Развитие риторических традиций в России
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
ГОУ ВПО «ВолГУ»
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Волгоградский государственный университет»
Факультет Мировой экономики и финансов
Реферат по риторике на тему:
«Развитие риторических традиций в России»
Выполнила:
Студентка группы НОЗ 091
Григорян Жанета Левановна
Проверила:
Стародубцева Наталья Анатольевна
Волгоград, 2010
Введение
Риторика - это классическая наука и учебная дисциплина, предполагающая точное знание своей истории. Предмет риторики принципиально не изменился за две тысячи лет. Каждая эпоха требует своего риторического стиля, но, как это ни парадоксально, предмет риторики оставался фундаментально единым, как едины нравственно-культурные основы бытия.
Повышение речевой эрудиции один из основных путей формирования хорошего лектора. Им невозможно стать, не овладев основами риторики науки об убедительной и оптимальной речи. Всякая наука имеет свою историю, без знания которой бесполезно рассчитывать на успех, тем более в таком сложном деле как ораторское искусство.
До недавнего времени нам были более или менее известны труды античных риторов основоположников теории красноречия Аристотеля, Цицерона, Квинтилиана.
Русский речевой идеал связан с именами многих выдающихся деятелей государства и культуры, среди которых наибольшую роль сыграли М. В. Ломоносов, написавший свое «Руководство», А. В. Суворов со своей «Наукой побеждать», В. Г. Белинский, а также учебники риторики А. Ф. Мерзлякова и Н. Ф. Кошанского. Нет нужды продолжать этот список, но нельзя не вспомнить вклад в становление русской речи А. С. Пушкина, его предшественников и последователей.
Важность изучения риторики становиться в наши дни все более очевидной. Старинная наука возрождается, растет всеобщий интерес к ней, все хотят знать, как научиться ораторскому мастерству, умению говорить публично. По-другому, кажется сейчас, и быть не могло: все эпохи социальных обновлений всегда влекут за собой преобразования в теории риторики, поскольку новая общественно речевая практика требует обобщения, научных размышлений и ждет рекомендаций от ученых.
РАЗДЕЛ I. Риторика в древней Руси
Риторикою убо учу не злато люблю.
(Пчела, XIII в.)
1.Слова Риторика, Витийство и их синонимы в памятниках письменности XI-XVII вв.
Учебники риторики отсутствуют на Руси до XVII в., однако известность слов риторика, ветийство и многочисленного круга синонимов, обозначающих искусство речи (благоречие, добрословие, красноглаголание и т.д.), не вызывают сомнений.
Слово риторика до XVII вв. встречаются только в формах риторикия и реже ритория, восходящихся к греческому слову retorike; впервые отмечено в «Житии Феодора Студийского»XII в..В этом же «Житии…»встречается слово ритор (от греческого rhetor). Форма риторика как перевод латинского rhetorika впервые отмечено в «Риторике» 1620год и в таком виде утверждается в XVII веке.
Важно заметить что древние русичи в XII-XIVвв. предпочитали греко-латинскую корню словянские слова ветийство, веет и подобные, обозначавшие говорение, речь и бывшие также переводами греческх rhetorike и rhetor(ср. современные слова ответ, совет, привет, завет, навет, и др.). Только с XVII в.начинается преобладание латинского слова риторика над продолжавшим существовать словом витийство, которая пишется теперь преимущественно через букву «и» и осмысляется как (витье, плетение словес). Оба слова риторика и витийство соединяют в древнерусском языке два значения: искусство речи и мудрость; соответственно ритор и витийя - оратор, мудрец (впрочем, и сами наука или искусство называются в Древней Руси мудростями).
В Древнерусских текстах отмечено около 20 синонимов слово риторика:
благословие |
добрословие |
краснословие |
благоглаголанье |
доброглаголанье |
красноглаголанье |
благоречие |
доброречие |
красноречие |
благоязычие |
доброязычие |
сладкогласие |
хитрословие |
златословие |
искуснословие |
хитроречие |
златословие |
|
велеречие |
златоустие |
|
великогласие |
многовешание |
Для понимания искусства речи в Древней Руси важно преимущественное осмысление хорошей речи как благословие и доброречие, элемент красно - начинает активно использовать лишь в XVII в. и вызывает иногда двойственное отношение: слова красноглаголанье и краснословие и употребляется в положительном смысле. Слове же красноречие впервые отмечено у его хулителя- протопопа Аввакума.
2. Первая русская риторика(1620)
Первый Русский учебник по теории риторике был написан до марта1620года - этим временем дотируется единственный список с начальной редакцией текста. Он явился переводом латинской «Риторика» Филиппа Меланхтона в переработке Луки Лоссия. Русский переводчик не просто диктовал записывавшим вслед за ним писцам вой текст- к самым трудным и неудобопонятным статям оригинала он добавлял свои пояснения, причем эти пояснения стилистически сходны с текстом «Риторик» из «Сказания о седми свободных мудростех».
Предположительно «Сказание о седми свободных мудростех» было написано в первые десятилетия XVII в. Некоторые цитаты из главы «Мудрость третия. Риторика» появилась в тексте первой русской «Риторики» 1620 год, а сама эта глава из «Сказания» стала первым предисловием к тексту «Риторики».
«Сказание…» - образцовое учебное сочинение Древней Руси. Состав средневековых наук включал «семь свободных искусств, делящихся на тривиум гуманитарных дисциплин(грамматика, диалектика, риторика) иквадривиум технических дисциплин(арфиметика, мусика, геометрии, астрология).
Автор-переводчик первой русской «Риторики» пока не известен. Очевидно что учебник написан в великорусских землях-местами бытования рукописи были Москва, Соловецкий монастырь (шесть списков - и именно там, скорее всего, была сделана пространная редакция 1622год), Новгород, Ярославль, ряд севернорусских монастырей.
3. Николай Спафарий. Книга избранная вкратце о девяти муссах и о седми свободных художествах
Это произведение написано в 1672 г. переводчиком Посольского приказа Николаем Спафарием, молдаванином по происхождению, на материале «Сказания о седми свободных мудростех». Украшенное представление наук лишь в виде «мудрости», видимо, не удовлетворяло потребностей в разъяснении сущности каждой из них. Вот почему, сохранив текст каждой из семи «мудростей», Спафарий пишет предисловие, в котором кратко представлены девять «мусс», Аполлон и описаны семь свободных художеств (ars liberalis) Затем он пересказывает миф о происхождении муз от Зевса и Мнемозины, богини памяти, давая сведения о них из античных авторов. Следующее далее повествование о семи художествах полностью сохранило композицию в тексте «Сказания», но каждая глава предварена у Спафария определением науки, сведениями о ее происхождении, цели и причине, ради которых следует ей учится.
Риторика есть художество, яже учит слово украшати и увещевати. Риторика происходит от еро гречески, сиречь глаголью, или от рео гречески, сиречь теку. Конец риторики есть учити красно глаголати и увещевати куюжду вещь. Учится риторике – пяти ради вин:
Яко древнее художество есть и древнейший Горгиа мудрец о ней пишет.
Яко украшает слова и исполняет, яже учения достойна есть и труда.
Яко известная правила имать образом, начертанием, подобием и орудием.
Яко зело сладка, есть учением, образом и начертанием, яко цветом и бисером словеса украшает.
Яко риторика есть полезная во всем животе нашем, понеже словом, аще неискусно сочинение будет чрез риторику, туту слышащим сотворит.
РАЗДЕЛ II. Риторики Петровского времени
Велия ест сила царственная риторики и слава сея превыше небес по все земли величается.
(Козма Афоноиверский.
Риторика. 1710 г.)
Софроний Лихуд. О силе риторической
Братья Лихуды Иоанниский (1633-1717) и Софроний (1652-1730)– греки, монах, уроженцы острова Кефалони, получили образование в Венеции и Пдуанском университете. Прибыли в Россию в марте 1685 г. по рекомендации восточных патриархов. Здесь после успешного богословского диспута с Яном (Андреем) Белодобоцким приступили к преподаванию греческого языка в училище при Богоявленсом монастыре.
Лохудам принадлежит ряд богословско-полемических сочинений, с которыми они выступали в защиту православной веры: против «латинствующих ересий» - «Мечец духовный» (1690 г.), «Щит веры» и «Остен» (1690-е гг.); против старообрядцев – «Коллурий, или о страсти очеболения капитанского» (1700-е гг.). Лихуды вступали с торжественными орациями при дворе – из их слов сохранились, похвала царю Петру по случаю Азовской победы 1697г., в честь Полтавской победы 1709г., панегирики Петру I (между 1704 и 1711гг.) и др.
Жизнь Лихудов в России полна лишений и в тоже время наполнена напряженным ученым и учительским трудом. В1694 г. они были отстранены от преподавания и на службу в типографию. По доносу политического характера братья Лихуды были сосланы в 1704 – 1706 гг. в Ипатьевский Костромской монастырь, а с 1706 гг. благодаря ходатайству митрополита Иова переехали в Новгород. В Новгороде они вели религиозные диспуты со старообрядцем Семеном Денисовым, находившимся какое-то время под арестом.
В 1716 г. вернулись в Москву, где принимали участие в исправлении славянского перевода Библии.
Братья Лихуды оставили богатейшее филологическое наследие на греческом, латинском и русском языках. Известны в рукописях краткая и пространная греческие Грамматики, краткая латинская Грамматика, логика Софрония и ряд статей – большинство этих сочинений написаны на греческом языке.
Риторика Софрония переведена в 1698 г. греком Козмой Афоноиверским «за иждивение и тщание» его ученика купца Иоана Иоанновича Кратко.
2.Михаил Усачев. Риторика
Публикуемая «риторика» была авторизована Михаилу Усачеву на основании записи в конце списка ГИМ, собр. Щукина, №803: «Писаный сию книгу, глаголемую риторику, многогрешный книгописец Михаил Иоаннов сын Усачев в лето 7207(1699) год месяца в день». Впрочем, эта запись может говорить и о том, что Усачев является всего лишь переписчиком сочинения. О самом Усачеве известно также, что он переписал «Азбучный патерик» в1697 г..
Исследователи Д. С. Бабкин, В. П. Вомперский, А. С. Елеонская пишут о том, что «Риторика» М. Усачева заимствует схему расположение из первой русской «Риторики» 1620г. на наш взгляд, она вполне самостоятельна. Чтобы представить читателю содержание и композицию «Риторики» М. Усачева в обобщенном виде, предлагаемым его описанию по «книгам» и «главам».
3.Андрей Белобоцкий. Риторические труды
Ян Белобоцкий (Андрей Христофорович) – поляк по происхождению, в юные годы странствовал по Западной Европе «для научения философских и богословских наук». В 1681г. с епископом смоленским Симеоном прибывал в Москву в надежде получить место в создававшейся здесь академии, но был обвинен в ересях. Вызванный к патриарху, Белобоцкий обязался осудить католицизм и протестантство, в1682 г. принял православие, получив в крещении имя Андрей. После испытания в Посольском приказе в знании латинского, французского и итальянского языков взят туда в службу. В1685 г. участвовал в диспуте с братьями Лихудами и был уличен ими в ереси.
Белобоцкий оставил целый ряд значительных сочинений, пользовавшихся огромной популярностью в начале XVIII в. Риторические сочинения Андрея Белобоцкого дотируются А. Ф. Горфумкелем следующим образом: в середине 90-х гг. создана «Риторика»; в 1698 – 1699 гг. – «Великая наука Раймунда Люллия»; в1700-е гг. перевод «Краткой науки Раймонда Люллия» и «Книга сия философская…».
4.Стефан Яворский. Риторическая рука(1705)
Стефан Яворский(1658-1722) – митрополит рязанский и муромский, местоблюститель патриаршего престола и первый президент Святейшего Синода, один из замечательных иерархов русской церкви при Петре Великом. Окончил Киево – Могилянскую академию, затем учился в заграничных иезуитских коллегиях. После того как «прошел вся учение грамматическая, стихотворская, риторская и богословская», вернулся в Киев где был подвергнут испытанию. Яворский, приняв иноческий чин и был избран в митрополиты киевским, а в академии назначен преподавателем риторики. В1691 г. он уже профессор философии и префект академии, а через несколько лет – и профессор богословия.
Из сочинений Яворского наиболее известен «Камень веры» - полное систематическое изложение православного вероучения в тех пунктах, где оно расходится с протестантским.
«Риторическая рука» Стефана Яворского написана в 1705 г. и переведена на русский язык Феодором Полекарповым. Затем следует краткое предисловие посвященное памяти, из-за «немощи памятной» и предлагается запоминать 5 частей риторики, слово заключенное в «крепчайшей» риторической руке. Определение риторики написано на запястье, названия частей науки – на пальцах.
Рука риторическая,
Пятию частьми или пятию персты укрепленная. В шуице ея богатство и слава. Сочинена уба на латинском языце преосвященным Стефаном Яворским, митрополитом рязанскимь и муромскимь. Проведена же на словенский Феодором Поликарповым.
В риторическом руце вси перты имеют нечто особое:
Перст великой может силою.
Укозательный – указует ведение и путь ко звездам.
Средний – златому научит средству.
Перстневый – перстнем обручает премудрость.
Мизинец, или ушесник, ушеса оттирает и отверзает ко слышанию.
5.Козма Афоноиверский. Книга всекрасного златословия (1710)
Козма Афоноиверский (XVII – XVIII в. ) – иеродиакон, переводчик, грек по происхождению, выходец с Афона, из Иворского монастыря. Обстоятельства его появления в Москове в 90-е гг. XVII в. не известны. В Москве он трудился в Чудовом монастыре, в центре греческой образованности, где в это время подвязались братья Лихуды, инок Ефимий. Известно, что Козма перевел с русского на новогреческий «Киево – Печорский Патерик» и нек. др., с греческого на русский «Слово аввы Исаака», «Риторику» Софрония Лихуда ( в 1698г. ).
1710г. Козма написал собственную «Риторику», в предисловии которой сообщил, что он «монаходиакон Афоноиверский» в Чудовом монастыре. «Риторика» Козмы вполне самостоятельна и поражает широким знанием российской истории и культуры, вдохновенным восхвалением в примерах великих князей, царей, русских святых, воинов, описанием реалий русской жизни.
В настоящее время известны 19 списков «Риторики» Козмы 1710 г. В отдельных списках сочинения названа «Книга всекрасного златословия».
6.Старообрядческая риторика в 5 беседах (1706-1712)
В конце XVII – начале XVIII в. на севере Руси было основано Выговское старообрядческое общежительство. Его организаторы занимались перепиской и внимательным изучением священных книг, с глубоким почтением относились к «внешним мудростям». В целях прохождения наук основатели Выговской общины Андрей и Семен Денисовы объезжали монастыри, скупали книги, насыщались мудростью в беседах с учеными людьми. Известно, что Семен Денисов был в Киеве, где наверняка познакомился с киевскими риторами, а в Новгороде был на долгое время взят под стражу – там же он вел ученые диспуты. Старообрядцы не только собирали и переписывали существующие учебники риторики, но и составляли риторически свод. Старообрядческие рукописи, дошедшие до нас в большом количестве, показывают высокую культуру письма; буквенные заставки, орнамент и миниатюры поражают изысканной красотой.
Самостоятельным старообрядческим сочинением является «Риторика в 5 беседах». Хотя в некоторых поздних списках оно названо «Риторикой Феофана Прокоповича», Очевидно, что это труд самих старообрядцев, а именно краткая гомилетика, не повторяющая обширной латинской «Риторики» Ф, Прокоповича.
7.Старообрядческие речи
Старообрядцы Выговской литературной школы, овладевая риторикой, писали «слова» по канонам тогдашнего риторического искусства. Сохранившиеся сборники таких речей и проповедей показывают, что тематика их была как религиозно-догматической, так и нравственно-этической. В начале слова указывалось название, затем объявлялась «тема» как основная мысль, к которой привязывалось все содержание речи. Например: « О любомудрии. Ем же фема: Имущему бо везде дано будет и преизбудет».
РАЗДЕЛ III. Риторики XIII в.
Кто хочет иметь дело с людьми, тот необходимо должен мыслить хорошо, но говорить еще лучше.
(М. М. Сперанский. Правила высшего красноречия)
М. В. Ломоносов. Руководства по риторике (1744-1747)
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) написал два риторических руководства: «Краткое руководство к риторике» (1744-1747) и «Краткое руководство к красноречию» (1747). Летом 1743 г. Ломоносов был заключен на полгода под стражу вследствие прений с иностранными коллегами в Академии, где, должно быть, и был написан первый учебник риторике. В ответ на отсылку Ломоносовым рукописи великому князю Петру Академии предложено было дать рецензию на книгу Ломоносова: академики, по рецензии Миллера, пришли к единодушному мнению о предложении Ломоносову составить руководство по «Риторике», более соответствующее нашему веку и притом на латинском языке, приложив русский перевод».
Первая попытка Ломоносова составить риторическое руководство интересна тем, что окончательный замысел создать три книги о «красноречии» у него еще не созрел, поэтому в руководство включены главы о разных жанрах публичной речи и письмах, и часть 4-ая «произношение»; эти главы и часть будут отсутствовать в «Кратком руководстве к красноречию» (1747 г.).
«Краткое руководство к красноречию» 1747 г. на первых порах ждала также не простая судьба: 5 декабря 1747 г. в здании типографии случился пожар, вовремя которого сшитые листы «Риторики» были сброшены на землю из окна из кровли, причем, «многие листы разлетелись, иные замараны, затоптаны и подраны». Часть тиража пришлось набрать заново и печатать в последующие 5 месяцев 1748 г. Вопрос о переиздании ставился через 2 года.
Значение руководства Ломоносова состоит в то, что в нем была отобрана и окончательна, закреплена терминология риторики, начиная с самого термина красноречия. Однако ломоносов осуществил лишь часть своего замысла, написав только книгу первую «Риторику, содержащую правила обоего красноречия: оратории и поэзии».
В. К. Тредиаковский. Слово о витийстве (1745)
Василий Кириллович Тредиаковский (1703-1769) родился в Астрахани в семье священника. В1723 г. бежал в Москву, где поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Через два года пускается в смелое путешествие за границу, оканчивает в Париже Сорбонский университет. В 1732 г. Тредиаковский вернулся в Петербург, с 1732 г. служил переводчиком в Академии наук. К 1730 г. относится его перевод романа Поля Тальмана «Езда в остров Любви». Здесь же Тредиаковский приложил собрание стихов и переводов с французского. Книга имела шумный успех.
В начале 30-х годов Тредиаковский становится знаменит не только как автор популярных стихов, но и как теоретик – в 1735 г. он написал «Рассуждение об оде вообще» и «Новый краткий способ к сложению российских стихов». Необыкновенный труженик Тредиа4овский создал множество переводов(«Аргенида» Барклая, «Прохождение Телемака» Фенолона, изложенные гекзаметром, многотомные исторические сочинения Роллена).
«Слово о витийстве», произнесенное в Императорской Академии наук в 1745 г., показывает, какой была прозаическая программа Тредиаковского. Красноречие, витийство, элоквенция – «царствующая» наука, ибо все другие науки и художества «токмо через элоквенцию говорят». Традиционны для русской филологической традиции мысли Тредиаковского о «премудрости» истинного красноречия, значении витийства для счастия гражданских обществ; понятая как широкое использование языка «вся вообще филология… есть токмо что элоквенция».
«Слово о витийстве» написано по-латыни с параллельным переводом на русский язык.
А. П. Сумароков. О Русском духовном красноречии (1770-е годы)
Александр Петрович Сумароков (1717-1777) известен более всего как поэт и драматург. Трудно назвать жанр, в которой бы Сумароков не трудился: он писал трагедии, драмы, оды (торжественные, любовные, анакреонтические), песни, басни, элегии, эклоги. Сумароков первым внес в русскую поэзию разговорную легкость стиха, он – основоположник русского романа, но и Сумароков же переложил в стихи всю «Пластырь», писал духовные оды о «Божием величестве», «на суету мира», о тщетных поисках истины, нравственных совершенствах и добродетелей.
Сумароков много печатался в различных журналах, в частности, в собственном «Трудолюбивая пчела», журналах московского университета, издававший под редакцией его ученика и его последователя М. М. Хераского. Впрочем, судьба Сумарокого была сложна: он был директором созданного в 1756 г. театра, где ставились его пьесы, но в 1761 г. был отстранен от театра и целиком придался литературе.
После смерти Сумарокого Н. И, Новиков издал в типографии Московского университета «полное собрание» его сочинений до сих пор являющееся единственным.
Амвросий Серебренников. Краткое руководство к оратории российской (1778)
Амвросий Серебрянников(1745–1792)– архиепископ Екатеринославский и Херсоника-Таврческого. Окончил Вятскую семинарию, продолжая учиться в Московской духовной академии. Начал преподавать в 1773 г. в Троицкой духовной семинарии риторику, историю и французский язык, а в 1775 г. назначен префектом и учителем философии. В 1778 г. переведен в Славяно-греко-латинскую академию на те же должности, а в 1782 г. назначен ректором Новгородской духовной семинарии и возведен в сан архимандрита Антониева монастыря; с 1783 г. – епископ Олонецкий, с 1786 г. – архиепископ Екатеринославский.
Преосвященный Амвросий был известен как ученый и проповедник. Современники отмечали его необыкновенную любознательность, энергию и в то же время кротость характера. Серебренников участвовал в составлении словаря Академии Российской, за что был избран членом Российской Академии. Но наиболее известен как автор «Краткого руководства к оратории российской», выдержавший два издания 1778 и 1791 гг. Это было наиболее серьезное сочинение по риторике после трудов М. В. Ломоносова. Несмотря на безусловное преклонение перед авторитетом великого ученого и частные ссылки на него, Амвросий вполне самостоятелен во многих разделах своего учебника. Прежде всего он классифицирует виды тем в оратории, что имело практически педагогический смысл, - этот раздел в русских риториках развитие не получил. Вполне оригинален Амвросий и в разработке родов и жанров ораторских речей, из которых мы выбираем для публикации все жанры поздравительных речей.
Детская риторика или благоразумный витя(1787)
Автор этого сочинения не установлен, хотя начинается оно «одобрением» профессора красноречия и цензора А. Барсова. По-видимому, это самый краткий из имеющихся учебников. Несмотря на традиционное содержание самой науки риторики, оно представляет интерес по основным определениям, своеобразным примером и способу выражаться, который неизвестный автор использовал, желая объяснить риторику «юношеству». Очевидно, что автор сознательно действует по совету М. В. Ломоносова, «удовольствуя» свое сочинение «примерами». Ясные определения и выразительные примеры делают « Детскую риторику» образцом учебной книги. Для публикации избраны6 определение риторики, «свойство речи» (под ним автор понимает пять традиционных частей риторики), фигуры риторические (перечисление и несколько «самонужнейших»).
Свойство речи
Оных находится 5 ,и суть следующее:
изобретение,
расположение,
украшение,
память,
произношение.
Первое свойство состоит в том, чтобы выдумать то, о чем говорить надобно.
Второе – чтобы изобретенное искусно расположить.
Третие – чтобы изобразить чистым и красивым слогом.
Четвертое – выучить наизусть.
Пятое – сказать или произнести с приятнотию.
М.М. Сперанский правило высшего красноречия(1792)
Михаил Михайлович Сперанский(1772-1839) – знаменитый государственный деятель, реформатор российского законодательства. Сын поповича, он окончил Владимирскую духовную семинарию, при чем в списке учащихся класса риторики за 1784 г. возле его фамилии помечено: «доброго успеха», за 1785 г. – «понятен». Добившегося блестящих успехов выпускника семинарии 1788г. отправили в Санкт-Петербургскую семинарию для продолжения учебы. По окончании Михайле Сперанскому была предложена должность учителя математики, а три месяца спустя преподавании физики и красноречия. В1795 г. в дополнение к должности учителя философии Сперанский назначен префектом семинарии.
Сперанский поступил в гражданскую службу в 1797 г. и за четыре года сделал блестящую карьеру, став в 1801 г. действительным статским советником. «Действительно Сперанский был совершенно исключительным явлением в насей высшей администрацией первой половины XIX в. Без особого преувеличения он может быть назван организатором бюрократии в России… Сперанский был своего рода Пушкиным для бюрократии; как великий поэт владел думами и чувствами поколений, так точно над развивавшимся бюрократизмом долго парил образ Сперанского», - писал М. С. Середонин в очерке «Граф М. М. Сперанский».
А.С. Никольский. Основание российской словесности(1892)
Концепция словесности и составляющих ее наук сложилось у Никольского(1755-1834), видимо в начале 90-х годов XVIII столетия, когда им были написаны «Логика и риторика» (1790г.; впоследствии 5 изданий) и «Основание российской словесности» (1792г.; впоследствии 7изданий до 1830 г.). В предуведомлении к изданию 1807 г. А.С. Никольский пишет, что в риторике он многое заимствовал из изданной им в1790 г. «Краткой риторики» и перепечатанной без его согласи в Москве под заглавием «Краткая логика и риторика для учащихся в Российских духовных училищах». Окончивший духовную семинарию и служивши в бегколлегии, а затем в адмиралтейском департаменте, А.С. Никольский, тем не менее, был одним из наиболее влиятельных филологов своего времени.
А.С. Никольскому принадлежат несколько значительных переводов в частности 1834 г. были изданы «Двенадцать книг риторических наставлений» Марка Фабиа Квинтиллиана, ссылки на которого имеются в любом учебнике риторики.
«Основания российской словесности» представляют собой классический вид учебного руководства по простоте и ясности материалов.
Раздел IV. Риторики первой половины XIX века.
Слово составляет важнейшее орудие, посредством которого человек содействует счастию ближнего.
(И.И. Давыдов. Чтения о словесности)
Слово есть воплощенная мысль: посему объясняя, украшая выражения, придаем чрез то самое и мыслям ясность, красоту и совершенство. Следовательно, наука словесности непосредственно содействует образованию всех душевных способностей, особливо ума, воображения и чувствования.
( Я.В. Толмачев. Правила словесности)
А.Ф. Мерзляков. Краткая риторика(1809г.)
Алексей Федорович Мерзляков (1778-1830) профессор Московского университета, занимавший кафедру русского красноречия и поэзии с 1804 по 1830 гг., литературный критик, поэт. Его «Краткая риторика» выдержала 4 стереотипных издания с 1809 по 1828 г. Влиятельность Риторики Мерзлякова обусловлена его мастерской стилистикой, образностью и выразительностью языка. В основу своей теории Мерзляков положил учение о слоге или стиле, отказавшись от изобретения и полога найти в стилистических характеристиках речи общие правила для всех родов сочинений. Его частнориторические описания наиболее интересны точным нахождением содержательно-стилистических качеств каждого рода и вида словесности. Именно Мерзляков первым представил роды и виды словесности в таком разнообразии:
1.письма;
2.диалоги;
3.учебные сочинения;
4.история (характеры, биография, романы, подлинная история);
5.речи (духовные, политические, судебные, похвальные, академические).
Л.Г. Якоб. Умозрение словесных наук(1813)
Людвиг Генрих(Людвиг Генрихович) Якоб(1759-1827) – немецкий философ, филолог, социолог, правовед, деятель Просвещения. Деятельность Л.Г. Якоба в России ознаменована выходом энциклопедического «Курса философии для гимназии Российской империи» (1811-1817 гг.) в 8-и частях содержащего начертания всеобщей логики, всеобщей грамматики, психологии, нравоучительной философии эстетики, словесных наук естественного и народного права, народного хозяйства.
Н.И. Греч. Учебная книга российской словесности (1819-1922)
риторика красноречие словесность русь
Николай Иванович грач 1787-1867-русский писатель, журналист, филолог, издатель, педагог. Греч учился в Юнкерской школе при Сенате и Педагогическом университете. С 1804 г. преподавал в частных школах, Петропавловском училище, Пажеском корпусе, будучи одновременно членом цензурного кабинета. Греч стал рано известен как издатель.
В 20-30 гг. «известность Н.И. Греча не только литературная, но и просто личная, была почти всеобщая» (М.В. Логинов). В доме Греча на знаменитых «четвергах» собирались известные художники и литераторы.
Греч был широко известен как беллетрист: романы «Поездка в Германию»(1831) и «Черная женщина»(1834), «Литературные путешествия» с идеей защиты российского социального строя.
Как филолог Греч знаменит своими грамматическими трудами: Практическая русская грамматика; Просторная русская грамматик; Чтение о русском языке.
Труды по теории и истории словесности – более ранние: Учебная книга российской словесности или избранные места из русских сочинений и пер. в стиха и прозе с присовокуплении кратких правил риторики и пиитики и истории словесности. Сочинения Греча имело большое влияние на современников. О влиятельности «Учебной книги словесности» Н.И.Греча говорят ее неоднократные переиздания.
Греч был замечательным педагогом методистом, умевшим отобрать, систематизировать и кратко описать литературный и грамматический материал.
А.И. Галич. Теория красноречия(1830 г.)
Александр Иванович Галич (1783-18480) - преподаватель Императорского Царскосельского лицея, один из первых преподавателей философской кафедры в Петербургском университете. С 1818-1819гг. издал в 2-х томах «Историю философских систем», за что был обвинен в безбожии и революционных замыслах. В 1837 г. лишившись оклада профессора и казенной квартиры, Галич получил место начальника архива при провиантском департаменте. Несмотря на постигшие, на него невзгоды, Галич продолжал работать и издал несколько книг. Больше всего его занимали 2 труда: «Всеобщее право»и «Философия истории человечества», но едва он успел закончить их, как в его отсутствие пожар бесследно уничтожил рукописи.
«Теория красноречия» Галича представляет собой фундаментальный труд. При несколько тяжеловатом стиле изложения А.И. Галич философичен и включает в рассмотрение риторики психологические, логические и эстетические начало.
Заключение
Конечно, 17 век не исчерпывается описанной в этой работе первой русской "Риторикой". Почти не было затронуто преподавание риторики в Киевской духовной академии, в украинских и белорусских братских школах. Между тем известно огромное количество латинских учебников риторики, по которым учились здесь в 17-18 веках.
К сожалению, до нас дошло мало работ петровского времени. Но некоторые из них дошли: старообрядческая "Риторика", "Риторика" Михаила Усачева, "О силе риторичестей" Софрония Лихуда, "Книга всекрасного златословия" Козьмы Афоноиверского, "Наука проповедей" и "Книга сия философская" Андрея Белобоцкого и другие вырабатываются философские и логические основания риторики, вместе с тем дан анализ конкретной общественной языковой практики своего времени.
Возвращаясь к ленинским нормам жизни, нам важно соотнести опыт нормирования общественной речи и риторической учебы 20-х годов с современными проблемами обучения лекторскому мастерству. Думается, работы А.В. Мартова, В. Гофмана и других теоретиков ораторского искусства, риторико-педагогический опыт Института живого слова давно ждут своего глубокого осмысления, выдержав проверку временем.
Все эти труды требуют внимательного прочтения, переиздания, научного комментирования, изучения всеми, кто хочет (и должен) научиться правильно и убедительно говорить.
Но всегда помните, что со словами нужно обращаться очень осторожно, ибо оно ведет людей на подвиги и убивает, призывает к любви и ненависти, вдохновляет и лишает уверенности в свои силы, способности. Помните также, что процветание общества зависит во многом не только от экономики, техники, а от культуры слова, понимание общества значимости этой культуры, умение владеть словом.
Ваша обязанность, ваш долг перед обществом – всячески способствовать тому, чтобы в нашем обществе возродился истинный диалог.
Список литературы
Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово:
Учеб. пособие для учащихся 10-11 кл. общеобраз. учреждений. — М.: Просвещение, 1996.
Аннушкин В.И. История русской риторики. Хрестоматия: Учебное пособие. М., 2002.
Введенская А.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи: современная риторика – Ростов Н/Д Феникс 1996-576 с.
Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по пед. Спец. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.-272 с.