Компьютерная подготовка (работа 1)
Компьютерная подготовка
Курсовая работа.
Выполнил студент ТМЦДО гр.: з-472-27б специальности 061000 Маркелова А.А.
Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР)
Кафедра автоматизации обработки информации.
г. Абакан.
2005 г.
Написать программу, которая формирует базу «Телефонный справочник», содержащую следующие сведения: ФИО, адрес, телефон. Просмотр базы и обработка должна выполняться в программе Excel.
Программа должна удовлетворять следующим требованиям:
Приложение выполнить с использованием языка программирования VBA для MS Excel.
При открытии книги Excel, содержащей проект, обеспечить один рабочий лист, на котором оформить рекламную заставку проекта и поместить элемент запуска проекта на исполнение.
Проект должен обеспечивать следующие режимы работы:
ввод исходных данных и формирование базы;
корректировка данных (исправление, добавление, удаление);
работа с данными (поиск, сортировка, просмотр);
формирование статистики:
общее количество абонентов телефонной сети;
количество телефонов на указанной улице;
количество телефонов в указанном доме.
Для каждого режима работы определить кнопку запуска и пользовательскую форму.
На экране разместить одну панель инструментов, обеспечивающую работу проекта. Остальные панели скрыть.
Данные проекта сохранять в файле.
При вводе числовых данных обеспечить обработку ошибок некорректного ввода.
Введение
Цель работы: закрепление знаний, полученных при изучении курса «Компьютерная подготовка», а также приобретение новых навыков создания завершенных программных приложений для MS Excel.
В дополнение к огромным возможностям MS Excel, входящего в состав Microsoft Office квалифицированному пользователю доступен полноценный язык программирования Visual Basic for Applications (VBA), позволяющий оживить страницы электронных таблиц, превратив их в сложное Windows – приложение, осуществляющее многогранную обработку данных под управлением оператора. При этом, большинство часто используемых операций программируется заранее, что упрощает работу конечного пользователя и значительно снижает вероятность возникновения ошибки как на этапе ввода исходных данных, так и при их последующей обработке.
В настоящей работе используются наиболее часто употребляемые элементы проектирования приложений для MS Excel. В том числе: процедуры (подпрограммы и функции), модули и формы. В коде VBA применялись различные типы данных (включая определенные пользователям описания типов), многоуровневые условные операторы и операторы циклов. Для реализации хранения информации во внешнем файле использованы встроенные функции работы с файлами (последовательный доступ).
Диалог с пользователем реализован при помощи функций ввода/вывода информации InputBox и MsgBox, а также ряда специально созданных форм. В указанных формах применены элементы управления типа: надпись, поле, рамка, переключатель, кнопка.
Поскольку программирование на VBA построено на основе событийной модели, то и в данной работе обработка событий является основой для выполнения тех или иных действий, направленных на решение конкретных задач.
MS Excel имеет богатую объектную модель. При решении поставленной задачи использовались объекты следующих типов: Application, Workbook, Worksheet, Range, CommandBar, а также коллекции Workbooks и Worksheets.
Работа выполнена в среде Microsoft Excel 2002.
Структура программного комплекса
Состав программного комплекса
Программный комплекс «Телефонный справочник» состоит из двух файлов, располагаемых в каталоге “c:\tmp\”:
"Телефонный справочник.xls" – основной файл, содержащий таблицу просмотра базы данных и инструменты, необходимые для работы с ней.
"phones.db" – вспомогательный текстовый файл, используемый для хранения базы данных.
Работа программы осуществляется под управлением Microsoft Excel, входящего в состав пакета Microsoft Office, поэтому для ее использования необходимо наличие указанного пакета на клиентском компьютере.
Иерархия объектов
Описываемое Excel-приложение в своем составе содержит:
Рабочую книгу Workbook «Телефонный справочник» + программный код VBA, состоящую из двух листов:
Worksheet Лист1 (Старт) + программный код VBA
Worksheet Лист2 (База данных) + программный код VBA
Пять форм + программный код VBA:
addRowForm – для режима добавления новой записи
delRowForm – для режима удаления записи
editRowForm – для режима редактирования записи
reportForm – для режима формирования статистики
sortForm – для режима сортировки базы данных
Модуль Module1, содержащий описание типа данных Record для одной записи об абоненте, а также функции работы (чтения/записи) с такими данными и внешним файлом.
Панель инструментов “Phones”, обеспечивающую работу программы и состоящую из девяти кнопок:
чтение базы данных;
запись базы данных;
добавление записи;
корректировка записи;
удаление записи;
поиск;
сортировка;
отчет (статистика);
выход из программы.
Руководство пользователя
Запуск программы
Для запуска программы необходимо в MS Excel открыть книгу:
“Телефонный справочник.xls”
Вы увидите один лист с рекламной надписью и двумя кнопками. Для отображения листа с базой данных нажмите на кнопку «Начать работу».
В результате, рекламная страница исчезнет, а вместо нее появится основной лист, содержащий шапку базы данных и панель инструментов для работы.
Чтение / запись базы данных
Поскольку вся информация хранится во внешнем файле, то для загрузки базы данных на лист Excel таблицы необходимо на панели инструментов нажать кнопку «Открыть базу данных». При этом существующие на листе данные будут заменены информацией из внешнего файла “phones.db”.
Для сохранения результатов работы с базой данных нажмите кнопку «Сохранить базу данных» на панели инструментов. Вся текущая информация, отображаемая на листе, будет записана во внешний файл “phones.db”.
Режимы корректировки данных
В целях безопасности, листы книги защищены от корректировки обычными способами. Поэтому для добавления, изменения и удаления информации предусмотрены соответствующие режимы работы, инициируемые второй группой кнопок панели инструментов.
При нажатии на любую из них, будет предложено диалоговое окно, в котором в соответствующие поля нужно занести новую (откорректировать существующую) информацию и нажать кнопку подтверждения операции.
Если перед выбором режима удаления записи были отмечены несколько строк базы данных, то вместо отображения формы с удаляемой информацией будет просто предложено подтвердить удаление отмеченных записей.
Внимание. В режиме добавления/корректировки записи обязательны для заполнения поля: Фамилия, Имя, Отчество, Улица, Дом, Телефон. Кроме того, в поле Телефон допускается ввод только числовых данных (не более 10 цифр).
Поиск информации
Для поиска нужной информации нажмите кнопку «Найти» на панели инструментов. Будет запущен стандартный механизм поиска информации по листу MS Excel.
Режимы сортировки
В программе предусмотрено три режима сортировки данных:
По абоненту (фамилия + имя + отчество);
По адресу (улица + дом + квартира);
По телефону.
Для выполнения сортировки достаточно нажать соответствующую кнопку на панели инструментов и выбрать один из трех предложенных режимов.
Формирование статистики
Согласно заданию программа позволяет рассчитать следующую статистику:
Общее количество абонентов телефонной сети;
Количество телефонов на указанной улице;
Количество телефонов в указанном доме.
Войдите в режим «Отчет», выберите требуемый отчет и, при необходимости, задайте параметры его формирования. Количество абонентов по заданным реквизитам будет посчитано и отображено в диалоговом окне.
Завершение работы с программой
Для завершения работы с программой нажмите кнопку «Выход» на панели инструментов. Лист с базой данной будет скрыт, а появится лист с рекламной заставкой. Для подтверждения выхода повторно выберите кнопку «Выход». Если «Телефонный справочник» был единственной открытой книгой, приложение MS Excel будет полностью закрыто, в противном случае – закроется только книга с описываемой программой.
Внимание. Не забывайте сохранять информацию во внешнем файле, иначе последние корректировки могут быть утеряны.
Дополнение
Все стандартные панели инструментов скрываются и восстанавливаются при открытии / закрытии книги «Телефонный справочник», а также при переключении между окнами. Во избежание проблем с восстановлением стандартного набора панелей инструментов не рекомендуется самостоятельно менять набор отображаемых панелей инструментов пока описываемая книга остается открыта.
При возникновении любой нестандартной ситуации следует закрыть книгу «Телефонный справочник» и выставить нужные панели через меню «Вид».
Заключение
В ходе выполнения работы были закреплены знания по работе в MS Excel и основам программирования на VBA, а также приобретены практические навыки создания завершенных программных приложений для MS Excel.
Результатом проделанной работы является приложение «Телефонный справочник», функционально выполняющее основные задачи, стоящие перед приложением такого уровня и назначения.
Разумеется, выполненный проект не является завершенным в полной мере. В качестве направлений для развития проекта можно упомянуть, например, более конкретизированный механизм поиска информации или реализация оптимальных методов сортировки (что может быть более эффективным на больших объемах информации).
Список литературы
Потахова И.В. Компьютерная подготовка. Офисное программирование: Учебное пособие. – Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2004. – 181с.
Справочное руководство по MS Excel и Visual Basic for Applications: Microsoft Corp., 2001.
Демидова Л.А., Пылькин А.Н. Программирование в среде Visual Basic for Applications: Практикум – М.: Горячая линия – Телеком, 2004. – 175с.
Приложение. Листинг программ VBA
Рабочая книга
Dim oldBars(20) As Long, kol As Integer
Private sub> Workbook_Activate()
kol = 0
Dim bar As CommandBar
For Each bar In Application.CommandBars
If bar.Visible And Not (bar.Protection = msoBarNoChangeVisible) _
And (bar.Type = msoBarTypeNormal) And Not (bar.Name = "Phones") Then
kol = kol + 1
oldBars(kol) = bar.index
End If
Next bar
For i = 1 To kol
Application.CommandBars(oldBars(i)).Visible = False
Next
If ThisWorkbook.ActiveSheet.Name = "База данных" Then
showTools
End If
End sub>
Private sub> Workbook_Deactivate()
Dim i As Integer
For i = kol To 1 Step -1
Application.CommandBars(oldBars(i)).Visible = True
Next
hideTools
End sub>
Private sub> Workbook_Open()
ThisWorkbook.Worksheets("Старт").Visible = True ' спрятать стартовый лист
ThisWorkbook.Worksheets("Старт").Activate ' сделать активным лист с БД
ThisWorkbook.Worksheets("База данных").Visible = False ' показать базу данных
End sub>
Лист1 (Старт)
Private sub> ExitButton_Click()
ExitProject
End sub>
Private sub> StartButton_Click()
'Commandbars
ThisWorkbook.Worksheets("База данных").Visible = True ' показать базу данных
ThisWorkbook.Worksheets("База данных").Activate ' сделать активным лист с БД
ThisWorkbook.Worksheets("Старт").Visible = False ' спрятать стартовый лист
End sub>
Лист2 (База данных)
Private sub> Worksheet_Activate()
showTools
End sub>
Private sub> Worksheet_Deactivate()
hideTools
End sub>
sub> addRecord()
If (ActiveCell.row < 5) Or (Len(ActiveCell.EntireRow.Cells(, 1).Value) = 0) Then
Range("A5").Activate
End If
ThisWorkbook.ActiveSheet.Unprotect
addRowForm.Show vbModal
ThisWorkbook.ActiveSheet.Protect
End sub>
sub> delRecord()
If (ActiveCell.row < 5) Or (Len(ActiveCell.EntireRow.Cells(, 1).Value) = 0) Then
Exit sub>
End If
ThisWorkbook.ActiveSheet.Unprotect
If Selection.Rows.count = 1 Then
delRowForm.Show vbModal
Else
Dim response
response = MsgBox("Отмечено записей: " + Str(Selection.Rows.count) + Chr(13) + "Удалить все?", vbYesNoCancel, "Внимание!")
If response = vbYes Then
Selection.EntireRow.Delete
End If
End If
ThisWorkbook.ActiveSheet.Protect
End sub>
sub> editRecord()
If (ActiveCell.row < 5) Or (Len(ActiveCell.EntireRow.Cells(, 1).Value) = 0) Then
Exit sub>
End If
ThisWorkbook.ActiveSheet.Unprotect
editRowForm.Show vbModal
ThisWorkbook.ActiveSheet.Protect
End sub>
sub> sort()
ThisWorkbook.ActiveSheet.Unprotect
sortForm.Show vbModal
ThisWorkbook.ActiveSheet.Protect
End sub>
sub> report()
Dim oldCell As Range
ThisWorkbook.ActiveSheet.Unprotect
Set oldCell = ActiveCell
reportForm.Show vbModal
oldCell.Activate
ThisWorkbook.ActiveSheet.Protect
End sub>
addRowForm
Private sub> UserForm_Activate()
FamBox.Value = ""
ImBox.Value = ""
OtBox.Value = ""
StreetBox.Value = ""
NoBox.Value = ""
FlatBox.Value = ""
PhoneBox.Value = ""
FamBox.SetFocus
End sub>
Private sub> CancelButton_Click()
addRowForm.Hide
End sub>
Private sub> OKButton_Click()
' проверка информации
Dim box As Variant, boxes As Variant
boxes = Array(FamBox, ImBox, OtBox, StreetBox, NoBox, PhoneBox)
For Each box In boxes
If Len(Trim(box.Value)) = 0 Then
box.SetFocus
Exit sub>
End If
Next box
If Len(Trim(PhoneBox.Value)) > 10 Then
MsgBox "Более 10 цифр в номере телефона"
PhoneBox.SetFocus
Else
' заполнение записи из формы
Dim myRecord As Record
myRecord.Fam = FamBox.Value
myRecord.Im = ImBox.Value
myRecord.Ot = OtBox.Value
myRecord.street = StreetBox.Value
myRecord.no = NoBox.Value
myRecord.Flat = FlatBox.Value
myRecord.Phone = Val(PhoneBox.Value)
' добавление строки на лист и ее заполнение
ActiveCell.EntireRow.Insert
putRecord ActiveCell.EntireRow, myRecord
' скрытие формы
addRowForm.Hide
End If
End sub>
Private sub> PhoneBox_KeyPress(ByVal KeyAscii As MSForms.ReturnInteger)
If (KeyAscii < Asc("0")) Or (KeyAscii > Asc("9")) Then
MsgBox "Допускается ввод только цифр!"
KeyAscii.Value = 0
End If
End sub>
delRowForm
Private sub> CancelButton_Click()
delRowForm.Hide
End sub>
Private sub> OKButton_Click()
' удаление текущей строки
ActiveCell.EntireRow.Delete
' скрытие формы
delRowForm.Hide
End sub>
Private sub> UserForm_Activate()
Dim myRecord As Record
myRecord = getRecord(ActiveCell.EntireRow)
FamBox.Value = myRecord.Fam
ImBox.Value = myRecord.Im
OtBox.Value = myRecord.Ot
StreetBox.Value = myRecord.street
NoBox.Value = myRecord.no
FlatBox.Value = myRecord.Flat
PhoneBox.Value = myRecord.Phone
OKButton.SetFocus
End sub>
editRowForm
Private sub> UserForm_Activate()
Dim myRecord As Record
myRecord = getRecord(ActiveCell.EntireRow)
FamBox.Value = myRecord.Fam
ImBox.Value = myRecord.Im
OtBox.Value = myRecord.Ot
StreetBox.Value = myRecord.street
NoBox.Value = myRecord.no
FlatBox.Value = myRecord.Flat
PhoneBox.Value = myRecord.Phone
FamBox.SetFocus
End sub>
Private sub> CancelButton_Click()
editRowForm.Hide
End sub>
Private sub> OKButton_Click()
' проверка информации
Dim box As Variant, boxes As Variant
boxes = Array(FamBox, ImBox, OtBox, StreetBox, NoBox, PhoneBox)
For Each box In boxes
If Len(Trim(box.Value)) = 0 Then
box.SetFocus
Exit sub>
End If
Next box
If Len(Trim(PhoneBox.Value)) > 10 Then
MsgBox "Более 10 цифр в номере телефона"
PhoneBox.SetFocus
Else
' заполнение записи из формы
Dim myRecord As Record
myRecord.Fam = FamBox.Value
myRecord.Im = ImBox.Value
myRecord.Ot = OtBox.Value
myRecord.street = StreetBox.Value
myRecord.no = NoBox.Value
myRecord.Flat = FlatBox.Value
myRecord.Phone = Val(PhoneBox.Value)
' добавление строки на лист и ее заполнение
putRecord ActiveCell.EntireRow, myRecord
' скрытие формы
editRowForm.Hide
End If
End sub>
Private sub> PhoneBox_KeyPress(ByVal KeyAscii As MSForms.ReturnInteger)
If (KeyAscii < Asc("0")) Or (KeyAscii > Asc("9")) Then
MsgBox "Допускается ввод только цифр!"
KeyAscii.Value = 0
End If
End sub>
reportForm
Private sub> UserForm_Activate()
AllOption.Value = True
OKButton.Caption = "Расчет"
OKButton.SetFocus
End sub>
Private sub> AllOption_Click()
OKButton.Caption = "Расчет"
End sub>
Private sub> StreetOption_Click()
OKButton.Caption = "Параметры..."
End sub>
Private sub> HouseOption_Click()
OKButton.Caption = "Параметры..."
End sub>
Private sub> CancelButton_Click()
reportForm.Hide
End sub>
Private sub> OKButton_Click()
Dim myRecord As Record
Dim counter As Long
Dim street As String, no As String, title As String
If AllOption.Value Then
counter = count()
MsgBox "Общее количество абонентов: " + Str(counter)
Else
myRecord = getRecord(ActiveCell.EntireRow)
If StreetOption.Value Then
title = "Отчет по улице"
street = InputBox("Задайте наименование улицы:", title, myRecord.street)
If Len(street) > 0 Then
street = Trim(street)
counter = count(street)
MsgBox "Количество телефонов на улице '" + street + "': " + Str(counter)
End If
Else
title = "Отчет по дому"
street = InputBox("Задайте наименование улицы:", title, myRecord.street)
If Len(street) > 0 Then
street = Trim(street)
no = InputBox("Улица '" + street + "'" + Chr(10) + "Задайте номер дома:", title, myRecord.no)
If Len(no) > 0 Then
no = Trim(no)
counter = count(street, no)
MsgBox "Количество телефонов в доме '" + street + " " + no + "': " + Str(counter)
End If
End If
End If
End If
reportForm.Hide
End sub>
Private Function count(Optional street, Optional no) As Long
Dim myRecord As Record
Dim data As Range, curRow As Range
Dim doCalc As Boolean, counter As Long
counter = 0
Range("A5").Activate
Set data = ActiveCell.CurrentRegion
For Each curRow In data.Rows
myRecord = getRecord(curRow)
doCalc = False
If IsMissing(street) Then
' все абоненты
doCalc = True
Else
If IsMissing(no) Then
' по улице
doCalc = (Trim(myRecord.street) = street)
Else
' по дому
doCalc = (Trim(myRecord.street) = street) And (Trim(myRecord.no) = no)
End If
End If
If doCalc Then counter = counter + 1
Next curRow
count = counter
End Function
sortForm
Private sub> UserForm_Activate()
OKButton.SetFocus
End sub>
Private sub> CancelButton_Click()
sortForm.Hide
End sub>
Private sub> OKButton_Click()
Dim sht As Worksheet
Dim rng As Range
Set sht = ThisWorkbook.ActiveSheet
Set rng = sht.Range(sht.Cells(5, 1), sht.Cells(65536, 1).End(xlUp).Offset(, 7))
If NameOption.Value Then
' сортировать по ФИО
rng.sort Key1:=sht.Columns("A"), Order1:=xlAscending, Key2:=sht.Columns("B"), Order2:=xlAscending, Key3:=sht.Columns("C"), Order3:=xlAscending, Header:=xlNo
Else
If AddressOption.Value Then
' сортировать по адресу
rng.sort Key1:=sht.Columns("D"), Order1:=xlAscending, Key2:=sht.Columns("E"), Order2:=xlAscending, Key3:=sht.Columns("F"), Order3:=xlAscending, Header:=xlNo
Else
' сортировать по телефону
rng.sort Key1:=sht.Columns("G"), Order1:=xlAscending, Header:=xlNo
End If
End If
sortForm.Hide
End sub>
Module1
Public Type Record
Fam As String
Im As String
Ot As String
street As String
no As String
Flat As String
Phone As Long
End Type
Public Function dbFileName() As String
dbFileName = ThisWorkbook.Path + "\phones.db"
End Function
sub> ToolbarExitButton()
If ThisWorkbook.ActiveSheet.Name = "Старт" Then
ExitProject
Else
ThisWorkbook.Worksheets("Старт").Visible = True ' спрятать стартовый лист
ThisWorkbook.Worksheets("Старт").Activate ' сделать активным лист с БД
ThisWorkbook.Worksheets("База данных").Visible = False ' показать базу данных
End If
End sub>
sub> ExitProject()
ThisWorkbook.Saved = True
If Application.Workbooks.count = 1 Then
Application.Quit 'завершить работу Excel
Else
ThisWorkbook.Close 'завершить работу проекта
End If
End sub>
sub> dbRead()
ThisWorkbook.ActiveSheet.Unprotect
Dim myRecord As Record
Dim data As Range, curRow As Range
Dim row As Integer
Range("A5").Activate
Set data = ActiveCell.CurrentRegion
data.ClearContents
Open dbFileName For Input As #1
row = 1
Do While Not EOF(1)
Input #1, myRecord.Fam, myRecord.Im, myRecord.Ot, myRecord.street, myRecord.no, myRecord.Flat, myRecord.Phone
putRecord ActiveCell.Cells(row), myRecord
row = row + 1
Loop
Close #1
ThisWorkbook.ActiveSheet.Protect
End sub>
sub> dbWrite()
ThisWorkbook.ActiveSheet.Unprotect
Dim myRecord As Record
Dim data As Range, curRow As Range
Range("A5").Activate
Set data = ActiveCell.CurrentRegion
Open dbFileName For Output As #1
For Each curRow In data.Rows
myRecord = getRecord(curRow)
Write #1, myRecord.Fam, myRecord.Im, myRecord.Ot, myRecord.street, myRecord.no, myRecord.Flat, myRecord.Phone
Next curRow
Close #1
ThisWorkbook.ActiveSheet.Protect
End sub>
Function getRecord(row As Range) As Record
Dim myRecord As Record
myRecord.Fam = row.Cells(, 1).Value
myRecord.Im = row.Cells(, 2).Value
myRecord.Ot = row.Cells(, 3).Value
myRecord.street = row.Cells(, 4).Value
myRecord.no = row.Cells(, 5).Value
myRecord.Flat = row.Cells(, 6).Value
myRecord.Phone = row.Cells(, 7).Value
getRecord = myRecord
End Function
sub> putRecord(row As Range, myRecord As Record)
row.Cells(, 1).Value = myRecord.Fam
row.Cells(, 2).Value = myRecord.Im
row.Cells(, 3).Value = myRecord.Ot
row.Cells(, 4).Value = myRecord.street
row.Cells(, 5).Value = myRecord.no
row.Cells(, 6).Value = myRecord.Flat
row.Cells(, 7).Value = myRecord.Phone
End sub>
sub> showTools()
Application.CommandBars("Phones").Enabled = True
Application.CommandBars("Phones").Visible = True
End sub>
sub> hideTools()
Application.CommandBars("Phones").Visible = False
Application.CommandBars("Phones").Enabled = False
End sub>