Работа с базами данных (работа 4)
Введение
Microsoft Access – мощное приложение, предлагающее широкий диапазон средств для эффективного управления информацией. Возможности Access постоянно расширяются.
База данных – это совокупность данных. Access – гибкая программа, позволяющая работать как с простыми, так и со сложными базами данных. Access – это реляционная база данных. Она позволяет определять отношения между различными категориями информации.
Основу базы данных составляют хранящиеся в ней данные. Кроме того, в базе данных Access есть другие важные компоненты, которые называются объектами. Объектами Access являются:
Таблицы – содержат данные.
Запросы – позволяют задавать условия для отбора данных и вносить изменения в данные.
Формы – позволяют просматривать и редактировать информацию.
Страницы – файлы в формате HTML (Hypertext Markup Language, Язык разметки гипертекста), позволяющие просматривать данные Access с помощью броузера Internet Explorer.
Отчеты – позволяют обобщать и распечатывать информацию.
Макросы – выполняют одну или несколько операций автоматически.
Описание решения
В режиме конструктора создаем и заполняем таблицу базы данных о студентах, содержащую поля:
«№ п/п»;
«Фамилия»;
«Имя»;
«Отчество»;
«Пол»;
Баллы на экзаменах (4 экзамена):
«Математика»
«Физика»
«Русский язык»
«Химия»
«Адрес»,
«Стипендия» (список: не получает, получает обычную, получает повышенную).
При создании таблицы для каждого поля выбираем его тип в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1 – Типы полей базы данных
№ п/п |
Счетчик |
Фамилия |
Текстовый, размер поля: 30 |
Имя |
Текстовый, размер поля: 15 |
Отчество |
Тестовый, размер поля: 20 |
Пол |
Текстовый, размер поля: 5, поле со списком (список значений: муж., жен.) |
Баллы на экзаменах: |
|
Математика |
Числовой: целое, условие на значение: >=2 And <=5, сообщение об ошибке: «Введите оценку 2,3,4 или 5» |
Физика |
Числовой: целое, условие на значение: >=2 And <=5, сообщение об ошибке: «Введите оценку 2,3,4 или 5» |
Русский язык |
Числовой: целое, условие на значение: >=2 And <=5, сообщение об ошибке: «Введите оценку 2,3,4 или 5» |
Химия |
Числовой: целое, условие на значение: >=2 And <=5, сообщение об ошибке: «Введите оценку 2,3,4 или 5» |
Адрес |
Текстовый, размер поля: 50 |
Стипендия |
Текстовый, размер поля: 20, поле со списком (список значений: не получает, получает обычную, получает повышенную) |
Заполняем базу данных «Студенты» в режиме Таблица, как показано на рисунке 1 (заполнено 5 записей).
Рисунок 1 – Таблица базы данных «Студенты»
Если случайно введена не верная оценка, то база данных нам выдаст окошко об ошибке:
Рисунок 2 – Окно об ошибке
Создаем форму для базы данных «Студенты» с помощью мастера и продолжаем заполнение базы данных (всего не менее 15 записей). Форма базы данных «Студенты» показана на рисунке 3.
access приложение таблица база
Рисунок 3 – Форма базы данных «Студенты»
Для создания списка студентов, получающих стипендию, используем конструктор запросов, создаем запрос для выборки информации из БД (рисунок 4).
Рисунок 4 – Запрос для поиска студентов, получающих стипендию
Выполнив запрос, выводим список студентов, которые получают стипендию (рисунок 5).
Рисунок 5 – Список студентов, получающих стипендию
Далее создадим запрос по таблице «Студенты» для подсчета количества студентов в базе данных (рисунок 6).
Рисунок 6 – Запрос для подсчета количества студентов в базе данных
Создадим запрос на выборку студентов, сдавших все экзамены на отлично (рисунок 7).
Рисунок 7 – Запрос на выборку студентов, сдавших сессию на отлично
Создаем отчет о студентах, включив в него статистические данные: общее количество студентов, а также количество и процент студентов, сдавших экзамены на отлично (рисунок 8).
Рисунок 8 – Макет отчета о студентах, сдавших экзамены на отлично
Получившийся отчет мы можем увидеть на рисунке 9.
Рисунок 9 – Отчет о студентах
Список литературы
С. Симонович, Г. Евсеев. Специальная Информатика: учебное пособие, 2003.
А. Гончаров. Access 2003: самоучитель с примерами, 2003.
Б. Карпов. Microsoft Access 2000: справочник, 2001.
Microsoft Access 2003. Шаг за шагом.