История взаимоотношений иерусалимской и русской православных церквей
ИСТОРИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ИЕРУСАЛИМСКОЙ И РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ
Взаимоотношения Иерусалимской
и Русской Православных Церквей уже в
XVI в. были весьма активными. Начавшееся
в XI в. паломничество в Святую Землю из
Киевской Руси постепенно усиливалось,
а вместе с этим увеличивалась и
материальная помощь Русской Церкви
Иерусалимской — Матери всех Церквей,
хранящей бесценные духовные сокровища
православия, сосредоточенные в Святом
Граде Иерусалиме и других почитаемых
верующими местах Палестины. В 40-х гг.
XIX в. Константинопольский Патриархат
добивался присвоения себе права избрания
Иерусалимского патриарха, но при
содействии России Иерусалимская Церковь
отстояла свою самостоятельность.
Взаимоотношения
Иерусалимской и Русской Православных
Церквей уже в XVI в. были весьма активными.
Начавшееся в XI в. паломничество в Святую
Землю из Киевской Руси постепенно
усиливалось, а вместе с этим увеличивалась
и материальная помощь Русской Церкви
Иерусалимской — Матери всех Церквей,
хранящей бесценные духовные сокровища
православия, сосредоточенные в Святом
Граде Иерусалиме и других почитаемых
верующими местах Палестины. В 40-х гг.
XIX в. Константинопольский Патриархат
добивался присвоения себе права избрания
Иерусалимского патриарха, но при
содействии России Иерусалимская Церковь
отстояла свою самостоятельность.
В 1847 г. в Иерусалиме начала свою деятельность Русская духовная миссия, учрежденная Святейшим Правительствующим Синодом. Она должна была представительствовать от лица Русской Православной Церкви перед Иерусалимским патриархатом, содействовать интересам православия и помогать паломникам из России в Святой Земле. Начальником миссии был назначен архимандрит Порфирий (Успенский), выдающийся археолог, открывший знаменитый Синайский кодекс IV в.
Духовная миссия в Иерусалиме осуществляла большую духовно-просветительскую и благотворительную деятельность: учреждала школы, типографии, библиотеки, приюты, богадельни, строила храмы и странноприимные дома и тем самым оказывала большую поддержку Иерусалимской Церкви. В качестве примера отметим печатание в типографии духовной миссии богослужебных книг на арабском языке, нужных Иерусалимской патриархии для духовного окормления арабоговорящего большинства ее паствы. В Иерусалиме, Лидде, Раммлэ и Яффе миссия организовала школы для подготовки пастырей из местного православного арабского населения. После Крымской войны по всем храмам России были устроены сборы “на Палестину”, которые позволяли миссии приобретать в Иерусалиме и других местах Палестины земельные участки для строительства на них храмов и необходимых зданий.
Особый вклад в развитие деятельности Русской духовной миссии в Иерусалиме сделал назначенный в 1865 г. на пост ее начальника архимандрит Антонин (Капустин), историк и археолог, прослуживший в этой должности до 1894 г. Его усилиями Русская Православная Церковь значительно укрепила свои отношения с Церковью Иерусалимской и стала хранительницей многих священно-исторических мест Палестины. Невозможно переоценить церковно-археологического значения раскопок, во множестве осуществленных о. Антонином, огромное значение имело и сооружение им храмов.
Обращаясь к вопросу о материальной помощи Русской Православной Церкви Иерусалимскому патриархату в XIX в., следует отметить разрешение организации в 1829 г. повсеместного по России сбора средств на восстановление храмовых сооружений вокруг Гроба Господня и Голгофы, разрушенных сильнейшим пожаром 1808 г. В 1830 г. русское правительство и Святейший Синод добились возвращения правительством Османской империи отторгнутых у Иерусалимской Церкви частей храма Воскресения, Вифлеемского храма и Гефсиманского сада.
Необходимо сказать и об учреждении в 1882 г. императорского Российского православного Палестинского общества, создавшего широкую сеть отделений во всех епархиях Русской Церкви. Общество предоставляло возможности для недорогого и хорошо организованного паломничества верующих людей из России в Святую Землю, оно предоставляло земельные участки в Иерусалиме и проводило археологические раскопки, создавало школы для арабских детей. Главным образом на русские средства была открыта при Святогробском братстве школа для девочек.
Первая мировая война надолго прервала непосредственные связи Русской и Иерусалимской Церквей. Они были восстановлены участием представителя Иерусалимского патриархата Севастийского архиепископа Афинагора на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в Москве в январе—феврале 1945 г. и паломническим посещением Святейшего Патриарха Алексия I во главе делегации Русской Православной Церкви Святого Града Иерусалима и других мест Палестины 31 мая — 5 июня 1945 г.
Список литературы
Буевский Алексей. "История взаимоотношений иерусалимской и русской православных церквей "