Место истории Древнего Египта в мировой истории

Место истории Древнего Египта в мировой истории

План

Введение. Место истории Древнего Египта в мировой истории.
  

Внутренняя и внешняя политика Рамсеса II.
  
а) Широкое монументальное строительство в Древнем Египте эпохи Рамсеса II.
б) Экономическое положение Древнего Египта эпохи Рамсеса II.
в) Военные походы Рамсеса II.
  

Заключение. Роль эпохи Рамсеса II в истории Древнего Египта и в мировой истории.
  

Введение

Самобытная культура Древнего Египта («Страны Большого Хапи») с незапамятных времен привлекала к себе внимание всего человечества. Она вызывала удивление у гордого своей цивилизацией вавилонского народа. У египтян учились мудрости философы и ученые Древней Греции. Великий Рим преклонялся перед стройной государственной организацией страны пирамид.

Минули тысячелетия , но живой интерес к истории Древнего Египта отнюдь не иссяк . Напротив! Но долгое время огромный пласт египетской истории был неизвестен людям : ученые не могли расшифровать таинственные письмена- иероглифы. Попытки проникнуть в их тайну еще в глубокой древности, над загадкой бились и античные философы, историки, писатели. «Вырезанные на камне изображения - это магические знаки,» - говорил римский поэт Лукиан, живший в I веке нашей эры. «Египетское письмо имеет символический характер. Каждый иероглиф обозначает целое слово или даже фразу», - предполагал историк Плутарх, живший на рубеже I и II веков. Писали о египетских иероглифах и Апулей, и Геродот, и многие многие другие. Но понадобился кропотливый труд многих поколений исследователей , чтобы до конца выявить все тайны египетского письма. Это знаменательное событие - одно из самых выдающихся в истории мировой науки - произошло лишь в XIX веке. Ему предшествовали годы мучительных и бесплодных исканий. Всей душой стремясь к заветной цели, многие ученые незаметно для себя уклонялись в сторону и вступали на такой путь, который уводил их все дальше по запутанному лабиринту фантазий и домыслов. Но после дешифровки иероглифов перед нами обрисовалась во всем своем величии могучая цивилизация, процветавшая несколько тысяч лет на берегах Нила. Египтология широко открыла доступ к сокровищнице культурных ценностей, созданных талантливым и трудолюбивым народом. Мы можем сейчас по достоинству оценить огромный вклад древних египтян в развитие мировой культуры , науки и искусства.

Как уже было сказано выше, интерес к культуре Древнего Египта не иссякает до сих пор. Написано множество книг об истории, традициях «Страны Большого Хапи», о ее месте в мировой истории. Некоторые из этих книг я использовала при написании этой курсовой работы.

Первая книга в моем списке - сборник «Аравия. Материалы по истории открытия.» Она содержит обширные сведения не только по истории самой Аравии, но и по всему Древнему Востоку. Египтяне издревле снаряжали торговые и военные экспедиции в Аравию, расположенную на стыке трех материков и служившей соединительным звеном в общении областей Средиземноморья (в том числе и Египта) с Восточной Африкой и Индией, а через нее с Китаем. С отрывками из сочинений путешественников мы можем ознакомиться, прочитав эту книгу.

Еще одно издание - работа Н. Петровского и А. Белова «Страна Большого Хапи». При всей своей научной строгости эта книга читается как увлекательная повесть. Повествование пронизано двумя основными темами. Во-первых, конкретно показаны центры культуры Древнего Египта, жизнь народа во всем ее многообразии и наиболее существенные исторические события. Во-вторых, нарисована красочная картина рождения новой науки египтологии как за рубежом, так и в России. При этом авторы делают нас соучастниками научных открытий, вводят в лабораторию творчества, показывают романтику научных исследований. Творческий подвиг ученых, положивших начало египтологии, и первого среди них француза Шампольона, представлен в книге во всем своем величии. В первой и заключительной главах книги показаны русские путешественники по Египту и неутомимые исследователи его древней культуры. На страницах книги воскресают светлые образы капитан-лейтенанта Бутенева и академика архитектуры Ефимова, связь которых с Египтом была несправедливо забыта. Должную оценку нашли и заслуги многих других русских ученых, таких как Норова, Сенковского, Рафаловича, Голенищева и Стасова. В конечном итоге работа египтолога Н. С. Петровского и литератора А. М. Белова в увлекательной и доступной форме раскрывает нам не только историю великого народа, но и этапы изучения этой истории.

Одним из основных источников информации для этой работы стала Библия. Рамсес II упоминается в Ветхом Завете применительно к двум историческим периодам - время поселения израильских племен в Египте (время Иосифа) и притеснение потомков Израиля в стране фараонов (время Моисея). Существует мнение, что в основе этих библейских рассказов лежат, скорее всего, многочисленые предания ханаанского населения Палестины, неоднократно проникавшего в Египет. Но возможно и сочетание этих преданий с преданиями собственно израильских племен времен первых фараонов девятнадцатой династии.

Также при подготовке к курсовой работе я использовала книгу И. А. Стучевского «Рамсес и Херихор». Она в достаточно полном объеме раскрывает особенности развития Египта эпохи XIX династии. В книге подробно описаны практически все аспекты жизни Древнего Египта. Уникальность этой книги в том, что автор приводит цитаты из подлинных документов для подтверждения всех своих высказываний. Кроме своего мнения Стучевский приводит мнения и других исследователей, занимавшихся данной проблемой, что создает наиболее полную картину, позволят нам придерживаться того или иного суждения или сформировать свое.

Мною использована и работа Иммануэля Великовского «Рамсес II и его время». Книга написана очень просто и доступно. Единственной трудностью, возникшей при работе с этим произведением, было отсутствие его издания на русском языке, и пришлось переводить книгу с английского языка. Ценность этого издания в том, что оно включает в себя главы, посвященные обзору библейских стихов, повествующих о жизни египетского народа времен правления Рамсеса II. Также в книге приведены цитаты из подлинных египетских документов.

Завершают мой список литературы Малая Советская энциклопедия и Энциклопедия для детей. В них я нашла краткие сведения по интересовавшему меня вопросу. В детской энциклопедии я также встретилась с довольно любопытной легендой о фараоне Рамсесе II, которую тоже включила в мою курсовую работу.
  

Внутренняя и внешняя политика Рамсеса II
Широкое монументальное строительство
в Древнем Египте эпохи Рамсеса II

Итак, теперь я приступаю непосредственно к описанию и анализу исторических процессов Египта периода правления фараона Рамсеса Второго, на мой взгляд, одного из интереснейших этапов египетской истории. Это время в основном характеризовалось широким строительством и многочисленными военными походами. Для времени Рамсеса II характерно стабильное социально-экономическое положение, хотя до нас дошли некоторые свидетельства о бунтах ремесленников в Фивах. Но в целом , в экономическом плане Египет процветал, без этого были бы невозможны длительные военные походы Рамсеса II. На всех этих вопросах я остановлюсь ниже.

Долгое, шестидесятисемилетнее царствование (1317-1251 гг. до н. э.) Рамсеса II оказалось последним более или менее длительным взлетом былого могущества Египта. В дальнейшем фараонам уже не удавалось на сколько-нибудь продолжительный срок закрепить свое влияние и власть в соседствующих на севере и на юге странах и навязывать им свою волю.

Наглядным свидетельством могущества Рамсеса II служат развалины многочисленных воздвигнутых по его повелению великолепных , богато украшенных храмов и святилищ. Они сооружались повсеместно в Египте и в Северной Нубии.

В соответствии с древней религиозной доктриной фараоны считались существами божественной природы, «детьми великих богов мироздания» и поэтому являлись объектами религиозного почитания. Особенно последовательно это соблюдалось в отношении Рамсеса II, прижизненное и посмертное обожествление и культовое обслуживание которого осуществлялось по всему Египту и за его пределами. Особого развития обожествление Рамсеса II достигло в Нубии. В некоторых храмах имелись даже изображения Рамсеса II, совершающего поклонения самому себе как богу. Ученый Б. А. Тураев писал: «Рамсес II выступает богом с такими притязаниями, как никто из его предшественников. Его не стесняет несравнимость божества».

Одними из самых замечательных храмов являются два пещерных храма в Абу-Симбеле, в Нубии. Храмы Абу-Симбел, высеченные в хрупком песчанике, были сооружены три тысячи двести лет тому назад. Высота одного из них - тридцать три метра, ширина - тридцать восемь метров, глубина - шестьдесят пять метров. У входа в храм возвышаются четыре двадцатиметровых колосса, каждый из которых изображает Рамсеса II. Гигантские статуи как бы охраняют древнее святилище. Неизвестный ваятель увековечил также всех детей фараона, расположив их у ног Рамсеса II.

Четыре статуи буквально подавляют своей монументальностью. Можно себе представить размеры этих гигантов, если ширина лица каждой скульптуры четыре метра семнадцать сантиметров, длина носа - сто два сантиметра, длина уха - сто шесть сантиметров, ширина глаз - восемьдесят четыре сантиметра, ширина рта - один метр десять сантиметров. Поразительно сохранение портретных черт на колоссах такого масштаба.

Все оформление храма было обусловлено одной идеей - всеми возможными способами превознести могущество великого фараона. Начиная от масштабов святилища и кончая тематикой его декорировки, все было пронизано этой идеей.

В выборе места для храма сказалось столь свойственное египетским зодчим умение поставить памятник с учетом окружающей местности: когда храм, расположенный на западном берегу Нила, освещается первыми лучами солнца, гигантские скульптуры внезапно окрашиваются темно- красным цветом и кажутся особенно рельефными на фоне отбрасываемых ими иссиня - черных теней. Колоссы производили незабываемое впечатление всеподавляющей мощи фараона. Образ Рамсеса II вообще господствует в храме: над входом высечено его скульптурное изображение, в первом помещении потолок поддерживают пилястры со стоящими перед ними гигантскими статуями царя; в культовой молельне наряду со скульптурами Амона, Птаха и Ра- Гора- Ахути есть статуя самого Рамсеса Великого.

Прославлению военных побед фараона посвящены рельефы гипостиля. На восточной стене, по обе стороны от входа, помещены традиционные изображения - Рамсес убивает перед богами группы пленных, направо от входа - ливийцев, налево - нубийцев. Правая, северная стена занята грандиозными скульптурными картинами, повествующими о борьбе Рамсеса II с хеттами, в том числе здесь показана и знаменитая битва при Кадеше. На левой, южной стороне развернуты эпизоды войн с ливийцами и нубийцами. На последней, западной стене видны итоги победоносных походов Рамсеса II: царь приводит пленных к богам, направо от прохода в следующие помещения -хеттов, налево- нубийцев, в соответствии с тем, какие войска изображены на примыкающих северной и южной стенах.

Рядом с храмом Рамсеса II находится меньший по размерам, но не менее величественный храм его жены.

На южной стороне храма Абу-Симбел на отвесной скале из песчаника высечена «брачная стела» Рамсеса II. Она воспроизводит текст документа, разосланного в различные храмы Египта для его увековечения на их стенах. Надпись эта не избежала повреждений. Резчику, высекавшему в Абу-Симбеле текст «брачной стелы», не хватило места для ее полного воспроизведения. Он высек только сорок одну строку, несмотря на то, что постепенно уменьшал размеры иероглифов. В конце концов ему пришлось дойти до края скалы и остановиться, не завершив повествования. Надпись долго подвергалась влиянию непогоды, пока ее совершенно не засыпало песком. Поэтому неудивительно, что немецкий ученый Р.Лепиус, первый взявшийся за изучение стелы в 1843-1844 годах, списал только восемнадцать строк, так как нижняя часть стелы погребена под песками. Лишь в конце прошлого века французский египтолог Э. Буриан скопировал, хотя и несовершенно, всю надпись.

Первые двадцать строк текста «брачной стелы» содержат длинное вступление с обычными славословиями и похвалами Рамсесу II. Далее следует подробное описание битвы фараона с хеттами, в результате которой впоследствии и был заключен брак между хеттской принцессой и Рамсесом II. Подробнее об этом я расскажу ниже. На «брачной стеле» кроме текста сохранилось еще рельефное изображение прибытия царевны в резиденцию Рамсеса II и изображение следующего за ней Хаттушиля, ее отца.

Еще один известный египетский храм периода Нового Царства - Луксорский храм в Фивах. Он чарует посетителей красотой своих колоннад и рельефов. Говорят, что в лунные ночи впечатление еще более усиливается благодаря «таинственности неожиданных эффектов светотени». Храм не был построен при каком-то одном фараоне. Каждый из державных владык Египта считал своим долгом принять участие в украшении обители главного египетского бога Амона-Ра. Храм постоянно перестраивался, иногда даже разрушались целые залы, чтобы на их месте построить новые, еще более грандиозные. Своеобразные ворота к храму образуют пилоны - две монументальные башни с наклонными стенами. Они были построены в XIII веке до нашей эры. Перед пилонами стоят огромные двадцатипятиметровые обелиски, покрытые иероглифическими надписями. Обелиски высечены из асуанского гранита и весят более 2500 тонн каждый.

Но если надписи на обелисках понятны лишь посвященным, то великолепные изображения на пилонах вызывают всеобщее восхищение. Здесь запечатлено грандиозное сражение, произошедшее между египтянами и хеттами в XIV веке до нашей эры при Рамсесе II. Это многофигурная композиция, в которой древний мастер отлично передал напряжение боя, неукротимый порыв наступающих и отчаянное сопротивление оборонявшихся. Над бесчисленными воинами и боевыми колесницами высится могучая фигура фараона, который на картине раз в десять больше простых смертных. На пилонах начертана целая поэма о битве при городе Кадеше, прославляющая фараона и мощь его бога-покровителя - Амона-Ра. А рядом стоят шесть огромных статуй победителя хеттов - Рамсеса II. Такое нагромождение грандиозных обелисков, статуй, пилонов с ярко раскрашенными картинами, залитыми лучами солнца, должно было ошеломлять зрителя, вселять в него восхищение и внушать робость перед могуществом всесильного фараона.

Очень подробное и яркое описание дворца и заупокойного храма Рамсеса II - Рамессеума - в западной части Фив дала М. Э. Матье в своей работе, посвященной искусству Древнего Египта: «Храм Рамсеса II, созданный зодчим Пенра и известный под названием Рамессеума (древнее название «Дом миллионов лет Рамсеса - Мериамона во владении Амона»), намного превосходил по масштабам и монументальности оформления святилище Сети I. К сожалению, и здесь нам не известны ни фасад всего ансамбля, ни способ соединения его с Нилом, так как территория перед храмом в настоящее время занята полями. Если исходить из того, Рамсес III явно пытался построить свой заупокойный храм... по образцу Рамессеума, можно предположить, что и перед последним возвышались грандиозные ворота с башнями и находился бассейн, откуда шел канал к Нилу."

В настоящее время входом на территорию заупокойного ансамбля Рамсеса II, обнесенную кирпичной стеной, служит гигантский пилон из песчаника. За пилоном находится первый двор. Удачное разрешение декорировки этого двора было достаточно сложным делом, так как требуемое в египетской архитектуре соблюдение симметрии здесь было затрудненно тем, что левая, южная сторона двора являлась одновременно и фасадом расположенного здесь дворца. Пенра блестяще разрешил стоящую перед ним задачу, оформив фасад дворца в виде портика с двойной колоннадой, а противоположную, северную стену дворца - одним рядом колонн, перед которыми, однако, стояли ассирические колоссы царя. Западная стена дворца не имела колонн, она была ограничена следующим, сравнительно невысоким пилоном, к проходу которого вела лестница, так как второй двор был расположен выше первого. С каждой стороны лестницы стояла гигантская гранитная статуя Рамсеса II, около двадцати метров в высоту. Сохранившийся колосс является величайшей монолитной скульптурой и весит около одной тысячи тонн. Поверхность пилона была покрыта раскрашенными рельефами, содержавшими две огромные композиции: битву с хеттами при Кадеше и праздник Мина, во время которого фараон торжественно срезал золотым серпом первый сноп, открывая жатву всей стране. Из портика во дворец вели два входа, расположенные по обе стороны «окна явлений». Через небольшие вестибюли посетители попадали в приемный зал с шестнадцатью  колоннами, занимавший центральную часть здания. В каждой из боковых стен зала, кроме двери из вестибюля, была еще дверь, ведшая в личные комнаты царя. В глубине зала, прямо напротив «окна явлений» был проход в четырех колонный тронный зал. Позади здания дворца был расположен в особой постройке гарем с четырьмя отдельными комплексами, по пяти комнат в каждом.

Второй двор Рамессеума был оформлен иначе, чем первый, так как он служил подходом к зданию заупокойного царского храма. Здесь портики шли вдоль всех четырех стен, но оформление их было решено различно: боковые портики (северный и южный) имели по два ряда колонн в форме связок папируса, с гладкими стволами и капителями; с востока, вдоль пилона был возведен один ряд колонн с осирическими колоссами перед ними; вдоль западной же стороны двора, перед входом в храм, возвышался двойной ряд колонн и осирические колоссы. Гипостиль, большой зал дворца с тесно поставленными колоннами, был расположен во всю ширину здания и занимал площадь в тысячу двести квадратных метров и имел сорок восемь колонн. В Рамессеуме гипостиль предшествовал трем группам дальнейших помещений. За гипостилем находилась культовая часть храма из пяти самостоятельных подразделений. Основное лежало на центральной оси здания и состояло из трех последовательно расположенных восьмиколоных залов, средние проходы которых служили, таким образом продолжением большого гипостиля. Далее находилась главная молельня храма, посвященная, вероятно, Амону и царю, потолок которой поддерживался четырьмя четырехгранными столпами. Назначение остальных комплексов не вполне установлено, но, по некоторым данным можно предположить, что два южных были предназначены для культов Сети I и и бога Осириса, а один из северных, с открытым двором, - для солярного культа. Возможно, что за святилищем Осириса были устроены сокровищницы храма.

Все помещения были богато декорированы. Потолки, как всегда, изображали небесный свод: на потолке центрального гипостиля были изображены священные коршуны с распростертыми крыльями, а на синем фоне перекрытий по бокам сияли желтые звезды. Особенно интересен был потолок первого колонного зала центрального культового помещения, покрытый символическими изображениями созвездий. На стенах и колоннах были размещены то большие композиции походов и побед Рамсеса II, то то ритуальные сцены или фигуры фараонов и богов.

Помимо зданий храма и дворца на территории Рамессеума стояло много других построек. Огромное место занимали кладовые. Бесконечными рядами тянутся здесь сложенные из кирпича длинные сводчатые помещения, сгруппированные в особые, тщательно охранявшиеся комплексы, которые почти вплотную окружали храм с севера, запада и юга. Они имели различное назначение и соответственно различное оформление. Наиболее важным был, по-видимому, комплекс, занимавший северо-западный угол Рамессеума. Перед ним был устроен портик с двадцатью восьмью колоннами, в западном конце которого находилось каменное возвышение с навесом. Из портика были двери в двенадцать кладовых, а посередине - вход в длинный узкий зал с тридцатью четырьмя колоннами, расположенными в два ряда. Возможно, здесь размещалось управление кладовыми.

Как уже отмечалось, на поверхности большого пилона в Рамессеуме изображены сцены битвы при Кадеше (сама битва и военный лагерь Рамсеса). Тоже сражение представлено и в левой части переднего перестильного двора. В других сценах в различных залах фигурируют фараон, сидящий перед деревом «персея», изображения богов и культовых лодок. Огромный, из красного гранита сидящий колосс Рамсеса II в Рамессеуме весом в тысячу тонн производит сильное впечатление - он на сто или двести тонн тяжелее танисского колосса.

Рамессеум представлял собой дворец и заупокойный храм Рамсеса II, расположенный на левом, западном берегу Нила, в западной части Фив. В этой же части Фив, в долине царей, в скале, была высечена Гробница Рамсеса II, в которой первоначально покоилась мумия фараона. Гробница Рамсеса - грандиозное сооружение, которое уходит в глубь скалы до ста двадцати двух метров. Сорокашестиметровый коридор ведет к двум комнатам; через восемнадцать метров начинается большой зал и еще четыре помещения. Гробница Рамсеса II по длине равна гробнице Сети I, а по площади превосходит последнюю.

Мумию Рамсеса II вместе с мумиями других фараонов эпохи нового царства в 1881 году нашли Г. Масперо и Э. Бругш в пещерном тайнике в скалах Дейр-эль-Бахри. Посмертное «существование» великого фараона оказалось непростым. Сначала его мумию, чтобы спасти от грабителей, в правление Херихора в Фивах перенесли в гробницу Сети I. Позднее, при Пайноджеме I, ее перепеленали и поместили в новый саркофаг. Вскоре мумия Рамсеса Великого оказалась спрятанной сначала в гробнице фараона Аменхотепа I, затем около 960 года до нашей эры в тайнике Дейр-эль-Бахри в гробнице царицы Инхапи. Мумия, ныне находящаяся в Каирском музее, хорошо сохранилась и дает возможность увидеть облик высокого, величественного старика, у которого обнаруживаются черты сходства с тем изысканно красивым юношей, который запечатлен в прекрасной базальтовой статуэтке из Туринского музея.

В Нижнем Египте, в Восточной части Дельты, по приказу фараона была построена новая резиденция Пер-Рамсес, то есть «Дом Рамсеса». Роскошный дворец царя окружали изысканные дворцы приближенных и членов царской семьи. Рядом высились каменные громады храмов, стены которых покрывали пестро и ярко раскрашенные рельефы. Сюда пригонялись толпы рабов, доставлялись золото из Куша (Нубии), шкуры экзотических животных и слоновая кость из глубинных районов Африки, благовония из Аравии и Сомали, драгоценные породы дерева с гор Ливана.

На улицах, рынках и площадях Пер-Рамсеса можно было встретить и раба-негра, захваченного в Куше, и горбоносого финикийского купца в островерхом колпаке и пестрой одежде, и хетта в туфлях с загнутыми кверху носами, и обитателя далекой Ассирии в узорчатой тунике, с тщательно расчесанной и завитой бородой.
  

Экономическое положение
Древнего Египта эпохи Рамсеса II

Неисчислимые богатства в виде дани, податей и добычи, поступавших из покоренных стран, доставались фараону, храмам и знати. Рамсес II щедро одарял святилища, стараясь снискать расположение и поддержку не только богов, но и их слуг-жрецов. В жизни Древнего Египта, как и во всем древнем мире, религия играла огромную роль и в сочетании с возрастающим экономическим могуществом жречество в иных случаях оказывало решающее воздействие на важнейшие политические события. Крупные храмы владели десятками тысяч рабов и огромным количеством земли. В храмовых кладовых скапливались сотни килограммов золота и серебра, огромные запасы зерна, масла, меда, вина, овощей, тканей, одежды. Храмам принадлежали целые города, десятки торговых судов и ремесленных мастерских.

Не подлежит сомнению, что это был период экономического процветания Египта. Как я уже упомянула выше, без наличия больших продовольственных запасов в государственных закромах невозможны были бы ни длительные войны, ни широкое монументальное строительство в долине Нила.

Но общее стабильное положение в Египте отнюдь не означает, что все население жило безбедно. Стремление к роскоши и пышности одних неизбежно вело к лишениям, бедствиям и жестокой эксплуатации других. Так описывается участь земледельца в одном из школьных поучений: «Вот ты не помнишь участи земледельца при записи урожая. Берет червь половину ячменя, мыши многочисленны в поле, саранча опускается, скот ест, птицы воруют. Горе земледельцу!.. Писец причаливает к берегу. Он записывает урожай. Его помощники с палками, кушиты с жилами пальмовых листьев. Они говорят: «Дай ячмень!». [Но] ячменя нет. Они бьют его (то есть земледельца). Он связан и брошен в колодец. Он погружен в воду вниз головой, его жена связана..., его дети скручены. Его соседи оставляют их, убегая, и пропал их ячмень».

Кроме земледельцев в Египте было большое ремесленное население. Ведь строительство скальных гробниц и храмов требовало огромного количества рабочих рук: каменотесов, плотников, столяров, ваятелей, живописцев. Бок о бок с ними трудились бальзамировщики и целая армия ткачей, портных, сапожников, ювелиров, обслуживавших мертвых. А если к этому добавить пекарей, мясников, рыболовов, водоносов... Рабочие кварталы были обнесены толстой стеной: египетские властители не особенно верили в покорность простых трудовых людей.

Сохранились материалы, рассказывающие о жизни ремесленников. Тяжелым был их труд, скудно и однообразно питание, убого жилище. Работа каждого тщательно учитывалась. Ученые нашли своего рода журналы, в которых ежедневно отмечался приход на работу. В них указывалась и причина неявки, является ли она уважительной.

Писцы, находившиеся в некрополе, аккуратно вели свои записи. Это были очень короткие деловые отчеты «о тех, которые приносят воду», «о тех, которые приносят овощи», «о тех, которые приносят рыб», «о тех, которые спиливают деревья», «о тех, которые делают гипс». Делались также пометки о выдаче инструментов, продовольствия, одежды. Против многих имен стояли «птички» - пометки писца при проверке списков.

Есть еще одна интересная запись: «В этот день отряды ремесленников преодолели пять (имеется в виду пять застав) царского некрополя, чтобы сказать: «Мы голодаем уже 18 дней».

Они сели на окраине храма Тутмоса III.

И пришли: писец закрытого некрополя, оба начальника ремесленников, оба заместителя и оба квартальных и воззвали к ним, говоря: «Пойдемте внутрь!» (Очевидно внутрь поселения; начальство пыталось уговорить ремесленников вернуться).

Но они (ремесленники) дали великую клятву, говоря: «Уходите! Есть у нас дело к фараону».

Целый день провели они здесь, ночевали же в некрополе.

Это открытый бунт, организованное выступление в защиту своих прав, прямое неповиновение начальству. Ремесленники бросили работу, вышли за пределы своего поселка, столпились вокруг храма и отказались вернуться, пока им не выдадут продовольствия.

Когда же «божьи отцы этого храма» вышли успокоить ремесленников, те заявили им: «Мы пришли сюда из-за голода и жажды. У нас нет платья, нет масла, нет рыбы, нет овощей. Сообщите об этом фараону...»

Массовые выступления иногда приносили победу бастующим. Сохранилось несколько пометок о выдаче продовольствия сразу же после прекращения работы и переговоров с начальством. Иногда же чиновники и жрецы обманывали ремесленников. Они заставляли их возобновлять работу, обещая выдать продовольствие, но не сдерживали своего слова. В таких случаях ремесленники снова бросали работу.

О том , что массовые отказы от работы серьезно беспокоили фараона, свидетельствует тот факт, что несколько раз переговоры с бастующими вел сам главный фиванский сановник.

Борясь за свое существование, за кусок хлеба, ремесленники гневно протестовали против произвола чиновников. На уговоры вернуться однажды последовал такой ответ: «Мы не вернемся! Скажи начальникам, что поистине мы преодолели стены не только голода. Мы должны высказать великое слово. Воистину творятся преступления в этих местах фараона...»

Проследив маршрут выступления ремесленников, современные ученые сделали интересное наблюдение: бастующие всегда направлялись к тем храмам, в которых в этот день было скопление богомольцев. Они, очевидно искали сочувствия у народа, стремились, чтобы об их борьбе знало все население Фив. Поэтому бастующие располагались обычно возле храма или у самых оживленных дорог и кричали правителю города, когда он проходил Ремесленники еще верят в справедливость царя. Ему они адресуют свои жалобы и от него ждут защиты.
  

Военные походы Рамсеса II

Кроме поборов и природных явлений причиной разорения населения были еще и бесчисленные войны, которыми, как уже было сказано выше, прославился Рамсес II. Третьй представитель девятнадцатой династии, начал новую эпоху в истории Древнего Египта - эпоху Ремессидов. Вступив в 1317 г. до н. э. на престол после смерти отца Сети I, правившего около одиннадцати лет, юный фараон (Рамсесу шел тогда двадцать второй год) с первых шагов показал себя человеком с сильной волей. Успешные военные компании Сети I вернули Египту часть его былых азиатских владений, влили в экономику страны живительную струю в виде рабов, военной добычи и дани. И Рамсес Второй решил, что настал подходящий момент для новых завоеваний. Он даже лелеял мысль не только восстановить египетскую державу в ее прежних границах, но и продвинуть их еще дальше на север. А для этого надо прежде всего разбить хеттов, которые стали центром притяжения для всех тайных и явных врагов Египта.

Насколько можно судить, опираясь на свидетельства сохранившихся источников, Рамсес II совершил несколько походов в Азию. Первый из них датируется четвертым годом царствования великого фараона, о чем говорится на так называемой средней стеле, поставленной Рамсесом у реки Эль-Кельб («Собачьей реки») . По-видимому, в данном случае Рамсес II, как когда-то Сети I, стремился подчинить морское побережье Палестины и Финикии в качестве необходимого условия дальнейшего успешного ведения борьбы с хеттами.

Второй поход, датируемый пятым годом царствования, наиболее хорошо освещенный египетскими памятниками, завершился битвой под стенами Кадеша на Оронте.Об этом сражении я скажу особо.

Как засвидетельствовано на западной стороне пилона в Рамессеуме, в восьмой год правления Рамсеса II военные действия проходили на территории Палестины, в Финики и Сирии. Фараону удалось осадить и взять штурмом город Дапур в Северной Сирии, а также ряд городов в Северной Палестине.

Фрагмент стены тебанского дворца Рамсеса, хранящийся в музее искусств в Нью-Йорке изображает палестинского принца, убитого копьем одного из египетских воинов и армию принца в плачевном состоянии. На стеле, возведенной на втором году правления Рамсеса II, выбита победная надпись, продиктованная самим фараоном.

Обелиск в Танисе упоминает захват «живых палестинских принцев в плен». Слово «принцы» написано гораздо более крупным шрифтом, чем вся остальная надпись, подчеркивая благородное происхождение пленников.

В десятый год своего царствования Рамсес II вновь вторгся в Финикию, на что указывает поставленная им у реки Эль-Кельб южная стела. Существует еще северная стела, но ее текст полностью разрушен. В это же время Рамсес II совершил военный поход в Северную Сирию, о чем сообщают серии рельефов в Карнаке и Луксоре и другие памятники. В Северной Сирии был захвачен город Тунип.

В восемнадцатый год своего правления Рамсес II был в Палестине в районе Бейт-Шеана, о чем свидетельствует обнаруженная здесь базальтовая стела, находящаяся в настоящее время в музее филадельфийского университета. В Бейт-Шеане были обнаружены развалины египетской крепости и храма, относящегося ко времени Рамсеса II.

В период между одиннадцатым и двадцатыми годами своего правления Рамсес II был занят укреплением египетского господства в Палестине. В это же время его войско проникло в Заиорданье в город Эдом и город Моав.

Но, вернемся немного назад. Как уже было сказано выше , на пятом году своего правления Рамсес II снова направился в сторону Евфрата. Тогда и произошла знаменитая битва при Кадеше, которую я уже неоднократно упоминала в этой работе.

Кадеш был опорным пунктом хеттов на юге . В этом районе и должны были разыграться в будущем решающие сражения. Рамсес II готовился к ним исподволь и планомерно.

Чтобы облегчить продвижение сухопутных армий, Рамсес II создал на прибрежной полосе покоренной Финикии ряд опорных морских баз. Они простирались вплоть до Библа. Он усилил вербовку в армию наемников. Ученые полагают, что общее число египетских войск, выступавших против хеттов, достигло 20 000 человек, - цифра небывалая для тех времен. Они были разделены на четыре армии, носившие названия главных египетских богов - Амона, Ра, Птаха и Сэта.

Но и хетты не теряли времени. Царю хеттов Муваталлу удалось сколотить большую военную группировку. В нее входили царьки Нахарины, Арвада, Кархемиша, Кадеша, Угарита, Алеппо, Малой Азии и наемники из среднеземноморских племен. Общая численность войск антиегипетского союза 20 000 человек. Основной ударной силой этой армии были отряды хеттских боевых колесниц.

Весной 1312 года до н. э. египетская армия вторжения вышла из пограничного города Чару по проторенной дороге всех египетских завоевателей. Достигнув Ливана, войска Рамсеса II двигались вдоль финикийского побережья, на котором были подготовлены базы снабжения. На 29-й день похода египтяне вышли к северным высотам Ливанских хребтов. Внизу перед ними простиралась долина реки Оронт, а город Кадеш находился на расстоянии однодневного перехода.

Назавтра Рамсес II переправился на западный берег Оронта, возле селения Шабтуна, и устремился к Кадешу.

Египетские войска не шли компактной массой. Между каждой из четырех армий был значительный интервал. В авангарде двигался Рамсес II с армией Амона, на расстоянии двух километров шла армия Ра, на расстоянии семи километров - армия Птаха и далее - армия Сэта.

Разведчики доносили фараону, что ближайшая местность свободна от врагов и продвигаться можно свободно. Два перебежчика из числа азиатских кочевников подтвердили, что главные силы хеттов, испугавшись египтян, отступили далеко на север за десятки километров от Кадеша. И у Рамсеса II созрел план с ходу, одним ударом взять Кадеш.

О, если бы он знал истину! Как выяснилось впоследствии, перебежчики были специально подосланы хеттами, чтобы обмануть противника. «Слово, которое сказали кочевники, они сказали его величеству, лживо, ибо побежденный князь страны хеттов послал их, чтобы высмотреть его величество, не дать войскам его величества приготовиться к битве...»

Но юный фараон поверил перебежчикам- и попал в западню. Когда Рамсес II, заранее торжествуя победу, с небольшим авангардом приблизился к Кадешу, Муваталлу быстро перебросил всю свою армию на восточный берег реки, чтобы зайти к египтянам в тыл и неожиданно ударить с фланга.

Рамсес II и армия Амона оказались в ловушке. Им грозило полное уничтожение. Если еще можно было рассчитывать на быструю помощь армии Ра, то две другие далеко отставшие армии никак не могли подтянуться, чтобы вызволить своего повелителя, попавшего в беду.

Рамсес II остановился к северо-западу от Кадеша, не подозревая , что находится на том самом месте, которое было недавно покинуто хеттами, внимательно следившими за каждым шагом египетских армий. Истинное положение дел открылось внезапно, когда египетские войска расположились на отдых, быки и лошади были распряжены и уставшие воины растянулись на земле. Пойманные вражеские лазутчики под ударами палок раскрыли Рамсесу II правду, сообщив, что армия Муваталлу находится, можно сказать, под самым боком у египтян.

Срочно собранный военный совет не мог придумать ничего другого, как немедленно послать за отставшими армиями, которые «маршировали к югу от селения Шабтуна, чтобы привести их туда, где находится их величество». Сам верховный сановник умчался с этим царским поручением.

Но время было упущено. Пока заседал военный совет, 2500 хеттских колесниц переправились на западный берег Оронта и с фланга ударили по армии Ра, Находившиеся на марше и совершенно неподготовленной к сражению.

Большая часть египтян была перебита на месте, уцелевшие же в панике бежали вперед, к лагерю Рамсеса II, бросая оружие и снаряжение. Об уничтожении армии Ра фараон узнал, лишь когда обезумевшие от страха жалкие остатки ее приблизились к Кадешу. Среди беглецов были два сына фараона.

По пятам бегущих мчались хеттские колесницы. Как вихрь, ворвались они в лагерь армии Амона.

Спастись от гибели можно было, только вырвавшись из вражеского кольца. Боеспособной оставалась лишь малая часть воинов, остальные же метались в панике, как овцы.

Мгновенно оценив обстановку, Рамсес II вскочил на колесницу и вместе с горсткой телохранителей пытался пробиться на юг. Эта попытка не удалась. Тогда он повернул на восток, к Оронту, заметив, что здесь - наиболее уязвимое место противника. Египтяне дрались отчаянно. Сила их внезапного удара была так велика, что им удалось в одном месте сбросить противника в реку.

Этот небольшой успех не мог иметь решающего значения для исхода боя. Он лишь отсрочил гибель египтян, казавшуюся неминуемой. Но случилось то, что уж не раз происходило на полях сражений. Хетты обнаружили в разгромленном лагере египтян богатую добычу. И они сошли с колесниц и начали поспешно хватать трофеи, боясь, чтобы их не опередили другие.

И тут счастливая случайность резко изменила картину боя. Для соединения с армией Рамсеса II от морского берега не спеша двигалась большая воинская часть египетских новобранцев. Подойдя к месту сражения и увидев бедственное положение армии Амона, свежие египетские силы ударили по хеттам, увлекшимся грабежом.

Нежданно-негаданно получив подкрепление, наполовину разгромленная армия Амона воспаряла духом. Беглецы стали возвращаться. У Рамсеса появилась надежда продержаться до вечера, когда по его расчетам, должна была подойти армия Птаха.

Царь хеттов Муваталлу бросил на помощь своим атакуемым частям еще 1000 колесниц. Но этих сил оказалось недостаточно, чтобы сломить сопротивление египтян.

Кстати сказать, скопление на небольшом пространстве такого огромного количества колесниц сковывало их продвижение, мешало маневренности. Колесницы сцеплялись колесами и мешали друг другу. А свою пехоту Муваталлу почему-то не вводил в бой, держал в резерве.

Поздно вечером действительно подошла долгожданная армия Птаха. И тут уж пришлось хеттам перейти от нападения к обороне. Они понесли большие потери и, с наступлением ночи, скрылись за стенами Кадеша.

Результатом сражения было взаимное истощение сил. Вот как описывает очевидец тяжелую судьбу простого египетского воина: «Его довольствие и вода на плече были подобны грузу осла и образует шея его хребет, как у осла. Хребет спины его разбит, он пьет протухшую воду. Он гонит сон... Когда он вернется в Египет, он будет как палка, которую изъел червь. Он болен... Его доставляют на осле, а его одежды украдены, и его слуга сбежал. «Как мы можем видеть по описанию современника оба враждующих лагеря были основательно потрепаны. Рамсес II Кадеша, разумеется, не взял, но и хеттам не удалось добиться решающей победы.

Вернувшись в Египет, фараон стал готовиться к новым сражениям, учитывая печальный опыт битвы при Кадеше. Хотя это сражение во всех официальных документах рисуется как большая победа египтян, воспевается придворными поэтами и изображается придворными художниками на стенах храмов, Рамсес II понимал, что до подлинной победы еще очень далеко. И действительно, лишь после пятнадцатилетнего периода тяжелых войн ему удалось завоевать Северную Сирию, вытеснить хеттов из долины Оронта, захватить злополучный Кадеш и даже прибрать к рукам часть Нахарины.

Военные успехи Рамсеса II на сей раз объясняются не только тем, что, умудренный горьким опытом, он действовал более осмотрительно. Хеттам пришлось вести войну сразу на двух фронтах. В то время как с юга наседали египтяне, с севера хлынули на них воинственные горные племена Кеш-Кеш. В военной помощи нуждался также союзник хеттов- государство Митанни, с которым воевала Ассирия. Да и внутри хеттской державы было неспокойно. Мятеж вспыхнул даже среди войска, измученного непрерывными сражениями. Поэтому новый царь хеттов Хаттушиль в 1296 году до нашей эры предложил Рамсесу II заключить мирный договор. И это предложение было тотчас принято, так как и силы Египта иссякли.

То был древнейший из дошедших до нас международных мирных договоров. Он был написан по-египетски для египтян и вавилонской клинописью для хеттов. Глиняная плитка с частью договора хранится сейчас в Государственном Эрмитаже в Ленинграде.

В этом интересном документе, который именуется «благим договором о мире и братстве, устанавливающим мир навеки», 18 параграфов. Важнейшие обязательства сторон - не воевать, разрешать все споры мирными средствами, оказывать друг другу военную помощь при нападении врагов извне, а также при восстаниях покоренных народов, выдавать друг другу беглецов.

Через тринадцать лет после заключения мирного договора , в тридцать четвертый год своего царствования, Рамсес II вступил в брак со старшей дочерью Хаттушиля. Последний, сопровождая свою дочь, с большой свитой и богатыми дарами лично прибыл в Египет для участия в свадебных торжествах . Прибытие в столицу Египта, в город Пер-Рамсес, Хаттушиля было истолковано придворными как очередная блестящая победа Рамсеса II. Позднее, как сообщают стелы из Коптоса и Абидоса , фараон взял в жены и другую дочь Хаттушиля. Надписи о браке старшей дочери Хаттушиля были высечены во многих местах в Египте и Нубии. Помимо большого текста в Абу-Симбеле аналогичные тексты, сообщающие о первом браке Рамсеса II с хеттской принцессой, имеются на стелах в Карнаке, в Амаре, в Акше, в Элефантине, а также на разрушенной стеле из святилища Мут в Карнаке.

Браку Рамсеса II со старшей дочерью Хаттушиля предшествовала длительная переписка и оживленные переговоры между царствующими домами Египта и страны хеттов.

Так, в найденном в архиве письме, адресованном хеттской царице Пудухепе, жене Хаттушиля, Рамсес II информировал ее: «Смотри, великий царь, царь Хатти, мой брат, написал мне, говоря: «Пусть прибудут люди, чтобы возлить хорошее, прекрасное масло на голову моей дочери, и пусть она будет доставлена в дом великого царя, царя Египта».

Как сообщал Рамсес II в другом письме Пудухепе, он удовлетворил просьбу Хаттушиля и побеспокоился о том, чтобы хеттская принцесса была благополучно доставлена в Египет: «Что касается твоего послания мне: «Смотри, невеста... которую я дам, я дал ее и ее приданое больше, чем [дочери] царя [страны] Зулапи... Я даю моей дочери рабов, скот, овец и лошадей, и в этом году я отправляю мою дочь, которая доставит все это в страну Эйэ, и пусть мой брат пошлет человека, чтобы он побеспокоился о них в стране Эйэ», - так мой брат написал мне, и я отвечу ему следующее: «В отношении этих рабов, и этих стад лошадей, и этих стад скота, и этих стад овец, ...я написал Сети, правителю города Рамсес, города, который [находится] в стране Упи, чтобы [он] побеспокоился о них пока невеста не прибудет в Египет. И далее я написал правителю Птах... в городе Рамсес, городе, который [находится] в Канаане, побеспокоиться об этих рабах, и этих стадах телят, и этих стадах овец. Он будет тем, кто отвечает за них, пока невеста не прибудет в Египет... и из уважения к твоему посланию: «Что касается охраны невесты, дай продовольствие их людям», хорошо, я прикажу, чтобы оно было дано».

О том, как старшая дочь Хаттушиля с богатым приданым прибыла в Египет, рассказывается в египетских текстах, и наиболее обстоятельно в том из них, который сохранился на «брачной стеле» Рамсеса II. Хеттская принцесса получила египетское имя Маатнефрура как царствующая жена фараона. Рамсес II поместил ее во дворце и виделся ней каждый день. После заключения брака с дочерью Хаттушиля Рамсес стал считать хеттов подданными Египта.

Брак Рамсеса II с хеттской царевной произвел большое впечатление на современников и оставил о себе память в веках. От позднего эллинистического времени известна запись сказки о болезни царевны Бентреш из страны Бахтан (скорее всего, Бактрии) для исцеления которой по просьбе ее отца из Египта была отправлена статуя бога Хонсу, якобы обладающая волшебной силой врачевания. Поскольку царевна Бентреш была названа старшей сестрой жены Рамсеса II Нефруры, то можно считать, что в этом сказочном повествовании отразились предания о браке Рамсеса II и дочери Хаттушиля.

Но вернемся от легенд и преданий к жизненным реалиям Египта того времени.

Не от хорошей жизни два крупнейших хищника Древнего Востока пошли на заключение мира. Политика погони за рабами и добычей, которую в течении трех столетий с таким упорством осуществляли фараоны Нового царства, исчерпала себя. Не следует думать, что миновала нужда в рабах и добыче . Отнюдь нет! Просто Египет был уже не в состоянии вести большие завоевательные войны. Внешний блеск и пышность, столь характерные для царствования Рамсеса II, создавшего в Дельте новую великолепную столицу - Пер- Рамсес, расширившего Лукосорский храм, достроившего колоссальный Гипостильный зал в Карнаке, воздвигнувшего новые храмы в Абидосе, Мемфисе, Гераклеополе, в далекой Нубии (Абу-Симбел) и других местах, только прикрывали внутреннюю гнилость египетской державы, глубокие противоречия, разъедавшие ее, как ржавчина разъедает железо.

Немногие из рядовых воинов - ветеранов, участвовавших в первом походе Рамсеса II, вернулись домой и воспользовались плодами побед Египта. Большинство легло костьми во время непрерывных шестнадцатилетних войн.

Хорошо показывает все «выгоды» войны для рядового воина один египетский папирус, в котором говорится о возвращении солдата на родину. Сам он гол, как сокол, а жена и его дети брошены в тюрьму за неуплату долгов. Провоевав много лет , он оказался у разбитого корыта.

Постепенно Египет теряет свои завоеванные территории в Азии и Нубии, а вместе с ними - важнейшие источники доходов. Сейчас уж нет средств для оплаты большой армии наемников. Временами не хватает даже сил, чтобы дать отпор ливийцам - слабым западным соседям Египта, на которых египтяне привыкли смотреть, как на людей, рожденных быть их рабами.

Но были у Египта враги и посильнее ливийцев - так называемые «народы моря», куда входили филистимляне, карийцы, сицилийцы, данайцы и другие. Нависает страшная угроза над сильно урезанными границами страны.

Так начинается полоса постепенного, но с годами все более усиливающегося упадка, который завершился в Поздний период истории Египта потерей независимости и полной утратой какого - либо влияния на международные дела Дальнего Востока.

В заключении моего рассказа о военных похождениях Рамсеса II, хотелось бы привести на мой взгляд интересную легенду о великом египеском фараоне: «Сказание о четырех побежденных царях».

Рамсес Великий покорил много соседних племен и народов. Но не всех побежденных царей лишал владений и сана. С четырех из них он брал ежегодную дань, требуя, чтобы они раз в год являлись к нему на поклон в столицу Египта.

Рамсес ласково обращался с ними. При дворе им оказывали подобающие почести. Но когда Рамсес ездил в храм на утреннюю молитву, четырех побежденных царей впрягали в его колесницу. Тогда народ говорил: цари были могущественны, но еще могущественнее фараон. Цари - грозные властелины, но они рабы фараона. Фараон - повелитель повелителей, Фараон -царь царей!

Однажды Фараон вышел из храма после утренней молитвы и взошел на свою колесницу. Три побежденных царя тотчас взялись за оглобли; но четвертый царь, печально задумавшись, безучастно стоял в стороне с опущенной головой и не замечал, что происходило вокруг него. Несколько раз его окликали, пока он не очнулся из забытья и не взялся за оглоблю.

Вернувшись во дворец, Рамсес велел позвать опечаленного царя и спросил его: «Друг мой, какими тяжелыми мыслями ты был настолько поглощен, что не заметил, как я взошел на свою колесницу? Какие думы терзали твое сердце?»

Царь отвечал: «Пусть солнце и луна, пусть все боги неба и земли оградят фараона от подобных дум. Я глядел на колесо твоей колесницы и думал: та часть колеса теперь наверху, которая только что была внизу; а внизу, в пыли та часть колеса, которая только что блистала наверху в лучах солнца. И я сравнил свою судьбу с этим колесом: и я был на высоте гордым властелином, презирал бедных и слабых соседей и не предвидел падения. Но явился ты в нашу страну, сын солнца, как вола впряг меня в колесницу, и я в пыли перед тобой. Колесо судьбы безжалостно».

Рамсес задумался. Потом он протянул руку побежденному царю и сказал: «Я не стану больше впрягать тебя в колесницу, я на высоте, и со мной весь мой народ. Но кому известно, когда и как повернется колесо судьбы? Ступай же с миром, бедный мой друг, пораженный богами». И на следующее утро в его колесницу впрягли коней».
  

Заключение

Итак, какое же значение в конечном итоге имеют события эпохи Рамсеса Великого, какое же влияние оказала история Древнего Египта на дальнейшее развитие этой страны и мировой истории в целом? Каковы же выводы из всего, сказанного выше?

1. Во-первых, время царствования Рамсеса Великого открывает новую эпоху в истории Древнего Египта - эпоху Ремессидов. Все потомки этого фараона взяли себе его имя, желая быть похожими на великого предка.

2. Во-вторых, Рамсес II довел до логического завершения те принципы обожествления фараона и его власти, которые с древних времен были характерны для мировоззрения жителей страны Нила. Очень древнее представление о фараоне как о божестве и сыне божественных родителей носило при Рамсесе явно политический оттенок, и, потому, пропагандируясь, оно пережило тысячелетия фараоновского периода древнеегипетской истории, показав свою жизненность и во времена Птолемеев и римских цезарей.

3. В третьих, храмы, построенные при Рамсесе II представляли собой новый тип культовой архитектуры, появившейся в результате взаимодействия египетских и нубийских традиций.

4. В четвертых, в процессе создания храмов формировались местные школы архитекторов, скульпторов и живописцев. Возможно, что мастера из завоеванных стран учились в самом Египте.

5. В пятых, в период правления Рамсеса II завершился очередной этап освоения Нубии, осуществленный в отличие от других стран в основном мирным путем. Большое значение имело идеологическое воздействие на население, которое и воплотилось в храмовом строительстве.

6. В шестых, для религиозной политики Рамсеса II в завоеванных странах было характерно возвышение египетских богов над местными божествами. по отношению к Нубии это объясняется тем, что Рамсес II хотел приблизить северную ее часть к статусу нома. Ном - административный округ в Древнем Египте, имевший политический и религиозный центр, войско, герб и богов - покровителей. Подобная политика объясняется экономической зависимостью Египта от природных ресурсов Нубии, особенно золота .

Итак, мы сами смогли убедиться, что некогда великая держава Египет в огромной степени повлияли на ход истории и до сих пор нас удивляет и поражает былое могущество древней «Страны Большого Хапи».
  

Список литературы

Аравия. Материалы по истории открытия.Москва.1981 г.

А.Белов Н Петровский . Страна Большого Хапи. Ленинград1973 г.

Библия.

Immanuel Velikovsky. Ramses II and his time. N.Y. 1978 г.

Малая Советская Энциклопедия. Т. 3. Москва 1959 г.

И. А. Стучевский. Рамсес II и Херихор. Из истории Древнего Египта эпохи Рамсесов. Москва 1984 г.

Энциклопедия для детей. Страны и народы. Москва 1994 г.