Виртуальные предприятия и электронные правительства
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Виртуальное предприятие
1.1 Проблемы традиционных предприятии
1.2 Виртуализация бизнеса
1.3 Основные формы и типы виртуальных предприятий
1.4 Как создается и работает виртуальное предприятие
2. Концептуальные основы электронного правительства
2.1 Общая идея
2.2 Фазы трансформации правительства
2.3 Модели электронного правительства
2.4 Зрелость услуг
2.5 Электронные правительства в странах ЕС
Заключение
Список использованных электронных ресурсов
Введение
Тема контрольной работы «Виртуальные предприятия и электронные правительства».
Сегодня, благодаря информатизации, все новые и новые бизнес-процессы пытаются проникнуть из одного предприятия в другие. По некоторым оценкам, в ближайшие 10 лет около 90 % предприятий в экономически развитых странах в своей деятельности будут использовать Интернет-технологии и сетевые формы управления. В той или иной степени все они станут участниками такой экономики, в которой «виртуальные предприятия» будут одной из новых организационных форм. Хотя можно встретить и другие термины, например, «сетевые предприятия», «безграничные предприятия», «расширенные предприятия» и даже «фрактальные фабрики», но, как правило, речь идет о сети партнеров (предприятий, отдельных коллективов), совместно производящих и продающих определенный товар. В наши дни условия деятельности предприятий претерпели серьезные изменения. Компьютеризация рыночных отношений позволила быстро находить и получать любую информацию о любых товарах и услугах. Взаимозависимость производителей и насыщение потребительского рынка развивают экономику индивидуальных услуг, когда на 100 % выполняется принцип «клиент всегда прав». В ориентированной на клиента экономике предприятия сталкиваются с динамичным рынком, где все большую важность приобретает разнообразие и инновации.
В новых условиях предложение не только предшествует спросу, но и формирует его. При этом требования к качеству и надежности максимальны, а из-за необходимости постоянного обновления продукции срок ее жизни сокращается.
Еще 5-7 лет назад неоспоримым достоинством процветающих компаний была их устойчивая организационная структура. Сегодня она превратилась в основной недостаток, так как не позволяет мгновенно реагировать на изменение требований динамичного рынка. Качество, к которому так стремились все предприятия, меняется и становится более субъективным понятием, потому что оно формируется в процессе взаимодействия производителя и потребителя. Основой такого взаимодействия может служить «виртуальный продукт», адаптированный к запросам потребителя. Ярким примером «виртуального продукта» является приобретение компьютера у фирмы-сборщика, когда компьютер собирается по заказу клиента. Раз есть «виртуальный продукт», то должно быть и «виртуальное предприятие».
1. Виртуальное предприятие
1.1 Проблемы традиционных предприятии
Традиционные предприятий имеет ярко выраженную функциональную направленность, в основе которой лежит принцип разделения и специализации труда. Во-первых, предприятие рассматривается не как набор отделов, цехов, а как совокупность бизнес-процессов, вокруг которых и организуется вся деятельность. Во-вторых, основу успеха предприятия составляют не товары, а процессы их производства. В-третьих, потенциал предприятия заключается в совершенствовании бизнес-процессов с технологической, информационной, организационной точек зрения.
Таким образом, налицо новый подход, который строится на несколько иных принципах, а именно бизнес-процессах. Каждый бизнес-процесс схематично можно представить в виде последовательности операций (работ, функций), выполняемых отдельными работниками с использованием той или иной информации (документов, данных, сообщений) и в соответствии с некоторыми правилами, определяющими порядок выполнения работы, маршруты движения документов, сроки выполнения отдельных функций.
Для традиционного предприятия бизнес-процессы очень фрагментарны, отсутствует их описание и документирование, отсутствуют их владельцы и ответственные, для них характерны недостаточность или переизбыток контрольных точек. И как результат, при такой организации традиционного предприятия у работников нет заинтересованности в конечном результате (система оценки их деятельности оторвана от результативности работы предприятия в целом). Работники «ограничены» рамками подразделения, они не ориентированы на целевые задачи предприятия. Достаточно усложнен обмен информацией между различными подразделениями, участвующими в одном бизнес-процессе.
1.2 Виртуализация бизнеса
Одним из первых термин «виртуальное предприятие» предложил Дж. Хопланд из компании DEC по аналогии с понятием «виртуальная машина» из области программирования и вычислительной техники.
В абстрактном смысле виртуальное предприятие - это наилучшая с точки зрения имеющихся технических и экономических условий, эффективная форма организации предприятия. В практическом смысле виртуальное предприятие - это сетевая структура, объединяющая неоднородные удаленные ресурсы. Это предприятие, состоящее из географически разделенных работников, которые в процессе труда общаются, взаимодействуют с помощью электронных коммуникационных средств, не имея непосредственных контактов.
Очевидно, что полностью виртуального (не имеющего базовых структур в реальном физическом мире) предприятия быть не может. Речь идет о взаимодействии реально существующих специалистов и подразделений некоторых предприятий в виртуальном пространстве, которое создается на основе информационных и коммуникационных технологий.
Понятие виртуального предприятия является полностью ориентированным на заказчика, поскольку его основные характеристики - быстрота выполнения заказа и полнота удовлетворения потребностей клиента. Так как клиенты и исполнители объединены в открытую сеть, то границы между взаимодействующими предприятиями становятся нечеткими и прозрачными. Такая структура создается путем информационной интеграции ресурсов партнеров. При этом происходит интеграция культур, традиций, ресурсов, опыта, знаний предприятий-партнеров. Возникает искусственное сообщество, сформированное электронным путем, что очень часто продлевает жизненный цикл отдельного предприятия. Сильные и слабые стороны виртуального предприятия представлены в табл. 1.1.
Таблица 1.1. Основные преимущества и недостатки виртуальных предприятий
Преимущества |
Недостатки |
- скорость выполнения рыночного заказа - снижение совокупных затрат - более полное удовлетворение потребностей клиентов - гибкая адаптация к изменениям окружающей среды - возможность преодоления препятствий выхода на новые рынки - интеграция лучших средств и опыта различных предприятий - организация по проектам или вокруг ключевых процессов - сочетание принципов децентрализации и централизации в управлении |
- чрезмерная экономическая зависимость от партнеров - отсутствие социальной и материальной поддержки своих партнеров вследствие отказа от классических долгосрочных договорных форм и обычных трудовых - опасность чрезмерного усложнения, обусловленная разнородностью членов предприятия, неясности в отношении членства, открытости сетей, самоорганизации |
Как отмечалось выше, целью виртуального предприятия является получение прибыли путем максимального удовлетворения нужд и потребностей потребителей в товарах (услугах) быстрее и лучше потенциальных конкурентов. Собственно говоря, это характерно и для любого традиционного предприятия. Но виртуальные предприятия ориентируются не на удовлетворения нужд и потребностей какого-то «усредненного» сегмента рынка, а на выполнение индивидуальных рыночных заказов. Виртуальное предприятие увеличивает скорость и качество выполнения заказа путем объединения ресурсов различных партнеров в единую систему. Если традиционному предприятию для разработки и выведения нового товара на рынок требуется привлечение значительных ресурсов, то виртуальное предприятие, благодаря информационно-коммуникационной идеологии, может гораздо быстрее найти новых партнеров, обладающих соответствующими рыночным потребностям ресурсами, знаниями и способностями.
Пространство виртуализации предприятий включает три основные категории. Это виртуальный рынок (рынок товаров и услуг на основе коммуникационных и информационных возможностей Интернета), виртуальная реальность (отображение реальных разработок и производства в киберпространстве) и, наконец, виртуальные организационные структуры.
Итак, основными чертами виртуальной формы предприятия являются открытая распределенная структура, приоритет горизонтальных связей, автономность и узкая специализация членов сети, а также значительная роль информационных средств интеграции.
1.3 Основные формы и типы виртуальных предприятий
Выделяют две главные формы (класса) виртуальных предприятий: виртуальные корпорации и виртуальные товарищества.
Под виртуальной корпорацией понимают электронное объединение капиталов (ресурсов) различного типа - финансового, технологического, интеллектуального - в интересах выполнения сложных проектов, создания продукции мирового класса и максимально полного удовлетворения требований заказчика. Виртуальная корпорация характеризуется определенной независимостью от участников, делегированием полномочий, переходом от индивидуальной к коллективной ответственности партнеров. Она предполагает договорные взаимоотношения между всеми узлами организационной сети и формирование их совместной собственности.
Виртуальное товарищество - это искусственно интегрированная организация людей, географически удаленных друг от друга и ведущих вместе бизнес с целью извлечения прибыли. Каждый партнер, в той или иной степени участвуя в управлении и контроле за деятельностью виртуальной организации, несет индивидуальную ответственность за результаты работы, причем потеря партнера означает распад виртуальной организации.
Говоря о типах виртуальных предприятий, можно выделить два типа:
- Децентрализованное (стратегические ресурсы максимально распределены в сети между партнерами). Формируется вокруг сложного, уникального проекта, который ни один из партнеров не может выполнить в одиночку. Подобная модель виртуального предприятия опирается на представление о горизонтальной организации, где горизонтальное управление между подразделениями и внешние горизонтальные связи оказываются более важными, чем традиционное вертикальное управление;
- Централизованное (стратегические ресурсы в основном сосредоточены в некотором узле сети. Основано на идее расширенной организации, когда существует один центральный узел (координатор) и несколько периферийных узлов, которым поручается выполнение некоторых функций. Его организационная структура определяется не в процессе взаимодействия, а проектируется ведущим предприятием.
1.4 Как создается и работает виртуальное предприятие
На первом этапе создания виртуального предприятия определяются и оцениваются все бизнес-процессы. Каждая функция в каждом бизнес-процессе связывается с определенным ресурсом. Например, некоторые функции в цепочке поставок можно связать со складом, Основной принцип на этом этапе состоит в том, чтобы найти ресурсы вне структуры предприятия. По завершении этого этапа получают список необходимых ресурсов, а для каждого ресурса - список функций.
После того, как сформированы ресурсы, их надо ввести в эксплуатацию. Важнейшую роль играют workflow-инструменты (управления потоками работ) в Интернете. Они позволяют решать эту задачу с помощью механизмов регистрации, которые фиксируют каждое событие с указанием даты, времени и участника (еще их называют агентами). Разработка виртуального предприятия связана с интеллектуальным моделированием взаимодействия сложных, неоднородных, отстоящих друг от друга агентов. Построение многоуровневых дружественных интерфейсов между агентами играет первостепенную роль.
В рамках виртуального предприятия существует один субъект, который организует и направляет деятельность остальных. Этим субъектом является тот, кто разработал и внедрил виртуальное предприятие, занимается его эксплуатацией и маркетингом.
Образование виртуального предприятия из разнородных предприятий обеспечивает взаимную компенсацию их недостатков и усиление преимуществ. Можно объединить достоинства больших предприятий, обладающих сильной инерционностью и медленно реагирующих на изменения рынка, и малых предприятий, испытывающих недостаток в ресурсах, но способных быстро перестраиваться.
2. Концептуальные основы электронного правительства
2.1 Общая идея
Персонализированный маркетинг, регулярное предоставление услуг и Интернет стали неотъемлемыми атрибутами современного бизнеса. В то же время государственные организации и ведомства в значительно меньшей степени используют (или практически не используют) в своей работе современные технологии. Причем это характерно для всех стран независимо от их развития. Поэтому несколько лет назад и возникла идея создания «электронного правительства», главной задачей которого должно стать кардинальное изменение всей сферы государственных услуг.
Суть электронного правительства состоит в использовании Интернета для совершенствования моделей оказания услуг и повышения эффективности работы органов власти и государственных учреждений. Основополагающий принцип электронного правительства заключается в том, что оно должно быть доступно каждому субъекту общества, в любой момент времени и из любой территории, что также нашло свое отражение в термине электронная демократия.
Электронное правительство - это больше, чем только проведение транзакций, в его рамках преобразуются традиционные способы и методы руководства и управления страной. При этом понятие электронное руководство (управление) включает в себя разработку, распространение и поощрение политики, законов и регулирующих регламентов, которые необходимы для поддержки функционирования цифрового общества и цифровой экономики, а также для обеспечения легитимности и эффективности деятельности электронного правительства.
Реализация электронного правительства может осуществляться различными способами, но обязательно должны учитываться интересы всех граждан и органов власти всех уровней, начиная от центральных правительств и до местного самоуправления.
На начальных стадиях своего становления электронное правительство ограничивается, как правило, обеспечением доступа граждан к общественно-значимой информации правительства, а также предоставлением возможности голосовать по тем или иным решениям правительства. Последующая эволюция расширяет возможности обеих сторон и выливается в то, что у граждан появляется возможность самостоятельно выбирать любой подходящий для них уровень участия в электронной демократии.
Появление электронного правительства в определенной степени также является ответом на возникающие у избирателей после принятия властями определенных обязательств ожидания. При этом возникают и утверждаются новые реалии, которые связаны, в частности, с появлением новых профессий, с возникновением конкуренции на уровне «правительство-правительство» (G2G) и «правительство-бизнес» (G2B), с развитием технологий и средств многоканальной доставки информации гражданам (G2C), с использованием новых кадровых стратегий и стратегий финансирования в сфере деятельности электронного правительства, а также с утверждением новых принципов взаимоотношений в обществе и сообществах.
2.2 Фазы трансформации правительства
Специалисты выделяют в процессе перехода от традиционного правительства к полностью электронному 4 основные фазы, переход между которыми не имеет четких границ:
- Первая фаза состоит в организации постоянного присутствия в Интернете через собственный Web-сайт с регулярным обновлением его информационного наполнения (контента);
- Вторая фаза состоит в организации режима интерактивного взаимодействия правительства с гражданами и бизнесом. На этой фазе все предоставляемые документы и файлы данных должны быть проиндексированы, и, соответственно, необходимы эффективные инструменты для поиска как нужных Web-сайтов, так и данных;
- На третьей фазе реализуется обработка транзакций. Здесь важную роль играют интерфейсы со старыми информационными системами, поддержка возможностей самообслуживания избирателей, а также распределенные инфраструктуры и обеспечение безопасности работы с ними.
- Четвертая фаза характеризуется активным переходом на новые технологии и приложения, которые поддерживают возможности использования межведомственной информации и новых видов услуг. Она фактически завершает процесс перехода от традиционного правительства к электронному.
2.3 Модели электронного правительства
В настоящее время определены 4 модели электронного правительства:
1. Кибернетический офис (Cyber Office). Начальная стадия трансформации в электронное правительство, при которой электронное управление в основном фокусируется на предоставлении гражданам электронных услуг. Характеризуется ориентацией на внутреннюю деятельность и отражает наиболее низкий уровень развития. В настоящее время распространена в Италии, Германии и Японии.
2. Бюрократическая структура. Интеграция между различными министерствами, сопровождается появлением проблем сохранения тайны и обеспечения безопасности. Предоставление услуг гражданам остается в руках правительства. Как и в предыдущем случае, характеризуется ориентацией на внутреннюю деятельность, но, в отличие от него, отражает более высокий уровень развития и инициируется сверху.
3. Сервисное агентство (Agency on Demand). Получение гражданами дополнительных преимуществ и новых возможностей. Эта модель ориентируется на внешнюю деятельность, но отражает относительно низкий уровень развития электронного управления. В настоящее время такая модель характерна для Голландии и США.
4. Полностью электронное правительство. Эксперты считают, что на выполнение всех требований может потребоваться 2-5 лет. При этом полная трансформация потребует постоянных усилий по развитию электронного управления для того, чтобы обеспечить интеграцию стратегических планов формирования электронного правительства с переходом к цифровому обществу. Стремление к наивысшему уровню развития электронного правительства в настоящее время характерно для Великобритании, Австрии и Сингапура.
Эффективность стратегии электронного правительства определяется достижением баланса между предоставляемым сервисом для граждан, экономическими факторами, в частности, демонстрируемой эффективностью и полезностью деятельности, и получаемой политической отдачей. Юридические лица рассматривают взаимодействие с ведомствами как коммерческое предприятие, приносящее им преимущества за счет создания современного и прогрессивного имиджа или повышения показателя возврата инвестиций. Для этого ведомства, в свою очередь, должны предоставлять каждому гражданину соответствующий доступ к своим услугам по различным каналам. При этом в большинстве случаев граждане в своих ожиданиях исходят из имеющегося у них опыта работы с Интернетом в домашних условиях. Достижение полезности взаимодействия с электронным правительством для граждан является следствием трансформации существующих процессов и расширения сферы действий правительства. Основные усилия по трансформации должны направляться на устранение недостаточной гибкости в управлении потоками трудоспособной рабочей силы и в регулирующих ограничениях. Взаимоотношения между правительством и гражданами являются более сложными, чем с бизнесом, из-за наличия связи между политической пользой и требованием большой политической отдачи. В зависимости от стоимости или пользы, которая приносится гражданам, политическая отдача является реальным фактором, который будет либо продвигать инициативы электронного правительства, либо, наоборот, препятствовать им.
2.4 Зрелость услуг
Она отражает уровень развития и использования правительством онлайновых технологий. При этом различают количество услуг, которые правительство делает доступными в онлайновом режиме (так называемый критерий «ширины услуг»), и уровень полноты, с которой каждая такая услуга предоставляется (критерий «глубины услуг»). Выделяют 3 возможных категории качественной оценки критерия «зрелость услуг»:
- Категория 1: доступ посредством публикаций. Двустороннее пассивное взаимодействие, при котором пользователь не может иметь электронный доступ к правительственному ведомству, и, соответственно, ведомство не имеет контакта с пользователем, не считая возможности взаимодействия через Web-сайты. Примером служит онлайновая публикация законодательства.
- Категория 2: интерактивный доступ. Активное взаимодействие, когда пользователь имеет электронный доступ к правительственному ведомству, и это ведомство должно иметь возможность электронным способом ответить пользователю, например, через электронную почту в Интернете.
- Категория 3: транзакции. Двустороннее активное взаимодействие. Пользователь и правительственное ведомство должны иметь возможность электронным способом войти во взаимодействие, например, обращение к онлайновой услуге и получение электронного подтверждения.
2.5 Электронные правительства в странах ЕС
В ноябре 2001 г. в Брюсселе европейская конференция «eGovernment Applications: From Policy to Practice" определила новый путь предоставления общественных услуг гражданам. Для оценки характеристик эффективности электронного правительства предложена система количественных показателей, которые отражают процент онлайновых общественных услуг в общем объеме таких услуг, степень использования онлайновых общественных услуг гражданами и бизнесом, а также процент электронного снабжения в общем объеме таких транзакций.
В табл. 2.1 приведен перечень Интернет-приложений и частота их использования европейцами (по данным Eurobarometer).
Таблица 2.1. Перечень приложений и частота их использования
Вид приложения |
Частота использования, % |
Электронная почта |
69 |
Доступ к учебным и образовательным материалам |
47 |
Информация о различных продуктах и товарах |
47 |
Свободно распространяемое ПО |
43 |
Информация о спорте и досуге |
42 |
Информация для планирования отпусков |
38 |
Новости |
31 |
Компьютерные игры |
28 |
Электронное банковское обслуживание |
25 |
Информация о возможностях трудоустройства |
23 |
Медицинская и оздоровительная информация |
23 |
Прослушивание музыки или радиопередач |
21 |
Обращение к местным властям |
19 |
Посещение музеев |
18 |
Взаимодействие с правительством |
15 |
Покупка книг |
14 |
Покупка CD-ROM |
14 |
Создание собственных сайтов |
11 |
Взаимодействие с политическими партиями и деятелями |
10 |
Интернет-телефония |
9 |
Покупка программного обеспечения |
9 |
Участие в проводимых опросах или голосованиях |
8 |
Покупка акций |
7 |
Просмотр ТВ каналов |
5 |
Другие |
5 |
В табл. 2.2 приводится перечень услуг, а также даны количественные оценки в среднем по странам Европейского Союза того, насколько каждая из административных услуг оказывается близка к тому, чтобы рассматриваться как полностью электронная (степень электронной зрелости). Для включения в перечень была выработана определенная совокупность критериев, в число которых вошли следующие:
- уровень интерактивности, качество доступа для пользователя и время ответа от администратора;
- доступность и пригодность (используемость) электронных услуг, включая обеспечение интерактивного взаимодействия 24 часа в сутки и доступ для специальных групп населения;
- преимущества и выгоды от применения приложения - экономия времени и денег у пользователей, повышение эффективности управления персоналом и снижение затрат у администрации;
- степень реорганизации правительственных процессов и повышение их эффективности;
- влияние предлагаемого электронного сервиса на рост количества пользователей, на повышение осведомленности граждан и др.;
- степень решения ключевых проблем, в частности, улучшение показателей безопасности сетевой работы, степень сохранения секретности и т. д.;
- операционные аспекты реализации предоставляемых услуг, такие как использование аутсорсинга, организация партнерства государственного и частного секторов;
- наличие опыта и степень использования потенциала административных служащих.
Таблица 2.2. Перечень административных услуг и степень их электронной зрелости в среднем по Европейскому Союзу
Вид административной услуги |
Степень зрелости, % |
Трудоустройство и поиск работы |
81 |
Оплата подоходных налогов гражданами |
74 |
Оплата налогов на добавленную стоимость |
68 |
Оплата корпоративных налогов |
62 |
Регистрация новых компаний |
58 |
Оформление таможенных деклараций |
57 |
Передача информации для органов статистики |
56 |
Социальные отчисления работодателей |
50 |
Услуги по общественному и административному снабжению |
44 |
Услуги социального обеспечения |
43 |
Уведомление о перемене адреса |
40 |
Оформление личных и персональных документов |
40 |
Общественные библиотеки |
38 |
Регистрация в высших учебных заведениях |
37 |
Регистрация автомобилей |
33 |
Регистрация рождения и вступления в брак |
31 |
Охрана окружающей среды |
29 |
Декларации для полиции |
29 |
Получение разрешений на строительство |
27 |
Медицинские услуги |
7 |
Степень зрелости административной услуги измеряется в процентах, причем 100 % соответствует случаю, когда она является полностью электронной. Полностью электронной административная услуга считается в том случае, когда онлайновое взаимодействие возможно на всех четырех стадиях, которые характерны для каждого вида услуг:
- информирование. Предоставляется онлайновая информация относительно административной услуги;
- одностороннее взаимодействие. Имеется возможность загрузки форм документов;
- двустороннее взаимодействие. Имеется возможность обработки форм документов, включая аутентификацию;
- электронные транзакции. Обеспечена возможность их доставки (например, платежей).
В табл. 2.3 представлен список базовых общественных услуг, принятый к обязательной реализации в странах Европейского Союза.
Таблица 2.3. Общий список базовых общественных услуг, принятый в Европейском Союзе
Общественные услуги для граждан (G2Z) |
Подоходный налог (подача декларации, уведомление о результатах провер- ки деклараций) |
Услуги по поиску работы |
Выплата из фонда социального страхования (любые три вида из следующих четырех - пособие по безработице, семейные льготы, оплата медицинских услуг (возмещение затрат или прямая оплата), студенческие стипендии) |
Выдача документов (паспортов и водительских прав) |
Регистрация автомашин |
Подача заявлений на выдачу разрешений на строительство |
Заявления в полицию |
Публичные библиотеки |
Акты гражданского состояния |
Подача заявления на поступление в ВУЗ |
Регистрация по месту жительства |
Услуги здравоохранения |
Общественные услуги для бизнеса (G2B) |
Выплаты в фонды социального страхования за сотрудников |
Налогообложение юридических лиц: подача деклараций, уведомление о результатах проверки деклараций |
НДС: декларирование, уведомление о результатах проверки деклараций |
Регистрация новой компании |
Предоставление информации в органы статистики |
Подача таможенных деклараций |
Разрешения, связанные с охраной окружающей среды, включая отчетность |
Поставка товаров и услуг для общественных нужд |
Заключение
В контрольной работе мы ознакомились с вопросами создания виртуальных предприятий и электронных правительств, смогли выяснить проблемы традиционных предприятий и преимущества виртуальных предприятий над традиционными предприятиями, выделили основные формы и типы виртуальных предприятий, поняли систему работы виртуального предприятия.
Относительно электронного правительства смогли понять, что это за правительства и выяснили модели электронного правительства, привели примеры электронных правительств в странах ЕС.
Список использованных электронных ресурсов
www.asutp.ru
www.aup.ru
www.iis.ru
www.bizcom.ru
www. inf ocity. kiev.ua
www.bizon.ru
www.interface.ru
www.botik.ru
www.iteam.ru
www.ccc.ru
www.internetbook.ru
www.ci.ru
www.isuct.ru
www.citforum.ru
www.ixbt.com
www.comin.org.ua
www.management.com.ua
www.computer.library.ru
www. markbook.chat.ru
www.dis.ru
www.marketing-mix.ru
www.docflow.ru
www.marketing.spb.ru
www.hub.ru
www.promo.ru