оппозиции, ИСРП выступила против участия страны в НАТО, а придя к власти, вовлекла Испанию в Североатлантический союз. Это вызвало бурные протесты. Тогда правительство провело референдум (1986 г.), пообещав, что в случае его успеха значительно сократит военное присутствие США на испанской территории. Благодаря этому обещанию удалось добиться положительного ответа большинства населения на вопрос о сохранении членства политической организации НАТО. В том же году Испания бала принята в ЕЭС, что способствовало модернизации ее экономики и росту ее влияния на европейскую политику.
Испания и США.
Официально франкистская Испания не участвовала во второй мировой войне, однако в связи с тем, что она подписала Антикоминтерновский пакт и оказала реальную помощь державам «оси», народы и правительства стран антигитлеровской коалиции рассматривали ее как партнера блока фашистских государств. Это нашло отражение в таких актах, как отказ в приеме Испании в члены ООН в июне 1945г., как рекомендации об отзыве послов, принятые Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1946 г., и др.
Осенью 1984 г., когда истекал очередной срок действия Мадридского пакта, в Нью-Йорке госсекретарь Г. Киссинджер и испанский министр иностранных дел П. Кортина Маури уточнили последние детали нового испано-американского соглашения.
В сентябре 1981 года соглашение не было возобновлено: договаривающиеся стороны сочли необходимым отложить решение этого вопроса до решения другого – быть или не быть Испании в НАТО. Равным образом 21 мая 1982 года, когда истек срок предусмотренного протоколом автоматического продления соглашения, договор не был возобновлен: ожидалось завершение процедуры утверждения Испании 16 членом Североатлантического пакта. К тому же обнаружились острые разногласия по такому жизненно важному для Испании вопросу, как размещение на полуострове ядерного оружия, на чем настаивал Вашингтон.
30 мая 1982 года Испания официально вступила в НАТО. Соглашение между США и Испанией было подписано 1 июля 1982 г., но не в статусе договора, а в форме исполнительного соглашения «О дружбе, обороне и сотрудничестве», которое оставило в силе договоренность о дислокации военно-воздушных и военно-морских баз.
Экономика
Процесс демократизации в Испании совпал по времени с самым глубоким экономическим кризисом за весь послевоенный период. Кризису предшествовали, однако, полтора десятилетия ускоренного промышленного развития, благодаря которому Испания сумела превратиться в индустриально-аграрную страну и занять место в десятки ведущих промышленных держав капиталистического мира.
В 1982 году валовой национальный продукт Испании увеличился в реальном выражении по сравнению с серединой 50-х годов в 5,5 раза, а в расчете на душу населения – 4,1 раза. В 80-х годах по темпам промышленного роста Испания уступала среди крупных капиталистических стран мира только Японии. В структуре промышленности выдвинулись базисные отрасли – черная и цветная металлургия, энергетика, нефтепереработка; значительные масштабы приобрели химическая и машиностроительная промышленность, особенно производство судов и автомобилей, электротехнических товаров, фармацевтика. Испания стала крупным мировым экспортером цемента, стали, несложных металлорежущих станков, оборудования для текстильной промышленности, медикаментов, а также полиграфической продукции, изделий легкой промышленности: обуви, текстиля, одежды и др. Важной для Испании отраслью международной специализации стал туризм. Она остается также крупнейшим экспортером сельскохозяйственной продукции: свежих и консервированных фруктов, овощей и овощных консервов, а также вина и рыбы.
В области научных исследований и конструкторских разработок Испания практически полностью зависит от заграницы, являясь крупнейшим импортером техники и технологий.
Экономическая программа «пакта Монклоа» отвечала долгосрочным интересам испанского монополистического капитала. Ее смысл заключался в стремлении модернизировать хозяйственную структуру страны и весь механизм государственно-монополистического управления экономикой в целях сближения и выравнивания их с хозяйственной системой стран «общего рынка».
Культура
Средства массовой информации.
Испания располагает довольно широкой сетью средств массовой информации и специализированных изданий. В целом по стране выходит 126 ежедневных газет и 900 еженедельных и ежемесячных журналов на самую различную тематику.
В 1980 г. испанское телевидение в общей сложности выходило в эфир 5782 часа. Национальное телевидение носит чисто коммерческий характер.
Кроме системы Национального радио, которое включает 18 радиостанций, вещающих практически во всех провинциях страны и деятельность которых находится под контролем государства, в Испании существует ряд частных радиоканалов.
Проза.
За десятилетия франкистского режима в Испании сложился и приобрел немалую популярность особый жанр политического романа. Доступ политической информации к рядовому читателю был затруднен, наиболее острые вопросы в науке, публицистике, критике вообще не обсуждались. А роман, сообщал сведения, зачастую казавшиеся запретными, давал возможность читателю поразмышлять над проблемами, относительно которых в печати высказывалось лишь однозначное мнение. Невероятной популярностью пользуется специфический жанр «фоторомана».
Заключение
Испания – страна, которой может принадлежать большое демократическое будущее. Перед ней открыты разные возможности – она может стать и прочным фактором европейского мира, и фактором дальнейшего нагнетания напряженности; и бастионом демократических порядков на юге Европы, и очагом новой волны правой опасности. Окончательный выбор еще не сделан.
Краткие сведения
ИСПАНИЯ (Espana), государство на Юго-западе Европы, занимает большую часть Пиренейского полуострова, острова Балеарские и Питиусские в Средиземном море, Канарские в Атлантическом океане 504,8 т. км2. Население 39,1 млн. ч. (1993 г.), около 3/>4> - испанцы, остальные - каталонцы, галисийцы, баски. Горное население 78,4% (1990 г.). Официальный язык - испанский. Большинство верующих - католики. Административно-территориаьлное деление: 50 провинций, входящих в 17 автономных областей. Столица - Мадрид. Испания – консти-
туционная монархия. Глава государства - король. Законодательный орган - Генеральные кортесы (двухпалатный парламент). Испания владеет районами городов Сеута и Мелилья на североафриканском побережье.
Центральная часть территории - плоскогорье Месета с цепью гор Центральной Кордильеры. На Севере и Северо-востоке - Пиренейские, Кантабрийские, Иберийские и Каталонские горы, на Юге - Андалусские горы (гора Муласен, 3478 м., - высшая точка континентальной Испании) и горы Сьерра-Морена. Климат средиземноморский. Средние температуры января от 4-5 oС на плоскогорье Месета до 12 oС на Юге, июля соответственно от 23 до 29 oС. Осадков 300-500 мм, в горах св. 1000 мм в год (преимущественно зимой). Крупные реки - Тахо, Дуэро, Эбро, Гвадалквивир, Гвадиана. Средиземноморские кустарники и леса, степи. Национальные парки: Айгуэс-Тортес-и-Лаго-Сан-Маурисио, Ковадонза, Ордеса и др.; многочисленные резерваты.
В древности территорию Испании населяли иберы, в 5-3 вв. до н. э. расселились кельты. К концу 3 в. большая часть территории - под властью Карфагена; к кон. 1 в. до н. э. покорена Римом. Государство вестготов (со 2-й пол. 5 в. н. э.) ликвидировали арабы, захватившие в 711-718 почти всю территорию Испании и создавшие ряд государств. В ходе Реконкисты (718-1492 годах) возникли испанские королевства Арагон, Кастилия и др. Со времени династич. унии 1479 Кастилии и Арагона Испания - единое государство. В 16 в. утвердился абсолютизм. В начале 16 в. сложилась испанская колониальная империя (основа - колониальные завоевания в Америке). В середине 16 в. начался экономический упадок Испании. В войнах с Англией 16-17 вв. утратила морское преобладание. В начале 18 в. борьба европейских династий за испанский престол привела к войне за Испанское наследство. В 19 в. произошло 5 незавершенных революций: в 1808-14, 1820-23, 1834-43, 1854-56 и 1868-74 годах. Результатом этих революций было достижение компромисса между консерваторами и либералами, выразившееся в утверждении конституционной монархии. В 1810-1826 годах добилась независимости большая часть испанских колоний в Латинской Америке. В 1890-х гг. большинство остававшихся колоний перешло к США (в результате испано-американской войны 1898) и Германии. В начале 20 в. Испания участвовала в колониальном разделе Марокко. В 1923 году установилась военно-монархическая диктатура (до 1930 г.). 14 апреля 1931 года была свергнута монархия, что положило начало Испанской революции 1931-39, в ходе которой в январе 1936 был создан Народный фронт (КП Испании, Испанская социалистическая рабочая партия (основана в 1879) и др.). Гражданская война (июль 1936 - март 1939 г.) завершилась установлением диктатуры ген. Франко. В 1947 году Испания была объявлена королевством (престол оставался незанятым). В ноябре 1975 году, после смерти Франко, королем был провозглашен Хуан Карлос. Был легализован ряд политических партий, профсоюзы, распущена (в апреле 1977 г.) правая партия Национальное движение (Испанская фаланга). В декабре 1978 года вступила в силу новая конституция. С 1982 года у власти правительство, сформированное Испанской социалистической рабочей партией.
Испания - индустриально-аграрная страна. Доля в ВВП (1992, %): промышленность 23, с. х-во 3,5. Добыча ртути, пиритов, калийных солей, железа, свинцово-цинковых, вольфрамовых, урановых руд, угля. Производство электроэнергии 155,7 млрд. кВт·ч (1992 г.), главным образом на ТЭС. Черная и цветная металлургия. Машиностроение (судо- и автостроение, станкостроение, электротехническая и радиоэлектронная промышленность). Развиты нефтеперерабатывающая и нефтехимическая, химическая, текстильная, пищевкусовая, в том числе винодельческая (производство вина 41,2 млн. гл. в 1990 г.) и маслобойная (производство оливкового масла 686 тыс. тон в 1990 г., 1-е место в мире) промышленность. В сельском хозяйстве высока степень концентрации земельной собственности. Посевы зерновых, подсолнечника, хлопчатника, сахарной свеклы. Виноградство, выращивание оливы, цитрусовых, овощеводство. Разведение крупного рогатого скота, свиней, овец, коз. Заготовка пробки. Рыболовство. Лесозаготовки. Длина (1991 г.) железной дороги 12,6 т. км., автодорог 332 т. км. Тоннаж морского торгового флота 5,8 млн. регистровая брутто-тонна (1991 г.). Главные морские порты: Картахена, Барселона, Бильбао, Санта-Крус-де-Тенерифе, Таррагона. Экспорт: продукция машиностроения (в том числе суда и автомобили), сельского хозяйства и пищевкусовой промышленности (цитрусовые, плодоовощные консервы, вина, оливковое масло). Основные внешнеторговые партнеры: страны ЕЭС, США. Испания - один из крупнейших районов международного туризма (около 50 млн. ч. в год). Денежная единица – песета.
Список используемой литературы:
1) В.В. Загладин: «Современная Испания»;
2) Большой энциклопедический словарь;
3) И. Кудрин; Испанцы у себя дома;
4) Новейшая история (1939-1992);
5) Географический энциклопедический словарь;
6) Ю.Н. Гладкий, С.Б. Лавров: Экономическая и социальная география.