Действия с векторами
Интегрированный урок геометрия-информатика.
Тема: «Действия с векторами»
Цели урока:
Более прочное усвоение знаний.
Развитие самостоятельности и умения планировать свою деятельность.
Обеспечит каждому учащемуся ситуацию успеха.
Задачи урока:
Продолжить формирование и закрепление навыков выполнения действий над векторами.
Формировать у школьников умение преодолевать трудности в учении.
Адаптация учащихся в новой психологической обстановке.
Воспитание бережного отношения к вычислительной технике.
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков с использованием ИКТ.
Ход урока.
Учитель:
«Французский писатель Анатоль Франс (1844-1924) однажды заметил: «Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом»
Так, давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету писателя: будем активны, внимательны, будем поглощать знания с большим желанием, ведь они пригодятся вам в дальнейшем.
Сегодня у нас необычный и очень ответственный урок по теме: «Действия с векторами». Необычный потому-что – это повторительно-обобщающий урок геометрии с применением компьютерных технологий, а ответственный потому, что вам нужно показать не только свои знания по теме: «Действия с векторами», но и знания и умения, которыми вы овладели на уроках информатики.
Как вы думаете, ребята, какие задачи стоят перед вами на сегодняшнем уроке?»
Учащиеся называют задачи. Если учащиеся затрудняются, то формулирую задачи сама:
повторить правила действий над векторами;
применить эти знания для решения геометрических задач;
применит знания предмета информатика для решения геометрических задач.
2. Небольшая историческая справка (сопровождение: компьютерная презентация).
Ученик:
«Термин «вектор» (от латинского vector – «несущий»)впервые появился в 1845 году у ирландского математика Уильяма Гамильтона (1805-1865) в работах по построению числовых систем. Понятие вектор возникает там, где приходится иметь дело с объектами, которые характеризуются величиной и направлением: например, скорость, сила, ускорение. Это понятие было охотно воспринято многими математиками и физиками. В современной математике оно играет важнейшую роль. Векторы применяются в классической механике, квантовой физике, в математической экономике и других многих разделах естествознания и различных областях математики».
3. Устная работа.
Учащиеся работают в группах. В каждой группе есть консультант, который в бланке учёта знаний фиксирует ответы учащихся. Правильный ответ оценивается в 1 балл.
Задание: Заполнить пропуски в предложениях (сопровождение: компьютерная презентация).
Вектор – это … для которого …началом, а какой … .
Вопрос: по рисунку на слайде назовите векторы, их начало и конец.
Два ненулевых вектора называются коллинеарными, если … на параллельных … или … .
Вопрос: по рисунку на слайде назовите коллинеарные векторы.
Два ненулевых вектора называются сонаправленными, если они … и направлены … .
Вопрос: по рисунку на слайде назовите сонаправленные векторы.
Два ненулевых вектора называются противоположно направленными, если они … и направлены … .
Вопрос: по рисунку на слайде назовите противоположно направленные векторы.
Векторы называются равными, если … и их длины … .
Вопрос: по рисунку на слайде назовите равные векторы.
4. Учитель:
«Применим эти знания для решения задач по готовым чертежам» ( см. приложение: компьютерная презентация).
5. Учитель:
«Повторим, как от данной точки отложить вектор, равный данному» ( каждый про себя, глядя на последовательность действий на слайде).м.отовым ля решения если ...тивоположно направленными, если они ...резентация).разделах естествознания и различных облас
6. Решение задач.
На столах у каждой группы имеются карточки с задачами. Учащиеся в группе предварительно обсуждают решение задачи, затем представитель от группы работает у доски, остальные в тетради.
Тексты задач на слайде.
7. Контролирующая самостоятельная работа с помощью компьютера. Учащиеся работают в среде Excel.
Задание: определить истинность утверждений. Если согласны с утверждением, то в жёлтую ячейку вводим слово «да», если не согласны, то «нет». (файл с самостоятельной работой прилагается).
После выполнения работы – самопроверка.
Учитель:
«Выделите столбец С жёлтым цветом. У вас появились правильные ответы, Сравните свои ответы с правильными. Подсчитайте количество правильных ответов. Один правильный ответ - один балл. Запишите заработанные баллы в бланк учёта знаний».
8. Самостоятельная творческая практическая работа на компьютере.
Работа выполняется в текстовом процессоре Word.
Учащиеся запускают MS Word.
Учитель: «Ребята, вы знаете, что в текстовый процессор Word, встроен векторный графический редактор, который представляет собой панель «Рисование»»
Вопросы и задания:
Как установить панель «Рисование?». Установите её.
Какие инструменты панели «Рисование» можно использовать для изображения вектора? Нарисуйте произвольный вектор.
Измените толщину вектора.
Измените цвет вектора.
Измените направление вектора.
С помощью какого объекта или инструмента можно обозначить вектор? Обозначьте построенный вектор.
Как построить вектор равный данному?
На столах учащихся имеются карточки с заданиями.
Учитель: «Прочитайте задание на карточке .Задайте вопросы, если они возникли. При выполнении задания проявите творчество. На работу отводится 10 минут. Каждое задание оценивается разным количеством баллов, в зависимости от сложности. Баллы в карточке указаны. Приступаем к выполнению задания».
Рефлексия урока.
Наш урок подошёл к концу. Нарисуйте в своей работе круг и подведём итог. А итог подведём с помощью старинной притчи. Слушайте!
Шёл мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А ты, ч то делал целый день?» и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма».
Ребята, давайте попробуем оценить каждый свою работу за урок.
- Кто работал, как первый человек, закрашивает круг синим цветом.
- Кто работал добросовестно – зелёным.
- Кто принимал участие в строительстве храма – красным.
Подсчитайте количество набранных баллов. Если вы набрали более 9 баллов, то вы получаете отметку «5»; если 7-8 баллов, то «4»; если 5-6 баллов, то «3».
Хочется отметить, что никто из вас не отнеся к работе равнодушно, и если у кого-то не всё получилось – не огорчайтесь: «Дорогу осилит идущий».
Урок окончен. Спасибо за урок!