Роль информационных ресурсов в жизни человека

Введение

Одним из парадоксов развития человечества является то, что на протяжении всего своего развития человек использовал, накапливал, передавал информацию, не понимая и даже не задумываясь о ней.

Реальная цивилизация началась с того момента, когда появилась письменность. После этого накопленные знания стало возможным сохранять и передавать другим людям, другим поколениям. Потом появилось книгопечатание. Теперь скорость распространения знаний стала намного выше. И накапливаться они стали в большом объеме. Можно считать, что современная цивилизация базируется на книге, которая принесла нам духовные и научные знания. Знания – это информация, представленная в определенной форме. Потому человечество всегда принимало, обрабатывало, хранило и передавало информацию во всех разнообразных формах.

Во второй половине 20 века стало ясно, что для обеспечения прогресса необходимо не только использовать информацию, но и обеспечить ее более эффективную обработку, надежное хранение и безошибочную передачу. Как следствие, в это время появилась теория информации, которая позволила объяснить многие процессы в обществе, экономике и технике. Еще Н. Винер заметил, что все виды управления базируются на обработке информации. Это верно и при управлении автомобилем, когда надо постоянно воспринимать информацию о дороге, машине, пассажирах и т.д. и на основе этой информации принимать необходимые решения. (1)

Управление рыночной экономикой, в отличие от управления автомобилем, осуществляется многими участниками рынка. Здесь можно указать:

    Государство, определяющее ставки и размеры налогов;

    Фондовый рынок, следящий за эффективностью работы предприятий;

    Предпринимателей;

    Средства массовой информации, во многом формирующие наши вкусы и заставляющие нас покупать те или иные товары;

    Банки, устанавливающие ставки по кредитам.

И все эти субъекты принимают, запоминают и обрабатывают информацию, чтобы на основе ее и накопленного собственного опыта принять то или иное управленческое решение. Именно развитие теории информации и создание на ее основе информационной технологии позволило резко ускорить развитие всей экономики во второй половине 20 века. К началу третьего тысячелетия существенно возросло качество жизни во всех развитых странах. Именно качество, а не уровень. Увеличилась продолжительность жизни, сократилось рабочее время, повысилось качество медицинского обслуживания, жизненные условия стали комфортнее.

Управление машинами и механизмами сегодня также перешло на новый уровень – вместо жесткого механического контроля повсеместно внедряется гибкое интеллектуальное управление, базирующиеся на микропроцессорной технике, математических моделях и программном обеспечении. В результате значительно повысилась производительность труда, возрос объем производства и снизилась себестоимость изготовления практически всех изделий.

После того, как возросла производительность труда в производственной сфере, стал вопрос о необходимости аналогичных изменений в транспорте, в управлении, в сфере обслуживания, образования, медицины и в других областях человеческой деятельности. Естественно информационные технологии обеспечили и здесь новое качество труда. Все эти достижения стали возможны с применением новых информационных технологий в управлении экономикой, коллективами, устройствами.

Главным и принципиально значимым результатом широкого внедрения процессорных систем управления стало высвобождение значительной части трудоспособного населения из производственной сферы и переход их к научно-техническому труду. Естественным результатом этого стало ускоренное развитие всего человечества. При этом стремительно растут знания практически во всех областях человеческой деятельности. (3)

Роль информационного ресурса в развитии современного общества

Вторая половина 20 в. ознаменовалась крупным технологическим рывком научно-технического прогресса. Появление в середине 20 в. электронно-вычислительных машин-компьютеров открыло новые возможности обработки информации и управления.

Социальное значение компьютеров первых поколений состояло в возможности автоматизации интеллектуальных функций человека. Применение компьютеров для вычислительных задач и особенно для решения управленческих проблем резко изменило ситуацию. Создание вычислительных комплексов зеркально отражало жестко централизованную структуру управления в нашей стране. Вычислительный комплекс был организован так, что потребитель «обслуживался, приспосабливался, подгонялся» к нему, а не наоборот.

Второй технологический рывок – это успехи в микроминиатюризации, нанотехнологиях – позволил создать персональный компьютер.

Третий технологический рывок в прошлом столетии – создание новейших средств телекоммуникаций, сетей и сетевых методов передачи информации. Появление сетей передачи информации различной сложности и уровня, включая создание «Мировой паутины» – Интернета, создало принципиально новую среду – глобальное информационное пространство без географических границ. (1)

Под информационными ресурсами понимается комплекс соответствующих информационных систем, рассматриваемые, прежде всего на социально-экономических уровнях описания и применения.

Информационные ресурсы играют огромную роль во всех сферах деятельности человека, но главное в здоровье человека.

Сегодня уже очевидно, что болезнь легче лечить при достаточно раннем ее обнаружении. Для этого необходимо постоянный мониторинг физического состояния. Очевидно, что традиционные методы обследования потребуют участие в мониторинге огромное количество врачей, а это слишком сложно и дорого. Но сегодня известно несколько компьютерных (программных) методов диагностики, которые позволяет решить этот вопрос.

Один из методов предусматривает ввод в компьютер информации о проведенных анализах и измерениях человека: температура тела, артериальное давление, вес, частота пульса, параметры крови и т.д. Одновременно в компьютер вводятся и дополнительные сведения, такие как «покраснение горла», «увеличенные лимфоузлы» и др. Также вводятся значения возраста и роста человека. В компьютере ведется база данных 1болезней, в которой описаны все признаки каждой болезни. Программное обеспечение, на основе данных о человеке, производит поиск по базе и выдает информацию обо всех болезнях, для которых характерны данные признаки.

Проведение анализов сегодня автоматизировано, что позволяет не только не привлекать к этой работе лаборантов, но и получать результаты в цифровой электронной форме и сразу же передавать их в компьютер.

Таким образом, сегодня созданы предпосылки для автоматического обследования людей с предварительной диагностикой. Врачи должны только заниматься неоднозначными вопросами, требующими нетрадиционного подхода. Иными словами, информационные технологии снимают со специалистов рутинную работу, требующую много времени.

Проводить обследования человека можно даже, если он находится вне стен лечебного заведения. Достаточно простые устройства позволяют измерять различные характеристики состояния человека и передавать их по Internet врачу. Такая возможность позволяет существенно изменить критерии и образ жизни многих людей – теперь можно жить вдали от областных центров и получать необходимое медицинское обследование. (2)

Сегодня многие специалисты пришли к выводу, что использование электронных носителей при ведении карт и выписывании рецептов может значительно улучшить качество обслуживания и сократить процент врачебных ошибок. Но воплощение этих идей в жизнь будет медленным и дорогостоящим процессом. Причем даже в странах с высоким уровнем компьютеризации.

В данное время роль образования в обществе и экономике качественно изменилась – освоение, и применение огромных накопленных знаний требуют качественно высокого уровня образования практически всех работников. Дальнейшее развитие предполагает все большее использование интеллектуальных способностей всего общества. Система образования ищет и находит адекватные ответы на поставленную задачу – переход к массовому индивидуальному образованию. И базисом, обеспечивающим решение этой проблемы, стали информационные технологии.

Для подготовки квалифицированного специалиста уже не достаточно 15 лет непрерывного образования – после 10–12 лет обучения в школе и 5–6 лет учебы в университете требуется еще 2–3 года занятий в аспирантуре, бизнес-школе или в магистратуре. А после этого – непрерывное совершенствование на курсах, в специальных школах и университетах. Потребность в фактически непрерывном образовании связана с некоторыми особенностями современного развития человечества:

    Накоплены огромные знания, на освоение которых требуется много времени;

    Высокая скорость появления новых знаний и малый период воплощения этих знаний в конкретные изделия и технологии. Внедренные новые методы и механизмы через несколько лет заменяются на новые. Очевидно, что полноценное использование новых решений требует нового обучения.

Человек учится всю жизнь. Сегодня примерно пятую часть профессиональных знаний он получает через систему образования. А остальные 80% знаний и весь свой «производственный опыт» он приобретает самостоятельно на рабочем месте, в том числе и при взаимодействии с коллегами, партнерами, конкурентами. Важной составляющей процесса обучения являются конференции, совещания, а также с другими предприятиями. Все это можно делать в Intert. Считается, что специалист обязан обучаться не реже чем каждые полтора года, т. к. за этот период предыдущие знания устаревают. К сожалению, в России отсутствуют понимание и практика постоянной подготовки и практики постоянной подготовки и переподготовки специалистов. Такое положение существенно ограничивает перспективы развития экономики и общества.

На данный момент в ВУЗах существует множество программ, которые упрощают работу многих подразделений. Можно указать следующие широко применяемые программы:

    «абитуриент», помогает отобрать самых достойных кандидатов на обучение;

    «деканат», облегчает повседневную работу со студентами;

    «стипендия», проводит расчеты и контроль выплаты стипендии;

    «бухгалтерия», помогает вести бухгалтерский учет университета.

Существует множество форм обучения, среди которых особое место занимает дистанционное образование. Студенту отправляют задание через Internet на сессию и таким же образом студент отправляет обратно готовые работы. Данная система наиболее удобна людям, живущих в отдаленных районах от образовательного учреждения и позволяет сохранить не только время на обучение, но и денежные средства.

Сейчас сложилась определенная система государственного управления, состоящая из министерств и ведомств и возглавляемая премьер-министром. Установлены задачи, определяемые правительством, а также методы решения этих задач. Понятно и распределение функций между ветвями власти. Но на решении этих вопросов сегодня требуется слишком много времени, людей и средств. До недавнего времени нужны были новые методы и средства управления. Эти средства были найдены – широкое использование Internet и других информационных технологий.

Среди множества функций, решаемых государственными органами, можно выделить наиболее важные:

    Принятие решений на основе имеющейся информации;

    Работа с налогоплательщиками;

    Работа с другими органами власти, в том числе ниже и вышестоящими.

Для обеспечения эффективной работы правительства сегодня применяются различные IT – решения, в первую очередь Internet. Технологической основой системы «электронного правительства» является портал – несколько связанных между собой сайтов. Эти сайты принадлежат министерствам и ведомствам, а также отдельным членам кабинета министров.

Портал позволяет решать различные задачи:

    Осуществлять связь между государственными органами, например прохождение какого-либо проекта через различные службы;

    Прямо обращаться к народу, выставляя вопросы и предложения на сайте;

    Организовать обсуждение важных для страны вопросов;

    Осуществлять общение с народом по электронной почте;

    Осуществлять выступления в Internet ключевых фигур администрации;

    Проводить опросы.

Для того чтобы портал мог выполнить эти функции, необходимо обеспечить выполнение следующих требований к нему:

    Сайты системы должны быть защищены от несанкционированного доступа;

    Информация должна появляться на сайте с минимальными задержками после принятия решения о ее публикации;

    Должна отражаться вся информация, предназначенная для публикации, с минимальным влиянием чиновников различного ранга. (4)

Информационные ресурсы обеспечивают также комфорт и безопасность для людей. Информационные технологии, которые за счет гибкой логики, реализуемой компьютерными устройствами с программным управлением, позволяют качественно изменить оснащение дома и технические характеристики автомобиля, самолета, судна. Теперь не только дома и машины и их отдельные элементы (например, система отопления дома или подвеска автомобиля) получили собственный микрокомпьютер и способные принимать решения, которые и обеспечивают повышение комфорта и безопасности. Одновременно экономится энергия и наносится меньший ущерб окружающей среде.

Повышение производительности труда (за счет применения информационных технологий в производстве) позволило высвободить человеку время. Появившееся свободное время необходимо было заполнить новым досугом, новыми развлечениями. И информационные технологии предложили и здесь свои решения. Разительные перемены произошли с организацией досуга: процессорные устройства стали достойными партнерами в самых разных играх, от очень простых, имеющихся даже в сотовых телефонах, до логически сложных с великолепной графикой и звуком в мощных компьютерах и игровых приставках. А распространение Internet позволило организовать новые формы времяпрепровождения, в которые вовлекается сразу множество людей. Изменились средства массовой информации: они стали более оперативными, информационными, зрелищными и просто интересными.

Роль средства массовой информации (СМИ) в жизни современного общества трудно переоценить. Сегодня стало очевидно, что СМИ остаются мощнейшим средством воздействия на население, дают возможность донести до всех различных сведений при минимальной стоимости. А вопрос качества и объективности информации зависит от множества субъективных обстоятельств. Сегодня технические возможности СМИ позволяют реализовывать различные формы и методы представления информации. Но стало также очевидно, что уже в ближайшее время можно ожидать дальнейшего развития технических и программных средств, способных существенно изменить форму представления и средства доставки СМИ.

Существенно влияние информационных технологий на развитие средств массовой информации наблюдается уже относительно давно – с середины 70-х. До этого времени газеты и журналы наращивали тиражи, увеличивали редакции, расширяли корреспондентскую сеть. Выигрывали крупные многопрофильные издания, способные предоставить информацию широкому кругу читателей. Большой тираж позволял снизить удельные затраты на издание.

Однако информационные технологии сократили транзакционные издержки на выпуск газет и журналов: верстка и подготовка номера стали проводиться на компьютерах непосредственно авторами и редакторами. Штат редакции сократился многократно. Стали гораздо проще отношения с типографией – компьютерная подготовка издания в несколько раз сократила как время печати, так и затраты на ее проведение.

В настоящее время происходят дальнейшие изменения условий работы на рынке СМИ: телевидение стало доступно всем, принося в дом информацию быстрее, больше и в более удобной форме, чем любое печатное издание. Поэтому журналы и газеты начали изменять основные направления своей работы: вместо средств доставки оперативной информации, они становятся аналитическими изданиями, сообщения в которых должны иметь необходимые иллюстрации, снимки, графики, таблицы. При этом форма подачи материала должна быть привычной для современного человека, воспринимающего телевидение с огромным количеством видеоматериала как основной источник информации.

Решить эти задачи можно только с использованием цифровых средств обработки и передачи данных: цифровой фотографии и мобильных средств передачи данных, программных продуктов, позволяющих обрабатывать большие объемы данных, а также средствами коллективной работы с документами. (3)

В любой профессиональной деятельности человека сейчас информационные ресурсы играют огромную роль. В настоящее время имеется огромный выбор различных программных продуктов, отвечающих почти всем требованиям. Создание эффективно работающих профессиональных программа позволяет повысить производительность труда специалистов и сократить численность персонала. При этом повышается скорость обработки информации и ее достоверность, что необходимо для эффективного планирования и управления.

В состав функционального программного обеспечения2 руководителя или начальника отдела целесообразно включить как минимум следующие программные средства: текстовый процессор, табличный процессор, личная информационная система, прикладная экспертная система, программа электронной почты, Web-браузер3.

На самом предприятии непосредственно в цехах, отделах и т.д. используются станки, машины, техника с элементами программирования. Это также позволяет повысить производительность труда. (5)

Заключение

Современный мир находится на таком этапе своего развития, который специалисты определяют как «информационное общество». Это значит, что во всех сферах деятельности на первый план выходит информация, а, следовательно, и процессы, связанные с ее получением, обработкой и использованием. Информация стала определяющим ресурсом для успешной деятельности не только предприятия, но государства в целом. Утверждение «Кто владеет информацией, то владеет миром» становится реальностью.

В курсовой работе мы рассмотрели роль информационных ресурсов в развитии общества. На данном этапе развития общество не может обходится без информационного обеспечения.

В медицине с 90-х начали использовать информационные ресурсы в диагностике организма, создание базы посетителей. Профессиональная деятельность непосредственно взаимосвязана с информационными технологиями. Даже культура и средства массовой информации не может обходиться без информационного обеспечения.

Таким образом, в процессе работы мы сделали акцент на использовании современных технологий для информационного обеспечения всех сфер деятельности человека, так как в последнее время они приобретают все большое значение.

Список литературы

    Информационные ресурсы и документальные базы данных: Учебн. пособие / Е.Н. Васина, О.Л. Голицина, Н.В. Максимов, И.И. Попов. М.: РГГУ, 2008. – 178 с.

    Информационные системы: Учебн. пособие / А.Г. Романенко, Г.Ю. Максимович, О.Р. Самойлюк и др.; Под общей ред. К.И. Курбакова. М.: Изд-во Рос. Экон. Акад., 2002. – 198 с.

    Попов И.И. Информационные ресурсы и системы: реализация, моделирование, управление. М.: ТПК «Альянс», 2006. – 408 с.

    Попов И.И., Храмцов П.Б., Максимов Н.В. Введение в сетевые информационные ресурсы и технологии. М.: РГГУ, 2001. – 203 с.

    Степанова Е.Е., Хмелевская Н.В. Информационное обеспечение управленческой деятельности: Учебн. пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2005. – 154 с.

1 База данных – совокупность специально организованных и логически упорядоченных данных.

2 Функциональное программное обеспечение – комплекс программных средств, определяющий профессиональную ориентацию, обеспечивающий решение задач определенных предметных областей.

3 Web-броузеры – специальные программы для работы в сети Интернет, обрабатывают гипертекстовые документы.