Русские в истории Чечни: 7-19 вв.
Русские в истории Чечни: 7-19 вв.
Исторически значимые контакты чечено-ингушского (вайнахского) общества с Российским государством связаны с политическими акциями России в борьбе за расширение своей территории, за выход к южным морям в середине 16 века. Однако связи вайнахов с русскими и Россией начались гораздо раньше.
В борьбе против общих врагов. Интересы горцев и русских княжеств совпадали в борьбе с хазарским каганатом (7-9 вв.). Представители народов Северного Кавказа находились в войсках киевского князя Святослава при взятии хазарских поселений Белу-Веж и Семендер. Об этом пишет профессор В.Г. Гаджиев в своем труде «Роль России в истории Дагестана». (М., 1965г.) Общие интересы с предками вайнахов имела Тмутараканская Русь (11 в.) Вместе с горцами она отражала набеги кочевых племен. Свидетельства об этом нашли отражение в русском литературном памятнике «Слово о полку Игореве», где упоминается о том, как горец Овлур спасал князя Игоря из половецкого плена. На территории Чечено-Ингушетии, по мнению историка, профессора Я. Ахмадова, протекала деятельность русского князя Георгия, сына знаменитого Андрея Боголюбского (12 в.). Георгий бежал на реку Сунджу (Сунжу) и нашел приют у родственников со стороны матери, которая была родом с Северного Кавказа.
13 век отмечен совместным противостоянием русских и горцев татаро-монгольским полчищам. В 1237-1240 годах кочевники-захватчики под предводительством хана Батыя совершали опустошительные набеги на земли горцев Северного Кавказа и на русские княжества. Как отмечает профессор Я. Ахмадов, «…Растущее сопротивление то на Руси, то на Северном Кавказе заставляло Батыя распылять, перебрасывать силы с одного направления на другое». Чеченцы, не покоряясь, отвлекали отряды монгольских полководцев Субедея и Менгу от северных походов. Так, из записок папского посла в Москве Плано Карпини известно, что горцы в течение 12 лет удерживали позиции в горах Тюллой Лам (Тебулос Мта). Оборону возглавлял легендарный герой - чеченец Идиг.
Согласно последним изысканиям, в 1318 году на территории Чечено-Ингушетии в районе левого берега Сунжи в становище хана Золотой Орды – Узбека, был убит великий князь Михаил Тверской. В ночь перед казнью, говорит летопись, слуги предложили ему побег: «господин, кони и проводники готовы, беги в горы, жизнь сохранишь!» Горы и впрямь были рядом, и в них неподвластная Золотой Орде вольница чечено-ингушских племен. Возможно, многочисленные русские пленные спасались бегством в предгорья Кавказа. Исследователи русских летописей 13-14 веков отмечают знание их авторами местных рек и урочищ, этнографических деталей.
Куликовская битва ускорила освобождение не только русского, но и чеченского народа от монгольского ига. Лишь после разгрома татаро-монголов на Куликовом поле горные и равнинные вайнахи сумели приступить к возрождению единого нахского общества. А чуть позже, по словам профессора В.Б. Виноградова, самоотверженное сопротивление народных масс Северного Кавказа полчищам эмира Тимура в существенной мере предопределило провал его планов опустошительного нашествия на русские земли.
Первые союзы с Россией. Ослабление Ногайской Орды и Крымского ханства, этих островков, уцелевших после распада Золотой Орды, отвечало интересам и горских народов Кавказа, которые возвратили свои степные земли, и Российского государства, обеспечившего себе выход к Черному и Каспийскому морю. Верно определившие свои геополитические интересы в новой политической ситуации Кабарда, Адыгея, Черкессия первыми вступили в союзнические отношения с Россией. Политические контакты чеченцев начались с 1567 года. У их истоков стоял чеченский (окоцкий) князь Ушурма.
Во время первой русско-турецкой войны 1569 года, когда турецкий султан совершал военную экспедицию на Астрахань, чеченцы были на стороне русских и способствовали позорному провалу этой экспедиции.
В 1571 после разрушительного похода на Москву крымского хана, по требованию Турции русская крепость Терки (на территории нынешней ЧР) была снесена. Однако князь Ушурма и его сын Шихмурза продолжали сохранять верность Москве; об этом свидетельствуют сохранившиеся письма-челобитные периода 80-х годов 16 века: от чеченцев - «…После того, как велел еси, государь, те городы (Терки) разорити и мы тогда с твоими государевыми и терскими атаманами и казаками тебе, государю служили» и от казаков - «…прежде всего служили государю на Тереке и промышляли всяким государевым делом заодно с Шихмурзою Окуцким».
Во время движения в Грузию московского посольства в 1638 году активно содействовал проходу через горную Ингушетию «земли своей владелец Хавса». В 1647 году четверо «выборных, лучших людей от всей Мичкизской земли» (на юго-востоке Чечни), насчитывавшей 36 вайнахских поселений, принесли присягу Москве. В то же время в Москве побывали делегации из Аргунского ущелья, которые заключили «межземельные договора». Посланцы крупнейшего в Чечне «Шибутского джамаата» в сентябре 1658 года были приняты русским царем Алексеем Михайловичем. Они присягнули в Успенском соборе Кремля. Есть несколько свидетельств историков о том, что тогда же грузинский князь Теймураз передал царю Алексею Михайловичу прошение о принятии в подданство трех братьев Турловых, княживших в низовьях Аргуна «на земле на Чачине», в «Чеченеевской деревне». Ответная «государева грамота» гласила: «Раз они учинились под государевою высокою рукою… держать их в государевом милостивом жалованье, как и иных иноземцев».
Процесс сближения русского и вайнахского населения продолжался в 18 веке. Свой вклад вносили и торговые люди, и российское офицерство, и первые русские ученые, побывавшие на Кавказе. С возникновением города Кизляр стали налаживаться торговые русско-вайнахские отношения. Чечено-ингушские посольства не раз бывали в тот период в столице России, задерживаясь иногда в ней надолго. Источники 17 века (в том числе западноевропейские и восточные) свидетельствуют, что представители северокавказских народов стремились овладеть русским языком.
В период так называемого Персидского похода Петра I равнинные чеченцы были приняты в российское подданство. С 1733 в политические контакты с Россией вступили горные общества чеченцев и ингушей. В коллегию иностранных дел России поступило сообщение, что «знатные правители, именуемые дзурдзуки, да глегаи просят, чтобы приняты были в протекцию и под высокую державу е.и.в.». Между 1743 и 1756 годами укрепляются позиции России в округе Чечен-Аул, приобретая характер прочного союза. В русское подданство вступили также чеченские общины Герменчук, Чебутлы, Шали, Алды и др. Ингушские или, как их тогда называли, «киштинские» делегации ходатайствовали, чтобы под протекцию ее императорского величества «приняты были и счисляемы в ней как и стоящие в российском подданстве чеченцы». В феврале 1770 года завершилось добровольное вхождение ингушей в российское подданство.
Российское подданство: преимущества и противоречия. Российская ориентация чеченцев была обусловлена интересами безопасности, а также стремлением к расширению торговли и других экономических связей. Однако не всегда и не во всем горцы были готовы поддерживать официальную российскую власть. Так, к примеру, чеченцев возмущали многие запреты на торговлю, на владение землями, на передвижение. На исконных чеченских землях строились казацкие станицы, поселения, крепости, и это не устраивало горцев. На левом, плодородном берегу Терека обрабатывавшиеся веками земли чеченцев местные власти раздавали по своему произволу.
На организованные протесты горцев власти отвечали карательными экспедициями. Конфликты переходили в продолжительное противостояние. Таким было, например, восстание во главе с шейхом Мансуром, оно продолжалось в течение 1785-1791 гг.
Однако местные кофликты уходили в тень в годы, когда опасность нависала над всей страной. В Отечественную войну 1812 года отличилось немало солдат и офицеров из горцев. Самый известный из чеченцев-героев той войны – Александр Чеченский. Многие чеченцы были готовы драться в боях с армией Наполеона. В этих целях был создан отряд горских ополченцев. За короткий срок в него вступили сотни уроженцев Кавказа.
Годы Кавказской войны (1816-1864 гг.) – драматичный период в истории русско-чеченских связей. Но и многолетнее кровопролитие не повлияло на тенденцию тяги двух народов друг к другу. Невзирая на жесткие законы войны, шел процесс сближения и узнавания. В русских крепостях и вокруг них поселялись вайнахи. В центре «мятежных гор» возникали целые селения, состоявшие из беглых русских. Продолжался обмен товарами. Большое значение для развития торговли сыграло открытие ярмарок в станицах Наурской, Николаевской, Калиновской, Слепцовской. По-прежнему «куначились» казаки и чеченцы. В русской художественной литературе и демократической публицистике звучала тема исторически обусловленной необходимости дружеских связей русского народа с горцами.
20 век – Россия в становлении современной экономики Чечни
В 20 век Чечня вошла отсталой окраиной царской России. Население единственного промышленного города Грозного составляли в основном русские. В Грозном было несколько примитивных нефтеперерабатывающих заводов, небольшие предприятия по металлообработке, обслуживающие нефтяную промышленность, и полукустарные предприятия пищевой промышленности.
История трех русских революций (1905-1917 гг.) прочно сплела судьбы чеченского, ингушского и русского народов. Горской бедноте импонировали идеи справедливости и свободы, декларировавшиеся большевиками. Чеченцы и ингуши активно поддерживали революционные события. Классовые столкновения на территории Чечни напоминал один из крупнейших памятников в Грозном – революционеры-романтики: русский Николай Гикало, ингуш Гапур Ахриев, чеченец Асланбек Шерипов.
С 20-х годов, сразу после окончания гражданской войны, начался период бурного развития экономики Чечни. Приток квалифицированных специалистов из городов и республик СССР обеспечил восстановление и расширение в кратчайшие сроки ранее действовавших предприятий, строительство новых. Развитие республики обеспечивалось капитальными вложениями, которые возрастали из пятилетки в пятилетку. Значительная их часть была направлена в промышленность, транспорт и связь, в социальную сферу. Коренным преобразованиям подверглось и сельское хозяйство. Центр обеспечивал Чечню современной сельхозтехникой. На месте тысяч мелких единоличных хозяйств были организованы крупные колхозы, совхозы, сельскохозяйственные кооперативы. Активно финансировались мелиоративные работы, строительство под руководством русских специалистов Аргунского, Атагинско-Гойтинского каналов. К концу 30-х гг. под посевными площадями было 402 тыс. га земли против 3 тыс. га в 1913 году.
Русские специалисты готовили кадры из числа чеченцев и ингушей. Начинали практически «с нуля». В 1922-23 годах в Коммунистическом университете трудящихся Востока учились 33 чеченца. К 1929 году количество рабочих и служащих в системе «Грознефти» достигло 3098 человек. На железной дороге работало 500 человек. Почти все они прошли через школы ликвидации неграмотности, затем учились на курсах средних специальных учебных заведений. В 1934 году к работе на промышленных предприятиях были подготовлены еще 2 тыс. чеченцев и ингушей, а в 1936 году - 400 девушек-горянок.
Сотрудники грозненских предприятий, в основном, русские, были привлечены к шефской работе в горных аулах: они оказывали помощь в налаживании производства и ликвидации неграмотности. В 1925 году 21 селение с населением более 100000 человек было охвачено шефской заботой горожан. По постановлению Совета народных комиссаров РСФС с помощью русских специалистов в Чечено-Ингушетии создавались МТС (машинно-тракторные станции), к 1937 году их было в республике было 18.
В результате, Чечня быстро наверстала большую дистанцию, отделявшую ее от уровня развитых в экономическом отношении районов России. Важнейшим итогом хозяйственных преобразований в Чечне стало ее разностороннее индустриальное развитие. К 30-м годам Чечня превратилась в самую развитую индустриальную республику на Северном Кавказе. Она занимала второе место по добыче нефти в бывшем СССР.
Русские, которые по переписи 1989 года составляли 23,5% населения, жили и трудились в Чечне и в годы войны (1941-1945 гг.), и в прискорбный период депортации коренного населения. В послевоенные годы и особенно с 1956 года (после восстановления Чечено-Ингушетии) начался новый этап стремительного обновления хозяйственных и социальных структур. В промышленности возникали новые отрасли – нефтеперерабатывающая, газовая, строительная, химическая… Первенец большой химии - Грозненский химический завод им. 50-летия СССР, начал давать продукцию в 1954 году. Возникали новые промышленные центры. Гудермес был преобразован в город из рабочего поселка в 1941 году. Он стал важным транспортным узлом Северо-Кавказской железной дороги с крупными предприятиями - «Мединструмент», «Штамп», кирпично-черепичным заводом и многими другими. В 1967 году на карте республики появился новый промышленный город Аргун – с заводом «Пищемаш», мясокомбинатом, сахарным заводом, домосроительным комбинатом.
Уже в 60-е годы в республике было подготовлено 10 докторов и 159 кандидатов наук, 6748 врачей и среднего медицинского персонала из числа представителей местных национальностей. За 1961-63 годы было построено около 300 тыс. кв. м жилья, 26 новых школ, много других объектов социально-культурного назначения. В процессе строительства, а затем уже в каждодневной работе русские специалисты, годами жившие и работавшие в Чечне, растили себе на смену местные профессиональные кадры.
К 1990 году в Чечне насчитывалось 194 промышленных предприятия. Объем промышленной продукции республики к 1991 году по сравнению с 1913 годом вырос более чем в 120 раз! Хозяйство республики было связано с экономикой многих регионов Российской Федерации, впоследствии - со странами СНГ. Производственный процесс предприятий Чечни был тесно увязан с деятельностью российских предприятий в различных городах. Структура народного хозяйства Чечни была интегрирована в экономику Российской Федерации и ориентирована на общесоюзный, российский и зарубежный рынок.
Русская культура как часть культуры Чечни
Русская культура исторически вписалась важной составной частью в культуру Чечни. Заглянув в далекое прошлое, найдем подтверждение тому в языке чеченцев, живших в 16 веке. Тогда происходило массовое переселение вайнахских племен на равнинные плодородные земли, которые были уже заселены русскими (казаками). Развивавшиеся торгово-экономические связи способствовали тесным контактам между русскими и вайнахскими племенами. В те давние времена в чеченском языке появились первые заимствования из русского языка - слова: пунт (пуд), кийла (килограмм), ишкап (шкаф), чамда (чемодан), чейник (чайник) сухар (сухарь) и другие.
Первые контакты вайнахов с казаками были разные, но в целом они обогащали культуру региона, работали на прогресс. Летописец, не оставивший своего имени, писал, что чеченцы и русские, «как и всякие соседи ссорились и мирились, угоняли скот и дарили лихих скакунов, менялись оружием и торговали хлебом, похищали девушек и пировали на свадьбах, запоминали кровных врагов и братались с кунаками». Известное фольклорное «Сказание об удальце Ахмаре Автуринском» оставило в истории чеченской литературы сюжет на эту тему: о встрече двух воинов – чеченца и казака, во время которой они решили не меряться силой, в результате чего один бы обязательно погиб, а подружиться навеки.
Чеченский этнограф Умалат Лаудаев писал: «Основав на плоскости аулы, чеченцы и ингуши тотчас воспользовались выгодами, которыми могли, из земли своей: подражая русским, они заменяют свои горские сохи плугами; производят правильное хлебопашество и по этой отрасли промышленности превосходят прочие племена окружных стран».
Исследователь прошлого века отметил взаимопроникновение культурных традиций двух народов в быту. В станице Гребенской, пишет он, «избы бревенчатые, часто дубовые и с острой, высокой крышею, а кровля с «коньком», окна украшены резьбою... К удовольствию своему вы видите и чеченские сакли, стоящие рядом и на одном дворе с русскою избою… Домашняя обстановка гребенца еще более поражает оригинальностью, когда переступаешь порог его дубовой, великорусской избы. Первая комната больше напоминает чеченскую кунацкую, нежели жилище русского: на стенах развешаны шашки, кинжалы и разное другое оружие кавказского горца; на полу стоят пестрые сундуки, а на них разложены перины, ковры и коврики азиатского образца и изделия. Большинство членов семьи здесь сидят по-чеченски, поджавши под себя ноги; образов никаких не видно, и из мебели в ходу чаще чеченская треногая скамеечка, нежели стул или русская скамья».
Нынешняя чеченская письменность на основе русской графики существует с 1938 года. До этого были непродолжительные эксперименты с введением письменности на основе арабской и латинской графики. Но еще ранее была первая попытка создания чеченского алфавита с помощью русских букв. Ее предпринял в 1862 году П.К. Услар. Своими трудами по изучению чеченского языка и распространению грамотности среди чеченцев он объективно внес вклад в становление современной чеченской нации. Ему принадлежит исследование «Чеченский язык», в которое вошли образцы чеченских сказок, преданий и пословиц. П. Усларом была открыта первая школа для чеченцев в крепости Грозной, где 25 детей обучались чтению и письму на чеченском языке. На любительских спектаклях, игравшихся здесь, ставились пьесы А.Островского, других русских классиков. С помощью П. Услара чеченец К. Досов составил первый чеченский букварь на основе русской графики. Русский ученый считал, что «сближение с русской жизнью, хотя бы даже умственное, бесконечно важно для Кавказа». Он был уверен, что именно образование и культура могут сблизить горцев с русскими.
Здесь нельзя не вспомнить слова знаменитого дагестанского поэта Расула Гамзатова: «Не Русь Ермолова нас покорила, Кавказ пленила пушкинская Русь». О связи жизни и творчества крупнейших русских писателей – А.С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого - с Кавказом, можно узнать здесь. В Чечне, в крепости Грозная жил русский поэт А.И. Полежаев. Большую роль сыграл край вайнахов в судьбе писателя А.С. Грибоедова. По этому поводу В.Г. Белинский высказался так: «Дикая и величавая природа этой страны, кипучая жизнь и суровая поэзия ее сынов вдохновляли его...» За ситуацией в Чечне внимательно следили и революционные демократы А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов. В их наследии – статьи, осуждающие колонизаторскую политику властей в крае.
Интерес к Чечне проявляли многие известные русские художники 19 века: Г.Гагарин, Ф.Горшельд, Л.Дмитриев-Кавказский и другие. Отец и сын Лансере создали - один в бронзовых статуэтках, а другой в графике - произведения о жизни казаков и горцев, иллюстрации к прозе Л. Н. Толстого "Казаки" и "Хаджи-Мурат". Монументальные полотна «Пленение Шамиля», «Смерть генерала Слепцова» и другие написал автор знаменитой панорамы «Бородинская битва» русский живописец Ф.А. Рубо. А маринист Айвазовский отразил красоту кавказских гор в большом полотне "Алхан-Юрт".
19 век воспитал первых чеченских и ингушских деятелей культуры. Все они имели самые тесные контакты с Россией. Один из них - художник Петр Захаров-Чеченец, о жизни и творчестве которого рассказывается здесь. В кавказоведении стали известны имена вайнахских этнографов, историков, просветителей. Среди них Чах Ахриев, Умалат Лаудаев и другие. Свою этнографическую работу о чеченцах У. Лаудаев начал такими словами: «Из чеченцев, я первый пишу на русском языке о моей Родине, еще так мало известной». Учителями и наставниками первых вайнахских интеллигентов были российские ученые - П.Услар, А.Берже, Н.Воронцов, Н.Семенов, В.Долбежев, Г.Вертепов и многие другие.
В 70-90-х гг. 19 века сформировалась пророссийская чеченская элита. Выходцы из офицерских и купеческих семей получали образование в учебных заведениях крупных российских городов. В то же время уже 1 марта 1867 года в Грозном было открыто женское бесплатное училище. В нем обучалось 200 учениц, позже оно было преобразовано в гимназию. В 1876 году было создано театральное общество, затем общество хорового пения. Грозный посещали знаменитые русские артисты Чарский, Дауров, Васильев-Вятский и другие.
В период трех русских революций (1905-1917 гг.) на чеченское общество оказала влияние российская социал-демократия. Она сформировала демократические взгляды просветителей Адиль-Гирея Долгиева, Ассадуллы Ахриева, Таштемира Эльдарханова братьев Мутушевых, братьев Шериповых. Оценивая свои задачи уже с позиций европейского мышления, они занялись подъемом национального самосознания, стали для Чечни первыми историками, экономистами, политическими деятелями, редактировали первые газеты, писали первые учебники для школ. Представители светской чеченской интеллигенции получили образование в России. Так, С. Арсанов учился в Политехническом институте в Петербурге, Х. Ошаев - в Лесном институте, И. Бекбузаров - в Медико-хирургической академии в Петербурге; Ставропольскую гимназию закончили М. Кадиев, М. Курумов, А. Ахтаханов и другие.
Таким образом, культурное строительство в Чечне в начале 20 века началось под влиянием русской культуры. Оно набирало стремительные темпы при поддержке энтузиастов своего дела, приехавших сюда из разных уголков страны. Уже в 1923 г. началась ликвидация безграмотности в селах. В 1929 г. был создан Союз писателей. С 1 мая 1928 г. начала работу радиовещательная станция. Образованное в 1929 г. научное общество в 1930 г. было преобразовано в НИИ краеведения. В Грозном начали работать два педтехникума, два нефтяных техникума, рабфак Ростовского института инженеров транспорта, два сельхозтехникума, медтехникум, нефтяной институт. 1 мая 1931 г. открылся первый национальный театр. С 1 сентября 1938 г. начал работу педагогический институт с тремя факультетами: историческим, физико-математическим и филологическим, с дневным, вечерним и заочным отделениями. Были организованы творческие союзы писателей, художников, архитекторов и композиторов. Распахнул двери Музей изобразительных искусств, начал работать Дом народного творчества. В республике издавалось 16 газет.
Трудно перечислить все имена людей разных национальностей, которые закладывали фундамент новой культурной жизни в Чечне. Большинство из них были русские. Если взять только одну сферу – музыкальную, то и здесь можно вспомнить десятки имен. Первые записи чеченского музыкального фольклора были сделаны еще в середине XIX века русским ссыльным на Кавказ декабристом. В 1925 году научно-художественная экспедиция при участии композитора А.А.Давиденко собрала по Чечне и издала сборник исторических, обрядовых и танцевальных народных песен. В 1959 году вышел еще один сборник старинных и современных песен и танцев чеченцев и ингушей. Среди его составителей - Е.А.Колесников, А.М. и М.М.Халебские. А.М. Халебский стал впоследствии художественным руководителем Государственного ансамбля песни и танца ЧИ АССР. В 1936 году был создан оркестр народных инструментов. Реконструкцией чеченских народных инструментов занимались профессор Московской консерватории В.М.Беляев, музыкальный мастер-конструктор П.А.Шошин. Значительную работу по развитию чеченской профессиональной музыки провели композиторы Н.С.Речменский, В.И.Шнапер, В.И.Ашкенази, Е.Казановский, А. Шаргородский, Е.Захарович, А.Розенберг и другие. Многие композиторы создали произведения разных жанров на основе чеченской народной музыки. Среди них А.Давиденко, М.Коваль, С.Ряузов, В.Шведов, А.Александров. Чеченцы-композиторы - Умар Бексултанов, Саид Димаев, Аднан Шахбулатов, Али Димаев - получили высшее музыкальное образование в Москве и Санкт-Петербурге. Учеником балетмейстера И.К. Ковтунова стал всемирно известный танцор, чеченец Махмуд Эсамбаев.
В свою очередь, на становление новых литературных жанров и писательских кадров в Чечне оказывало влияние творчество крупных литературных авторитетов советского периода: писателей М.Горького, М.Шолохова, В.Маяковского, С.Есенина. Многие советские писатели побывали в Чечне еще в 20-е годы. Так, на строительстве железной дороги к Грозному побывали писатели М.Горький и С.Серафимович. Результатом этой поездки стали рассказ Горького "Ущелье" и рассказ Серафимовича "Лихорадка". Литературные связи оказывали громадное влияние на развитие культуры чеченского народа.
Настало время взаимных гастролей драматических театров, филармонических коллективов, танцевальных ансамблей. Чечня расширяла свои культурные горизонты, знакомясь с творчеством российских артистов. Чеченских деятелей искусства узнала вся страна и многие зарубежные государства.
В области науки появлялось все больше квалифицированных местных ученых. Молодые чеченские доктора и кандидаты наук защищали свои диссертации под руководством авторитетных ученых в различных городах России.
В годы становления чеченской культуры десятки тысяч специалистов из России годами работали и в городах, и в самых глухих хуторах, поселках, селах Чечни - пока не подросла, собственно, национальная интеллигенция. Прочные профессиональные контакты русской и чеченской творческой и научной интеллигенции, зародившиеся в те годы, продолжаются поныне.