Всеобщая история государства и права зарубежных стран

1 САЛИЧЕСКИЙ ЗАКОН - ПРЕСТУПЛЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ.

Основное внимание в Салической правде уделяется преступлениям и наказаниям. Определения преступления “правда” не дает, но из смысла статей, посвященных преступлениям вытекает, что в это понятие включалось причинение вреда личности или имуществу и нарушение королевского “мира”. Все известные “правде” преступления можно свести к 4-м видам: 1. Преступления против личности (убийство, членовредительство, клевета, оскорбление, изнасилование и др. 2. Преступления против собственности (кража, поджег, грабеж). 3. Преступление против порядка правосудия (неявка в суд, лжесвидетельство). 4. Нарушение предписаний короля (пример - титул 45 “о переселенцах).

В “правде” упомянаются отягчающие обстаятельства (групповое убийство, попытка скрыть следы преступления), говорится о подстрекательстве к краже или убийству. Субъектами преступления могли быть не только свободные франки, но и литы и рабы. Целью наказания является возмещение вреда потерпевшему и уплата щтрафа королю за нарушение королевского мира. Отмирание кровной мести. Вместо нее - выкуп (вергельд или пеня). Выкуп был высок, и платился семье убитого, родственникам и казне. Размер выкупа зависил от тяжести преступления, национальности, сословия, возраста и пола потерпевшего.

2 КОНСТИТУЦИЯ ПРУССИИ 1850 ГОДА.

В рез-те поражения революции в Пруссии был установлен “мнимый конституционализм”. В январе 1850 подданные Пруссии получили от короля жалованную конституцию. Она провозгласила ряд прав и свобод для подданных. В то же время в законе предусматривалось использования ВС для подавления беспорядков. Конституция гарантировала гражданам право образовывать общества, но в то же время было право правительства ограничить или запретить политические союзы. К. закрепила всеобщую воинскую повинность (которая была и до этого). За королем сохранились огромные полномочия (глава исполнительной власти, главнокомандующий, созывал и распускал парламент, заключал войну и мир, контролировал министров, право законодательной инициативы, издавал и отменял любые законы). Законодательная власть - король и 2-х палатный лантдаг. Верхняя - палата господ (назначались королем пожизненно). Нижняя - избирались по 3-х куриальной системе (крупные налогоплатильщики, средние и все остальные после 30 лет). Роль лантдага ограничивалась обсуждением бюджета и проектов нек-рых законов. Т.е. лантдаг был законосовещательным органом при короле. Конституция пруссии отражала интересы крупной буржуазии. С некоторыми поправками эта конституция действовала до 1919 года.

3 ЭВОЛЮЦИЯ КЛАССИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ПРАВ ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В 20 В.

В условиях НТР институт права собственности претерпевает важные изменения. Это прежде всего коснулось объектов права собственности. Они увеличились количественно и изменились качественно. В принятом большинством стран Европы деление объектов права собственности на бестелесное и телесное (телесное на движимое и недвижимое) ощутимо расширился перечень бестелесного имущества - финансовая собственность (чеки, векселя, акции), коммерческая собственность (накладные, коносаменты), интеллектуальная собственность (литературная, художественная, промышленная собственности). Объект права промышленной собственности - технические знания (оформляются лицензиями и ноу-хау, патенты). Во многом изменилось содержание права собственности и на телесное имущество. Расширяется перечень его объектов (+ энергоносители - газ, электричество и др.). Право собственности утрачивает свой абсолютный характер - исключительные полномочия собственника подвергаются существенным юридическим ограничениям (принудительные отчуждения некоторых форм собственности, или регулирование использования нек-рых форм собственности - напр. На землю (в США это наз-ся “зонирование” - когда влвдельцу земли указывают, что и где ему строить на его же земле). Продолжается ограничение прав собственников на недра и воздушное пространство. Собственники не должны препятствовать прокладке газопроводов, электропередач и т.п. Также в нек-рых странах существует национализация (компенсированное изъятие государством земли у лиц для государственного строительства (военных баз, например). Также могут национализировать предприятие и проч. Все эти изменения во многом обусловлены постоянно усложняющейся производственно-экономической жизнью общества, необходимостью поддержания его нормального функционирования.

4 ИСТОЧНИКИ РИМСКОГО ПРАВА.

По виду и значению источники права определялись по официальному рангу органа, его издавшего: народ (комиции), сенат, магистраты. А период принципата и домината главным источником являлись воля, единовластие императора выраженные в его предписаниях, конституциях. В период расцвета республики была формула - “Благо народа есть высший закон”. В древности считали, что закон - это бог, т.к. Бог карает людей за преступления. Долгое время обычай признавали источником римского права. Обычай имел в глазах римлян обязательную силу. Самый древний писаный источник римского права - “Законы 12 таблиц”. Затем идут законы, принятые комициями (Lex) - они носили имена авторов. Источником права считались постановления сената и преторские эдикты. Римское право создавалось столетиями, но оно также и изменялось, приспосабливаясь к новым условиям и конкретным ситуациям. Комиции, сенат, магистраты и императоры периодически дополняли и изменяли правовые нормы “Закон как и природа - стремится к совершенству” - говорили юристы. В период принципата и домината основным источником права стали акты императорской власти. Их было 4 вида - эдикты (акты общего характера), мандаты (инструкции чиновникам), декреты (решения судов) и рескрипты (ответы на юридические вопросы граждан). В период республики магистраты, преторы, эдилы, квесторы , вступая в должность издавали эдикты (программы своей деятельности). С уходом автора эдикта в отставку юридическая сила эдикта терялась. Преторы своими эдиктами дополняли цивильное (гражданское) право . Сначала между преторским и цивильным правом была конкуренция, но потом различия между ними стерлись.

5 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И АГРАРНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ЯКОБИНЦЕВ.

2 июня 1793 г. Воорцженные граждане и национальные гвардейцы , руководимые якобинцами свергли правительство жирондистов.

Аграрный вопрос - 3 июня Конвент принял декрет о льготной продаже крестьянам конфискованных у контрреволюционеров земель. Был разрешен раздел общинных земель между жителями общины (декрет от 10-11 июня). Особое значение имел декретъ от 17 июня, ликвидировавший все оставшиеся и наиболее защищаемые реакцией феодального права. Принятые решения стали немедленно претворяться в жизнь . В рез-те значительная частьт крестьян превратилась в свободных мелких земельных собственников . Это не означало изчезновение крупаного землевладения (были конфискованы земли эмигрантов, церкви, контрреволюционеров, а не всех помещиков, много земель скупила городская и сельская буржуазия). Сохранилось и безземельное крестьянство. Социальный вопрос - была впервые введена всеобщая воинская повинность, на командные должности выдвигались “те, кто умел побеждать”, и это не зависило от знатности или богатства. Конвент ввел твердые цены на основные предметы потребления. Продовольствие распределялось через специальную гос-комиссию. За торговцами - контроль, с целью борьбы со спекулянтами (смертная казнь). У богатых отбирали продовольствие, золото, серебро. Для рабочих был установлен “максимум” зарплаты - что вызвало их возмущение. В начале 1794 г. Был издан декрет, по которому имущество контрреволюционеров надлежало роздать беднякам.

Также было введено новое летоисчисление, новый календарь, обязательное начальное образование, попытка создать новую религию - “Культ Разума”. Все жители стали наз-ся гражданами, слово “вы” было отменено. Все эти мероприятия вызвали недовольство населения и 27 июля якобинская диктатура была свергнута.

8 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ВО ФРАНЦИИ ПО КОНСТИТУЦИИ 1791 ГОДА.

Крупная буржуазия стремилась задержать революцию. Она поворачивает вправо. Расстрел мирной демонстрации 1791 года убедил людей, что верхушка крупных собственников стала контрреволюционной силой. 13 сентября 1791 года была срочно утверждена Конституция, по которой за королем сохранялись значительные права . Декларация прав человека и гражданина стала преамбулой К. Вторая часть этого закона была посвящена органам власти. По форме правления государство утверждалось как конституционная монархия. Высшая законодательная власть вручалась 1-палатному законодательному корпусу. Граждане делились на активных ( не менее25 лет, живущие в данной местности не менее 1 года, платившие прямой налог, не находящиеся в услужении, состоящие в национальной гвардии) - они имели правол избирать, и пассивных - они не имели право избирать. Цензовое избирательное право явно противоречило декларации. Исполнительная, административная власть передавалась королю и министрам, ответственным перед ним. Коороль мог наложить отлагательное вето на пинятые законы, являлся главой армии и флота, заботился о поддержке общественного порядка. Судебная власть осуществлялась выборными и несменяемыми лицами. Конституция закрепляла политические интересы крупной буржуазии. Ее действие не распространялось на колонии. Т.о. К. отошла от революционных принципов декларации.

9 ОБЪЕДИНЕНИЕ ГЕРМАНИИ И ОБРАЗОВАНИЕ 2 РЕЙХА. ГОС-СТРОЙ ПО КОНСТИТУЦИИ 1871 Г.

Буржуазная революцияв Германии в 19 в. Носила незавершенный характер. Тем не менее был заметен экономический подъем страны, особенно в промышленности. Но процесс развития капитализма в деревне затянулся хер знает на сколько, т.к. правиительство установило для крестьян огромные выкупные платежи. Представители прусского юнкерства занимали важные государственные посты и не давали Германии объединиться. Сильно нуждалась в объединении буржуазия, но она также сильно боялась противостоять юнкерам. В таких условиях стоало осуществляться объединение сверху (т.е. при помощи армии). Буржуазия пруссии идеалом считала парламентарную монархию, и потому она создала 2 полуоппозиционные организации - Национальный союз и Прогрессивную партию. Также они пошли на конституционный конфликт (большая ч. Лантдага проголосовала против военной реформы и потребовала учереждения кабинета министров, ответственного перед лантдагом). В ответ король распустил парламент и заставил О.Бисмарка провести военную реформу минуя парламент. Это у него получилось (создал огромную армию и решил объединить Германию путем захватнической войны). В 1864 г. Пруссия + Австрия разбили Данию, а потом пруссия разбила Австрию.

Конституция - в 1867 г. Господство пруссии было юридически оформлено в К. Конституция германской империи вошла в силу в 1871г.

К ведению общеимперских органов было отнесено - зак-во об армии и флоте, налогах, системе мер и весов, монеты, пути сообщения, почта-телеграф и т.д. Король Пруссии одновременно являлся кайзером Германии, был носителем верховной власти. Его полномочия осуществлялись через канцлера. Кайзер назначал канцлера, высших чиновников, был главкомом ВС, объявлял войну и мир. Бундесрат - союзный совет, занимал 2-е место по объему прав. Он имел законодательные и административные полномочия. Это был орган представителей государств, вошедших в империю. Число голосов в нем зависило от размеров гос-ва. К него было права расмматривать законопроекты, толковать К, имел приоритет в законодательном процессе, также это был имперский суд по особо важным преступлениям. Рейхстаг - нижняя палата - избиралась всеобщими выборами (1 депутат на 100 тыс. Избирателей). Для приняти решений требовалось абсолютное б-во голосов. Закон принимался этими 2-мя палатами (бундесратом и рейхстагом). Также рейстаг утверждал бюджет, но не имел права контроля за исполнительной властью. Канцлер (глава прав0ва) отвечал перед кайзером.

10 САЛИЧЕСКИЙ ЗАКОН - СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС.

Судебный процесс носил состязательный характер. Уголовное и гражданукое судопроизводство было одинаковым. Стороны имели равные права. Процесс был устным, гласным, отличался строгим формализмом. Было 3 вида доказательств в судебном процессе: соприсяжничество (когда родственники или друзья являлись свидетелями “доброй славы” обвиняемого), сдетельства очевидцев , ордалии (когда преступник устанавливался с помощью божественной силы (существовало “испытание котелком” , от которого также можно было откупиться), к ордалии обычно прибегали, когда не было соприсяжников. Судебный процесс начинался по инициативе потерпевшего.

Судебные споры разбирались на собраниях свободных людей сотни под предводительство выборного судьи - тунгина. Приговор выносили выборные заседатели - рахинбурги. Но осуществление суда постепенно переходит в руки королевской администрации. Место тунгина занимает граф, назначаемый королем, народные заседатели избираются графом, высшей судебной инстанцией является суд короля.

11 ВЕЛИКАЯ ХАРТИЯ ВОЛЬНОСТЕЙ 1215 - ЕЕ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ.

Английский король Иоанн Безземельный очень любил воевать. Только получалось у него это херово (потому и безземельный).Собирая бабки на очередной поход он облагал население огромными налогами. Население было с ним несогласно, и поэтому образовало антикоролевский союз. Очередное поражение в войне сильно разозлило Папу , и папа лишил Иоанна права на престол. Но иоанну удалось вымолить у папы прщение (с условием упрлаты дани) . Узнав об этом позоре лорды Англии начали войну против иоанна, котороую он проиграл и подписал великую хартию волностей. Из 68 статей этой хартии 30 - выражали интересы баронов, 7 - рыцарства, 3- горожан. По этой хартии церьков получила все, что хотела. Всем свободным людям гарантировались их обычаи и вольности. Налоги теперь устанавливались Советом королевства. Подданным разрешили выезжать из страны и приезжать обратно (раньше не разрешали). Судебная власть была отделена от короля (зачаток разделения властей). Также была гарантия личной и имущественной защиты от королевского произвола не только баронов, но и всех свободных подданных.

Значение - очень большое. Эта хартия доказала, что власть короля не безгранична. Хартия явилась правовым фундаментом демократии , возвестившем идею парламентского правления.

12 КОНСТИТУЦ-ПРАВОВОЕ РАЗВИТИЕ США ПОСЛЕ ГРАЖД. ВОЙНЫ. ПОПРАВКИ К КОНСТИТУЦИИ. ТОЛКОВАНИЕ К.

1865 г. - конгресс принял 13-ю поправку к конституции об отмене рабства на всей территории США. 1866г. - принимается 14-я поправка , по которой нигеры наделялись гражданскими правами. Всякий, кто родился в США признавался гражданином США и того штата, где он проживал. Поправка не распространялась только на индейцев, освобожденных от уплаты налогов. Поправка запрещала штатам ущемлять, ограничивать права граждан. За отказ принимать поправку число представителей от щтата в Конгрессе могло быть уменьшено. Но даже после принятия этих поправок в течении 10-летий права негров в южных штатах всячески ущемлялись. В 1870 г. Была принята 15-я поправка о том, что права граждан не будут ограничиваться под предлогом расы, цвета кожи или прежнего рабского состояния. Это все был 2-й цикл поправок.

14 ГОС-СТРОЙ США ПО КОНСТИТУЦИИ 1787 ГОДА.

Содержание Конституции явно свидетельствует о компромиссе между рабовладельцами и крупной буржуазией. К. юридически оформила систему органов власти независимой американской республики. Принцип разделения властей. Высшая законодательная власть вручалась Конгрессу из 2-х палат (палата представителей и сенат). К. наделяет сенат правом контроля за деятельностью высших должностных лиц, включая президента. Только с согласия сената президент заключал международные договоры, назначал послов, членов Верховного суда и т.д. Сенат обладал более обширными полномочиями , чем палата представителей. Конгресс имел право издавать законы, регулирующие торговлю, чеканке монет, армию, объявлять войну и т.д. Передача многих прав из ведения штатов федеральным органам свидетельствовала о концентрации власти. 16-я поправка предоставила Конгрессу право устанавливать подоходный налог. Исполнительная власть вручалась президенту. Он избирался на 4 года. Президент - глава государства и федеральной администрации. Он не мог быть отрешен от должности конгрессом. Президент - главком, назначает и смещает любого из членов своего кабинета, осуществляет ф-ции представительства (принимает послов), назначает членов Верховного суда и остальных судей, имеет право помилования. Всякий билль, принятый конгрессом нуждается в подписи президента. Президент может наложить отлагательное вето на любой законопроект. Президент - глава правительства. Высшая судебная власть находится в ведении Верховного суда США. Его члены назначаются президентом с согласия сената и служат пожизненно . Верховный суд позднее присвоил себе право решать - соответствуют ли законы и акты исполнительной власти Конституции. Федеральный суд выполнял роль “сторожа” при конгрессе на тот случай, если в составе конгресса окажется большинство радикалов. Правовое положение Верховного суда является уникальным.

15 ГЕРМАНСКОЕ ГРАЖДАНСКОЕ УЛОЖЕНИЕ - ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПРАВО.

ГГУ состоит из 5-ти книг , 2-я из них отведена обязательствам. Вводится письменная форма заключения сделок, из которых вытекают обязательства сторон. Сделки с землей и недвижимым имуществом следовало фиксировать в ипотечных книгах. Должник не имел право исполнять свое обязательство по частям. Уложение содержит подробное разъяснение о договоре личного найма, но в то же время проявляет большую заботу об интересах наймодателя. Естественно, в 1-ю очередь оно защищает интересы собственника средств производства.

16 ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ ПО РИМСКОМУ ПРАВУ.

Свобода - это естественная власть гражданина делать то, что ему нравится, если это не запрещено законом (это - свобода в юридическом смысле). Гражданство приобреталось от рождения (если родители были гражданами). В спорном случае гражданство определялось по-матери. За особые заслуги гражданство присваивалось знатным иностронуам. Отпущенный на волю раб не имел всех гражданских прав и свобод. Граждане делились на сословия (сенаторы, всадники, военная знать - имели преимущества перед другими. Права гражданина - пользование политическими правами, участие в работе комиций, обязанность состоять в ополчении, служить в армии, иметь собственность, владение, гражданина нельзя было арестовать дома. Закон охранял права гражданина - личные, публичные и прва на недвижимость. Также охранялась честь и достоинство граждан. Совершеннолетие - с 25 лет . Брачный возраст ж-12, м-14 лет. Гражданин не мог быть осужден без обвинения. Была утрата полная (взятие в плен), частичная (выселение, изгнание) и незначительная (изменение семейного положения).

17 ДЕКЛАРАЦИЯ И КОНСТИТУЦИЯ 1793 ГОДА ВО Франции.

В ответ на обвинения жирондистов в узурпации власти якобинцы очень быстро подготовили прект самой демократической конституции Франции. Проект был одобрен подавляющим большинством нации. К. закрепляла республиканский режим. Для принятия важного решения голосования одного законодательного корпуса было недостаточно. Требовалось еще одобрение граждан (очевидного большинства). Декларация прав содержит более радикальное истолкование суверенитета народа. Сопротивление угнетению путем восстания объявлено не тоько правом, но и обязанностью граждан. Избирательное право для всех французов после 21 года. Отменялось деление избирателей на активных и пассивных. Выборы депутатов - прямые и равные. Высшая зак-ая власть принадлежала нации. Был постоянно действующий 1-палатный законодательный корпус. Срок легисратуры - 1 год (этот орган мог издавать декреты, не подлежацие одобрению народа). Функции гос-управления осуществлял Исполнительный сове из 24 человек. Он действовал на основе законов и был подотчетен законодательному корпусу. Подотчетность, выборность, сменяемость, многочисленность Совета препятствовали узурпации власти. Конституция была хорошей, но тяжелая внешняя обстановка не позволила ввести ее в действие.

18 ОСОБЕННОСТИ ГЕРМАНСКОГО ГРАЖДАНСКОГО УЛОЖЕНИЯ.

ГГУ состоит из 5 книг (общие вопросы права, обязательства, вещное право, брачно-семейное право, наследственное право. Структура кодекса строилась по пандектной системе, т.е указания общего характера о применении права даются в начале свода и предпосылаются каждому разделу. Это было одной из причин его громоздкости (2885 параграфов). Для понимания его положений требуется хорошая юридическая подготовка.

19 ЗАКРЕПЛЕНИЕ КАСТОВОГО СТРОЯ В ЗАКОНАХ МАНУ.

Кастовый характер права усматривается в системе преступлений и наказаний. Лица высших варн (2-рожденные) несли меньшую ответственность за преступления, чаще всего - покаяние, штраф. Тяжесть уголовной репрессии падала на шудр , людей из низших каст, обездоленных. Брахман за убийство нес покаяние - ему брили голову, вор из низшей касты умерщвлялся. Брахман за убийство шудры платил штраф, равный стоимости вороны, собаки.

21 ИЮЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ ВО ФРАНЦИИ. ХАРТИЯ 1830 ГОДА.

Дворянская реакция достигла своего апогея в середине 20-х гг. Когда не престол вступил Карл-10. Руководящие посты в гос-ве полностью перешли в руки дворян. Новый король возмещал дворянам потери , полученные от революции - выплачивал деньги. Вся тяжесть этих выплат легла на крестьян. Ввелись наказания за преступления против церкви. Была предоставлена свобода ордену иезуитов. Правительство решило устранить конституционный режим, установленный хартией 1814 года. Были приняты 4 ордонанса - о роспуске палаты депутатов, об уменьшении вдвое числа депутатов в нижней палате (оставили только крупных землевладельцев), о введении дополнительной цензуры прессы, о запрещении собраний и манифестаций. Ордонансы вызвали протесты в стране и в июле народ Парижа взбунтовался. Карл-10 бежал. Плодами победы воспользовалась финансовая буржуазия и сформировала Временное правительство, которое провозгласило королем Луи-Филиппа Орлеанского. Новый режим ознаменовался появлением конституции (Хартии). Во многом она воспроизводила Хартию-1814, но была несколько расширена роль парламента - законодательная инициатива вручалась обеим палатам и королю. Были понижены возрастные и имущественные цензы. Но важнейшие звенья гос-механизма не претерпели существенных изменений. Изменений к лучшему в положении трудящихся не произошло.

22 САЛИЧЕСКИЙ ЗАКОН - ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ.

Собственность на землю - часть земли принадлежала королю, также было крупное индивидуальное владение знатных господ, приближенных короля. Основная часть земли принадлежала сельской общине. Дома и приусадебные участки находились в индивидуальной собственности семьи, пахотная земля была собственностью общины, но передавалась по семейному наследству. Принадлежавший семье участок огораживался, но после снятия урожая все изгороди снимались и скот пасли на всей земеле. Это все был переход от земледельческой общины к индивидуальной общине-марке. Земля наследовалась по мужской линии, в случае же отсутствия наследников-мужчин земля переходила в собственность общины. Леса, пустоши, болота, дороги находились в собственности общины (каждый в равной мере имел право пользования ими). Лишь во 2-й половине 6 в. Земля стала наследоваться и по женской линии и фактически окончательно оформилось право собственности семей на земельный участок (аллод). С этого момента земля становится объектом завещания, дарения, купли-продажи. Утверждение частной собственности на землю привело к расложению общины , росту крупного землевладения и установлению феодальной зависимости.

23 КОНФЕДЕРАЦИЯ И “СТАТЬИ КОНФЕДЕРАЦИИ” 1787. ПРИЧИНА ПЕРЕХОДА К КОНСТИТУЦИИ.

Важным конституционным акто, изданным во время войны за независимость стала “Статьи конфедерации”. Это - договор о союзе и сотрудничестве между 13 независимыми государствами. В нем бывшие колонии именуются штатами, каждый из которых сохраняет свой суверенитет. Для управления общими делами ежегодно надо созывать 1-палатный конгресс (1 голос от каждого штата). Конгресс решал вобросы об армии, чеканке монет, почте и др. В случае споров между штатами конгресс был судьей. Все остальное решели штаты - даже бюджет состоял из добровольных взносов штатов. Штаты очень бдительно относились к сохранению своей независимости и даже в условиях тяжелой освободительной войны они не шли дальше “рыхлого конфедеративного союза”. Вступление в силу этого акта совпало с переломным моментом в войне и Англия признала несависимость североамериканских соединенных штатов. Война и декларация не упразднила рабство , но была решена аграрная проблема - западные земли были превращены в общественный фонд и пущены в свободную продажу.

Причины перехода к конституции - после окончания войны в стране обострилась классовая борьба, бедняки и рабочие требовали бесплатной земли и отмене всех долгов. Ряд восстаний были жестоко подавлены властью. Такие выступления бедняков сплотили плантаторов и буржуазию, и они (богача) стали втайне от народа готовить конституцию.

25 ЗАКОНЫ МАНУ - ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.

В Древней Индии понятие “право” было неизвестно. Жизнь индийцев подчинялась скорее этическим, чем правовым нормам. При этом эти нормы носили явный отпечаток религии. Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы) содержались в сборниках - дхармашастрах. Наиболее известная дхармашастра - законы Ману (Ману - мифический Бог). Эти законы появились в период 2 в. До н.э. и 2 в. Н.э. Законы Ману состоят из 2685 статей , написанных в форме 2-стиший (шлок). Немногие статьи имеют непосредственное правовое содержание (8-9 главы). Всего 12 глав. Главное в законах Ману - закрепление существующего варнового строя. Здесь подробно описывается происхождение , согласно религиозному учению варн, указывается на наследственно-профессиональный характер варн, определяется назначение каждой варны , привилегии высших варн. Особенностью законов Ману является религиозная окраска всех его положений.

27 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В 20 ВЕКЕ.

Трудовое право, как отрасль социального законодательства, сложилось в 20 в. , и возникло оно потому, что собственники были обеспокоены волнениями трудящихся. Боязнь революционных потрясений и вынудила собственников связать себя определенными обязательствами по отношению к трудящимся. Трудовое право не стабильно. Содержание его институтов часто меняется как в сторону расширения демократических прав трудящихся , так и в сторону их сужения. Большое влияние на эту отрасль права оказывают профсоюзы и другие массовые объединения трудящихся. Социальное зак-во - начало бурно развиваться после окончания 2-й Мировой Войны. В большинстве развитых стран трудящиеся добились принятия законов о социальном обеспечении в старости, на случай болезни, утраты трудоспособности и др. В последние 10-летия появились законы, облегчившие жизнь малоимущих семей в области медобслуживания, образования и жилья. Но законодательство такого рода фрагментарно (?) и нестабильно. Фонд соц. Обеспечения формируется из многих источников, среди которых важные - соц. Страхование, гос-дотации и др. Система соц. Страхования предусматривает выплату пенсий, пособий по безработице, инвалидности. Гос-дотации формируются из средств бюджета. Они направляются тем, кто официальной проверки был признан “не имеющим средств к существованию”. “Универсальная система” предусматривает формирования пенсионного фонда за счет налога, взимаемого со всех граждан, имеющих доход. Размеры пенсий одинаковы для всех, а пенсионный возраст высок.

28 ГОС-СТРОЙ ДРЕВНИХ АФИН В ПЕРИОД РАСЦВЕТА ДЕМОКРАТИИ (5 В. ДО Н.Э.).

Высшей властью полиса считалось народное собрание полноправных граждан не моложе 20 лет. Место его заседания - агора. Собирались 2-4 раза в месяц. Повестку дня знали заранее, новые законы опубликовывались. Собрание обладало наивысшими властными полномочиями (законы, должностные лица, война-мир, вн и вн политика, ). Голосование тайное, по частным вопросам принимались декреты. Закон вступал в силу после рассмотрения его советом 500. Любой гражданин, недовольный законом мог добиться его отмены. Верховный суд - главный законодательный орган. Гласность. Граждане привлекались к обсуждению и принятию особо ваажных законов. Эти институты демократии торчали костью в горле афинской аристократии. Совет 500 (булэ) - его члены избирались по жребию народным собранием из граждан не моложе 30 лет .

Совет был разбит на 10 пританий (кажадая притания дежурила 1\10 часть года). Функции - высший административный орган, муниципалитет, вопросы благоустройства города, доставка продовольствия в Афины, ведал казной, контроль за долж-лицами, готовил проекты законов, следил за исполеннием законов и декретов. Гелиэя - 6 тыс. Судей, избираемых народным собранием. Гелиэя оттесняла аристократов от оправления правосудия. Суд был открытый и гласный. Все судьи делились на 10 декастерий. Суд расмматривал уголовные преступления, дела о государственной измене, суд мог вынести любое наказание - от штрафа до смерти. Коллегия 10 стратегов - высший орган исполнительной власти. Стратеги избирались открытым голосованием. Стратег должен был иметь определенный возраст, имущ-ценз и военный опыт. Возвышение коллегии стратегов вело к уменьшении роли ареопага. Ареопаг - суд по особо тяжким уголовным делам. Высокий имущественный ценз. При разборе дел запрещалось многословие. Из 9 архонтов привилегии имели 3 - эпоним (рассматривал жалобы граждан), базилей (культовый, ведал ответственностью за святотатство), полемарх (следил за обрядами жертвоприношений, ставил памятники войнам, ведал преступлениями чужестранцев).

Полиция - следила за всем и все докладывала властям. Служить в полиции считалось позором и менты набирались из рабов.

29 ОСОБЕННОСТИ АНГЛИЙСКОГО И ГЕРМАНСКОГО АБСОЛЮТИЗМА.

Английский абсолютизм - многолетняя воина (Алой и Белой розы) почти полностью истребила всю феодальную знать Англии. Династия Тюдоров опиралась на рыцарство. Рыцари являлись главными пополнителями казны и поэтому в рыцари принимали всех подряд (по очень небольшому цензу). 1-м абсолютным самодержцем стал генрих-7 Тюдор. Он провозгласил себя главой церкви и присвоил себе все церковные богатства (земли, поборы и привилегии). Король сосредоточил в своих руках гражданское судопроизводство. Почти все жены Генриха были казнены за блядство. Абсолютная монархия выражала интересы дворянства. Но также это было выгодно и буржуазии. Английский абсолютизм носил незавершенный характер, т.к. в стране был парламент и местное самоуправление. Отсутствовала постоянная армия, при формировании ВС применялась полиционная (?) система. Тюдоры обладали огромной властью, имели 1\5 всех земель. Был создан тайный совет для предупреждения антикоролевских выступлений и это было ошибкой Генриха, т.к. Совет набирался силы, власти и не давал Генриху стать абсолютным правителем (деспотом). При Тюдорах парламент был превращен в орудие деспотизма короля, но при этом король делал вид , что только покорно исполняет постановления парламента.

Германский абсолютизм - носил княжеский характер. Его установление не привело к централизации . Власть императора распространялась только на земли его домена. Не было единых общеимперских законов в области права, не было единого войска, администрации и единой монеты. Власть императора была номинальной, князья имели политическую самостоятельность.

30 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНОГО ПРАВА В 20 ВЕКЕ.

Уголовное право характеризуется попеременной сменой прогрессивной и регрессивной тенденции в своем развитии. Наиболее резкие зигзаги были в уголовном праве Германии. УК1871 был построен на зависимости тяжести наказания от тяжести преступления, а потом этот УК отредактировали в духе республики - ввели смертную казнь за антигосударственную деятельность и за призыв к забастовке. Нацистский рейх ужесточил уголовные наказания и все уголовное право в целом. Это явилось примером для других нацистских государств. После разгрома нацистов Уг право смягчилось. Пошла волна отмены смертной казни в ряде стран Европы. Расвитие уг-права в странах с западной демократией (СШ, Франция, Англия) также было неоднозначным. Принятые в США ряд законов в этой области (Смита, Вуда) настолько нарушали конституционные права граждан, что это возмутило таже Верховный суд. Этому способствовали нечеткие формулировки норм уг-законодательства. В настоящее время в США действует паралельно 2 системы уг-зак-ва - федеральный УК, и УК штатов. Уголовное право Англии почти целиком состоит из судебных прецедентов. Это дает возможность судьям выбрать из множества прецендентов тот, который им больше нравится.

В период после 2 Мировой Войны усилилась прогрессивная тенденция в праве. Гуманизация наказаний - смнртная уазнь стала заменяться пожизненным заключением

31 ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СОЦ-ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ В ЗАКОНАХ ХАМУРАППИ.

Социальный состав очень сложен. Особенно трудно его определить внутри 2-х групп - авилум и мушкенум. Общество состояло из 2-х основных классов - рабовладельцев и рабов (пленные о долговые рабы \до 3-х лет\ ). Господствующий класс - царь, его приближенные, жрецы, военачальники, старосты (в общинах) и др. Авилум “сын мужа” - это полнопоравный человек. Ему посвящена большая часть законника.

Угнетенный класс - это рабы, рядовые общинники, мушкенум. Мушкенум - свободный человек, но он имел сво права пока находилсся на гос-службе и выполнял свои обязанности. По сравнению с авилумом у него приниженное положение (это проявлялось в ответственности за преступления). Вардум (рабы) - занимали самое низкое положение. Их было несколько видов - царские, общинные и частновладельческие. Раб имел небольшое имущество (которое после его + переходило к его хозяину), раб мог стать свободным, мог оспорить свое рабство. Долговое рабство было ограничено 3 годами. Рабов использовали для уплаты долга. Кража и укрывательство рабов, а также снимание “рабского знака” и подстрекательство к этому каралось очень жестоко.

33 СЛАВНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В АНГЛИИ 1688 ГОДА. БИЛЛЬ О ПРАВАХ 1689 ГОДА.

В 1685 г. На престол вступил Яков-2. Он сразу же начал устанавливать в Англии “абсолютизм континентального образца”. Яков делал ставку на военную силу, он считал что этим можно сломить любое сопротивление. При нем численность армии намного возросла. На высшие гос-должности Яша назначал только католиков, чем сильно обидил англиканскую церьков. Дворянство и буржуазия тоже обидились. В итоге король остался один. В 1688 году Вильгельм Оранский просто был провозглашен королем. Этот гос-переворот был верхушечным и народ ничего не заметил. Так, в рез-те компромисса между буржуазией и дворянством законный король был свергнут, а на его место сел какой-то еблан.

Билль о павах - узаконил в Англии конституционную монархию. Парламент должен был контролировать короля практически во всем. Свобода слова и свобода прений (пиздежа) в парламенте. Парламент должен был созываться раз в 3 года на 3 года. Однако некоторые права у короля все-таки остались - право объявлять войну, созывать\распускать парламент, назначать епископов и светских пэров. Бильь о правах явился 1-й конституцией буржуазного государства, а Вильгельм Оранский фактически получил корону от парламента.

34 КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В ЭПОХУ ФЕОДАЛИЗМА.

Канорническое право в 1-ю очередь регулировало вопросы организации и деятельности католической церкви , но вместе с тем содержало ряд положений , оказавших большое влияние на развитие гражданского права, особенно в области семейного права. Каноническое право было одним из факторов внесения единства в разнообразные обычаи отдельных местностей. ...Церьков и каноническое право отдавали 1-степенное значение умыслу, направленности действий в поступках индивида. Во время канонической доктрины монастыри передавали свое имущество в управление 3-м лицам и когда Генрих-7 секуляризировал имущество церкви ему мало что досталось.

35 БРАЧНО-СЕМЕЙНОЕ ПРАВО В КОДЕКСЕ НАПОЛЕОНА 1804 года.

В области семейноо права кодекс признавал господство мужа над женой и сильную отцовскую власть. Только брак, оформленный гражданскими властями порождал права и обязанности супругов, детей и т.д. Жена не могла без согласия мужа распоряжаться имуществом, выступать в суде, т.е. ее имущественные права были ограниченны. Ребенок, родившийся вне брака, не имел права отыскивать своего отца. Статьм кодекса написаны кратко и емко и выражали передовыи по тому времени принципы и нормы права.

37 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИМУЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ В ЗАКОНАХ МАНУ.

В период создания законов Ману в Индии хорошо понимали разницу между собственностью и владением и охране частной собственности уделялось большое внимание. Было 7 способов возникновения права собственности - наследование, получение в виде дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, зарплата, милостынь. Также был способ “давность владения” - 10 лет, только при законном подтверждении человек из владельца превращался в собственника. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, то она возвращалась законному владельцу. Основной вид собственности - земля (земли - царские, общинные и частные). Царь не был собственником всей земли, но он охранял землевладельцев и получал за ето налоги. Наиболее важное движимое имущество - рабы, скот, инвентарь (наверное сельскохозяйственный). Община стремилась ограничить частное землевладение.

38 ЭВОЛЮЦИЯ СУДА ПРИСЯЖНЫХ В 20 ВЕКЕ.

В странах с фашистским и полуфашистским режимом упраздняются все демократические начала в судопроизводстве. Это, прежде всего , устранение участия общественности (присяжных заседателей) в суде, лишение граждан процессуальных прав в уголовном процессе , и др. В странах западной демократии либеральные основы юстиции сохранились. В англии для присяжных был установлен имущественный ценз. Большинство дел с участием присяжных рассматривалось в упрощенном, ускоренном виде и это ущемляло процессуальные права подсудимых. Во Франции огромное влияние в суде имела прокуратура, судьи профессионалы оказывали влияние на присяжных что способствовало их объединению в единую коллегию. После поражения фашизма (во 2-й половине 20 в.) процесс опять стал демократичен. Присяжным были даны важные полномочия - они решали вопрос о передаче дела суду, в суде они выносили вердикт по делу, порядок избрания присяжных отличался демократичностью.

39 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФЕОДАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА.

Термин “феодализм” появился в Франции в 17 в, но в историческую науку его ввел Франсуа Гизо в 19 веке для определения этапа общественного развития, для которого характерно соединение верховной власти с землевладением, условный характер земельной собственности и вассальная монархия. Феодализм - это прогрессивный общественный строй по сравнению с рабовладельческим, т.к. присущие ему формы зависимости были легче рабства. Экономика феодализма основывалась на почти монопольной собственности господствующего класса на на землю и носила натуральный характер. Земля не была товаром. Ее не продавали, не дарили, а давали за гос-службу. Также феодалы сдавали землю в пользование крестьянам под налоги или ренту (барщина-оброк-деньги). Крестьяне были прикреплены к сеньору, а не к землье (личная зависимость). С 11 в. Начинает развиваться торговля, т.к. появляется много городов. Социальная система была сложной. Она не исчерпывалась делением на 2 класса (феодалы и зависимые). Были также купцы, ремесленники, банкиры, чиновники. Более точно можно было разделить всех на сословия - дворянство, духовенство , и все остальные. Каждое сословие имело права и обязанности. Неисполнение обязанностей вело к лишению прав. Внутри сословий также была иерархическая система (сеньор-вассал в дворянстве). Существенную роль в отношениях играли корпоративные связи - общины, цехи, гильдии. Политическая власть соеденина с землевладением. Характерная форма - монархия, но были и республики. Очень сильно влияние религиозной идеалогии.

36 ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТОТАЛИТАРНЫХ РЕЖИМОВ ПОСЛЕ 2 МИРОВОЙ ВОЙНЫ.

Разгром фашистских государств не привел к полному искоренению фашизма. Начавшаяся “холодная война” потребовала мобилизации всех антикоммунистических сил. Но т.к. фашизм нельзя было возродить в прежней форме, это проходило в форме неофашизма. Этот процесс был характерен как для стран , проигравших в войне, так и выйгравших (маккартизм в США). Активную роль в неофашистском движении играли военные преступники (скрывавшиеся в Лат.америке, Испании, Португалии). Роль координатора выполнял Мировой Союз Нацонал-Социалистов.

В 70-е годы произошел спад неофашистского движения в силу ряда причин (крах режима Черных Полковников в Греции, революция в Португалии, Испанская революция). Но революция в Чили , установление там диктатуры военных, опять подняла фашизм. Неофашисты заваевывали свои позиции в развитых странах - во Франции в парламент попали представители “национального фронта”, в Англии фашисты укрепились в местных органах власти. В ФРГ появилась “республиканская партия” и получила поддержку населения. В странах Латинской Америки под влиянием США тоталитарные режимы трансформировались в представительные демократии. В странах 3-го мира тоталитарные режимы остались и сейчас. Классический пример - режим С. Хусейна в Ираке .

40 ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА В АФИНАХ. РЕФОРМЫ ТЕЗЕЯ, СОЛОНА, КЛИФЕНА.

Упадок родовой организации и возникновение рабовладельчнского гос-ва в Афинах имеет свои особенности. На рубеже 8-7 вв. До н.э. в жизни греков произошли крупные перемены. Больше сталло железных орудий, повысилась культура земледелия и ремесла, резко выросла торговля, широкое распространение получила письменность. Все это свидетельствовало о начале новой эры в истории Древней Греции. Военная демократия стала разрушаться под действием тов-ден отношений, классообразования. Равенство подорвано долговой кабалой, в котороую попадает много людей. Имущественное неравенство углубляется. Образование государства началось с реформы Тесея. При нем произошло слияние 12 ранее обособленных племенных поселений в одно целое с центром в Афинах. Все свободные граждане Афин были разделены на 3 группы - эвпатриды (знать), геоморы (земледельцы), демиурги (ремесленники). Эвпатриды быстро стали брать власть в свои руки. Они создали ареопаг, коллегии архонтов - как высшие органы власти, упразднив при этом базилей и совет старейшин. Афины стали аристократической республикой.

Территориально вся Аттика была разбита на навкарии. Назревал конфликт между демосом и аристократией. В 594г. Солон был избран архонтом и првел реформы Солона. Отменялась долговая кабала, ликвидировались все прежние долги, политическое равенство, по имущ-цензу все были разбиты на 4 разряда - пентакосимедимны, всадники, зевгиты и феты. Создан совет 400 (булэ) и расширены ф-ции народного собрания - они оттеснили от власти ареопаг и архонтов. Клисфен своими раформами продолжил дело Солона. Разделил Аттику на 3 зоны и вместо 4 племенных фил ввел 10 территориальных. Совет 400 стал советом 500 (по 50 ч. От каждой филы). Создана коллегия стратегов (1 ч. От филы), ввел остракизм и суд “черпаков”. Реформы Клисфена завершили формирование афинского полиса.

42 ЭВОЛЮЦИЯ БРАЧНО-СЕМЕЙНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В 20 ВЕКЕ.

Законодательство 60-70 гг. Значительно гуманизировало и демократизировало важнейшие институты семейного права. Об этом свидетельствуют законы передовах развитых стран - Англии, Франции, Германии. Утвердилось юридическое = супругов в области семейных отношений . Улучшено правовое положение внебрачных детей. Во многих странах отказались от юридического понятия “главы семьи”. Большинство национальных зак-ств признает право замужней женщины на самостоятельный выбор рода своей деятельности. Были регламентированы имущественные отношения супругов. Их 2 вида - договорной (заключение брачного контракта) и легальный (по предписанию закона). Легальный вид разделен на 3 подвида - 1. Раздельное имущество (Англия, Германия), 2. Общее имущество (Франция, Швейцария) - когда добрачное имущество остается раздельным, а все, нажитое в браке - общее. 3. Отложенное общее имущество (Дания, Норвегия) - когда имущество вроде бы раздельное, но при разводе все, нажитое в браке имущество делится поровну.


43 РЕФОРМЫ ГЕНРИХА-2 В АНГЛИИ, ИХ ЦЕЛИ И РЕЗУЛЬТАТЫ.

Главное направление реформаторской деятельности Генриха-2 шло по линии укрепления государственной юрисдикции за счет ограничения судебно-административной власти крупных феодальных собственников. Судебная реформа была из них наиболлее важная . 1. Из сеньориальных судов были изъяты иски о земле и переданы королевскому суду (Великая ассиза Генриха). Также из сеньориальных судов были исключены все уголовные дела. Этим был нанесен удар по привилегия феодальных магнатов. Королевский суд был платным, и его услугами могли пользоваться все. В королевском суде проводилось предварительное расследование (инквизиционное судопроизводство) в отличие от обычных судов, где для установления правды применялись ордалии (Божий суд). 2. Создание института присяжных обвинителей . Это были не судьи, а просто многознающие люди, дающие под присягой показания о разбойниках, убийцах и прочих нарушителях закона. Постепенно присяжные становятся судьями, составляющими приговор, а их функция переходит к другим лицам. Попытка ограничить церковные суды, но это ему не удалось - духовенство возмутилось. Военная реформа - для феодалов взамен военной службы был установлен налог, взимаемый каждый раз, когда предстояла военная кампания. На эти “щитовые деньги” содержалось военное войско. Также Генрих восстановил военное ополчение. Рез-тат - ослабла зависимость короля от феодалов в военной области, что способствовало централизации.

44 ОБРАЗОВАНИЕ США И ДЕКЛАРАЦИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ.

В 1774 гю начались массовые волнения америкнцев. Для координации борьбы создаются специальные органы - “комитеты безопасности, наблюдения”. В том же году в Филадельфии солбрался 1-й континентальный конгресс представителей колоний (55 делегатов). Он утвердил “Декларацию прав” - протест против политики метрополии. Одновременно написали письмо к королю, где потребовали прекратить притеснения колоний пока не случилось взрыва. В ответ Англия начала военные действия. Началась война за независимость. Каждая колония объявляет себя независимой республикой - штатом. 4 июля 1776 г. Была принята “Декларация независимости” (Джефферстон) - объявлялось окончательное прекращение зависимости штатов от Англии и объявлялось образование США. Разрыв мотивировался нарушением английским правительством “естественных” прав американцев. Народу стали принадлежать ряд демократических свобод, в том числе и право на революцию(!!!).

Хотя “Декларация,” являлась пргрессивным документом своей эпохи, но были в ней и негативные моменты - не было отменено рабство (по требованию южных штатов), за индейцами не признавались права человека и вообще их положение никак не регламентировалось.

45 РЕВОЛЮЦИЯ И КОНСТИТУЦИЯ 1848 ГОДА ВО ФРАНЦИИ.

Революция. Зимой 1848 г. Народ Парижа поднялся на вооруженное восстание после расстрела мирной демонстрации. Восставшие добились отречения Луи-Филиппа от престола. Была провозглашена республика и сформировано временное правительство. Правительство пообещало ввести всеобщее избирательное право и облегчить положение рабочих. Также был ряд других демократических свобод. Сформирована наемная гвардия. Вскоре ВП увеличило налоги (что очень возмутило крестьян). Весной этого года состоялись выборы в Учередительное собрание (для учереждения Конституции) и большая часть членов собрания были буржуа , военачальники, крупные собственники и землевладельцы. Они решили перейти в наступление на народ. Были отменены все демократические права и свободы. Рабочие 4 дня сражались на баррикадах, но были разбиты армией.

Конституция. Основные принципы - республиканская форма правления, разделение властей, представительное правление. Вызший законодательный орган -Национальное собрание (срок на 3 года). Главой исполнительной власти стал президент. Президент стоял в независимом от парламента положениии. Совещательный орган - Гос-совет. Он также надзирал за исполнением законов. Вводилось всеобщее и прямое избирательное право с 21 года, Много демократических прав и свобод граждан.

46 ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ЗАКОНАМ 12 ТАБЛИЦ.

Судьба неоплатного должника по законам 12 таблиц была невыносимо тяжелой. Вначале ему давалось 30 дней на уплату долга. По истечении этого срока кредитор вел должника к магистрату , где объявлял сумму долга и его основание. Если и тогда не было оплаты долга кредитор вел должника к себе домой и заковывал его. В течении 60 дней кредитор был обязан 3 раза выводить должника на раночную площадь и объявлять сумму долга. Если ни у кого не возникало желания отдать или отработать этот долг , то должника убивали или продавали в рабство. При наличии нескольких кредиторов должника резали на части. От долговой кабалы страдало много плебеев.

48 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ ИМПЕРИИ НАПОЛЕОНА ПО КОНСТИТУЦИИ 1799 ГОДА.

Внешне сохранен республиканский строй, но принятите важных решений было расчленено между Гос-советом, Трибуналом, законодательным корпусом и 1-м консулом. Народ был оттеснен от управления государством. Исполнительная власть находилась в ведении 3-х консулов, но фактически была у одного (Наполеона). Опираясь на крупных собственников и армию Наполеон приступил к упразднению наиболее демократических завоеваний конституции. Диктатура Наполеона была сначала временной, потом 10-летней, а потом - пожизненной и завершилась империей. По прриказу Наполеона все земли были обмеряны и разделены, а новым собственникам (фермерам) были выданы сертификаты на владения участками. Был принят гражданский кодекс. Бонапарт сохранил внешнюю атрибутику революции - 3-цветный флаг, гимн “Марсельеза”. Была видимость республики - парламент, выборы, референдум, но вся реальная власть сосредоточилась в канцелярии Наполеона. Демократические свободы были ликвидированы. Огромная армия, разбухший бюрократический аппарат чиновников, многочисленная полиция составляли механизм империи. На административный аппарат была возложена главная задача - снабжать армию людьми, продовольствием, заботиться о военном снаряжении. Управление империей осуществлялось на началах жесткой цент трализации. Департаменты были разбиты на округа и коммуны. На месном уровне управление было у чиновников (префектов, мэров). Принцип действия системы администрации - “Обсуждать коллегиально, действовать единолично”.

50 ПРИНЦИПЫ, ПРОВОЗГЛАШЕННЫЕ В “ДЕКЛАРАЦИИ ПРАВ И СВОБОД” 1789 ВО ФРАНЦИИ.

Декларация - это документ огромного революционного значения. В вводной части Декларации записано, что причиной пороков правительства и общественных бедствий является невежество людей, забвение естественных, неотъемленных и священных прав человека. 1. Люди рождаются свободными и равными в правах. 2. Цель каждого государственного союза составляет обестпечение естественных прав человека. Это - свобода, собственность, сопротивление угнетению и безопасность. Была свобода печати, религии, слова. Равенство людей перед законом, суверенитет нации, народовластие, подотчетность должностных лиц, разделение властей, равноправное взимание налогов. В области суда принципы - “нет преступления - нет наказания”, презумпция невиновности, соразмерность наказания.

Декларация - исторический документ антифеодального характера, в ней закреплены политическе и правовые воззрения буржуазии на начальном этапе революции.

52 ВЛАДЕНИЕ В РИМСКОМ ПРАВЕ КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА.

Не существует ничего общего между собственностью и владением. Владение - фактическое господство лица над вещью. Владение от собственности отличается правом распоряжения (определением судьбы вещи). Самым распространенным видом владения было владение провинциальной землей. Ею можно было пользоваться, извлекать и присваевать приносимый ею доход, однако право собственности на эту землю принадлежало государству и владелец должен был платить ему налог. Основания владения - оккупация (захват вещи), при этом захват не должен быть ни тайным, ни насильственным. Нельзя сделаться законным владельцем с помощью купли-продажи, дарения, обмена (т.к. эти деиствия порождаются правом собственности). Владение не может быть вечным. Приобретательная давность - сроки приобретательной давности менялись.

До тех пор пока законный собственник не докажет прав на вещь, претор окажет владельцу всю возможную защиту. Бремя доказывания лежало на истце. Владение - это добросовестное пользование, но было еще держание - посредственное владение, держание - это когда собственник вещи известен и не удаляется от извлечения дохода (наем квартиры, рабочего).

53 ПРИНЦИПЫ, УТВЕРЖДЕННЫЕ КОДЕКСОМ НАПОЛЕОНА В ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОМ ПРАВЕ.

Незыблемость договора, его обязательная сила для обеих сторон. В нем фиксируется правило, по которому договор имел силу закона для участников соглашения или сделки. Должник отвечал перед кредиторами только свим имуществом, его нельзя было упрятать в долговую тюрьму, как это практиковалось в некоторых странах.