Великий князь Владимир Мономах
РЕФЕРАТ
Ученика 8 класса «Д»
Средней школы № 476
Зимина
Егора
После смерти Ярослава Мудрого великим князем стал его старший сын Изяслав. Остальные сыновья владели главнейшими тогда городами: Смоленском, Черниговом, Переяславцем.
Когда выросли их дети, им достались меньшие города и волости. По смерти старших младшие князья занимали освобождавшиеся места. Со временем порядок получения уделов нарушился.
С самого начала изгоем, то есть князем без удела оказался Ростислав, сын старшего Ярославича, погибшего ещё при жизни Ярослава Мудрого. Дядья обделили племянника, и ему пришлось самому постоять за себя.
Ростислав, по словам летописца, был отважен и славолюбив. Он собрал себе дружину из вольных и охочих до ратных подвигов и приключений новгородцев, изгнал из далёкой Тмутаракани законного князя и стал совершать набеги на соседей, облагая их данью. Греки из Херсонеса, боясь такой же участи, подослали к нему одного из своих людей. Хитрый грек носил под ногтем большого пальца смертельный яд. На пиру он произнес тост в честь отважного князя, отпил из чаши, обмакнул в неё ядовитый ноготь и поднёс Ростиславу. Ростислав выпил вино, заболел и умер. Но причина раздора не умерла вместе с ним.
Особое место среди наследников Владимира Святого и Ярослава Мудрого занимали потомки гордой и гневной Рогнеды. Когда-то Владимир выселил их на родину и теперь, владея Полоцком и Минском, они не считали себя подвластными Киеву. Правнук Рогнеды, князь Всеслав, получил прозвище Чародей. Легенда рассказывает, что он родился в рубашке, умел обращаться в волка и мог в один день побывать в двух удалённых друг от друга на многие вёрсты городах. Всеслав с дружиной напал на Псков, разорил Новгород и претендовал на киевский стол, который принадлежал ему по праву старшинства рода полоцких князей. Ярославичи объединились и разбили Всеслава в страшной сече на Немиге-реке, разграбили Минск и опустошили Полоцкую землю. Но после каждого поражения собирал новое войско, и Ярославичи призвали его на переговоры, обещая: «Приди к нам - не сотворим тебе зла.
Полоцкий князь явился к братьям, те схватили его и, преступив крестное целование, бросили Всеслава Чародея в поруб (так называлась темница, срубленная без окон и дверей).
Не раз потом вспоминали летописцы клятвопреступление сыновей Ярослава. Летописи тех времён наполнены страшными предзнаменованиями. То и дело из глухих лесов приходили волхвы, пугая народ и призывая отказаться от христианской веры. Один из них обещал, что Днепр потечёт вспять, а земля переместится – греческая станет на место русской, а русская окажется на месте греческой. Другой хотел в Новгороде пройти по реке Волхов, как посуху и уверял, что знает всё наперёд. Княживший тогда в Новгороде князь по имени Глеб подошёл к нему, спрятав под одеждою топор, и спросил, что случится с самим волхвом. Когда тот ответил, что совершит сейчас чудо, пойдёт по воде, князь ударил его топором и убил.
На небе восходила вечерняя звезда с кровавыми лучами, солнце показывалось как «объеденное», падал с неба огненный змей, по ночам города наполнялись конским топотом – все предвещало беду. И появились, наконец, из степи половцы, жестокие и коварные, как изгнанные некогда печенеги.
В первом же бою на реке Альте, недалеко от Киева, они с ханом Шурканом наголову разбили войска великого князя Изяслава и разграбили Киевскую волость. Киевляне, не желая отдавать землю отцов и дедов на поругание, потребовали у князя оружие, но Изяслав медлил. Тогда люди вырубили из поруба Всеслава Чародея, посадили его на престол, а Ярославичей изгнали.
Изяслав бежал в Польшу. Король польский, сын дочери Владимира Святого и муж русской княжны, принял его и дал войско. Всеслав не стал испытывать судьбу и ушел в Полоцк.
Восстановив свою власть и казнив многих киевлян за бунт, Изяслав с боем взял Полоцк. Но Всеслав Чародей позже все-таки отбил свой город, где потом и умер.
Половцы продолжали беспрепятственно грабить Русскую Землю по обе стороны Днепра, а князья, вместо того, чтобы дать им отпор, воевали друг с другом.
«Воздвиг дьявол распрю в братии этой – Ярославичах», – пишет летописец.
Младшие Ярославичи – Святослав Ярославич и Всеволод Ярославич – заподозрили своего родного старшего брата великого князя Изяслава в сговоре с Полоцким князем Всеславом Чародеем и изгнали его из Киева. А на отцовский престол сел Святослав Ярославич.
Изяслав бежал с казной в Польшу.
Этим найду себе воинов, – сказал он, надеясь на золото, забыв слова мудрого прадеда Владимира Святого: «Не золотом добуду себе дружину, а дружиной золото».
Так и случилось. Польский король забрал казну, а войска не дал. Долго странствовал Изяслав по чужим странам. Но никто не смог помочь изгнаннику. Изяслав вернулся на родину только после смерти жестокосердного среднего брата – Святослава Ярославича. Младший, мягкий характером Всеволод Ярославич, принял его и даже уступил ему, Киев, оставив себе Чернигов.
Вскоре племянники силой оружия выгнали добродушного Всеволода Ярославича из Чернигова. Изяслав призвал его к себе в Киев:
- Брат мой! Не тужи! Видишь, сколько всего со мной приключилось. Не был ли я изгнан вами, братьями моими? Не скитался ли я по чужим землям, лишенный имения? И ныне, брат, не будем тужить. Если будет нам удел в Русской земле, то обоим если будем лишены его, то оба…
Годы лишений и унижений на чужбине сделали Изяслава мудрее. Вскоре он пал в одной из битв племянников и дядьев.
Чем больше поколений сменялось со времён Ярослава Мудрого, тем сложнее было решать вопрос о праве на великокняжеский престол. Когда умирал старший брат, его место занимал младший, но уже подрастали сыновья старшего и претендовали на престол. Так дядья и племянники не умели без кровопролития поделить и киевский, и другие уделы.
По смерти Изяслава его наследником мог быть сын Святополк Изяславович. Но такие права были и у молодого Олега Святославовича, не успевшего занять киевский стол после своего отца, Святослава Ярославовича, изгнавшего когда-то Изяслава. А достался престол их дяде – Всеволоду. И опять племянники шли на дядьев, брат – на брата. Под мечами соплеменников пали Минск и Новгород, Смоленск и Суздаль, Муром и Ростов. Князья-изгои нанимали поляков и венгров, князь Олег Святославович трижды приводил в родные уделы половцев. Пожарищами и пеплом покрывалась земля, церкви стояли разорённые, люди прятались по монастырям, жителей сёл толпами угоняли в рабство, голод и мор свирепствовали в городах. Так погибельно распластали крылья над Русской землёй вражда и несогласие.
Спасителем и избавителем стал для Руси князь Владимир, сын Всеволода Ярославича от дочери византийского императора, по имени деда со стороны матери прозванный Мономахом, что значит «единоборец».
Ещё при жизни отца он прославился как бесстрашный полководец, не раз усмиряя буйных сородичей и защищаясь от половцев.
Но государственный ум князя Владимира превосходил его воинские доблести. После смерти своего отца, Всеволода Ярославича, Владимир Мономах не стал занимать престол. Чтобы не умножать распрю, он ушел в Чернигов, отдав Киев сыну Изяслава, Святополку Изяславовичу:
– Отец его был старше и княжил в столице раньше моего отца: не хочу войны междоусобной.
А когда другой брат, Олег Святославович, потребовал у него Чернигов, то уступил и ему, сказав:
Да не возрадуются враги отечества!
Половцы тем временем не прекращали своих набегов, пользуясь ссорами князей и их войнами. Хан Боняк чуть не взял Киев, кочевники разорили и разграбили Печерский монастырь, главную святыню христианской Руси.
Хотя Владимир Мономах не занял место великого князя, он и без титула стал опорой разорённой и гибнущей страны. Его усилиями князья собрались на первый съезд в городе Любече, где, сидя на одном ковре, они сначала по старшинству и договору, без обид, разделили уделы, а потом поклялись отстоять землю предков, не нарушая взаимного соглашения и карая поднявших руку на соплеменников:
–- Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю!
Но прекратить распри удалось не сразу. Великий князь киевский Святополк не был достоин своего звания. Вскоре после съезда в Любече князь Давид Волынский перед ним Василько, одного из сыновей Ростислава, отравленного в Тмутаракани. Василько, как и его отец, был изгоем, князем без удела. Со своей вольной дружиной он завоевал Польшу и прославился мужеством, силой и победами. Давид Волынский, боясь, что Василько может захватить и его волости, убедил великого князя, что Василько хочет завоевать Киев.
Имя Святополка словно проклято в русской истории. Как когда-то Святополк Окаянный, киевский князь, несмотря на клятвы и крестное целование во время Любечского съезда решился на преступление. Он пригласил к себе Василько. Верный дружинник предупредил своего князя о заговоре, но Василько не поверил в злой умысел и пришел к Святополку. Его схватили, связали и привели в избу к Давиду Волынскому. Овчар Давида уже точил нож, а слуги расстелили ковер и повалили на него Василько. Василько понял, что с ним хотят сделать, и даже связанный не дался предателям. Тогда на грудь ему положили доску, несколько человек сели на неё, прижав князя к полу так, что у него затрещали кости и овчар по имени Верендий ослепил Василько, залив ему кровью рубаху. Василько потерял сознание, с него сняли рубаху и выстирали. Придя в себя и ощупав рубаху, Василько вскричал:
– Лучше бы в той сорочке кровавой смерть принял и предстал в ней перед богом!
Когда Владимир Мономах узнал о случившемся, то ужаснулся:
Не бывало в Русской земле ни при дедах наших, ни при отцах такого зла!
Брат Василько, Володарь, отнял ослеплённого князя у Давида Волынского.
– Не в моём уделе, – оправдывался Давид.
А Святополк малодушно отговаривался, что не он и не его люди совершили преступление.
Володарь и Василько выступили против обидчиков. Слепой Василько с крестом в руках шел впереди войска. Давид и Святополк были разбиты. Владимир Мономах поддержал обоих братьев. Но снова начались усобицы, снова князья стали призывать на помощь половцев, снова запылали города и сёла. И тогда киевляне пришли к Мономаху и сказали:
– Молим, княже, тебя и братьев твоих, да не погубите Русскую землю!
По словам летописца, Мономах отчаялся до слёз:
– Воистину отцы наши и деды собирали землю Русскую, мы хотим её погубить!
Мономаху удалось собрать князей на второй съезд, наказать виноватых, примирить враждующих и объединить их против внешних врагов – половцев.