Великая Отечественная война (работа 4)
Великая Отечественная война
Чем дальше уходят в прошлое годы Великой Отечественной войны, тем ярче грандиозность нашей победы. Советские люди отстояли не только свободу и независимость своей Родины, но и спасли человечество от фашистского порабощения.
Всесторонняя, многогранная историческая картина Великой Отечественной войны позволит осознать полную правду об этом тяжелом, сложном и одновременно героическом периоде в жизни страны.
Начало войны.
Рассматривая эту проблему необходимо:
а ) доказать, что война – продолжение общемирового кризиса; раскрыть причины, характер, особенности войны, вероломство фашистской Германии;
б ) осмыслить причины временных неудач Советской Армии в начальный период войны, не забывая о стойкости и героизме нашего народа;
г ) уяснить, в чем конкретно выразилась перестройка работы на военный лад, превращение страны в боевой лагерь.
Основные периоды Великой Отечественной войны.
При анализе основных этапов военных действий
а ) покажите небывалый масштаб территории военных действий, новое в стратегии и тактике войны, изменение советской военной доктрины;
б ) на конкретных примерах продемонстрируйте предпосылки коренного поворота и перелома в войне, оцените роль, масштабы и значение великих битв под Москвой, Сталинградом и Курском;
в ) как осуществлялись задачи на заключительном этапе войны.
3.Источники и значение победы.
а ) уясните, в чем источники силы нашего народа: общественное сознание, повседневная жизнь в тылу, фронтовой быт, антигитлеровская коалиция и т.д.
б ) выясните существенные факторы значения нашей победы, уроки, социально-политические последствия войны.
Задания для самоконтроля
I. Проблемные вопросы:
1. Каковы были цели войны фашистской Германии и ее союзников против СССР?
2. Почему не дали результатов советско-англо-французские переговоры весной и летом 1939 г. о совместном отпоре фашистским агрессорам?
3. Какое значение для Советского Союза имел советско-германский договор о ненападении, заключенный 23 августа 1939 г.?
4.Что предпринимал СССР для воспрепятствования распространению германской агрессии на восток?
5. Когда командование вооруженных сил Германии приступило к непосредственной подготовке войны против СССР и к разработке соответствующего стратегического плана?
6. Каким образом гитлеровцы рассчитывали одержать военную победу над Советским Союзом?
7. Какие меры предпринимались в Советском Союзе по расширению военного производства?
8. Превосходили ли новые образцы советской боевой техники соответствующую технику немецко-фашистских войск?
9. Какую роль в подготовке советских людей к защите Родины сыграла оборонно-массовая работа.
10. В какой степени Красная Армия была готова к отражению фашистской агрессии?
11. Какие меры предпринимал Советский Союз в ответ на сосредоточение немецко-фашистских войск вблизи советской границы?
12. Как фашистское руководство маскировало подготовку к агрессии против СССР?
13.Чем объяснить временные неудачи советских войск в начальный период войны?
14. Какое влияние оказали итоги начального периода войны на дальнейший ход военных действий?
15. Какую роль сыграло народное ополчение в боях с гитлеровскими захватчиками?
16. Как были сорваны планы гитлеровцев овладеть Советским Союзом в 1941 г.?
17. Какие результаты были достигнуты в 1941 г. в перестройке работы тыла и перевода народного хозяйства СССР на военные рельсы?
18. Чем была обусловлена выдающаяся победа советских войск под Москвой, одержанная после пяти месяцев тяжелых оборонительных сражений?
19. Почему разгром немецко-фашистских войск под Москвой оценивается как начало коренного поворота в ходе войны?
20. Почему правящие круги Великобритании и США пошли на сотрудничество с СССР после нападения на него фашистской Германии?
21. Почему союзники СССР не создали второй фронт в 1942 г., несмотря на их обязательство открыть его?
22. Чем объяснить, что важнейшие операции лета и осени 1942 г. развернулись под Сталинградом и на Кавказе?
23. В чем состоит главный военно-политический итог Сталинградской битвы? Какие факторы обусловили победу советских войск? В чем значение подвига героев Сталинградской обороны? Почему окруженная группировка войск противника не была сразу ликвидирована?
24. Почему битва на Курской дуге оказала решающее влияние на весь ход Отечественной войны?
25. Как осуществлялась в 1942 г. эвакуация промышленности и населения в восточные районы страны?
26. Как развивалась всенародная борьба в тылу врага на временно оккупированной советской территории в 1944 г.?
27. Почему разгром гитлеровцев на центральном участке советско-германского фронта считается главным событием второй половины 1944 г.?
Каковы итоги и уроки Великой Отечественной войны?
2. Тесты для самоконтроля.
а ) Когда Советский Союз стал участником второй мировой войны?
сентябрь 1939 г.
март 1940 г.
июнь 1941 г.
б ). Кто был председателем СНК СССР во время Великой Отечественной войны?
В.М. Молотов
И.В. Сталин
Л.М. Каганович
в ). Назовите одну из причин неудач Советской Армии в первые месяцы Великой Отечественной войны?
некомпетентность И.В. Сталина и нерешительность высшего военного командования
превосходство германской армии
действия немецких шпионов и диверсантов на крупных предприятиях оборонного значения.
г ). За что в 1939 г. СССР был выведен из лиги наций?
За помощь республиканской Испании
За войну против Финляндии
За военные действия с Японией на Ханхин-Голе.
д ) Кто возглавил созданный в июле 1941 г. совет по эвакуации?
А.Н. Косыгин
Н.М. Шверник
А.М. Микоян
Д.Ф. Устинов
е ). Когда был открыт второй фронт во второй мировой войне?
в июле 1943 г.
в июне 1944 г.
в феврале 1945 г.
ж) Назовите даты контрнаступления Советской Армии под Сталинградом?
19 ноября 1942-2 февраля 1943
23 августа 1942-12 декабря 1943
24 декабря 1942-2 марта 1943
з) . При освобождениии какого европейского государства от фашизма Красная Армия понесла наибольшие потери?
Польши
Германии
Венгрии
и) Когла состоялась Берлинская (Потсдамская) конференция держав-победительниц во второй мировой войне?
в июне 1945 г.
в июле-августе 1945 г.
в мае 1945 г.
к ). Назовите даты, вошедшие в историю человеческой цивилизации как дни ядерной бомбардировки японских городов?
6 и 9 августа 1945 г.
5 и 8 августа 1945 г.
6 и 19 августа 1945 г.
3. Проверьте знание карты.
Покажите на карте как происходила битва за Москву и театр боевых действий на Волге.
В 1944 г. Советская Армия, освобождая территорию страны от немецко-фашистских захватчиков, восстановила государственную границу СССР. Укажите на карте страну, на границу которой впервые вышли наши войска26 марта 1944 г.
Покажите на карте города, в которых проходили международные конференции СССР и союзников в годы войны.
Известно, что в результате победы в Великой Отечественной войне линия границы Советского Союза изменилась. Покажите эти изменения на карте.
4. Работа с первоисточниками.
Задание: прочитайте приводимый ниже отрывок из воспоминаний Г. К. Жукова:
“ Когда меня спрашивают, что больше всего запомнилось из минувшей войны, я всегда отвечаю: битва за Москву.
В суровых, зачастую чрезвычайно сложных и трудных условиях наши войска закаливались, мужали, набирались опыта и, получив в свои руки даже минимально необходимое количество боевых и материальных средств, из отступающих, обороняющихся превратились в мощную наступательную силу. Благодарные потомки никогда не должны забывать
огромную организаторскую работу партии, трудовые и героические дела советского народа и боевые подвиги не только советских воинов, но и целых соединений в этот труднейший для нашей страны период.
Выражая глубокую благодарность всем участникам битвы за Москву, оставшимся в живых, я склоняю голову перед светлой памятью тех, кто стоял насмерть, но не пропустил врага к сердцу нашей Родины, ее столице, городу-герою Москве. Мы все в неоплатном долгу перед ними!”
Приведите конкретные факты героизма и мужества участников битвы за Москву, а также примеры патриотизма советских людей в годы Великой Отечественной войны, в том числе своих земляков. В чем причины стойкости Советской Армии? В каких поступках это проявилось особенно ярко?
Какие качества личности обусловливают способность человека на подвиг?
Как вы понимаете выражение “массовый патриотизм’? Чем он вызван в годы Великой Отечественной войны? В чем причина мужества и самопожертвования советских людей в тылу врага и на трудовом фронте?
Прочитайте нижеследующие документы и выскажите свое мнение:
“СОВЕТСКО - ГЕРМАНСКИЙ ДОГОВОР О НЕНАПАДЕНИИ”
“1. Обе Договаривающиеся стороны обязуются воздерживаться от всякого насилия, от всякого агрессивного действия и всякого нападения в отношении друг друга, как отдельно, так и совместно с другими державами.
2. В случае, если одна из Договаривающихся сторон окажется объектом военных действий со стороны третьей державы, другая Договаривающаяся сторона не будет поддерживать ни в коем случае эту державу.
3. Правительства обеих Договаривающихся сторон останутся в будущем в контакте друг с другом для консультации, чтобы информировать друг друга о вопросах, затрагивающих их общие интересы.
4. Ни одна из Договаривающихся сторон не будет участвовать в какой-нибудь группировке держав, которая прямо или косвенно направлена против другой стороны.
В случае возникновения споров или конфликтов между Договаривающимися сторонами по вопросам того или иного рода обе стороны будут разрешать эти споры или конфликты исключительно мирным путем в порядке дружественного обмена мнениями или в нужных случаях путем создания комиссии по урегулированию конфликта”.
По поручению правительства СССР В. Молотов
За правительство Германии И. Риббентроп
Москва, 23 августа 1939 г.
СЕКРЕТНЫЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ПРОТОКОЛ.
При подписании договора о ненападении между Германией и Союзом Советских Социалистических Республик нижеподписавшиеся уполномоченные обеих стран обсудили в строго конфиденциальном порядке вопрос о разграничении сфер обоюдных интересов в Восточной Европе. Это обсуждение привело к нижеследующему результату:
В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Прибалтийских государств (Финляндия, Эстония, Латвия, Литва), северная граница Литвы одновременно является границей сфер интересов Германии и СССР. При этом интересы Литвы по отношению к Виленской области признаются обеими сторонами.
2. В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Польского государства, границы сфер интересов Германии и СССР будет приблизительно проходить по линии рек Нарвы, Вислы и Сены.
Вопрос, является ли в оборонных интересах желательным сохранение независимого Польского государства и каковы будут границы этого государства, может быть окончательно выяснен только в течении дальнейшего политического развития.
Во всяком случае, оба правительства будут решать этот вопрос в порядке дружественного обоюдного согласия.
3. Касательно юго-востока Европы с советской стороны подчеркивается интерес СССР и Бессарабии. С Германской стороны заявляется о ее полной политической независимости в этих областях.
Этот протокол будет сохраняться обеими сторонами в строгом секрете.
Москва, 23 августа 1939 года.
Цитировано по книге: ”Альтернативы 1939 года”. Документы и материалы. Издательство агенства печати “Новости”. Москва. 1989 год, стр. 265.
“Правда”, 29 сентября 1939 г.
ГЕРМАНО-СОВЕТСКИЙ ДОГОВОР О ДРУЖБЕ И ГРАНИЦЕ МЕЖДУ СССР И ГЕРМАНИЕЙ.
Правительство СССР и Германское правительство после распада бывшего Польского государства рассматривают исключительно, как свою задачу восстановить мир и порядок на этой территории и обеспечить народам, живущим там, мирное существование, соответствующее их национальным особенностям. С этой целью они пришли к соглашению о следующем:
Статья 1. Правительство СССР и Германии устанавливают в качестве границы между обоюдными государственными интересами на территории бывшего Польского государства линию, которая нанесена на прилагаемую при этом карту и более подробно будет описана в дополнительном протоколе.
Статья 2. Обе стороны признают установленную в статье 1 границу обоюдных интересов окончательной и устраняют всякое вмешательство третьих держав в это решение.
Статья 3. Необходимое государственное переустройство на территории западнее указанной в статье 1 линии производит Германское Правительство, на территории восточнее этой линии – Правительство СССР.
Статья 4. Правительство СССР и Германское Правительство рассматривают вышеприведенное переустройство как надежный фундамент для дальнейшего развития дружественных отношений между своими народами.
Статья 5. Этот договор подлежит ратификации. Обмен ратификационными грамотами должен произойти возможно скорее в Берлине. Договор вступает в силу с момента его подписания.
Составлен в двух оригиналах, на немецком и русском языках.
Москва, 28 сентября 1939 года.
По поручению правительства СССР В. Молотов
За правительство Германии И. Риббентропп
Бесценными историческими документами о войне являются письма с фронта. Прочитав их, попытайтесь понять и рассказать, как письма раскрывают самые сокровенные чувства и помыслы воинов, какие проявились на фронте лучшие моральные и духовные качества советских людей.
За тебя, Родина, за поля, леса, луга, сады, за города и села сражался я в годы гражданской войны и интервенции. Вместе с моим лучшим другом-пулеметом мы прошли по лесам Сибири. Прогнав Колчака, прошли под Перекоп. В ожесточенных схватках с врагом я был дважды ранен, но ни разу не дрогнула моя рука. Мой стальной друг не подвел ни меня , ни моих боевых товарищей. Его смертельный огонь разил врагов.
В одну из ночей оголтелые орды фашистов, как стаи диких волков набросились на нашу цветущую Родину. Я сразу определил свое место среди добровольцев истребительного батальона. Передать свой боевой опыт бойцам, научить их отлично владеть боевым оружием – вот какая задача стояла передо мной. Радостно сознавать, что вчерашний дворник Белов, молодой парень, только что орудовавший метлой, стал хорошим пулеметчиком-наводчиком. И таких, как Белов, много.
Рядом со мной Митя – мой шестнадцатилетний сын. Сейчас мы находимся на одном из оборонительных рубежей. Нам поручено не пропустить врага. Эту боевую задачу мы выполним. Клянемся биться с фашистскими людоедами до последней капли крови, до последнего вздоха.
21ноября1941г. Красноармеец В. Рябов.
_____________________________________________________________
Наша десятка – это мощный кулак, который враг считает дивизией, и мы будем драться, как дивизия.
Здесь, в 52 школе:
Командир Жидилов – русский
Капитан, кавалерист Габаладзе – грузин
Танкист, рядовой Паукшите Василий – латыш
Врач, капитан Мамедов – узбек
Летчик, младший лейтенант Илита Даурова – осетинка
Моряк Ибрагим Ибрагимов – казанский татарин
Артиллерист Петрушенко – украинец
Сержант, пехотинец Богомолов из Ленинграда – русский
Разведчик, водолаз Аркадий Журавлев – из Владивостока
Я, сын сапожника, Волков Валерий – русский
Посмотрите какой мощный кулак мы составляем и сколько фашистов нас бьют, а мы сколько их побили, они думают что нас здесь тысяча, и идут против нас тысячами. От Дальнего Востока до Риги, от Кавказа до Киева, от Севастополя до Ташкента, таких кулаков миллионы, и мы, как сталь, непобедимы!
Июнь 1942 года. Севастополь Валерий Волков, ученик 4-го класса