Информационные технологии документационного обеспечения управленческой деятельности (работа 2)

МОСКОВСКИЙ ОТКРЫТЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

РЕФЕРАТ

По Дисциплине

Информационные технологии управления

Тема: ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДОКУМЕНТАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Выполнила: студентка V курса

Заочного отделения

Финансово-эконом. факультета

МОСКВА

2006г.

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение

1.Понятие «документационное обеспечение управленческой деятельности».

2. Основные требования к оформлению управленческих документов.

3. Основные методы унификации и стандартизации управленческих документов.

4.Понятие «документооборот» и его организация.

Заключение

Литература

Введение

Высший менеджмент начинает осознавать, какое важное воздействие оказывают информационно-технологические решения на сам хозяйственный процесс и культуру предприятия. Поэтому он чувствует себя все более ущемленным в том плане, что вынужден делегировать соответствующие вопросы внутрифирменным подразделениям или внешним организациям. К тому же первый опыт работы внефирменных информационно-технологических служб не дает особых поводов для оптимизма относительно эффективности решения указанных проблем. Также большое значение уделяется документообороту.

Документы используются в различных областях деятельно­сти, отраслях знаний, сферах жизни и являются объектом исследования многих научных дисциплин. Поэтому содержание понятия «документ» многозначно и зависит от того, в какой отрасли и для каких целей он используется. Так, для юристов документ является, прежде всего, способом доказательства или свидетельства чего-либо, для историка - историческим источни­ком, кибернетика-документалиста — носителем информации, а специалисты в области управления считают его средством фик­сации и передачи управленческих решений.

1.Понятие «документационное обеспечение управленческой деятельности».

Терминологический стандарт определяет «делопроизводство» как отрасль деятельности, обеспечивающую документирование и организацию работы с официальными документами. Термин «делопроизводство», по ГОСТ Р 51141-98, синонимичен терми­ну «документационное обеспечение управления», который во­шел в научный оборот более 10 лет назад.

Документоведение — научная дисциплина, изучающая зако­номерности формирования и функционирования систем документационного обеспечения управления (ДОУ).

Традиционно сфера деятельности, связанная с обработкой докумен­тов, называется делопроизводством. Термин «делопроизводство» возник в России во 2-й половине XVIII в. Он образован от сочетания слов «производство дела». Его значение становится понятным, если иметь в виду, что термин «дело» обозначал первоначально вопрос (судебный или административный), решаемый органом управления. Следователь­но, под делопроизводством понималось, прежде всего, рассмотрение (производство) дел или, иначе говоря, — деятельность, связанная с принятием решений по какому-либо вопросу. Значение термина «дело» как собрания документов — более позднего происхождения. Документационное обеспечение управления предполагает, прежде всего, создание имеющих юридическую силу документов, или до­кументирование, т. е. запись информации на бумаге или ином но­сителе по правилам, установленным правовыми нормативными актами или выработанным традицией.

Документирование может осуществляться на естественном язы­ке и на искусственных языках с использованием новых носителей информации. При документировании на естественном языке создаются текстовые документы — документы, содержащие речевую информацию, зафиксированную любым типом письма или любой системой звукозаписи. Текстовый письменный документ — это тра­диционный документ на бумажном носителе или видеограмма, т. е. его изображение на экране монитора.

При создании документов используются средства документи­рования. Ими могут быть:

    простые орудия (ручки, карандаши и др.);

    механические и электромеханические средства (пишущие ма­шины, магнитофоны, диктофоны, фото-, кино- и видеотехника и др.);

    компьютерная техника.

Результатом документирования является документ — зафик­сированная на материальном носителе информация с реквизита­ми, позволяющими ее идентифицировать. Носитель — это мате­риальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем речевой, звуковой или изобразительной информации, в том числе в преобразованном виде.

Документы являются основными носителями управленчес­кой, научной, технической, статистической и иной информа­ции. Документы являются носителями первичной информации, именно в документах информация фиксируется впервые. Это свой­ство и позволяет отличать документы от других источников ин­формации — книг, газет, журналов и др., содержащих перера­ботанную, вторичную информацию.

Любой документ является элементом системы документации бо­лее высокого уровня. Под системой документации понимается сово­купность документов, взаимосвязанных по признакам происхожде­ния, назначения, вида, сферы деятельности, единых требований к их оформлению. Как буквы составляют алфавит, так и отдельные виды и разновидности документов составляют систему документации. До настоящего времени в документоведении не существует стройной клас­сификации систем документации, видов и разновидностей докумен­тов, а используется ее эмпирически сложившийся вариант.

Отнесение документов к той или иной системе начинается с разделения всех документов на официальные и документы личного происхождения. К последним относятся документы, со­зданные человеком вне сферы его служебной деятельности или выполнения общественных обязанностей: личная переписка, воспоминания (мемуары), дневники.

Официальные документы в зависимости от обслуживаемой ими сферы человеческой деятельности подразделяются на управленчес­кие, научные, технические (конструкторские), технологические, производственные и др. Управленческие документы составляют ядро учрежденческой документации, именно они обеспечивают управ­ляемость объектов, как в рамках государства, так и отдельной орга­низации. Управленческие документы представлены следующими основными видами (системами) документации:

• организационно-правовая документация;

• плановая документация;

• распорядительная документация;

• информационно-справочная и справочно-аналитическая до­кументация;

• отчетная документация;

• договорная документация;

• документация по обеспечению кадрами (по личному составу);

• документация по обеспечению финансами (бухгалтерский учет и отчетность);

• документация по материально-техническому обеспечению;

• документация по документационному и информационному обеспечению деятельности учреждения и др.;

• документация по основной деятельности учреждения, орга­низации или предприятия, например, на производственном пред­приятии — это производственная документация (технологическая и конструкторская документация и др.), в лечебном учреждении — медицинская документация (медицинские карты, страховые доку­менты и др.), в вузе — документация по высшему образованию (учебные планы, экзаменационные ведомости и др.).

Документы, составляющие одну систему документации, свя­заны единством целевого назначения и в комплексе обеспечива­ют документирование той или иной управленческой функции или вида деятельности.

Организация работы с документами — это организация доку­ментооборота учреждения, хранение документов и их использо­вание в текущей деятельности.

Документооборот — это совокупность взаимосвязанных проце­дур, обеспечивающих движение документов в учреждении с мо­мента их создания или поступления и до завершения исполнения или отправки. В целях рациональной организации документооборо­та все документы распределяются на документопотоки, например: регистрируемые и нерегистрируемые документы, входящие, ис-14

ходящие и внутренние документы, документы, поступающие или направляемые в вышестоящие организации, документы, направляемые или поступающие из подведомственных организаций и др. 11од документопотоком понимается совокупность документов, вы­полняющих определенное целевое назначение в процессе доку­ментооборота.

Одна из важнейших функций в организации работы с доку­ментами — учет документов. Учет документов обеспечивается их регистрацией — записью учетных данных о документе по уста­новленной форме, фиксирующей факт создания документа, его отправки или получения. Наряду с учетом документов их регист­рация позволяет осуществлять контроль за исполнением докумен­тов, а также вести поиск документов по запросам подразделений и работников учреждения.

Система хранения документов — это совокупность способов учета и систематизации документов с целью их поиска и исполь­зования в текущей деятельности учреждения. Для системы хране­ния документов наиболее значимыми понятиями являются поня­тия «номенклатура дел» и «дело». Номенклатура дел — системати­зированный перечень заголовков дел, формируемых в делопроиз­водстве учреждения, расположенных в определенной последова­тельности с указанием сроков их хранения, а дело — это сово­купность документов (или документ), относящихся к одному воп­росу, помещенных в отдельную обложку.

2. Основные требования к оформлению управленческих документов.

Каждый документ состоит из отдельных информационных элементов, которые называются реквизитами (подпись, печать, название вида документа и т. д.). Совокупность реквизитов, рас­положенных в документе определенным образом, составляет его формуляр. Формуляр, характерный для определенного множе­ства документов, называется типовым формуляром, например, для всех управленческих документов типовой формуляр уста­новлен ГОСТом 6.10.5-87.

Формуляр-образец разрабатывается при создании системы до­кументирования и представляет собой графическую модель или схему построения документа. Он устанавливает форматы, размеры полей, расположение постоянных и переменных реквизитов.

Наиболее полно требования к составу и оформлению рекви­зитов изложены в двух нормативных актах — Государственной системе документационного обеспечения управления и ГОСТе Российской Федерации 6.30-97 «УСД. Система ОРД. Требования к оформлению документов». Они устанавливают почти макси­мальный набор реквизитов для любого из управленческих доку­ментов и их расположение на бумажном носителе информации. Всего установлено 29 реквизитов. Но, поскольку конкретный состав реквизитов зависит от вида документа, а часть из них — взаимоисключающие, постольку на конкретном документе рек­визитов будет, безусловно, меньше.

Состав реквизитов следующим:

01 — Государственный герб Российской Федерации;

02 — герб субъекта Российской Федерации;

03 — эмблема организации или товарный знак (знак обслуживания);

04 — код организации;

05 — код формы документа;

06 — наименование организации;

07 — справочные данные об организации;

08 — наименование вида документа;

09 — дата документа;

10 — регистрационный номер документа;

11 — ссылка на регистрационный номер и дату документа;

12 — место составления или издания документа;

13 — гриф ограничения доступа к документу;

14 — адресат;

15 — гриф утверждения документа;

16 — резолюция;

17 — заголовок к тексту;

18 — отметка о контроле;

19 — текст документа;

20 — отметка о наличии приложения;

21 — подпись;

22 — гриф согласования документа;

23 — визы согласования документа;

24 — печать;

25 — отметка о заверении копии;

26 — отметка об исполнителе;

27 — отметка об исполнении документа и направлении его в дело;

28 — отметка о поступлении документа в организации;

29 — отметка для автоматического поиска документа.

Государственный герб Российской Федерации (01) изображается только в случаях, предусмотренных законодательством, на доку­ментах министерств, ведомств, а также органов суда, прокурату­ры, арбитража, органов народовластия, высших органов управле­ния и др.

Герб субъекта Российской Федерации (02) помещают на блан­ках документов в соответствии с правовыми актами субъектов Российской федерации. В этом случае целесообразно указывать на планке документа также наименование государства — Российская Федерация.

Эмблема организаций (03) — это символическое графическое изображение. В качестве эмблемы, как правило, используется товарный знак. Изображение эмблемы облегчает поиск докумен­та, не допускается заменять эмблемой наименование предприя­тия или учреждения. Эмблему размещают, как правило, на левом поле на уровне названия организации или на верхнем поле документа; возможны и другие варианты, вплоть до фонового изображения на «фирменной» бумаге. Размеры эмблемы опреде­ляются руководством организации. Эмблема должна быть заре­гистрирована в установленном порядке и не изображаться на документе, если у организации отсутствует официальное разре­шение. Эмблема не воспроизводится также при помещении гер­бов на бланках организации.

Код организации (04) по Общероссийскому классификатору организаций и предприятий (ОКНО) имеют все зарегистрированные предприятия. Он является своеобразным подтверждением правомочности организации. Этот код может быть помещен на бланках организации заранее — типографским способом.

Код формы документа (05) по Общероссийскому классификатору управленческой документации (ОКУД) должен соответство­вать коду, содержащемуся в классификаторах управленческой до­кументации. Этот реквизит вносится при составлении конкретно­го документа.

Наименование организации (06), являющейся автором доку­мента, должно соответствовать наименованию, закрепленному в ее учредительных документах. Над наименованием организации указывают сокращенное или полное наименование вышестоящей организации, союза, ассоциации (при их наличии). Все эти наи­менования даются в именительном падеже.

Справочные данные об организации (07) указываются только в служебных письмах. К ним относятся: индекс предприятия связи, почтовый и телеграфный адрес, номера телетайпа, телефона, факса, телекса, электронной почты, счетов в банке и др. Точного состава этих сведений и правил их оформления не установлено.

Наименование вида документа (08) является одним из важ­нейших реквизитов, поскольку позволяет судить о назначении документа, определяет состав его реквизитов и структуру текста. Наименование вида документа должно соответствовать компетен­ции его автора, содержанию документа. Оно регламентируется Положением об организации (уставом), проставляется на всех до­кументах, за исключением писем и факсов, должно соответство­вать ГСДОУ, ОКУД.

Дата документа (09) является одним из основных реквизи­тов, который обеспечивает его юридическую силу. Датой доку­мента является дата его подписания или утверждения, для прото­кола — дата проведения заседания. Если авторами документа яв­ляются несколько организаций, то датой документа является наи­более поздняя дата подписания.

Регистрационный номер документа (10) — это условное обозна­чение, под которым документ введен в информационно-поисковую систему организации. Для внутренних документов (например, при­казов) он обычно является порядковым номером дела с начала года. Для исходящих документов складывается из индекса структурного подразделения, номера дела по номенклатуре, где будет храниться копия документа после его отправки, порядкового номера докумен­та. Порядок регистрации и конкретная структура индексов докумен­та регламентируются внутренними инструкциями.

Ссылка на регистрационный номер и дату документа (11) про­ставляется только на ответных письмах. Дата и номер для ссылки переписываются из инициативного письма.

Место составления или издания документа (12) обязательно ука­зываются в том случае, если затруднено его определение по рекви­зитам «наименование организации» и «справочные данные об орга­низации». Целесообразно проставление этого реквизита на всех до­кументах. Место составления или издания указываются с учетом принятого административно-территориального деления.

Гриф ограничения доступа к документу (13) проставляется, если документ содержит сведения ограниченного распростране­ния, т. е. секретную или конфиденциальную информацию.

Адресат (14) указывается в основном на исходящих докумен­тах, что входит в обязанности технического сотрудника, который осуществляет отправку и прием документов. Наличие этого рек­визита необходимо для сверки с адресом на упаковке. В случае несоответствия адреса на документе адресу на упаковке, доку­мент возвращается отправителю.

Гриф утверждения (15) указывается на изданных распоряди­тельных документах и на документах, которые утверждаются ком­петентными органами или должностными лицами.

В резолюции (16) фиксируются указания руководителя по поводу исполнения документа. Резолюция пишется от руки и проставляется в верхнем правом углу над текстом документа. Если на документе больше одной резолюции, то вторая и пос­ледующие проставляются на любом свободном месте лицевой стороны документа.

Заголовок к тексту (17) является обязательным реквизитом для всех документов. Он должен быть максимально коротким и точным и отражать содержание документа. Заголовок необходим для эффективного поиска, регистрации документов без предва­рительного прочтения всего текста. В одной строке заголовка дол­жно быть не более 28 знаков, точка в конце не ставится. Заголо­вок должен грамматически согласовываться с названием вида до­кумента, отвечая на вопрос «о чем?» или «чего?».

Отметка о контроле (18) проставляется на документах, исполнение которых взято на особый контроль по поруче­нию руководителя. Отметка о контроле проставляется в виде буквы «К» цветным (красным, синим, зеленым) каранда­шом фломастером или специальным штампом «Контроль». Место расположения определено на левом поле документа на уровне заголовка.

Текст документа (19) составляется на русском или националь­ном языке в соответствии с законодательством Российском Федера­ции и субъектов Российской Федерации о государственных языках.

Отметка о наличии приложений (20) помещается перед под­писью, содержит список приложений или указание на их количество.

Подпись (21) — это один из основных способов удостовере­ния документов. Она является обязательным реквизитом. Подпись на документе ставит лицо, которое несет ответственность за со­держание данного документа.

Подписывается, как правило, только первый экземпляр до­кумента В состав реквизита входят: наименование должности лица, подписывающего документ (полное, если документ оформлен не на бланке организации и сокращенное, если использован бланк), его личная подпись и расшифровка подписи (инициалы и фамилия) без кавычек и скобок.

Гриф согласования (22), т. е. предварительного рассмотрения вопросов, содержащихся в проекте документа, располагают ниже реквизита «подпись» или на отдельном листе согласования.

Визы (23) — реквизит неформализованный, проставляются в соответствии с порядком, принятым в организации.

Печати (24), подтверждая подлинность подписей, ставятся на наиболее важных документах, предусмотренных специальными нормативными актами. Такого рода документы удостоверяют пра­ва лиц, фиксируют факты, связанные с финансовыми средства­ми и т. п. Печать должна быть хорошо читаема, по возможности захватывать часть наименования должности или располагаться на свободном месте документа.

Отметка о заверении копии документа (25) для придания ей юридической силы состоит из заверительной надписи «Верно», наи­менования должности сотрудника, заверившего копию, его лич­ной подписи, ее расшифровки и даты заверения.

Отметка об исполнителе (26) необходима для оперативной связи с тем, кто составил документ, для разъяснения и уточне­ния затронутых в документе вопросов. Данный реквизит включа­ет фамилию (или фамилию, имя, отчество) исполнителя доку­мента и номер его телефона. Отметку об исполнителе располагают в соответствии со стандартом на лицевой или оборотной стороне последнего листа документа в левом нижнем углу.

Отметка об исполнении документа и направлении его в дело (27) проставляется на исполненных документах, подлежащих списанию в дело для последующего хранения и использования в справочных целях. Она проставляется на первой странице документа.

Отметка о поступлении документа в организацию (28) по воз­можности ставится на первом листе входящих документов, как правило, с помощью штампа. Данный реквизит включает в себя наименование получающей организации, дату поступления доку­мента, его входящий регистрационный номер.

Отметка для автоматического поиска документа (29) может включать имя диска, директории и файла, содержащего данный документ, и другие поисковые данные.

3. Основные методы унификации и стандартизации управленческих документов.

В управленческой деятельности используются однотипные, повторяющиеся документы и документы оригинальные, не име­ющие аналогов. Однотипные документы могут быть унифициро­ваны и стандартизированы.

Унификация однотипных управленческих документов заклю­чается в установлении единообразия их состава и форм.

Стандартизация — это форма юридического закрепления ре­зультатов унификации. В практике совершенствования документационного обеспечения управленческой деятельности разрабатыва­ются государственные стандарты на терминологию делопроизвод­ства и архивного дела и на требования к составлению и оформле­нию управленческих документов. В настоящее время действует два стандарта: ГОСТ Р 6.30-97 «Унифицированные системы докумен­тации. Унифицированная система организационно-распорядитель­ной документации. Требования к оформлению документов» и ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и опреде­ления».

Основная цель унификации и стандартизации — создание таких форм документов, применение которых будет экономи­чески эффективно, повысит общую культуру управления.

Объектами унификации и стандартизации в управленческой деятельности являются:

    термины и определения, используемые при работе с управлен­ческой информацией;

    организационные структуры организаций, учреждений и пред­приятий;

    управленческие функции;

    управленческая документация.

Документы давно стали объектами унификации и стандарти­зации. В СССР первые стандарты появились в 1929—1931 гг. С тех пор с перерывами ведутся постоянные работы по унификации и стандартизации документов. В последние десятилетия к этой ра­боте привлечены все ведущие министерства и ведомства.

В работе по унификации документов, в частности внешнетор­говых, принимают участие более десяти международных органи­заций, в том числе Комитет по развитию внешней торговли Ев­ропейской Экономической Комиссии (ЕЭК), Международная орга­низация стандартизации (ИСО) и др.

Роль и значение унификации и стандартизации документов особенно возросли в связи с применением в управлении компью­терных технологий.

Унификация управленческих документов предполагает уни­фикацию состава документов, создаваемых при решении управ­ленческих задач, и форм документов.

Унификация состава документов организации заключается в отборе и закреплении комплекса документов, необходимых и до­статочных для решения управленческих задач. В результате унифи­кации состава документов исключаются формы документов, не вызванные действительными потребностями управления, и со­став документов организации может быть значительно сокращен.

Унификация форм документов заключается в отборе и закреп­лении в унифицированных формах документов информационных показателей и реквизитов, соответствующих назначению докумен­тов, и установлении единых требований к их составлению и офор­млению.

Результаты унификации состава документов получают свое закрепление в Табеле форм документов, применяемых в деятель­ности организации, а результаты унификации форм документов получают свое выражение в Альбоме форм документов, применя­емых в деятельности организации.

4.Понятие «документооборот»

и его организация.

Документооборот — это движение документов с момента их получения или создания до завершения исполнения, отправки адресату или сдачи их на хранение.

Действующие нормативные акты и методические пособия, в том числе и ГСДОУ, рассматривают в качестве объекта регулиро­вания документооборот организации в целом и, соответственно, потоки входящих, внутренних и исходящих документов.

Документооборот можно разделить на следующие этапы:

• экспедиционная обработка документов, поступающих в орга­низацию;

• предварительное рассмотрение документов службой ДОУ;

• организация рационального движения документов внутри организации;

• экспедиционная обработка исполненных и отправляемых до­кументов.

Обработка корреспонденции достаточно традиционна, как прави­ло, не вызывает трудностей при соблюдении определенных правил.

Предпочтение справедливо отдается централизованной экспе­диции, в которой обрабатывается вся корреспонденция. Это по­зволяет поднять производительность труда, более точно опреде­лить необходимые штаты, лучше поставить учет документов.

При такой организации дела корреспонденция, доставляемая курьерами, поступающая по почте, факсом, телеграфом или иным путем, должна приниматься и обрабатываться специально выде­ленным должностным лицом: секретарем фирмы, работником служ­бы документационного обеспечения управления (канцелярии, об­щего отдела и др.). Для обеспечения учета и полноценной инфор­мационно-поисковой системы ему же должны передаваться и до­кументы, полученные сотрудниками организации за ее пределами (в командировках, на совещаниях и т. п.). Цель первого этапа — зафиксировать сам факт поступления документов (при необходи­мости и время).

Следующий этап прохождения поступающих в организацию документов в большей степени зависит от всей постановки доку­ментационного обеспечения. Основное его значение — оператив­ное получение документов исполнителями и формирование пол­ноценного научно-справочного аппарата.

Значительным резервом сокращения сроков и инстанций про­хождения документов является установленное ГСДОУ предвари­тельное рассмотрение документов в службе ДОУ и распределение уже на этой стадии документов на потоки:

• для обязательного рассмотрения руководством органи­зации в соответствии с распределением обязанностей;

• не требующие резолюции руководства и направляемые • i'.i iy в структурные подразделения исполнителям.

При рассмотрении поступившего документа учитывается:

• важность его содержания;

• сложность и новизна поставленных вопросов;

• общественное положение автора документа, место учрежде­ния-отправителя в структуре управления;

• срок исполнения документа;

• вид документа: закон, распоряжение, письмо, отчет и т. д.

В целях оптимизации документопотоков целесообразно уста­новить единый порядок передачи документов для обработки, например, через лицо, ответственное за документационное обес­печение в структурном подразделении.

Значительную часть документооборота организации составляют различного рода проекты документов, требующие согласования, подписания или утверждения. Хотя все эти этапы оформления до­кументов могут быть закреплены в Табеле форм документов, осу­ществляются они, как правило, сотрудниками подразделения, го­товящего документ, а служба ДОУ только контролирует сроки и правильность (полноту) их оформления при регистрации.

Для оптимизации и сокращения документопотоков целесооб­разна разработка технологических инструкций (схем), в которых в наглядной графической форме определена последовательность подготовки проектов наиболее распространенных документов, их согласования, подписания и утверждения. На схемах могут указы­ваться альтернативные решения, местонахождение конкретных должностных лиц и даже часы приема по данному вопросу.

Обработку исполненных и отправляемых документов предпоч­тительнее централизовать в единой экспедиции организации.

Экспедиционная обработка отправляемых документов вклю­чает в себя сортировку, упаковку, оформление почтового отправ­ления и сдачу в отделение связи. Она осуществляется в соответ­ствии с действующими Правилами оказания услуг почтовой свя­зи и должна проводиться в тот же день или не позднее следующего рабочего дня.

Заключение

Таким образом, документы являются основными носителями управленческой, научной, технической, статистической и иной информации. Документы являются носителями первичной информации, именно в документах информация фиксируется впервые.

Документы, составляющие одну систему документации, связаны единством целевого назначения и в комплексе обеспечивают документирование той или иной управленческой функции или вида деятельности.

Существует ряд требований к оформлению управленческих документов, которые необходимо выполнять.

В целях оптимизации документопотоков целесообразно установить единый порядок передачи документов для обработки, например, через лицо, ответственное за документационное обеспечение в структурном подразделении.

Литература

    Делопроизводство и архивное дело. Термины и опреде­ления. — М.: 1983.

    Унифицированные системы документации. Прида­ние юридической силы документам на машинном носителе и машино­грамме, создаваемым средствами вычислительной техники. Основные положения. — М.: Издательство стандартов, 2000.

    Информационные системы в экономике: Учебник. / Под ред. проф. В.В. Дика.М.: Финансы и статистика, 2002.

    Корнеев И.К., Година Т.А. Информационные технологии в управлении: Учеб. пособие для вузов/ ГУУ. — М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999.