Государственные органы спартанского полиса
Государственные органы спартанского полиса
Апелла (Народное собрание) и сисситии позволяли контролировать поведение членов «общины равных». Блюстителями являлись пять эфоров, избираемых на Народном собрании. Эфоры имели огромную власть: они могли, не спрашивая согласия народа, отправить в изгнание, отстранить от исполнения должности архогетов — военачальников. Архогеты входили в совет старейшин — геруссию, состоявшую из 30 человек. Кроме архогетов, остальные члены геруссии избирались из числа наиболее опытных, почитаемых граждан. Для управления поселками периэков назначались гермостаты.
Верховным органом полиса, где производилось и избрание должностных лиц, являлось Народное собрание. Одним из наиболее важных вопросов, обсуждаемых здесь, было объявление войны. На собрании граждане криками выражали свое согласие или несогласие. «Подсчет» шума производили эфоры. Все магистраты избирались пожизненно.
При всех отличиях в структуре государственных органов и форме их работы Спарта, как и Афины, являлась типичным полисом, гражданский коллектив был верховным собственником земельного фонда, носителем политической власти, верховный орган государства — Народное собрание состояло из тех, кто защищал интересы государства в военное время (в данном случае имело место совпадение участников Народного собрания и гражданского ополчения). Наиболее существенное отличие Спарты и других олигархических полисов от демократических Афин состояло в том, что здесь Народное собрание не играло существенной роли в обсуждении дел, большое значение принадлежало в Спарте сисситиям. Они относились к числу наиболее архаических общественных структур, позволявших затормозить имущественное расслоение и дальнейшее развитие политических прав граждан. Они, как и существующие законы, гарантировали минимум гражданских прав, личную свободу и неприкосновенность. Система спартанского воспитания и образ жизни делали спартиатов лучшими воинами в Элладе. В середине VI в. до н. э. Спарта стала гегемоном на Пелопоннесе, к этому времени сложился Пелопоннесский союз, в который входили такие крупные полисы, как Коринф, Мегара, Сикион и некоторые другие, расположенные в северной части Пелопоннеса. Исключение составлял Аргос, который всегда тяготел к демократическим Афинам. Пелопоннесская симмахия управлялась союзным собранием: союзники имели по одному голосу. Собираемые взносы расходовались на военные нужды. Опираясь на свои силы и союзников, Спарта активно вмешивалась в дела государств Средней Греции, принимала участие и в борьбе группировок в Афинах.
Государственные органы афинского полиса в классическую эпоху
Народные собрания (экклесия) со времен Клисфена становятся регулярно созываемым верховным органом государства: только на них могли быть приняты новые законы. Следует отметить, что Народное собрание являлось и законодательным и высшим судебным органом, здесь избирались также магистраты, которые отчитывались за свою деятельность перед ним. Народное собрание могло подвергнуть штрафу магистратов. Усиливается значение гелиэи: любой гражданин мог обратиться в суд присяжных, как и в Народное собрание, с жалобой на несправедливое решение должностных лиц. Сменивший совет из 400 представителей Совет 500 готовил дела для Народного собрания, предварительно обсуждал все предложения и проекты законов.
Магистраты в совет и гелиэю избирались по жребию из выдвинутых филами кандидатов. При замещении должностей учитывался имущественный ценз. Феты, низший разряд солоновской конституции, могли быть избраны только в гелиэю. Прямым открытым голосованием избирались только члены коллегии 10 стратегов — военачальников. Архонт-полемарх с этого времени решает в основном дела, связанные с метеками — свободными, но не гражданами Афинского полиса. Зажиточные составляли активную часть граждан, они же играли основную роль в ополчении (гоплиты).
Начиная с конца VI в. до н. э. широко практикуется система литургий. Суть ее состояла в следующем: на Народном собрании объявлялось о текущих делах, требующих расходов, например, о ремонте оборонительных стен, организации театральных зрелищ и т. д. Каждый, кто желал, имея достаточное для этого имущество, мог взять на себя расходы по выполнению литургии, либо кто-то из сограждан мог предложить кандидата для ее выполнения. В некоторых случаях литургии требовали значительных расходов собственных средств. Позднее в Афинах развивается практика обмена имуществом: если предложенный кандидат отказывался от выполнения литургии (если его имя было названо), так как считал, что его средства недостаточны, он должен был поменяться имуществом с тем, кто назвал его имя.
Литургии приводили обязанности и права граждан в соответствие с имущественным цензом. (Среди литургий необходимо отметить важнейшие — участие в военном ополчении в качестве гоплитов или служба в кавалерии, снаряжение судов.) Выполнение их было почетно, а необходимость их существования обусловливалась отсутствием регулярных поступлений в полисную казну, так как граждане в мирное время налогов не платили. В последующем в Афинах вводится закон, получивший название «графе параномон» — указ-закон против противозакония. Графе параномон усиливал ответственность тех, кто выступал с предложениями новых законов. Если оказывалось, что новый закон противоречит существующим, то предложивший его должен был отправиться в изгнание.
Литургии, графе парамомон до некоторой степени консервировали установленные порядки, обеспечивая господство победившего демоса, Вместе с тем они свидетельствуют о том, что возникает личная ответственность гражданина за происходящее в полисе. Как задача государства состоит в обеспечении счастливой жизни граждан, так и граждане должны, активно участвуя в управлении им, в обсуждении законов, не разрушать необдуманными действиями существующие конституционные установления.
Список литературы
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа