Шпаргалка по курсу всемирной истории
Шпаргалка по курсу всемирной истории
1. Государственный строй Афин в эпоху расцвета демократии. Идеалы афинской демократии
После Персидской войны (490-479гг. до н.э), приведшей к полной победе Греции, возлавляемых стратегом Фемистоколом, наступило время расцвета и могущества Афин. Это период называют "золотым веком" Афин (479-431гг до н.э). Благодаря торговле Афины стали очень богатыми. Афиняне, создав самый мощный в Элладе флот, активно торговали с колониями. В Афинах процветали науки и искусства, огромные средства затрачивались на градостроительство. Были возведены новые величественные храмы - Парфенон, храмы Ники и Афины Паллады. С Афинами связан и расцвет греческого театра, сюда стекались знаменитые скульпторы, писатели, философы. Афины превратились в центр просвещения Эллады, культурную столицу Греции. Полит. жизнь полиса развивалась по пути демократизации, через острую борьбу с родовой знатью.
В этот период в Афинах окончательно сложилась демократическая система, выдающимся представителем которой был Перикл ( ок.490-429 гг. до н.э), талантливый, прекрасно образованный, блестящий оратор. Афиняне избирали его стратегом (главнокомандующим) в течение 15 лет. Перикл довершил то, что было сделано его предшественниками. При Перикле получили развитие все сферы экономики Афин-строительство, ремесла, торговля,судостроение и морские перевозки, текстильное производство, что позволило увеличить занятость населения.
Все это требовало больших трат, и Перикл поставил государство на новую финансовую основу. Огромные расходы на укрепление и украшение Афин покрывались из денежных запасов храмовых сокровищ, образовавшихся из доходов со священных земель, из доли военной добычи и из частных вкладов и дарений. Кроме того, использовались средства, получаемые от союзников по Делосскому союзу (478г до н.э), поскольку Перикл полагал, что раз главный город выполняет свои обяанности в отношении союзников, он имеет право потратить излишки на сооружения, которые принесут ему вечную славу и дадут гражданам хороший заработок.
Перикл добивался, чтобы Афины стали идеальным государством, превратились в процветающую демократию, которая могла бы защитить народ от внешних врагов и охраняла бы своими законами права всех свободных граждан.
Полноправных граждан в Афинах было мало. Увеличение их числа вело к сокращению тех благ, которыми они пользовались. Защищая права афинского демоса, Перикл еще в 451г до н.э предложил закон о гражданстве, по которому гражданином считался только тот, у кого отец и мать были афиняне. Количество полноправных афинян, таким образом было ограничено, а попасть в их число стало практически невозможно (остальные - "обыватели"). Граждане получали вознаграждение за участие в суде, за потерю времени на какой-либо службе, с граждан не собирали подати.
Основные вопросы жизни Афин решались на Общем собрании народа. Однако прежде чем собирать народ, дело обсуждалось в Совете пятисот уполномоченных от деревень и городских участков. На Совете подробно обсуждались все подробности дела, которые нельзя обсудить в большом собрании из нескольких тысяч человек. Совет решал, как данное дело докладывать народу. Совет вел также счет доходам и расходам казны; ему сообщали важные новости, какие приходили с разных концов государства.
После решения Совета о передаче дела всему народу, граждане собирались в большом помещении, похожем на открытый амфитеатр (собрание могло состояться только при хорошей погоде: дождь и гроза - дурные знаки). Вестник объявлял дело, уже обдуманное Советом, и каждый гражданин, если только он не был замечен ни в чем дурном, мог высказаться по данному делу. Так принимались решения по важнейшим вопросам жизни демократических Афин.
В результате поражения в Пелопоннесской войне (431-404гг до н.э), что привело к падению Афинской державы, Спарта потребовала, чтобы афиняне уничтожили у себя демократию и ввели опять правление немогих. Власть захватили 30 человек богатых граждан, прозванных впоследствии тридцатью тиранами. Они не созывали народного собрания и казнили всех, кто казался им подозрительным. Но уже через год сторонники демократии, бежавшие в Фивы, вернулись в Аттику и захватили Пирей. В Афинах во второй раз опрокинули олигархию (власть немногих) и восстановили равенство граждан и правление народа.
2. Спарта: общественное и государственное устройство
Спарта (Лакония, Лакедемон) - одно из самых известных и могущественных государств Древней Греции.
Основателями Спарты в Х в. до н.э. были дорийцы, вторгшиеся в Лаконию (область южной Греции) и завоевавшие в 8 веке до н.э. соседнюю богатую и плодородную область Мессению, что сделало Спарту одним из крупнейших греческих государств. К началу периода архаики спартанцы торговали с другими греческими государствами и ввозили из-за границы лучшие товары.
События 7в. до н.э. (поражение в войне против Аргоса, длившееся 20 лет, восстание мессенцев против Спарты) убедили спартанцев в необходимости усилить армию. К началу классического периода Спарта стала самым сильным в военном отношении государством в Греции, ее воины славились дисциплиной и храбростью.
Идеальный полис, Спарта, была государством, которое, по преданию древнегреческих историков, не знало смут и гражданских распрей. Создателем Спартанского государства древние греки считали законодателя Ликурга. Согласно Плутарху и другим древним авторам, время жизни Ликурга приходится примерно на первую половину 7 в. до н.э. Это было время смут и беззаконий. Из царского рода, но отказался от трона в пользу своего племянника и путешествовал по Криту, Египту и греческим полисам, изучал законы и мечтал, вернувшись на родину, полностью изменить строй своей общины и установить такие законы, которые навсегда прекратили бы вражду между спартанцами.
Как рассказывает Плутарх, вернувшись в Спарту, Ликург вместе с 30 верными ему знатными гражданами приступил к реформам. Одной из первых реформ Ликурга была организация управления гражданской общиной. Античные писатели утверждают, что Ликургом был создан Совет старейшин (герусия) из 28 человек. Старейшины (геронты)-не моложе 60 лет- избирались народным собранием граждан (апеллой). В герусию входило и два царя, одной из главных обязанностей которых было командование армией на войне. Апелла первоначально, видимо, имела большую силу и решала все важнейшие вопросы в жизни общины. Впоследствии власть в Спарте полностью перешла в руки Эфронов.
Чтобы добиться согласия и мира, Ликург решил навсегда искоренить богатство и бедность в государстве. Всю землю, которой владела община, он поделил на примерно равные участки (клеры). 9 тысяч клеров получили спртанцы по числу семей, 30тысяч было отдано периэкам-жителям окрестных мест. Периэки были свободными людьми, но не входили в число полноправных граждан. Полученную землю нельзя было ни продавать, ни дарить. Обрабатывали ее илоты, а периэки занимались ремеслом. Получив возможность жить за счет труда илотов, спартанцы же любой труд кроме военного считали для себя позорным и постепенно превратились в воинов-профессионалов. Вся их повседневная жизнь стала постоянной и изнурительной подготовкой к войне.
Для сохранения всеобщего равенства Ликург запретил употреблять в Спарте золотые и серебряные монеты, которыми пользовались во всей Греции, и ввел очень тяжелые железные деньги. На эти деньги можно было купить только то, что производилось в самой Спарте, периэкам же строжайше запрещалось создавать предметы роскоши. Все спартанцы, от царя до простого гражданина, должны были жить в совершенно одинаковых условиях. Специальные предписания указывали, какие дома строить, какую одежду носить, и даже еда должна быть у всех одинаковой. Вся жизнь спартанцев проходила под строгим контролем - вступали в брак только по разрешению общины, дети с 7 лет воспитывались в лагерях в условиях жесточайшей дисциплины.
Воля законодателя и постоянная угроза со стороны илотов (которые являлись рабами, но, в отличие от других государств Греции, они не были привезены из других стран, а являлись местными жителями захваченных Спартой земель), создали необычайно сплоченную гражданскую общину, не знавшую внутренних смут на протяжении нескольких столетий. Но спартанцы заплатили за это дорогую цену. Суровая дисциплина, военизация всех сторон жизни привели к духовному оскудению народа, экономической отсталости Спарты по сравнению с другими греческими полисами. Она не дала миру ни одного философа, поэта или скульптора. Все что смогла создать Спарта - это сильная армия. Безграничное право эфоров контролировать все стороны жизни общины сделало их власть, по определению Аристотеля, близкой к тирании. Постепенно Спарта превратилась в оплот политической реакции для всей Греции.
Спартанцы сознательно проводили политику изоляции своей общины от внешнего мира. Она была направлена на то, чтобы чужие нравы и обычаи не могли проникнуть в "общину равных", но главная причина заключалась в том, что постоянная угроза восстаний илотов требовала мобилизации всех сил.
Жажда господства над всей Грецией привела олигархическую Спарту к войне с богатыми и процветающими демократическими Афинами. Война длилась 27 лет (431-404гг. до н.э.). Спарта победила в Пелопонесской войне, но ценой предательства интересов Эллады: получив помощь от Ирана, она превратилась в иранского надсмотрщика для эллинов. Война вывела Спарту из состояния искусственной изоляции, победа принесла богатство и деньги, и "община равных" вступила в полосу смут, как и все другие греческие полисы.
3. Эллинизм: наука, структура, быт.
В эпоху эллинизма (кон. 4 в. до н.э - 30 г. до н.э), открывшуюся походами Македонского на восток против персов, произошло новое слияние уникального античного искусства и культуры с традиционной древневосточной культурой) Это породило новые формы художественного творчества и новые образы. Именно в ту эпоху были созданы 4 из 7 чудес света(Александрийский маяк, Храм Артемиды в Эфесе, Скульптура бога Гелиоса на острове Родос, Усыпальница царя Мавсола в Галикарнах.) Синтез античной и восточной культуры обогатил обе цивилизации. Важную роль для расцвета античной культуры, помимо института гражданства, сыграло рабство. Все древнегреческие памятники классической эпохи были созданы свободными людьми. Создание богатой античной культуры стало лишь возможным при прогрессе в ремесленном и с/х. производстве и особенно благодаря применению труда рабов, которые позволили высвободить значительную часть свободного населения для активной политической деятельности а так же культурного творчества. В эпоху эллинизма рабский труд стал проникать в сферу культуры. Без античного рабства не было бы античной культуры, науки.
Наука
Многими ее фундаментальными открытиями мы пользуемся до сих пор.
1.Царь Птолемей хотел превратить Александрию в центр науки, поэтому отовсюду приглашались ученные, писатели и т д.
2.Эратосфен - стремился дать научное описание земли, с помощью астрономических наблюдений измерил диаметр земли по экватору (допустил не большую ошибку)
3.Эвклид - изложил начала геометрии.
4.Архимед - теоретик математики и физики.
5.Аристарх Самосский - величайший астроном древности. Выдвинул гипотезу о вращении земли и планет вокруг Солнца.
6.Герофил - Изучение нервной системы.
7.Эрасистрат - анатомическое описание сердца, лечение сердечных заболеваний.
8.Как самостоятельная наука оформилась филология.
Была создана грамматика в широком толковании: знание языка и литературы.
Техника
1.Архимед - водоподъемная машина.
2.Герон - подъемники, механические игрушки, в которых использовалась сила пара.
Чудом техники был плавучий дворец-крепость «Сиракузянка». (3 палубы, конюшни, итд.)
Литература
Поэты: Каллимах - поэма «Причины». Арат - поэма «Явления». В жанре «Идиллия» работал Феокрит. В жанре «эпиграмма» работал Леонид Тарентский. В жанре «эпос» работал Аполлон Родосский - поэма «Аргонавтика».
Театр
Меандр - ставил комедии, в которых описывал повседневную жизнь зрителя, часто использовал народные поговорки. Ему принадлежит фраза «Время исцеляет любые раны».
Был популярен мим - это импровизация одного актера.
Скульптура
Характерны реалистические образы - рыбаки, пастухи, рабы итд. На острове Родос после успешного сражения поставили 35-ти метровую статую бога Гелиоса. На острове Мелосе была найдена статую Афродиты.
Философия
Афины в эту эпоху являются центром философии. Возникли эпикурейская и стоическая философские школы. Они считали что целью философии является счастье человека.
Религия
С падением полисов боги и общегреческие храмы потеряли опору, переживали упадок. Явного заимствования богов из других религий не было.
История
Историческая мысль зависела от новых веяний в социально-экономическом и культурном развитии.
Взаимному ознакомлению народов востока и запада способствовала греко-язычная историография, создаваемая людьми восточного происхождения. Берос «История Вавилонии», Манефон «Египетская история», Мегасфен «История Индии», Тимей «Сицилийская история». Эти труды свидетельствуют о расширении кругозора людей эллинистической эпохи.
Эллинизм - был эпохой жесточайших войн и одновременно высочайшей культуры. Центрами этой культуры были Афины, Мелет, Коринф и новые возникшие на востоке с преимущественно греческим населением и образованием жизни. Основателями этих городов были Александр и его полководцы, ставшие владыками возникших городов на развалинах державы Александра.
4. Египет периода древнего царства
Самые первые государства возникают в долинах крупных рек Нила, Тигра, Евфрата, там, где возможно было создать ирригационные системы - основу поливного земледелия. В долинах этих рек люди гораздо меньше зависели от природных условий? получали стабильные урожаи. Одним из таких государств стал Египет, возникший в долине реки Нил. Строительство ирригационной системы требовало совместной работы большого числа людей, ее четкой организации и являлось одной из важнейших функций Египта, начальной формой которого были номы. Ном представлял собой земли нескольких территориальных общин, административным, религиозным, культурным центром которых являлся город. В Египте такие города-государства впервые возникли в 4 тыс. до н.э. Со временем номы превратились в объединения какого-либо речного бассейна или объединились под властью более сильного нома, собирающего дань с более слабых. В результате слияния номов в долине Нила возникли 2 царства - нижний и Верхний Египет. В 30в. до н.э. их объединил в одно государство о Мина, основавший первую денастию египетских фараонов. Столицей государства стал город Мемфис, находившейся на границе Нижнего и Верхнего Египта. В первой половине 3 тыс. до н.э. Египет-крупное централизованное государство, проводящее активную внешнюю политику. Его влияние распространяется на области Синайского полуострова, южную Палестину, а также долину Нила южнее первого порога. В это время в Египте складывается централизованная деспотическая монархия. Фараон обладает неограниченной властью, считается богом или потомком богов. Ему принадлежит весь земельный фонд страны, большие ресурсы рабочей силы. Основой экономики являются крупные царские хозяйства выделяются земли храмам, некоторым частным лицам. Практически все крестьяне-общинники превращаются в зависимую категорию царских людей - хему, среди которых представлены практически все с/х и ремесленные специальности. Хему работают там, куда их направляют власти, получая за это продовольственный паек или надел земли. Большое распространение в Египте получают общественные работы, возложенные в основном на хему(строительство пирамид, поддержание в порядке оросительной системы). Для управления страной создается разветвленный бюрократический аппарат, чиновники играют большую роль в жизни общества. Примерно с середины 3 тыс. до н.э. власть фараонов начинает ослабевать, укрепляются позиции местной знати и единое государство распадается на полунезависимые нормы, переживая период внутренней беднности, упадка. В 22в. до н.э. фараону Ментухотепу 1 удалось объединить страну воссоздать централизованное государство, столицей которого становятся Фивы. В конце 3 тыс. до н.э. в Египте начинается кризис царских хозяйств, требовавших больших расходов на упрвление, подчинение зависимых работников. Примерно с этого времени распространяется практика предоставления земли из гос. фонда частным лицам в аренду или в виде платы за службу, что послужило началу нового периода в истории Египта-Среднего царства (конец 3 тыс. до н.э.-1600 до н.э.).
5. Мифы, культура и искусство Древнего Египта
Великие пирамиды Древнего Египта считались одним из семи чудес света. Зачем же египтяне строили своим царям такие гигантские гробницы? Это непосредственно связано с религиозными представлениями жителей Древнего Египта. Египтяне сверх тщательно относились к понятию "душа" - они считали, что у человека есть несколько душ, и что вечная жизнь после земной смерти даруется богами только тем людям, за душами которых хорошо ухаживают священники-жрецы. Гробница рассматривалась как пристанище одной из таких душ, которую египтяне называли "Ка" (двойник умершего человека). Поэтому цари и вельможи еще при жизни не жалели золота, серебра, драгоценных камней, слоновой кости, чтобы сделать будущий дом своего "Ка" красивым и приятным. Чтобы привлечь двойника, ставили каменное изображение умершего, с особым искусством исполняли на нем портрет лица. Старались сохранить тело, в котором двойник должен был найти свою прежнюю обитель. Это повело к обычаю приготовлять из трупов мумии (вынимали внутренности, заливали асфальтом, обвязывали специально пропитанными тканями и клали с особо раскрашенный деревянный ящик, изображавший завернутого человека). В гробницах на стенах рисовали все предметы, которыми пользовался умерший при жизни и которые могут потребоваться ему после смерти, а также рисовали картину жизни для услады умершего. К сожалению, до наших дней сохранилось очень мало нетронутых гробниц, которые в основном были разграблены за все прошедшие века. Одной из самых выдающихся находок нашего времени следует считать раскопки гробницы Тутанхамона.
В Египте почиталось множество богов. Некоторые из них были очень древними и походили больше на животных, чем на людей. Их изображения имеют собачьи головы, рога или другие признаки зверей. Почитали животных, оскорбление животных наказывалось смертью, ибо наносился ущерб богам, которых они олицетворяли. В каждом номе были свои боги, но существовали и общеегипетские божества, храмы которых строились по всей стране: Гор, Ра, Осирис, Исида и др. Наиболее могущественным считали бога самого влиятельного нома. Когда после распада Древнего царства столица страны была перенесена из Мемфиса в Фивы, верховным божеством стал считаться фиванский Амон-Ра. Известно, что фараон Эхнатон пытался запретить поклонение всем богам, кроме бога солнечного диска по имени Ра, но египтяне были настолько сильно привязаны к старым богам, что усилия фараона были тщетны и его преемники постарались стереть даже память о нем.
Египтяне связывали мифы о богах с явлениями природы, сменой времен года, разливами Нила. где дули жаркие ветры из пустыни, говорили, что коварный бог пустыни Сет убил своего брата Осириса и правит в мире. Слезы богини Исиды, оплакивающей своего мужа Осириса, считалось, вызывали разливы Нила. Начало восхода посевов считалось воскресением Осириса, которого спас его сын Гор. Все это стало известно, когда в первой трети 19 века француз Шампольон расшифровал египетские иероглифы, и ученые смогли прочитать надписи в пирамидах и "Книгу мертвых" с описанием подземного Царства мертвых. Некоторые из мифов были записаны на папирусе-египетском предшественнике бумаги, изготовлявшемся сложным способом из растения папирус - и сохранились до наших дней.
Настенные росписи, золотые украшения и культовые фигурки, дошедшие до наших дней мумии и украшения гробниц - все эти археологические находки и открытия, сделанные учеными за последние два столетия свидетельствуют о чрезвычайно высоком уровне культуры и искусства Древнего Египта, образцы которого украшают ныне коллекции ведущих музеев мира.
6. Христианство в древнем мире
Последний период Римской империи характеризуется (наряду с регулярными вторжениями европейских варваров) процессом распространения в империи христианства. Христианство зародилось в римской провинции Иудее в 1 веке н.э. на основе религиозного и социального учения о духовном спасении людей через веру в искупительную силу спасителя, сына божьего, которое проповедовали такие секты иудаизма, как зелоты и эссеи. В основе идеи христианства лежит искупительная миссия Иисуса Христа, его казнь, воскресение и второе пришествие к людям, страшный суд, воздаяние за грехи, установление вечного царства небесного.
В условиях экономического и национального гнета, идеологического разброда в Римской империи в 1-3 веках н.э. это учение было воспринято большими массами населения огромной империи, так как оно провозглашало равенство всех людей перед богом, разрушало этнические и социальные перегородки в обществе. Все это способствовало распространению христианства во многих странах, несмотря на гонения со стороны властей.
После долгой и безуспешной борьбы с христианством императоры разрешили исповедовать веру в Иисуса Христа (Миланский эдикт о веротерпимости Константина 313 года). Сам император Константин принял крещение в 330 году. Христианство было объявлено единственной государственной религией (Феодосий 1, 381). Императоры участвовали в церковных соборах и пытались поставить церковь под контроль государства.
7. Жизнь и общественная деятельность Мухаммеда - основателя ислама
На территории Аравийского полуострова уже во 2 тыс. до н.э. жили арабские племена, входившие в семитскую группу народов. В 5-6вв. н.э. арабские племена преобладали на Аравийском полуострове. Часть населения проживала в городах и занималась ремеслом и торговлей, другая часть кочевала, занимаясь скотоводством. Через Аравийский полуостров проходили важные торговые пути между Месопотамией, Сирией, Египтом, Эфиопией, Иудеей. Пересечением этих путей был Меккенский оазис, родоплеменная знать которого получала доходы от транзита товаров через их территорию. Мекка также стала религиозным центром Зап. Аравии. Здесь был расположен древний доисламский храм Кааба, связанный с упавшем на землю священным камнем, которому поклонялись с древнейших времен. В 6в. н.э. в Аравии в связи с перемещением торговых путей в Иран падает значение торговли. Население вынуждено искать новые источники доходов в земледелии, плодородных земель мало, след. их надо завоевывать. Для этого необходимы силы и, след., объединение раздробленных племен, к тому же поклонявшихся разным богам. Все явственней определялась необходимость введения единобожия и сплочения на этой основе арабских племен. Эту идею проповедовали приверженцы секты халифов, одним из которых был Мухаммед(570-632(3)), ставший основателем новой для арабов религии-ислама. В основе этой религии лежат догмы иудаизма и христианства: вера в единого бога и его пророка, страшный суд, загробное воздаяние, безусловная покорность воле бога. Об иудаистских и христианских корнях ислама свидетельствуют общие для этих религий имена пророков и других библейских персонажей. Ислам имеет с иудаизмом общие запреты и обычаи. Обе религии предписывают обрезание мальчиков, запрещают изображать бога и живых существ, есть свинину, пить вино и т.д. На первом этапе развития новое религиозное мировоззрение не было поддержано большинством соплеменников Мухаммеда, и в первую очередь знатью, которая опасалась, что новая религия приведет к прекращению культа Каабы как религиозного центра и тем самым лишит их доходов. В 622г. Мухаммеду с его приверженцами пришлось бежать от преследований из Мекки в город Ясриб. Этот год считается началом мусульманского летоисчисления. Земледельческое население Ясриба, соперничающее с торговцами из Мекки, поддержало Мухаммеда. Однако лишь в 630г., набрав необходимое число сторонников, он получил возможность сформировать военные силы и захватить Мекку, местная знать которой вынуждена была подчиниться новой религии, тем более их устраивало, что Мухаммед провозгласил Каабу святыней всех Мусульман. Значительно позже после смерти Мухаммеда(650) его проповеди и изречения были собраны в единую книгу Коран, которая стала священной для мусульман. Книга включает 114 сур(глав), в которых изложены основные догматы ислама, предписания и запреты. Более поздняя исламская литература носит название сунна. В ней приведены предания о Мухаммеде. Мусульмане, признавшие Коран и сунну, стали называться сунистами, а признавшие лишь один Коран-шиитами. Шииты признают законными халифами(наместниками) Мухаммеда, главами мусульман только его родственников. Экон. кризис Зап. Аравии в 7в. подталкивал вождей арабских племен к поискам выхода из кризиса путем захвата чужих земель. нашло отражение в Коране: ислам должен быть религией всех народов, но для этого надо бороться с неверными, истреблять их, забирать имущество.
8. Византия эпохи правления Юстиниана 16 в.
Наивысшего расцвета Византийская империя достигла в период правления Юстиниана 1 (527-556). Этот период характеризуется внутренней стабильностью Византии, а также широкими внешними завоеваниями. Юстиниан родился в семье бедного крестьянина, его дядя Юстин 1 сделал его своим соправителем. После смерти дяди Юстиниан стал властелином огромнейшей империи. Юстиниан получил противоречивую оценку современников - жестокий тиран, властолюбивец + мудрый, неутомимый реформатор. Был одержим идеей величия своей императорской особы и возрождения былого могущества Римской империи. Поэтому политика была направлена на усиление централизованости государства, укрепление экономики, активизации торговли и поиск новых торговых путей.
В 6 веке возникло собственное производство шелковых тканей. Константинополь - сосредоточение международной торговли. В богатых городах подъем ремесленного производства, совершенствование строительной техники (воздвигаются дворцы, храмы, строятся мощные оборонительные сооружения в пограничных районах). Ю. проводил политику ограничение власти крупных землевладельцев. В период правления Юстиниана была проведена реформа римского права был создан «Свод гражданского права» - результат пересмотра всего богатейшего наследия римской юриспруденции. Центральной становится идея неограниченной власти императора, а так же идея союза государства с христианской церковью. В законодательстве поощрялось предоставление рабам пекулия (предоставление рабам собственности), облегчался отпуск рабов на волю, получил четкое юридическое оформление институт колоната (форма производственных отношений между крупным земле собственником и непосредственно производителем, при этой системе крупные земли дробились на парцели - небольшие земельные участки, сдаваемые землевладельцем в аренду колонам, которые постепенно прикреплялись к земле. Распространение колон привело к кризису рабовладельческого строя). Очень важной стала охрана права частной собственности. В законодательстве видное место отводится торгово-кредитным операциям, аренде, наследованию, итп. Вводится понятие единой полной частной собственности - основа всего гражданского права.
Активная строительная деятельность Юстиниана, его завоевательная политика, содержание огромного государственного аппарата, роскошь императорского двора требовали неимоверных расходов и правительство Юстиниана было вынуждено повысить налоги. Недовольство налоговым гнетом и притеснение вылилось во многочисленные восстания, самым крупным из них было восстание «Ника» январь 532 (венеты и прасины объединившись выступили против политики Ю.1 требовали смещение не популярных чиновников, пытались выдвинуть на престол Ипатия. Восстание было подавлено).
В своей внешней политике на западе Ю. руководствовался идей восстановить Римскую империю, а для этого нужно было изгнать варваров и разрушить их государства, которые образовались на развалинах Римской империи. В 534 под ударами армии Византии пало государство вандалов в северной Африке (в этом помогли внутренние усобицы вандальской знати). Следующее завоевание королевства остготов в Италии. В 535 Велисарий (полководец) высадился на о.Сицилия, что обеспечило ему успешное продвижение в глубь Италии. Опираясь на помощь римской рабовладельческой знати и ортодоксальной церкви, Велисарий в 536 овладел Римом. Реставраторская политика которую проводили византийцы в захваченных странах вызывало недовольство местного населения и нередко приводила к восстаниям. В северной Африке и Италии Ю. пытался сохранить рабовладельческие отношения и реставрировать римскую систему гос. управления. В 6 веке на востоке Византия вела изнурительную войну с Сасанидским Ираном (конкуренты в торговле). Неудачными для Ю. были войны на северных границах империи. Почти ежегодно переправляясь через Дунай на Византию нападали славяне, авары, гунны, и другие варварские племена и народы. Особенно опасными стали нападения славян. Во время Ю. империя хотя и с трудом, но отбивала их нашествие. Со 2-й половины 6-века внутреннее ослабление империи открыло пути для вторжения и поселения в пределах империи.
9. Западная Европа в период раннего средневековья 6-9 века
В период раннего Средневековья-начала становления средневекового общества значительно расширяется территория, на которой идет образование западноевропейской цивилизации: если основу античной цивилизации составляли Др. Греция и Рим, то средневековая цив-я охватывает уже практически всю Европу. Наиболее важным процессом в раннем Средневековье в соц.-экономической сфере было становление феод. отношений, стержнем которых явилось формирование феод. собственности на землю. Это происходило 2 путями. Первый путь через крестьянскую общину. Надел земли, которым владела крестьянская семья, переходил по наследству от отца к сыну и являлся их собственностью. Так постепенно оформлялся аллод-свободно отчуждаемая земельная собственность крестьян-общинников. Второй путь складывания феод. земельной собственности и, след., всей феод. системы-практика земельных пожалований королем или другими крупными землевладельцами-феодалами своим приближенным. Преданность вассалов ценилась дорого, и участок(бенефиций) все чаще становился почти полной собственностью вассалов, переходя от отца к сыну. Земля, кот. передавалась по наследству, называлась лен или феод, владелец феода-феодала, а вся система этих общественно-экон. отношений -- феодализм. В средневековье формируются также 2 основных класса феод. общества: феодалы, духовные, светские собственники земли и крестьяне-держатели земли. В среде крестьян было 2 группы, различающиеся по своему экон. и соц. статусу. Лично-свободные крестьяне могли по своему желанию уйти от хозяина, отказаться от своих земельных держаний. Они платили фиксированные натуральные и денежные налоги и выполняли определенные работы в хозяйстве своего господина, имели свободу передвижения. Другая группа - лично-зависимые крестьяне. Их обязанности шире, не были фиксированы, так что подвергались произвольному обложению. Также несли ряд специфических налогов: посмертный при вступлении в наследство, брачный. Не пользовались свободой передвижения. К концу первого периода Средневековья все крестьяне имеют хозяина. Феод. право строило общественные отношения по принципу "Нет человека без господина". В период становления средневекового общества темпы развития были медленными. Урожайность была низкой, держали в основном мелкий скот. Низким был уровень специализации с/ах. В каждом поместье имелись практически все жизненно необходимые с точки зрения западноевропейцев отрасли хозяйства. Хоз-во было натуральным. Внутренний рынок был очень ограничен. В этот период идет расселение германских племен по территории Зап. Европы: культурная, экон., религиозная и политическая общность Зап.Е. будут в значительной степени основываться на этнической общности западноевр. народов. К 10-11вв. в Зап. Европе утверждается феод. раздробленность. Реальную власть короли сохраняли только в пределах своих владений. Исполнение вассалами своих обязательств перед королем в 9-10вв. почти всецело зависело от воли могущественных феодалов. Усиление их власти и привело к феод. междоусобицам. Несмотря на то, что в Европе начинается процесс создания национ. гос., границы их постоянно менялись: гос. то сливались в более крупные, то дробились на мелкие. Эта полит. мобильность также способствовала складыванию общеевропейской цивилизации. Важнейшим фактором создания единой Европы было христианство, которое постепенно распространялось во всех европ. странах, становясь гос. религией. Христианство определяло культурную жизнь страны раннесредневековой Европы, влияя на систему, характер и качество образования и воспитания. Качество образования сказывалось на уровне экон. развития.
10. Наука и культура эпохи возрождения
Начало капиталистической эры было ознаменовано тем умственным движением, которое носит название гуманизм и Возрождение. Подъем хозяйственной жизни и дальнейший рост хоз-ва отодвинул людей от старого средневекового мировоззрения (которое поддерживалось католической церковью в Зап. Европе). В центре нового мировоззрения стал не Бог, а сам человек (номо) от этого и новое название мировоззрения гуманизм. Время когда распространялся гуманизм называется эпохой возрождения. Это явление было общим для всей Европы. В это время ученные сделали множество открытий в науке и в особенности в области искусства (они пришли к выводу что наиболее значимые открытия сделали античные народы - греки и римляне). Стараясь подражать им и даже идти дальше античных народов в науке и искусстве они и называли свое время «Возрождением» т.е восстановлением античной культуры. Первые ростки гуманизма появились в Италии, а вскоре культура стала стремительно развиваться в других странах Европы. Немало способствовало этому изобретение книгопечатания (15 век.). В твореньях гуманистов отражались их раздумья о жизни сюжеты они черпали как правило, не из библейских легенд, а из окружающей их действительности, героями становились не идеальные рыцари, а простые люди. Из замечательной плеяды поэтов, писателей, драматургов, именами которых гордится человечество: Франческо Петрарка и Джовани Бокаччо (итал), Франсуа Раблле (франц), Ульрик фон Гутен(герм), Мигель Сервантес(испан), Вильям Шекспир, Художники и скульпторы утверждая реалистические принципы правдиво отображали действительность, воспевали красоту человеческого тела и величие человеческого духа (Леонарда да Винчи, Микеланджело, Рафаель, Рембрандт) Быстро развивалась наука. Гуманисты старались изучать природу на опыте, они заложили основу естествознанию. Механики - Галилей, Л. да Винчи. Астрономы - Галилей, Коперник. Анатомия и физиология - Везалий, Гарвей.
11. Основные черты западноевропейского феодализма
Эпоха Средневековья длилась 1200 лет, на протяжении которых в Европе сложился феод. строй - господствовало крупное землевладение и мелкое крестьянское землепользование, широкое развитие получили города. освободившиеся из-под власти феодалов и ставшие сосредоточением ремесел и торговли. В 11-15вв. вместо феод. раздробленности в Европе происходит процесс формирования централизованных гос.-Англии, Франции, Португалии, Испании, Голландии и др., где возникают органы гос. управления-кортесы(Испания), парламент(Англия), Ген. штаты(Франция). Усиление централизованной власти способствовало более успешному развитию хозяйства, науки. культуры, появлению новой формы организации производства-мануфактуры. В Европе зарождаются и утверждаются капит. отношения, чему в немалой степени содействовали Великие географические открытия. В эпоху феодализма началось формирование западноевропейской цивилизации, развивающейся с большим динамизмом, чем прежние цивилизации, что объясняется рядом исторических факторов(наследие римской материальной и духовной культуры, существованием на территории Европы империи Карла Великого). Особенную роль сыграла религия, эта эпоха характеризуется исключительно сильной ролью церкви. Если в древнем мире каждый народ имел свою религию. отражавшую его нац. особенности, то в Средневековой Европе существует одна религия для всех народов - христианство, ставшее базой для объединения европейцев в одну семью, складывания единой европейской цивилизации.
Средневековое общество было аграрным. Основа экономики-с/х, в этой сфере было занято подавляющее большинство населения. труд был ручным, что предопределяло его низкую эффективность и производительность. Подавляющая часть населения жила вне города. В феод. Европе особенно в первые 7 веков роль городов была незначительна, хотя с течением времени влияние городов усиливалось. Зап. феодализм-период господства натурального хозяйства и слабого развития товарно-денежных отношений. В основном развивается внешняя торговля, ориентированная на высшие слои общества. Промышленность представлена в виде мануфактуры и ремесла. Важнейшей характеристикой средневекового общества была его иерархическая структура, система вассалитета. Во главе феод. иерархии стоял король - верховный сюзерен и при этом часто лишь номинальный глава гос. На второй ступени находятся непосредственные вассалы короля - крупные феодалы. На третей - бароны, еще ниже - рыцари. Система вассалитета была основана на практике земельных пожалований. Человек, получивший землю, становился вассалом, тот кто ее давал - сеньором. Земля давалась на определенных условиях и требовала выполнения ряда обязательств. Наиболее существенными чертами средн. культуры были постоянные и резкие контрасты между бедностью и богатством, Эмоциональная жизнь общества также была контрастной, душа средн. человека была необузданной и страстной. Это общество часто было жестоким: многочисленные казни. Важной характеристикой общества было общее состояние кол. нравов. общественный настрой: это выражалось в усталости общества, боязни жизни, Ощущении страха перед судьбой. Страх уступит место надежде лишь в 17в.-именно с этого времени начнется новый период в истории человечества, связанный с желанием человека позитивно преобразовать мир. В период позднего феодализма оформляется важнейшая идея Запада: активное отношение к жизни, стремление познать окружающий мир и убежденность в том, что он может быть познан с помощью разума, желание преобразовывать мир в интересах человека.
12. Цехи и гильдии средневекового города
Цех - союз ремесленников одной или родственных специальностей в средневековом европейском городе. Средневековые города рождались и росли как центры ремесла и торговли. Лишь объединившись, ремесленники могли дать отпор феодалам, на землях которых возникали города, могли защититься от конкуренции со стороны их коллег из соседних деревень и городов. Общие интересы подталкивали мастеров к созданию союзов, получивших название "цех".
Первые цехи появились почти одновременно с городами: в Италии уже в 10 веке, во Франции, Англии, Германии с 11-начала 12 века. Среди ранних цехов известен парижский цех свечников, возникший в 1061году. Больше всего в средние века было цехов, занимавшихся производством пищевых продуктов (булочники, мясники и др.),. Много цехов занималось изготовлением одежды и обуви; цехи по обработке металла и дерева. В цехи объединялись не только ремесленники - были цехи врачей, нотариусов, учителей, могильщиков и других. Объединения купцов назывались гильдии, в Англии гильдиям назывались все цехи.
Полноправными членами цехов были только мастера, работавшие в собственных мастерских вместе с помогавшими им подмастерьями и учениками. Главным органом управления цеха было общее собрание мастеров. Оно принимало устав (статут) цеха и избирало старшин, которые следили за соблюдением цеховых порядков. Цеховые правила отличались особой строгостью и были направлены на поддержание высочайшего качества изделий. За выпуск изделий плохого качества - штраф, который шел в кассу цеха.
Другой важной заботой цехов было поддержание равенства их членов. Цеховые правила закрепляли одинаковые для всех мастеров условия в производстве и продаже изделий. Каждый цех устанавливал для своих членов размеры мастерской, число подмастерьев, объем закупаемого материала, запрещалось переманивать подмастерьев и сманивать заказчиков. В некоторых цехах запрещалось даже выбегать на улицу и зазывать заказчиков, лимитировалась пышность оконных витрин. Семейным мастерам разрешалось брать больше заказов, чем холостякам. Чужие, внецеховые ремесленники изгонялись с городских рынков.
По мере развития средневекового города число цехов росло. К середине 14 века в Париже, например, было уже около 350 ремесленных цехов, в Лондоне - 60, в Кельне - 50. Цехи дробились, мастера совершенствовались в производстве узко специализированных изделий - кошельки, перчатники.
Цех объединял бюргеров не только в труде, но и в других областях жизни. Он участвовал в охране города, осуществлял взаимопомощь, помогал в случае необходимости. Каждый цех имел свой герб, знамя, свое здание.
К 14-15 векам цехи достигли наивысшего расцвета и добились больших успехов в борьбе за доступ к городскому управлению. В некоторых городах, где ремесленное производство получило большое развитие, управление городом перешло почти полностью к цехам (Кельн, Базель, Флоренция), в других - где ведущую роль играла торговля и купечество, победили купцы (Гамбург, Любек, Росток и др.). Во всех крупных городах началось выделение богатых и могущественных цехов, а наряду с ними существовали и более бедные цехи. Образовывались братства подмастерьев, недовольных условиями работы и жизни в цехах.
Разделение цехов на большие и малые, "замкнутость" цехов и их строгие ограничения, образование братств подмастерьев- все это было проявлением разложения цеховой системы организации производства. В последние столетия Средних веков, запрещая всякие новшества и изобретения, цехи стали тормозить развитие производства. На смену им шла мануфактура с ее разделением труда и новым уровнем техники.
Одной из самых ярких фигур эпохи Средневековья являлся купец (т.е. торговец). Вначале, он как и любой горожанин не вписывался в традиционную схему феодального общества, которое разделялось на "тех, кто молится", "тех, кто сражается" и "тех, кто пашет землю". Постепенно жизнь все меняла. Развиваясь вместе с городами, в конце 13 века купечество достигло своего расцвета. Наиболее преуспевающие купцы стали приобщаться и довольно успешно к большой политике. В Европе сформировались особые торговые "перекрестки" - Средиземноморье ( связывающий Испанию, Францию, Италию между собой и с Византией и странами Востока), Балтийское и Северное моря (Северо-западная Русь, Польша, страны Прибалтики, Скандинавия, Германия, Англия, Нидерланды). В конце 14 в. купцы более 70 немецких городов образовали торговый союз - Ганзу.
Купеческие союзы городов Западной Европы назывались гильдиями и сильно походили на ремесленные цехи. Гильдии возглавляли старейшины, а порядок в них регулировался уставом. Они возникли уже в конце 11- начале 12 веков в Англии, Германии, Фландрии, Франции. Их члены сообща охраняли перевозимые товары от разбойников, вместе добивались расширения своих прав в посещаемых городах, помогали друг другу в случае утраты товаров, могли выкупить попавшего в плен коллегу. Особыми привилегиями обладали члены гильдий в родном городе. Они имели монопольное право на наиболее доходную продажу импортных товаров.
Среди купцов было много образованных людей. Были созданы особые гильдейские школы. Почти все путешественники были купцами.
В позднее средневековье торговля тесно переплетается с финансовой и промышленной деятельностью. Открываются первые банки. Купеческие гильдии вытесняются торговыми компаниями - особыми организациями купцов, создаваемыми для уменьшения рисков. Несколько купцов объединяли капитал и нанимали корабль, в случае кораблекрушения убытки каждого были незначительны. В отличие от гильдий компании сначала были малочисленны и создавалась на на определенное время для конкретной операции. Возникли в итальянских городах (Генуя, Венеция, Флоренция), могли состоять из 2 человек.
Значение торговых компаний возросло благодаря Великим географическим открытиям, которые привели к небывалому расширению мировой торговли. В 16 веке знаменитые торговые компании действовали в Англии, где зарождение капиталистического производства шло самыми быстрыми темпами - Восточная, Московская, Марокканская, Гавайская компании. В 1600г. основывается знаменитая Ост-Индская компания, для торговли с Индией и соседними странами.
На закате средневековья купец выступает провозвестником нового социально-экономического порядка - капиталистического.
13. Великие географические открытия (ВГО)
Последний этап средневекового общества в XV-начале XVII вв. характеризуется возрастанием темпов экономического развития европейских стран. Возникают и активно развиваются капиталистические отношения. Во многом это было связано с Великими географ. открытиями. Непосредственной их причиной были поиски европейцами новых морских путей в Китай и Индию, о которых рассказывались легенды как о странах несметных сокровищ и торговля с которыми была затруднена из-за арабских, монголо-татарских и турецких завоеваний. ВГО стали возможными благодаря успехам в навигации и кораблестроении - появились каравеллы - быстроходные суда, способные плыть против ветра. Важным также было накопление географ. знаний, в том числе в области картографии. Кроме того, общество уже приняло идею о шарообразности Земли, и, отправляясь на Запад, мореплаватели искали пути в восточные страны.
Одна из первых экспедиций в Индию была организована португальскими моряками, которые пошли в Индию, огибая Африку. В 1847 г. они открыли Мыс Доброй Надежды - самая южная точка Африки. Тогда же путь в Индию искал и Христофор Колумб (1451-!506), снарядивший на деньги испанского двора 4 экспедиции. Во время первой экспедиции в октябре 1492г. Колумб открыл Новый Свет, названный затем Америкой по имени Америго Веспуччи (1454-1512), который участвовал в экспедициях в Юж.Америку и впервые описал новые земли. Он первый высказал мысль, что эти земли являются еще неизвестной европейцам частью света.
Морской путь в реальную Индию впервые проложила экспедиция португальцев под предводительством Васко да Гамы (1469-1524) в 1498г. Первое кругосветной путешествие было совершено в 1519-1521гг., возглавил его португалец Магеллан. Из 256 членов команды в живых остались только 18, и сам Магеллан погиб от рук туземцев. Такой печальный исход экспедиции был обычным для того времени. Ели из трех посланных кораблей возвращался один, экспедиция считалась успешной.
Во второй половине 16-17вв. на путь колониальных захватов вступили англичане, голландцы и французы. К середине 17в. были открыты Австралия и Нов.Зеландия.
В результате ВГО начинают складываться колониальные империи, и из вновь открытых земель в Европу - в Старый Свет - стекаются сокровища, золото и серебро. Следствием этого явилось повышение цен во всех странах Западной Европы, особенно на с/х продукцию. Этот процесс получил название революция цен. Она способствовала росту денежного богатства у купцов, предпринимателей, спекулянтов и послужила одним из источников первоначального накопления капитала.
Важнейшим следствием ВГО было также глобальное перемещение мировых торговых путей: монополия венецианских купцов на караванную торговлю с Востоком была нарушена: португальцы стали продавать индийские товары в несколько раз дешевле, чем венецианские купцы.
Страны Азии, Африки, Америки и Океании становятся лакомым куском для колониальной политики европейских держав, искавших новые рынки сбыта, источники сырья и земли для колонизации. Они также привнесли с собой такие позорные явления как работорговля, разбой, грабеж и пиратство.
ВГО, эпоха гуманизма (15-16вв) и Реформация 16 века положили начало коренным изменениям в жизни человечества: бурному развитию производительных сил, торговли, отношений между странами и народами, расширению кругозора общества.
14. Лютеранская реформация
Мартин Лютер(1483-1546) родился в саксонском городке Эйслебене в семье бедного каменолома. Детство и юность его прошли безотрадно. Тяжелые впечатления молодости отразились на его характере и сделали его вспыльчивым и грубым, меланхоличным. В 18 лет Лютер по желанию отца поступил в Эрфуртский институт изучать право, одновременно он изучал богословие. По окончании института он постригся в Эрфуртском августинском монастыре. В монастыре он выделялся строгим соблюдением монастырского устава и усиленными аскетическими подвигами, однако не мог искоренить в себе греховных наклонностей. Тексты Святого писания убедили его, что и при греховных наклонностях человек может спастись, если вера его будет сильна. Учение об оправдании верою составило основной пункт его вероучений. Лютер получает кафедру в Виттенбергском институте. 95 тезисов Лютера в которых он отвергает установленный католич. церковью взгляд на индульгенции. Всех несогласных Лютер вызвал на диспут(1517). Это публичное отрицание Лютера учения кат. церкви считается началом реформации. В Риме была издана булла, объявляющая Лютера еретиком, и обязывала его отказаться от своих мнений. В 1521г. на Вормском сейме германский император Карл 5 также признал его еретиком, лишенным покровительства законов. Между тем в Виттенберге начались церковные бесчинства. Лютер приступил к созданию нового церковного устройства. Прежде всего преобразованию подверглись богослужение и церковная внешность. Лютер составил катехизис, приведя в систему выработанные им тезисы своего учения - главное место отводится учению об оправдании верою и значению Святого писания как основы вероучения и церковного устройства. В церковном устройстве на первое место была выдвинута светская власть. Церковь должна была состоять из собрания верующих, которые из своей среды выбирают себе священников. Во главе германской церкви он ставил местного государя. Учение Лютера нашло себе много сторонников среди государей Германии, которым было приятно освободиться от папской власти, стать во главе церкви и воспользоваться монастырским имуществом. Лютеранская церковь не только разделила Германию на сторонников и противников Лютера, но и привела к нескольким вооруженным столкновениями между ними(восстание рыцарей под предводительством Франца фон Зиккенгена 1523г., восстание крестьян в Швабрии в 1523г.) Для решения религиозного вопроса в Германии Карл 5 созвал в Аугсбурге сейм, на котором между протестантами и католиками , одинаково утомленных религиозной войной , состоялось миролюбивое соглашение, получившее название Аугсбургского религиозного мира(1555), по которому право выбора религии принадлежало только государям и правительству городов, а подданные должны держаться веры своего правителя. Этот мир имел огромное значение для Германии, т.к. почти на 70 лет дал ей успокоение от религиозных войн. В течение этого времени германская реформация окрепла. Другим следствием этого мира было усиление власти немецких государей, что привело к еще большей раздробленности Германии. Решение Сейма было ударом для Карла 5, мечтавшего устроить религиозные дела по своему усмотрению. В 1556г. он отказался от престола остаток жизни провел в испанском монастыре.
Одновременно с германской реформацией возникла швейцарская реформация. Начало и основание ей положил Цвингли, продолжил и завершил Жан Кальвин, приведя пункты вероучения в стройную богословскую систему. Большое место в учении занимает предопределение одних к вечному спасению, других на вечную погибель. Церкви Каьвин придает республиканско-демократический характер. Верховная власть принадлежит самой церкви, гос-во не вмешивается. Проповедники были обязаны следить за чистотой веры и нравственности прихожан за нарушение нравственности не только судили и наказывали, но и вмешивались в частную жизнь, ограничивалась свобода отдельной личности. Церковная обстановка и богословие были максимально приближены к апостольским временам.
Лютеранская реформация из Германии распространилась на соседние страны - Пруссию, Ливонию, Швецию, Данию с Норвегией и частично в Литву и Польшу. Швейцарская реформация, получившая название реформатства, распространилось главным образом в виде кальвинизма во Франции, Нидерландах, Шотландии и отчасти в Англии. Французские протестанты получили название гугенотов, т.е. швейцарцев. В Англии во 2 половине 16в. из рядов последователей кальвинизма выделяется секта , приверженцы которой будут названы индепендентами. Они были противниками гос. церкви и учили, что всякий приход имеет право выбирать себе веру и устанавливает церковные порядки.
Контрреформация
Лютеранство, реформаторство и англиканство нанесли католицизму тяжелый удар, потому что отпала от Рима целая половина Зап. Европы. Руководители католицизма увидели, что необходимо принять меры для противодействия успехам реформации. Они решили не только предотвратить дальнейшие отпадения от католицизма, но по возможности и отпавших в лоно католической церкви. Это была реформация в недрах самого католицизма. Начало ее относится к 40гг. 16в.-ко времени наибольшего распространения реформации. В именно это время был учрежден орден иезуитов(1540), введены инквизиция(1542)и цензура(1543), созван Тридентский собор(1545-1563) и изменилась к лучшему жизнь духовенства. Своей главной задачей орден иезуитов поставил борьбу с реформацией во всех ее проявлениях, чтобы вновь доставить торжество католицизму. Стройная организация иезуитского ордена, систематическая подготовка его членов к прохождению их служения, уменье дать каждому иезуиту возможность проявить себя в том, в чем был он наиболее силен, и, наконец, эластичность иезуитской морали-все это дало поразительные результаты. При содействии иезуитов в одних странах распространение реформации было преостановленно, а в других реформация была совершенно уничтожена. Инквизиция - духовное судилище по делам об ересях была в кат. мире явлением не новым. Кат. реакция воспользовалась уже готовым образцом. В 1542г. Папа Павел 3 учреждая центральное инквизиционное судилище, придал ему характер испанской инквизиции и сообщил единство действий. Ряд стран приняли инквизицию и использовали ее методы для борьбы с реформацией. Таким же средством борьбы была признана книжная цензура, введенная для пресечения направления литературы, вредного для католицизма. Целям поддержания и усиления католицизма послужил также Тридентский собор. Общественное мнение Европы давно требовало созвания собора, который должен преобразовать католическую церковь. Собор послужил настоящим возрождением католической церкви, к великому удовлетворению верующих, жаждавших такого обновления церкви, с укрепившимся авторитетом папы. Возрождению католицизма, наконец, много содействовали государи катол. стран, которые всеми способами преследовали своих протестантских подданных и тем до известной степени препятствовали распространению реформации в своих владениях. В роли гонителей реформации выступали все крупные и мелких владетели Италии, все короли Испании, многие короли Франции, германские князья.
15. Нидерланды
Прорыв Европы был обусловлен изменениями производственных отношений в Нидерландах и Англии благодаря буржуазным революциям, которые совершились здесь значительно раньше, чем в др. странах. !6в.-время возвышения Голландии. Благодаря перемещению торговых путей в Атлантический океан, у побережья которого располагалась Г., происходит активный процесс разложения феодализма и быстрое формирование кап. отношений. Гол. стала посредницей между севером и югом, Европой и колониями. Другая более важная предпосылка эвон. успеха Гол. буржуазная революция, произошедшая в 1566-1579гг. и ставшая первой в мире успешной буржуазной революцией. В Нидерландах к этому времени уже назрели противоречия между дворянством и буржуазией, а также между имущими классами и трудящимися, классовая борьба достигла здесь к концу 16в. наибольшей силы. +народ страны начал национально-освободительную борьбу против угнетения феодальной Испанией, которая до 40% своих доходов получала за счет эксплуатации Нидерландов, Испанский король Филипп 2 ввел в Нидерландах инквизицию и беспощадно преследовал кальвинистов. Все это вызвало волнения в стране. в городах происходят вооруженные столкновения с испанскими солдатами. В 1566г. вспыхнуло народное восстание, в Нидерландах началась буржуазная революция. Попытки Филиппа 2 казнями и зверствами пресечь сопротивление нидерландского народа не сломили его волю к борьбе. Основные вехи революции: народное иконоборческое восстание 1566г. в южных провинциях, всеобщее восстание 1572г. в северных провинциях, восстание в 1576г. в южных провинциях, создание Утрехтской унии в 1579. Завершилась Нидерландская буржуазная революция освобождением от испанского господства северных провинций и образованием буржуазной республики Соединенных провинций, хотя Южные Нидерланды Филипп 2 удержал под своей властью. Семь провинций объединились в одно гос.. с общим правительством, казной и армией. Во главе республики Соединенных провинции стала Голландия как наиболее развитая в экон. отношении провинция. Новое гос. стало называться Голландией. Освобождение от испанского гнета, сковывавшего капитализм, создало дополнительный стимул для буржуазного развития Гол, В стране интенсивно прогрессирует промышленность, где стали преобладать мануфактура и торговля. Ведущей отраслью голландской промышленности было судостроение. Страна имела самый большой флот в Европе. Одна из причин экон. подъема Гол., обширность ее торговых связей. Она вела торговлю со Скандинавией, Сев. Германией, Польшей, Литвой, Россией, Англией, странами Южной Европы. Доходы от внешней посреднической торговли для Гол. были основным источником первоначального накопления капитала. Получили большое развитие суконная промышленность, производство полотна, шелка, предметов роскоши. Гол. создала высокоразвитую пищевую промышленность. О капит. эволюции Гол. свидетельствует преобразование финансовой системы страны. Амстердам стал финансовым центром мира, сосредоточением международной валютной спекуляции. Крупным центром мировой торговли стал Антверпен, где была организована первая товарная биржа. Новейшие тенденции экон. развития Гол. нашли отражение и в с/х. Достигли высокого уровня интенсивное животноводство, огородничество, цветоводство. В накоплении капиталов для Гол. огромное значение имела ее колониальная система. В 16-17вв. ее крупнейшими колониями были Нидерл, Гвиана, Капская область, с 1605 укрепились в Индонезии, с 1656 захватили Цейлон. Революционно-освободительные войны постепенно перешли в торговые войны. Их целью было устранение монополии испанцев и португальцев на эксплуатацию колоний. В итоге Гол. выдвинулась в 17в. на первое место в Европе по уровню экон. развития. Эта страна первая создала мировую торговлю. Однако ее лидерство оказалось непродолжительным. Уже во второй половине 17в. она снизила темпы экон. развития а затем уступила лидерство Англии. Основная причина такой перестановки - слабость производственной базы Гол. Для широкого развития промышленности у нее не хватало сырья, рабочей силы, посреднический характер торговли обусловил экон. зависимость от др. стран.
16. Английская буржуазная революция 17 века
Экономическому возвышению Англии способствовали великие географические открытия. С 15-16вв. в ее хозяйстве интенсивно идет разложение феодализма и быстро развиваются капиталистические отношения. Сюда переместились торговые пути, на европейском континенте резко увеличился спрос на английскую шерсть, повысились цены на английские сукна, Англия расширила экспорт. В связи с этим она развивает собственное производство шерстяных тканей, которое с 16в. концентрируется на капиталистических мануфактурах. Для дальнейшего развития капит. производства требовались большие капиталы, сырье и рабочие руки. Эту проблему Англия решила методом обезземеливания крестьян, составляющим основу процесса первоначального накопления капитала. Поскольку увеличился спрос на англ. шерсть, разведение овец стало для лендлордов более выгодным, чем земледелие - происходит насильственная экспроприация крестьянской поземельной общины и превращение пашни в пастбище. Лишенные земли, крестьяне вынуждены были наниматься на мануфактуры, превращаясь в наемных рабочих. Существовали и другие источники первоначального накопления капитала - система протекционизма, колониальная экспансия, торговля рабами. Расширяется судостроение, Англия разгромила Непобедимую армаду и выдвинулась в число сильнейших европ. гос. Интенсивный процесс первоначального накопления капитала обусловил ускорение развития в Англии промышленного производства и дифференциацию отраслей. В 16-17вв. Англия переживает промышленный подъем. Однако система средневековых отношений серьезно препятствовала дальнейшему развитию Англии. Власть в Англии находилась в руках феод. дворянства, интересы которого представлял король. Особенно абсолютизм укрепился в Англии в 16в., когда парламент был всецело покорен королю. В то же время без разрешения парламента король не мог собирать и вводить новые налоги. Пришедший в 1603г. на трон Яков 1 Стюарт без разрешения парламента стал взимать старые пошлины, вводить новые, нарушая установленный порядок в стране. Недовольство вызывала и внешняя политика. Пришедший на трон в 1625г. Карл1 также не понял необходимости перемен в английском обществе, не желая малейшего ограничения своей власти. Поэтому идеологической оппозицией абсолютизму стал пуританизм, возглавляемый парламентом. Парламент состоял из 2 палат - верхней и нижней. Верхняя палата лордов была наследственным собранием английской знати. Нижняя - более представительная, но менее знатная. Большинство в палате общин составляли пуритане. В1628г алмент опротестовал нарушение Карла 1 подписанного им "Билля о правах", что послужило поводом роспуска парламента. Следующие 11 лет были периодом личного правления Карла 1.От участия в гос. дел были полностью отстранены новое дворянство, инакомыслящее духовенство, усилились гонения на пуритан. Неограниченный характер вновь получила торговля монополиями, что вызвало рост цен. Расстройство торговли и промышленности, усиление эмиграции - итог политики короля Карла 1. В стране население голодало и бунтовало, начались уличные беспорядки в столице. +Шотландия объявила Англии войну. После неоднократных петиций к королю с требованиями о созыве парламента 3 ноября 1640г. собрался новый, вошедший в историю как Долгий парламент(12 лет). Эти события послужили началом революции. Основные движущие силы - крестьяне и городские низы, руководящая роль принадлежала буржуазии и обуржуазившемуся дворянству. В период революции(1640-1649) в Англии прошли 2 гражданские войны: в 1642-1646 и 1648гг. между сторонниками Долгого парламента и роялистами. Парламент поддерживали купечество, предприниматели, новое дворянство, фермеры, ремесленники. Роялисты - крупные землевладельцы с зависимыми от них крестьянами, придворные чиновники, английская церковь. Созданная Оливером Кромвелем(1599-1658) парламентская армия нанесла решающее поражение королевской армии в битве при Нейзви(1645) и в Пестоне(1648). Под давлением народных масс король в 1649г. был казнен, Англия провозглашена республикой. У власти оказались богатые купцы, предприниматели, новое дворянство. Парламент стал однопалатным - палата общин. Исполнительная власть формально вручалась совету, которым руководил военная верхушка во главе с Кромвелем. Господствующее положение заняли индепенденты, подавившие освободительную борьбу Шотландии и Ирландии. Крестьяне не получили земли, акты об огораживании проходили теперь через парламент. получая законодательную силу. Не была отменена десятина. Нуждавшиеся в защите своей собственности буржуазия поддержала установление единоличной власти, и в 1653г. в Англии была установлена военная диктатура-протекторат Кромвеля. Его власть была намного больше власти короля, подтвердил все законы Долгого парламента. Внешняя политика была выгодной для англ. буржуазии. Победоносно была завершена война с Голландией - гл. соперником в морской торговле, одержана победа над Испанией. После смерти Кромвеля(1658) буржуазия стремилась восстановить монархию, чтобы защищать порядки, установлен. в ходе революции. В 1660г. была осуществлена реставрация династии Стюартов. Карл 2(!630-1685) подписал документ, подтверждавший все привилегии бурж. Англия перестала быть абсолютной монархией. Однако монархи нарушали свои обязательства, все чаще распускали парламент. В 1688-1689гг. был совершен гос. переворот(славная революция). Английская корона была передана правителю Голландии-протестанту Вильгельму3 Оранскому.
Итоги революции: Корона передавалась на условиях, установлен. парламентом, устанавливался режим ограниченной монархии с сильным парламентом, что закрепило доступ буржуазии к гос. власти. В числе наиболее важных итогов - уничтожение абсолютизма, удар по феод. собственности, превращение ее в буржуазную. Рев-я провозгласила свободу торговли и предпринимательства. Полит. итогом стало начало складывания в Англии правового гос., гражд. общества. Идеи респ. устройства, народоправия, равенства всех перед законом, которые несла рев-я, оказали влияние на историю др. стран.
Список литературы
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа