Становление личности в эпоху Петра I на образе А.Д.Меньшикова

РЕФЕРАТ

на тему:

"Становление личности

в эпоху Петра I

на образе А.Д.Меньшикова"

Выполнила:

Тэемур Светлана,

ученица класса 11б,

школы № 120

Проверила:

Солдатова Е.П.

отличник народного

образования,

учитель I категории

- 2 -

План:

    Характеристика эпохи Петра I.

    Широкий показ жизни всех слоев и классов России.

    Изображение жизни страны в период борьбы за власть.

    Борьба нового со старым в масштабе всей нации.

    Победа Петра.

    Сторонники петровских преобразований.

    А.Д.Меньшиков:

а) социальное положение; разные версии;

б) уход из дома;

в) знакомство с Петром;

г) служба у Петра.

    Значение образа Меньшикова.

- 3 -

Тема моего реферата - "Становление личности в эпоху Петра I по роману А.Н.Толстого "Петр I "". Раскрыть эту тему мне хочется на примере А.Д.Меньшикова - ближайшего соратника и друга Петра I.

"Эпоха Петра I, - писал А.Н.Толстой, - это одна из величайших страниц истории русского народа. По существу, вся петровская эпоха пронизана героической борьбой русского народа за свое существование, за свою независимость".*1 В теме Петра I А.Н.Толстой, по собственному признанию, искал "разгадки русского народа и русской государственности", стремился показать, как, благодаря петровским преобразованиям, "русский народ отстоял свою независимость". Писатель понимал, что величие и сила народа, его национальный характер глубже и ярче всего проявляются в критические периоды исторического развития нации. "Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко понять его прошлое: нашу историю, коренные узлы ее, трагические и творческие эпохи, в которых завязывался русский характер"*2, - писал А.Н.Толстой. Одной из таких эпох и было, по его мнению, время Петра I.

Грандиозна по историческому масштабу, широте размаха и охвату событий, по разносторонности и полноте изображения картина петровской эпохи, нарисованная в романе А.Н.Толстого "Петр I ". Роман охватывает все классы общества в их живом взаимодействии. Крестьяне, землекопы, стрельцы, раскольники, бояре, солдаты, придворные - многоликая и многоцветная толпа как бы воскресает во всей своей колоритности, во всем многообразии, богатстве красок эпохи.

Для неугомонного и жизнелюбивого таланта Толстого будто бы и не было препятствий, неизбежных при создании широкой эпизодической картины. Писателю хватило изобразительной щедрости на сотни "проходящих эпизодических персонажей".

Содержание романа охватывает три с лишним десятилетия. Россия показана снизу доверху в бурном потоке исторических событий, в столкновении общественных сил, в кипении политических страстей. Возникает целостный образ нации в жизни ее "верхов" и "низов". Драматически быстро развиваются события, затрагивающие самые различные социальные слои и бытовые уклады допетровской и петровской эпох.

Роман переносит читателя из глухой и нищей деревушки на боярский двор и в царские палаты, на поле сражений под Нарвой, в раскольничьи скиты, из старой Москвы в новую столицу Петербург. Массовые сцены народной жизни являются у Толстого не только историческим фоном. Они раскрывают истоки, питающие силы и


*1) Петров С.М. "Исторический роман в русской литературе", Москва, 1961 г.,

стр. 178, "Издательство министерство просвещения РСФСР".

*2) Павленко Н.И. "Петр I и его время ", Москва, "Просвещение", 1989 г., стр. 35.

- 4 -

слабость политических лагерей, борьба которых изображена в романе. В самой композиции "Петра I " нашел отражение ход русской истории в петровскую эпоху.

Персонажи романа - неповторимые, своеобразные индивидуальности. Писатель создал новый художественный образ Петра, который вошел в семью популярных героев, созданных нашей литературой, и его соратников.

Содержание произведения перерастает пределы узко исторического жанра. Роман одушевлен стремлением осветить великие и трудные пути, которыми наша родина шла к славе и могуществу.

Центральная идея произведения А.Н.Толстого - идея мощи великого русского народа, непреоборимости его созидательного духа.

В романе Толстого Петр I - прежде всего крупнейший национальный деятель. Все мысли и воля его сосредоточены на преобразовании отсталой России, чтобы она могла противостоять врагам и смело занять подобающее ей место в ряду великих держав мира.

По признанию самого Толстого, "в "Петре I " воплощены лучшие черты советского исторического романа".*1 Совершенство художественной формы, тонкая психологическая характеристика героев сочетаются с широким воспроизведением исторической эпохи.

На прошлое писатель смотрит не безучастными глазами "дьяка, в приказах поседлого", для которого нет ни правых, ни виноватых, ни близких, ни далеких. Мы все время чувствуем его страстное, живое отношение к происходящему. Одни герои Толстого будят в нас сочувствие и ощущение близости, другие же, напротив, отталкивают, кажутся чужими и далекими.

В романе 200 действующих лиц, и каждое из них не только художественно индивидуализировано, но и раскрывает различные стороны, уклады, социально-политические интересы, черты борющихся сил той эпохи.

Обстоятельства и закономерности социально-экономического и культурно-политического развития России начала XVIII века раскрыты в личных судьбах основных персонажей романа.

С первых же страниц романа писатель вводит нас в атмосферу русской жизни конца XVII века. Повествование начинается изображением быта крестьянской семьи Бровкиных. Здесь читатель в первый раз встречается с основными героями, которым в дальнейшем предстоит жить и действовать одновременно с Петром. Художник создал целостную картину России - от императорского дворца до убогой крестьянской избы, затерявшейся в лесной груши.

Во вводных главах романа дана широкая картина страны. Придворные интриги бояр при царевне Софье расшатывали государство.

*1) Щербинина В. "А.Н.Толстой", Санкт-Петербург, 1987 г., стр. 30

- 5 -

В Москве, в сотнях уездов, раскинутых на необъятной земле, - бесправие, холопство. От поборов изнемогал посадский люд.

В первой книге романа народная среда представлена бунтующей стрелецкой массой. Там изложена борьба за власть, борьба в верхах, между боярскими группами, показаны ученические шаги Петра, поиски им исторической опоры, того рычага, с помощью которого можно было бы повернуть Русь к новой жизни.

Вторая часть романа более "монументальна". "Монументальность, - писал Толстой, - имела своим источником широко развернутое изображение строительства молодой России".*1 Здесь уже идет борьба нового со старым в масштабе всей нации. В ней всесторонне прослеживается возникновение молодой России, показаны те испытания и трудности, которые пришлось преодолевать молодому Петру.

В третьей книге возникает яркий образ молодой России, победившей в борьбе. А.Н.Толстой предполагал здесь осветить культурную жизнь эпохи. Писатель показал первые шаги придворного театра.

Три книги романа воссоздают три важнейших периода в петровской эпохе, три исторические коллизии. Уверенно и свободно ведет нас писатель по дорогам прошлого. В романе "Петр I" нет и следа мучительной смятенности, характерной для первых исторических произведений А.Н.Толстого. Из царства трагических теней писатель перенес нас в красочный и объемный мир, населенный реальными людьми. В романе изображена эпоха от самого начала.

Дворцовые распри и боярская косность ослабляли страну. Назревала угроза нападения сильно вооруженных соседей. Наглядно характеризуют общее положение сборы дворянского ополчения на войну с крымским ханом, угрожающим югу России. Указы воеводы Голицына, грозящие опалой, разорением, не достигали цели.

Писатель хорошо показал, что черты характера Петра складываются в драматическом взаимодействии с противоборствующими общественными силами эпохи.

В первый раз мы видели Петра при очередной расправе стрельцов со сторонниками Нарышкиной. Перед нами испуганный мальчик в узком кафтанчике. Природная энергия и пытливость Петра долгое время сдерживались мыслями о том, что он царь гонимый, что ему угрожает опасность со стороны Софьи и ее сторонников. Ненависть к самолюбивому боярскому зазнайству, возникшая в юности, в дальнейшем приобретает исторический смысл: быт темных боярских палат, их косность, чванливость становятся для Петра синонимом отсталости.

Для того, чтобы получить полное представление о романе "Петр I",


*1) Павленко Н.И. "Петр I и его время", стр. 45

- 6 -

необходимо обратить внимание на изображенную автором борьбу двух противоположных сил: прогрессивных, поддерживающих Петра, и консервативных, отстаивающих старинный, дореформенный уклад жизни; отметить победу нового над старым.

Ожесточенная борьба за власть кипит в Москве между двумя боярскими группами: Милославских и Нарышкиных. Толстой показывает ее драматические перипетии, достигая порой изумительной концентрации событий, как, например, в эпизоде возвышения и падения князя Хованского. Оба борющиеся лагери воплощали в себе интересы старого, феодального боярства. Толстой сумел провести исторические грани между двумя враждебными боярскими группами. Они представляют собой допетровскую Русь. Победили сначала Софья и Милославские. "И все пошло по-старому. Ничего не случилось".*1 Но вот одолели Нарышкины, "выбили из приказов одних дьяков с подьячими и посадили других. Перемен особых не случилось".*2 И Нарышкины получают такую же оценку, как и Милославские: "Ждать от них нечего".

Толстой выразительно показывает консервативность и традиционность близких к Петру "верхов" старой Руси. Пришлось ломать не только врагов, но и друзей. В романе не два лагеря, не две партии, а три. И третья - петровская - равно противостоит первым двум, в историческом смысле одинаково представляющим старую, "упиравшуюся" Русь.

Прогрессивный характер петровских реформ, их историческое значение для развития России А.Н.Толстой показывает в общем подъеме жизни страны. По мысли автора, весь перелом, происшедший в России, вызван одной лишь личной волей Петра. Вся русская земля, все сословия, все классы были против реформ Петра, он один восстал против всей страны.

В изображении Толстого Петр I - выдающийся государственный деятель, чьи мысли и воля направлены на уничтожение отсталости России, на превращение ее в могучую державу. В романе нет идеализации реформ Петра, нет абстрактного возвеличения самой личности Петра. Историческая необходимость появления Петра была раскрыта в начале романа в картине всеобщего захудания и недовольства. Писатель в дальнейшем четко раскрывает классовое содержание того государства, которое возглавил Петр I.

Преодолев недостатки своей первоначальной трактовки "Петра I", А.Н.Толстой рисует его в окружении талантливых и преданных ему


*1) Демидова Н.А. "Роман А.Н. Толстого "Петр I"", Москва, "Просвещение", 1987 г., стр. 129

*2) Демидова Н.А. "Роман А.Н. Толстого "Петр I"", Москва, "Просвещение", 1987 г., стр. 128

- 7 -

людей, уверенных также в необходимости реформ. Теперь это уже не одинокий и всем чужой царь - трагический неудачник. Его окружают сторонники начатого им дела: "птенцы гнезда Петрова" - медведоподобный, грозный и жестокий Ромодановский, Репнин, Долгорукий, Апраксин, Головнин, хитроумный и скрытный дипломат Толстой, думные дворяне и дьяки Виниус, Емельян украинцев, "человек дальнего и хитрого ума" Прокофий Возницын, благородный Шереметьев, выходцы из "низов" - Меньшиков, даровитый плут Шафиров, Ягужинский, Силеев; купцы - Демидов, Бровкин, Шорин, Свешников; иностранцы - умный и веселый дебошан Лефорт, ученый Брюс, суровый и прямой Гордон. Каждый из них имеет свое лицо, склад ума и характера, но всех их сближают с Петром черты предприимчивости, энергичной деятельности, практичности, приверженности к новому. Это новые люди, они не похожи на ленивых, вялых тугодумов - бояр Буйносовых и Лыковых. Их различное социальное происхождение и прошлое показывают, что петровские реформы поддерживались большинством нации, являлись общенациональным делом. Образы "птенцов гнезда Петрова" в романе занимают одно из первых мест.

Особое место и роль во всех начинаниях Петра и в его жизни играет друг Петра, любящий его, как брата, А.Д.Меньшиков.

Всех людей, занимавшихся эпохой Петра I,интересовал вопрос: "Каково же было происхождение человека со столь пышным титулом, уступавшим только царскому?" Существует множество версий о социальном положении А.Д.Меньшикова.

По одной из версий Меньшиков родился в Москве от весьма незначительных людей. Будучи подростком, лет 16, он, подобно многим другим, продавал пирожки.

Отец Меньшикова "был крестьянин, получавший пропитание от продажи блинчиков, пирожков и различной еды".*1

Иные сведения о предках Меньшикова сообщают источники официального происхождения, где сказано, что Меньшиков происходил "из фамилии благородной литовской, которого мы, ради верных услуг в нашей гвардии родителя его и видя в добрых поступках его самого надежду от юных лет, в милость нашего величества восприяти и при дворе нашем возрасти удостоили".*2

Давно известно, что чем меньше в тексте фактов и больше общих слов, тем легче скрыть истину. Приведенная выше фраза из диплома оставляет простор для домыслов и вопросов, а также ответов на любой вкус. В самом деле, что скрывалось за расплывчатым понятием "верные


*1)ПавленкоН.И."Полудержавный властелин",Москва,"Современник",1988 г.,стр. 109

*2)Павленко Н.И. "Полудержавный властелин", Москва, "Современник", 1988 г., стр. 111

- 8 -

услуги", будто бы оказанные родителем А.Д.Меньшикова; на каком поприще проявил себя отец Александра Даниловича: административном, военном, придворном? Много лет спустя Александр Данилович предпримет попытку расшифровать смысл "верной услуги" - она состояла в том, что отец якобы раскрыл заговор Федора Шакловитого. Однако на страницах четырехтомного розыскного дела фамилия Меньшикова даже не упомянута.

Разноречивость версий, подчас содержавших явный налет фольклора, свидетельствует, с одной стороны, об интересе современников к карьере Меньшикова, а с другой, подтверждает факт, что и для них, современников, в происхождении и возвышении князя было немало загадочного.

Все факты происхождения Меньшикова проливают в какой-то мере свет на характер князя. Он пускался во все тяжкие, чтобы удовлетворить свое неуемное тщеславие. Происхождение Мечникова помогает постичь еще одну его особенность - ненасытную тягу к богатству. Человек, подобно ему, выбившийся из нищеты, быстро познавал цену богатству, прелесть роскоши и не стеснялся в выборе средств для приобретения того и другого. Вместе с тем надобно помнить: "кем бы ни были предки А.Д.Меньшикова, торговал ли он сам пирожками или нет, существенного значения не имело, так как он, влившись в ряды новой знати, став светлейшим князем, безоговорочно служил интересам этой знати".*1

Прошлое оставляло у него лишь неприятное воспоминание, создавало своего рода комплекс социальной неполноценности в общении с родовитыми людьми, впрочем, легко преодолеваемым при жизни Петра, поскольку рядом с царем были и сын конюха, и сын сидельца в лавке купца, и сын пастора, а супруга царя, будущая императрица, в прошлом была прачкой.

На мой взгляд, очень интересно в романе описывается эпизод ухода Меньшикова из дома и первая встреча с Петром. Жизнь у Алексашки была тяжелой. В романе очень занимательно вводится образ Алексашки Меньшикова. Он встречается с Алешкой Бровкиным на улице, когда Алешка сбежал от купца. Алексашка привел Алешку к себе домой. Они залезли на печку, и здесь А.Н.Толстой дает нам некоторую информацию о жизни маленького Меньшикова. Алексашка рассказывает о себе очень немного. Он говорит, что мать у него умерла, а отец собирается жениться, и Алексашка очень боится мачехи. Здесь мы можем наблюдать, как Алексашка и Алешка строят свои первые планы.

Алексашка уже знает весь распорядок в доме и говорит, что сейчас его позовут молиться, а потом будут пороть. Он воспринимает все как


*1) Павленко Н.И. "Полудержавный властелин", Москва, "Современник", 1988 г., стр. 15

- 9 -

должное и говорит обо всем очень спокойно. Алексашка терпел побои, но когда его "выдрали без пощады" и он "едва приполз на печь", он решает сбежать, и через несколько дней они с Алешкой убегают из дома. Толстой настолько все ярко и красочно описывает, что все картины, кажется, оживают. Мне отчетливо представлялась и изба с печью, и бедный измученный Алексашка, и Алешка, подносивший ему воду и кашу с молоком. Алексашка сказал, что никогда не вернется домой, ему лучше умереть в канаве. Здесь, в этом эпизоде, я увидела ненависть к отцу, вечно пьяному и злому человеку, а также зачатки зарождавшейся дружбы, дружбы крепкой, на долгие годы. Во взаимоотношениях между этими мальчиками мы наблюдаем заботу друг о друге, помощь и сочувствие друг другу. Они вместе ушли и бродяжили вместе.

Алексашка с Алешкой убежали очень рано, еще засветло. Читая, я представляла, какое было утро и настроение у мальчиков. А.Н.Толстой так выразительно описывал сцены, что можно было понять состояние природы: утро было сырое, тихое. Мальчики брели по улицам, дошли до Боровицких ворот. Алексашка предупреждает Бровкина, чтобы тот шел тише, так как тут царь. По дороге они видели много ужасного. Как раз в это время начинались казни стрельцов, и картины, которые они видели, - людей, висящих на столбах, действительно ужасны. Это, конечно же, отложило отпечаток на их дальнейшую жизнь. Между мальчиками наблюдалась разница и в воспитании, и в характерах. Алексашка был более любопытный. Ему без разницы, "дадут ли по затылку, обругают: до всего ему дело было..."*1 И как повествует автор, лез сквозь толпу к лавкам, заговаривал с купцами, приценивался, отпускал шуточки. Алешка же, разинув рот, только успевал бегать за ним. Из чего можно сделать вывод, что Алексашка был более смелым, общительным, решительным. Увидев толстую богатую женщину, Меньшиков начал выпрашивать подаяние. В этот день они наелись пирогов, пили горячий, на меду, сбитень. Но тут стрельцы несли избитого до полусмерти купца, в котором Алешка признал человека, что дал ему два медовых пирога. Вокруг купца столпилось много народу. Алексашка и Алешка пробрались к саням. Алешка держался за кушак Меньшикова, чтобы не потеряться. Народ начал расходиться, и на площади остались только Алексашка и Бровкин, а еще сани и избитый человек.

Мальчики помогли ему дойти до дома. По дороге они узнали, что зовут этого человека Федька Заяц. Алешка и Алексашка остались у него и стали торговать пирогами. Федьке Зайцу Меньшиков понравился, потому что в руках у него все горело, и все - с шуточками. Пироги у Алексашки расхватывали сразу. Мальчикам жилось хорошо. За весну они отъелись на пирогах. Однако Федька вскоре обленился: сидел целый день на крыльце, глядя на кур и воробьев. Полюбил грызть орехи. К


*1) А.Н.Толстой "Петр I", Москва, "Просвещение", стр. 28

- 10 -

нему начали приходить мысли о том, что ребята воруют деньги. Он стал расспрашивать обо всем, придираться, лазить у них по карманам и за щеки, когда пересчитывал выручку. Он плохо спал, все думал: "Должен человек воровать - раз он около денег!" И Заяц решил застращать мальчиков. Однажды, когда Алешка с Алексашкой пришли к ужину веселые и отдали выручку, и "придрался - копейки не хватает...Украли! Где копейка?"*1 Он сильно избил Алешку с Алексашкой. Затем он велел подавать ужин. Заяц ел щи со свининой, куриные пупки на меду с имбирем. Алексашка сразу же решил уйти, а Алешке было жаль бросать сытую жизнь. Конечно, ему хотелось жизни без битья, "но где ж такую найти". Уже в раннем возрасте в характере Алексашки наблюдается рвение к такой жизни, где бы его не унижали; наблюдается в нем нежелание подчиняться кому-то, терпеть обиды. Итак, мальчики решили убежать от Зайца. Вернее, решил Алексашка, а Алешка просто не хотел отбиваться от товарища. Здесь мы опять видим в Алексашке решительность, чувство справедливости, умение постоять за себя. Алешка был против этого, но бросать товарища не захотел.

В этой части романа мальчики показаны в то время, когда начинается борьба нового со старым. Вот-вот должен был произойти переворот, и весь народ был разделен на две части: сторонников Нарышкиных и сторонников Милославских. Толпы людей собирались около дворца, в том числе, тут были и Алешка с Алексашкой. В толпе им было то жутко, то весело. Они глядели на дворец с чувством страха, так как сюда не то что бы простой человек вошел, сюда даже бояре входили, оставляя коней во дворе, и, снимая шапки, шли во дворец и "месили грязь".

В толпе мальчиков чуть не раздавили. Алексашка повис, вцепившись руками и ногами, на пузатом столбе крыльца. Алешке было очень страшно, но он не отставал от друга.

Однажды Алексашка случайно встретил отца. Данила увидел сына и бросился за ним с диким криком. Эта встреча была бы для него роковой, но Алексашка смог убежать; возвращаться туда, где его избивали, он не хотел.

Все это время мальчики жили хорошо, весело, хотя и впроголодь. Они решили поймать медведя и приручить его, но зверь в руки не давался, но все-таки они взяли медведя у цыган.

Особенно содержательной и интересной мне показалась сцена первой встречи Алексашки с Петром на реке Яузе.

Алешка и Меньшиков сидели на берегу Яузы и, закинув удочки, ловили рыбу. Они увидели на другом берегу мальчика, сидевшего, подперев подбородок. Алексашка пригрозил ему, чтобы он рыбу не пугал. Здесь автор нам приводит диалог мальчиков, из которого мы


*1) А.Н.Толстой "Петр I", вступительная статья

- 11 -

узнаем, что даже с царем Алексашка ведет себя, как с равным. И когда Алешка промолвил, что это царь, у Алексашки "в синих глазах засветилось баловство", и он весело сказал: "Погоди, убежим, успеем..." Меньшиков спросил у Петра: "Я смотрю, - ты не наш ли царь? A?" Петр, по-видимому, очень удивился, что с ним говорят так смело, может быть, поэтому, и ответил не сразу. Алексашка попросил у Петра сахарных пряников, за что обещал показать фокус - протащить сквозь щеку иголку с черными нитками. Петр не поверил, но Алексашка показал царю хитрость - три раза протащил иглу сквозь щеку, - и ничего не было: ни капли крови, только три грязных пятнышка на щеке. Петр выхватил иглу и сам начал протаскивать ее через свою щеку. Проткнул и засмеялся. Алексашка на лету подхватил брошенный рубль. Никогда они с Алешкой столько не зарабатывали. А Петр, забыв о мальчиках, "побежал во дворец, - должно быть, учить бояр протаскивать иголки".*1

С тех пор Алексашка с Алешкой повадились ходить на берег Яузы, но Петра не видели. То он катался верхом на карликовой лошадке, то шагал с барабаном впереди ребят. Алексашка говорил: "Пустяками занимается".

В этом эпизоде можно наблюдать стремление Петра делать все самому, все испробовать. Алексашка и Петр очень похожи. Оба любопытные, жизнерадостные, нежелание подчиняться у Петра просматривается так же, как и у Алексашки. Нужно отметить, что уже с самого детства Петр выбирал себе друзей по интересам, а не по социальной значимости.

В конце лета ребятам удалось купить у цыган медвежонка. Алешка водил его за кольцо, а Алексашка пел, плясал и боролся с медвежонком. Но наступала осень, грязи по колено, плясать негде, а в избу с медведем не пускали. Да и зверь ел очень много, и его пришлось продать с убытком. Наступила зима. Алешка просил милостыню, а Меньшиков трясся на церковных площадях, по пояс голый, на морозе, будто немой или параличный. Зиму они прожили неплохо.

Весной мальчики ловили рыбу, ставили силки. Алексашке много раз говорили люди об отце, предупреждали его о том, что он его ищет и грозится убить. Алексашка только сплевывал "на три сажени сквозь зубы". Но неожиданно наскочил на Данилу. Алексашка долго бежал от отца, который вот-вот его догнал бы, если б не карета, в которой ехал Франц Лефорт. Алексашка вильнул к задним колесам и вскарабкался на запятки кареты. Увидев это, Данила разозлился еще больше, но немец ударил его кнутом, и Данила, ругаясь, упал в грязь. Карета проехала. Алексашка, сидя на запятках, постепенно приходил в себя. Он хотел уехать от этого места подальше. Из кареты высунулась голова в парике, с бритым лицом и представилась. Карета въехала в ворота, и Алексашка

*1) Щербинина В. "А.Н.Толстой", Санкт-Петербург, 1987 г., стр. 18

- 12 -

очутился в немецкой слободе, на Кукуе. Алексашке здесь очень понравилось. Франц Лефорт вылез из кареты и спросил Алексашку, откуда он и кто такой.

Лефорт подумал, что он вор. Но Алексашка сказал смело и уверенно, что он не вор, и попросился на службу. Сказал, что умеет все: петь, танцевать, смешить: "что скажешь, то и могу". Мальчик очень понравился Лефорту. И он его оставил. Алексашка пообещал, что воровать не будет. Он смотрел на все с удивлением. Алексашка сравнивал жизнь на Кукуе и в Кремле: "...везде ходили мушкетеры, - в Кремле суровые и молчаливые, здесь - в расстегнутых кафтанах, без оружия, под руку друг с другом, распевали песни, хохотали - без злобы, мирно. Все было здесь приветливо".

Царь Петр часто бывал в немецкой слободе. И однажды, приехав на день рождения Лефорта, Петр познакомился с Алексашкой. С того вечера они почти не расставались. После окончания вечера Алексашка с Петром вышли во двор, и Меньшиков пошел за лошадьми, а Петр ждал его, так как много выпил и ничего не говорил. Алексашка привел двух лошадей и помог Петру сесть в седло, затем легко вскочил сам, и они шагом выехали из слободы. Петр вцепился в Алексашку и не отпускал его. Около дворца Петр ухватил только что приобретенного друга за шею и прижался к нему. Петр не хотел отпускать Алексашку и даже сказал, что они спать вместе лягут. Когда они приехали во дворец, к Петру подскочили стольники, конюхи, но Петр слез сам и, не отпуская Алексашку, пошел в хоромы. Петр попросил Меньшикова не уходить. Когда они пришли в опочивальню, Алексашка разул его, снял кафтан, и Петр лег на кошму. Царь прислонил голову к плечу Алексашки и велел ему лечь рядом. Уже здесь мы видим огромную заботу Алексашки о Петре. Так Меньшиков стал постельничим Петра. На первых порах главными достоинствами Александра Даниловича были ум, сметливость, преданность. А.Н.Толстой очень красочно и содержательно ведет повествование. Прочитав эти сцены, мы можем видеть, как зарождается крепкая, настоящая мужская дружба на всю жизнь.

Остроумие и находчивость Александра Даниловича понравились Петру, и он велел определить его к себе пажем. И приятель царя, одаренный способностями все схватывать мгновенно, на лету, стал возвышаться.

Поначалу Алексашка прибыл устраивать свою судьбу в потешную роту. "Как только его светлость явился в эту роту, тотчас был принят его величеством в число солдат, потому что он отличался не только красивою наружностью и счастливой физиономией, но и в своих приемах, обнаружил живой, бойкий ум, здравый рассудок и добросердечие".*1


*1)Павленко Н.И. "Полудержавный властелин", Москва,"Современник", 88 г.,стр. 122

- 13 -

Все черты его характера позволили Меньшикову быстро усвоить азы и тонкости военного дела, а также превзойти в этом не только своих сверстников, но и более великовозрастных сослуживцев. Царь, кроме этого, обратил внимание на опрятность, вежливость и воздержание новобранца и взял его к себе денщиком. Меньшиков возвышался очень стремительно. Вскоре он становится бомбардир поручиком Преображенского полка, затем генерал-губернатором Ингрии, Карелии и Эстляндии, а затем и светлейшим князем. Меньшиков стал преданным помощником Петра в прогрессивном деле, отдался ему всей душой, не щадя ни жизни, ни времени, ни трудов. Бездумный вначале, он все глубже и глубже вникает в политику своего государя. Дело Петра стало его личным делом.

Путь Меньшикова в романе отражен настолько четко, что мы можем проследить за каждым шагом Алексашки, увидеть все взлеты и падения князя. В неожиданном и стремительном взлете Меньшикова дает себя почувствовать в народной среде будущая петровская Россия. Взлет Меньшикова сопровождается грубым обманом государства, хищничеством. Его деятельностью руководят жажда наживы, власти, почестей. Однако нужно отметить, что карьера Меньшикова и его успех - результат его собственных достоинств и заслуг.

А.Н.Толстой показывает, что реформы Петра при всей своей прогрессивности вовсе не означали социального переворота в русской жизни, и не только не освободили народ от вековой кабалы, но и совершались за счет эксплуатации. Это видно из того, что даже новый аристократ Меньшиков грабит казну и крестьян. Алексашка мечтает породниться с тем самым боярством, противником которого он как будто является.

Нельзя не выделить отношения Петра и Меньшикова. Алексашка относился к Петру, как к брату. Ради него светлейший способен на подвиг. Меньшиков любит Петра, привязан к нему и знает великого царя, как никто другой. Он постоянно с ним. Вместе с Петром он работал на верфи Ост-Индской кампании. В Голландии одновременно с ним получил от корабельного мастера аттестат, удостоверивший, что он овладел специальностью плотника-кораблестроителя. Из Голландии Петр отправился в Англию для обучения инженерному искусству кораблестроения. Его и здесь сопровождал Меньшиков. Алексашка во многом похож на Петра. Он, как и Петр, жадно впитывал увиденное, с поразительной легкостью усваивал азы артиллерийского дела, фортификации, кораблестроения. Это была практическая школа, расширявшая кругозор царского любимца.

Меньшиков, как и царь, участвовал в казнях стрельцов. Влияние Меньшикова на Петра было столь велико, что иногда, когда царь был в гневе, успокоить его мог только верный друг - Алексашка. Об этом

- 14 -

свидетельствует случай, происшедший на пиру у царского фаворита Лефорта. Находясь в состоянии крайней раздраженности, Петр выхватил шпагу и, ударив ею по столу, закричал на А.С.Шеина: "Так я уничтожу твой полк, а с тебя сдеру кожу до ушей!"*1

Причина же ярости Петра была в том, что царю стало известно, как боярин производил в офицеры и повышал в званиях, беря взятки. Петр находился в исступлении, и эпизод мог закончиться, по-моему, трагедией. Успокаивать разбушевавшегося царя кинулись учитель царя Зотов, князь-кесарь Ромодановский и Лефорт. Но Зотов получил удар по голове, Ромодановскому царь ранил руку. Петр занес шпагу, чтобы расправиться с Шеиным, но генералиссимуса спас от гибели Лефорт, схвативший царя за руку; самому Лефорту тоже досталось. Никто не мог бы погасить гнев царя, если бы не вмешался Меньшиков; неизвестно, как бы это все закончилось. Он увел царя в соседнюю комнату и устроил так, что от прежнего возбуждения не осталось и следа. Это вовсе не означает, что сам Александр Данилович был всегда защищен от царского гнева. Случалось, что Алексашке доводилось получать увесистые затрещины. Но несмотря ни на что, Меньшиков остается самой яркой фигурой рядом с Петром.

После смерти Лефорта Меньшиков становится доверенным царя в его амурных делах. Вместе с Петром он частенько навещал немецкую слободу, куда влекла царя дочь виноторговца Анна Монс.

В романе очень выразительно и полно показаны картины, выражавшие любовь Меньшикова к Петру, его преданность царю и делу, которое государь начал. Вот Меньшиков сидит перед Петром после возвращения из Юрьева - "любезный, румяный, с лукавыми огонечками свечей в ласковых синих глазах".*2 Он покидает роскошные комнаты своего дворца, как только Петр приезжает в Петербург, и снова мы видим его на кошме у постели "мин херца". Или, например: "- А что я скажу? Опять глупость какую-нибудь - тяп да ляп по-мужицки. - Меньшиков топтался, мялся и поднял глаза, - у Петра лицо было спокойное и печальное, таким он его редко видел. Алексашку, как ножом по сердцу, полоснула жалость. - Мин херц, - зашептал он, перекося брови, - мин херц, ну, что ты? Дай срок до вечера, приду в палатку, чего-нибудь придумаю..."*3 В этом эпизоде очень хорошо видно, что Меньшиков понимал Петра по его взгляду, жестам, выражению лица. И старался помочь изо всех сил. Во всем романе Меньшиков ни разу не назвал Петра царем или государем, он постоянно называет его "мин херц" и другими ласковыми словами.

Меньшиков помогал Петру и на любовном фронте.


*1) Павленко Н.И. "Полудержавный властелин", стр. 173

*2) Петров С.М. "Исторический роман в русской литературе", стр. 14

*3) А.Н.Толстой "Петр I", Москва, "Просвещение", стр. 383

- 15 -

В августе 1702 года Шереметьев овладел Мариенбургом. Среди взятых в плен оказалась семья Глюка, державшая в услужении сироту Марту. Сначала Марта попала в руки какого-то сержанта, затем оказалась у Шереметьева, а через некоторое время ее отнял у фельдмаршала Меньшиков. К тому времени ее стали называть Катериной Трубачевой. У Меньшикова ее заметил Петр. Быть может, знакомство Петра с Екатериной было случайным, но мне кажется, что это знакомство подстроил Меньшиков, дабы поднять настроение Петра. Но была и другая причина: с Анной Монс у Александра Даниловича сложились неприязненные отношения, и он был заинтересован в разрыве Петра с дочерью винодела. Со временем Екатерина прочно овладела сердцем царя. Своим возвышением она была обязана Меньшикову, и чувство признательности ему сохранила на всю жизнь. Хотя Катерина и нравилась Меньшикову, но ради Петра он отказался от нее. Ради Петра и его дела Меньшиков готов был поступиться спокойствием и удобствами оседлой жизни. Александр Данилович весь в движении и непрестанных заботах, всюду он присматривает за тем, сколь успешно выполняются его задания и Петра.

Фавориты всех времен держались на угодничестве, причем сфера их угождения могла быть самой разнообразной: одни преуспевали, способствуя в амурных делах, другие не жалели усилий для лести, третьи достигали успехов, организуя всякого рода забавы, наконец, четвертые завоевывали уважение и расположение царственных особ тем, что "не жалея живота своего", помогали им в их заботах по управлению страной. Такие фавориты становились соратниками и государственными деятелями. В свое время предшественник Меньшикова Франц Лефорт, весельчак и балагур, угождал юному Петру уроками изысканной вежливости, предупредительности, а также светского обхождения в дамском обществе, покорял его изобретательностью в развлечениях, добродушным юмором и бесконечной жизнерадостностью. Подобными качествами Александр Данилович не обладал. Да и вряд ли эти качества могли привлечь теперь внимание Петра - в его жизни наступил новый этап: игры в войну сменились настоящими войнами. В этих суровых условиях царь искал в фаворите совсем иные достоинства, которые как раз и были свойственны Александру Даниловичу: усердие, сочетаемое с талантами, беспредельная преданность и умение угадывать помыслы царя, распорядительность, опирающаяся на уверенность в том, что царь поступил бы в том или ином случае точно так же, как поступает он, Меньшиков. Иными словами, критерием "годности" фаворита становятся его деловые качества. Меньшиков, как и Петр, участвовал во многих сражениях и часто помогал царю советами и делами.

Меньшиков дважды отличился в сражениях под Нарвой. Под Петербургом впервые проявились его военные дарования. Русские

- 16 -

войска были заняты изгнанием шведов с берегов Невы. Формально войсками командовал Шереметьев, фактически - Петр с помощью Александра Даниловича Меньшикова, принимавшего непосредственное участие в военной кампании. Крепость Нотебург была взята при помощи лишь одних осадных лестниц.

Петру этот успех доставил огромную радость. Крепость Нотебург была переименована в Шлиссельбург.

Меньшиков постепенно накапливал опыт администратора и военачальника.

В романе мне очень понравился эпизод, где описывается "дурацкое щегольство" Меньшикова под Нарвой. Александр Данилович, узнав, что на башне стены стоит генерал Торн, нарвский комендант, толкнул коня и поскакал к башне. Петр попытался его остановить, но конь поскакал так быстро, что Меньшиков не услышал криков царя. Александр Данилович у самых ворот осадил коня, сорвал с себя шляпу и сказал Торну, чтоб тот уходил полюбовно, но генерал опустил подзорную трубу и вслушивался, что кричал ему "этот беснующийся на белом коне русский, разряженный, как петух". Когда ему перевели, лицо генерала сморщилось, он перегнулся через край башни и плюнул в сторону Меньшикова. Это был его ответ. Шведы зарядили пушку и выстрелили, но мимо. Николай Иванович Репнин закричал: "Плохо стреляете, шведы, пришлите нам пушкарей, мы их подучим..."

Александр Данилович знал, что ему не миновать плетки от Петра и вертелся и прыгал на коне, махал шляпой и "скалил зубы шведам". Он щеголял до тех пор, пока второе ядро не разорвалось рядом с ним и конь не унес его прочь. Александру Даниловичу сильно досталось от Петра. Этот эпизод мне понравился тем, что Александр Данилович Меньшиков хотел пощеголять перед шведами, хотел показать им то, что они шведов не боятся. Он не думал о том, что его могут убить. Ему просто хотелось покрасоваться. Мне кажется, что этот эпизод говорит не столько о смелости Александра Даниловича, сколько о его тщеславии, о его желании выделиться среди других. В этом моменте мы как раз и видим Александра Даниловича, стремящегося выделиться и похвастаться своей доблестью.

Толстой в ходе всего романа показывает, что Алексашка был всегда с Петром, даже в сражениях. Он был с царем везде.

Мы видим, что Меньшиков служил царю верой и правдой. Он был для Петра и другом, и защитником, и советчиком, и утешителем.

Теперь мне хочется подвести итог под всем сказанным. Бесспорно, образ Александра Даниловича Меньшикова - большая удача А.Н.Толстого. Прочитав роман, я поняла, что автор любит этого героя, может быть, Меньшиков - любимый герой из всех. Автор постоянно любуется им, хотя и не скрывает его слабостей. В образе Меньшикова

- 17 -

выражена мысль писателя, которая подчеркивает жизненную силу и превосходство человека из народа над ограниченностью дворянина. Этот образ заинтересовал меня своей непосредственностью, преданностью Петру, дружбой с ним и в то же время стремлением к личной наживе. Также привлекло и то, что в характере героя уживаются такие черты, как жизнелюбие, умение приспособиться в любой обстановке, храбрость, отвага, душевная щедрость и плутовство.

Есть в Меньшикове и офицерская доблесть, которая помогает ему во многих сражениях. Александр Данилович Меньшиков стал преданным помощником Петра в прогрессивном деле, отдался ему всей душой.

Мне хочется отметить еще одну черту, характерную для светлейшего князя. Он не хотел подчиняться никому из иностранных командиров. Об этом говорит эпизод из романа.

Александру Даниловичу Меньшикову был пожалован первый в России чин генерала, дающий ему право командовать всеми драгунскими полками. Формально Меньшиков находился в подчинении у Огильви, который был наемным фельдмаршалом. Но светлейший либо игнорировал распоряжения Огильви, либо действовал вопреки им. Между фельдмаршалом и фаворитом царя установились враждебные отношения. Царь не доверял Огильви, и вскоре тот был уволен.

Светлейшему было присуще множество слабостей, но среди них напрочь отсутствовала та, которую пытался приписать ему Огильви - в трусости его никто никогда не подозревал. Скорее всего, можно упрекнуть князя в безрассудной отваге, азарте, риске, утрате в пылу сражения чувства осторожности.

Анализируя образ Меньшикова, нельзя не вспомнить слов Петра об Александре Даниловиче: "рука хоть и верная, но вороватая". Но у царя была причина смотреть сквозь пальцы на казнокрадство князя, и ради больших заслуг поощрять его "маленькие слабости": честолюбие и алчность. Петр долгие годы мирился с казнокрадством князя, как бы не замечая его.

Меньшиков на любом поприще, куда бы его ни бросал Петр, проявлял незаурядные способности организатора и безупречного исполнителя царских повелений. Такая распорядительность давала Петру основание выделить его из своих сподвижников. Меньшиков также отличался огромной тягой к богатству, ко всему роскошному.

Слабости Меньшикова на виду, как на виду его вклад в становление новой России. Его вклад во славу России, разумеется, России той поры, с ее социальными противоречиями и самодержавно-крепостными порядками, что очень полно и четко отображено в романе А.Н.Толстого "Петр I".

- 18 -

Толстой, безусловно, мастер слова. Причем, описывая Меньшикова, говоря о нем, он не использует каких-то высоких слов, а говорит о нем понятным и доступным языком. Меньшиков - фигура яркая и красочная.

Когда я прочитала роман, то мне стала интересна судьба этого человека, его неожиданный и невероятный взлет, его огромная любовь к Петру, до сих пор остаются загадкой для всех. На примере А.Д.Меньшикова можно сказать, что становление личности в эпоху Петра I происходило не так, как до Петра. Тогда люди, в основном, возвышались благодаря своим достоинствам, они, прежде всего, должны были оценивать свои поступки.

А.Д.Меньшиков - человек невероятный, и его личность всегда останется загадкой.

Роман А.Н.Толстого "Петр I" - произведение актуальное в наши дни, произведение яркое и красочное.

- 19 -

    Демидова Н.А. "Роман А.Н.Толстого "Петр I", Москва,

"Просвещение", 1987 г.

2) Павленко Н.И. "Полудержавный властелин", Москва,

"Современник", 1988 г.

    Павленко Н.И. "Петр I и его время", Москва, "Просвещение", 1989 г.

    Петров С.М. "Исторический роман в русской литературе", Москва, "Издательство министерство просвещения РСФСР", 1961г.

    Щербинина В. " А.Н.Толстой", Санкт-Петербург, 1987 г.