Телекоммуникационный проект как средство активизации учебной деятельности школьников
Телекоммуникационный проект как средство активизации учебной деятельности школьников
И. Е. Васильева, Ярославский областной центр дистанционного обучения школьников
Мировая компьютерная сеть Internet родилась в тот миг, когда кому-то пришло в голову соединить вместе два компьютера. Сегодня компьютерная сеть Internet - самая большая в мире сеть и она объединяет около 100 миллионов компьютеров в более чем 100 стран мира. Людям ещё предстоит осмыслить сущность и значимость этого виртуального "новообразования", но в том, что компьютерной сети Internet суждено сыграть огромную роль в развитии нашей цивилизации, сомневаться уже не приходится. В этой связи кажется достаточно важным рассмотреть вопросы применения телекоммуникаций в образовании. Как показывает мировая практика, использование компьютерных телекоммуникаций в обучении школьников наиболее эффективно при организации видеоконференций, дистанционном обучении, проведении телекоммуникационных образовательных проектов.
В последние годы телекоммуникационные проекты находят широкое распространение в системах образования разных стран мира. Телекоммуникации служат стимулом при изучении предметов и в процессе познания. По мнению профессора Керол Бегли Университета Ривер Фоллс "телекоммуникации являются могучим средством, преобразующим процесс обучения". Как показывает практика, наиболее эффективной формой организации учебной деятельности в компьютерных сетях является телекоммуникационный проект. Под телекоммуникационным проектом понимается совместная деятельность учащихся, основанная на использовании компьютерных телекоммуникаций, имеющая общую цель, направленную на достижение общего результата деятельности. Хотелось бы отметить, что использование телекоммуникаций к значительному росту активности учащихся. Соревновательный подход заменяется на сотрудничество, а обучение в группах становится эффективнее, чем индивидуальное или состязательное обучение. В процессе реализации телекоммуникационных проектов помимо текстовой информации используется также графическая информация, а, как известно, образная информация усваивается лучше, чем текстовая. Начиная работу над проектом, учителя с удивлением замечают, что школьники не умеют эффективно работать друг с другом. Обучение навыкам сотрудничества и общения является важным фактором для успешного выполнения проекта. В связи с реализацией в Ярославле программы Международного Научного Фонда "Ярославская опорная сеть" ряд образовательных учреждений города и области получили полный доступ к глобальным компьютерным сетям. Для координации использования компьютерных сетей в учебном процессе, формирования общедоступных образовательных ресурсов был создан Ярославский центр дистанционного обучения школьников. Одной из форм работы Центра является организация и проведение телекоммуникационных проектов. Если первые проекты, проводимые Центром, объединяли лишь 100-150 школьников из Ярославской области, то в последнем нашем проекте приняли участие более 2000 детей из 12 стран мира.
Преже чем описать некоторые из проведённых нами проектов, остановлюсь на общих моментах, определяющих их характер и целесообразность проведения. Каждый проект обычно преследует много целей. Он прежде всего оценивается своей образовательной содержательностью. Формирование новых знаний и навыков школьников-участников проекта происходит обычно в нескольких направлениях. Основные из них:
овладение современными компьютерными технологиями;
углублённое изучение важных глав школьных предметов.
Важно отметить, что к научному руководству проектами привлекаются, как правило, ведущие специалисты ярославских вузов и научных центров. Большинство проектов предполагает коллективное участие групп школьников, а, как известно, совместная деятельность стимулирует учеников на ознакомление с разными точками зрения, на оценку получаемых собственных результатов.
Остановимся более подробно на нескольких проектах.
Проект "Русская зима" Его цель - через общение и взаимообогащение детей различных школ познакомить школьников с русскими обычаями, традициями, связанными с зимой, помочь им глубже понять русскую культуру. В проекте предполагалось несколько способов участия: игра "русская зима", составление кроссвордов наоборот, рисунки на зимнюю тему. В последнем случае участникам проекта было предложено нарисовать на компьютере рисунки и выслать координаторам проекта по электронной почте. В результате участия только в этом разделе проекта школьники получили навыки рисования на компьютере, сканирования и компьютерной обработки рисунков, а также пересылки по электронной почте двоичных файлов. В целом школьники проделали большую исследовательскую работу, изучили огромное количество литературы, придумали ряд неожиданных вопросов.
При проведении проекта "Первоцветы", выполненного при участии специалистов Тутаевского Дома природы, школьники собирали информацию о раннецветущей флоре, характерной для средней полосы России. Помимо описания представителей первоцветов в каждом случае прилагалось изображение в виде цветной фотографии. Методики проекта имели различную сложность, были рассчитаны на разные возрастные группы. Использование телекоммуникаций в экологических проектах позволяет собрать большое количество данных их разных мест и широкую аудиторию для обсуждения проблем охраны окружающей среды. Существенной мотивацией для школьников в этом проекте служило также то, что результаты исследований вошли в единый электронный каталог первоцветов, доступный любому пользователю компьютерных сетей.
Самым популярным из проведённых Центром проектов оказался проект "Идеальный мир глазами детей". Одной из целей этого проекта явилось создание условий для мотивации учащихся к обсуждению различных аспектов жизни общества. По-видимому, идея этого проекта оказалась удачной, она позволила раскрыться богатой детской фантазии. Дети с большим энтузиазмом изучали реальный мир и находили в нём то, что могло бы служить основой для идеального мира. Школьники работали над конституцией планеты, разрабатывали её символику, прогнозировали события, строили идеальные города. В результате сетевого голосования были выбраны флаг и герб - наиболее символизирующие идеальную планету. Вместе с российскими школьниками в проекте принимали участие дети из Австралии, Южной Африки, Финляндии, Болгарии, Чехии, Румынии, США. В процессе реализации проекта дети разных стран смогли заинтересованно и открыто общаться между собой. Единственным барьером был языковый, но и он легко преодолевался на основе общего увлекательного дела.
Как нам представляется, участие в телекоммуникационных проектах удачно сочетает творческую и познавательную деятельность школьников, активно способствует их самостоятельной работе.
Список литературы
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа