Возрастание экономической роли США в межвоенный период (1919-1939)
МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
им. Н.П.
Огарева
ИСТОРИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ
Реферат
по
экономической истории России и зарубежных
стран
Возрастание
экономической роли США
в межвоенный
период (1919-1939)
Выполнил: Ганюшкина Т.В.
зачетная
книжка № 98/476
студент 3-го курса 303
группы
з/о специальность
регионоведение
Проверил: Госкин
И.П.
Саранск, 2000
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Укрепление позиций США после Первой мировой войны
Гуверовский индивидуализм
и эпоха “просперити”.
Фактор
экономического процветания 20-х годов
Великая депрессия 1929-1933 годов
и
обострение социальных противоречий
Реформы администрации ф. Рузвельта
“Новый курс”,
их результат и значение
Заключение
Исторический период между двумя мировыми войнами характеризуется не только как время возвышения Америки, но и как период экономических потрясений. На смену эпохи “просперити” пришла Великая депрессия 1929-1933 годов и обострение социальных противоречий. На смену Гуверовского индивидуализма — реформы Рузвельта “Новый курс”.
В американской истории сложилось чередование консервативных и либеральных политических циклов; консервативный цикл, стимулирующий экономический рост ценой углубления социального неравенства, уступал место либеральному циклу, в течение которого развивались принципы социальной справедливости, но когда перераспределительный механизм угрожал экономическому росту, либералы уступали место консерваторам. Таким образом, конкуренция между консерваторами и либералами способствовала поддержанию своеобразного баланса между экономической свободой и социальной демократией. [7, с.325]
Подтверждением этому служит и экономическая история США в межвоенный период.
1. Укрепление позиций США после Первой мировой войны
Первая мировая война привела к кардинальным изменениям на политической и экономической арене мира. Мировая война предъявила небывалые требования к экономике. Она поглотила 1/3 материальных ценностей человечества. Военные расходы воюющих государств увеличились более чем в 20 раз, превысив в 12 раз наличные запасы золота. Фронт поглотил свыше 59% промышленной продукции.
Помощь вооружением и материалами со стороны Соединенных Штатов, а затем и вступление ее в войну (1917г.) окончательно склонило чашу весов в пользу Антанты. Однако из держав этого блока только США и Япония увеличили за войну свое национальное богатство — соответственно на 40 и 25%. США за счет продажи вооружения сосредоточили у себя около половины мировых запасов золота. [4, с.91]
США как заокеанский член Антанты не вела войну на своей территории, ее экономический потенциал за годы войны только вырос, а уровень жизни населения поднялся. Америка из должника превратилась в кредитора. Ее экономическая мощь в годы войны возросла, страна стала обладать крупной армией и флотом. Так впервые Великобритания формально признала установление равенства своего военно-морского флота с флотом США, подписав в 1921 г. “договор пяти” держав об ограничение морских вооружений.
Кроме того, это было время противостояния капиталистической и социалистической систем. Противостояние систем породило в экономической политике капиталистических стран две главные тенденции: демократическую, построенную на сдерживание социализма, поисках компромисса, и в то же время повышении реальной заработной платы и социальной защищенности, и тоталитарную (очень близкую к социализму), направленную на военное сокрушение социализма. Первая тенденция была характерна для США, Англии, Франции и других буржуазно-демократических стран Запада, вторая — для Италии, Японии и Германии.
И в этих условия роль США естественно возрастала среди сторонников демократического развития. О ведущей роли США свидетельствует и ведущая роль президента США Вильсона на мирной Парижской конференции в 1919 г. Детищем Парижской конференции стала Лига Наций. Ее устав разрабатывался специальной комиссией во главе Вильсоном.
Президент Вильсон, сторонник активной внешней политики считал, что изменение роли США в мире дает им шанс стать спасителями мира, привнести в международные отношения новые принципы. Свое видение этих принципов он выразил в “14 пунктах”. В них содержалось требование отказа от тайной дипломатии, обеспечение свободной торговли и мореплавания, осуществление разоружения, признание прав на самоопределение в качестве послевоенного переустройства мира. Предложения Вильсона были близки многим из тех, кто хотел создать более справедливый и демократический порядок в мире.
Однако авторитет Вильсона внутри страны оказался сильно подорван, когда большевики опубликовали тайные договоры стран Антанты. В глазах американцев получалось, что их парни воевали ради тайных замыслов европейских государств. Резко усилились позиции тех, кто выступал за возврат к традиционной политике “изоляционизма”, — невмешательства США в дела Европы. В результате на выборах в конгресс США победили приверженцы изоляционизма и оппоненты Вильсона. Это имело немаловажное значение, поскольку международные соглашения, заключаемые президентом, должны были ратифицироваться сенатом. Сенат, контролируемый республиканцами, отказался ратифицировать Версальский мирный договор. По его мнению, США должны иметь свободу действий и не быть втянутыми в европейские дела, а именно к этому вело участие США в Лиге Наций. Так организация Лиги Наций, ставшая детищем американского президента, начала работать без участия Америки.
Укреплению позиций США в мире способствовал и подъем ее экономики в 20-е гг. Темпы экономического развития США были самые высокие в мире. Они были кредиторами всего мира. Но сохранялось искусственная изоляция США от европейских и мировых дел. Республиканцы, стоявшие у власти в США, проводили изоляционистский курс, явно не соответствующий роли США в мировых делах.
2. Гуверовский
индивидуализм и эпоха “просперити”.
Фактор экономического процветания
20-х годов
В 1929-1933 гг. 31-м президентом США от Республиканской партии был избран Гувер Герберт Кларк (1874-1964).
В экономической теории, да и в общественном сознании того периода господствовала концепция либерализма, или laissez faire ("пусть каждый идет своим путем"), разработанная классиками буржуазной политэкономии еще в 18-19 столетиях. В ней подчеркивается роль отдельного "экономического человека", рационального индивида, стремящегося к максимизации прибыли и конкурирующего с другими на всевозможных рынках, и получающего вознаграждение, которое соответствует его труду. Теория, базирующаяся на принципе индивидуализма, утверждающая, что реализация ничем неограниченного частного интереса хозяйствующих субъектов ведет в итоге к общественному благу, постулировала полную свободу предпринимательства и невмешательства государства в хозяйственную жизнь. Механизм рынка провозглашался наиболее эффективным регулятором экономических процессов, обеспечивающим оптимальное распределение ресурсов.
Это было время господства консервативных идей и либерально-индивидуалистических ценностей. Консерваторы традиционно отдавали приоритет экономической свободе среди всех остальных свобод человека и трепетно относились к неограниченному накоплению и распоряжению частной собственностью, которую относили к фундаментальным правам человека. Консерватизм на этом этапе возвеличил принципы экономического либерализма, переложив их в доктрины “твердого”, “неограниченного индивидуализма”. Получили распространение идеи социал-дарвинизма. Где главным было — обоснование естественного, вытекающего из самой природы вещей происхождения всех социальных явлений и противоречий капитализма (разделение на классы, конкуренция, экономические контрасты, богатство одних и нищета других). Крупные монополисты, такие как Э. Карнеги, Дж. Рокфеллер, изображались как наиболее приспособленные индивидуумы, а созданные ими финансовые и промышленные империи как высшее достижение “естественного отбора”. [7, с.315]
В экономической теории доминировал принцип либерализма (полное невмешательство государства в экономику). Основные постулаты классической экономической науки: человек рассматривается только как “экономический человек”, у которого есть лишь стремление к собственной выгоде; все равны как перед законом; каждый экономический субъект полностью осведомлен о ценах, ренте, прибыли, зарплате на любом рынке; рынок обеспечивает полную мобильность ресурсов (труд и капитал могут свободно перемещаться); эластичность численности рабочих по заработной плате меньше единицы, т.е. увеличение зарплаты, ведет к увеличению численности рабочей силы и наоборот; единственная цель капитала – получение максимальной прибыли; заработная плата определяется только спросом и предложением на рынке труда; увеличение богатства происходит через накопление капитала.
Гуверовский индивидуализм, в основании которого лежит старое кредо, “экономического человека” и абсолютной роли экономических мотивов, подпитывался идеей “американизма”. Слово “американизм” впервые изрек Г. Элджер, сторонник изоляционистских убеждений, уверенный в том, что счастье либеральной Америки заключается в отходе от загнивающего Старого света, который может только заразить своими болезнями Америку. Но в силу обстоятельств Америка появилась на мировой арене в тот момент, когда войны превратились в революции, а основным оружием стало оружие идеологическое. Поэтому одновременно с изоляционизмом присутствовала и идея мессианства. Так, Гувер в 1919-23 гг. руководил АРА. Организация “АРА” (сокращенно от англ. American Relief Administration “Американская администрация помощи”) была создана для оказания помощи европейским странам, пострадавшим в 1-й мировой войне. В 1921 в связи с голодом в Поволжье деятельность АРА была разрешена и в РСФСР.
Но это была эпоха, когда “ортодоксальный консерватизм торжествовал свой последний успех в 1920-е годы. То была его пиррова победа: экономический крах 1929-1933 гг. засвидетельствовал, что классический индивидуализм зашел в тупик. Уже его главный адепт 1920-х годов. Г. Гувер пытался исповедовать концепцию “просвещенного индивидуализма”, которая корректировала принципы неограниченной свободы”.1
Но встать на путь ревизии консерватизма Гувер так и не смог. Это осуществилось позднее, в 40-е гг., когда появилось течение нового или социально консерватизма. Социальный консерватизм противопоставил старому индивидуалистическому кредо, возвеличивающему “экономического человека” и абсолютизировавшему роль экономических мотивов, новый социальный консерватизм, взявший под защиту непреходящие человеческие ценности: семья, царьков, религия, гражданское общество с его разнообразными социальными ячейками и интересами, образование и мораль.
Эпохой “просперити” называют кратковременный период хозяйственного подъема в США после первой мировой войны. В литературе под эпохой “просперити” чаще всего подразумевают нездоровое, сомнительное процветание. Послевоенная Америка выходила в лидеры по темпам экономического роста. Благодаря чему еще более упрочило свое лидирующее место в мире. К концу 20-х годов Америка производила почти столько промышленной продукции, сколько весь остальной мир. Это были, в самом деле, годы роста. Среднестатистический рабочий увеличил свою зарплату на 25%. Уровень безработицы не превышал 5%, а в некоторые периоды 3%. Расцветал потребительский кредит. В 20-е годы, в период процветания, уровень цен был абсолютно стабильным. Темпы экономического развития США были самые высокие в мире.
По темпам научно-технического прогресса и производительности труда промышленность США далеко превзошла все остальные страны. Автомобильная промышленность, производившая ежегодно миллионы машин, создала в стране огромный рынок металла, нефти, резины, стекла и других материалов, а также мощнейшую инфраструктуру в виде бензозаправочных станций, предприятий автосервиса, провоцировала небывалое шоссейное строительство. Внутренний платежеспособный спрос не поспевал за ростом производительности, и результатом вполне закономерно явилось перепроизводство. Чем выше был подъем, тем ниже оказался спад. В 1932 г. по сравнению с 1929 г. промышленное производство упала почти наполовину, и оказалось отброшенных на 20 лет назад. Число безработных составило 17 млн. человек — почти 14% населения. [4, с.93]
Экономика США в 20-е годы были переполнены исключениями из простых рыночных отношений. В промышленном производстве преобладали крупные корпорации, уже были приняты антимонопольные законы, созданы федеральные комиссии и комитеты по регулированию отдельных отраслей, создана Федеральная резервная система, словом, государство уже активно вмешивалось в экономическую жизнь. Эти и другие формы вмешательства уже серьезно меняли традиционную веру в индивидуализм и свободный рынок. Но все же, в большинстве случаев считалось, что вмешательство, если и необходимо, то время от времени, и принцип laissez faire оставался господствующим.
Америка в 20-е гг. процветала, но рыночная экономика развивается циклично. Подъемы сменяются спадами, кризисами. Однако очевидная цикличность экономического развития, повторяющиеся каждые 8-10 лет фазы процветания, спада, кризиса и оживления считались до сих пор нормальным явлением со способностью к самоисправлению. Такое "благодушное" отношение к циклической динамике привело к катастрофе в 1929 г., ударившей по всей мировой экономике. Мировой экономический кризис был предопределен не только последствия войны (экономическими потерями, разрывом традиционных экономических связей, долговыми обязательствами и т.д.), но и тем, что война породила беспрецедентный рост американской экономики и превратила США в мирового кредитора. Вся мировая экономика стала зависеть от благополучия американской экономики. В 20-е гг. американская промышленность, растущая как на дрожжах, перешла на технологии массового производства, основанные на использование поточных методов, конвейера. Но потребление отнюдь не стало массовым. Распределение национального богатства было крайне неравномерным, что не способствовало массовому спросу производимой продукции. Крайне неустойчивой оказалась и финансовая система США. На Нью-йоркской фондовой бирже — крупнейшей в мире — воцарилась в 20-е гг. невиданная горячка: повышение курса акций в течение нескольких лет привлекло на рынок ценных бумаг громадные капиталы. Когда же этот спекулятивный бум достиг своего предела, началось обвальное падение курсов. С этого момента затрещала вся финансовая система США, а вместе с ней и финансы остального мира.
3.
Великая депрессия 1929-1933 годов и
обострение
социальных противоречий
Стабилизация экономики в США до октября 1929 г. носила временный характер. В экономике начинали накапливаться проблемы, страна неуклонно сползала к глубочайшему экономическому кризису 1929-1933 гг. Проведенные исследования показали, что "процветание" сопровождалось не сужением пропасти между бедностью и богатством, а ее расширением. Для некоторых категорий населения "процветание" так и осталось недостижимым фантомом. Это относится к рабочим некоторых отраслей промышленности (добыча угля, большинство отраслей легкой промышленности), мелким предпринимателям, вытесняемым крупным капиталом и к фермерам. Сельское население нищало под ударами затяжного аграрного кризиса. "Ножницы" между ценами на промышленные товары и сельскохозяйственную продукцию все время раздвигались, что вело к разорению и обезземеливанию фермеров. Оказавшиеся в тисках кризиса перепроизводства, больше всего заинтересованное в правительственном вмешательстве, фермерство и в целом аграрный сектор экономики были прообразом очень недалекого будущего всей экономики. Ущемление прав трудящихся, гонения на их организации, стачечную и политическую деятельность, безудержная проповедь индивидуализма и расизма, презрение к неудачникам и обездоленным пустило глубокие корни, создавая условия, как выразился Рузвельт, возвращения эпохи "нового экономического феодализма" - абсолютного, ничем не ограниченного произвола олигархической верхушки общества.
В 1929 г. продолжительность рабочего дня американского рабочего была больше, чем в других индустриальных странах. Социального страхования по безработице не существовало, в то время как в европейских государствах оно давно уже было. Использование детского труда, дискриминация черных и женщин ставили США вровень с самыми отсталыми странами. В Америке в годы "процветания" массы населения оставались во власти вопиющей нищеты и бесправия, глубина масштабы которых были неизвестны за пределами США.
В октябре 1929 г. на американскую экономику обрушился глубокий экономический кризис, по масштабам не имевший себе равных в истории. Великая депрессия 1929-1933 гг. — наиболее продолжительный экономический кризис в истории промышленно развитых стран. В октябре 1929 г. произошла еще невиданная паника на Нью-Йоркской бирже, вызванная резким падением курса акций. Стоимость акций упала на 90%, массовое разорение мелких вкладчиков в США сразу же сказалось на торговле и промышленности. [4, с.93]
Кризис быстро распространился на другие страны, в первую очередь Великобританию и Германию, связанные взаимными финансовыми обязательствами с США. Падение производства в США оказалось большим, чем в других странах. Общий уровень промышленного производства в 1933 г. упал по сравнению с 1929 г. на 46%, a производственные мощности оказались загружены всего на одну треть. Промышленность страны была отброшена белее, чем на 20 лет назад, к уровню 1911 г. Ввиду того, что кризис был мировым и охватил все страны без исключения, резко нарушились сложившиеся внешнеэкономические связи. Обороты внешней торговли США снизились в 3,1 раза.
Началом кризиса послужило внезапное беспрецедентное всеобщее падение курса акций, возникла биржевая паника, переросшая в дальнейшем в длительную полосу всестороннего экономического хаоса. Биржевая паника лишь внешне отражала наступление экономического кризиса, она сама была следствием нарушения процесса воспроизводства, вызвавшего обострение проблемы реализации и массовое относительное перепроизводство товаров. В силу трудностей сбыта и невозможности получить где-либо кредиты по всей стране прокатилась волна банкротств. Согласно официальной статистике, за годы кризиса потерпели крах более 110 тыс. торговых и промышленных фирм, 19 крупных железнодорожных компаний, разорилось свыше 5760 банков, а вместе с ними и миллионы вкладчиков.
Начавшись в промышленности и кредитной системе, кризис охватил все другие отрасли хозяйства — строительство, транспорт, торговлю. Под влиянием резкого сокращения спроса на сельскохозяйственную продукцию начался сильнейший аграрный кризис. К 1934 г. сбор пшеницы упал на 36%, кукурузы—на 45%. Катастрофически сокращались посевные площади. Резко упали цены: на пшеницу и кукурузу — в 2,7 раза, на хлопок — более чем в 3 раза.
Неизбежным следствием явилось резкое ухудшение положения рабочих и фермеров. За годы кризиса реальная заработная плата рабочих - уменьшилась на 60%. Общее число безработных в 1933 г. достигло 17 млн. человек, В 1933 г. безработица в США составляла 24,9%, в 1937 — 14,3% и в 1938 – 19%. [3, с.152]
Валовой доход фермеров сократился более чем вдвое. Вследствие невозможности выплатить возникшие долги разорилось свыше 1 млн. фермеров (считая членов семей), лишившихся собственности на землю. Десятки тысяч обездоленных фермеров бежали в города в поисках средств к существованию, пополняя ряды армии безработных. Положение безработных было отчаянным. Не получая никакой помощи от государства, при отсутствии какого-либо социального страхования, безработные вынуждены были нищенствовать и голодать. Выселенные за неплатеж из своих квартир, они селились на окраинах городов, где возникали выстроенные из ящиков и строительных отходов так называемые "бидонвилли" ("поселки президента Гувера").
Кризис 1929-1933 гг. внешне проявлялся в перепроизводстве продукции - в чрезмерном количестве товаров, поступавших на рынок. Изобилие было лишь кажущимся. Перепроизводство возникло не в результате обеспечения потребностей, а вследствие низкой покупательной способности населения. Склады ломились от обилия нереализованных продуктов. В своих попытках сдержать падение цен и сократить товарные запасы - сжигали пшеницу, выливали цистерны с молоком.
От кризиса пострадали главным образом мелкие и средние фирмы. Что же касается монополий, то они смогли выстоять и справиться с возникшими затруднениями. Обладая крупными капиталами и резервами, корпорации сокращали производство, приспосабливались к рынку, тормозили падение цен. При этом, воспользовавшись положением своих конкурентов, они сумели их поглотить и выйти к концу кризиса с еще более расширившимися возможностями. Прежде самостоятельная металлургическая компания "Янгстаун" была, например, захвачена “Бетлехэм стил”, автомобильная фирма “Студебеккер” — концерном “Дженерал моторз”.
Правительство Г.Гувера пыталось ослабить действие кризиса путем оказания финансовой помощи банкирам и промышленникам. Была создана “Реконструктивная финансовая корпорация”, кредитовавшая кампании, чтобы спасти их от банкротства. Тщетно пыталось изъять с рынка излишки сельскохозяйственной продукции образованное правительством “Федеральное фермерское бюро”, оказавшее практически помощь лишь крупным фермерам. В 1930 г. был принят высокий таможенный тариф, способствовавший резкому сокращению ввоза в США товаров из-за границы. Все эти мероприятия, однако, не могли остановить продолжавшего стихийно развивающегося экономического кризиса.
Складывалась ситуация, когда за год потребляется больше капитала, чем производится. В этих условиях, чистые инвестиции имеют знак минус, а в экономике происходит деинвестирование, т.е. сокращение инвестиций. В США имелось больше производственных мощностей, чем она использовала в текущем производстве. В результате стимулы к замещению изношенного капитала, а тем более к созданию дополнительного капитала были очень малы, либо вовсе отсутствовали.
Не вдаваясь в подробности и не обсуждая различные оценки той ситуации в деталях, попытаемся воспроизвести картину того, что же произошло в действительности. С одной стороны было достаточно очевидно, что к началу 1928 г. экономика приблизилась к нормальному циклическому падению деловой конъюнктуры. Но беда была в том, что до 1928 г. почти никто уже не следил за экономическими показателями, а уже с 1926 г. начал сокращаться объем жилищного строительства, падать объемы продаж автомобилей, главного товара длительного пользования, сокращались производственные капиталовложения. Все взоры были прикованы к фондовому рынку, на котором, вопреки общему экономическому спаду, со второй половины 1928 г. начался настоящий бум. Но главное объяснение - это неразумные экономические мероприятия государства. Во-первых, Федеральная резервная система, отвечающая за контроль над ростом денег и кредита, предприняла в 1927 г. меры по увеличению денежной и кредитной эмиссии именно тогда, когда экономические показатели обещали спад. Это была первая попытка противостоять экономическому циклу за все 30 лет существования ФРС. Поначалу казалось, что с помощью кредитной эмиссии (объем кредитования увеличился в несколько раз) удаться избежать спада. И, несмотря на короткое оживление начала 1929 г., основная часть всех кредитов досталась рынку ценных бумаг: ушли на биржевые спекуляции.
Таким образом, можно утверждать, что экономический рост 20-х гг. сопровождался и рядом негативных социальных последствий. Рост богатства нации не сопровождался сколь-нибудь существенным изменением традиционных форм его распределения. В результате плоды экономического роста пожинались преимущественно верхним классом, в первую очередь монополиями, а средние и низшие классы оказывались в роли экономических неудачников. [7, с.313]
В результате страна была ввергнута в водоворот мирового экономического кризиса. Лавина банкротств, падение производства (самая низкая отметка - в 1932г.), многомиллионная армия безработных обнажили глубину социального неравенства. Государственная политика в социальном страховании на протяжении десятилетий выражалась формулой "твердого индивидуализма", что означает, что забота о миллионах жертв кризиса является их личным делом или, в крайнем случае, делом местных властей и частных благотворительных фондов.
И хотя ранее консервативная доктрина государственного невмешательства в рыночный процесс и социальные отношения являлась официальным кредо американского правительства и обеих главных партий — республиканской и демократической, тяжелая экономическая ситуация требовала пересмотра этих взглядов.
4. Реформы администрации
ф. Рузвельта “Новый курс”,
их результат
и значение
Ситуация в экономике в период Великой депрессии была критической и говорить о саморегуляции экономики рыночным механизмом было уже нельзя. Факты на каждом шагу опровергали классическую теорию, необходимо было строить новую торию, которая указала бы путь выхода из такого глубокого кризиса. Такие проницательные политики как Ф. Рузвельт, интуитивно искали выход из кризиса в государственном регулировании экономики, развертывании общественных работ, чтобы сократить безработицу и увеличить государственные расходы для подъема национального производства. [5, с.241]
Рузвельт Франклин Делано (1882-1945), 32-й президент Соединенных Штатов Америки (1933-1945). Рузвельт единственный в истории США человек, четырежды избиравшийся на пост президента. Пробыв два срока на посту губернатора, Рузвельт приобрел весьма ценный опыт, пригодившийся ему в годы президентства. В 1931 г., в момент обострения экономического кризиса, он создал в штате Временную чрезвычайную администрацию по оказанию помощи семьям безработных. Его имя прочно ассоциируется с реформами Нового курса. Новым курсом сочетал меры по усилению государственного регулирования экономики с некоторыми реформами в социальной области.
Весна 1933 г. вынудила новую администрацию Рузвельта действовать решительно. Стало известно, что во многих штатах, объявив о банкротстве, закрылись все банки. Деловая жизнь едва теплилась. Закрытие банков грозило полным экономическим крахом. Страх перед будущим охватил миллионы людей. Огромные толпы осаждали банки, требуя возврата вкладов. Закрывались предприятия, школы, муниципалитеты. Первоочередной задачей кабинета был банковский кризис. Декретом президента объявлено о четырехдневном принудительном закрытии банков, запрете вывоза из США золота, серебра и бумажных денег. Рузвельт добился своего - через несколько дней стабильность банковской системы была восстановлена.
В мае Рузвельт подписал закон о создании Федеральной чрезвычайной администрации помощи голодным и безработным. Был принят Закон о рефинансировании фермерской задолженности, а также Закон о восстановлении сельского хозяйства, который предусматривал государственный контроль объема производства сельскохозяйственной продукции. Рузвельт считал наиболее перспективным Закон о восстановлении промышленности, который предусматривал целый комплекс правительственных мер по регулированию промышленности. В 1935 г. были проведены важные реформы в области труда (закон Вагнера о регулировании трудовых отношений), социального обеспечения, налогообложения, банковского дела и т.д.
Следующая победа на выборах 1936 г. позволила Рузвельту в 1937-1938 гг. продвинуться в области гражданского строительства, заработной платы и трудового законодательства. Принятые Конгрессом по инициативе президента законы являлись смелым экспериментом государственного регулирования с целью изменения распределительного механизма экономики и социальной защиты населения.
Рузвельт ни в коей мере не собирался преобразовать экономический строй США и изменить систему экономических отношений. Наоборот, вся его деятельность была направлена на восстановление и укрепление этой системы. В то же время, будучи гибким и трезвым политиком, Ф. Рузвельт был вынужден пойти на некоторые уступки, проводил социально-экономические реформы в надежде избавиться от угрозы нового кризиса, осуществил важные мероприятия в области внешней политики. Поэтому Новый курс Ф. Рузвельта, по словам У. Фостера, поддерживала основная масса рабочих, фермеров и мелких компаний, и это свидетельствовало о его известной прогрессивности. Однако нельзя не учитывать, что власть монополий в стране нисколько не была ущемлена, они еще более расширили свое господство в экономической и политической жизни и увеличили получаемые прибыли.
Вся беда современного капитализма, по мнению Ф. Рузвельта, состояла в перепроизводстве товарной продукции. Однако причину перепроизводства он видел в расстройстве сферы обращения. В связи с этим Ф. Рузвельт при осуществлении политики Нового курса обращал особое внимание на область кредита и торговли.
“Проблему реализации”, как считал Ф. Рузвельт, можно было разрешить путем сокращения избыточного производства и повышения цен, а также путем достижения “полной занятости”, т.е. ликвидировав безработицу, благодаря чему увеличился бы покупательский спрос. Однако “полную занятость” возможно было обеспечить, лишь полностью загрузив имеющиеся производственные мощности, что зависело, в свою очередь, от наличия у предприятий необходимых финансовых средств и достаточно емкого внутреннего рынка.
Поэтому в системе Нового курса главными мероприятиями являлись: оказание поддержки пошатнувшейся финансово-банковской системе и гибнущим промышленным и торговым предприятиям при помощи крупных займов и субсидий, стимулирование частных капиталовложений, а также попытки поднять резко упавшие цены путем девальвации доллара и усиления инфляционных тенденций.
Для регулирования экономики были приняты “Закон о восстановлении национальной промышленности” (НИРА) и “Закон о регулировании сельского хозяйства” (ААА). В соответствии с этими законами было осуществлено принудительное картелирование промышленных предприятий и государственное регулирование уровня промышленного производства в целях его сокращения. Вся промышленность США была разделена на 17 групп, в каждой из которых были введены так называемые “кодексы честной конкуренции”, которые определяли единую политику цен, фиксировали размеры производства для каждого предприятия, распределяли рынки сбыта между участниками и устанавливали уровень заработной платы рабочих.
В области сельского хозяйства Новый курс состоял в попытках остановить процесс разорения фермеров, и поднять цены на сельскохозяйственную продукцию путем сокращения производства и уменьшения посевных площадей, за что фермерам выплачивались премии. Аграрная политика Ф. Рузвельта была на руку крупным фермам, которые могли сравнительно безболезненно сократить часть своих посевных площадей. Эти фермы, пользуясь правительственными субсидиями, в большом количестве приобретали сельскохозяйственные машины и химические удобрения, что повышало производительность труда и урожайность, и позволяло сохранить размеры производства на прежнем уровне. Благодаря этому процесс концентрации земельной собственности усилился, о чем свидетельствовало сосредоточение к 1940 г. в руках 1,6% общего числа ферм 34 % сельскохозяйственных площадей. В то же время 38% ферм использовало менее 5 % этих площадей, и эту группу ферм правительственная помощь, как правило, обходила.
Закон о восстановлении промышленности состоял из трёх частей. Первая часть предусматривала введение “кодексов честной конкуренции”. Они охватывали 95% промышленности США. Это было принудительное ограничение конкуренции. Второй раздел закона регулировал отношения между предпринимателями и рабочими. Третья часть антикризисных мер предусматривала крупные ассигнования на общественные работы и строительство государственных промышленных, военных и других объектов. Эти меры не только стабилизировали ситуацию, но и стимулировали рост.
Новый курс предусматривал также ряд социальных мероприятий, направленных, прежде всего на сокращение безработицы. Была принята программа общественных работ (строительство автострад, аэродромов, мостов и т.д.) с привлечением безработных. Была введена система выдачи минимальных пособий бедствующим безработным. В июне 1935 г. был принят закон Вагнера “О трудовых отношениях”, который запрещал преследование рабочих за создание профсоюзов и участие в стачках и подтверждал право рабочих заключать с предпринимателями коллективные договора. Для урегулирования споров между рабочими и предпринимателями вводился принудительный арбитраж.
В конце 1936 г. экономика начала медленно оживать, и все надеялись, что худшее уже позади. Однако оживление было кратковременным. Рузвельт, еще веривший в сбалансированный бюджет, сократил государственные расходы, как только экономика пошла вверх, и вслед за этим снижением государственных расходов последовал новый спад, еще раз потрясший экономику. Наверное, самым важным результатом спада 1937-1939 гг., и стала популярность Кейнса. Более того, Кейнс прямо предсказывал в 1937 г., что действия Рузвельта по сокращению расходов вызовут спад. И в самом деле, нечасто создатель экономической теории получает подтверждение своих идей так быстро. В итоге тот взгляд, что дефициты во времена спадов хороши, поскольку они стимулируют производство и занятость — приобрел статус государственной доктрины.
Экономическая политика Ф. Рузвельта не смогла спасти страну от очередного экономического кризиса, наступившего в 1937 г. и вновь поразившего экономику США сильнее других стран. За два года уровень промышленного производства в США упал на 21 %. Кризис 1937—1938 гг. вновь отбросил американскую экономику на полтора десятка лет назад.
Экономическая политика Ф. Рузвельта оценивается весьма противоречиво. Сторонники свободной конкуренции ее безудержно ругают за нарушение старых принципов свободного предпринимательства. Защитники идеи регулируемого капитализма столь же безоговорочно ее хвалят и критикуют лишь недостаточно решительные действия в этом направлении. В годы президентства Ф. Рузвельта федеральное правительство впервые в условиях мирного времени стало играть в экономике значительную роль.
Одна из существующих ныне оценок — Новый курс, обеспечил выход из кризиса. В самых общих чертах государственное вмешательство имело целью оживить производство через рынок, путем роста платежеспособного спроса. Для этого людям были предоставлены денежные средства, устанавливалась любым путем занятость. Выдавались крупные займы и субсидии гибнущим предприятиям, проводилась стимулирование налоговыми льготами частных инвестиций, организовывались общественные работы (особенно дорожное строительство) для безработных, проводилось даже провоцирование инфляции при помощи эмиссии необеспеченных долларов в целях оживления спроса. [4, с.93]
Другая оценка — Несмотря на некоторое оживление после 1938 г. именно развитие событий, сила вещей, а не Кейнс и не "новый курс" вытащили США из депрессии. Причина в том, что люди, уставшие от постоянной безработицы, хватались за любую работу, даже с небольшой оплатой. К тому же риск снова потерять работу заставлял людей делать своё дело не только как можно качественнее, но и как можно быстрее. Немалую роль сыграла и научно-техническая революция, которая получила в те годы в США наибольшее распространение и развитие. Кроме того, с начала второй мировой войны США, еще не будучи втянуты в войну, снабжали союзников всем необходимым. Война в Европе представляла собой гигантский рынок сбыта для военной продукции.
Но, так или иначе, после экономического кризиса 1929-1933 гг. экономика США начала развивать очень бурными темпами, производительность труда росла, чуть ли не в геометрической прогрессии, а соответственно вместе с ней рос и реальный ВНП. Нового курс демократической направленности сыграл выдающуюся роль в стабилизации экономической и социальной ситуации в США в период после глубокого экономического кризиса. Этот курс, позволил избежать еще более тяжких социально-политических потрясений.
Первая мировая война привела к кардинальным изменениям на политической и экономической арене мира. За годы войны США увеличили свое национальное богатство, сконцентрировав за счет продажи вооружения у себя около половины мировых запасов золота. Укреплению позиций США в мире способствовал и подъем ее экономики в 20-е гг. Но в те годы сохранялась искусственная изоляция США от европейских и мировых дел. Республиканцы, стоявшие у власти в США, проводили изоляционистский курс, явно не соответствующий роли США в мировых делах.
Америка в 20-е гг. процветала, но рыночная экономика развивается циклично. В экономике начинали накапливаться проблемы, страна неуклонно сползала к глубочайшему экономическому кризису 1929-1933 гг. Подъем сменился кризисом, перекинувшим на другие страны и получившим название Великой депрессии. Мировой экономический кризис был предопределен не только последствиями войны (экономическими потерями, разрывом традиционных экономических связей, долговыми обязательствами и т.д.), но и тем, что война породила беспрецедентный рост американской экономики и превратила США в мирового кредитора. Вся мировая экономика стала зависеть от благополучия американской экономики.
Консервативная доктрина государственного невмешательства в рыночный процесс и социальные отношения являлась официальным кредо американского правительства и обеих главных партий — республиканской и демократической, но тяжелая экономическая ситуация требовала пересмотра этих взглядов. Так появился Новый курс Рузвельта
С точки зрения классического либерализма казалось, что Новый курс — это отступление от основных принципов либерализма, так как предусматривал элементы государственного регулирования экономики страны. Но на практике они были более радикальны, чем их либеральные предшественники, что было обусловлено принципиально новыми историческими обстоятельствами:
Во-первых. Рузвельт и его соратники действовали в условиях экономического коллапса классического капитализма.
Во-вторых, либерализм имел дело с вызовом советского социализма и германского фашизма, которые небезуспешно внушали массам мысль, что только тоталитарные системы способны покончить с безработицей, угрозой перепроизводства, необеспеченной старостью, нищетой.
Рузвельт проявил себя как неординарный, гибкий политик, тонко чувствующий ситуацию, способный верно угадывать тенденции и своевременно и точно реагировать на изменение настроение всех слоев общества. Рузвельт делал все, чтобы сохранить и развить существующий общественно-экономический строй в стране и укрепить доминирующее положение США в мире.
Недавно в США обнародован рейтинг президентов. Рейтинг был составлен на основе результатов опроса 58 самых авторитетных и влиятельных историков США.
После подсчета баллов список возглавили такие легендарные фигуры, как А. Линкольн, Ф. Рузвельт и Д. Вашингтон. В последней десятке — Г. Гувер, чье президентство пришлось на тяжелый период Великой депрессии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
“Новый курс” Рузвельта. Послание Ф.Д. Рузвельта конгрессу (17 мая 1933г.) //Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учеб. пособие /Под ред. проф. З.М. Черниловского - М., 1994.- 413с.
Закон о восстановлении национальной экономики (16 июля 1933г.) //Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учеб. пособие /Под ред. проф. З.М. Черниловского - М., 1994.- 413с.
Костюк В.В. История экономических учений: Курс лекций - М.: Изд-во “Центр”, 1997.- 223с.
Лойберг М.Я. История экономики: Учеб. пособие – М.: ИНФРА-М, 1998.- 128с.
Рузавин Г.И., Мартынов В.Т. Курс рыночной экономики – М.: ЮНИТИ, 1994.- 319с.
РУЗВЕЛЬТ Франклин Делано /Сост. В.В. Носков //МЕГАЭНЦИКЛОПЕДИЯ “Кирилл и Мефодий”
Харц Л. Либеральная традиция в Америке. Пер. с англ. /Общ. ред. Соргина В.В. – М.: Прогресс-Академия, 1993.- 400с.
Экономическая история: Учеб. пособие /В.Г. Сарычев, А.А. Успенский, В.Т. Чунтулов - М.: Высшая школа, 1985.
1 Харц Л. Либеральная традиция в Америке. – М., Прогресс – Академия, 1993г — 400с, с.322