Курсовая работа по основам программирования. Игра Паровоз

Государственный комитет Российской Федерации

по высшему образованию

Казанский государственный технический университет

имени А.Н. Туполева

--------------------------------------------------------------

Кафедра АСОИУ

КУРСОВАЯ РАБОТА

по основам программирования

ИГРА «Parovoz»

ИСПОЛНИТЕЛЬ: студентка группы 4221

Петрова Е.Г.

РУКОВОДИТЕЛЬ: Вафин Р.Р.

Оценка____________________________

Подпись___________________________

"____"________________________2001г.

КАЗАНЬ

2001г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Описание применения . 3

1.1. Запуск программы. 3

1.2. Правила игры. 3

2. Описание программы . 4

2.1. Метод решения задачи . 4

2.2. Описание используемых классов, структур и функций. 4

2.2.1. CApp - класс приложения . 4

2.2.2. CМainWnd- класс главного окна . 4

2.2.3. Карта сообщений. 5

2.3. Образ главного окна. 6

Приложение 7

Листинг файла main.cpp 7

Листинг файла main.h 12

Листинг файла menu1.h 13

Листинг файла menu1.rc 13

1.Описание применения .

1.1. Запуск программы.

Запуск программы необходимо производить , находясь в среде Windows 95 : запускаемый файл – parovoz.exe .

1.2. Правила игры.

После запуска игры, на экране появляется окно с надписью «выберите пункт старт». Окно имеет меню, состоящее из нескольких пунктов. С помощью пунктов меню можно: изменять цвет движущегося объекта (паровозика в красный, синий, зелёный), начать (перезапустить), осуществить выход из игры. После выбора пункта меню «старт», в левом нижнем углу окна появляется паровоз, представляющий собой совокупность геометрических фигур – эллипсов (колёса) и прямоугольников (кабина, трубы). Паровоз движется слева направо и останавливается перед светофором, расположенным приблизительно в середине окна над паровозом. Пользователь имеет возможность регулировать цветом светофора нажатием клавишь ‘к’, ‘з’, ‘ж’, соответствующим цветам светофора – красному, зеленому, жёлтому. Если паровоз подъезжает к светофору, а у светофора активным является зелёный цвет, он продолжает своё движение. В противном случае, паровоз останавливается. При достижении правой стенки, паровоз появляется у левой стенки, а активным цветом светофора становится жёлтый цвет. Из верхней части паровоза постоянно поднимаются в верхнюю часть окна окружности, представляющие собой клубни дыма, которые увеличиваются при подъёме.

2. Описание программы .

2.1. Метод решения задачи .

Программа выполнена в стиле объектно-ориентированного программирования, использованна библиотека MFC. Сама программа - приложение Windows. Для вывода графических объектов используются функции: Elliplse, Rectangle. Программой обрабатываются события от таймера, нажатия клавишь на клавиатуре, выбра соответствующих пунктов меню, а также событие WM_PAINT для перерисовки рабочей области.

2.2. Описание используемых классов, структур и функций.

2.2.1. CApp - класс приложения .

CApp - класс приложения, порождается классом CWinApp библиотеки MFC обеспечивает инициализацию , выполнение и завершение Windows программы : регистрирует , создаёт и отображает основное окно приложения .

Член- функции класса CApp :

InitInstance – виртуальная функция, переопределяется в классе CApp

2.2.2. CМainWnd- класс главного окна .

CMainWnd - класс главного окна приложения , наследуется из класса CFrameWnd библиотеки MFC .)

Член - данные класса СMainWnd :

CRect wnd; /*размер окна*/

CRect kol1,kol2,korp,kr,temp; /*прямоугольники*/

CRect svet,ball1,ball2,ball3;/*прямоугольники*/

CBrush br1[3],br2; /*кисти*/

CBrush sv[4]; /*цвета светофора*/

CRect noga; /*нога светофора*/

CRect balls[5]; /*шарики дыма*/

CRect kr2; //кабина

int numball; //номер дыма

int live[5]; //признак жизни дыма

bool game; /*признак игры или вне игры*/

int color; /*номер цвета паровоза*/

int ns; /*номер увета светофора*/

int move; /*флаг движения паровоза*

/Член - функции класса СMainWnd :

CmainWnd(); - конструктор класса окна

afx_msg void OnBegin();обработчик события на выбор пункта меню «старт»

afx_msg void OnRed(); - обработчик события на выбор пункта меню «Red»

afx_msg void OnGreen(); - обработчик события на выбор пункта меню «Green»

afx_msg void OnBlue(); - обработчик события на выбор пункта меню «Blue»

afx_msg void OnPaint(); - ф-ия перерисовки

afx_msg void OnTimer( UINT nIDEvent ); - обраб-чик таймера

afx_msg void OnExit(); - обработчик события на выбор пункта меню «Exit»

afx_msg void OnChar( UINT nChar, UINT nRepCnt, UINT nFlags ); - реакция на нажатие клавиши клавиатуры

DECLARE_MESSAGE_MAP() - карта сообщений

2.2.3. Карта сообщений.

BEGIN_MESSAGE_MAP(CMainWnd,CFrameWnd)

ON_COMMAND(IDM_EXIT,OnExit)

ON_COMMAND(IDM_BEGIN,OnBegin)

ON_COMMAND(IDM_RED,OnRed)

ON_COMMAND(IDM_GREEN,OnGreen)

ON_COMMAND(IDM_BLUE,OnBlue)

ON_WM_PAINT()

ON_WM_TIMER()

ON_WM_CHAR()

END_MESSAGE_MAP()

2.3. Образ главного окна.

Н
а рисунках 1, 2 представленыосновные образы окна приложения.

Рис. 1. Главное окно после выбора пункта «старт»


Рис. 2. Главное окно до выбора пункта «старт»


Приложение

Листинг файла main.cpp

/* в этом файле находятся описания всех функций */

#include <afxwin.h>

#include "main.h"

#include "menu1.h"

CMainWnd::CMainWnd() /*конструктор гл. окна*/

{

wnd.SetRect(0,0,400,355);//устан-ка размеров окна

Create(NULL,"parovoz",WS_DLGFRAME ,wnd,NULL,"MAINMENU");

game=false; /*нет игры*/

color=0; /*нач. цвет поезда*/

ns=0; /*нач. цвет светофора*/

br1[0].CreateSolidBrush(RGB(255,0,0));//создание кистей

br1[1].CreateSolidBrush(RGB(0,255,0));

br1[2].CreateSolidBrush(RGB(0,0,255));

sv[0].CreateSolidBrush(RGB(255,0,0));//создание кистей

sv[1].CreateSolidBrush(RGB(0,255,0));//светофора

sv[2].CreateSolidBrush(RGB(255,255,0));

sv[3].CreateSolidBrush(RGB(128,128,128));

br2.CreateSolidBrush(RGB(1,1,1));/*чёрный цвет*/

for(numball=0;numball<5;numball++)

{//обнуление признаков жизни дыма

live[numball]=0;

}

}

BOOL CApp:: InitInstance()/*ф-ия инициализации окна*/

{

m_pMainWnd=new CMainWnd; /*созд объекта окна*/

m_pMainWnd->ShowWindow(m_nCmdShow); /*показать окно*/

return true; /*удачное завершение*/

}

afx_msg void CMainWnd::OnPaint() /*ф-ия перерисовки*/

{

CPaintDC dc(this); /*созданиее контекста окна*/

dc.SelectObject(&br2); /*выбор кисти для светофора*/

dc.Rectangle(svet); //рисование корп. светофора

dc.Rectangle(noga); //рисование ноги

for(numball=0;numball<5;numball++)

{//рисование дыма

if(live[numball]==1)//если дым активен

{

dc.Ellipse(balls[numball]);

}

}

switch(ns) /*переключение между цветами светофора*/

{

case 0: /*если красный*/

{

dc.SelectObject(sv[0]);

dc.Ellipse(ball1);

dc.SelectObject(sv[3]);

dc.Ellipse(ball2);

dc.Ellipse(ball3);

break;

}

case 1: /*если жёлтый*/

{

dc.SelectObject(sv[2]);

dc.Ellipse(ball2);

dc.SelectObject(sv[3]);

dc.Ellipse(ball1);

dc.Ellipse(ball3);

break;

}

case 2:/*еесли зеленый*/

{

dc.SelectObject(sv[1]);

dc.Ellipse(ball3);

dc.SelectObject(sv[3]);

dc.Ellipse(ball1);

dc.Ellipse(ball2);

break;

}

}

dc.SelectObject(br1[color]); /*рисование паровоза*/

dc.Rectangle(korp); //корпус

dc.SelectObject(&br2);

dc.Rectangle(kr); //труба

dc.Rectangle(kr2); //кабина

dc.Ellipse(kol1); //колеса

dc.Ellipse(kol2);

char *s="выберете меню старт.";//начальная надпись

if(game==0) dc.TextOut(50,100,s,strlen(s));

}

void CMainWnd::OnExit() /*реакция на выход*/

{

SendMessage(WM_CLOSE); /*послать сообщение о закрытии окна*/

}

afx_msg void CMainWnd::OnTimer( UINT nIDEvent )

{/*обработчик таймера*/

if(game) /*если находимся в игре*/

{

if(nIDEvent==2)//запуск дыма

{

for(numball=0;numball<5;numball++)

{//если дым не активен, активизировать

if(live[numball]==0)

{

live[numball]=1;

balls[numball].SetRect(korp.left+35,kr.top-10,kr.right-5,korp.top);

break;

}

}

}

for(numball=0;numball<5;numball++)

{//сохранить предыдущ. положение дыма

temp.CopyRect(balls[numball]);

if(live[numball]==1)//если дым активен

{

balls[numball].OffsetRect(1,-6);//сместить дым

balls[numball].top--; //изменить размеры

balls[numball].right++;

InvalidateRect(temp); //перерисовать

InvalidateRect(balls[numball]);

if(balls[numball].top<=0) live[numball]=0;//убить

}

}

if( (korp.right<=svet.left)||(korp.left>=svet.left+3)||(move==1))

{ /*если не около светофора или зеленый цвет*/

if(korp.left<400)/*если не стена*/

{

temp.CopyRect(korp); /*сохранить предыдущие координаты*/

//сместить всю машину

korp.OffsetRect(3,0);

InvalidateRect(temp);

InvalidateRect(korp);

temp.CopyRect(kol1);

kol1.OffsetRect(3,0);

InvalidateRect(temp);

InvalidateRect(kol1);

temp.CopyRect(kol2);

kol2.OffsetRect(3,0);

InvalidateRect(temp);

InvalidateRect(kol2);

temp.CopyRect(kr);

kr.OffsetRect(3,0);

InvalidateRect(temp);

InvalidateRect(kr);

temp.CopyRect(kr2);

if(kr2.top==270)

{

kr2.top=275;

}

else kr2.top=270;

kr2.OffsetRect(3,0);

InvalidateRect(temp);

InvalidateRect(kr2);

}

else/*возврат в левую стенку*/

{

korp.SetRect(0,288,50,300);

kr.SetRect(30,280,40,288);

kr2.SetRect(10,270,25,288);

kol1.SetRect(5,295,15,305);

kol2.SetRect(35,295,45,305);

ns=1;

move=0;

InvalidateRect(ball1);

InvalidateRect(ball2);

InvalidateRect(ball3);

}

}

}

}

afx_msg void CMainWnd::OnRed()

{/*реакция на выбор красного цвета*/

color=0;

}

afx_msg void CMainWnd::OnGreen()

{/*выбор зеленого цвета*/

color=1;

}

afx_msg void CMainWnd::OnBlue()

{

color=2;

}

afx_msg void CMainWnd::OnBegin()

{

game=true;

color=0;

move=0;

svet.SetRect(200,100,240,230);

noga.SetRect(210,230,230,250);

ball1.SetRect(210,110,230,140);

ball2.SetRect(210,150,230,180);

ball3.SetRect(210,190,230,220);

korp.SetRect(0,288,50,300);

kr.SetRect(30,280,40,288);

kr2.SetRect(10,270,25,288);

kol1.SetRect(5,295,15,305);

kol2.SetRect(35,295,45,305);

SetTimer(1,100,NULL);

SetTimer(2,1000,NULL);

InvalidateRect(NULL);

}

BEGIN_MESSAGE_MAP(CMainWnd,CFrameWnd)

ON_COMMAND(IDM_EXIT,OnExit)

ON_COMMAND(IDM_BEGIN,OnBegin)

ON_COMMAND(IDM_RED,OnRed)

ON_COMMAND(IDM_GREEN,OnGreen)

ON_COMMAND(IDM_BLUE,OnBlue)

ON_WM_PAINT()

ON_WM_TIMER()

ON_WM_CHAR()

END_MESSAGE_MAP()

afx_msg void CMainWnd::OnChar( UINT nChar, UINT nRepCnt, UINT nFlags )

{

if(game)

{

switch(nChar)

{

case 234:

{

ns=0;

break;

}

case 231:

{ns=2;

move=1;

break;

}

case 230:

{ns=1;

}

}

InvalidateRect(ball1);

InvalidateRect(ball2);

InvalidateRect(ball3);

}

}

CApp app;

Листинг файла main.h

class CMainWnd: public CFrameWnd /*класс окна*/

{

public:

CRect wnd; /*размер окна*/

CRect kol1,kol2,korp,kr,temp; /*прямоугольники*/

CRect svet,ball1,ball2,ball3;/*прямоугольники*/

CBrush br1[3],br2; /*кисти*/

CBrush sv[4]; /*цвета светофора*/

CRect noga; /*нога светофора*/

CRect balls[5]; /*шарики дыма*/

CRect kr2; //кабина

int numball; //номер дыма

int live[5]; //признак жизни дыма

bool game; /*признак игры или вне игры*/

int color; /*номер цвета паровоза*/

int ns; /*номер увета светофора*/

int move; /*флаг движения паровоза*/

CMainWnd(); /*конструктор главного. окна*/

afx_msg void OnRed(); /*пунуты меню цвета*/

afx_msg void OnGreen();

afx_msg void OnBlue();

afx_msg void OnPaint(); /*ф-ия перерисовки*/

afx_msg void OnTimer( UINT nIDEvent ); /*обраб-чик таймера*/

afx_msg void OnExit();//выход

afx_msg void OnBegin();//перестартовать

afx_msg void OnChar( UINT nChar, UINT nRepCnt, UINT nFlags );

DECLARE_MESSAGE_MAP()//карта сообщений

};

class CApp: public CWinApp

{

public:

BOOL InitInstance();

};

Листинг файла menu1.h

#define IDM_BEGIN 100

#define IDM_RED 101

#define IDM_GREEN 102

#define IDM_BLUE 103

#define IDM_EXIT 104

Листинг файла menu1.rc

#include <afxres.h>

#include "menu1.h"

MAINMENU MENU DISCARDABLE

BEGIN

POPUP "GAME"

BEGIN

POPUP "COLOR"

BEGIN

MENUITEM "RED", IDM_RED

MENUITEM "GREEN", IDM_GREEN

MENUITEM "BLUE", IDM_BLUE

END

MENUITEM SEPARATOR

MENUITEM "START", IDM_BEGIN

MENUITEM "EXIT", IDM_EXIT

END

END