Технология создания электронного учебного пособия

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.АКМУЛЛЫ

ФАКУЛЬТЕТ: СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ

КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ

КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: "Информационные ресурсы"

Выполнила:

студентка 45 группы

Юсупова Р.

Специальность: "Библиотечно-информационная деятельность"

Проверил: доцент

Якимчук Р.П.

Уфа 2010

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПОДГОТОВКА И СОСТАВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ

1.1 Понятие электронного учебного пособия, его отличительные характеристики

1.2 Принципы построения электронного учебного пособия

1.3 Подготовка и реализация в электронном виде материала для пособия

ГЛАВА 2. ПОДГОТОВЛЕННЫЙ ФРАГМЕНТ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ

2.1 Библиографические исследования науки

2.2 Информационная диагностика

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Вторая половина ХХ века стала периодом перехода к информационным обществам. Лавинообразный рост объёмов информации принял характер информационного взрыва во всех сферах человеческой деятельности.

Информационный взрыв породил множество проблем, важнейшей из которых является проблема обучения. Особый интерес представляют вопросы, связанные с автоматизацией обучения, поскольку "ручные методы" без использования технических средств давно исчерпали свои возможности. Наиболее доступной формой автоматизации обучения является применение ЭВМ, то есть использование машинного времени для обучения и обработки результатов контрольного опроса знаний учащихся.

Появление электронных учебных пособий можно воспринимать как качественно новую ступень информатизации образования. Началась информатизация отечественного образования в 1985 году (с государственной реформы образования 1984 г.), когда было принято исключительно важное правительственное решение о направлении в сферу образования нескольких тысяч первых советских персональных ЭВМ. На смену начальному адаптационному этапу, когда компьютер рассматривается как объект изучения, пришел второй, современный этап, характеризующийся использованием компьютера в качестве средства обучения.

Создание компьютерных технологий в обучении соседствует с изданием учебных пособий новой генерации, отвечающих потребностям личности обучаемого. Учебные издания новой генерации призваны обеспечить единство учебного процесса и современных, инновационных научных исследований, т.е. целесообразность использования новых информационных технологий в учебном процессе и, в частности, различного рода так называемых "электронных учебников".

Развитие активного, деятельностного начала в обучении, раскрытие и использование творческих способностей каждого обучаемого осуществляются через формирование познавательных потребностей путем организации поиска знаний в процессе изучения учебного материала и удовлетворение этих потребностей, что может быть обеспечено созданием специальных электронных учебных пособий.

Это актуализирует проблему организации профессиональной подготовки специалиста в процессе изучения различных образовательных областей посредством электронных учебных пособий по различным дисциплинам, в частности, по дисциплине "Информационно-аналитические технологии"

Объект данной исследовательской работы – технология подготовки и реализации электронного учебного пособия. Предметом является фрагмент пособия, построенный в соответствии с основными принципами разработки электронных учебных пособий.

Цель работы – подготовить фрагмент электронного учебного пособия для последующего включения в общую электронную оболочку.

Поставленная нами цель предполагает решение ряда задач:

    Определить понятие "электронное учебное пособие", изучить его особенности и принципы построения;

    В соответствии с выделенными принципами отобрать, систематизировать и выразить в электронной форме текстовый материал;

    Подобрать наглядный и справочный материал и связать с полученным текстом при помощи гиперссылок.

Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (21 источник) и приложений. В первой главе рассматривается процесс подготовки и составления электронного учебного пособия, во второй приведены непосредственно составленные главы. Приложения включают дополнительный слой учебного материала, связанный в реализованном пособии гиперссылками с основным текстом.

ГЛАВА 1. ПОДГОТОВКА И СОСТАВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ

1.1 Понятие электронного учебного пособия, его отличительные характеристики

Электронное учебное пособие - программно-методический обучающий комплекс, соответствующий типовой учебной программе и обеспечивающий возможность студенту самостоятельно или с помощью преподавателя освоить учебной курс или его раздел. Данный продукт создается со встроенной структурой, словарями, возможностью поиска и т.п.

Электронное учебное пособие может быть предназначено для самостоятельного изучения учебного материала по определенной дисциплине или для поддержки лекционного курса с целью его углубленного изучения.

Простейшим электронным учебником может являться конспект лекций преподавателя, набранный им самим (или даже студентами с целью размножения хорошего конспекта в большом числе экземпляров при минимальных затратах) и размещенный на студенческом сервере или на другом общедоступном электронном узле. Однако такой учебник, по существу, ничем не отличается от размноженного печатным методов конспекта и в нем никак не использованы специфические возможности электронного издания. К главным таким особенностям можно причислить:

1. возможность построения простого и удобного механизма навигации в пределах электронного учебника;

2. развитый поисковый механизм в пределах электронного учебника, в частности, при использования гипертекстового формата издания;

3. возможность встроенного автоматизированного контроля уровня знаний студента;

4. возможность специального варианта структурирования материала;

5. возможность адаптации изучаемого материала учебника к уровню знаний обучаемого, следствием чего является резкий рост уровня мотивации обучаемого;

6. возможность адаптации и оптимизации пользовательского интерфейса под индивидуальные запросы обучаемого.

К дополнительным особенностям электронного учебного пособия по сравнению с печатным следует отнести:

1. возможность включения специальных фрагментов, моделирующих течение многих физических и технологических процессов;

2. возможность включения в учебник аудио-файлов, в частности, для сближения процесса работы с учебником и прослушивания лекций этого же преподавателя;

3. возможность включения в состав учебника фрагментов видеофильмов для иллюстрации определенных положений учебника;

4. включение в состав пособия интерактивных фрагментов для обеспечения оперативного диалога с обучаемым;

5. полномасштабное мультимедийное оформление учебника, включающее в себя диалог на естественном языке, организацию по запросу обучаемого видеоконференции с автором (авторами) и консультантами и пр.

Таким образом, кроме разного носителя, электронное учебное пособие имеет ряд принципиальных отличий от учебника, изготовленного типографским способом:

возможность мультимедиа;

обеспечение виртуальной реальности;

высокая степень интерактивности;

возможность индивидуального подхода к обучающемуся.

Внедрение в структуру электронного пособия элементов мультимедиа позволяет осуществить одновременную передачу различных видов информации. Обычно это означает сочетание текста, звука, графики, анимации и видео. Средства наглядной демонстрации позволяют улучшить восприятие нового материала, включить в процесс запоминания не только слуховые, но и зрительные центры.

Многие процессы и объекты в электронном учебнике могут быть представлены в динамике их развития, а также в виде 2-х или 3-х мерных моделей, что вызывает у пользователя иллюзию реальности изображаемых объектов.

Интерактивность позволяет установить обратную связь от пользователя информации (студента) к ее источнику (преподавателю). Для интерактивного взаимодействия характерна немедленная ответная и визуально подтвержденная реакция на действие, сообщение.

Таким образом, электронные пособия имеют большую практическую ценность. С их помощью можно не только сообщать фактическую информацию, снабженную иллюстративным материалом, но и наглядно демонстрировать те или иные процессы, которые невозможно показать при использовании стандартных методов обучения. Кроме того, обучаемый может воспользоваться электронным пособием самостоятельно, без помощи преподавателя или руководителя, находя ответы на интересующие его вопросы. Также важное значений электронных пособий состоит в том, что преподаватель может быстро дополнять и изменять текстовый или иллюстративный материал при возникновении такой необходимости, что очень важно для столь динамично изменяющейся дисциплины, как "Информационно-аналитическая деятельность".

1.2 Принципы построения электронного учебного пособия

Электронное пособие (как, впрочем, и любое электронное издание) для достижения максимального эффекта должно быть составлено несколько иначе по сравнению с традиционным печатным пособием: главы должны быть более короткие, что соответствует меньшему размеру компьютерных экранных страниц по сравнению с книжными, затем каждый раздел, соответствующий рубрикациям нижнего уровня, должен быть разбит на дискретные фрагменты, каждый из которых содержит необходимый и достаточный материал по конкретному узкому вопросу. Как правило, такой фрагмент должен содержать один-три текстовых абзаца (абзацы также должны быть короче книжных) или рисунок и подпись к нему, включающую краткое пояснение смысла рисунка.

Таким образом, студент просматривает не непрерывно излагаемый материал, а отдельные экранные фрагменты, дискретно следующие друг за другом. Дискретная последовательность экранов находится внутри (и в пределах) наименьшей структурной единицы, позволяющей прямую адресацию, т. е. внутри параграфа или подпараграфа (того, что характеризуется заголовком третьего уровня) содержится один или несколько фрагментов, последовательно связанных друге другом гипертекстовыми связями. На основе таких фрагментов проектируется слоистая структура учебного материала, которая содержит:

слой, обязательный для изучения;

слой для более подготовленных пользователей;

слой для более глубокого изучения определенных разделов;

вспомогательные слои;

специальный слой "Основные понятия и определения",

дополнительный слой рекомендаций по применению полученных знаний.

Такая организация учебного материала обеспечивает дифференцированный подход к обучаемым в зависимости от уровня их подготовленности, результатом чего является более высокий уровень мотивации обучения, что приводит к лучшему и ускоренному усвоению материала.

В связи с существенно различной природой печатного материала и электронного издания (в электронном издании не засунешь палец между страницами и пр.) в последнем возникают две новые и существенные проблемы:

проблема размещения и оформления текстового и графического материла на рабочей поверхности экрана, а также размер этой поверхности, использование признака цветности и субъективная реакция пользователей на наличие этих элементов;

проблема ориентации и перемещения пользователя внутри электронного издания: между разделами, графикой и рисунками, страницами, включая овладение различными уровнями материала и перемещение между ними, фиксация своих шагов в процессе изучения для обеспечения возможности контроля и статистических исследований.

Способы работы с печатными материалами устанавливались в течение нескольких веков и тесно переплетены с нашими все еще недостаточно исследованными взглядами на то, как изучать, что изучать, как должна выглядеть книга или журнал. В то же время эра электронных материалов пришла быстро и внезапно. Поэтому весьма важна роль оптимизации работы с соответствующими материалами, включая как первую, так и вторую проблему.

Размещение информации на поверхности экрана

При работе с электронными материалами следует учитывать несколько моментов:

гарнитура, кегль и начертание отдельных символов;

размещение текста и свободное пространство на поверхности экрана (в полиграфии говорят об "осветленном" пространстве);

виды используемых иллюстраций и графики;

читаемость, логическая структура и другие языковые качества электронного текста;

особенности реакции пользователя на электронный материал (на то, как материал классифицирован, связь осознания материала пользователем сего представлением и пр.).

Хотя печатные гарнитуры несколько отличаются от экранных компьютерных шрифтов, последние в настоящее время получили достаточное распространение и характеризуются широким разнообразием рисунка. Как правило, читатель предпочитает работать с простыми по начертанию гарнитурами (Times, Courier, Arial, Sans Serif). Вероятнее всего, это связано с тем, что экранное разрешение в несколько раз меньше, чем у печатного текста.

Во многих работах отмечено также, что большинству пользователей предпочтительнее работать с более плотными экранными текстами (т.е. с малыми размерами кеглей), которые расположены на экране компактно, легче воспринимаются взглядом как нечто единое, цельное. Аналогичные данные получены при исследовании работы пользователей с телетекстом на экране телевизора: большинство (56%) работающих с ним предпочитают иметь на экране предельно большое количество информации, что может быть достигнуто как за счет уменьшения кегля, так и более компактного размещения блоков текста на экране.

Размещение блоков информации на поверхности экрана и их взаимодействие с осветленным пространством экрана относится уже ко второй позиции. Именно количество и размещение осветленного пространства на экране играет самую важную роль как в нахождении нужного фрагмента материала из общего их экранного множества, так и в восприятии информационного содержания фрагментов текста. Здесь важно не только расстояние между отдельными разделами текста, но и размещение заголовков и соотношение кеглей и начертаний заголовков и фрагментов рядового текста. Интересно отметить, что упомянутые выше элементы, как показали многие исследования, играют важную роль не только в осознании и понимании содержания материала пользователем, но и в его последующем кодировании и переводе в долговременную память для последующего длительного хранения и дальнейшего использования (запоминания).

Исключительно негативную роль, как с точки зрения производительности, так и осознания и запоминания информации играет мигание и дрожание строк текста.

Важнейшим положительным фактором является использование при отображении признака цветности. В печатном материале применение цвета существенно увеличивает информационную избыточность материала, и, что еще важнее, резко увеличивает затраты на подготовку печатного материала. Поэтому в печатном материале цвет используется осторожно и только в случае крайней необходимости. В то же время при работе с электронным материалом ничто не препятствует широкому использованию признака цветности, так как в компьютере, в большинстве случаев, используется цветной монитор. Цветом могут выделяться следующие фрагменты:

текстовые заголовки;

блоки определенного текста;

графика и иллюстрации;

осветленные пространства, которые обычно выделяются светлыми тонами (например, желтым, светло-зеленым, бледно-розовым и пр.);

цветом может выделятся и фактура (подложка, т. е. нечто, подобное тонированию бумаги) трех первых позиций;

цветом же рекомендуется выделять все гипертекстовые ссылки, не зависимо оттого, относятся ли они к текстовому или графическому фрагменту учебника.

Виды используемой графики и иллюстраций – еще один из аспектов оформления пользовательского интерфейса поверхности экрана. Иллюстрации и графика сложны для разработки, но являются, в большинстве случаев, предпочтительными для пользователей, так как графическая форма представления материала характеризуется многократно большим информационным объемом и скоростью восприятия информации. Здесь также нет соответствия между печатным и электронным материалами. Если читатель печатного текста в большинстве случаев не ждет графику (или ожидает ее достаточно редко), то компьютерный пользователь автоматически предполагает высокий процент графики и иллюстраций.

В обучающем и познавательном материале эти ожидания проявляются особенно остро. Ведь графика и иллюстрация - нормальная часть рабочего материала, а в печатных изданиях их число обычно искусственно занижено, что связано с дополнительными расходами на их подготовку и включение в учебник. В электронных изданиях, в отличие от печатных, графика может не только находится внутри текста, но и выводится в отдельном окне, которое открывается (активизируется) и закрывается пожеланию пользователя.

Языковые качества электронного текста также значительно отличаются от соответствующих характеристик печатного текста. В электронных изданиях следует использовать преимущественно короткие четкие предложения и сжатые параграфы, позволяя пользователя предельно быстро просмотреть экран, отыскивая нужную информацию. Множество исследователей интересовалось реакцией пользователя на использование аббревиатур и сокращений с тем, чтобы лучше использовать ограниченную поверхность экрана, но пока рекомендуется ограничиваться только общеупотребительными элементами этого типа.

Последний фактор состоит в субъективной реакции пользователя на оформление текста. Если пользователю неприятен стиль оформления текста, то его производительность при работе с ним конечно снизится. Большинство специалистов считают, что познавательная ценность электронного текста измеряется тремя характеристиками: первоначальная реакция пользователя на текст; привлекательность текста; его ясность.

Из этих характеристик привлекательность наиболее субъективна, поэтому привлекательность текста для пользователя может быть достигнута предоставлением ему возможности (в определенных пределах) самостоятельно установить формат представления материала на экране, а может быть, даже управлять системой в целом, включая расположения фрагментов текста, иллюстраций и осветленного пространства, т. е. полностью конфигурировать экранный интерфейс.

Проблема ориентации и перемещения пользователя внутри электронного издания

Ориентация учащегося в учебнике достигается несколькими путями. Прежде всего, как и в печатном изданий, с помощью заголовков. Рубрикация электронного учебника должна характеризоваться большей глубиной (большим числом уровней), чем у печатного. Разделы электронного учебника должны быть достаточно короткими, каждый раздел должен содержать исчерпывающую информацию по одному конкретному вопросу.

Другой вариант ориентации связан с использованием в электронном учебнике колонтитулов (как и в печатном пособии). Колонтитул может быть предусмотрен на каждой экранной странице и позволяет контролировать название изучаемой главы и параграфа, т. е. пользователь не теряет ориентации в учебнике.

Перечисленные средства ориентации наиболее распространены, хотя можно использовать и некоторые другие, например, в форме всплывающей подсказки, содержащей название раздела или даже в виде представления на экране фрагмента графа рубрикаций, в котором указано (например, выделено цветом) название изучаемого раздела.

Перемещение внутри электронного учебника, в подавляющем большинстве случаев, производится с помощью гипертекстовых ссылок. Известно, что в печатном пособии для перемещения также используются ссылки типа: (см. параграф ...) или (см. стр. ...), или же оглавление, где указаны номера страниц соответствующих разделов.

Гипертекст – это способ нелинейной подачи текстового материала, при котором в тексте имеются каким-либо образом выделенные слова, имеющие привязку к определенным текстовым фрагментам. Таким образом, пользователь не просто листает по порядку страницы текста, он может отклониться от линейного описания по какой-либо ссылке, т.е. сам управляет процессом выдачи информации. В гипермедиа системе в качестве фрагментов могут использоваться изображения, а информация может содержать текст, графику, видеофрагменты, звук.

1.3 Подготовка и реализация в электронном виде материала для пособия

Так как перед нами стоит задача не создания электронного учебного пособия полностью, а подготовка текстового и наглядного материала для фрагмента учебника (в частности, двух глав), мы пользовались средствами программ Microsoft Word и Microsoft PowerPoint основного пакета MS Office.

Основной текст глав представлен в редакторе Microsoft Word и содержит гиперссылки как на фрагменты текста самой главы, так и на внешние файлы: презентации, практические и теоретические задания, тезаурус.

Приступая к созданию пособия, основанного на принципах гиперактивности и мультимедийности, следует учитывать, что вся учебная информация, благодаря гипертекстам, распределяется на нескольких содержательных уровнях.

Смысловые отношения между уровнями могут быть выстроены различными способами.

Наиболее распространенный способ структурирования линейного учебного текста при переводе его на гипертекстовую основу предполагает размещение на 1-ом уровне - основной информации, на 2-ом уровне - дополнительной информации, содержащей разъяснения и дополнения, на 3-ем уровне - иллюстративного материала, на 4-ом уровне - справочного материала (при этом 4-ый уровень может отсутствовать, а справочный материал - быть переведен в структуру мультимедиа курса отдельным элементом).

В нашем случае текст представлен тремя уровнями: основной уровень включает краткое содержание рассматриваемой темы, раскрытие основных понятий – другими словами, обязательную для изучения информацию. Второй уровень предоставляет обучаемому дополнительные сведения и предназначен для более глубокого изучения темы или повторения уже пройденного материала (например, расшифровка каких-либо ранее изученных терминов), сюда же включается и справочная информация.

Третий уровень (в нашем случае правильнее назвать его дополнительным) включает наглядный материал и представлен презентацией Microsoft PowerPoint. Она содержит предельно краткое изложение темы, т.н. мультимедийную лекцию.

Опыт использования мультимедийных лекций позволил установить следующие их преимущества:

§ Более полное раскрытие темы;

§ Предоставление графического материала;

§ Возможность повторить наиболее сложные моменты темы (благодаря анимации);

§ Сопровождение лекции визуальными примерами для более целостного восприятия темы.

Для оформления фона слайда чаще выбираются более холодные тона (синий или бордовый), что обусловлено изменением фона слайда при показе презентации через диапроектор в отличие от презентации на компьютерном мониторе. Для цвета текста используем контрастные цвета (желтый, зеленый, иногда белый). Информация располагается на слайде преимущественно горизонтально, шрифт Arial, для выделения текста используется жирный шрифт, курсив или подчеркивание, рамки, границы, заливки разных цветов, разнообразные стрелки (WordArt). Для интереса презентации широко используются разнообразные анимационные возможности, в частности, анимация на вход, на выход, выделение и перемещение. В меньшей степени привлекаемы звуковые эффекты, по нашему мнению, отвлекающие внимание от содержания информации на слайде.

На слайде размещаются короткие слова, предложения, стилистически простые, лаконичные, высокоинформативные.

ГЛАВА 2. ПОДГОТОВЛЕННЫЙ ФРАГМЕНТ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ

2.1 Библиографические исследования науки

Библиографические исследования науки – это процесс получения нового научного знания с использованием методов библиографии и на основе накопленных библиографических ресурсов. О.М. Зусьманом определяет их как "процессы получения новых научных знаний посредством специально проводимого анализа библиографических ресурсов с использованием методов библиографии и последующим синтезом выявленной информации. В качестве познаваемой действительности выступают социальные, социально-экономические, психологические, культурно-исторические, природные и т.п. явления и объекты, в явном (т.е. описанные в текстах) или неявном виде отраженные в потоке библиографированной литературы"

Благодаря библиографическим исследованиям можно решать следующие задачи факто-концептографической деятельности: восстанавливать историческое прошлое, используя сохранившиеся документальные источники, раскрывать состояние засекреченных объектов (фирменные секреты, государственные тайны), сопоставлять и анализировать аналогичные процессы, протекавшие в разных странах, отраслях, исторических эпохах.

Научно-технический потенциал любой сферы деятельности состоит из нескольких основных компонентов, среди которых наиболее важными для библиографии как сферы профессиональной деятельности, представляются теоретико-методическое обеспечение этой сферы, ее информационные ресурсы (т.е. совокупность доступных библиографических пособий и баз данных), технические средства и уровень подготовки кадров (кадровое обеспечение), обеспечивающих использование этих ресурсов. Анализу подлежат не все, а лишь некоторые аспекты изменений тех элементов библиографии, которые максимально влияют на процесс актуализации БИ.

Согласно основному положению, лежащему в основе идеи БИ, процессы, происходящие в науке (имеется в виду, как развитие научного знания, так и особенности научной деятельности) в явном или неявном виде отражаются в первичном документальном потоке – результате научной деятельности. Сам процесс БИ есть получение оригинальной, достоверной, имеющей реальных потребителей научной и т.п. информации на основе анализа комплекса доступных информационно-библиографических ресурсов (ИБР). Поэтому наличие необходимых ресурсов, их доступность, возможности (в плане применимости для целей БИ) и определяют реальность проведения БИ, опосредуют их результативность. Видимо, именно состояние ИБР обусловливает возможность БИ, а постепенная "подстройка" ИБР под задачи БИ определяет процесс их становления как одного из методов современной науки. Принципиальное положение – признание постепенного онаучивания ИБР. Вплоть до последнего времени, никто не стремился совершенствовать библиографические пособия и БД с учетом задач БИ. Их оптимизация имела только традиционные цели информационно-библиографической работы. Однако, решая традиционные задачи, библиографы создавали библиографические пособия и базы данных, все более ориентированные на задачи БИ. В качестве доказательств, укажем что даже самый используемый сегодня для БИ источник - указатель (БД) Science Citation Index был создан Ю. Гарфилдом в целях поиска литературы по ссылкам и лишь позже стал применяться для БИ.

БИ основаны на анализе значительных, а иногда очень больших объемов литературы. Так, например, при изучении развития какого-либо научного направления необходимо выявить и учесть все или все значимые документы по проблеме (задача сравнимая с созданием крупных фундаментальных библиографических пособий), если проводится изучение вклада в мировую науку определенного сообщества ученых – необходимо установить все документы созданные его членами и достигшие (принятые) учеными мира для использования. Поэтому проведение крупномасштабных БИ на основе традиционных библиографических пособий крайне затруднено, ибо требует создание специальных картотек первичных документов, включающих сотни, а для крупномасштабных исследований, и тысячи вторичных документов, заимствованных из разных источников. Трудоемкость и длительность формирования таких массивов делали в прошлом проведение крупномасштабных БИ не экономичными, а процесс получения результатов длительным. Даже локальные БИ казались трудоемкими. Сегодня ситуация изменилась.

Создание ИБР в виде разнообразных машиночитаемых библиографических баз данных, и, особенно, доступ к ним по информационным сетям, позволяют перевести БИ из разряда библиографической экзотики в повседневную практику. Таким образом, продвижение БИ на рынок информационных услуг, прежде всего, связано с достижениями информационных технологий, в т.ч.: 1. созданием информационных сетей (в частности распространением Интернет); 2. многочисленных БД как на автономных носителях, так и на доступных серверах; 3. возможностью формирования персональных экспериментальных массивов и их переработки в персональных компьютерах и т.п. Ранее, т.е. вплоть до второй половины 1990 гг., подобных возможностей библиографы не имели. Дальнейшее неизбежное распространение информационных технологий означает и неизбежность проведения БИ. Тем самым, развитие технических средств информационной деятельности, как компонента ее потенциала, ведет и к расширению решаемых этой сферой задач.

Важная особенность современных библиографических ресурсов – возможность проведения БИ во всех, практически без исключения, областях и направлениях современной науки. Ранее возможность создания требуемых массивов документов ограничивалась и отсутствием источников по некоторым проблемам науки. Особенно это касалось новых научных проблем, по которым отсутствовали соответствующие разделы в отраслевых библиографических пособиях, а указатели начинали выходить только через значительное время после возникновения и институализации этих новых направлений. При этом БИ новых проблем вызывает наибольший интерес у потенциальных заказчиков, так как получаемую методами БИ информацию о их развитии часто нельзя или трудно получить другими путями.

В современных условиях ситуация с информационной базой БИ новых научных направлений также изменилась. Во-первых, современные средства поиска, основанные на учете ключевых слов библиографической записи позволяют легко формировать нужные массивы документов на основе отраслевых БД. Во-вторых, расширение информационного рынка за счет электронных сетей делает создание новых БД по актуальным проблемам экономически выгодным занятием – у такой БД повышенное число пользователей. Поэтому, при возникновении новых направлений науки и соответствующих новых потребностей, возникшая ниша оперативно "закрывается" новыми БД.

Один из недостатков БИ - временной промежуток между изучаемыми событиями, фиксируемыми поток первичных документов, и исследующий эти события результатами БИ. Причина возникновения лага в информационном интервале, который складывается из времени, необходимого на написание документов, редакцинно-издательского цикла и времени, затрачиваемого на их библиографирование. В этом плане изменения в системе библиографических пособий и БД повышают значимость результатов БИ.

Ряд созданных, в основном, в последние десятилетия библиографических пособий и БД позволяют решать проблему на основе следующих групп источников, в т.ч.: 1. библиографирующих неопубликованные документы (отчеты НИР и т.п.); 2. библиографирующих т.н. быстрые публикации (доклады на конференциях и краткие научные сообщения); 3. проспективной библиографии (регистрация выделенных грантов, начатых НИР и т.п.); и 4. т.н. сигнальная библиография, т.е. максимально быстрой регистрации документов в перечневом виде (только библиографические описания). Все указанные виды библиографических пособий и БД сегодня доступны исследователям.

Возможности качественных БИ связаны и с наблюдаемым расширением номенклатуры отражаемых видов и типов документов. Установлено, что в разных сферах практической деятельности и на различных ее этапах создаются разные по форме и содержанию документы, т.е. документы различного вида. Поэтому каждый вид документов (набор их видов) характеризует различные стороны и периоды научной деятельности и разные периоды развития знаний об объектах изучения. Значит, чем больше документов разных видов попадает в поле зрения исследователя, тем шире его возможности. Для целей БИ важно отметить появление (доступность) ряда моновидовых пособий, т.е. полно отражающих соответствующие виды документов. Ниже рассмотрены лишь некоторые, возникшие или ставшие доступными за последние десятилетия библиографические пособия и БД появление которых расширяет возможности проведения БИ науки и повышает значимость их результатов.

К ним относятся БД и библиографические пособия, регистрирующие доклады на научных собраниях, т.е. конгрессах, симпозиумах, конференциях и т.п., т.е. документов отражающих результаты исследований, максимально приближенные к моменту их получения.

Другими важными видами регистрируемых документов следует признать отчеты (доклады) о выполненных НИР. Особо следует отметить регистрацию сведений о начатых (профинансированных) НИР и выделенных грантах (этот вид библиографических пособий относится к проспективной библиографии). Наличие сведений о выполненных и начатых в разных странах научных исследованиях раскрывает перед БИ возможности сравнительных исследований научной политики, раннего обнаружения сверхновых научных достижений, областей приложения результатов фундаментальных работ (на базе анализа данных об организациях-заказчиках) и т.п.

Для социолого-науковедческих исследований, цели которых невозможно заранее предвидеть, может иметь значение и библиографирование многих других видов и типов первичных документов. Например, при исследовании высшей профессиональной школы библиографирование учебных программ и дипломных работ и т.п.; при изучении рынка труда – досок объявлений и соответствующих газет и разделов в периодике; при изучении научной политики государств – разных международных и государственных законодательных актов, при изучении воспроизводства научных кадров – диссертаций и авторефератов и др.

Необходимо отметить важное значение для развития БИ новых типов библиографических пособий и БД. Это указатели цитированной литературы. Так, начиная с 1963 г., ведётся указатель Science Citation Index, в котором, в отличие от существовавших к тому времени библиографических пособий, наряду с вновь вышедшими публикациями учитывались и документы, включенные авторами в список использованной литературы. При этом можно было проводить поиск как новых, так и цитированных документов. Поскольку цитирование ПД отражает факт их использования, что свидетельствует о полезности конкретных публикаций, SCI стал инструментом определения факта и частоты их использования и инструментом их оценивания. Междисциплинарный характер SCI стопроцентный учет всех публикаций и ссылок в них в лучших журналах мира по всем основным дисциплинам и областям современного естествознания, технических, медицинских и сельскохозяйственных наук, создавали возможность БИ интеграции различных дисциплин, областей, направлений. Все это открыло широкую возможность БИ как социально-психологических, так и когнитивных проблем науки.

Следует отметить, что наличие единых показателей измерения – числа публикаций и ссылок, возможность их легкого подсчета, позволили проводить в ходе БИ необходимые измерения, поэтому обычно их называют – библиометрическими, что не мешает рассматривать их в качестве БИ.

По мере осознания дополнительных возможностей этих БД при их усовершенствовании стали учитывать и выполняемые ими исследовательские и оценочные функции. Это проявилось в изменении вида доступной библиографической записи и вспомогательных указателей и особенно в подготовке специализированного указателя Journal Citation Reports - справочника цитирования журналов, который регулярно представляет библиометрические показатели, характеризующие использование журналов сканированных в SCI.

Другими новыми видами источников, перспективными для БИ, выступают пермугационные указатели. Пермугационные указатели - это разновидность алфавитно-предметных указателей, в которых функцию предметных заголовков выполняют ключевые слова, содержащиеся в заглавиях библиографируемых документов. Ключевыми словами считаются все полнозначные слова в т.ч. имена собственные, названия химических веществ, географические наименования и т.п., иначе говоря это используемая научная терминология.

Возможность проведения разнообразных и качественных БИ на базе современных ИБР объясняется также и повышением информативности применяемых в библиографических пособиях и БД вторичных документов. Речь идет как об информативности библиографических описаний, так и о повышении качества аннотаций и рефератов.

Надо отметить, что по мере развития библиографии постоянно усложнялся и характер библиографического описания, прежде всего за счет включения в него все новых и новых информативно важных элементов. Первые библиографические описания включали только названия книг. Позже к описанию добавлялись все новые и новые элементы, расширявшие возможности БИ. Так, например, важным для БИ науки стало добавление к традиционному в описаниях перечислению имен авторов, названий документов, выходных данных сведений о месте работы авторов (укажем, что в зарубежных указателях они включались в текст описания еще в 30-50- е гг., а в РЖ ВИНИТИ только в последние годы, да и то не во все тома). Это позволило изучать вклад организаций в развитие науки, проводить сравнительные исследования эффективности научной работы различных НИИ, вузов и т.п. организаций. Сегодня наличие указанных сведений практически обязательный элемент описаний, резко увеличивший границы возможных БИ.

Особую значимость для БИ открывает возможность предоставления вместе с традиционным библиографическим описанием всего перечня процитированных авторами документов. Это позволят, например, изучать структуру потока цитируемых разными группами ученых документов, со множеством целей, таких как изучение информационных потребностей, информационного поведения, доступности литературы и т.д., проводить подобные БИ как для отдельных коллективов, так и соответствующий сравнительный анализ сообществ разных стран, городов, секторов науки, различных научных направлений и т.д.

Документы разных видов имеют при создании библиографического описания свои персональные элементы. Поэтому рассмотреть все возможности их использования не представляется возможным. Эти возможности нельзя прогнозировать полностью, так как использование тех или иных элементов БО диктуется конкретными целями БИ.

Возможность успешного проведения БИ связана также с внедрением в практику библиографической работы методов качественного реферирования документов. Разработка методов поаспектного реферирования позволяет получать рефераты, в которых находят отражение все основные, рассмотренные в реферируемом документе проблемы. Выбор этих аспектов и обязательность их включения в реферат определяется спецификой отрасли и области знания, к которым относится документ.

Информационной базой БИ может служить и справочно-поисковый аппарат библиографических пособий. В последние годы значительно расширилась номенклатура вспомогательных ключей библиографических пособий (например, упомянутые организационно-фирменные указатели, построенные по географическому принципу, пермутационные указатели ключевых слов, указатели спонсоров, нумерационные указатели патентов и т.п. документов и т.д.).

Значительное число БИ носит историко-научный и историко-технический характер. Основной информационной базой подобных БИ являются ретроспективные библиографические пособия. Активные БИ истории отечественной науки и техники сдерживаются сравнительно плохой информационной базой – регистрация российской естественнонаучной и технической литературы 18-19 веков осуществлена далеко не полно. Лишь в некоторых отраслях техники и областях науки имеются фундаментальные указатели литературы.

Информационной базой БИ могут служить также персональные указатели и указатели трудов научных коллективов (биобиблиографические пособия). Анализ, проведенный Т.В. Захарчук, показал широкие возможности этой части ресурсов для самых разнообразных социально-психологических и историко-научных исследований деятельности ученых и научных коллективов. Ею же показано, что только отечественные ИБР в этой области включают около 6000 указателей, изданных с 1960 по 1993 гг.

Важнейшая составляющая информационной базы БИ - многочисленные каталоги и картотеки библиотек (например, в Российской Государственной Библиотеке имеется более 200 каталогов и картотек). Прежде всего, сказанное относится к возможности проведения БИ на основе ретроспективных массивов литературы, не отраженной в современных БД и выборочно библиографированной в имеющихся библиографических пособиях. Прежде всего, каталоги облетают возможности проведения историко-научных, социально-исторических и т.п. БИ. Отметим также исследовательские возможности каталогов крупных научных библиотек (РНБ, БАН РАН, РГБ и т.п.), которые по сути являются максимально полными универсальными БД отечественной литературы. Максимально полными отраслевыми БД следует признать и каталоги крупных отраслевых книгохранилищ (например, Всероссийской геологической б-ки, Б-ки Академии художеств и т.п.). В то же время не меньшую ценность представляет СПА низовых библиотек.

Представляется, что среди разных компонентов потенциала библиографии, наиболее слабым звеном, с точки зрения быстрейшего внедрения БИ в практику работы библиографов, является его кадровая составляющая. Проблема не столько в профессиональной подготовке библиографов, сколько в их профессиональном менталитете. Методические, ресурсные и технические возможности библиографии, как минимум, "нейтральны" к процессам расширения и усложнения ее функций. При этом можно предположить, что библиографическое сообщество, в своем большинстве, состоит из потенциальных противников БИ.

2.2 Информационная диагностика

Информационная диагностика – технология анализа информации об объекте, реализуемая с помощью специальных процедур и методов в фиксированном предметном поле по избранным индикаторам для оценки состояния, тенденций и перспектив развития объекта. Диагностироваться может объект любой природы, если он изменчив с течением времени, а сведения об этих изменениях имеются в документальном потоке. Главные условия реализации процедур информационной диагностики: 1) Анализируется не сам объект, а известная в обществе информация о нем; 2) Для успешной диагностики должна обеспечиваться определенная полнота сбора документов (данных) об объекте, границы которого заранее описываются информационным аналитиком виде упорядоченного перечня ключевых слов или проблемно-ориентированного рубрикатора, фиксирующего предметное поле объекта; 3) Диагностические признаки – оценочные индикаторы – могут быть выбраны из числа признаков объекта – его свойств, качеств, физических параметров. 4) Технологическая цепочка методов и процедур диагностики должна позволять информационному аналитику осуществлять диагностику незнакомого объекта с воспроизводимыми результатами оценки объекта.

Понятия "информационная диагностика", "информационный мониторинг" объектов вводятся в конце 1980-х гг. Впервые в отечественной литературе такое четкое понятие как "информационная диагностика" зафиксировано в 1989 г. в работе В.Р. Серова со следующей характеристикой: "комплекс методов, позволяющих определить состояние той или иной области народного хозяйства и оптимальные пути ее дальнейшего развития".

Автор статьи отметил, что целостный набор методов еще не разработан, но необходимо перейти от оценки технического уровня к информационной диагностике исследований и разработок. Мы видим, что в сравнении с библиометрическими исследованиями в информационной диагностике не ограничен набор методов сугубо количественными; значительно усложнилась и конечная цель - полная диагностика объекта. Содержание термина "информационная диагностика" будет уточняться, но это понятие в наибольшей мере объединяет и целенаправляет все аналитические разработки в информационном цикле наук, ориентированные на получение выводного знания.

В книге Г.Ф. Гордукаловой в 1990 г. и более ранних ее статьях было введено понятие "информационный мониторинг", под которым понималась технология непрерывного информационного наблюдения за объектом в фиксированном информационном поле по избранным индикаторам для диагностики и прогноза развития объекта. Вводя это понятие, Гордукалова Г.Ф. не подозревала о последующем его столь широком распространении в стране и мире в целом. Сегодня многие журналы имеют разделы с аналогичным названием, описывают системы политического, социологического мониторинга.

Термин стал модным, но от многих вариантов его реализации хочется отстраниться, поскольку они предлагаются непрофессионально и компрометируют перспективные возможности мониторингового подхода. Информационный мониторинг – это особая технология информационной диагностики, построенная на порционном отслеживании новых сведений об объекте, появившихся за каждый новый период наблюдения, и последующего их сравнения с предшествующим периодом по набору избранных мониторинговых индикаторов. То есть информационный мониторинг – это и один из режимов информационной диагностики объекта на временной шкале.

В сравнении с другими временными режимами (ретродиагностикой и экспресс-анализом), он ориентирован на жестко регламентированный ввод каждой последующей новой порции сведений об объекте с фиксированным информационным интервалом - год, месяц, неделя, час и т.п. Прежде чем осваивать и вводить технологию информационного мониторинга, следует выполнить ретроанализ объекта - выявить закономерности развития объекта за прошедший период времени на основе анализа известной информации о нем. Это наиболее понятный для библиографа режим поиска и систематизации сведений об объекте. Однако результатом должен быть не список литературы об объекте, а некое синтезированное представление о его развитии. При этом информационный аналитик не имеет права изучать объект, а лишь сравнивать, сопоставлять и объединять известные сведения о нем. Кроме привычных методов систематизации данных (типизация, дескрипторизация, предметизация), можно использовать такие приемы, как, например, фасетизация (типизация по множеству признаков), кластеризация (типизация объектов одновременно по множеству признаков с учетом связи между ними и соизменчивости признаков), таксономизация (уникальная классификация родственных объектов по ряду изменяющихся признаков в динамике развития объекта). Для ретроанализа эффективны приемы нетекстового представления информации – хронолингвистические, хронособытийные и хроноструктурные шкалы, когда становятся очевидными главные события в жизни объекта. Например, студенты выделяют этапы и тенденции развития незнакомого для них объекта за 4 часа по ретроспективному библиографическому указателю о нем.

Диагностировать объект можно в разных временных режимах:

ретроспективный анализ - предполагает выявление тенденций развития за предшествующий период времени;

Результаты ретроанализа – краткая ретросправка (1-5 страниц текста), которая может включать следующие сведения: о точке рождения объекта; этапах развития; тенденциях и темпах развития (ускоренное-стабилизированное, затухающее); условиях, влияющих на объект (+, -). Выводы и рекомендации, приложения, включая список публикаций ведущих авторов по проблеме, - необходимы для современной обзорной ретросправки. Выводное знание может быть существенно новым, т. е. открывающим такие сведения об объекте, которые не содержатся в предшествующих текстах документов и не авторизованы. Новое знание может выражаться в информационном прогнозе, оценке состояния объекта, выделении пробела в знании об объекте и т. д.

оперативный экспресс-анализ - характеризует состояния объекта в определенный момент его развития;

мониторинговый анализ - непрерывное наблюдение за развитием объекта (или знания о нем) через определенные временные точки.

Информационный аналитик получает обогащенное и систематизированное знание об объекте. Библиограф может ввести в научный оборот незаслуженно забытые, утраченные, дополнительные или обобщающие сведения об объекте. Благодаря профессиональным навыкам поиска и систематизации информации, он из фрагментарных, разрозненных документов об объекте способен "сложить" целостное, совокупное и систематизированное представление о нем. Например, составить перечень авторов и фирм, занимающихся проблемой в последние годы, систематизировать направления исследований объекта и т.д. Репродуцированное знание об объекте (т.е. привнесенное из других областей научной и практической деятельности) выявляется на основе установленного сходства и отличия объектов, их свойств, сферы применения и т.д. Реализуется на основе сложной процедуры поиска и диагностики "неявно полезной" информации об объекте.

В процессе диагностики потребуются дополнительные термины, локализующие ее объект.

Предметное поле объекта – каким-либо образом упорядоченное множество терминов и словосочетаний, используемых для описания объекта в данный момент времени. Для представления предметного поля (например, какого-либо музыкального направления) необходимо из профильной и достаточно полной базы данных выделить все ключевые слова, упорядочить их по убывающей частоте их употребления, выделить из их числа значимые понятия, объединить их в родственные группы через родовидовые или иные связи в зависимости от цели диагностики объекта. Если же осуществляется мониторинговое наблюдение за ценами на пшеницу, то для характеристики предметного поля достаточно включить все наименования сортов пшеницы, значимые для цены ее сертифицируемые свойства (влажность, клейковина и др.), единицы измерения объемов товара и разновидностей цен (оптовая, розничная и др.). Подобные процедуры необходимы для локализации объекта, выделения оценочных его индикаторов, объективизации процесса диагностики. Информационное поле объекта – это множество имеющихся и используемых в обществе документов/данных, описывающих объект в каждый момент времени. Источники информации для диагностики объекта библиограф-аналитик отбирает на основе сравнительного анализа однотипных документов, выделяя значимые для целей диагностики материалы по их относительным ценностным свойствам - полноты, достоверности, точности, оперативности, оригинальности сведений об объекте. Библиограф-аналитик должен научиться снижать информационную избыточность, снимая дублирующиеся сведения об объекте, информационные шумы (фрагменты текста, не содержащие отличительной информации об объекте), а также уменьшать "информационный дефицит", восполняя через дополнительные процедуры поиска пробелы в информационном поле. Это возможно при использовании смежнопрофильных и неявно полезных источников информации об объекте. Главная задача - экономный отбор источников информации об объекте. Таким образом, информационная диагностика объекта - это целенаправленная научно-практическая деятельность по оценке состояния и перспектив развития объекта на основе его специально формируемой эпизодической или динамической информационной модели с заданными критериями подобия. Это и технологии информационного моделирования объекта на основе известных сведений о нем. Круг типовых целей давно сложился в рамках информационно-аналитической деятельности: выявление основных этапов развития объекта (ретродиагностика), сравнительный анализ объектов-аналогов, оценка уровня развития объекта, выделение тенденций развития объекта, информационное прогнозирование объекта или знания о нем. Частные практические цели диагностики весьма разнородны: анализ динамики цен, региональный анализ сегмента рынка, выявление ведущих научных коллективов по проблеме и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе нами, исходя из цели – создать фрагмент электронного учебного пособия, были поставлены следующие задачи: уточнение понятия "электронный учебник", изучение принципов его составления, подбор и реализация текстового и наглядного материала по темам создаваемого фрагмента пособия. В ходе исследования эти задачи были реализованы.

На основании изученного материала можно сделать вывод о практической ценности электронных пособий. С их помощью можно не только сообщать фактическую информацию, снабженную иллюстративным материалом, но и наглядно демонстрировать те или иные процессы, которые невозможно показать при использовании стандартных методов обучения. Кроме того, электронное пособие дает больше возможностей обучаемому для самостоятельной работы, позволяет выбирать глубину изучения темы. Также важное значений электронных пособий состоит в том, что преподаватель может быстро дополнять и изменять текстовый или иллюстративный материал при возникновении такой необходимости, что очень важно для столь динамично изменяющейся дисциплины, как "Информационно-аналитическая деятельность".

Такие возможности, как использование гипертекста и мультимедиа, многослойность учебного материала, были реализованы в подготовленном фрагменте электронного пособия. Текст был снабжен наглядным и справочным материалам благодаря технологии гиперссылок.

Таким образом, подготовленное электронное учебное пособие обладает следующими преимуществами: облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: индуктивный подход, воздействие на зрительную и эмоциональную память и т.п.; допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями.

На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что электронные учебные пособия являются перспективным направлением информатизации образования, и их значимость в дальнейшем будет лишь увеличиваться.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Антонова, С. Г. Современная учебная книга: создание учеб. лит. нового поколения [Текст] / С.Г. Антонова, Л.Г. Тюрина. – М.: Сервис, 2001. – 287 с.

    Берденникова, Н.Г. Организационное и методическое обеспечение учебного процесса в вузе [Текст]: учебно-методическое пособие / Берденникова Н.Г., Меденцев В.И., Панов Н.И. – СПб.: Д.А.Р.К., 2006. – 208 с.

    Вохрышева, М.Г. Обоснование библиографического метода как общенаучного [Текст] / М.Г. Вохрышева // Сов. библиогр. – 1984. – №3. – С. 9-15

    Вуль, В. Электронные издания [Текст]: учебник / В.А. Вуль. – М.: СПб.: Петербургский институт печати, 2001. – 308 с.

    Гордукалова, Г. Ф. Мониторинг документального потока для информационной диагностики прогнозируемых объектов [Текст]: учебное пособие / Гордукалова Г.Ф., Юдина Л.В. – М.: ИПКИР, 1991. – 110 с

    Гордукалова, Г.Ф. О методах и процедурах информационной диагностики объекта [Текст] / Г.Ф. Гордукалова // Методология НИР. – 2008. – №1. –С.29-32

    Демкин, В.П. Психолого-педагогические особенности ДО [Текст] / Демкин В.П., Руденко Т.В., Серкова Н.В. // Высшее образование в России. – 2000. – № 3. – С. 124-128

    Жарый, С.В. Новые информационные технологии в учебном процессе высшего учебного заведения [Электронный ресурс] / С.В. Жарый // Сб. материалов науч.-практ. конф. "Информационная среда ВУЗа XXI века". - Режим доступа: http://www.ict.edu.ru/vconf/index.php?a=vconf&c=getForm&r= thesisDesc&d=light&id_sec=285&id_thesis=10455

    Зусьман, О.М.Библиографические исследования науки [Текст] / О.М. Зусьман. – СПб: СПбГУКИ, 2002. – 216 с.

    Иванов, В.П. Использование инновационных технологий в обучении студентов и аспирантов [Текст] / Иванов В.П., Трубникова Е.В., Стабровская Н.В.; Курский государственный медицинский университет // Повышение качества образовательного процесса в университете: сборник материалов науч.-метод. конф. – Т. 2. – Курск: КГМУ, 2008. – С.55-57

    Коготков, Д.Я. Библиографическая деятельность библиотеки: организация, управление, технология [Текст]: учебник / Коготков Д.Я. – СПб.: Профессия, 2005. – 304 с.

    Коджаспирова, Г.М. Технические средства обучения и методика их использования [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. Вузов / Коджаспирова Г.М., Петров К.В. – М: Академия, 2001 – 256 с.

    Можаева, Г.В. Как подготовить мультимедиа курс? [Текст]: методическое пособие для преподавателей / Можаева Г.В., Тубалова И.В.; Под ред. В.П. Демкина. – Томск: ТГУ, 2002. – 41 с.

    Педагогика и психология высшей школы [Текст]: учебное пособие / отв. ред. М.В. Буланова-Топоркова. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 544 с.

    Ретроспективная национальная библиография Российской Федерации: современное состояние, проблемы и перспективы развития [Текст]: Сб. ст. и материалов / сост. Н.К. Леликова. – СПб., 1999. – 243 с.

    Рыжаева, В.Н. Использование компьютерных технологий в процессе обучения [Текст] / В.Н. Рыжаева; Курский государственный медицинский университет // Повышение качества образовательного процесса в университете: сборник материалов науч.-метод. конф. – Т. 2. – Курск: КГМУ, 2008. – С. 132-134

    Серов, В.Р. От оценки технического уровня - к информационной диагностике исследований и разработок [Текст] / В.Р. Серов // НТИ. Сер. 1. – 1989. – № 11. – С. 33-38

    Соколов, А.В. Незыблемость фундамента и модернизация фасада [Электронный ресурс] / А.В. Соколов // Научные и технические библиотеки. – 2009. - №9. – Режим доступа: http://ellib.gpntb.ru/sub>scribe/index.php?journal=ntb&year= 2009&num=4&art=11

    Христочевский, С.А. Базовые элементы электронных учебников и мультимедийных энциклопедий [Текст] / С.А. Христочевский // Системы и средства информатики. – Вып. 9. – М.: Наука, 1999. – С. 202-213

    Чернилевский, Д.В. Дидактические технологии в высшей школе [Текст]: учеб. пособие для вузов / Чернилевский Д.В. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 437 с.

    Эпштейн, В.Л. Введение в гипертекст и гипертекстовые системы [Электронный ресурс] / В.Л. Эпштейн. – Режим доступа: http://www.ipu.rssi.ru/ publ/epstn.htm

ПРИЛОЖЕНИЯ

Практическое задание :

На примере любого обзорного текста из журналов Эксперт, Итоги, Деньги или отраслевого, более привычного для библиотекаря, рекомендую проследить следующие требования:

1. Краткость.

2. Достоверность.

3. Убедительность.

4. Наличие выявленных автором тенденций развития объекта.

5. Стандартность формы.

6. Регулярность.

7. Наличие прогноза.

8. Присутствие в заключении прямых рекомендаций фирме, читателям.

Есть ли указания на использованные источники информации? Приводится ли в тексте сравнение прогнозов разных авторов? Оцените качество обзорного документа по открытой шкале: нормальная оценка (выполнены все основные требования) - 10 баллов, а за каждый удачный фрагмент добавляйте балл, либо снимайте его. Этот способ оценки ускорит освоение требований, но главное - позволит уйти от шаблонной пятибалльной оценки, а затем - и от тривиальных решений в личной и профессиональной жизни.