Взрывоопасность. Средства индивидуальной защиты. Штрафы за загрязнение окружающей среды
План
1. Какие задачи в охране труда возлагаются на начальников цехов, участков, других структурных подразделений? 2
2. Взрывоопасность, параметры, характеризующие взрывоопасность среды. Требования к взрывопредупреждению 5
3. Санитарно-бытовое обслуживание рабочих и служащих 8
4. Средства индивидуальной защиты, противогазы, респираторы, простейшие СИЗ, защитная одежда 9
5. Порядок расчета штрафов и плата за загрязнение окружающей среды 13
1. Какие задачи в охране труда возлагаются на начальников цехов, участков, других структурных подразделений?
Управление охраной труда на предприятии - это подготовка, принятие и реализация решений по сохранению здоровья и жизни профессионала в процессе его производственной деятельности. Управление охраной труда является частью общей системы управления предприятием. Объектом управления охраной труда является деятельность функциональных служб и структурных подразделений предприятия по обеспечению безопасных и здоровых условий труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах и на предприятии в целом.
В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. В организации с численностью 100 и менее работников решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации. При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель заключает договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.
Создание на предприятии службы охраны труда вовсе не означает, что другие службы и подразделения не должны заниматься проблемами безопасности работающих. Если функции прогнозирования, планирования, координации, контроля, возлагаться главным образом на эту службу, то обучение сотрудников и исполнение принятых решений в той или иной мере касается всех структурных единиц организации. Поскольку мероприятия по обеспечению безопасности профессиональной деятельности касаются абсолютно всех сотрудников, общее руководство или и координацию действий различных служб и подразделений должен осуществлять либо руководитель организации, либо один из его заместителей, наделенный достаточными полномочиями.
Общая ответственность за состояние условий и охраны труда на предприятии возлагается на работодателя. Руководители производственных подразделений имеют следующие функциональные обязанности по охране труда:
- определение перечней профессий и работ, для выполнения которых необходим предварительный и периодический медосмотр;
- определение перечня тяжелых работ, на которых запрещается применение труда женщин детородного возраста и лиц в возрасте до 21 года;
- ознакомление работника с условиями и охраной труда на рабочем месте, с возможным риском повреждения здоровья, с должностными обязанностями, включающими в себя требования по охране труда, с льготами и компенсациями по условиям труда;
- определение перечня профессий и должностей работников, освобождаемых от первичного инструктажа на рабочем месте, перечня работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда;
- проведение инструктажей по безопасности труда;
- ознакомление руководителей и специалистов с состоянием условий труда на объекте, средств защиты, травматизмом, нормативными актами и должностными обязанностями по охране труда;
- разработка и обеспечение работников инструкциями по охране труда и производственными инструкциями;
- разработка перечней работ и профессий, по которым должны выдаваться индивидуальные средства защиты, и осуществление контроля за правильностью их применения;
- организация первой помощи пострадавшему и доставка его в медучреждение;
- сообщение о несчастном случае в установленные адреса;
- разработка мероприятий по предупреждению несчастных случаев, улучшению и оздоровлению условий труда, приведению рабочих мест в соответствие с требованиями норм и правил труда;
- проведение сертификации рабочих мест;
- оснащение производственных помещений, оборудования и рабочих мест средствами коллективной защиты и организация их эффективной эксплуатации;
- организация контроля за уровнем вредных и опасных производственных факторов;
- обеспечение работающих санитарно-бытовыми помещениями и устройствами исходя из специфики производства.
Функциональные обязанности руководителей служб предприятия:
Отдела кадров:
- организация предварительного медосмотра при поступлении на работу;
- определение контингента, подлежащего периодическим медицинским осмотрам;
- профессиональный отбор работающих отдельных специальностей;
- определение перечня тяжелых работ с вредными или опасными условиями труда;
- ознакомление поступающих на работу с льготами и компенсациями по условиям труда.
Отдела снабжения:
- обеспечение подразделений предприятия средствами защиты, контроля и сигнализации.
Бухгалтерии:
- выплата работнику возмещения вреда, причиненного трудовым увечьем;
- осуществление обязательного страхования работников от временной нетрудоспособности вследствие заболевания, а также от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Отдела главного механика:
- обеспечение безопасности эксплуатируемого производственного оборудования;
- обеспечение безопасного состояния эксплуатируемых зданий и сооружений.
Отдела главного энергетика:
- обеспечение безопасности электрических сетей и электроустановок.
Медсанчасти:
- организация лечебно-профилактического обслуживания работающих.
Распределение функциональных обязанностей по охране труда среди руководящего состава должно быть подкреплено изданием приказа по предприятию или утверждением соответствующего Положения.
2. Взрывоопасность, параметры, характеризующие взрывоопасность среды. Требования к взрывопредупреждению
Смесь горючего газа или пыли горючего вещества с воздухом может быть взрывоопасной.
Взрыв - это мгновенное сгорание или разложение вещества с выделением большого количества газов, которые, расширяясь, оказывают разрушительное воздействие на окружающую среду.
Взрывоопасность смеси газов или пыли с воздухом зависит от концентрации их в воздухе.
Для определенного газа или пыли имеется свой нижний и верхний концентрационные пределы взрываемости: например, для метана 4, 5 до 16%, ацетилена 3, 5 - 82%; для пылей нижний предел 2.5-30 г/м3, а верхние пределы практически недостижимые (например для сахарной - 13.5. кг/м3).
Также имеются нижние температурные пределы взрываемости газопылевоздушных смесей.
Согласно ГОСТ 12.1.011-78 взрывоопасные газы и паровоздушные смеси подразделяются в зависимости от температуры воспламенения на шесть групп: Т1 - выше 450 С; Т2 - 300-450 С; Т3 - 200-300 С; Т4 135-200 С; Т5 - 100-135 С; Т6 - 85-100 С.
Согласно ГОСТ 12.1.010-76 к параметрам характеризующим взрывоопасность среды относятся:
- температура вспышки,
- область воспламенения (температурные и концентрационные пределы),
- температура самовоспламенения,
- скорость распространения пламени,
- минимальное взрывоопасное содержание кислорода,
- склонность вещества к взрыву и детонации,
- чувствительность к механическим воздействиям (удар, трение).
Взрывопредупреждение - меры, предотвращающие возможность возникновения взрыва. Согласно ГОСТ 12.1.010-76 для предупреждения взрыва необходимо исключить:
- образование взрывоопасной среды;
- возникновение источника инициирования взрыва.
Взрывоопасную среду могут образовать:
смеси веществ (газов, паров, пылей) с воздухом и другими окислителями (кислород, озон, хлор, окислы азота и др.);
вещества, склонные к взрывному превращению (ацетилен, озон, гидразин и др.).
Источником инициирования взрыва являются:
открытое пламя, горящие и раскаленные тела;
электрические разряды;
тепловые проявления химических реакций и механических воздействий;
искры от удара и трения;
ударные волны;
электромагнитные и другие излучения.
Предотвращение образования взрывоопасной среды и обеспечение в воздухе производственных помещений, горных выработок и т.п. содержания взрывоопасных веществ, не превышающего нижнего концентрационного предела воспламенения с учетом коэффициента безопасности, должно быть достигнуто:
применением герметичного производственного оборудования;
применением рабочей и аварийной вентиляции;
отводом, удалением взрывоопасной среды и веществ, способных привести к ее образованию;
контролем состава воздушной среды и отложений взрывоопасной пыли.
Предотвращение образования взрывоопасной среды внутри технологического оборудования должно быть обеспечено:
герметизацией технологического оборудования;
поддержанием состава и параметров среды вне области и воспламенения; - применением ингибирующих (химически активных) и флегматизирующих (инертных) добавок;
конструктивными и технологическими решениями, принятыми при проектировании производственного оборудования и процессов.
Предотвращение возникновения источника инициирования взрыва должно быть обеспечено:
регламентацией огневых работ;
предотвращением нагрева оборудования до температуры самовоспламенения взрывоопасной среды;
применением средств, понижающих давление во фронте ударной волны;
применением материалов, не создающих при соударении искр, способных инициировать взрыв взрывоопасной среды;
применением средств защиты от атмосферного и статического электричества, блуждающих токов, токов замыкания на землю и т.д.;
применением взрывозащищенного оборудования;
применением быстродействующих средств защитного отключения возможных электрических источников инициирования взрыва;
ограничением мощности электромагнитных и других излучений;
устранением опасных тепловых проявлений химических реакций и механических воздействий.
3. Санитарно-бытовое обслуживание рабочих и служащих
Согласно ст.223 Трудового Кодекса РФ санитарно-бытовое обслуживание работников организаций в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя.
В этих целях в организации по установленным нормам оборудуются:
санитарно-бытовые помещения,
помещения для приема пищи,
помещения для оказания медицинской помощи,
комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки;
создаются санитарные посты с аптечками (укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи);
устанавливаются аппараты (устройства) для обеспечения работников горячих цехов и участков газированной соленой водой.
Санитарно-бытовое обслуживание рабочих и служащих является частью комплекса мер по охране труда. Оно должно обеспечить защиту кожных и слизистых покровов человека от действия вредных производственных факторов в течение смены и прекращать их действие после её окончания. Этими основными требованиями определяется набор и состав санитарно-бытовых помещений и устройств. Их компоновка, набор и состав зависят от принадлежности к группам производственного процесса, определенных СНиП 31.05.03 "Общественные здания и здания административного назначения".
К санитарно-бытовым помещениям относятся: гардеробные; душевые, умывальные; туалеты; помещения для отдыха в рабочее время; помещения для стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезвреживания специальной одежды и обуви. Пропускная способность санитарно-бытовых помещений и устройств зависит от численности работающих.
Санитарно-бытовые помещения должны подвергаться дезинфекции в соответствии с установленными требованиями. Вода для питьевых целей должна соответствовать требованиям санитарных правил и норм 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода". Для рабочих мест, отдалённых от точек раздачи питьевой воды, установленных на централизованном водоснабжении, должны предусматриваться сосуды для воды (индивидуальные фляги, либо коллективные). Они должны проходить ежедневную очистку и обеззараживание установленными методами.
4. Средства индивидуальной защиты, противогазы, респираторы, простейшие СИЗ, защитная одежда
В системе мероприятий по охране труда обеспечение средствами индивидуальной защиты (СИЗ) занимает одно из ведущих мест, так как их применяют в тех случаях, когда другими мероприятиями нельзя обеспечить безопасность труда. И действительно, в ряде случаев, когда опасные и вредные воздействия производственных факторов, сопутствующих деятельности человека, не могут быть исключены конструкцией оборудования, организацией производственных процессов, архитектурно-планировочными решениями и средствами коллективной защиты, использования СИЗ является единственной возможностью предотвратить эти воздействия.
Выбор применения СИЗ, как правило, должен базироваться на тщательном обследовании условий труда персонала и объема проводимых работ.
В соответствии с действующими Правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденными постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 51 от 18.12.98. (с изменениями и дополнениями от 29.10.99. № 39), работникам, занятым в производствах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или производимых в особых температурных условиях, выдаются бесплатно за счет работодателя по установленным нормам специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты (в дальнейшем - средства индивидуальной защиты).
В тех случаях, когда такие средства индивидуальной защиты как предохранительный пояс, галоши диэлектрические и перчатки, ковры диэлектрические, защитные очки и щитки, респиратор, противогаз, подшлемник, накомарник, наплечники, каска защитная, налокотники, самоспасатели, антифоны, заглушки, шумозащитные шлемы, светофильтры, виброзащитные рукавицы и другие не указаны в Типовых отраслевых нормах, они могут быть выданы работодателем работникам на основании аттестации рабочих мест в зависимости от характера выполняемых работ (со сроком носки - до износа или как дежурные) и могут включаться в коллективные договора и соглашения.
Затраты по обеспечению средствами индивидуальной защиты включаются в себестоимость продукции (работ, услуг). При заключении трудового договора (контракта) работодатель знакомит работников с Правилами обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также нормами выдачи им средств индивидуальной защиты.
Сроки пользования средствами индивидуальной защиты исчисляются со дня фактической выдачи их работникам. При этом в сроки носки теплой специальной одежды и теплой специальной обуви включается и время ее хранения в теплое время года.
Работодатель при выдаче работникам таких средств индивидуальной защиты как респираторы, противогазы, самоспасатели, предохранительные пояса, накомарники, каски защитные и некоторые другие должен обеспечить проведения инструктажа посредством пользования и простейшим способом проверки исправности этих средств, а также тренировку по их применению.
В соответствии с государственными стандартами работодатель обеспечивает регулярны испытания и проверку исправности средств индивидуальной защиты (респираторов, противогазов, самоспасателей, предохранительных поясов, накомарников, защитных касок и др.), а также своевременную замену фильтров, стекол и других частей средств индивидуальной защиты с понизившимися защитными свойствами. После проверки исправности на них должна быть сделана отметка (клеймо, штамп) о сроках следующего испытания.
В зависимости от назначения СИЗ подразделяются на 12 классов:
средства защиты органов дыхания;
одежда специальная защитная;
средства защиты ног;
средства защиты рук;
средства защиты головы;
средства защиты глаз;
средства защиты лица;
средства защиты органов слуха;
средства защиты от падения с высоты (и другие предохранительные средства);
средства дерматологические защитные;
средства защитные комплексные;
костюмы изолирующие.
Из большого количества выпускаемых промышленностью Российской Федерации СИЗ (более 1000 наименований) в настоящем каталоге приведены лишь отдельные наиболее распространенные их виды с указанием краткой технической характеристики и области применения.
Всероссийский центр охраны труда Минтруда России рекомендует потребителям следующий порядок обеспечения работников необходимыми СИЗ.
На каждом предприятии, независимо от формы собственности, работодатель не реже одного раза в 3 года, как правило, силами службы охраны труда, должен составить, согласовать с представителем профсоюзов, утвердить Перечень (Табель) СИЗ, подлежащих выдаче рабочим и служащим с целью обеспечения безопасности труда. При составлении Перечня (Табеля) он должен руководствоваться действующими нормами выдачи спецодежды, спецобуви и других СИЗ, штатным расписанием каждого производственного участка и предприятия в целом, инструкциями по охране труда, результатами анализа воздушной среды, травматизма и профессиональных заболеваний за последние годы и настоящим каталогом.
По результатам анализа данных по рабочим местам и профессиям Перечень (Табель) оформляется в виде таблицы, где в колонке фиксируются все должности по штатному расписанию, включая работодателя, а в строке - 12 классов СИЗ. Если для той или иной профессии не требуется СИЗ данного вида, должна быть сделана запись "не требуется".
Указанные в Перечне СИЗ выдаются работникам на определенный срок эксплуатации с фиксацией факта выдачи каждого из них в типовой личной карточке по форме № 183 по размерам, ростам, отдельно мужских и женских моделей.
В конце Перечня по каждому цеху (производству, участку) указываются СИЗ для пользования при чрезвычайных ситуациях и при выполнении разовых опасных работ. Эти СИЗ в личную карту не записываются.
При оформлении заказов на поставку СИЗ во избежание приобретения некачественных средств, т.е. не обеспечивающих безопасность труда, следует обратить внимание на наличие у поставщика сертификата соответствия.
5. Порядок расчета штрафов и плата за загрязнение окружающей среды
Напряженная экологическая обстановка в стране крайне отрицательно сказывается на экологической безопасности населения и требует значительных затрат общества на предотвращение и ликвидацию загрязнения окружающей природной среды.
Платность природопользования является одним из принципов природопользования, составной частью экономического механизма охраны окружающей природной среды и одним из источников финансирования экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды.
В соответствии с Законом РСФСР от 19.12.91 г. № 2060-1 (с изменениями на 10.07.01 г)"Об охране окружающей природной среды" платежи за загрязнение окружающей среды исполняют не только фискальную, но и стимулирующую функцию, носят компенсационный характер за негативное воздействие и должны использоваться на ликвидацию конкретного нанесенного вреда или предотвращение будущего загрязнения окружающей среде.
Плата за загрязнение окружающей среды взимается со всех предприятий, учреждений, организаций, иностранных юридических и физических лиц, которые ведут на территории Российской Федерации связанную с природопользованием деятельность, которая оказывает вредное воздействие на природную среду. Платежи вносятся за следующие виды воздействия:
выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
размещение отходов;
другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
С 8 января 2006 года введены штрафы за несвоевременное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду. Так, согласно Федеральному закону от 26.12. 2005 г. № 183-ФЗ, должностные лица заплатят 3000–6000 руб., а организация – 50 000–100 000 руб. Впрочем, согласно НК РФ за неперечисление платы оштрафовать фирму не могут, поскольку плата за негативное воздействие на окружающую среду не считается налогом. Также законом № 183-ФЗ с 8 января 2006 года увеличены штрафы за загрязнение окружающей среды.
С третьего квартала 2006 года организации отчитывались по платежам за загрязнение окружающей среды по форме, утвержденной приказом Ростехнадзора России от 23.05. 2006 № 459.27 июня 2006 года Минюст зарегистрировал новую форму расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядок ее заполнения и представления.
Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 204, который содержит новую форму расчета, датирован 05.04. 2007.
Безусловно, существующие штрафы непропорциональны наносимому ущербу окружающей среде. Сами штрафы - это больше сигнал общества об экологическом неблагополучии. Только в сочетании с жестким административным контролем за обновлением основных фондов с неотъемлемой частью - очистными сооружениями, независимым дистанционным мониторингом работы этих очистных сооружений и контролем экологической общественности такие штрафы будут полезны, но только как индикаторы всей этой системы экологического надзора.
Список литературы
ГОСТ 12.1.010-76 (1999).
ГОСТ 12.1.011-78.
Закон РСФСР от 19.12.91 г. № 2060-1 (с изменениями на 10.07.01 г)"Об охране окружающей природной среды".
Налоговый кодекс РФ.
Трудовой кодекс РФ.
Федеральный закон РФ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 26.12. 2005 г. № 183-ФЗ.