Модель информационной структуры предприятия социально-культурного сервиса и туризма
План:
Введение
1. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме
1.1 Понятие об информационных технологиях
1.2 Классификация информационных технологий
2. Тенденции информационной структуры предприятия социально-культурного сервиса и туризма
2.1 Основные принципы
2.2 Влияние информационных технологий на развитие социально-культурного сервиса и туризма
Заключение
Список использованной литературы
Введение
«Модель информационной структуры предприятия социально-культурного сервиса и туризма» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Тема данной работы актуальна потому, что вызывает огромный интерес в сфере связей с общественностью.
Начиная с 1960 годов быстрое развитие информационных технологий распространилось почти на каждую сферу деятельности, и некоторые из наиболее плодотворных приложений появились в отраслях сферы обслуживания, в бухгалтерском учете, банковском деле и розничной торговле, а также в гостиничном бизнесе. Более поздние разработки компьютерной техники и программного обеспечения позволили широко использовать их в операциях как небольших, так и крупных гостиниц. Сейчас эта технология дает возможность иметь быстродействующие, надежные и дешевые электронные устройства.
В структуре предприятий социально-культурного сервиса и туризма важны быстродействие и скорость новой технологии – при ответе гостям, агентам бюро путешествий и туроператорам, делающим запросы о наличии номеров, при осуществлении бронирования, при связывании бронирования с регистрацией гостей, начислениях на гостей и окончательном расчете по счетам.
Информационная технология точна, а точность очень важна в связи с общественностью. Продажа напитков влияет на наличные или на счет гостя, запас спиртных напитков и анализ дохода гостиницы: она оказывает влияние на все три аспекта в одинаковой степени.
Новая технология становится дешевой в использовании, дешевле обычных средств автоматизации офисного труда, и при возрастании стоимости труда офисных служащих в гостиницах возможности для экономии могут быть значительными.
Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах следующих авторов: Калашникова И.В., Вострокнутова Е.А., Агеева Д.А. и др.
Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы:
Цель работы – рассмотреть модель информационной структуры предприятия социально-культурного сервиса и туризма.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме.
2. На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о тенденциях информационной структуры предприятия социально-культурного сервиса и туризма.
3. Рассмотреть сущность и специфику влияние информационных технологий на развитие социально-культурного сервиса и туризма.
4. Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.
5. Предложить собственное виденье на данную проблему и найти пути её разрешения.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав и заключения. Название глав отображает их содержание.
1. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме
1.1 Понятие об информационных технологиях
Любые управленческие информационные процессы включают в себя процедуры регистрации, сбора, передачи, хранения, обработки, выдачи информации и принятия управленческих решений. Информационные технологии представляют собой те средства и методы, с помощью которых реализуются эти процедуры в различных информационных системах.
В системах организационного управления наиболее распространены автоматизированные информационные технологии, в которых выработка управляющего воздействия возложена на человека — лицо, принимающее решение. К таким системам относятся практически все информационные системы, используемые в области социально-культурного сервиса и туризма.
Современные информационные системы состоят из нескольких видов обеспечивающих подсистем, к которым относятся: техническое, программное, информационное, организационное, правовое и эргономическое обеспечения.1
Техническое обеспечение представляет собой комплекс технических средств, обеспечивающих функционирование информационной системы. В него входят персональные компьютеры, периферийное оборудование (принтеры, сканеры, плоттеры и т.д.), средства коммуникации и связи (модемы, сетевые платы и т.д.), а также средства оргтехники (ксероксы, факсы и т.д.). Средства оргтехники целесообразно включать в техническое обеспечение информационной системы, так как они органично встраиваются в систему сбора, передачи и обработки информации и являются неотъемлемым атрибутом современного офиса. Кроме того, функции принтера, ксерокса, факса выполняет одно устройство. Выбор необходимого состава технических средств должен определяться прежде всего функциональными задачами информационной системы и соответствующей предметной областью.
Программное обеспечение — это совокупность программ и документации на них, реализующих основные функции информационной системы. Рынок программного обеспечения, предназначенный для реализации задач в области социально-культурного сервиса и туризма, достаточно обширен. Необходимость разработки собственного программного обеспечения возникает только при решении уникальных задач.
Информационное обеспечение представляет собой совокупность информационной базы предметной области и средств и методов ее обработки. Создание информационной базы в области социально-культурного сервиса и туризма является одной из сложнейших проблем. Прежде всего встают вопросы проектирования информационной базы, которые являются определяющим условием успешной работы всей системы в будущем. Не менее трудоемкой задачей является наполнение информационной базы конкретными данными.
Организационное обеспечение представляет собой комплекс методов и правил организации работы с информационной системой, а также описание должностных инструкций пользователей информационной системы. В сложных информационных системах этот вид обеспечения играет весьма важную роль, так как он определяет порядок функционирования информационной системы. Несоблюдение правил пользования информационной системой и невыполнение должностных инструкций могут привести к неадекватности базы данных и, как следствие, к принятию неправильных управленческих решений.
Правовое обеспечение включает в себя комплекс правовых норм и прав пользователей информационной системы. Эта подсистема обеспечивает ограничение доступа к данным различных категорий пользователей, как правило, путем организации парольного доступа. Кроме того, в настоящее время одними из важнейших вопросов становятся проблемы защиты информации от несанкционированного доступа.
Эргономическое обеспечение предполагает разработку рекомендаций и норм правильной организации рабочего места пользователя системы, в том числе правильное расположение компьютеров в помещении, соблюдение необходимого уровня освещенности, установление нормирования работы пользователя за компьютером и т. п.
К современным техническим средствам реализации информационных технологий относятся: персональные компьютеры; локальные и глобальные вычислительные сети; коммуникационные средства; телефонная техника; видеоинформационные системы и др. Современные информационные системы предполагают, как правило, интеграцию различных программных продуктов. В состав информационной системы входят средства для документационного обеспечения управления, информационной поддержки предметных областей, в частности социально-культурного сервиса и туризма, коммуникационное программное обеспечение, средства организации коллективной работы сотрудников и другие вспомогательные технологические продукты.
Внедрение информационных технологий предполагает не только автоматизацию основных информационных бизнес-процессов, но иногда и их существенное изменение. Это связано с совершенствованием документооборота в системе, а повышение надежности и оперативности предоставления информации позволяет больше времени уделять ее анализу, а не рутинной обработке.2
Внедрение современных информационных технологий должно обеспечивать выполнение ряда требований, в том числе наличие удобного и дружественного интерфейса, обеспечение безопасности с помощью различных методов контроля и разграничения доступа к информационным ресурсам, поддержку распределенной обработки информации, использование архитектуры клиент-сервер, модульный принцип построения систем, поддержку технологий Интернет и т.д.
1.2 Классификация информационных технологий
Современная индустрия социально-культурного сервиса и туризма за последние годы претерпела весьма существенные изменения в связи с внедрением новых компьютерных технологий. Успешное функционирование любой фирмы на рынке туристского бизнеса практически немыслимо без использования современных информационных технологий. Специфика технологии разработки и реализации турпродукта требует таких систем, которые в кратчайшие сроки предоставляли бы сведения о доступности транспортных средств и возможностях размещения туристов, обеспечивали бы быстрое резервирование и бронирование мест, а также автоматизацию решения вспомогательных задач при предоставлении туристских услуг (параллельное оформление таких документов, как билеты, счета и путеводители, обеспечение расчетной и справочной информацией и др.). Это достижимо при условии широкого использования в социально-культурном сервисе и туризме современных компьютерных технологий обработки и передачи информации.
Индустрия социально-культурного сервиса и туризма настолько многолика и многогранна, что требует применения самых разнообразных информационных технологий, начиная от разработки специализированных программных средств, обеспечивающих автоматизацию работы отдельной туристской фирмы или отеля, до использования глобальных компьютерных сетей.
В настоящее время формирование турпродукта предусматривает использование глобальных распределительных систем GDS (Global Distribution System), обеспечивающих быстрое и удобное бронирование билетов на транспорте, резервирование мест в гостиницах, прокат автомобилей, обмен валюты, заказ билетов на развлекательные и спортивные программы и т. д.
В сфере социально-культурного сервиса и туризма также широко распространен видеотекст, сочетающий возможности компьютерных систем резервирования, электронной почты, телекса, электронных газет.
информационный структура сервис туризм
2. Тенденции информационной структуры предприятия социально-культурного сервиса и туризма
2.1 Основные принципы
Изучение тенденций и закономерностей комплексного освоения, планирование положительных результатов и управление ими – сложная методологическая проблема в сфере социально-культурного сервиса и туризма. В качестве значимых признаков в социально-культурном сервисе и туризме выделяют: источник идеи, степень новизны, широту воздействия, масштабность, связность и инвестиционное наполнение.3
Процесс работоспособности в социально-культурном сервисе и туризме достаточно специфичен. Он получает, как правило, свое признание, с одной стороны, через степень удовлетворенности клиента, а с другой стороны, в основном благодаря принятию совместных решений туристскими организациями, органами управления отраслью в регионе, органами местного самоуправления и общественными организациями, деятельность которых связана с туризмом, а также благодаря оценке отрасли местным населением. Только такое взаимодействие всех элементов (субъектов и объектов) инновационного процесса может привести к появлению существенного синергетического эффекта, выраженного в качестве роста (развития) сферы туризма. Комплексность и трансформируемость открытий, когда внедрение новых услуг (продукта) в одной области дает эффект (и возможно, более сильный) в другой, составляющий их сущность в отрасли, потому нуждаются в научно обоснованной организации и управлении.
Основные принципы социально-культурного сервиса и туризма:
1. Принцип научности, заключающийся в использовании научных знаний и методов для реализации инноваций.
2. Принцип системности. Разрабатываемая стратегия инновационного развития в регионе должна учитывать факторы и условия, необходимые для удовлетворения потребностей людей в отдыхе; ресурсные возможности региона (экономические, финансовые, кадровые и другие); социальное воздействие на общество; факторы внешней среды.
3. Принцип соответствия услуг потребностям. Предлагаются только те услуги, которые действительно нужны клиенту, а не те, которые может произвести и внедрить организация.
4. Принцип позитивности результатов, состоящий в предупреждении неразумного, не продуманного создания и внедрения новшества, которое может быть опасно, во-первых, для клиента; во-вторых, для конкретного предприятия; в-третьих, для биосферы и общества в целом.
5. Принцип имманентности инвестиционным процессам. Для проведения необходимых исследований, разработки и материализации используются инвестиционные ресурсы, эффективность которых определяется степенью значимости и масштабностью услуг.
6. Соответствие инновационной деятельности и ее результатов уровню развития общества.
7. Принцип связности. Процесс заканчивается появлением на рынке продукта, который должен на определенном этапе своего жизненного цикла вызывать потребность (стимулировать идею) создания следующего нового продукта (услуги) и обеспечивать финансовую поддержку этого процесса.
8. Принцип безопасности. Любое предложение должно гарантировать отсутствие вреда для человека и окружающей его среды.
2.2 Влияние информационных технологий на развитие социально-культурного сервиса и туризма
Туристский бизнес, являясь одной из самых динамичных сфер экономики, представляет собой высоко насыщенную информационную отрасль. Другими словами, сбор, хранение, обработка и передача актуальной информации являются важнейшим и необходимым условием функционирования любого туристского предприятия. Успех бизнеса некоторых отраслей экономики напрямую зависит от скорости передачи и обмена информацией, от ее актуальности, своевременности получения, адекватности и полноты. В связи с этим успешное развитие туристского бизнеса предполагает широкое использование новейших технологий как в области создания турпродукта, так и его продвижения на рынок услуг.
Современные компьютерные технологии активно внедряются в сферу туристского бизнеса, и их применение становится неотъемлемым условием повышения конкурентоспособности любого туристского предприятия. Индустрия туризма позволяет использовать все многообразие компьютерных технологий, начиная от специализированных программных продуктов управления отдельной туристской фирмой до применения глобальных компьютерных сетей.
Наибольшее влияние современные компьютерные технологии оказывают на продвижение туристского продукта (распространение и продажи). Прежде всего, это касается возможности формирования новых маркетинговых каналов продвижения и сбыта туристского продукта. Так, в области рекламы широкое распространение получила прямая рассылка туристской информации по электронной почте (direct-mail). В последние годы большинство туристских предприятий создают свои собственные сайты в Интернете, а также используют баннерную рекламу. Хотя эффективность этих каналов распространения туристского продукта в России не очень высока, это направление следует рассматривать как весьма перспективное.4
Одним из основных направлений применения информационных технологий в туризме является внедрение мультимедийных технологий, в частности справочников и каталогов. В настоящее время туристские справочники и каталоги выпускаются в книжном исполнении, на видеокассетах, на лазерных дисках CD-ROM, в сети Интернет. Электронные каталоги позволяют виртуально путешествовать по предлагаемым маршрутам, просмотреть эти маршруты в активном режиме, получить информацию о стране, объектах по трассе маршрута, данные о гостиницах, кемпингах, мотелях и других средствах размещения, ознакомиться с системой льгот и скидок, а также законодательством в сфере туризма. Кроме того, в этих каталогах обычно приводятся информация о правилах оформления туристских документов, туристские формальности, модели поведения туриста в экстремальных ситуациях и т.д. Клиент может спланировать программу тура, выбрать его по заданным оптимальным параметрам (цена, система льгот, система транспорта, сезон и др.).
Использование мультимедийных технологий оперативно предоставляет потенциальному клиенту информацию о любом интересующем его туре и тем самым позволяет быстро и безошибочно выбрать подходящий турпродукт. При этом туроператор (турагент) имеет возможность при необходимости внести изменения в данный тур или сформировать новый эксклюзивный тур, произвести бронирование мест и продать туристу созданную в оперативном режиме туристскую услугу.
Заключение
Подводя итог работы, можно сделать следующие выводы.
Сфера социально-культурного сервиса и туризма сегодня одна из наиболее перспективных и прибыльных, которая постоянно развивается, несмотря на различные препятствия политического, экономического и социального характера. Туристский бизнес во многих случаях является инициатором и экспериментатором в освоении и внедрении современных передовых технологий, непрерывно изменяет формы и способы предложения и предоставления услуг, открывает и осваивает новые возможности.
Работники социально-культурного сервиса и туризма имеют дело с многообразием форм и методов организации отдыха, путешествий, культурного досуга. Развитие туристского бизнеса возможно только на основе внедрения новых идей, совершенствования процессов производства товаров и услуг, расширения их ассортимента.
Ежедневно внедряются инновации самого разнообразного характера под влиянием, как научно-технического прогресса, так и интеллектуального развития человечества. Инновации в сфере социально-культурного сервиса и туризма иногда возникают совершенно неожиданно и даже непредсказуемо под влиянием событий в обществе.
Также важна роль государства в развитии социально-культурного сервиса и туризма, а разработка и реализация механизмов государственной поддержки данных направлений носит жизненный характер.
В области социально-культурного сервиса и туризма происходят кардинальные изменения. Современный уровень развития турбизнеса и жесткая конкуренция в этой области придают особую важность информационным системам туристских агентств. Функциональные возможности этих систем должны обеспечивать ввод, редактирование и хранение информации о турах, гостиницах, клиентах, о состоянии заявок, предусматривать вывод информации в форме различных документов: анкет, ваучеров, списков туристов, описаний туров, гостиниц; рассчитывать стоимость туров с учетом курса валют, скидок, контролировать оплату туров, формирование финансовой отчетности, перевод экспорт-импорт данных в другие программные продукты (Word, Excel, бухгалтерские программы) и прочие возможности. Эти системы не только ускоряют процесс расчетов и формирование документов, но и могут уменьшать стоимость услуг (турпакета), выбрав оптимальный по цене вариант доставки клиентов, размещения и т. п. Заказ на разработку уникальной информационной системы автоматизации офиса стоит достаточно дорого, да и в настоящее время в этом нет особой необходимости, так как существует ряд хорошо зарекомендовавших себя программных продуктов.
Применение информационных систем в области социально-культурного сервиса и туризма приводит к существенным изменениям в менеджменте, а также повышает качество обслуживания.
Список использованной литературы:
Агеев Д.А. Тенденции информационной структуры предприятия социально-культурного сервиса и туризма. М.: «Проспект», 2004
Биржаков М.Б. Основные принципы информационной структуры предприятия социально-культурного сервиса. СПб.: «Питер -М», 2005
Вострокнутов Е.А. Влияние информационных технологий на развитие социально-культурного сервиса. СПб.: «Коммерсант», 2007
Головоченков В.С. Основы информационной структуры предприятия социально-культурного сервиса и туризма. М.: «Бином», 2004
Ефимова О.К. Понятие об информационных технологиях. М.: «АСТ», 2004
Калашников И.В. Принципы информационной структуры предприятия социально-культурного сервиса и туризма. М.: «Наука», 2003
Ляпина И.Ю. Организация социально-культурного сервиса и туризма. М.: «Академия», 2006
Медлик С.И. Влияние информационных технологий на развитие социально-культурного сервиса и туризма. М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2003
Сергеева И.И. Классификация информационных технологий в сфере социально-культурного сервиса и туризма. СПб.: «Питер», 2006
Степанов А.Н. Модель информационной структуры предприятия социально-культурного сервиса и туризма. СПб.: «Питер», 2005
Тарасова Н.В. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. М.: «ИНФРА – М», 2006
1 Тарасова Н.В. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. М.: «ИНФРА – М», 2006.С.47
2 Ефимова О.К. Понятие об информационных технологиях. М.: «АСТ», 2004.С.109
3 Агеев Д.А. Тенденции информационной структуры предприятия социально-культурного сервиса и туризма. М.: «Проспект», 2004.С.126
4 Медлик С.И. Влияние информационных технологий на развитие социально-культурного сервиса и туризма. М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2003.С.99