Проблемы несанкционированных электронных рассылок
Проблемы несанкционированных электронных рассылок
Григорий Акопов
Прежде всего, определим, что такое «спам» и чем же он так опасен. Существуют различные определения самого термина «спам» (от английского SPAM – Spiced hAM – дословный перевод ветчина со специями, примечательно, что в американском сленге spiced означает привкус, а ham означает плохую игру, таким образом, Spiced hAM на жаргоне звучит примерно как привкус плохой игры). Термин «спам» ведет свое происхождение от старого (1972) скетча английской комик-группы Monty Python Flying Circus, в котором посетители ресторанчика, пытающиеся сделать заказ, вынуждены слушать хор викингов, воспевающий мясные консервы (SPAM). В меню этого ресторана все блюда состоят из содержимого этих консервов. Действительно знакомая навязчивость.
Определение термина «спам» мы сформировали как навязанное пользователю электронное послание. Сегодня в сфере компьютерных технологий и бизнеса наибольший ущерб, вопреки обыденному мнению, наносят не вирусы и хакеры, а рассылаемая произвольно по электронным адресам реклама, именуемая спамом. По данным информационного агентства Вашингтон Профайл, ущерб от действий спамеров только в октябре 2003 года в мировом масштабе превысил 10 миллиардов долларов.
В октябре 2003 года наиболее активно несанкционированная рассылка по электронной почте поступала из США, России, Украины и Китая. Нанесенный ущерб превысил потери от компьютерных вирусов ($8,5 млрд) и действий хакеров ($1 млрд)[1].
Компания Symantec, опросившая 500 американских компаний малого бизнеса, выяснила, что 61% из них намереваются полностью отказаться от использования электронной почты для рассылки деловой корреспонденции, если ситуация со спамом ухудшится; 55% постоянно меняют адреса электронной почты, чтобы избавиться от навязчивых спамеров.
Примечательно, что исследователи из проекта Pew Internet and American Life пришли к выводу, что миллиарды ненужных пользователям Сети писем, а попросту – спам, основательно подорвали доверие почти половины интернетчиков к электронной почте.
Некоммерческая группа Pew Internet опросила 1400 пользователей Сети и обнаружила, что по вине спама каждый четвертый стал реже пользоваться e-mail. Более половины признались, что из-за спама им все труднее находить и читать действительно нужные письма.
Абсолютное большинство сообщило, что, опасаясь спамеров, не оставляет свои адреса где попало. Приблизительно 7% сказали, что они приобрели товары или воспользовались услугами, которые предлагались в рекламных рассылках.
Треть пользователей «кликали» на ссылки, чтобы получить большее количество информации. Две трети рассказали, что пытались отписаться от рассылок, кликая на ссылки, оставленные спамерами, тем самым способствуя распространению спама. По разным оценкам, в настоящее время спам – это около половины всей электронной почты, которая означает потраченные впустую миллиарды долларов.
Спам позволил создать целую отрасль экономики. Только в США действует несколько десятков компаний, производящих программное обеспечение для борьбы со спамом. Одновременно действует множество фирм, которые обслуживают интересы спамеров. Некоторые исследователи считают, что бурное развитие спама стало косвенным последствием развития Интернет-компаний 1990-х годов. Эти компании ввели в обиход термин «Интернет-маркетинг», составной частью которого и является рассылка рекламных сообщений на произвольно подобранные адреса. Подобная деловая практика позволяла и позволяет выживать множеству мелких фирм, не имеющих финансовой возможности использовать традиционную рекламу.
По сообщениям Washington ProFile (http://www.washprofile.org/), если изучить статистику рассылаемых писем, то мы увидим, что 14% несанкционированных писем по электронной почте составили послания жуликов, 14,5% – порнография, 21% – реклама товаров, 16% – предложения финансовых услуг. Количество спама, рассылаемого мошенниками, увеличивается рекордно быстрыми темпами: по сравнению с сентябрьским уровнем 2003 года в октябре оно выросло на 40%!
Согласно данным аналитического отчета «Спам: итоги 2003 года», подготовленного компанией «Ашманов и Партнеры», ушедший год прошел под знаком спама. Из побочного раздражающего фактора он превратился в крупномасштабную угрозу электронной почте. Данные различных опросов показывают, что обычные пользователи, чья работа не связана с Интернетом и IT-технологиями, могут из-за спама существенно сократить объемы электронной переписки или даже вообще отказаться от использования электронной почты[2].
С начала 2003 года количественный рост спама по данным «Спам: итоги 2003 года» превзошел все, даже самые пессимистичные прогнозы, дававшиеся в конце прошлого года. Если в конце 2002 года спам составлял 30–40% от общего числа электронных писем, то уже через год его доля выросла до 75–80% всей входящей корреспонденции в публичных почтовых службах российского Интернета, а «благодарить» за это следует всего пару сотен человек, самых активных спамеров, на долю которых приходится 80–90% всех мусорных писем в мире.
Взрывной рост количества спама вынуждает крупные Интернет-сервисы внедрять новые технологии фильтрации почты. Каждый пытается бороться со спамом по-своему и устанавливает системы от разных производителей. Большое разнообразие предлагаемых решений говорит о том, что ни одно из них не является по-настоящему эффективным [3].
Абсолютно очевидно, что спам наносит серьезный урон развитию ИКТ и ряду отраслей экономики, образования (в частности, из-за спама значительно затрудняется процесс дистанционного образования) и т.д., но нас интересуют не столько экономические опасности спамерского движения, сколько политический аспект данного явления.
В последнее время в Рунете, помимо уже функционирующего политического спама (под политическим спамом мы понимаем рассылаемую по электронным адресам без ведома и согласия получателя политическую пропаганду), появился (можно сказать, даже зародился) партийный спам (под партийным спамом мы понимаем незапрашиваемую получателем рассылку электронных посланий, организуемую политическими партиями либо от их имени).
Примеры политического спама в Интернете встречаются не так часто как, например, коммерческий спам (коммерческим спамом является рассылка рекламных сообщений о товарах и услугах без ведома и согласия получателя). Однако электронная почта все-таки используется в политических целях. Так, например, в январе 2003 года США запустили в Интернете кампанию, в рамках которой тем, кто знает что-либо о производстве в Ираке оружия массового поражения, предлагается пожаловаться по электронной почте куда следует. Соответствующая «электронная листовка» (спам) была разослана по всем доступным иракским электронным адресам.
Приемы массовой и что самое главное бесплатной рассылки, разумеется, не могли обойти стороной деятелей политических партий и различные PR-агентства, специализирующиеся на предвыборной агитации. Так в российском Интернете появился партийный спам.
Началось все 26 марта 2003 года, когда многие пользователи Сети получили спам якобы от «Единой России».
По мнению Н. Шермана, сам текст письма, адресованного «Уважаемому руководителю», уже наводил на определенные мысли в связи с рядом несоответствий. А некоторые цитаты просто вызывали умиление у подкованных в политических вопросах пользователей [4].
«Генеральный совет и Центральный исполнительный комитет Партии настоятельно рекомендуют организовать на базе Вашего предприятия (организации) первичную партийную ячейку и обеспечить вступление в нее новых членов (не менее 5% от списочного состава сотрудников)…Учитывая высокую государственную значимость обозначенной задачи, надеемся, что вы со всей ответственностью отнесетесь к ее выполнению и дальнейшей работе на благо нашего Отечества…» и т.д.
Письмо помимо основного текста содержало образец заявления для вступления в ряды «Единой России», а также список адресов и телефонов городских и окружных отделений партии [5].
Представители «Единой России» гневно опровергли свою причастность к этой рассылке и заявили, что от их имени Рунет «заспамили» конкуренты – КПРФ или СПС, – чтобы подорвать доверие интернетовской общественности к «Единой России».
Ситуация, сложившаяся с насильственной рассылкой сообщений от имени «Единой России», вызвала оживленный интерес аналитиков в области массовых коммуникаций. Вот как прокомментировал ситуацию Иван Давыдов, заместитель генерального директора Агентства стратегических коммуникаций:
– Сами единороссы, безусловно, этого не делали, хотя бы потому, что:
а) спам рассылался через «анонимайзеры», а зачем самим единороссам прятать концы;
б) такая рассылка – повод затеять судебное разбирательство, а недооценивать юрисконсультов партии власти не стоит;
в) в «ЕдРе» работают люди не настолько глупые, как многим хотелось бы, вряд ли они отчаялись на столь бессмысленную провокацию [6].
Здесь мы позволим себе частично не согласиться с аргументами уважаемого Ивана Давыдова. Мы, конечно, не беремся утверждать, что спам рассылали единороссы, однако, доводы И. Давыдова нам кажутся не совсем убедительными. Поэтому, абстрагируясь от конкретной ситуации, позволим себе поспорить с г-ном Давыдовым. Начнем с того, что аргументы «а» и «б» взаимообъясняющие. А именно, рассылка могла проводиться партией через «анонимайзер» из-за боязни судебных разбирательств и для того, чтобы можно было свалить вину за рассылку на неких «доброжелателей». И самим получателям писем может не понравиться такого рода реклама, поэтому разумная партия могла бы и подстраховаться, не указав адрес отправителя.
Что же касается аргумента «в», то хотим заметить, что «партийный спам» вряд ли можно отнести к бессмысленным провокациям. В зависимости от его исполнения он может иметь как положительный, так и отрицательный эффект для той или иной партии, но вот бессмысленным называть его не совсем корректно. Ибо многие получатели спама его перечитывают, а это уже оказывает определенный эффект, к тому же само получение письма от партии уже предполагает определенную ответную реакцию. Например, если грамотно подойти к подбору электронных адресов получателей и содержанию электронных писем, то можно достичь эффекта, при котором получатели спама будут благодарны за оказанное им внимание.
По теории не исключен и такой вариант, при котором партия сама рассылает спам с агитацией от своего имени, после чего, обвиняя в этом «злодеянии» своих конкурентов, перекладывает всю вину на соперников, тем самым «убивая сразу двух зайцев». И агитация в сети проведена, и репутация конкурентов «подмочена».
В случае же когда преследуется цель вызвать отвращение пользователей электронной почты от той или иной политической партии, можно от ее имени вбросить на каждый адрес несколько десятков или даже сотен одинаковых писем, пусть даже позитивного содержания. Эффект будет сногсшибательный: получатели множества одинаковых писем будут однозначно возмущены деятельностью партии, от имени которой письмо разослано.
Так что мы беремся утверждать, что партийный спам не является бессмысленным. И в подтверждение этому хотим заметить, что в период избирательной компании в Государственную думу, в сети Интернет было проведено несколько подобных рассылок. 26 марта 2003 года, помимо рассылки от имени «Единой России», через электронную почту разослали ряд листовок от имени депутата Государственной думы Сергея Митрохина, представляющего фракцию «Яблоко». От имени парламентария было разослано письмо с обратным адресом mitrohin@yabloko.ru (действительный адрес С. Митрохина), в котором содержались «предложения о сотрудничестве» и ссылка на персональный сайт депутата. В течение трех дней в адрес партии в массовом порядке поступали возмущенные звонки и письма пользователей Интернета, некоторые из которых получили до 400 одинаковых сообщений.
16 апреля история политического спама в Рунете получила свое продолжение. На сей раз массовая рассылка писем была произведена от имени коммунистов: «Товарищ! Это письмо предназначено для тех, кто работает на победу КПРФ на предстоящих 7 декабря 2003 года выборах в Государственную думу Российской Федерации. Мы продолжаем поиск сторонников в Москве и регионах. Сегодня нам требуются журналисты и аналитики для работы в рамках редакции КПРФ.ру, печатных СМИ народно-патриотических сил и по заданиям предвыборного штаба; региональные представители для организации постоянного информационного обмена и участия в исследованиях и акциях партии» [7].
Большой интерес представляет и появление предвыборного спама задолго до президентских выборов 2004 года. Так еще в декабре 2003 года неофициальный кандидат в Президенты России Герман Стерлигов разослал ряд писем со своей развернутой предвыборной программой. В письме кандидат подробно излагал свою предвыборную программу и приводил тексты пяти указов, которые он якобы подпишет сразу после того, как будет избран главой российского государства. В их числе: запрет абортов, высылка всех иммигрантов и пересмотр итогов приватизации. Сообщение было подписано 24 декабря 2003 года.
Подобная акция проводилась от имени Г. Стерлигова не первый раз. Во время прошедшей предвыборной компании по избранию мэра Москвы (а Стерлигов тогда был кандидатом на этот пост) в сети появился вирус I-Worm.Sexer. После открытия вложенного файла на экране появлялась агитационная листовка за вышеназванного кандидата. Тогда Стерлигов заявил «Компьюленте», что он не имеет к авторам вируса и к самой идее подобного способа агитации никакого отношения. «Видимо, это излишне ревностные сторонники», – пошутил он. Однако после этого листовки такого же содержания и вида были встречены в московском метро. На выборах 7 декабря Герман Стерлигов получил поддержку 3,65% москвичей (третье место) [8]. Такое моментальное распространение новой предвыборной технологии, в частности партийного спама, грозит нам массово насаждаемыми рассылками уже в ближайшие годы, особенно в период проведения избирательных компаний.
Страны, где развитие спама уже сегодня приняло поистине угрожающий характер, пытаются на законодательном уровне ограничить непрошеную рассылку электронных писем. Так, в конце октября 2003 года Палата представителей Конгресса США абсолютным большинством голосов одобрила, а 8 декабря того же года Конгресс США проголосовал за федеральный законопроект, определяющий на государственном уровне правила рассылки по электронной почте спама. И уже к середине декабря Президент США Джордж Буш подписал закон, предусматривающий штрафы и тюремное заключение за несанкционированное распространение через Интернет рекламных электронных писем (спама).
Такое оперативное рассмотрение и принятие данного закона стало возможно благодаря тому, что непримиримые конкуренты – Интернет-гиганты AOL и Microsoft – объединились для лоббирования принятия закона против рассылки «спама».
Как заявили прессе представители компаний AOL и Microsoft, бороться со спамом при помощи блокировки сообщений и антиспамового программного обеспечения уже бесполезно. «Проблема стала настолько критической, что вмешательство государства было просто необходимо».
Однако, несмотря на все опасности и проблемы, закон, принятый в США, не предусматривает полного запрета на спам, но, тем не менее, вводит жесткие ограничения на методы его рассылки и разновидности рекламируемых товаров и услуг. Так, напрямую запрещается рассылать письма, вводящие получателей в заблуждение, рекламирующие противозаконные услуги и запрещенные медицинские препараты. По оценкам экспертов подобные письма составляют до двух третей всего спама.
Объемы спама, по экспертным подсчетам, составляют в США более половины всего почтового трафика, что серьезно затрудняет как работу Интернет-провайдеров, так и простых пользователей электронной почты. Известно, например, что крупнейшему американскому Интернет-провайдеру AOL приходится ежедневно бороться с более чем 780 миллионами рекламных сообщений.
Закон «CAN-SPAM Act of 2003» (Controlling the Assault of Non-Solicited Pornography and Marketing Act of 2003) запрещает применение многих стандартных спамерских технологий: фальсификации обратного адреса, маскировки поля «Тема», автоматического перебора комбинаций букв с целью выявления действующих адресов, различных способов обхода антиспамерских фильтров.
Предусматривается, что нарушители закона будут караться тюремным заключением на срок до одного года и штрафами на сумму до миллиона долларов. Злостные спамеры будут сажаться в тюрьму на срок до пяти лет.
Вместе с тем, напрямую не запрещаются коммерческие предложения, не нарушающие оговоренные запреты. В том числе разрешаются коммерческие предложения, содержащие информацию сексуального характера, однако такие сообщения должны быть особо отмечены, чтобы пользователи могли отфильтровать их.
Закон предусматривает создание в США так называемого «do-not-spam»-списка – федерального списка электронных адресов, владельцы которых вообще не хотели бы получать спам. Недавно в США был организован сбор желающих не получать коммерческие предложения по телефону – номера этих абонентов были включены в так называемый «do-not-call»-список.
Согласно закону «CAN-SPAM Act of 2003», владельцам адресов, которые будут включены в «do-not-spam»-список, запрещается слать спам в любом случае, на другие адреса можно присылать коммерческие предложения, пока пользователь сам не заявит отправителю спама о нежелании больше получать от него корреспонденцию.
Многие штаты США уже ввели свои законы против спама. Новый федеральный закон имеет приоритетное действие над местными законами, однако власти штатов вправе устанавливать более жесткие наказания за оговоренные в нем правонарушения [9].
Несмотря на ряд положительных откликов на появление данного закона, есть и скептически настроенные пользователи, которые считают, что новый закон не только не улучшит, но даже ухудшит ситуацию, поскольку фактически узаконит тот спам, который будет соответствовать ключевым критериям. К примеру, утверждают они, пользователь вряд ли станет теперь получать меньше порнографических сообщений, хотя закон и оговаривает, что порнография в Интернете должна ясно и четко маркироваться.
Как сообщает корреспондент Би-Би-Си Дэвид Бамфорд, недовольными остались даже те активисты антиспамового движения, которые сами добивались принятия строгих мер в этой области. Они хотели, чтобы спам был полностью объявлен вне закона, а получили, по их словам, закон, который сообщает 23 миллионам американских компаний: вы имеете право заниматься массовой рассылкой электронного мусора, если, конечно, он отвечает определенным критериям.
Однако нью-йоркский сенатор Чарльз Шумер, один из инициаторов закона «CAN-SPAM Act of 2003», с критикой не согласен. «Не существует простого решения, позволяющего раз и навсегда избавиться от спама, а этот закон предусматривает ряд необходимых шагов, направленных на то, чтобы помочь людям лучше контролировать свои почтовые ящики, – говорит он. – Этим законом конгресс говорит: если ты спамер, то можешь оказаться за решеткой» [10].
Закон «Controlling the Assault of Non-Solicited Pornography and Marketing» («Контроль над атаками нежелательной порнографии и маркетинга») попал под огонь резкой критики сразу же после своего появления на свет; не только из-за того, что он запрещает не весь спам, но и из-за того, что закон приравнивает к уголовному преступлению стандартные спамерские приемы, самый распространенный из которых – указание неверного или несуществующего обратного адреса.
Принимая данный закон, американские сенаторы явно столкнулись с проблемой. С одной стороны, нельзя запрещать людям свободно передавать и распространять информацию, с другой стороны, спам доставляет немало проблем пользователям электронной почты. А ведь электронная почта – самая распространенная и самая востребованная услуга сети «Интернет». Доставка небольшого письма на другой континент посредством электронной почты занимает несколько секунд (в редких случаях минут) и стоит ничтожно мало. Едва ли какое-то еще средство связи сможет сравниться с электронной почтой по соотношению цены, скорости доставки, распространенности и простоты использования. Однако спамерские рассылки уже сегодня представляют собой серьезную угрозу электронной почте, поэтому меры, предпринятые в США, вполне обоснованы. Так как они были вызваны лавинообразными потоками электронных посланий, которые, как снежный ком, заполняют почтовые ящики как частных лиц, так и крупных корпораций. Из-за огромного количества ненужных писем пользователи порой не имеют возможности получить или просмотреть необходимые послания, которые из-за спама либо не попадают в переполненные почтовые ящики, либо не открываются пользователем, который принимает их за спам. Ибо просмотреть все послания, количество которых может составлять несколько сот писем в день, крайне сложно, зачастую владельцы e-mail-адресов вынуждены заводить новые почтовые ящики, адреса которых еще не известны спамерам. Сегодня некоторым начинающим пользователям данная проблема может показаться надуманной, ну подумаешь, удалил пару десятков ненужных писем, и нет проблемы; но нужно учесть, что количество непрошеных рассылок увеличивается необычайно быстрыми темпами и в ближайшем будущем может принять просто катастрофический характер. Спам способен просто парализовать работу электронной почты, особенно если он будет сочетаться с так называемым вирусом «червь», который, попадая в компьютер пользователя, первым делом шлет «зараженные» письма всем адресатам, занесенным в память компьютера, благодаря адресной книге.
Спам порой попросту нарушает психологическое равновесие пользователей электронной почты. Нетрудно себе представить реакцию пусть даже самого сдержанного человека, которому регулярно, изо дня в день, приходят десятки, а то и сотни непрошеных электронных посланий. В ноябре 2003 года американская полиция арестовала программиста из Калифорнии Чарльза Бухера (Charles Booher) за угрозы физической расправы над сотрудниками компании, которую он обвиняет в массовой рассылке спама. В своих письмах Бухер обещал прислать в офис компании пакет с сибирской язвой, искалечить ее сотрудников с помощью электродрели и ножа для колки льда, после чего кастрировать их, передает агентство Reuters.
Как рассказал Бухер, он регулярно получал спам от фирмы DM Contact Management, которая работает на компанию Albion Medical, выпускающую таблетки под рекламным лозунгом «Единственное надежное и одобренное врачами средство для увеличения пениса». По словам Бухера, он пытался жаловаться в компанию и неоднократно просил удалить его электронный адрес из рассылки, но поток спама только увеличивался [11]. Позволим себе заметить, что поток спама увеличивался вполне запланировано; спамеры уже давно осознали, что большинство получателей писем попросту удаляют послания, не раскрывая их, однако некоторые граждане все-таки перечитывают содержание письма. Поняв, что письмо отправлено не от делового партнера или друга по переписке, а от случайного спамера, возмущенные граждане отправляют в ответ гневные письма. Логика спамеров проста: раз человек отвечает на спам, значит, он его читает, и его почтовый ящик функционирует (порой пользователи заводят новые почтовые адреса, т.к. пользоваться старыми становится невозможно в связи с их перегрузкой рекламными сообщениями), а следовательно, можно направлять ему еще больше писем. Несмотря на то, что метод, скажем, прямо совсем не этичный, он очень действенный. Хотя, как мы видим, порой доводит получателей спама до истерик.
Большинство развитых стран вынуждено запрещать спам на законодательном уровне, т.к. иные методы борьбы оказываются малоэффективными. Так помимо США, принявших закон «CAN-SPAM» в 2003 году, в Евросоюзе действует запрет на рассылку электронных писем без спроса. А в Великобритании с декабря 2003 года спамерам присваивается статус киберпреступников. В декабре 2003 года австралийское правительство приняло закон, согласно которому фирмы, занимающиеся рассылкой спама, могут подвергнуться штрафам до 1,1 миллиона австралийских долларов (около 800000 американских) за каждое отправленное по множеству адресов послание.
Совет потребителей Израиля в ноябре 2003 года представил Комиссии Кнессета по науке и технике новый законопроект об административном преследовании рассылки в печатной или электронной форме рекламных сообщений без предварительного запроса получателя о согласии.
Ввиду отсутствия в Российской Федерации законов, регулирующих электронные рассылки, пользователи электронной почты вынуждены бороться со спамом своими силами. Вследствие чего в российском Интернете появились такие проекты, как: «Национальная коалиция против спама» (http://www.spamtest.ru/coalition.html); Антиспам.ру (http://www.antispam.ru/); ANTI-SPAM (http://antispam.home.nov.ru/); Антиспам (http://antispam.rin.ru/). Первый отечественный проект против спама был открыт еще 12 ноября 1998 года Н. Родионовым по адресу: http://www.nospam.spb.ru/.
Самым значимым из перечисленных выше проектов, безусловно, является «Национальная коалиция против спама» (http://www.spamtest.ru/coalition.html). В нее вошли Microsoft, Rambler, Mail.ru, Golden Telecom, sub>scrube.ru, Лаборатория Касперского, «Ашманов и партнеры». Такое сообщество гигантов Интернет-индустрии внушает оптимизм, однако, как заметила Татьяна Желонкина (Mail.ru), «это надолго». Имея в виду не только лоббирование антиспаммерских законов, но и всю деятельность по противодействию этому злу.
Создатели проекта «Антиспам.ру» – компания «Зенон Н.С.П.» – считают, что наказать спамеров по закону все-таки возможно. По их мнению, спам является одной из форм рекламы, причем рекламы, распространяемой с нарушением действующего законодательства, в первую очередь, Федерального закона «О рекламе», согласно которому государственный контроль в области рекламы возложен на Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Именно туда и было направлено заявление рабочей группы проекта «АнтиСпам» о нарушении ФЗ «О рекламе» со стороны одного из самых одиозных спамеров Рунета – так называемой «Российской информационной сети» (www.rin.ru).
В заявлении был указан ряд признаков, по которым произошло нарушение закона, а именно: «скрытая реклама», «недостоверная реклама», «заведомо ложная реклама», «неэтичная реклама» и др. Кроме того, внимание МАП было обращено на факт нарушения в рекламных рассылках РИС ряда других законодательных актов и этических норм. Комментируя обращение в МАП, координатор рабочей группы проекта «АнтиСпам» Евгений Альтовский обратил внимание на тот факт, что спам обычно является частью целого комплекса правонарушений: «Как и в данном случае, спамеры часто нарушают Конституцию, законодательство, регулирующее рекламную деятельность, предоставление услуг связи, авторское право, распространение продукции эротического содержания; игнорируют моральные и этические нормы, не говоря уже о распространении вирусов и других вредоносных программ» [12].
Многие крупные российские Интернет-порталы от безысходности вынуждены принимать самостоятельные меры по борьбе со спамом. Так, почтовая служба портала KM.RU сообщила о внедрении новой функции защиты от спама – сервиса «Карантин». Этот метод защиты основан на глобальной аутентификации пользователей. Подобный метод применяется в ряде коммерческих приложений, а также в некоторых платных почтовых сервисах. Эффективность метода исключительно высока, как сообщает пресс-служба компании, он позволяет отсеять 99% нежелательных писем.
Схема работы сервиса такова: при получении письма от неизвестного адресата оно отправляется в специальную папку «Карантин», отправитель помещается в карантинный список. При этом ему посылается запрос, ответив на который, отправитель будет идентифицирован и добавлен в белый список. Сообщение будет доставлено в папку «Входящие» только в том случае, если отправитель подтвердит его отправку. Отправителю достаточно сделать лишь одно подтверждение, после чего он автоматически заносится в белый список, и в следующий раз ему больше не придется этого делать, чтобы отправить вам письмо.
Новая защита от спама рассчитана для домашнего и корпоративного использования. Метод работает как через веб-интерфейс, так и через почтовый клиент-протокол (POP3-протокол). «Карантин» поддерживает русский и английский языки.
Технологические аспекты тоже требуют пристального внимания. Показателен опыт установки фильтров «Kaspersky Anti-Spam» на серверах почтовой службы Mail.ru. В первую неделю после их запуска поток спама на серверах Mail.ru упал почти до нуля. Затем начался постепенный его рост, и через три месяца число прошедших к пользователям ненужных сообщений снова оказалось на прежнем уровне.
На каждый замок спамеры довольно быстро находят ключ. Борьба не утихает ни на минуту. Разработчики непрерывно совершенствуют продукт, спамеры так же неустанно ищут в нем «дыры».
К процессу борьбы со спамом в конце 2003 года присоединился и один из крупнейших Интернет-порталов Рунета – «Яндекс». Интернет-компания «Яндекс» анонсировала открытие службы антиспамовой фильтрации «Спамооборона» – экспериментальный сервис Яндекса, позволяющий пользователю фильтровать незапрошенную электронную почту. «Спамооборона» не удаляет «мусорные» письма, а помечает их в заголовках, кроме того, письма проверяются на наличие вирусов. Сегодня «Яндекс», ежедневно отсеивает около 50% писем [13], являющихся спамом, но, несмотря на это, пользователи не перестают получать незапрашиваемые электронные послания, и еще около 70% писем оказываются удаленными пользователями с пометкой «спам» [14].
Возможность бороться со спамом предложила пользователям и другая крупная Интернет-компания «Рамблер». Почтовая служба «Рамблер» также создала возможность помечать ненужный спам; однако на почте «Рамблера» это возможно сделать лишь открыв письмо, что создает ряд неудобств.
Обещает решить проблему спама в Интернете и глава Microsoft Билл Гейтс. Об этом он сам заявил в январе 2004 года в Каире: «Мы предложили несколько решений, которые приведут к тому, что пользователи больше не будут получать не запрашиваемых ими электронных рекламных сообщений. Проблема будет снята в течение ближайших 18 месяцев», – сказал Гейтс.
Как мы видим, борьба со спамом ведется многими Интернет-компаниями, тем не менее, победить это явление полностью пока еще никому не удалось. Единственными мерами борьбы с массовыми рассылками со стороны государств остается правовое воздействие на злостных хакеров. И подобные меры не заставили себя долго ждать.
К семи годам тюремного заключения приговорен американец, признанный виновным в распространении спама. Иск против Говарда Кармака был возбужден Интернет-порталом «Ерслинк». Его адвокаты заявили, что Кармак разослал 850 млн нежелательных электронных посланий, воспользовавшись украденными через Интернет данными и адресами клиентов. Согласно судебным документам, Кармак нанес ущерб клиентам портала на сумму 16,4 млн долларов. Об этом сообщил 29 мая 2004 года Интернет-портал «Страна.ру».
Несмотря на тот факт, что законодательство, регламентирующее деятельность спамеров в России, еще не принято, первый спамер уже осужден. 20 июня 2004 года вступил в законную силу первый в истории России приговор лицу, рассылавшему спам. Как сообщала пресс-служба проекта «АнтиСпам», летом 2003 года в правоохранительные органы Челябинска обратились представители челябинского сегмента сети «Мегафон» – ЗАО «Уральский GSM». Согласно их заявлению, 23 и 24 мая 2003 года неизвестный в виде SMS-сообщений произвел рассылку текста нецензурного содержания по адресам более чем 15 тысяч абонентов компании.
В ходе оперативно-розыскных мероприятий, проведенных сотрудниками отдела «К» ГУВД Челябинской области, было установлено, что рассылка произведена жителем Челябинска, гражданином Андросовым. В феврале 2003 года Андросов создал программу, предназначенную для рассылки SMS-сообщений абонентам. В конце мая 2003 года Андросов с целью сокрытия следов своих действий, используя чужие данные для подключения к сети Интернет, загрузил свою программу на сервер, расположенный в Петербурге, после чего привел ее в действие, результатом чего стала рассылка абонентам ЗАО «Уральский GSM» нецензурных SMS. Спамер был признан виновным и приговорен к одному году лишения свободы условно и уплате штрафа в размере трех тысяч рублей. Это дело стало прецедентным и поможет российским правоохранительным органам и судебной системе защитить общество от негативного воздействия спама [15].
Исходя из вышеизложенного мы можем с уверенностью утверждать, что «спам» является большой проблемой не только для российских пользователей «всемирной паутины», но и для всего мирового сообщества в целом, которое уже активно борется с незапрашиваемыми электронными сообщениями. Вследствие чего российским властям следует, обобщив мировой опыт борьбы с данной проблемой, создать эффективный барьер на пути спама в РФ, используя при этом как технические, так и законотворческие возможности. За ситуацией постоянно следит информационно-аналитический портал сетевой политики – www.politnet.ru.
Список литературы
1. Спамеры в октябре лишили компьютерный мир $10,4 млрд. – Известия науки. – 11 ноября 2003.
2. См.: «Спам: итоги 2003 года». – Аналитический отчет. – 12 января 2004. http://www.spamtest.ru/analytics/resume2003/index.ht...
3. Подр. см.: А. Ализар. 2004: последний год спама. – 16 января 2004. http://www.webplanet.ru
4. См. подр.: Никита Шерман. Думская кампания началась в Сети спамом от псевдо-единороссов. Рунет.ру. 27.03.2003
5. Там же.
6. Там же.
7. Политический спам: теперь от коммунистов. Ежедневное интернет-издание «Вебпланета». – 17 апреля 2003.
8. Подр. см.: Кандидат в президенты РФ агитирует с помощью спама. – 26 декабря 2003. http://www.compulenta.ru/
9. По материалам: Сенат США одобрил антиспамерский закон: за спам будут сажать и штрафовать на миллион. 23.10.2003 12:11 /lenta.ru
10. BBCRussian.com. 26 ноября 2003.
11. Подр. см.: Lenta.ru 25.11.2003 URL: http://lenta.ru/internet/2003/11/25/spam/
12. См. подр.: Российских спамеров начали преследовать по закону. – Известия науки. – 12 января 2004.
13. См. подр.: http://mail.yandex.ru/monitoring.
14. См. подр.: Там же.
15. РИА Ореанда www.oreanda.ru 21 июня 2004