Нахи на Северном Кавказе
Нахи на Северном Кавказе
Население,
проживавшее на территории нынешней
Чечни и Ингушетии, входило в ареал
распространения так называемых кобанской
и каякентско-харачойской археологических
культур. Уже в начале I тысячелетия
до нашей эры там умели плавить и ковать
железо.
Это
население сыграло определяющую роль в
дальнейшем развитии этногенетических
процессов, в возникновении собственно
чеченского и ингушского народов как
носителей единой материальной и духовной
культуры. В это время на Центральном
Кавказе окончательно сформировался
антропологический тип чеченцев и
ингушей, как представителей европеоидной
расы.
Осевшие
на северных склонах Большого Кавказского
хребта чеченские и ингушские племена
входили в контакты со скифами и другими
кочевыми племенами. Археологические
находки свидетельствуют о прочных
торгово-экономических и военно-политических
связях вайнахов того времени с соседними
народами и государствами: античным
миром, древнегрузинским, древнеармянским
и персидским царствами. Однако не всегда
эти контакты были дружелюбными.
Стычки со степняками, набеги кочевников
не позволяли предкам вайнахов широко
расселяться на равнине, и в начале
нашей эры вайнахи жили в горах,
превращая свои поселения в недоступные
каменные крепости.
Уход в горы чередовался с выходом на равнину. Свидетельство тому - поселения и могильники у селений Сержень-Юрт, Аллерой, Майртуп, Зандак, Бамут, в которых археологами обнаружены свидетельства развитых кузнечного и гончарного промыслов, различных ремесел, а также земледельческие орудия.
Алания
В
ранее средневековье в равнинных
районах Предкавказья начал оформляться
многоплеменный и многоязычный союз,
который стал называться Аланией. Этот
союз включал в себя, как свидетельствуют
археологи, лингвисты, антропологи, и
кочевников, и оседлых жителей этих
мест, главным образом, нахоязычных. Это
были равнинные нахи, описанные еще
греческим географом Страбоном под
названием гаргареи, что на языке нахов
означает «близкие», «родственники».
Кочевники-степняки, составлявшие часть племенного союза Алании, переняли у нахов оседлый образ жизни и вскоре их укрепленные поселки (городища) появились по берегам Терека и Сунжи. Поселений было много. Путешественники тех лет отмечали, что аланские поселения так тесно располагались друг к другу, что в одном поселке было слышно, как поют петухи и лают собаки в другом.
В
округ
поселков возвышались громадные курганные
могильники, некоторые из которых
сохранились до наших дней. Сохранились
также следы аланских городищ, одним из
которых является Алхан-Калинское
городище на территории Грозненского
района, в 16 км. к западу от Грозного,
на левом берегу Сунжи. Скорее всего, как
предполагают ученые-кавказоведы, здесь
находилась одно время столица Алании
город Магас (Маас), что на языке вайнахов
означает «город солнца».
Средневековые нахские племена и царства
Чеченцы и ингуши первой половины первого тысячелетия новой эры, проживавшие на северных склонах большого Кавказского хребта, были известны под рядом названий, в том числе - «мелхи», «хамекиты», «садики». Эти слова дошли до наших дней с родовыми фамилиями: Садой, Хамхоевы, Мелхи, свидетельствующими о древности этих родов.
П
олторы
тысячи лет назад население Чечни и
Ингушетии, проживавшее в приграничных
районах с Грузией и в самой Грузии,
исповедовало христианство. Руины
христианских церквей сохранило время.
Таков, например, храм Тхаба-Ерда близ
селения Таргим в Ассиновском ущелье.
Специалисты датируют этот храм
периодом раннего средневековья.
К этому же периоду относится установление связей горцев с соседними и дальними развитыми странами и государствами. Интенсивными были связи с Византией и с Хазарией. В борьбе Киевского князя Святослава с Хазарией и князя Игоря с половцами чеченцы и ингуши выступали на стороне своих славянских друзей. Об этом свидетельствуют, в частности, строки из "Слова о полку Игореве", где плененному половцами Игорю предлагают бежать в горы. Там чеченцы, народ Овлура, спасут и защитят русского князя.
В VIII-XI веках по территории Чечни проходили крупные караванные пути от хазарского города Семендера, который располагался предположительно в Северном Дагестане, к Черному морю, к Таманскому полуострову и дальше до европейских стран.
Другим важным путем, связывавшим нахов с внешним миром, был Дарьяльский проход. Он соединял чеченцев с Грузией и со всем переднеазиатским миром.
К
эпохе раннего средневековья относится
расцвет каменного строительства в
стране нахов. В горных ущельях были
построены сотни сложных архитектурных
сооружений - боевые и жилые башни,
замки, склепы, храмы, святилища. Позже
появились целые поселения — крепости
и замковые комплексы, которые до сих
пор поражают своим великолепием и
мастерством зодчих. Многие боевые башни
возводились на пиках скал и были абсолютно
недоступны неприятелю. Древние
архитектурные сооружения вайнахов
свидетельствуют о высоком уровне
развития производства и культуры.
Татаро-монгольское нашествие
В период татаро-монгольского нашествия царство Алания подверглось почти полному уничтожению кочевыми ордами двух полководцев Чингис-Хана - Джебе и Субедея. Татаро-монголы не жалели никого. Мирное население либо убивали, либо уводили в рабство. Скот и имущество были разграблены. Сотни сел и городищ были превращены в пепел. Еще один удар по предгорьям Кавказа был нанесен полчищами Батыя в 1238-1240 гг. Экономическое, политическое, социальное и духовное развитие чеченцев было отброшено назад на века.
Н
аселению
удавалось спасаться только бегством в
горы. Здесь, в горах, вайнахи, понимая,
что татаро-монгольское нашествие
грозит им истреблением или ассимиляцией,
оказывали врагу поистине героическое
сопротивление. Благодаря тому, что часть
нахов ушла в горы, народ сумел
сохранить язык, обычаи, культуру. Поэтому
чеченцы из поколения в поколение
передавали предания и легенды о том,
как их предки в неравной борьбе сохранили
свободу и самобытность своего народа.