Юридическая ответственность (работа 1)
1
План
Введение
- Определение цели и проблематики работы
1. Понятие юридической ответственности и цели юридической ответственности как социальной категории
- Понятие позитивной ответственности
2. Виды и основания юридической ответственности
3. Принципы юридической ответственности
4. Некоторые проблемы развития института юридической ответственности в законодательстве Российской Федерации
- Проблема ответственности государства перед гражданином
- Проблема ответственности за причинение морального ущерба
.
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Процесс построения в России основ правового государства и рыночных отношений вызывает объективную потребность в укреплении правовых начал в общественной и государственной жизни, Реализация программ, направленных на повышение созидательной роли российского права, предполагает совершенствование всей системы законности и правопорядка. Одной из важнейших составляющих: этой системы является институт юридической ответственности, ибо законность, нормативная иерархия и неотвратимость ответственности за правонарушения - высшие ценности правопорядка» Именно поэтому в период проведения реформ права проблема юридической ответственности приобретает особую актуальность.
Юридическая ответственность является одним из видов социальной ответственности, всегда связанный с возможностью применения принудительной силы государства.
Категория социальной ответственности исследуется как юристами, так и философами. В философской литературе ответственность трактуется как один из элементов структуры личности, определяющий степень свободы и характер поведения человека. Философы рассматривают ответственность в двух аспектах: активном и ретроспективном. Ответственность в активном аспекте расценивается как осознание личностью своего долга перед обществом, классом, отдельным коллективом, другими людьми, осознание смысла своих поступков, согласование их со своими обязанностями, обусловленными общественными связями человека.
Ответственность в ретроспективном смысле понимается как ответственность за прошлое поведение, которое выражается в поступках, нарушающих определенные социальные нормы; то есть ретроспективная ответственность - это ответственность за совершенные правонарушения.(1) В этом и заключается смысл юридической ответственности.
Следует подчеркнуть, что в настоящей работе юридическая ответственность рассматривается именно как специфическое правовое явление, представляющее собой один из видов государственного принуждения, обеспечивающих исполнение правовых норм.
Целью настоящей работы является всестороннее освещение понятия "юридическая ответственность" в соответствии с его трактовкой в отечественной юридической литературе и современном законодательстве Российской Федерации, в том числе - в Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 г. Будут рассмотрены виды и основания юридической ответственности, а также принципы применения этого института в современной юридической практике.
Наряду с традиционной трактовкой правовой ответственности в советской юридической науке возникло и активно исследовалось такое понятие как позитивная юридическая ответственность. Вопрос о правомерности использования этой категории в юридической практике правового государства будет затронут в первом разделе работы.
Последний раздел работы посвящается некоторым проблемам применения института ответственности сегодня и его роли в системе российского законодательства. Важнейшая из этих проблем заключается в установлении юридического баланса "государство - общество - гражданин": идея правовой государственности предполагает, в частности, что государство и гражданин в равной мере несут юридическую ответственность за нарушение норм права. Законодательное закрепление этого принципа и перспективы его реализации один из наиболее актуальных сегодня вопросов.
1. Понятие юридической ответственности и цели юридической ответственности как социальной категории.
В последние десятилетия вопрос о трактовке юридической ответственности является одним из самых дискуссионных в отечественной правовой науке.
Юридический энциклопедический словарь характеризует ответственность как государственное принуждение к исполнению требований права; правоотношение, каждая из сторон которого обязана отвечать за свои поступки перед другой стороной, государством и обществом.(2) Юридическая ответственность трактуется в данном случае как вид социальной ответственности, всегда связанный с возможностью применения принудительной силы государства и выраженный в санкциях правовых норм. Попытаемся осветить это понятие более широко.
Большинство граждан сознательно выполняют требования законов и других нормативных актов. В то же время уже сама возможность принуждения, присущая праву, способна психологически побудить к определенному - законопослушному - поведению и, следовательно, оказать стимулирующее воздействие на поведение граждан. Представление об обязательности права складывается из идеи о его социальной ценности и понимания необходимости применения мер государственного принуждения , гарантирующих исполнение закона. Отсюда и проистекает социальная значимость ответственности, которая заключается как в ответственности граждан за противоправные действия, так и в ответственности должностных лиц за выполнение возложенных на них обязанностей.
Следовательно, с точки зрения права, юридическая ответственность - это ответственность граждан за противоправные действия, это "применение к лицам, совершившим правонарушения, предусмотренных законом мер принуждения в установленном для этого процессуальном порядке."(3)
Правонарушением в широком смысле слова называется антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу и караемое по закону. Призывая правонарушителя к ответственности общество, с одной стороны, как бы восстанавливает справедливость, а с другой стороны - предупреждает совершение новых правонарушений. В этом и заключается социальная природа юридической ответственности».
Определения целей наказания за правонарушения в законах не дано, но в обобщенном виде они сформулированы в отечественной правовой литературе. Под целями ответственности как социальной категории российские правоведы понимают те фактические конечные результаты, которых стремится достичь государство, устанавливая меру ответственности правонарушителя, присуждая ему ту или иную меру наказания и применяя эту меру.(4) Результаты, к которым стремится государство, могут быть различны и зависят от характера правонарушения и его тяжести. Так, например, в случае нанесения материального ущерба это может быть компенсация виновной стороной нанесенного ущерба - то есть восстановление справедливости. Цели же, которые ставит перед собой уголовное законодательство, более сложные: исправление и перевоспитание осужденных; предупреждение совершения ими новых преступлений; предупреждение совершения новых преступлений другими лицами. Подчеркивается, что каждая из этих целей носит самостоятельный характер, имеет свое содержание, но в то же время они взаимосвязаны между собой.
В соответствии с другой точкой зрения на проблему, целью юридической ответственности как социального фактора может быть только предупреждение правонарушений - общее и специальное. Все же остальное - принуждение /угроза, устрашение/, убеждение /воспитание/ - это лишь средства, которыми достигается поставленная цель.(5) Уровень достижения цели "специального" предупреждения правонарушений" характеризуется наличием или отсутствием рецидивов. Показателем достижения цели "общего предупреждения", по мнению специалистов, является общее количество правонарушений, совершенных лицами, ранее не привлекавшимися к ответственности. По-видимому, данная точка зрения больше соответствует тем функциям, которые выполняет в обществе право, тем более, что результаты таким образом сформулированной цели ответственности могут быть реально познаны».
Таким образом, целью юридической ответственности является, прежде всего, предупреждение правонарушений.
От понятия ответственности следует отличать понятие принудительных мер, обеспечивающих производство по делу о правонарушении - таких, как меры обеспечения доказательств /обыск, изъятие и т.д./, меры пресечения /отстранение от работы, задержание, содержание под стражей и др./, исполнение решения /опись имущества, его изъятие и т.д./. Эти принудительные меры носят вспомогательный характер: их применение зависит от тяжести правонарушения, но не содержит его итоговой правовой оценки; применением этих мер вопрос об ответственности не исчерпывается и не решается. При применении санкции эти меры поглощаются назначенным наказанием, взысканием, принудительным исполнением. Следовательно, одним из признаков наступления /осуществления/ ответственности может служить вынесение правовой оценки совершенного правонарушения.
Если общественно опасное деяние совершено в состоянии невменяемости, или лицо, совершившее его, заболело психическим расстройством, лишающим возможности отдавать отчет в своих действиях, суд может применить принудительные меры медицинского характера, которые также ответственностью не являются.(6) К ним относятся помещение в психиатрическую больницу, общее или специальное лечение.
В конце 60-х годов в советской юридической науке появилось понятие позитивной правовой ответственности, чаще всего толкуемое как синоним правомерности. С тех пор многие; советские правоведы стали рассматривать юридическую ответственность в двух аспектах : в позитивном и в негативном /ретроспективном/. Сторонники теории "позитивной правовой ответственности" понимают под ней обязанность граждан совершать действия, соответствующие природе общественного строя, "добросовестно и точно выполнять установленные законом правила поведения".(7) Таким образом, границы понятия "ответственность" были существенно размыты, потеряв свою правовую однозначность; позитивную ответственность - "осознание долга" - стали определять как "юридическую ответственность в широком смысле слова", а ответственность, являющуюся следствием правонарушений, - как юридическую ответственность "в узком или в собственном смысле".
Ответственность в узком смысле, по мнению сторонников теории "двухаспектной правовой ответственности", всегда имеет негативный характер и представляет собой "правоотношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за уже совершенные правонарушения, за попрание тех требований, которые содержатся в нарушенных нормах права."(8)
Идея "двухаспектной правовой ответственности" неоднократно подвергалась критике, поскольку в рассуждениях о позитивной ответственности правовые явления теоретически смешиваются с такими понятиями правосознания и этики как "чувство долга", "добросовестное отношение к своим обязанностям", "ответственность", "осознание необходимости правомерного поведения". Указывалось, что в принципе недопустимо объединять в одном определении сознательное отношение честного человека к исполнению своего социального долга и противоправное поведение правонарушителя.
На наш взгляд, следует согласиться с теми авторами, которые считают, что признание юридического характера позитивной ответственности не только не соответствует природе явления, но и усложняет решение многих проблем в юридической науке, ибо означает ликвидацию юридической ответственности как специфического правового явления.(10) Между тем, правовым выражением ответственности граждан всегда была и остается только юридическая ответственность, поскольку позитивная ответственность личности всегда имеет этическое либо социальное, но не юридическое содержание.
Смешение понятий юридической ответственности особенно недопустимо в условиях построения правового государства, так как критерии "позитивной ответственности" абстрактны, недоказуемы, а их использование лишило бы реального содержания явления правовой действительности. Так, например, в советский период одним из видов правомерного поведения граждан считалась социальная активность, понимаемая как поддержка и содействие политике КПСС и советского правительства. Сегодня же, в условиях демократии и возможности открытого политического противостояния, вряд ли можно утверждать, что социальная активность, например, оппозиционных правительству партий и группировок имеет позитивный с точки зрения господствующей идеологии характер. Следовательно, только юридической ответственности как одной из разновидностей социальной ответственности присущи такие специфические свойства, как конкретность, доказуемость, практическая осуществимость, исполнимость средствами юридического процесса.
Понятие "позитивной правовой ответственности", по мнению О.Э.Лейста, в определенной степени применительно лишь к сфере публичного права, где оно используется для обозначения компетентности государственных органов или должностных лиц либо для определения их соподчиненности.(11) Это может быть ответственность за поддержание общественного порядка, за подготовку коммуникаций к зимнему сезону, за организацию преддипломной практики студентов и т.п. Однако и в области публичного права понятие "ответственность" нуждается в существенных уточнениях, "направленных на раскрытие собственно юридического содержания отношений власти и управления посредством традиционных для теории государства и права категорий и понятий /компетенция, правомочия, подчиненность, обязанность, предмет ведения и др./(12)
Следует отметить также, что в современном законодательстве Российской Федерации - в частности, в Конституции РФ 12 декабря 1993 г. - понятие юридической ответственности трактуется именно как ответственность за уже совершенные правонарушения: так, ст.54 Конституции провозглашает, что "Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет", а также что "никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением" и т.п.
2. Виды и основания юридической ответственности.
Виды юридической ответственности можно классифицировать по двум признакам: 1/ в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения, 2/ в зависимости от содержания санкций, предусмотренных за то или иное правонарушение.
Поскольку правонарушения подразделяются на гражданские /причинение вреда личности, имуществу гражданина или организации, распространение сведений, порочащих честь и достоинство гражданина или организации, и т.п./, административные /мелкая спекуляция, мелкое хулиганство и пр./, дисциплинарные /прогул, опоздание на работу и др./ и другие, то и предусмотренная за них ответственность может быть дисциплинарной, уголовной, материальной» административной, гражданско-правовой.
Дисциплинарная ответственность - это одна из форм воздействия на нарушителей трудовой дисциплины, которая заключается в наложении дисциплинарных взысканий администрацией предприятия или учреждения. Воины Вооруженных Сил несут дисциплинарную ответственность за проступки, предусмотренные Общевоинским уставом Вооруженных Сил РФ.(13) В целом же дисциплинарный вид юридической ответственности в отличие от уголовной и административной в меньшей степени обеспечен процессуальными нормами.
Материальная ответственность - это вид юридической ответственности, под которой понимается установленная для правонарушителей государственными органами обязанность полностью или частично возместить в денежной форме ущерб, причиненный государству или частному лицу, организации. Ущерб в данном случае связывается с реальным уменьшением стоимости или полезности тех или иных ценностей, с полной или частичной утратой их пригодности. В зависимости от этого государственное законодательство различает два вида материальной ответственности - ограниченную, при которой возмещение ущерба ограничено заранее установленным пределом, и полную, при которой ущерб подлежит возмещению в полном объеме.
К административной ответственности привлекаются лица, совершившие нарушения административного характера - таких как нарушение правил общественного порядка, санитарных норм, противопожарной безопасности и т.д. Должностные лица могут нести административную ответственность за нарушение тех требований, которые входят в круг их служебных обязанностей: например, за нарушение правил охраны природы, трудовой дисциплины и т.д.
Гражданско-правовая ответственность - это вид юридической ответственности, наступающий за нарушение договорных обязательств, за причинение вреда личности или имуществу гражданина, организации и т.д. Главное содержание гражданско-правовой ответственности заключается в возмещении имущественного ущерба. Особенностями такого возмещения являются: возможная его добровольность; необходимость обращения потерпевшего за возмещением к нарушителю; предоставление в некоторых случаях потерпевшему права применения санкций к причинителю ущерба; полное возмещение ущерба и др. Вопросы гражданско-правовой ответственности граждан решаются судом.
Уголовная ответственность наступает за совершение наиболее опасных видов правонарушений - преступления.
В зависимости от содержания санкций, предусмотренных за то или иное правонарушение, юридическая ответственность подразделяется на следующие виды: штрафную /карательную/ и право-восстановительную.
Штрафная, карательная ответственность применяется за преступления, административные или дисциплинарные проступки. Возникновение и реализация этого вида ответственности протекает только в процессуальной форме и определяется актами государственных органов и должностных лиц, наделенных соответствующими полномочиями. Этот вид ответственности включает в себя следующие стадии реализации: 1/ обвинение определенного лица в совершении конкретного правонарушения или преступления; 2/ исследование обстоятельств дела о правонарушении; 3/ принятие решения о применении или неприменении санкции, выбор в ее пределах конкретной меры наказания /взыскания/; 4/ исполнение взыскания или наказания, назначенного правонарушителю; 5/ последствия применения санкции /судимость - в уголовном праве, наличие взыскания - в трудовом и административном праве/ влекущие некоторые правоограничения.
Правовосстановительная ответственность заключается в восстановлении незаконно нарушенных прав, в принудительном исполнении невыполненной обязанности. Особенность этого вида ответственности состоит в том, что в ряде случаев правонарушитель может сам, без вмешательства государственных органов, выполнить свои обязанности, восстановить нарушенные права, прекратить противоправное состояние. На этом основаны дополнительные санкции, применяемые к правонарушителю в процессе осуществления этих отношений ответственности /пени, штрафы, другие меры/. Правовосстановительная ответственность возникает с момента правонарушения и завершается восстановлением /в установленных законом пределах/ нарушенного правопорядка. Процессуальные нормы регулируют реализацию этого вида ответственности в случае возникновения спора или в случае отказа правонарушителя восстановить нарушенный правопорядок через суд, арбитраж, исполнительное производство.
Следовательно, для каждого вида юридической ответственности характерны особые основания и порядок реализации.
Различают правовые и. фактические основания юридической ответственности. Под фактическим основанием следует понимать деликт, то есть совершение конкретного правонарушения. Под правовым основанием понимаются конкретные нормы законов, уставов и иных нормативно-правовых актов, определяющих противоправность и наказуемость данного правонарушения.
Достаточно дискуссионным в правовой литературе является вопрос о вине как основании юридической ответственности. Вина в данном случае выступает в качестве юридической оценки совершенного правонарушения. Она заключается в самом факте содеянного и устанавливается тогда, когда будет -доказано, что в деянии субъекта есть все признаки предусмотренного законом преступления или проступка.(14)
Мнения отечественных юристов расходятся в вопросе использования в уголовном законодательстве Российской Федерации понятия "психологической вины". Сторонники идеи "психологической вины" предполагают, что вина правонарушителя состоит в осознании не только последствий, но и вообще всех элементов правонарушения, а также в совершении конкретного противоправного деяния.
В трактовке же современного российского законодательства вина является достаточным основанием для привлечения человека к юридической ответственности только в том случае, когда он нарушил норму права, совершил проступок или преступление. Следовательно, вина является составным элементом фактического основания ответственности.
3. Принципы юридической ответственности.
Процесс реализации юридической ответственности содержит в себе немало проблем, затрагивающих как интересы личности, так и общества в целом. Это связано, прежде всего, с тем, что предусмотренные законодательством меры ответственности могут иметь социальную значимость лишь в той мере, в какой они реально осуществляются. Если государственные органы и должностные лица не обращают внимания на правонарушения или применяют установленные законом санкции не в полную силу, то у тех членов общества, которым они адресованы, может сложиться впечатление о необязательности соблюдения запретов.
Еще одна проблема заключается в возможности применения мер принуждения и санкций, предназначенных для борьбы с правонарушениями, к лицам, не нарушавшим правовых запретов. При этом ни личность, ни общество не могут обойтись без защиты от правонарушителей, а следовательно - без деятельности специального аппарата, призванного охранять право.
В решении этих проблем существенное значение имеет процессуальное регулирование юридической ответственности, которое подчинено двуединой задаче: 1/ ни один нарушитель не должен уйти от ответственности, он должен быть подвергнут мерам государственного принуждения на основе, в пределах и в рамках закона; 2/ меры, рассчитанные на борьбу с правонарушениями, не должны коснуться того, кто не совершил ничего противоправного.
Наибольшее развитие принципы юридической ответственности получили в уголовном процессе, поскольку именно здесь применяются наиболее строгие санкции и соответственно наиболее сложная процедура исследования обстоятельств дела. Однако по тем же принципам осуществляются и все прочие виды юридической ответственности.
Основным принципом юридической ответственности является законность. В соответствии с нею к ответственности привлекается только лицо, совершившее правонарушение, виновное в нем.
Как уже отмечалось, по действующему законодательству закону, запрещающему какое-либо деяние, не может быть придана обратная сила. Это связано с тем, что нормы права призваны регулировать волевое поведение людей, соизмеряющих свои поступки с их юридической оценкой. По той же причине должно быть известно, какое именно наказание или взыскание будет применено к тем, кто совершит конкретное правонарушение. Придание обратной силы закону, усиливающему наказание или взыскание, недопустимо. И напротив, закон, отменяющий или облегчающий наказание, обязательно должен иметь обратную силу, потому что строгое наказание за деяние, которое перестало считаться преступлением или наказывается менее строго, не только противоречит справедливости, но и стирает в общественном сознании грань между деяниями преступными и непреступными, опасными и менее опасными.
Соблюдение принципа законности должно проявляться еще и в том, что исследование обстоятельств дела о правонарушении, применение и реализация санкций, особенно строгих, осуществляется в установленной законом процессуальной форме. Должны соблюдаться гарантии объективного рассмотрения дела и вынесение решения с обеспечением прав и законных интересов лица, привлеченного к ответственности.
С законностью тесно связан принцип обоснованности юридической ответственности, под которой понимается, во-первых, объективное исследование обстоятельств дела, сбор и всесторонняя оценка всех относящихся к делу доказательств, аргументированность вывода о том, было ли совершено правонарушение, виновно ли в этом лицо, привлеченное к ответственности, и т.д. Во-вторых, под обоснованностью понимается определение конкретной меры наказания, взыскания, возмещения вреда в точном соответствии с критериями, установленными законом»
К принципам юридической ответственности относят также справедливость, которая подразумевает, прежде всего, социально-этическую оценку, определяющую запрет и санкцию за его нарушение. В основе справедливой ответственности лежит строгое соблюдение законодателем принципа соразмерности правонарушения и предусмотренных за него санкций, поскольку как слишком строгое, так и слишком мягкое наказание или взыскание может свести к нулю действенность меры ответственности.
Самостоятельное значение принципа справедливости юридической ответственности заключается в том, что за одно правонарушение к виновному может быть применена только одна санкция. В соответствии с нормами международного права, никто не должен дважды нести уголовную или иную ответственность за одно и то же правонарушение: вторично судим или наказан за преступление, по которому уже был вынесен окончательный приговор или оправдание.
Принципом ответственности является также состязательность процесса и право на защиту лица, привлеченного к ответственности. Этот принцип утвердился в период складывания капиталистического способа производства как средство борьбы с феодальной системой права и свойственным ей инквизиционным, обвинительным процессом судопроизводства. Состязательность - важное орудие установления истины по деду о правонарушении и обеспечения обоснованности решения.
С этим принципом тесно связана так называемая "презумпция невиновности", декларирующая, что лицо, привлеченное к ответственности, имеет право считаться невиновным, пока его виновность не будет доказана в установленном законом порядке и подтверждена приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, причем любые доказательства, полученные с нарушением закона, признаются не имеющими силы. Неустранимые сомнения в виновности субъекта ответственности толкуются в пользу обвиняемого.
Под правом на защиту понимают совокупность прав лица, привлеченного к ответственности, на участие в исследовании обстоятельств дела и отстаивание своих интересов. Право на защиту закреплено законом в виде процессуальных прав субъекта, привлеченного к ответственности, которые обеспечивают ему возможность знать, в чем именно состоит обвинение, оспаривать его, участвовать в сборе и исследовании доказательств, пользоваться помощью адвоката, обжаловать применение мер пресечения, обжаловать вынесенное решение и порядок его исполнения и т.д.
К принципам ответственности относится также ее неотвратимость, поскольку установление запретов и санкций за их нарушение имеет смысл лишь в том случае, если лица, совершившие правонарушения, неизбежно понесут за него соответствующее наказание. Соблюдение этого принципа в максимальной степени зависит от слаженности работы правоохранительных органов, уровня их компетенции, подготовленности и добросовестности, Безнаказанность правонарушителей не только поощряет их к совершению новых, зачастую более тяжких преступных деяний, но и стимулирует противоправное поведение со стороны других субъектов права.
Соблюдение принципа своевременности ответственности означает возможность наказания правонарушителя в течение допустимого законом срока давности, то есть такого периода времени, которое делает оправданным сам факт привлечения к ответственности. Для административных и дисциплинарных проступков такой срок исчисляется несколькими месяцами; по уголовным преступлениям срок давности значительно больше - от 1 года до 10-15 лет в зависимости от тяжести преступления и обстоятельств дела. Давностью ограничено также исполнение вступившего в законную силу приговора /от трех до десяти лет/ или постановления о наложении административного взыскания.
При осуществлении юридической ответственности учитываются также такие принципы права и морали, как целесообразность и гуманизм. Это означает, что лицо, совершившее противоправное действие, может быть полностью или частично освобождено от применения санкции по причинам:
- добровольного возмещения нанесенного ущерба или его устранения;
- проявления чистосердечного раскаяния и действенного доказательства своего исправления;
- тяжелого заболевания правонарушителя, несчастья в его семье и пр.
Принцип гуманизма учитывается и при осуществлении право-восстановительной ответственности, однако, если государство и его органы вправе простить или помиловать правонарушителя, смягчив санкции за совершенное им противоправное деяние, то там, где нарушены права частных или юридических лиц, принять окончательное решение об отказе от осуществления ответственности может только потерпевшая сторона, интересы которой могут быть восстановлены в процессе применения санкций. Однако и во втором случае по просьбе лица, привлеченного к ответственности, допускается возможность изменения порядка исполнения санкции, отсрочка или рассрочка платежей, снижение размеров выплат.
Соблюдение рассмотренных выше принципов осуществления юридической ответственности соответствует международным правовым нормам и имеет особое значение в процессе создания и укрепления основ правового государства в Российской Федерации.
4. Некоторые проблемы развития института юридической ответственности в законодательстве Российской Федерации.
В процессе совершенствования законодательной системы Российской Федерации появляется большое количество новых законов и других нормативно-правовых актов, вносятся изменения в ранее действовавшие. Множественность законов - неизбежная черта развития современного российского законодательства, стремящегося отразить политические и социально-экономические перемены в жизни нашего общества. Весь массив законодательства переходного периода трудно обозрим, но попытаемся представить лишь некоторые новые тенденции в развитии отечественного права, связанные с отношениями ответственности.
Прежде всего, принципиально важной является проблема юридической ответственности государства перед своими гражданами, которая активно исследуется сегодня российскими правоведами. Для правового государства идея ответственности государства перед своими гражданами и обществом не менее актуальна, чем идея ответственности граждан перед государством. Однако, если последняя разработана в законодательстве России довольно широко, то проблема защиты граждан от произвола обладающего чрезмерной властью государства и необходимости ее законодательного оформления встала перед Россией лишь в конце 80-х годов.
В 1990 г. Россия приняла участие в Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе /СБСЕ/, принявшем Парижскую хартию новой Европы, в которой говорится, что уважение и защита законных прав и свобод человека является первейшей обязанностью правительств. Среди условий полного осуществления этих свобод Хартия называет развитие демократических институтов государств - в том числе, безусловное неограниченное право граждан на обращение в суд с целью защиты своих прав и установление ответственности государства перед гражданами.
Тенденция признания ответственности государства перед гражданами нашла свое конституционное закрепление в ст. 53 Конституции Российской Федерации 1993 г., провозглашающей, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействиями органов государственной власти или их должностными лицами.
Первым проявлением развития института ответственности государства стали процессы по реабилитации и компенсации жертвам сталинских репрессий. Так, Закон РСФСР о реабилитации репрессированных народов от 26 апреля 199$ г. объявил акты против народов незаконными и преступными и признал право реабилитированных на поэтапное возмещение материального ущерба. Законом о реабилитации жертв политических репрессий от 18 октября 1991 г. реабилитируются и восстанавливаются в правах миллионы пострадавших от политического произвола тоталитарного государства с 1917 г. с предоставлением жилищных, бытовых, медицинских и других льгот. Таким образом было положено начало отказу от доктрины иммунитета верховной власти и признанию ответственности государства за ущерб, причиненный гражданам актами власти.
По действующему ныне законодательству ущерб, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного заключения под стражу, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, возмещается государством в полном объеме. Возмещению за счет средств государственного бюджета подлежат: заработок и другие доходы, имущество /в том числе денежные средства/, которых лишился гражданин в результате незаконных действий государственных органов. Предусмотрено восстановление трудовых, пенсионных, жилищных и других прав.
Государство сегодня принимает на себя обязательства по защите военнослужащих, в том числе предусматривающих материальную ответственность государства. В некоторых случаях, в частности при крупных авариях, наносящих колоссальный материальный и моральный вред, государство принимает на себя обязанности по ликвидации последствий и компенсации ущерба, неся как бы квазиответственность.
В результате обострения противоречий на национальной почве и вызванных ими проблемах "вынужденных переселенцев" в феврале 1993 г. был принят Закон о вынужденных переселенцах, согласно которому федеральная миграционная служба принимает меры к возвращению переселенцу оставленного в месте его прежнего проживания имущества, или выплачивает компенсацию.
С проблемой ответственности государства связано и принципиально новое для российского законодательства положение, предусматривающее юридическое признание морального вреда. Преодолено идеологическое отрицание ответственности за нанесение морального ущерба.(15) Впервые понятие морального вреда получило юридическое признание в Законе СССР о печати и других средствах массовой информации от 12 июня 1990 г.: моральный /неимущественный/вред, причиненный гражданину в результате распространения не соответствующей действительности информации, порочащей честь и достоинство гражданина, возмещается по решению суда виновными должностными, лицами и гражданами».
Действующие сегодня в законодательстве Российской Федерации нормы об ответственности за причинение морального ущерба содержатся в отдельных актах и предусматривают такую ответственность лишь в отдельных случаях. Между тем любое правонарушение приносит моральный вред, негативно воздействуя на психику потерпевшего, вызывает негативные эмоции, унижает достоинство гражданина. Исходя из этого, отечественные правоведы считают целесообразным введение в гражданское законодательство одной общей нормы генерального характера, предусматривающей право граждан, потерпевших от любого правонарушения, на компенсацию морального ущерба за счет его причинителя.(16)
В условиях становления рыночных отношений возрастает роль экономических мер ответственности, предусмотренных законодательством за правонарушения экономического характера. Среди новых санкций в этой области следует назвать Закон Российской Федерации о несостоятельности /банкротстве/ предприятий от 19 ноября 1992 г., предусматривающий возможность объявления несостоятельного предприятия банкротом, его ликвидацию и продажу имущества. Широкое применение получает также санкция конфискации имущества, включая доходы. Эта мера ответственности предусмотрена, например, по законодательству, регулирующему налоговые отношения.
Внесены изменения и в нормы об юридической ответственности отдельных отраслей законодательства. В частности отменены статьи Уголовного кодекса, предусматривавшие ответственность за так называемую антисоветскую агитацию и пропаганду, за нарушение законов об отделении церкви от государства и школы от церкви. Отменены такие меры ответственности, как ссылка, высылка, условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду.
В то же время установлена ответственность за экологические правонарушения и, в частности, ответственность должностных лиц, несвоевременно и недостаточно полно информирующих общество о состоянии природной среды и радиационной обстановке.
Следует, однако, отметить, что перечисленные выше нововведения российского законодательства далеко не исчерпывают всех проблем, стоящих на пути развития института юридической ответственности в рамках правового государства. Во-первых, немало нареканий в адрес законодательства об ответственности вызывает такой "больной" для российского общества вопрос, как иммунитет верховной власти, в частности - народных депутатов. Отказ от нее, по мнению российских юристов, способствовал бы преодолению отчуждения между государством и гражданским обществом.(17) Во-вторых, требует рассмотрения вопрос об ответственности работников представительных и правоохранительных органов, имеющих гарантии неприкосновенности в сфере уголовного судопроизводства. Наконец, требует единого нормативного оформления законодательство РФ об ответственности государства за ущерб, причиненный гражданам неправомерными актами государственных органов и должностных лиц при исполнении служебных обязанностей.
В целом же можно отметить, что переходное состояние экономики, политики и права в нашем обществе сопровождается значительными трудностями и имеет постепенный, иногда противоречивый характер. Поэтому любое обновление законодательства Российской Федерации, стремящегося к достижению международного уровня осуществления прав и свобод личности, следует оценивать положительно, в том числе, когда речь идет об эволюции норм, предусматривающих юридическую ответственность.
Заключение
Можно констатировать, что российские ученые-правоведы продолжают как теоретические исследования понятия правовой ответственности, так и совершенствование применения этого института в нормативно-правовых актах» В числе позитивных изменений в сфере развития законодательства об ответственности можно выделить: установление норм ответственности государства перед гражданами; признание безусловного права граждан на обращение в суд с целью защиты своих прав; введение норм, предусматривающих компенсацию морального ущерба; расширение роли экономических санкций; смягчение некоторых норм уголовной ответственности.
В то же время недостаточная регламентация тех или иных вопросов в законодательстве об ответственности, в частности весьма громоздкое и несогласованное на сегодняшний день законодательство Российской Федерации, сковывает поступательный ход общественного развития на пути к правовому государству и нуждается в совершенствовании. Устранение негативных явлений в области правотворчества и правоприменения - вопрос времени и одновременно - первостепенная задача как теоретиков права, так и правоохранительных органов.
Сноски
Проблемы ответственности и наказания в советском праве. Сб. научн. трудов. // Под ред. Сиротина А. С., М., 1990, с. 5-6
Назаров Б. Л. Ответственность юридическая. Юридический энциклопедический словарь. // Гл. ред. Сухарев А. Я., М., 1984, с. 232
Теория государства и права. Курс лекций. // Под ред. Марченко М. М., т. 2, М., 1995, с. 167
Проблемы ответственности и наказания..., с. 124
Там же, с. 125-126, 138
Теория государства и права..., с. 166
Проблемы ответственности и наказания..., с. 11-12; см. также: Бернштейн Д. И. Правовая ответственность как вид социальной ответственности и пути ее обеспечения. // Ташкент, 1989, с. 18-29
Назаров Б. Л. Социалистическое право в системе социальных связей. // М., 1976, с. 225-226
Лейст О. Э. Понятие ответственности в теории права. // Вестник МГУ. Право. Сер. 11., 1994, №1, с. 36-37
Там же, с. 33
Теория государства и права..., с. 166-167
Лейст О. Э. Понятие..., с. 36-37
Жданов И., Лиховидов К. Преступил закон - отвечай. // Армия, 1994, №9, с. 38-42
Мальков В. Вина - основание юридической ответственности. // Законность., 1993, №11, с. 30
Малеин Н. С. Современные проблемы юридической ответственности. // Государство и право., 1994, №6, с. 28-29
Там же.
Бойцова В. В., Сойфер Т. К. Конференция молодых ученых: основания и виды ответственности за нарушение законов. // Государство и право., 1993, №11, с. 148-149
Список использованной литературы
1. Бернштейн Д.И. Правовая ответственность как вид социальной ответственности и пути ее обеспечения. Ташкент, 1989.
2. Бойцова В.В., Сойфер Т.В. Конференция молодых ученых: основания и виды ответственности за нарушение законов . Государство и право. 1993. № 11.
3. Жданов И., Лиховидов К. Преступил закон - отвечай . Армия. 1894. № 9.
4. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., М., 1995.
5. Костин Ю.А. К вопросу о дефиниции юридической ответственности // Органы внутренних дел на пути к правовому государству. Спб., 1993. Вып. 1е
6. Лейст О.Э. Понятие ответственности в теории права . Вестник Московского Университета. Сер. 11. Право. 1994. № 1.
7. Малеин Н.С. Современные проблемы юридической ответственности. Государство и право. 1994. № 6.
8. Мальков В. Вина - основание юридической ответственности. Законность. 1993. № 11 .
9. Назаров Б.А. Социалистическое право в системе социальных связей. М., 1976.
10. Проблемы ответственности и наказания в советском праве: Сб. научных трудов / Под ред. Сиротина А. С. М., 1990.
11. Теория государства и права: Курс лекций - Т.2 /Под ред. Марченко М.Н. М., 1995.
12. Юридический энциклопедический словарь /Гл. ред. Сухарев А.Я. М., 1984.