Особенности стилистической окраски, ошибок и синонимов

    Установите, какую эмоционально-экспрессивную и функционально-стилевую окраску имеют приведенные ниже слова. Подберите к ним нейтральные синонимы

Агитация, подземка, дефилировать, мантия, мудак, собачиться, кадриться, дифирамба, гнусный, космополит, пацан, чуточку, шибко, неотвратимый, негожий.

Понятие-Эмоц-экспрес окраска-Функ-стил окраска-Нейтральные синонимы

Агитация-нейтральная-книжная-влияние, толчок

Подземка-нейтральная-разговорная-метрополитен, метро

Дефилировать-нейтральная-книжная-расхаживать, шествовать

Мантия-положительная-публицистическая-длинная одежда

Мудак-отрицательная-разговорная-идиот, простак

Собачиться-отрицательная-разговорная-спорить, ругаться

Кадриться-нейтральная-разговорная-знакомиться с девушкой

Дифирамба-положительная-художественная-хвала кому-либо

Гнусный-отрицательная-художественная-низкий, гадкий

космополит-нейтральная-публицистическая-нации,-раст.-и-жив.,встречающиеся по всему миру

Пацан-отрицательная-разговорная-мальчик

Чуточку-нейтральная-разговорная-немного, чуть-чуть

Шибко-нейтральная-разговорная-сильно, очень

Неотвратимый-нейтральная-книжная-худ-неизбежный

Негожий-нейтральная-художественная-плохой, негодный

    Подберите стилистические синонимы (не менее трех) к словам

Мир, думать, дорогой.

Мир - вселенная, земной шар, земля, космос, поднебесная, белый свет.

Думать – размышлять, рассуждать, вникать, раздумывать, рассуждать, пораскинуть мозгами

Дорогой – драгоценный, любимый, ненаглядный, милый, желанный, ценный, яхонтовый.

    Найдите в приведенных предложениях стилистические ошибки. Исправьте их

1.Многим в деревне были известны его ночные вояжи в лес за грибами.(употребление слова в неуместной стилевой окраске)

Многим в деревне были известны его ночные походы в лес за грибами.

    В ней нет ни великодержавной спеси, присущей английскому королевскому двору, ни закидонов монакской династии. (смешение стилей)

В ней нет ни великодержавной спеси, присущей английскому королевскому двору, ни претенциозностей (странностей) монакской династии.

3.Певец, видимо, решил покончить с блатным прошлым и перейти на обычную попсятину. (неверная стилевая окраска слова )

Певец, видимо, решил покончить с блатным прошлым и перейти к другому более непринуждённому жанру популярной музыки.

4. Менты захлопнули камеру, и я поспал часа три, накрывшись небольшой грязной цевницей. (употребление неверного по смыслу, стилю и значению слова, архаизм) Если честно, то не пойму, при чем тут цевница…В интернете нашла вот такое определение данного слова: Цевница - русский многоствольный духовой музыкальный инструмент типа флейты Пана. С 19 в. называется кувичками, кугиклами, кувиклами. Не вижу связи с текстом.

Менты захлопнули камеру, и я поспал часа три, накрывшись небольшой грязной тряпкой.

5. Восемь школ, которые дислоцируются в нашем районе, переполнены, и нашему сыну приходится ездить за тридевять земель. (употребление слова в несвойственном ему значении)

Восемь школ, которые расположены в нашем районе, переполнены, и нашему сыну приходится ездить на другой конец города.

4. Составьте собственную картотеку стилистических ошибок (5-7 примеров). В качестве источников используйте тексты различных жанров, примеры из разговорной речи и пр. Укажите, в чем именно заключается ошибка; исправьте ее.

    Вы с сестрой так похожи! Я порой не различаю вас друг от друга.

Ошибка: неразличение паронимов.

Вы с сестрой так похожи! Я порой не отличаю вас друг от друга.

    Когда моя мама узнала, что я не сдала экзамен по математике, она негодовала от возмущения.

Ошибка: плеоназм, речевая избыточность.

Моя мама негодовала/была возмущена, когда узнала, что я не сдала экзамен по математике.

    В рассказе “Моя любовь” писатель рассказывает нам о своей жизни.

Ошибка: тавтология.

В рассказе “Моя любовь” писатель повествует нам о своей жизни.

    Когда она приезжала в наш дом, всем было очень весело. Сразу начинались игры, веселье и баловство. Она никому не давала скучать в нашем доме.

Ошибка: стилистические повторы в тексте.

Когда она приезжала в наш дом, всем было очень весело. Сразу начинались игры, веселье и баловство. Она никому не давала скучать.

    Директор школы был в ауте, когда узнал, что они выиграли грант в размере 1 млн. рублей.

Ошибка: употребление слова неуместной стилевой окраски

Директор школы был потрясен, когда узнал, что они выиграли грант в размере 1 млн. рублей.

    Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе.

Ошибка: неудачный порядок слов

В мировой литературе есть немало произведений, повествующих о детстве автора.

    Как только с трибуны сошла доярка, на неё тут же залез председатель.

Ошибка: двусмысленность, амфиболия

Как только доярка сошла с трибуны, председатель занял ее место.

    Впереди лидировал по-прежнему Миронов. Миронов по-прежнему лидировал.

Ошибка: тавтология

    Проливной ливень заставил нас спрятаться под навес. Проливной дождь заставил нас спрятаться под навес.

Ошибка: тавтология

    Борщ из свежей капусты, вегетарианский, с мясом и сметаной. Борщ из свежей капусты, вегетарианский, без мяса.

Ошибка: нарушение логичности

    Учитель обязан содействовать исправлению допущенных родителями ошибок. Учитель обязан способствовать исправлению допущенных родителями ошибок.

Ошибка: неправильное употребление синонима

    На новогоднем вечере было немало шуток, розыгрышей и забавных инцидентов.

На новогоднем вечере было немало шуток, розыгрышей и забавных моментов.

Ошибка: неправильное употребление неологизма

    Получив с ворот поворот, фирмач обратился к другим поставщикам. Получив с ворот поворот, фирмач обратился к другим поставщикам.

Ошибка: неправильное употребление фразеологизма

5. Определите, к какому функциональному стилю принадлежит этот текст. Докажите его принадлежность к данному стилю, указав основные лексические, морфологические и синтаксические черты

Какая дикость! Совсем недавно объявили справедливо: падение рубля - национальная катастрофа. Но, простите, национальная катастрофа с падением рубля произошла гораздо раньше, когда рубль стал равен центу. Вот тогда надо было говорить и спохватываться. Мы все знаем: план экономических реформ никогда не был объявлен. Почему? Если его нет - тогда это авантюра, если он есть - тогда почему его скрывают? Мы все знаем: цены освобождены в угоду монополистам, ни по какому ваучеру ни один гражданин не получили отдаленно своей доли в национальном достоянии. Нам известно из прессы: то там, то здесь происходят скандальные случаи приватизации за бесценок, Кто-то взял почти бесплатно, а государство не получило ничего. Государство ограбило 70 миллионов вкладчиков, самых добросовестных, самых лояльных, самых доверчивых своих граждан. Дало жестокий урок никогда не верь государству и никогда не работай честно. И мы знаем, как катастрофически падает наша рядовая и блистательная наука, падает наше образование, падает медицина, миллиарды долларов в год разграбляются и куда-то увозятся из страны и как по стране свободно шествует преступность. Третий год мы слышим и от правительства, и от президентской команды, и от так называемой непримиримой оппозиции одно и то же: борьба с преступностью. Скажите, где открытые суды, где грозные приговоры? Можете вы назвать, слышали вы их? И нет уголовных законов, соответствующих невиданной криминальной ситуации, которая сегодня пугает уже и Америку, и Германию - она уже и туда плеснула. Нет нового уголовного кодекса, нет уголовно-процессуального кодекса, может быть, потому, что у Государственной Думы нет времени.

Анализ:

    Публицистический стиль

    Аналитическая статья (возможно обзор)

    Информационная цель, воздействие на массового адресата

    Тема: экономика, политика, проблема – беспредел в стране.

    Стилевые черты и языковые особенности текста:

    Понятность текста: употребление общеизвестной лексики, отсутствие узкоспециальной терминологии

    Актуальность текста: “падение рубля”, “борьба с преступностью” и т.д.

    Объективность изложения: в тексте приведены конкретные цифры “70 миллионов вкладчиков ”

    Выраженность точки зрения, отношения автора: используется оценочная лексика (Какая дикость, разграбляются, спохватываться, бесценок), повествование ведется от первого лица ( мы знаем, мы слышим)

    Призывность, агитационность текста: присутствует скрытая агитация, основная цель данного текста – проинформировать и взбудоражить аудиторию. (“скажите?...можете назвать?...почему?....где открытые суды?..где грозные приговоры?”)

    Эмоциональность, выразительность изложения: множество вопросительных предложений, антитез. Автор хочет показать, что ему не безразлична проблема, освещенная в тексте и у него это получается, текст довольно-таки эмоционален. В основном, благодаря синтаксическим средствам выразительности – вопросительным предложениям, инверсиям (“Можете вы назвать, слышали вы их?”)

    Точка зрения выражается не от первого лица, а через множественное местоимение “мы”.

    Незначительная грамматическая усложненность текста: преобладание глаголов в личной форме, небольшое число причастных и деепричастных оборотов, не очень длинные цепочки однородных членов, преобладание недлинных предложений с небольшим количеством осложняющих конструкций.

    Самостоятельно подберите текст (не более 1000 знаков) научного стиля, используя в качестве источников тексты СМИ, Интернет и др. Докажите его стилевую принадлежность (см. задание 5)

Л.Ф.Курило

Телегония – мифы и реальность

Медико-генетический научный центр РАМН

отрывок из статьи.

“Профессора М.М. Асланян и А.С. Спирин приводят в своей публикации схему и результаты экспериментов, посвященных реципрокному переносу чистопородных доимплантационных эмбрионов кроликов от самки одного окраса (черного), самке другого окраса (белой) и наоборот. Во всех экспериментах окрас рожденного крольчонка оставался генетически исходным - т.е. сохранялся генотип и фенотип крольчих - доноров эмбрионов. Специалисты справедливо заключают о том, что и теоретические основы генетики (ее законы) и результаты генетически корректных экспериментов полностью отвергают явление телегонии. Встречающиеся же случаи рождения потомства с признаками, отсутствующими у их родителей, имеют иное объяснение с позиций современной генетики и биологии развития”

Анализ:

    Научный стиль

    Жанр – научная статья

3. Тема - телегония

4. Информационная цель

5. Сфера коммуникации – наука

6. Текст относится к функционально-смысловому типу речи «повествование», передается фактологическая информация.

7. Форма реализации научного стиля – письменная.

8. Можно отметить такие стилевые черты, присущие данному тексту, как: логичность, последовательность повествования, объективность, беспристрастность, ясность изложения.

9. Стилистические средства, используемые в данном тексте (языковая специфика текста).

    Стилистические средства фонетического уровня отсутствуют, т. к. текст письменный.

    Стилистические средства лексическо-фразеологического уровня.

Лексические средства

Употребление разговорной и просторечной лексики отсутствует.

Употребление специальной лексики (терминов). В тексте значительное количество узкоспециальной лексики (реципрокному переносу чистопородных доимплантационных эмбрионов, генотип и фенотип).

Употребление официальной лексики отсутствует

Употребление эмоционально окрашенной лексики отсутствует

Отсутствие синонимов

    Морфологические и синтаксические средства:

Предложения усложнены причастными оборотами, пояснениями.

Точность изложения достигается использованием однозначных выражений, терминов, слов с ясной лексико-семантической сочетаемостью.

7. Преобразуйте запись разговорной речи в письменный рассказ о событии. Каковы особенности разговорной речи по сравнению с письменной? На что необходимо обращать внимание при подобной трансформации?

Раз мы зашли в такую маленькую таверну / э-э… посмотреть / там же есть… были и рестораны такие / но мы захотели посмотреть / и нам значит подали / там все сидели и ели макароны // Макароны итальяни // Такая вроде пиалы знаете // такая круглая / подали нам … миску // Макароны там плавают в томатном соусе // Мно-о-го томатного соуса // И все они целиком / они не … не это / не ломаные // и мы значит посмотрели как едят // Они замечательно умеют есть! Они эти макароны вот так берут (показывает) тремя пальцами оттуда / и прямо в рот // И нигде не капнут // Я говорю Лёля! Это сестра… (смеётся) // Я говорю давай уходить // Я говорю… Понимаешь / мы не сумеем так / и мы все зальемся этим соусом.

Однажды мы с сестрой зашли перекусить в таверну. Поблизости было много ресторанов, но ради интереса мы решили посетить именно эту.

Оглядевшись, заметили, что все посетители ели “Макароны Итальяни”. И нам, конечно же, захотелось отведать столь популярное блюдо. Макароны подали в пиале, больше похожей на миску, причем томатного соуса в ней было больше, чем самих макарон, они буквально плавали в нем. Самое интересное - все посетители ели это блюдо руками, просто брали тремя пальцами макаронину и в рот, да настолько умело, что ни одной капли мимо. Посидели мы, подумали и решили покинуть это заведение, дабы не залиться соусом и не быть опозоренными.

Разговорная речь, как правило, не подготовлена и спонтанна, воспроизводится автоматически, грамматика при этом в большинстве случаев страдает. Устная речь не нагружена сложными словосочетаниями и предложениями, мы видим отсутствие причастных и деепричастных оборотов. Предложения в разговорной речи короткие и часто не связанные между собой лексически. Письменная речь в отличие от разговорной строится логически, устная же ассоциативна и сбивчива.

8. Перечислите особенности построения рекламных текстов. Подберите собственные примеры рекламных текстов (или их фрагментов), иллюстрирующие данные особенности

Рекламные тексты, как правило, краткие и запоминающиеся. Реклама включает в себя вступление, основную часть, заключение и слоган. Для построения текстов применяется множество способов. Вот, например, всем известная реклама стирального порошка Tide:

Чистота – чисто Tide.

Здесь используется приёма каламбура, а также приём синтаксического параллелизма – одинаковое синтаксическое построение отрезков речи, что делает слоган кратким и запоминающимся.

Также очень часто используется антитеза, как, например, в рекламе Mastercard

Есть вещи, которые нельзя купить.

Для всего остального есть Mastercard.

В основе слогана – антитеза, выраженная описательно: ряд вещей нельзя купить (перечисляются ценности не материального плана) – все остальное купить можно, и в этом поможет Mastercard.

Квасу – Да!

Химии – Нет!

Zanussi

Вода замерзает при 0° С. Доказано Цельсием. Надежная бытовая техника существует. Доказано Zanussi.

Слоган состоит из двух частей, построенных с использованием принципа синтаксического параллелизма. Порядок слов в предложениях, даже намеренный лексический повтор (слово доказано), внушает потребителю мысль о существовании только одной фирмы, достойной доверия.

Так же в рекламе могут быть использованы:

    принцип синтаксического параллелизма

    использование приема каламбура

    использование многозначности слова, как основы слогана

    обыгрывание оттенков лексического значения слов