Информатика (работа 3)

 Ш 1.5

Информатика - наука о законах, методах измерения, хранения, переработ-

ки и передачи информации с использованием ЭВМ...

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ.

Древнее время (греция) - аббак - счетная доска.

1642 (Паскаль Блез) - десятичное счетное колесо.

1874 (Вильгорд Однер) - "Феликс"

1820 - 1856 (Чарльз Бебидж) - "Аналитическая машина"(Хотел сделать

машину, которая производит серию операций в определенной последова-

тельности)

1941 (Цуз, Германия) - первая релейная машина.(600 электронно-маг-

нитных реле)

1946 (Джон Мочли и Эккерт) - первая электронная машина "Эниак" -

интергратор и вычислитель.

1951 (Лебедев) - "МЭСМ" Малая электронно-счетная машина.

1952 (Лебедев) - "БЕСМ" Большая электронно-счетная машина.

 i 1

┌─────────────┐

│ПОКОЛЕНИЯ ЭВМ│

└─────────────┘

 i 0

I 1955 - 1960 - на электронных лампах.

II 1960 - 1965 - полупроводниковые транзисторы

III 1965 - Интегральные Схемы. Компоненты:

диоды, транзисторы, резисторы, проводники

Степень интеграции - количество электронных компонентов на площади

1 мм 52

1 степень - 10 компонентов - СИС

2 степень - 100 компонентов - БИС

3 степень - 1000 компонентов - СБИС

IV 1975 - 1985 - на БИС и СБИС

V 1985 - 1995 - оптико-электронная схема на лазерах

VI с 1995 - схемы не органических молекулах (ГЕНОИНЖЕНЕРИЯ)

 i 1

┌────────────────────────────┐

│ЕДЕНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ│

└────────────────────────────┘

 i 0

1 бит - двойной разряд машинного слова

1 байт = 8 бит = 1 символ

1 Кб = 1024 б

1 Мб = 1048580 байт

1 Гб = 10737740000 б

Жесткий магнитный диск (ВИНЧЕСТЕР в простанародье)

.

 i 1

┌─────────────────────┐

│СТРУКТУРНАЯ СХЕМА ЭВМ│

└─────────────────────┘

┌──────────┐ ┌──────────┐ ┌───────────────────────────┐

│клавиатура├────────>┤ │ │Оперативное запоминающее │

└──────────┘ │устройство│ │устройство. │

┌──────┐ │ввода и вы│ │ ├<───┐

│сканер├────────────>┤вода │ │ О З У │ │

└──────┘ │ │ └───────────────────────────┘ │

┌─────┐ │ │ │

│мышка├─────────────>┤ │ │

└─────┘ │ │ ┌───────────────────────────┬────┘

┌───────┐ │ │ │ │

│монитор├<───────────┤ │ │ ПРОЦЕССОР ├>─────┐

└───────┘ │ │ │ │ │

┌───────┐ │ │ └───────────────────────────┴───┐ │

│принтер├<───────────┤ │ │ │

└───────┘ │ │ ┌───────────────────────────┐ │ │

┌────────────────┐ │ │ │Постоянно-запоминающее ус- │ │ │

│графопостроитель├<──┤ │ │тройство. ├───┘ │

└────────────────┘ └──────────┘ └───────────────────────────┘ │

┌────────────────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌─────────────────────────────────────────────┐

└──>│ Внешнее запоминающее устройство. │

└─────────────────────────────────────────────┘

 i 0

ПРОЦЕССОР - основное устройство компьютера, осуществляющее обра-

ботку информации по программе и управляющее другими устройствами...

СКАНЕР - устройство оптического считывания информации.

ОПЕРАЦИОННАЯ СИСТЕМА - совокупность программ, управляющая отдель-

ными устройствами компьютера при выполнении программ и обработке дан-

ных.

ФАЙЛ - любая проименованная запись на диске.

РЕДАКТОРЫ ТЕКСТОВ

Например: World Perfeckt; Microsoft World; WorldStar; Xiwrite

LEXICON:

Назначение

- просмотр и перенос текста

- автоматическое форматирование абзацев

- перенос фрагментов

- печать различными шрифтами

- одновременное редактирование нескольких документов

- проверка правильности написания

 ш 1

┌──────┬───────┬───────┬───────┬───────┬───────┬───────┬───────┬───────┬───────┐

│ F1 │ F2 │ F3 │ F4 │ F5 │ F6 │ F7 │ F8 │ F9 │ F10 │

│ ?_ │вставка│выдел. │отмена │ сдвиг │ сдвиг │ левая │ цент- │РУС/ЛАТ│ вход │

│помощь│имени │строчн.│выделе-│ окна │ окна │граница│ ровка │алфавит│в меню │

│ │клавиши│фрагм. │ния │ влево │вправо │абзаца │ строк │ │ │

├──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│CTR-F1│CTRL-F2│CTRL-F3│CTRL-F4│CTRL-F5│CTRL-F6│CTRL-F7│CTRL-F8│CTRL-F9│CTR-F10│

│поиск │замена │забрать│вставка│сдвиг │сдвиг │задать │формати│РУС/НАЦ│ форма,│

│вниз │ │фрагм.в│строчн.│фрагм. │фрагм. │отступ │ровать │алфавит│ цвет │

│ │ │карман │фрагм. │влево │вправо │абзаца │абзац │ │ окна │

├──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│SFT-F1│SHFT-F2│SHFT-F3│SHFT-F4│SHFT-F5│SHFT-F6│SHFT-F7│SHFT-F8│SHFT-F9│SFT-F10│

│поиск │глобал.│выдел. │вставка│смена │смена │границы│жесткий│ режим │режим │

│вверх │замена │прямоуг│прямоуг│направ.│направ.│абз. по│раздел.│дисплея│ТЕКСТ/ │

│ │ │фрагм. │фрагм. │показа │ввода │образцу│страниц│ │ ДОК │

├──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│ALT-F1│ALT-F2 │ALT-F3 │ALT-F4 │ALT-F5 │ALT-F6 │ALT-F7 │ALT-F8 │ALT-F9 │ALT-F10│

│выбор │подчер-│курсив │жирный │прижать│прижать│правая │ │распах-│ │

│шрифта│кивание│ │ │строку │строку │граница│ *** │нуть │ *** │

│ │ │ │ │влево │вправо │абзаца │ │окно │ │

├──────┴───────┴──────┬┴───────┴───────┴───────┴────┬──┴───────┴──────┬┴───────┤

│ALT-цифра другое окно│ удалить │ откат │ ESC - │

│ALT = калькулятор │SHIFT-DEL до конца строки │CTRL-MINUS назад │выход │

│ALT - рисовать рамки │SHIFT-BACKSP до начала строки│CTRL-PLUS вперед│из меню │

└─────────────────────┴─────────────  1следующая страница подсказки - F1 0─────────┘

┌────────────────────────────┬─────────────────────────────────────────────────┐

│ ДВИЖЕНИЕ ПО ТЕКСТУ: │ ОПЕРАЦИИ С ФРАГМЕНТАМИ (БЛОКАМИ): │

│ слово влево CTRL-LEFT │ изменение размеров блока - как движение курсора │

│ слово вправо CTRL-RIGHT │ отменить выделение {F4} │

│ конец слова CTRL-EMPTY(5)│ забрать блок в карман {CTRL-F3} │

│ нач./конец строки HOME, END│ копировать блок в карман {CTRL-INS} │

│ лев.край окна SHIFT-LEFT │ копировать блок из кармана {SHIFT-INS} │

│ пр.край окна SHIFT-RIGHT │ вставить, раздвинув строки вниз {CTRL-F4} │

│ в окне _ _ CTRL-HOME,END│ вставить как прямоугольник {SHIFT-F4} │

│ на окно _ _ PGUP, PGDN │ сдвинуть блок влево/вправо {CTRL-F5/F6} │

│ след.страница CTRL-PGDN │ прижать строки влево/вправо {ALT-F5/F6} │

│ пред.страница CTRL-PGUP │ сформатировать в единый абзац {CTRL-F8} │

│ след. раздел SHIFT-PGDN │ изменить шрифты - соответствующими командами │

│ пред. раздел SHIFT-PGUP │ Если в тексте выделен строчный фрагмент, │

│ начало текста SHIFT-UP │ операции Печать, Формат, ЗаменитьГлобально, │

│ конец текста SHIFT-DOWN │ Лексика Проверить действуют только на него. │

├────────────────────────────┴─────────────────────────────────────────────────┤

│ Информация в статус-строке: │

│ _ДОК РАВ ПЕР ЗАМ ШР#█ PATH\FILENAME (## ##,## ШР#) █ РУС █ Дата Время  .│

│ │ │ │ │ └ N текущего шрифта │ ├──┘ └ Шрифт символа в поз.курсора │

│ │ │ │ └ Режим замены {INS} │ └ Текущие строка и позиция курсора │

│ │ │ └ Перенос разрешен {F10}Абзац └ Всего строк в тексте │

│ │ └ Выравнивание правого края включено {F10} Абзац │

│ └ Форматирование вводимого текста: вкл.ДОК, выкл.ТЕКСТ {SHIFT-F10} │

└──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ НОМЕРА ШРИФТОВ: 0-нормальный,1-курсив,2-жирный,3-жирный курсив,4-подстрочный,│

│ 5-надстрочный, 7-математический, 8-B европейские буквы, начертания как у 0-3.│

├──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤

│ УПРАВЛЯЮЩИЕ СТРОКИ в тексте должны начинаться символом   (код 255). │

│ Чтобы ввести его, нажмите ALT и наберите 255 на правой цифровой клавиатуре. │

│ │

│ В(Н)# Высота страниц в интервалах # ( _60 .) ─┐Эти команды │

│ Н(F)# Номер первой страницы # ( _1 .) │можно задать │

│ Т(Т)строка колонТитул │только перед │

│ Б(W)# Без номеров печатать # страниц с начала ( _1 .) │текстом │

│ П(E)# Пустых строк между номером страницы и текстом #( _1 .)│документа. │

│ Ш(I)# Шаг межстрочный основной # ( _1.5 .) ─┘ │

│ ш(i)# Шаг межстрочный временный #;  ш0 - возврат к основному шагу │

│ К(C)строка Комментарий (на печать строка не выводится) │

│ Ф(F)[+/-] Форматировать нижележащий текст при глобальном формат. ( _да ./нет) │

│ Л(L)[+/-] Линии вертикальной разграфки печатать без разрывов (да/ _нет .) │

│ Д(D)fn Н К Р Драйвер принтера: fn-имя файла драйвера, Н-Набор, К-Качество │

│ Р-режим печати рисунков (Н,К,Р-порядковые номера, *-текущая установка)│

│ Р(J)[+/-] Равнять правые края неосновных абзацев (да/ _нет .) │

│ р(j)[+/-] Равнять правые края колонок (да/ _нет .) │

│ М(M)строка Маркеры табуляции колонок _ (ввод маркера: CTRL-] или <ALT-29>) │

│ Г(G,г,g)И fn[параметры] вставить Графическое изображение; И-идентификатор, │

│ fn-имя файла. Подробнее о рисунках см. ниже. │

└──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

┌─────ВСТАВКА В ТЕКСТ ИЗОБРАЖЕНИЙ ИЗ ФАЙЛОВ В ФОРМАТЕ PCX B/W (ЧЕРНО-БЕЛЫХ)────┐

│ │

│  _Управляющая строка .: <ALT-255>Г(G) И fn [Ш(ОЛ,ОП)+CГ, В(ОВ,ОН)+CВ #] │

│ И - символ-идентификатор рисунка; в месте появления этого символа в тексте │

│ будет печататься верхний левый угол рисунка (учитывается шрифт символа); │

│ fn - имя PCX-файла; Ш - ширина рисунка; В - высота рисунка; │

│ ОЛ - поле, отрезаемое слева; ОП - поле, отрезаемое справа; │

│ ОВ - поле, отрезаемое сверху; ОН - поле, отрезаемое снизу; │

│ СГ - сдвиг по горизонтали ("+" - вправо, "-" - влево); │

│ СВ - сдвиг по вертикали вниз (допустим только "+"); │

│ # - выбор мягкого режима уменьшающего масштабирования. │

│ │

│  _Разрешенные знаки размерности для размеров, отрезаемых полей и сдвигов .: │

│ РАЗМЕРНОСТЬ миллиметры пикселы дюймы проценты │

│ ЗНАК нет ^ " % │

│  _Если заданы в процентах .: │

│ ширина, высота - высчитывается процентная доля от числа пикселов в файле; │

│ отрезаемые поля - процентная доля от рисунка после масштабирования; │

│ сдвиг - процентная доля от масштабированного, но еще не обрезанного рисунка. │

│ │

│  _Управляющая строка .: <ALT-255>г(g) И fn [Ш(ОП,ОЛ)+CГ, В(ОВ,ОН)+CВ #] │

│ При задании параметров в процентах рисунок из файла пересчитывается так, │

│ чтобы на любом принтере и при любом режиме печати размеры рисунка были │

│ такими же, как на лазерном принтере с разрешением 300*300 пикселов/дюйм. │

└───────────────────────────────────  1следующая страница подсказки - F1 0─────────┘

┌─────────────────────────── ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЫШИ ───────────────────────────────┐

│  _В РАБОЧИХ ОКНАХ . Левая кнопка: │

│* Нажать и отпустить - перемещение курсора в позицию указателя мыши. │

│* Удерживая, сдвинуть вправо/влево - начало выделения прямоуг. фрагмента, │

│ вверх/вниз - начало выделения строчного фрагмента; │

│ выделение заканчивается в момент отпускания кнопки. │

│* Щелкнуть 2 раза при нажатой клавише CTRL │

│ - внутри выделенного фрагмента - копирование фрагмента в карман; │

│ - не внутри выделенного фрагмента - вставка фрагмента из кармана. │

│ Правая кнопка: │

│* Ввод символа, на котором стоит указатель мыши (из любого окна). │

│* Отмена выделения фрагмента. │

│  _НА РАМКЕ ОКНА .: углы рамки - изменение размеров окна, │

│ рамка, кроме лифтов - положение окна, лифты - движение по тексту. │

│  _В ПЕРВОЙ СТРОКЕ ЭКРАНА .: ? - подсказка, _ - смена режима дисплея, │

│ двойной щелчок на * - сохранение текста, "-"-откат назад, "+"-откат вперед, │

│ 1...0 - переход в окно по номеру, стрелки - прокрутка текста, │

│ двойной щелчок на стрелках __ - в начало/конец текста, _ - распахнуть окно. │

│  _В МЕНЮ .: левая кнопка - выбор пункта, правая кнопка - отказ │

│ (при запросе вариантов указывать на подчеркнутые слова). │

│  _В СТРОКЕ ДИАЛОГА .: все как в окнах; левая кнопка на верхней строке = ENTER. │

│  _В СТАТУС-СТРОКЕ .: ДОК,РАВ,ПЕР,ВСТ - смена соответствующего режима, │

│ ШР# - выбор шрифта по номеру, РУС/ЛАТ - смена алфавита. │

│  _В ФАЙЛЕРЕ .: двойной щелчок - загрузка файла, переход в каталог, на диск. │

└──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ УПРАВЛЯЮЩИЕ КЛЮЧИ В КОМАНДНОЙ СТРОКЕ ПРИ ЗАПУСКЕ: >LEXICON [ключи] [файлы] │

│ │

│-Wn [файлы] Загружать перечисленные файлы в окна начиная с n-го │

│-S[файл] Файл конфигурации ( _SETUP.LEX .); -S не использовать SETUP.LEX │

│-P[файл] Файл драйвера принтера ( _PRINTER.LEX .); -P не загружать драйвер │

│-K[файл] Файл драйвера клавиатуры; -K использовать встроенный драйвер │

│-K- Отключить встроенный драйвер клавиатуры РУС/ЛАТ (F9) │

│-I[файл] Файл интерфейса (в LEXICON.EXE встроен русскоязычный интерфейс) │

│-M[файл] Файл макрокоманд ( _KEYMACRO.LEX .); -M не загружать макрокоманды │

│-AM/C/H/E/V Работать в режиме видеоадаптера MDA/CGA/Hercules/EGA/VGA │

│-Un Загружать все доступные экранные шрифты с номерами с 0 по 'n' │

│-Fn Не загружать экранный шрифт 'n' │

│-Fn[файл] Загрузить экранный шрифт 'n' из заданного файла │

│-Fn+ Загрузить экранный шрифт 'n' из стандартного файла │

│-V[-/+/файл] Запретить/разрешить проверку лексики/загрузить рабочий словарь │

│-G[-/+] Запретить/разрешить графический режим экрана │

│-Y Разрешение смены направлений ввода и показа текста │

│-X Не работать с 'мышью' │

│-R/-L Русский/латинский режим клавиатуры │

│-D Не использовать виртуальную память │

│-O[буквы имен дисков] Считать заданные логические диски "сменными" ( _AB .) │

│-T[каталоги] Использовать заданные каталоги для временных файлов ( _C:\ .) │

│-N[-/+/n] Запретить/разрешить откат/отвести память по 'n' кб на окно ( _20 .) │

└──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 ш 0

╔═════════════════════╗

║ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ║

╚═════════════════════╝

АЛГОРИТМ - сформулированное на некотором языке правило, указываю-

щих на действие, последовательное выполнение которых приводит от ис-

ходных данных к искомому результату.

СВОЙСТВА АЛГОРИТМА

══════════════════

1.Дискретность - разбиение алгоритма на ряд отдельных законченных

действий - шагов

2.Точность - указание последовательности шагов.

3.Понятность - однозначное понимание и исполнение каждого шага ал-

горитма его исполнителем

4.Результативность - обязательное получение результата за конечное

число шагов

5.Массовость - применение алгоритма к решению целого класса одно-

типных задач

БАЗОВЫЕ СТРУКТУРЫ

─────────────────

1.Следование ┌────────┐ ┌────────┐

│действие├──>┤действие│

└────────┼───┴────┬───┘

2.Развилка да┌──>│действие├───┐

┌───────┤ └────────┘ │

────>│условие│ ├─────>

└───────┤ ┌────────┐ │

нет└──>│действие├───┘

└────────┘

3.Повторение

а)Цикл "ДО" ┌────────────────────────┐нет

│ ┌────────┐ ┌───┴───┐да

────┴───>│действие├─────>│условие├────────>

└────────┘ └───────┘

действие выполняется ДО истинности условия

б)Цикл "ПОКА" нет┌───────────>─────────────┐

┌───┴───┐да ┌────────┐ │

────────>┤условие├────>┤действие├──────┴────────>

└───────┘ └────────┘

действие выполняется ПОКА выполняется условие

┌─┐ ─┐

│B│eginer's │

│A│ll purpose │

│S│imbolic ├─ Язык програмирования Бейсик...

│I│nstrucktions │

│C│ode │

└─┘ ─┘