Иран (работа 4)
Реферат
З !!!!!
на тему:
“ !!!!!! ”
Бачинської Алли Валеріївни
ЗОШ І-ІІ ст. – ліцей №7
Вінниця 2000
Общие сведения
Иран — одна из наиболее крупных стран Юго-Западной Азии — по площади (1648 тыс. кв. км) намного превосходит граничащие с ним Турцию (на северо-западе), Афганистан и Пакистан (на востоке), Ирак (на западе). А если сравнивать Иран со странами Европы, то получается, что его территория равна Англии, Испании, Франции, Италии и Швейцарии, вместе взятым. В Зарубежной Азии он существенно уступает по площади только Китаю и Индии. На севере Иран омывают воды Каспийского моря, на юге — Персидского и Оманского заливов. Из общей протяженности государственных границ около 8000 км 1/>3>, приходится на морские границы.
Иран — это название страны, происходящее от более древнего наименования Ариана — «страна ариев». Этот термин употреблялся для наименования основной части государства Сасанидов (III—VII вв. н. э.).
В самом Иране не только в древности и в средние века, но и в новое время страна всегда называлась Ираном, однако в Европе и Америке ее называли Персией, по названию центральной области страны Фарс, или Парс (по-гречески), где издавна проживала основная народность Ирана — персы, говорящие на фарси. Желая подчеркнуть былое величие государства, правительство Ирана в 1935 г. обратилось ко всем государствам мира с просьбой официально называть страну Ираном. Современная столица страны — Тегеран.
Иран отличается пестротой национального состава. При населении в 34 млн. человек (1977 г.) основное этническое ядро — персы — составляет только около 50%; другие крупные национальности — азербайджанцы (около 20%) и курды (около 9%).
По конституции (принятой в 1906— 1907 гг.) Иран был конституционной монархией; во главе государства стоял шах, он же — главнокомандующий вооруженными силами страны. Неоднократно вносившиеся по инициативе шаха изменения в конституцию дали ему целый ряд прерогатив, которые позволили установить режим личной власти. Это стало важной причиной широкого недовольства, переросшего в 1978 г. в социально-политический кризис. В январе 1979 г. шах был вынужден покинуть Иран. Введенная шахом в 1975 г. однопартийная система вызывала массовое недовольство и в 1978 г. была отменена.
В результате массового народного движения режим шаха рухнул.
Иран относится к развивающимся странам, избравшим капиталистический путь развития. Используя огромные доходы, получаемые от экспорта нефти и опираясь на социально-экономические реформы, проведенные правящими кругами страны, Иран за последнее десятилетие совершил значительный скачок в развитии хозяйства, и теперь вряд ли его можно называть, как это было сравнительно недавно, отсталой сельскохозяйственной страной с полуколониальным укладом экономики.
В результате аграрной реформы, в основном завершенной в 1972 г., позиции помещиков были подорваны. Землю получило около 15 млн. крестьян (на условиях выплаты ее стоимости государству в рассрочку за 12 лет), но основными собственниками земли стали зажиточные крестьяне, которые явились опорой правительства в деревне. Помещики же, проживавшие и до реформы, как правило, в крупных городах, получив от государства выкуп за землю, стали держателями акций промышленных предприятий.
Иран в настоящее время является страной аграрно-индустриального типа. При огромных поступлениях иностранной валюты от продажи нефти (около 20 млрд. долл. в 1976 г.) Иран ускоренными темпами развивает свою промышленность, создает новые ее отрасли (нефтехимическую, машиностроительную, в том числе автомобильную, авиационную, военную), расширяет металлургическую промышленность. Иран тесно сотрудничает с крупнейшими монополиями ведущих капиталистических держав. Возникающая на условиях совместного участия иранского капитала с капиталом монополий США, Англии, Франции, Италии, Японии и ФРГ (60—70% — доля Ирана, 30—40% — доля иностранного капитала) иранская промышленность рассчитана на сбыт товаров не только в Иране, но в значительной степени и в соседних странах Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии и Африки. Будучи не в состоянии в первое время освоить все доходы от нефти, Иран начал экспортировать капитал. Он превратился в страну, оказывающую финансовую помощь как развитым, так и развивающимся странам. В середине 1970-х гг. Иран санкционировал займы Англии (1,2 млрд. долл.), Египту (более 1 млрд.), Индии (1 млрд.), Пакистану (1 млрд.), а также Заиру и др. Общая сумма займов, предоставленных Ираном другим странам, составила 10 млрд. долл. Иран стал кредитором Международного валютного фонда.
Социально-политический кризис 1978—1979 гг. нанес серьезный ущерб экономике Ирана и существенно ослабил его внешнеэкономические позиции. Забастовка рабочих-нефтяников парализовала добычу нефти — основного источника финансовых поступлений. С осени 1978 г. замерла экономическая жизнь страны.
Важнейшие исторические события
В условиях развития капитализма в Европе и борьбы империалистических держав за рынки сбыта, источники сырья и сферы приложения капитала феодально отсталый Иран стал объектом их эксплуатации.
Наиболее характерной была политика империалистических держав в отношении Ирана в первые годы после второй мировой войны. Правительства Англии и США, пользуясь тем, что они оказали правящим кругам Ирана помощь в подавлении национально-демократического движения в стране (особенно в Иранском Азербайджане), заключили с Ираном ряд военных и экономических договоров и соглашений, которые способствовали ориентации внешней и внутренней политики Ирана на империалистические государства. США и Англию интересовало как выгодное военно-стратегическое положение Ирана у границ Советского Союза, так и иранская нефть. Поэтому в 1955 г. они вовлекли Иран в Багдадский пакт (ныне СЕНТО), направленный против СССР и других социалистических стран, и с помощью Международного нефтяного консорциума (созданного в 1954 г.), займов, различного вида «безвозмездных» субсидий, кредитов и других средств оказывали влияние на иранскую экономику. Ряд военных договоров и соглашений, в том числе и американо-иранское соглашение 1959 г., потребовали от Ирана больших расходов на непроизводительные цели. Все это в сочетании с внутренними социально-экономическими трудностями, кризисом в сельском хозяйстве (в силу значительных остатков феодализма), промышленности, финансовой системе привело в конце 50-х — начале 60-х годов к широкому недовольству народа обанкротившейся внешней и внутренней политикой Ирана.
В этих условиях правящим кругам страны пришлось существенно изменить политику. Во внутриполитическом плане это выразилось в проведении социально-экономических реформ (названных «белой революцией»), направленных против феодальных порядков и призванных форсировать развитие капитализма; во внешнеполитическом — в нормализации (с 1962 г.) отношение с СССР и другими социалистическими странами.
Новая политика Ирана дала определенные положительные результаты: произошли заметные сдвиги в экономике, в основном было покончено с господством полуфеодальных производственных отношений в деревне. За последние 15 лет темпы роста экономики Ирана ежегодно превышали 10% (вместо 2—3% в прошлом), возросла доля промышленности по сравнению с долей сельского хозяйства в валовом национальном продукте. Новая экономическая политика Ирана дала и отрицательные результаты: бурный рост цен на товары, жилье, расширение безработицы. Сельское хозяйство не обеспечивает всех потребностей страны в продовольствии. В то же время огромные средства затрачивались на милитаризацию Ирана, на закупку новейших видов оружия. Все это вело к дальнейшему ухудшению положения трудящихся.
В течение 1978 г., в условиях усиливающихся внутренних социально-экономических трудностей в Иране проходили массовые антиправительственные демонстрации. Осенью начались массовые забастовки рабочих и служащих нефтяной промышленности, транспорта, связи, коммунального хозяйства. Иранский народ требовал коренных преобразовании в политической, социальной, экономической и культурной областях. Такого накала политической борьбы страна не знала. В столице и других крупных городах ставленники шаха были смещены.
Население
Иран наряду с Афганистаном принадлежит к числу самых многонациональных государств Юго-Западной Азии. Здесь проживает свыше 30 крупных и мелких народов, а если учесть также отдельные племена и. этнические группы, в той или иной степени сохранившие культурно-бытовое своеобразие, число их еще больше.
Подавляющее большинство народов Ирана принадлежит к иранской группе индоевропейской языковой семьи и к тюркской группе алтайской языковой семьи (соответственно около 75 и свыше 20%). К первой из них относятся персы (13,5 млн.), гилянцы (1,6 млн.), мазандеранцы (1,2 млн.), курды (2,5 млн.), луры (0,8 млн.), бахтиары (0,5 млн.), белуджи, талыши, таты, хазарейцы, джемшиды, афганцы и таджики. Ко второй относятся азербайджанцы (5 млн.), туркмены, кашкайцы, каджары, афшары, шахсевены, карапапахи, бахарлу, эйналу, нафары, хорасани и др. Из других проживающих в стране народов арабы (0,55 млн.) и ассирийцы говорят на языках семитской группы семито-хамитской языковой семьи, армяне — на стоящем особняком языке индоевропейской семьи, грузины — на языке картвельской группы кавказской семьи.
Многонациональность Ирана в значительной мере является наследием завоевательной политики его древних и средневековых правителей, объединявших под своей властью множество разноязычных племен и народов, а также тех завоеваний, которым подвергался сам Иран. В дальнейшем сохранению этнической дробности способствовала феодальная отсталость страны и племенной строй кочевой части населения.
Основная этническая общность — персы — сосредоточена главным образом в центральных и южных районах страны. В других районах, кроме Иранского Азербайджана, они составляют большинство населения городов. К северу от основного ареала расселения персов живут этнически близкие им, но сохраняющие ряд диалектных и культурных особенностей гилянцы, мазандеранцы и талыши, к западу — курды, луры и бахтиары, к востоку — афганцы, белуджи, хазарейцы, таджики. Вторая по величине этническая общность — азербайджанцы — населяет северо-западную часть страны, граничащую с Азербайджаном. С ними соседствуют родственные им полукочевые и оседлые племена афшаров, шахсевенов и карапапахов. На юге страны обитают кашкайцы и некоторые другие тюркские кочевые племена, а также арабы.
В настоящее время персы и иранские азербайджанцы являются сформировавшимися буржуазными нациями, другие же народы стоят на различных ступенях этносоциального развития, составляя частью племена, частью народности. Некоторые из них постепенно ассимилируются с персами, что в известной степени является результатом политики иранизации, проводимой в стране. Официально считается, что все исповедующие ислам народы страны составляют вместе с персами единую иранскую нацию. Как национальные меньшинства рассматриваются только представители других вероисповеданий: христиане — армяне и ассирийцы; зороастрийцы — парсы, или гебры; иудаисты — евреи. При проведении переписи населения 1956 г. впервые было учтено количество говорящих на так называемых местных языках, но уже при проведении следующей переписи 1966 г. такой учет не проводился.
В последнее время ассимиляционным процессам в Иране способствует также развитие капиталистических отношений, ведущее к смешению и культурно-языковому взаимодействию разнонационального населения в городах, на нефтепромыслах, крупных стройках и т. п. Особенно заметна иранизация гилянцев и мазандеранцев. В то же время малочисленные тюркские народы Северного Ирана, а отчасти и ираноязычные талыши ассимилируются азербайджанцами.
Экономика
Самое характерное для экономики современного Ирана — это завершение перехода от полуфеодальных социально-экономических отношений к капиталистическим и превращение страны из аграрной в аграрно-индустриальную. Правящие круги Ирана поставили задачу индустриализировать страну, создать многоотраслевое хозяйство, способное через 15 — 20 лет обеспечивать в основном внутренние потребности страны, и стать крупным экспортером промышленной продукции,
В первой половине 70-х годов экономика Ирана развивалась быстро. Валовой национальный продукт (ВНП) возрастал ежегодно более чем на 10% и составил в 1975 г. 20,7 млрд. долл., что превышало валовой национальный продукт 1960 г. почти в 5 раз. Резко изменилось соотношение долей основных отраслей экономики в ВНП. Если в 1941 г. доля сельского хозяйства в ВНП составляла 71 и в промышленности 25%, а в 1962 г. — соответственно 28 и 33%, то в 1972 г. доля сельского хозяйства в ВНП уменьшилась до 15 %, а доля промышленности увеличилась до 43%. Однако под влиянием экономического кризиса в капиталистической мире темпы экономического развития Ирана снизились, рост ВНП в 1976 г. составил уже 4,9 %.
О промышленном развитии страны свидетельствует и сокращение, доли занятости сельского населения в производстве национального дохода. Если 30 лет назад сельское население Ирана, составлявшее 78% всех жителей страны, производило 3/>4> национального дохода, то теперь 60% населения, проживающего в сельской местности, производит уже менее 1/>5> национального дохода.
Экономическое развитие Ирана стало возможным благодаря огромным доходам от нефти. В июле 1973 г. Иран добился полного контроля над своими нефтяными ресурсами. В связи с разразившимся в 70-х годах в капиталистическом мире энергетическим кризисом Иран стал получать огромное количество валюты (в 1973 г. — 6,3 млрд., в 1974 г. — 18,6 млрд., в 1975 и 1976 гг. — около 20 млрд. долл. в год), значительная часть которой направлялась на развитие экономики. Годовой бюджет страны за 15 лет возрос примерно в 20 раз, составив в 1977 г. около 50 млрд. долл.
В будущем Иран вероятно сможет получать значительные средства и от продажи газа, который до недавнего времени бесполезно сжигался в факелах в местах добычи нефти, а также от развития горно-добывающей промышленности.
В ноябре 1975 г. в Тегеране было подписано два многосторонних соглашения на компенсационной основе о поставке иранского природного газа в ФРГ, Австрию и Францию через территорию Советского Союза и Чехословакии по 13,4 млрд. куб. м ежегодно, начиная с января 1981-го и вплоть до 2003 года. В соответствии с этими соглашениями поставляемый Ираном газ будет потребляться в Советском Союзе, а в ФРГ, Францию и Австрию будет поставляться эквивалентное количество советского природного газа. До обострения внутриполитической обстановки Иран по экспорту природного газа занимал третье место среди капиталистических и развивающихся стран.
На экономическое развитие Ирана благотворное влияние оказало улучшение отношений с СССР. В 60-е годы между СССР и Ираном был заключен ряд договоров и соглашений, в том числе об оказании экономического и технического содействия в строительстве Исфаханского металлургического завода и других предприятий.
В 1962 г. иранским правительством были разработаны, а 26 января 1963 г. (по старому иранскому календарю — 6 бахмана 1341 г.) утверждены референдумом социально-экономические реформы, названные «белой революцией», или «революцией 6-го бахмана». Они касались вопросов осуществления земельной реформы, национализации лесов и пастбищ, продажи государственных предприятий частным лицам в целях получения средств для финансирования земельной реформы и поощрения частнокапиталистического предпринимательства, создания «корпуса просвещения».
Однако в условиях режима личной власти и постоянного несоблюдения конституционных норм, проведение реформ сопровождалось многочисленными нарушениями законности. Коррупция, расхищение государственных средств, злоупотребления властью привели к тому, что результатами реформ воспользовалась численно небольшая имущая верхушка общества. Что же касается широких народных масс, а также так называемых средних слоев, то они продолжали страдать от безработицы, неуклонного роста стоимости жизни и бесправия.
Отрицательно сказывался на положении трудящихся также безудержный рост непроизводительных (военных и других) расходов, в частности, на содержание аппарата насилия (тайной полиции, жандармерии и других), вызывавших всеобщее недовольство. Ежегодно Иран расходовал около трети государственного бюджета (в 1978 г. — 10 млрд. долл.) на закупки современного оружия (главным образом в США) и на другие военные цели.
До начала претворения в жизнь аграрной реформы Иран был страной крупного полуфеодально-помещичьего землевладения. Шаху, его семье, помещикам, вождям племен, высшему духовенству, т. е. небольшому кругу семей, составлявшим примерно 1% населения страны, принадлежало свыше 80% пригодных к обработке земель. На долю же мелких землевладельцев приходилось всего лишь около 12—15% всех обрабатываемых земель. Около 70% крестьян землей не владели, арендуя ее на кабальных условиях полуфеодальной издольщины.
Аграрная реформа ставила своей целью не ликвидацию земельной собственности помещиков, а лишь ее ограничение, точнее — ликвидацию крупного землевладения, ведущегося на полуфеодальной основе. Излишки земель у помещиков подлежали изъятию за выкуп и продаже в рассрочку крестьянам, работающим на этой земле.
Несмотря на сопротивление отдельных крупных феодалов, вождей племен и части духовенства, иранскому правительству удалось, в основном, осуществить земельную реформу и разукрупнить помещичьи владения. Полуфеодальное землевладение и землепользование в целом было ликвидировано. Первоначально владения помещиков ограничивались землями одной деревни (вне зависимости от размеров площади имения), затем с 1965 г. размер имений был установлен в пределах от 20 до 150 га (в зависимости от климата и наличия воды).
Разделу не подлежали земли тех имений, в которых сельскохозяйственное производство велось на капиталистической основе (с применением сельскохозяйственных машин и наемных рабочих) и размеры которых не превышали 500 га, а также сады. Земельные излишки сверх установленного максимума помещик мог по своему усмотрению либо продать своим арендаторам, либо сдать в аренду на 30 лет. В долгосрочную аренду (на 99 лет) сдавались лишь неотчуждаемые земли мечетей — вакфы. Следующий этап реформы (с конца 1968 г.) касался вопросов дальнейшего урегулирования взаимоотношений помещиков с крестьянами: все земли, отдаваемые ранее помещиками в аренду, должны были быть проданы; предполагалась также интенсивная механизация сельского хозяйства у более зажиточных крестьян.
Земельная реформа позволила 2,9 млн. крестьянских семей (около 15 млн. человек) приобрести небольшие участки земли, в среднем около 2,4 га на одну семью.
Земельная реформа нанесла удар по ^полуфеодальному землевладению — главной опоре средневекового способа производства и одному из источников отсталости Ирана — и тем самым расчистила путь для развития сельского хозяйства в капиталистическом направлении.
Аграрная реформа изменила социально-экономические отношения в иранской деревне. Помещик перестал быть центральной фигурой деревни, уменьшилась роль ростовщика, в финансировании сельскохозяйственного производства возросла роль кооперативного кредита. Повысилась техническая оснащенность сельского хозяйства. Если в 1962 г. один трактор приходился на 9 деревень, то в начале 1970-х гг. — на 2 деревни. За период проведения реформы более чем в 4 раза возросло применение минеральных удобрений. Однако усилия иранского правительства, направленные на изменение сложившегося веками отсталого сельскохозяйственного производства со средневековыми в целом методами ведения растениеводства и животноводства, не дали эффективных результатов. Сельское хозяйство не обеспечивает (за исключением некоторых благоприятных по погодным условиям годов) внутренних потребностей страны. Оно в значительной степени подвержено влиянию стихийных природных явлений, таких, как засуха, наводнения, снегопады и др.
Аграрные преобразования тем не менее привели к определенным сдвигам. Уже за период с 1964 по 1969 г. продукция земледелия возросла примерно на одну треть, что позволило Ирану в начале 1970-х гг. превратиться из импортера в экспортера пшеницы. За 60—70-е годы производство пшеницы и ячменя увеличилось с 2,6 млн. до 6 млн. т риса — с 566 тыс. до 1,45 млн. т, более чем в 2 раза возросло производство фруктов и овощей. Однако в середине 70-х годов страна стала вновь испытывать очень острую нехватку продовольствия, особенно зерна. Импорт продуктов земледелия и животноводства в страну растет из года в год.
Рост сельскохозяйственного производства происходит главным образом путем увеличения посевных площадей и в меньшей степени за счет механизации хозяйства и применения химических удобрений.
За период с 1960 по 1973 г. посевные площади в Иране увеличились с 6,4 млн. до 8 млн. га. В результате строительства 12 новых плотин и ввода их в действие площадь обрабатываемых земель увеличилась в начале 80-х годов до 10—12 млн. га. Намечается построить, первые установки по опреснению соленой воды, что также позволит увеличить производство сельскохозяйственной продукции.
В 1972 г. иранское правительство утвердило план строительства нескольких крупных аграрно-индустриальных центров. Один из них создается в Марвдаште (провинция Фарс), другой — в Муганской степи.
Таким образом, развитие сельского хозяйства Ирана мыслится посредством вовлечения мелких крестьянских хозяйств в систему капиталистических отношений, с одной стороны, и, с другой — с помощью создания аграрно-индустриальных комплексов и кооперативов капиталистического типа.
Однако, несмотря на предпринимаемые правительством меры к подъему сельского хозяйства, поставленная им задача — добиться самообеспечения страны сельскохозяйственными продуктами — в ближайшие десятилетия вряд ли может быть решена. Рост внутреннего потребления (13% в год в среднем) в связи с постоянным приростом населения значительно превышает рост сельскохозяйственного производства (среднегодовой темп роста его за 1968—1972 гг. — 3,9%). В результате Иран вынужден ежегодно закупать в США, Австралии и других странах многие продовольственные товары.
Правительство Ирана проводит курс на индустриализацию страны, пытается превратить ее в промышленно развитое государство.
Опираясь на постоянно растущие доходы от нефти (они покрывают примерно 80 % валютных и более 50 % государственных расходов), Иран производит диверсификацию, т. е. усиливает тенденцию к многообразию структуры своей экономики. Создаются такие новые для этой страны отрасли промышленности, как металлургия, машиностроение, автомобилестроение, химическая промышленность, электротехника, добыча и переработка нефти и других полезных ископаемых, строительство ирригационных сооружений, электростанций (в том числе атомных).
Иностранные международные компании охотно идут на вложение своих капиталов в совместные предприятия в Иране. Монополии США, Англии, Франции, ФРГ, Японии и других капиталистических стран отводят Ирану роль опорной базы для своей деятельности на Ближнем и Среднем Востоке. Создаваемые ими на паях с иранским капиталом (иностранные капиталы по иранским законам не должны превышать 50% совместных капиталовложений) акционерные компании завоевывают не только иранский рынок, но уже выходят на региональные международные рынки сбыта.
Культура: традиции и современность
Развитие экономики и сдвиги в общественной жизни, происходящие в Иране в последнее десятилетие, привели к определенному прогрессу в области просвещения, науки, здравоохранения, спорта.
Для борьбы с неграмотностью создан так называемый корпус просвещения. Молодые люди, призванные на военную службу и зачисленные в этот корпус, направляются на два года преподавателями в сельские школы. Они учат не только детей, но и взрослых. Для распространения навыков гигиены и санитарии в сельской местности и оказания крестьянам медицинской помощи создан подобный же корпус здравоохранения.
В стране значительно выросло число населения, умеющего читать и писать. Если в 1956 г., по данным ЮНЕСКО, население Ирана было неграмотно на 85—90% (среди сельского населения грамотных было менее 4%, в том числе среди женщин — около 1 %), то в 1968 г. неграмотность снизилась до 70%. В 1974 г., по иранским данным, неграмотное население моложе 50 лет уже составило немногим менее 50%.
За последнее десятилетие в Тегеране и в других крупных городах созданы новые высшие учебные заведения (государственные и частные), проведена перестройка системы высшего образования с ориентацией на подготовку технических кадров для развивающейся промышленности и сельского хозяйства. При этом была сокращена подготовка специалистов в области гуманитарных наук. Организованы центры профессионального и технического образования.
Медицинское обслуживание в Иране в настоящее время далеко не удовлетворяет потребности страны, но и в этой области произошли довольно значительные сдвиги.
В стране полностью ликвидированы заболевания трахомой, которая раньше была бичом населения южных городов и деревень, большие успехи достигнуты в борьбе с туберкулезом, венерическими болезнями, проказой. В результате борьбы с детскими эпидемическими заболеваниями детская смертность значительно снизилась.
Используемая литература:
Масляк П.О., Олійник Я.Б., Степаненко А.В., Шищенко П.Г. Географія. – К.: Знання, - 1998. – 829 с.
Руснак П.П., Жебка В.В., Рудий М.М., Чалий А.А. Економіка сільського господарства. – К.: Урожай, 1998. - 320 с.
Страны и народы. Науч.-попул. геогр.-этногр. изд. В 20-ти т. Зарубежная Азия. Общий обзор. Юго-Западная Азия/Редкол.: Н.И. Прошин (отв.ред.), И.А.Дементьев и др. – М.: Мысль, 1979. – 381 с.