Системный анализ проблемы выбора оператора сотовой связи на территории города Сургута
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)
Сургутский филиал
Факультет "Информационные системы в управлении"
Кафедра “Прикладная информатика в экономике”
Пояснительная записка
к курсовой работе
«Системный анализ проблемы выбора оператора сотовой связи на территории города Сургута»
по дисциплине
Теория систем, системный анализ
Руководитель работы Попова О.А. Выполнил: студент гр. ПИ-313 Тимирянов Александр Анатольевич |
Сургут – 2005
АННОТАЦИЯ
Тема курсовой работы: «Выбор оператора сотовой связи на территории города Сургута с применением системного анализа». В курсовой работе исследуются операторы сотовой связи, такие как GSM – МТС, ВымпелКом(BeeLine), МегаФон. С помощью методов системного анализа (метод Мозгового штурма и метод анализа иерархий) происходит поиск оптимального решения проблемы. В результате всех исследований согласуются все найденные решения, и происходит подведение итогов. Основной целью курсовой работы является изучение выбора оператора сотовой связи, а также изучение методов и способов системного анализа для выбора «наилучшего» оператора сотовой связи.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретический анализ проблемы
Обоснование актуальности проблемы
Анализ степени изученности
Постановка целей и задач
Структурная сеть для анализа Интернет источников
Описание объекта исследования
Структурная схема оператора сотовой связи
Глава 2. Применение системного анализа для решения проблемы
Выявление симптомов
Построение дерева целей принятия решения
Генерация альтернатив методом Мозгового штурма
2.4 Поиск решения с помощью Метода анализа иерархий
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Системный анализ - совокупность методов и средств исследования сложных, многоуровневых и многокомпонентных систем, объектов, процессов, опирающихся на комплексный подход, учет взаимосвязей и взаимодействий между элементами системы. А в узком смысле - это совокупность методологических средств, используемых для подготовки и обоснований решений по сложным проблемам. Системный анализ напрямую связан с понятием система, которое в свою очередь обозначает многоуровневую конструкцию из взаимодействующих элементов, объединяемых в подсистемы нескольких уровней для достижения единой цели функционирования (целевой функции).
Для начала, выясним актуальность проблемы выбора оператора сотовой связи в Сургутском районе.
Телефонная связь стала делом привычным. Телефонизированы не только города, но и деревни. А мобильная сотовая связь стала неотъемлемой частью нашей жизни. Спрос рождает предложение, и на рынке связи бок о бок работают несколько компаний.
В январе 2005 г. количество абонентов в России составило около 78,6 млн. А в Москве и области количество абонентов вообще превысило количество жителей: уровень проникновения вырос до 103%. Компания J’son&Partners опубликовала очередной обзор российского рынка сотовой связи. В январе количество абонентов сотовой связи в России увеличилось до 78,6 млн. человек, а общий уровень проникновения достиг 53,5%. Как всегда выделяется столица: в московской лицензионной зоне уровень проникновения превысил 103%. В январе совокупный прирост составил 4,04 млн. абонентов (5,4%), что в два раза меньше, чем в декабре 2004 г., и существенно меньше, чем в январе прошлого года (тогда было 7%). Если сравнивать операторов, то в январе успешнее всех сработал МТС, чья абонентская база выросла более чем на полтора миллиона человек. Поскольку в Москве и области количество мобильных телефонов уже превысило количество людей, то неудивительно, что основная доля подключений в январе 2005 г. пришлась на регионы: 82%. Доля регионов в абонентской базе в целом по Российской Федерации на конец декабря 2004 г. превысила 77%. Наибольшее проникновение сотовой связи — в Северо-Западном и Центральном регионах. МТС и «Вымпелком» делят регионы между собой. Первая лидирует в Дальневосточном, Северо-Кавказском и Уральском регионах, вторая — в Поволжском, Сибирском и Центральном. МТС сохранил за собой звание крупнейшего оператора в России и в Москве, хотя отрыв от второго места значительно сократился. Всего абонентов на 31.01.2005 г. 1. МТС — 27.875.000 (рост в январе +5%) 2. Вымпелком — 27.250.243 (+6%) 3. МегаФон 14 153 090 (+3,7%) Абонентов в Москве и области на 31.01.2005 г. 1. МТС — 7.820.000 2. Вымпелком — 7.774.000 3. МегаФон — 1.941.776
ГЛАВА 1. Анализ проблемы выбора оператора сотовой связи в городе Сургуте.
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ
Мобильные телекоммуникации возникли не так давно, но за это время они смогли стать неотъемлемой частью жизни человека. С каждым днем все большее количество людей пользуются услугами операторов сотовой связи. Причем люди различных возрастных категорий. Они помогают нам быть в центре событий: деловым людям для проведения переговоров, находясь на далеком расстоянии, друг от друга. Друзьям и близким общаться между собой находясь в этот момент в любом месте на планете. Проблема выбора подходящего оператора является актуальной для каждого человека. Для ее решения необходимы различные знания о рассматриваемых операторах, об их тарифах, зонах радио покрытия.
Несмотря на прямую необходимость информирования людей об операторах сотовой связи, лишь в Интернете предоставляются данные о них. Следует отметить что, не на всех официальных сайтах предоставлена информация о мною выбранном регионе. В печатном издании информации об операторах нет, имеются лишь брошюры и буклеты. Все эти способы слишком затруднительны и требуют много времени, что весьма отрицательно складывается на выборе оператора.
АНАЛИЗ СТЕПЕНИ ИЗУЧЕНОСТИ ПРОБЛЕМЫ
Все источники информации при исследовании проблемы выбора оператора сотовой связи в городе Сургуте можно поделить на две основные группы:
Интернет источники о конкретных операторах, которые есть в городе Сургуте.
Консультация непосредственно у оператора.
Информация о методах системного анализа, их смысловой нагрузки и помощи при решении поставленной проблемы.
Для нахождения решения проблемы использовался методы системного анализа (метод Мозгового штурма и метод анализа иерархий), и с их помощью происходило нахождение решения проблемы.
Для решения проблемы выбора оператора сотовой связи для пользования их услугами, были использованы Internet-сайты. На основе найденных статей и их сравнения, выдвигались способы решения проблемы.
ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ
Для постановки целей и задач исследования следует определить объект и предмет проблемы выбора оператора сотовой связи.
Объектом исследования является процесс или явление содержащие в себе проблемную ситуацию. В данной работе - это непосредственно проблема выбор оператора.
Предметом исследования являются те стороны и свойства объекта, которые в полном виде выражают исследуемую проблему. Предметом исследования проблемы выбора оператора сотовой связи - является общее количество предполагаемых способов нахождения решения.
Основной целью исследования является анализ операторов, которые предоставляют услуги сотовой связи, а также изучение методов и способов системного анализа для выявления оптимального решения.
СТРУКТУРНАЯ СЕТЬ ДЛЯ АНАЛИЗА ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКОВ
www.sotovik.ru
http://ssp.narod.ru/st204.htm
http://www.regnum.ru/news/485487.html обзор операторов
http://samsungpro.stsland.ru/obj1028089336.html центры обслуживания
http://samsungpro.stsland.ru/obj1066042430.html зона радио покрытия
http://samsungpro.stsland.ru/megafon.html
Информация о тарифах "МегаФон"
http://www.connect.ru
www.yugra.mts.ru
региональный сайт
www.megafon.ural.ru региональный сайт
www.tmn.beeline.ru
региональный сайт
http://tmn.beeline.ru/tariff/details/html
тарифы Билайн
Для решения проблемы выбора сотового оператора в городе Сургуте были использованы следующие сайты со статьями и описаниями операторов:
www.sotovik.ru - каталог ссылок на официальные и региональные сайты операторов сотовой связи.
www.tmn.beeline.ru , www.yugra.mts.ru www.megafon.ural.ru - региональные сайты операторов сотовой связи. Структура сайтов одинакова на каждом из них указаны тарифы,
предоставляемые услуги, пункты подключения, зоны радио покрытия, и данные о компании.
http://www.regnum.ru/news/485487.html на данных сайтах предоставлена информация об операторах сотовой связи. Обзор новостей, количество подключенных абонентов, новые услуги, разработки в сфере улучшения качества связи и т.д.
http://ssp.narod.ru/st204.htm - форум, темой на котором является обсуждение операторов сотовой связи, критика, и т.д.
http://www.connect.ru официальный сайт журнала “Connect.ru” статьи о истории развития операторов сотовой связи, прогнозы на будущее, современные разработки в сфере мобильной связи.
1.5 ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ
Доказательство того что выбор оператора сотовой связи является системой.
СИСТЕМА - средство достижения цели; основные особенности систем: целостность, относительная обособленность от окружающей среды, наличие связей со средой, наличие частей и связей между ними (структурированность). подчиненность всей организации системы некоторой цели
Чтобы определить является ли выбор оператора сотовой связи системой необходимо определить особенности системы:
1. элементы.
2. структура.
3. связи (отношения).
1) В системе “Выбор оператора сотовой связи” элементами будут являться:
Необходимость пользоваться услугами операторов сотовой связи.
2) Структура в данной системе- сложная
3) Связи сложные
Система является целой и эмерджентной.
1.6. СТРУКТУРНАЯ СХЕМА ОПЕРАТОРОВ СОТОВОЙ СВЯЗИ
Одним из наиболее доступных и наглядных визуальных моделей определения системы, является модель «черного ящика». Для первого определения системы визуальной моделью эквивалентно будет являться модель черного ящика, то есть первое определение системы ничего не говорит о её внутреннем устройстве, поэтому ее можно представить в виде непрозрачного черного «ящика», выдернутого из окружающей среды. Такая максимально простая модель уже отражает два следующих важных свойства системы: целостность и обособленность от среды.
Также в определении системы говорится о том, что хотя ящик и обособлен, выделен из среды, но не является полностью от нее изолированным. Система связана со средой и с помощью связей воздействует на среду. Связи изображаются виде стрелок, направленных на систему или от неё.
Целью работы системы является изменение окружающей среды для разрешения проблемы. С входами связано понятие управляющего воздействия на систему, с тем что подталкивает её к достижению цели, что в процессе функционирования системы преобразуется в результат, в свою очередь показывает влияние среды на систему. Выходами являются конкретизация цели работы системы, так называемый желаемый результат работы системы.
Модель «черного ящика» для проблемы курсовой работы представлена ниже. Данная модель помогает определить конечные цели и имеющиеся ресурсы при решении проблемы в свою очередь она не предлагает способы решения проблемы.
Структурная схема выбора оператора сотовой связи:
Окружающая среда
операторы
информационная база
человеческие ресурсы Оптимальный
финансовые ресурсы вариант оператора
сотовой связи
Входами в данной проблеме выбора оператора сотовой сети будут являться:
Оператор – как непосредственный объект выбора.
Человеческие ресурсы – любой человек, у которого возникла данная проблема. Он, основываясь на своих знаниях, либо обратившись к консультанту, делает свой выбор.
Информационная база – сведения об объекте выбора (в данном случае информация об операторе).
Финансовые ресурсы – как непосредственный фактор, влияющий на выбор.
Выходом для проблемы выбора оператора в городе Сургуте будет являться так называемый желаемый результат – оператор, который удовлетворяет наибольшему количеству требований. Этот желаемый результат является целью работы самой системы, следовательно, являются выходом.
Система напрямую связана с окружающей средой, поэтому факторы окружающей среды непосредственно влияют на систему.
2.Применение системного анализа для решения проблемы.
2.1 Определение симптомов и диагноза проблемы
2.1.1 Выявление проблемы
Одним из этапов решения проблемы является выявление проблемы. Выявление проблемы и её определение связано с выявлением симптомов, однако выявление симптомов говорит только о наличие проблемы, но не проводит поиск причин ее возникновения. Понятие «симптом» означает некоторый признак или признаки, которые указывают на проявление проблемы. Признак или признаки понимаются как некоторое отклонение реальных оценок.
Симптомами проблемы выбора оператора сотовой связи является
Необходимость пользования услугами сотовой связи.
Высокая эффективность.
Удобство.
Диагноз проблемы
Как было сказано выше, выявление симптомов проблемы не позволяет ответить на вопрос причины ее возникновения. Для этого нужно определить диагноз проблемы (установление причин появления проблемы), ведь обнаружение проблемы есть результат идентификации симптомов:
Мобилизация населения.
Появление в регионе нескольких операторов.
2.1.3. Постановка целей принятия решения
Одной из основных фаз этапа принятия решения является фаза постановки цели. Цель должна быть сформулирована так, что бы ее достижение решало возникшую проблему размещения денежных средств.
Для определения целей принятия решения проблемы используется метод построения дерева целей. Выбор оператора сотовой связи в городе Сургуте является глобальной целью исследования. Глобальная цель достигается при оценке нижнего уровня дерева целей принятия решения.
Критерием выбора, являются требования, которые выдвигаются при решении проблемы. Они располагаются на нижнем уровне целей принятия решений.
2.2 Дерево целей принятия решения.
Генерация альтернатив (на основе модифицированного метода «Мозговой штурм»)
Способы достижения поставленных целей являются альтернативами. Для решения проблемы курсовой работы нужно сгенерировать как можно больше альтернатив. Существует ряд методов, которые позволяют генерировать их с последующей тенденцией их числа. Используются следующие методы:
Поиск альтернатив в потенциальной журнальной литературе.
Привлечение квалифицированных экспертов, имеющих разнообразную подготовку и опыт.
Формирование альтернатив за счет комбинирования, образования промежуточных альтернатив между предложенными раннее.
Включение альтернатив противоречивых предложенным, в том числе и нулевые альтернативы, то есть рассматривать последствия развития без нашего внимания.
Инвертирование заинтересованных лиц и проведение анкетных вопросов.
Включение в рассмотрение альтернатив, которые на первый взгляд кажутся глупыми и надуманными.
Генерация альтернатив, рассчитанных на различные интервалы времени.
К предлагаемым альтернативам должны применять следующие требования:
Количество альтернатив должно быть достаточно большим, для обеспечения наиболее широкого выбора способов решения проблемы.
Число альтернатив должно быть достаточно ограниченным, для наиболее простой и экономной их оценки.
Отчет по «Методу Мозгового штурма приведен в приложении.
Метод 4-2-6, то есть 4 человека по 2 идей по 6 итераций. Теоретически должно было, получится 48 идей, но так как идеи повторялись, то получилось 37 идей. Из них были выбраны наиболее реальные.
Целью мозгового штурма и является поиск как можно более широкого спектра направлений решения задачи, поиск новых направлений решения.
Это метод позволяет выдвинуть как можно больше разнообразных и оригинальных идей, затем позволяет критично их оценить. Метод достаточно простой в проведении и быстр. Данный метод специально разработан для получения максимального количества возможных альтернатив.
В результате Метода Мозгового штурма пришли к выводу, что все предложенные решения проблемы взаимно дополняют друг друга. Проблема выбора оператора сотовой связи достигается при сочетании сразу нескольких предложенных критериев. Для эффективного решения заданной проблемы не рационально преследовать лишь один критерий при оценке оператора. Целесообразно выбирать оператора по многокритериальному признаку (как минимум по трем критериям), ведь чем больше оператор отвечает запросам, потребностям пользователей услуг сотовой связи, тем больше у него клиентов.
2.4. Поиск решения с помощью метода анализа иерархий.
Метод анализа иерархии осуществляется в программном продукте «ИМПЕРАТОР». “Император” - современная универсальная система для интеллектуальной обработки информации и поддержки принятия управленческих решений. “Император” окажет помощь в работе политикам, руководителям высшего звена, менеджерам, финансистам, аналитикам, социологам и научным работникам. “Император” позволит решать задачи планирования деятельности, распределения времени, ресурсов и оптимальной расстановки кадров на основе универсальных подходов, то есть позволит поставить процесс принятия решений в организации “на конвейер”. “Император” поможет выделить приоритетные направления и сферы деятельности, произвести многокритериальную оценку проектов, проанализировать последствия принимаемых решений. При этом могут учитываться как объективные данные, так и данные о предпочтениях лиц, принимающих решения. “Император” поможет реально оценить обстановку, выявить благоприятные и неблагоприятные факторы, проанализировать риски принимаемых решений, разработать стратегические и тактические сценарии действий. Это повысит качество принимаемых решений. Программа “Император” имеет удобный интерфейс и содержит подробную справку [14].
Для решения проблемы выбора оператора сотовой связи в городе Сургуте нужно рассмотреть операторов и выбрать наиболее подходящий. Рассматриваются такие операторы как:
GSM – МТС
ВымпелКом(BeeLine)
МегаФон.
Utel
Сведения о тарифах этих операторов представлены в ПРИЛОЖЕНИИ. Также выбираем важные характеристики в качестве критериев сравнения. Затем сравним характеристики по степени их важности.
Критерии:
Тариф
Качество связи
Дополнительные услуги
После произведенных сравнений и оценок каждой из альтернатив и критериев (результаты приведены в ПРИЛОЖЕНИИ). Оценки каждой из характеристик приведены в ПРИЛОЖЕНИИ
Программа выдала альтернативу наиболее отвечающую заданным параметрам: Мегафон. При расстановке приоритетов критериев качество связи было на первом месте, следом за ним шел такой критерий как тариф, а дополнительные услуги являются важным для небольшого количества пользователей операторов сотовой связи. Поэтому абоненты в первую очередь оценивают качество связи.
Схема результата расчета для иерархии «Проблемы выбор оператора сотовой связи»
Схема результата расчета для иерархии «Проблемы выбора оператора сотовой связи»
Данная схема показывает что наиболее близким оператором по решению данной проблемы является Мегафон.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования “Проблемы выбора оператора сотовой связи на территории города Сургута” Мегафон, который проводил политику захвата отдаленных от центра регионов и имеет большую популярность у жителей города Сургута.
На мой взгляд, пользователи услуг операторов сотовой связи делятся на две категории.
Абоненты, для которых важно качество связи и для которых важны ценовые характеристики операторов.
Главной целью курсовой работы является изучение и применение методов системного анализа на примере конкретной проблемы. Были рассмотрены:
Метод Мозгового штурма.
Метод иерархии.
В заключении нужно отметить, что методами системного анализа можно решать и находить ответы на различные виды проблем, для этого необходимо поставить цель.
Приложение 1
ОТЧЕТЫ ПО РАБОТЕ ПРОГРАММЫ «ИМПЕРАТОР»
Рис.6.1. Трехуровневая система иерархии по проблеме выбора оператора сотовой связи в городе Сургута.
Определение приоритетов между исследуемыми операторами по критерию качество связи
Приложение 1
Определение приоритетов между исследуемыми операторами по критерию тариф.
Приложение 1
Определение приоритетов между исследуемыми операторами по критерию оценки “дополнительные услуги”
Результаты расчетов.
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)
Факультет" Информационные системы в управлении"
Отчет
по Мозговому штурму
на тему
«Проблема выбора оператора сотовой связи в городе Сургуте»
по дисциплине
Теория систем и системный анализ
Сургут - 2006
ГЕНЕРАЦИЯ АЛЬТЕРНАТИВ МЕТОДОМ МОЗГОВОГО ШТУРМА
Задание.
Сгенерировать альтернативы поиска решений методом Мозгового штурма на тему «Проблема выбора оператора сотовой связи в городе Сургуте» и отобрать лучшее решение исходя из экспертных оценок.
Целью мозгового штурма и является поиск как можно более широкого спектра направлений решения задачи, поиск новых направлений решения.
Метод получил название 4-2-6.
Это метод позволяет выдвинуть как можно больше разнообразных и оригинальных идей, затем позволяет критично их оценить. Метод достаточно простой в проведении и быстр. Данный метод специально разработан для получения максимального количества возможных альтернатив.
В работе приняли участие 4 человека, на специальном бланке для сбора всех идей все участники поочередно записывали по 2 идеи и по часовой стрелке передавали этот бланк, в итоге получилось 6 итераций.
Всего было сгенерированно 39 идей. Время, затраченное на генерацию альтернатив-35 минут. Общее время, затраченное на проведение метода 58 минут.
Сущность метода: выбор проблемы для обсуждения, уточнение непонятных моментов, поэтапный сбор идей по решению конкретной проблемы, систематизация идей, подведение итогов. Суть метода мозгового штурма заключается в отделении процесса рождения идей от процесса их отбора.
Этапы:
Подготовительный.
(В этот этап входит формулировка проблемы, формирование состава участников, подготовка бланка).
Проблема звучала так «Выбор Омского банка для размещения денежных средств на его депозитах». В мозговом штурме участвовал коллектив из нескольких участников. Приняли участие в методе Мозгового штурма:
Студент 3 курса факультета ИСУ группа ПИ-313.(абонент Мегафона)
Студент 3 курса факультета ИСУ группа ПИ-313.(абонент Билайна)
Студент 3 курса факультета ИСУ группа ПИ-313.(абонент МТС)
Консультант фирмы Utel в городе Сургуте.
Так как количество человек в команде невелико, то все участники одновременно выступали в качестве генераторов идей и в качестве критиков.
Перед самим сеансом мозгового штурма, производилась четкая постановка решаемой задачи (заранее уточнены и оговорены все неясности). В ходе мозгового штурма участники сидели за круглым столом и записывали свои идеи решения поставленной задачи. В процессе мозгового штурма творческие способности человека значительно возрастали: как правило, вначале решения не отличаются высокой оригинальностью, но по прошествии некоторого времени типовые, шаблонные решения исчерпываются и у участников начинают возникать нестереотипные идеи. Все идеи записываются, заранее был подготовлен бланк для записи альтернатив для решения заданной проблемы.
Генерация идей.
Участники поочередно записывали на бланке свои предложения для решения проблемы. Всего было получено 39 идей.
Систематизация идей (альтернатив).
На данном этапе происходит анализ полученных идей.
Рис. 4. Структура обработки идей
Полученные альтернативы были сгруппированы на:
альтернативы, касающиеся характеристик оператора и его обслуживания (надежность оператора, количество филиалов, местонахождение и т.д.).
альтернативы, касающиеся стоимостных характеристик (тариф, стоимость подключения, абонентская плата).
альтернативы, касающиеся уровня обслуживания клиентов.
Противоположные альтернативы.
Критика идей.
Когда все идеи сгенерированы, производится их анализ, развитие и отбор, а также отсечение неперспективных идей. На данной этапе участники начинали критиковать найденные решения и вычеркивать повторяющие варианты. Так как целью являлась выдвижение большого количества альтернатив для решения проблемы, а поиска непосредственного решения проблемы, то критика состояла в поиске среди многообразия идей, тех идей, которые помогли бы найти оптимальное решение.
Формирование множества альтернатив для решения проблемы.
На данном этапе были сформированы альтернативы с учетом критики. В результате находится максимально эффективные и часто нетривиальные решения задачи.
СГЕНЕРИРОВАНЫЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ.
1. Не подключаться ни к одному оператору сотовой связи.
2. Выбрать самый крупный по масштабам оператор сотовой связи.
3. Выбрать самый популярный оператор сотовой связи.
4. Выбрать самый перспективный оператор.
5. Выбрать оператора с бесплатным подключением.
6. Выбрать самый молодой оператор сотовой связи.
7. Выбрать оператора, с самым дешевым ценовым соотношением на звонки.
8. Выбрать оператора, у которого нет абонентской платы.
9. Выбрать оператора, который находиться рядом с моим домом.
10. Выбрать оператора с новым видом подключения.
11. Выбрать оператора, который находится в центре города.
12. Выбрать оператора с самым большим сроком работы в Сургутском районе.
13. Выбрать оператора с самым большим количеством пунктов для пополнения счета.
14. Выбрать оператора с самыми дешевыми исходящими звонками.
15. Выбрать оператора с самым большим количеством филиалов.
16. Выбрать оператора с возможностью международных переговоров.
17. Выбрать оператора, который мне посоветовал знакомый.
18. Выбрать оператора который регулярно проводит различные розыгрыши призов.
19. Выбрать оператора с оригинальным названием.
20. Выбрать оператора с самым быстрым обслуживанием клиента.
21. Выбрать оператора с самым высоким уровнем обслуживания.
22. Выбрать оператора с хорошей рекламой.
23. Выбрать оператора с быстрым обслуживанием всех операции.
24. Выбрать оператора случайным образом.
25. Выбрать первого попавшегося оператора.
26.Выбрать оператора с хорошо оформленным сайтом.
27. Выбрать оператора с самым большим количеством услуг для физических лиц.
28. Выбрать оператора, который сотрудничает с крупными фирмами.
29. Выбрать оператора с возможностью получения различных дисконтов.
30. Выбрать оператора с бесплатными входящими звонками.
31. Выбрать оператора с самой хорошей репутацией.
32. Выбрать оператора с самым большим количеством тарифов.
33. Выбрать оператора, который предлагает различные информационные и развлекательные услуги.
34. Выбрать оператора с большой зоной действия сотового телефона.
35. Выбрать оператора с бесплатными текстовыми сообщениями(СМС).
36.Выбрать оператора, который проводит самое большое количество благотворительных акций.
37. Выбрать оператора с доброжелательными сотрудниками.
38. Выбрать оператора с наибольшим количеством способов осуществления платежей.
39. Выбрать оператора наиболее удобным сервисом.
СФОРМИРОВАННОЕ МНОЖЕСТВО АЛЬТЕРНАТИВ.
1 группа «характеристик оператора»
Выбрать самый крупный по масштабам оператор сотовой связи
Выбрать самый популярный оператор сотовой связи
Выбрать самый перспективный оператор.
Выбрать самый молодой оператор сотовой связи.
Выбрать оператора, который находиться рядом с моим домом.
Выбрать оператора, который находится в центре города.
Выбрать оператора с самым большим сроком работы в Сургутском районе.
Выбрать оператора с самым большим количеством пунктов для пополнения счета.
Выбрать оператора с самым большим количеством филиалов.
Выбрать оператора с возможностью международных переговоров.
Выбрать оператора с оригинальным названием.
Выбрать оператора с хорошей рекламой.
Выбрать оператора с хорошо оформленным сайтом.
Выбрать оператора с самой хорошей репутацией.
2 группа «Стоимостные характеристики»
Выбрать оператора с бесплатным подключением.
Выбрать оператора, у которого нет абонентской платы.
Выбрать оператора с самым большим количеством тарифов.
Выбрать оператора с бесплатными входящими звонками.
Выбрать оператора с самыми дешевыми исходящими звонками.
3 группа «Обслуживание клиента»
Выбрать оператора с самым быстрым обслуживанием клиента.
Выбрать оператора с быстрым обслуживанием всех операции.
Выбрать оператора наиболее удобным сервисом.
Выбрать оператора с наибольшим количеством способов осуществления платежей.
Выбрать оператора с самым высоким уровнем обслуживания.
Выбрать оператора с доброжелательными сотрудниками.
4 группа «Противоположные альтернативы»
Выбрать первого попавшегося оператора.
Выбрать оператора случайным образом
Не подключаться ни к одному оператору сотовой связи
ИЕРАРХИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ИДЕЙ
Выбор оператора
характеристика стоимостные обслуживание противоположные
оператора характеристики клиента альтернативы
Подведение итогов.
В результате проделанной работы пришли к выводу, что все предложенные решения проблемы взаимно дополняют друг друга. Проблема выбора оператора сотовой связи достигается при сочетании сразу нескольких предложенных критериев. Для эффективного решения заданной проблемы не рационально преследовать лишь один критерий при оценке банка. Целесообразно выбирать оператора по многокритериальному признаку (как минимум по трем критериям), ведь чем больше оператор отвечает запросам, потребностям абонента, тем больше у него клиентов.