Значение русского языка в культуре безопасности человека
Значение русского языка в культуре безопасности человека
Гафнер В.В.
Когда социальный класс использует язык тех, кто его угнетает, он становится угнетенным окончательно.
Русский язык является не только национально-культурной ценностью, но и представляет собой объект системы национальной безопасности, требующий внимания и защиты. В культуре безопасности человека язык занимает одно из ключевых мест, а его значение можно определить с позиций информационно-психологической безопасности личности и нации.
Проведенный К. Колиным анализ информационных аспектов проблемы национальной безопасности России показывает, что сегодня для русского языка существуют достаточно серьезные угрозы, которые не позволяют оставить без внимания эту важную, но еще недостаточно осознанную проблему. К. Колин выделяет четыре наиболее важные угрозы, к которым относятся [1]:
1) засорение русского языка терминами и словесными оборотами иностранного происхождения, не свойственными традициям русской словесности;
2) все более широкое использование в русской речи слов и оборотов жаргонного характера;
3) активное сокращение русскоязычного информационного пространства в "ближнем зарубежье", т. е. в новых независимых государствах, еще недавно бывших республиками СССР;
4) вытеснение русского языка из зоны "дальнего зарубежья" и все большее ограничение его использования в качестве одного из мировых языков международного общения.
Основной посылкой указанных угроз является то, что язык - это "народообразующий стержень", который соединяет нацию воедино. Язык связывает настоящее народа с его историческим прошлым и веком грядущим. Но самым важным предметом, ускользающим от многих исследователей, является не сам единый стержень, а соединяющая этот стержень сила языка, которая находится в заложенных смыслах слов. В языке содержится больше исторической и культурной информации о носителе, чем в самом народе, если "вживую" изучать его нравы, традиции, обычаи. Поэтому, исследуя любой древнейший язык, можно восстановить и оживить образ его носителя-народа, даже если этот народ исчез с лица земли. Поняв язык, можно осознать нормы культуры, конкретные особенности взаимоотношений человека и социальной общности, в которую он включен. Например, в настоящее время фраза "с грехом пополам" понимается как "кое-как", тогда как ранее она, вероятно, применялась в отношении женщин легкого поведения, которые "добывали себе пропитание с грехом пополам".
Если исчезает язык, вместе с ним уходят сложный мир и самобытная культура той или иной общности. В России насильственная стандартизация жизни привела к исчезновению многих малых этносов, ибо был вытеснен их родной язык. Вместе с гибелью языка рушится жизненный мир: традиции, обычаи, культурная самобытность малых народностей.
В сознании каждого человека существует нормативная система, которая представляет собой модель мира, задающая программу деятельности и состоящую из неявных и явных норм. Неявные нормы запрограммированы в языке, который отражает сложную структуру бытия, систему отношений и связи между людьми. Слова действуют на сознание человека через ассоциации, порождая поток образов и чувств. Например, когда русский человек слышит слова "наемный убийца", они поднимают в его сознании целые пласты смыслов, он опирается на эти слова в своем отношении к обозначаемым ими явлениям. Но если ему сказать "киллер", он воспримет лишь очень скудный, лишенный чувства и не пробуждающий ярких ассоциаций, смысл. И этот смысл он воспримет пассивно: "Киллер - это профессия, такая же, как маляр или токарь".
Мышление взрослого, нормально развитого человека неразрывно связано с речью. Речь является орудием мышления. Мысль не может ни возникнуть, ни существовать вне языка, вне речи. Мы мыслим словами, которые произносим вслух или проговариваем про себя, т. е. мышление происходит в речевой форме. Люди, одинаково хорошо владеющие несколькими языками, совершенно четко осознают, на каком языке они мыслят в каждый данный момент. В речи мысль не только формулируется, но и формируется, развивается. С другой стороны, стиль мышления человека проявляется в его речи.
Психологи утверждают, что развитие у человека способностей к абстрактному логическому мышлению существенным образом зависит от богатства того языка, на котором он мыслит. Кроме этого, от богатства языка существенным образом зависит и процесс формирования его общего мировоззрения. Другими словами, "образ мира", который формируется в нашем сознании, определяется не только уровнем наших знаний и идеологическими установками, но также и теми языковыми средствами, с помощью которых он формируется в процессе мышления.
Слова в естественном языке отражают становление национального характера, тип человеческих отношений и отношения человека к миру. Специфика языка определяет специфику осмысления мира. При усвоении родного языка у каждого ребенка формируется "фильтрующая сетка", заставляющая воспринимать мир в определенных категориях.
И.С. Тургенев писал о русском языке: "В дни сомнений, в дни тягостных раздумий ты один мне поддержка и опора". Чтобы лишить человека этой поддержки и опоры, достаточно исказить язык. Искажения языка происходили всегда и во всех странах, но в наше время это явление приняло угрожающие размеры (процесс стал неуправляемым или, наоборот, очень хорошо спланированным). Таким образом, методичную и тщательную замену слов русского языка чуждыми нам словами следует рассматривать как манипуляцию сознанием, а не просто "засорение" языка или признак бескультурья. Постепенно происходит искажение модели мира, заложенной структурой родного языка, и навязывание чуждой модели мира, которая призвана обеспечить желаемые (кому-то) типы поведения. Президент Российской Академии наук, государственный секретарь, министр просвещения А.С. Шишков ещё в XIX веке писал, что "Не одно оружие и сила одного народа опасна бывает другому; тайное покушение прельстить умы, очаровать сердца, поколебать любовь к земле своей и гордость к имени своему, есть средство надежнее мечей и пушек. Средство медленное, но верное, и рано или поздно, но цели своей достигает. Мало-помалу налагает оно нравственные узы, дабы потом наложить и настоящие цепи, зная, что пленник в оковах может разорвать их, может еще быть горд и страшен победителю, но пленник умом и сердцем остается всегда пленником (выделено нами. - В.Г.)" [2, С. 116].
Говоря о воспитании культуры безопасности, считаем, что человек должен мыслить образами и категориями безопасности. К сожалению, в настоящее время процесс криминализации нашего общества оказывает значительное влияние на язык. Поэтому считаем, что необходимо затронуть вопрос об употреблении в нашей повседневной речи слов и оборотов речи из блатного жаргона уголовников. Широко употребляемые такие слова как "наезд", "зачистка", "разборка" и тому подобные - это прямые заимствования из словаря представителей преступного мира нашей страны. И означают они вполне конкретные деяния. В чем разница между произнесением слов "милиционер" и "мент"? В изменении отношения к сотруднику правоохранительных органов того человека, кто произносит это слово (при сохранившемся смысле слова). Это отношение - негативное, и оно имеет одни корни - криминальные.
Криминальное "заражение" речи происходит в основном через СМИ, литературу, кино и музыку. Известно, что те вопросы, которые наиболее подробно рассматриваются в электронных и печатных СМИ, считаются наиболее важными, тем более, если этой теме целиком посвящена телепередача или газета с непременным употреблением криминального жаргона. Благодаря ежедневной деятельности СМИ меняется отношение к преступности, которая выходит из "тени", становится более демонстративной, публичной и легитимной. Частые показы насилия по телевидению "культивируют" устойчивое впечатление о мире как ненадежном, злом и опасном. Кроме этого, происходит привыкание к насилию.
"Жертвами" криминального жанра (боевики, триллеры, фильмы ужасов и т.д.) чаще оказывается молодежь с традиционно высокой степенью внушаемости, психически больные, лица с неустойчивой психикой и отсутствием сформированной профессиональной мотивации. Телевизионные образы главных героев "Бригады" и "Бумера", дополняемые другими "раздражителями" (от музыки для мобильных телефонов до изображений на обложках школьных тетрадей), оказывают сильное воздействие на симпатии подростков. Они начинают употреблять слова из криминального словаря, не понимая заложенного в них смысла.
На литературе уже давно лежит большая ответственность перед всем обществом за популяризацию и романтизацию образов уголовников, но современное "криминальное чтиво" не просто выполняет "заказ" криминальной "профориентации" населения. Для некоторых категорий людей оно представляет собой учебники, руководства к действию.
На радио существуют музыкальные каналы, специализирующиеся на блатной песне, получившей новое демократичное название "шансона". Популярные криминальные барды гастролируют по всей стране с концертными программами. Они занимаются не только пропагандой преступного образа жизни, но и вносят в него элемент романтики, которая привлекает и воодушевляет молодое поколение "брать от жизни все", ничего не давая взамен. В текстах песен этого жанра, как правило, восхваляется криминальный "герой" и его "подвиги", а порядочные люди откровенно высмеиваются.
Соглашаясь с суждением Т. Мироновой, что насаждаемая в наше сознание криминальная субкультура, "совсем не безобидна, она рождает в обществе преступную агрессивность, звериную жестокость, разделяет нацию на "лохов" и "крутых", формирует в обществе криминальные идеалы. Язык преступников, которому навязчиво обучают нашу молодежь, воспитывает у нее ... преступное мышление и преступное поведение. ...Опасный, заставляющий содрогнуться путь к поголовной бандитизации страны" [3].
История показывает, что введение жесткой "языковой цензуры" не приносит ощутимого эффекта, но из этого не следует, что нам нужно пассивно смотреть на происходящее, надеясь, что "язык переживал ещё и не такое, он справится". В петровские времена, когда заимствования насаждались в приказном порядке, этот процесс происходил осознанно. Сейчас ситуация принципиально иная - люди добровольно употребляют заимствованные слова, порой не считаясь ни с какими смыслами (как в случае с употреблением нецензурных слов, которое, как показывают последние научные исследования, негативно отражается даже на физическом здоровье человека).
Несмотря на немалое количество общественных и государственных организаций, заботящихся о чистоте русского языка, проблема никак не решается, а судя по сегодняшним школьным программам - ситуация стала еще хуже. Говоря о русском языке как о факторе духовного единения многонациональной России, встаёт вопрос: "Кто и как должен заниматься вопросами сохранения языка?". Только ли лингвисты? Не только. Затронуты неразрывно связанные с мировоззрением человека сферы безопасности личности и нации, обучения и воспитания. Слово формирует сознание, а сознание формирует бытие. Как мы говорим, так мы и живем.
Список литературы
1. Колин К. Русский язык и национальная безопасность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rustrana.ru/article.php?nid=6783, свободный. - Загл. с экрана.
2. Язык наш поводырь наш в рай или ад. - СПб.: Изд-во Л.С. Яковлевой, 2001. - 336 с.
3. Миронова Т. Русский язык в национальной безопасности России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ndpr.ru/publication/?part=4, свободный. - Загл. с экрана.
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа