Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов
Московский институт Права
Курсовая работа
Дисциплина: Русский язык и культура речи.
Тема: Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов.
Форма обучения: заочная
Студент: Ангальд Наталья Викторовна
Факультет:Экономический
Санкт-Петербург-2004
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
I.ПОИСК МАТЕРИАЛА …………………………………………………..5
А .Как собирать материал………………………………………………….5
Б .Как искать литературу…………………………………………………..9
В .Составление заметок…………………………………………………....12
II.ВИДЫ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ…….……………....14
А .Определения…………………………………………………………….15
Б .Сравнения………………………………………………………………..17
В.Примеры………………………………………………………………….19
Г .Ссылки на авторитеты…………………………………………………..21
Д .Статистические данные………………………………………………..23
Е.Наглядные пособия………………………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….26
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….27
Введение
Если представить себе, что завтра вам предстоит публичное выступление, то вы с неизбежностью начинаете волноваться и размышлять, что говорить, как говорить, как добиться того, чтобы ваше выступление было интересным и убедительным - вот далеко не полный перечень вопросов, которые вы так или иначе задаете себе.
Действительно, достигнет ли ваше выступление цели, справитесь ли вы со своими задачами как оратор - зависит во многом от того, владеете ли вы ораторским искусством.
Говорят, ораторами не рождаются, ораторами становятся. Вместе с тем ораторский успех во многом зависит от эффективности работы над содержанием каждого отдельно взятого публичного выступления.
Из чего же конкретно складывается содержание публичного выступления? Что для этого нужно? Анализ публичных выступлений наиболее талантливых ораторов показывает, что способности к импровизации, эрудиция и многие другие достоинства оратора - это лишь предпосылки ораторского успеха, который может и не состояться, если не вложен труд в разработку содержания публичного выступления. Вообще разработка содержания публичного выступления начинается с осмысления и уточнения темы, вычленения главной - центральной идее, уточнения основных положений и понятий, формулирования основного тезиса и подтверждающих его аргументов.
Нелишне будет знать и использовать классическую схему ораторского искусства. В основе ее лежат 5 этапов:
1. Поиск необходимого материала, содержание публичного выступления.
2. Составление плана, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности.
3. Литературная обработка речи, насыщение ее содержания, использование вспомогательных материалов.
4. Заучивание, запоминание текста речи. 5. Произнесение речи с соответствующей интонацией, мимикой, жестами.
Как видим, классическая риторика исключительно большое значение придает подготовке публичного выступления.
По крайней мере 4 из 5 этапов в деятельности оратора отводятся на подготовку речи.
Греки говорили, что речи Демосфена пропитаны маслом ночной лампады, при свете которой он их готовил. Да и он сам об этом говорил: "Я, граждане афинские, признаю и не стану отрицать, что продумал и разучил свою речь, насколько это было возможно".
Для оратора - нашего современника - трудолюбие Демосфе на не просто поучительно. Оно говорит о том, что ораторское красноречие в лучшем значении этого слова не посещает ленивых.
Обратимся к некоторым сторонам, условиям ораторского творчества на этапе подготовки содержания публичного выступления.
1. Первым условием успешного подбора и отбора содержания публичного выступления является подбор темы. Важно, чтобы тема была вам близка, интересна и лично значима для вас.
2. Регулярность и систематичность работы над подготовкой материала выступления.
3. Составление списка литературы по теме предстоящего публичного выступления. Работа с этой литературой. Использование дополнительной справочной информации.
4. Осведомленность по самой новейшей литературе, последним газетным публикациям, особенно полемическим статьям, которые так или иначе связаны с темой вашего выступления.
5. Упорная работа над композиционно-стилистическим построением публичного выступления, логикой изложения материала и непосредственно речевой культурой.
После того как сбор необходимого материала к публичному выступлению завершен, материал логически выстроен, тщательно отредактирован, можно положить текст в ящик письменного стола и выступить, опираясь лишь на краткий план или тезисы. И ни в коем случае не считать, что проделанный вами труд напрасен. Как утверждают даже опытные ораторы, невидимый ни для кого труд - основа уверенности лектора. Размер его волнения обратно пропорционален затраченному труду.
В данной курсовой работе рассмотрена проблема поиска материалов и виды вспомогательных материалов.
I.Поиск материала
А. Как собирать материал
Имеется четыре источника накопления материала: 1) личный опыт, 2) размышление и наблюдение, 3) интервью и беседы, 4) чтение.
Как использовать их в каждом отдельном случае? Допустим, нужно приготовить доклад о состоянии здравоохранения в вашем городе. Прежде всего обратитесь в городской отдел здравоохранения и посмотрите, чем он занят. Вы сможете выяснить, каковы его бюджет, квалификация и обязанности сотрудников. Затем вы подумаете об особых условиях города с точки зрения здравоохранения: о чистоте на улицах и в переулках, о канализации, о надзоре за водоснабжением, об уборке мусора и истреблении крыс и прочей нечисти. Составьте заметки по каждому вопросу. Не располагаете ли вы какими-нибудь живыми иллюстрациями, относящимися к состоянию улиц, санитарному надзору за домовладениями или к контролю над загрязнением воздуха? Конечно, их следует добыть. Они были бы полезны в предстоящем выступлении.
Проверьте, не пропустили ли чего-либо существенного. Если, например, вы ограничились только вышеуказанными вопросами, то, наверное, будет обойден самый важный пункт - о предупреждении инфекционных болезней. В дополнение к материалу, обнаруженному на месте, можно многое узнать о задачах и деятельности органов здравоохранения, обратившись к книге.
Не в каждом случае следует прибегать ко всем перечисленным способам собирания материала, но при всех обстоятельствах необходимо обдумывать вопрос и обязательно заглядывать в книги. Все эти способы находятся в тесном взаимодействии. Обычно слушатель предпочитает речи, в которых докладчик делится личным опытом. Подумайте, не пригодится ли что-нибудь из непосредственно полученных вами данных для обоснования доклада. Можно использовать материал, почерпнутый вами у других лиц или из книг, при условии, чтобы это прозвучало для аудитории как нечто непосредственно пережитое вами. Полезно призвать на помощь воображение - не взамен фактов, а чтобы показать, что и как должно быть, или может быть, или будет.
Даниэль Дефо дал весьма яркое описание чумы, опустошившей Лондон в XVIII столетии. Однако он не был свидете- лем бедствия и связанных с ним ужасов.
Следить за литературными новинками и размышлять так же полезно, как и обращаться к опыту прошлого. Преподаватели и студенты должны знать, насколько прошлогодние заметки иногда теряют смысл.
Беседы на избранную тему также имеют практический смысл и не только потому, что открывается возможность позаимствовать новую мысль, но и вследствие того, что в процессе разговора у нас всплывают идеи, которые так бы и покоились в глубине сознания. Действительно, даже не подозреваешь о многих своих взглядах, пока впервые не выскажешь их в беседе.
Когда студент, занятый подготовкой речи, встречает затруднение, он может в случае необходимости воспользоваться советом авторитетных людей. Как правило, специалисты всех отраслей знания, если к ним обратиться с надлежащим тактом, будут рады уделить время ответам на вопросы. Запомните следующее:
а) Приготовьте вопросы заранее.
б) Четко объясните цель интервью.
в) Будьте учтивы и не злоупотребляйте оказанным вам вниманием.
г) Цитируйте правильно и не нарушайте доверия при использовании полученной информации.
Работа почти над каждой темой требует обращения к книгам. Возьмем для примера следующий случай. Студентка посетила донорский пункт. Ее доклад о том, что она видела, был самым интересным из всех, сделанных ею в течение курса. Он отличался конкретностью описания. Но многого в нем не хватало, потому что она не постаралась выяснить значение каждой из процедур, которые видела, но не понимала. Только чтение могло восполнить этот пробел.
При чтении следуйте нижеприведенным советам.
1. Читайте больше, чем практически нужно
Речи, производящие наибольшее впечатление, возникают в результате полноты знания. Необходим большой запас сведений, из которого можно отобрать самое нужное. Если приходится «наскрести» последние остатки, слушатель непременно это заметит. У древа познания много ветвей, и корни его глубоки. Было бы большой смелостью, делая доклад по животрепещущему вопросу, ограничиться книгами и статьями, написанными несколько лет назад. В ваших же интересах как докладчика найти самые последние данные.
С другой стороны, каждый текущий вопрос имеет свою историю, которую тоже необходимо знать. В наш век газет люди забывают, что вещи, сказанные десять, пятьдесят или две тысячи лет назад, еще могут иметь большое значение.
2. Читайте без предубеждения и критически
Не давайте первому автору, на которого вы случайно натолкнулись, сразу же предопределить строй ваших мыслей; не останавливайте свой выбор только на тех источниках, идеи которых соответствуют вашим. Пожалуй, труднее всего подыскивать и исследовать данные, которые противоречат вашим мнениям. Но ведь нет другого способа узнать, правы вы или нет. Не смущайтесь, если после всестороннего изучения вопроса придется изменить мнение. Новое убеждение, солидно обоснованное, станет поистине скорее вашим личным достоянием, чем старый предрассудок, который не был продуктом мысли.
3. Читайте с пользой
Читайте осмысленно. Стремитесь к тому, чтобы изучаемый в данный момент материал принес наибольшую пользу. Не поддавайтесь соблазну уклониться в сторону от главной цели из-за какого-нибудь интересного, но не относящегося к делу чтения. Приучайтесь вчитываться в статьи и книги в поисках нужной информации.
Изучите следующий раздел о поисках материала. Целесообразное чтение требует умелого пользования библиотекой.
4. В процессе чтения ведите записи
Если вы прочтете 1000 слов и затем напишете 50 слов, подытоживающих прочитанное, то будете знать, вероятно, больше, чем если прочтете 10000 слов и не запишете ни одного. Неважно, что у вас хорошая память: впоследствии вы не сможете вспомнить ни специальных данных, ни подлинных слов автора, ни собственных мыслей, пришедших в голову во время чтения. Не ленитесь, не надейтесь, что потом сможете записать их. Приступив к чтению книги или статьи в журнале, держите под рукой бумагу и карандаш. Самый процесс составления заметок обострит ваше внимание.
Б. Как искать литературу
Лет 200-300 назад ученые тратили недели и месяцы на поиски первоисточников для освещения специальных вопросов. В наше время в условиях обычной библиотеки это дело минут. Многие студенты упорно избегают обращаться к услугам библиотеки. Одна из причин в том, что они не умеют пользоваться ею. Однако каждый обучающийся искусству речи обязан предвидеть, насколько необходимо умение запасаться нужными сведениями по многим вопросам, и потому должен уделить некоторое время изучению способов, как находить нужную информацию. Приводимые ниже указания следует хорошо усвоить и применять.
Картотека. Все книги, как и многие бюллетени, занесены в картотеку. Книгу отыскивают по имени автора, по ее названию или содержанию. Если нельзя найти пособие в соответствии с точным названием темы, нужно поискать его под однородным заголовком с возможно более широким охватом. Многие карточки с обозначением содержания направят читателя к входящим в это содержание темам.
Карточка «Праздники», например, отошлет его к названиям «Новый год», «8 марта» и т. д. Просматривать картотеку следует до тех пор, пока не получишь ясного представления о книге: год издания, издательство, содержание и т. д. По данным картотеки уже можно судить, насколько занесенная в нее книга окажется полезной. По получении книги необходимо ознакомиться с ее оглавлением и указателем, чтобы найти интересующий вас материал. Если в ней есть указатель литературы, надо полагать, что вы попали «в самую точку» и натолкнулись на предмет поисков.
О материале по вопросам, выходящим за рамки текущих интересов, информацию можно получить в книгах. Они дают более исчерпывающие и, как правило, более авторитетные данные, чем журналы.
2. Указатели по периодической печати. Единственный хороший способ отыскать журнальную статью по специальному предмету - это обратиться к указателям или справочникам по периодике. Вдумывайтесь и решайте, какие статьи окажутся наиболее отвечающими назначению. Если не найдется заголовка, вполне соответствующего содержанию темы, продолжайте поиски, пока не остановитесь на подходящем названии.
Журналы общего характера. Разумеется, для текущей информации можно пользоваться злободневными статьями из обычных журналов. Нужно просматривать периодическую печать на журнальных полках библиотеки, чтобы иметь о ней общее представление. Но не приступайте сразу к ним с целью найти материал для речи. Сначала обратитесь к указателям.
Газеты. За наиболее свежей информацией и за материалом по вопросам, имеющим местное значение, нужно обращаться к газетам, хотя имеющиеся в них данные менее надежны и солидны, чем данные, которые содержатся в книгах или журналах. Учитесь определять ценность статей и самих газет исходя из политического направления самих газет. Конечно, из этого не следует, что заметка или даже специальная статья напечатанные в той или иной газете, обязательно отображают воззрения издателя.
Энциклопедии. Для дискуссий, тематически ограниченных и покоящихся на основе общепризнанных авторитетных данных, пользуйтесь обычными энциклопедиями. Перелистывайте разные энциклопедии, присматриваясь к их всеобъемлющему содержанию.
Литературные справочники. За литературными ссылками обращайтесь к сборникам цитат, сборникам пословиц и поговорок. В этих книгах содержатся отрывки, выражения, поговорки, взятые из литературы прошлого и современной, в соответствии с расположенными в алфавитном порядке основными тематическими понятиями.
9. Брошюры и бюллетени. Многие специальные работы издаются в виде брошюр и бюллетеней. Большинство общественных организаций и многие промышленные и просветительные организации таким путем доводят до общего сведения данные о своих достижениях. Помните, что персонал библиотеки всегда придет вам на помощь, если таковая понадобится.
В. Составление заметок
По вопросу о том, как составлять заметки, нет единого мнения. Но все согласны в одном - необходима какая-то система записи данных, подлежащих использованию.
Большинство авторитетов рекомендует делать записи на карточках. Преимущество карточек в том, что каждая справка регистрируется отдельно и без труда может быть найдена. Карточки легко разложить на столе, сгруппировать, перегруппировать; они легко обозримы, их быстро можно сравнивать и классифицировать. Главный недостаток - их не так удобно носить с собой, как блокноты.
При занесении справочного материала в карточку внизу приводится название источника, наверху - заголовок, содержащий указание, где именно материал может пригодиться.
Тщательное соблюдение следующих правил избавит от значительных затруднений:
Пользуйтесь карточками одинакового размера и пишите только на одной стороне.
На каждой карточке делайте только одну запись.
Сделайте больше записей, чем вам понадобится для подготовки речи.
4. Четко, при помощи кавычек, указывайте, является ли приводимая ссылка прямой цитатой.
Если это книга, необходимо привести полное имя автора, название книги, год издания, страницу (или страницы), с которой взят материал.
Если это журнал, необходимы имя автора, название статьи, название журнала, дата выпуска, страница.
Если это брошюра, укажите название организации, выпустившей ее, имена лиц (или группы лиц), собравших материал и составивших брошюру.
Если речь идет о передаче по радио или телевидению, укажите имя выступавшего, название сообщения, вещательную компанию, организацию, которая заказала программу.
Из справочника или антологии нужно взять имя автора отдельной заметки или статьи (если представится возможность).
Не ссылайтесь на издателя или на само издание как на автора. В большинстве энциклопедий указаны инициалы авторов в конце каждой статьи, и в начале тома приведены имена сотрудников.
Подводя итог, нужно сказать следующее. Не смущайтесь, если способы собирания материала в библиотеке и в других местах сначала покажутся сложными. Овладев ими, вы избавитесь от большой затраты времени и от лишних хлопот. Если усвоено, как пользоваться библиотекой, вы приобрели самое важное - исследовательские навыки и неутолимое желание знать досконально все по интересующему вас вопросу. Будьте настойчивы: факты, обнаруживаемые с наибольшим трудом, несомненно, самые необходимые для ясности и убедительности речи.
II.ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Вспомогательный материал речи: А. Определения; Б. Сравнения; В. Примеры; Г. Ссылки на авторитеты; Д. Статистические данные; Е. Наглядные пособия.
Иногда между перечисленными видами данных нет точной границы. Пример, серьезный или шутливый, может принять форму определения: «Государственный деятель - это политик, но уже умерший». Статистика придет на помощь при сравнениях. Авторитетное мнение будет представлено в форме определения, примера или статистической справки. Наглядное пособие заменит устное изложение одного из остальных пяти видов вспомогательных данных. При всех условиях необходимо иметь представление об их достоинствах и применении.
Назначение их разнообразно и зависит от темы, аудитории и цели оратора. Некоторые темы по своему характеру требуют многочисленных примеров, другие - обращения к авторитетам, третьи - приведения статистических данных. Одним слушателям необходимы определения, примеры, ссылки на авторитеты, другие не нуждаются в этом.
В общем, назначение вспомогательного материала в информационной речи - придавать изложению ясность и поддерживать интерес слушателя; в речи агитационного характера он уже играет роль доказательств, а в иных случаях склоняет аудиторию к желательному настроению или действию. Но в каждой речи большинство вспомогательных средств, если не все, может оказаться весьма полезным.
А. Определения
«Что вы этим хотите сказать?» - такой вопрос почти неизбежен в частном разговоре. К сожалению, слушатель во время речи не может его задать. Нет ничего более важного и более связанного с неуловимыми трудностями, чем бережное обращение со словом.
1. Применение определений
Определения нужны для слов, значения которых аудитория не знает, и для терминов, имеющих особый смысл в применении их оратором. Второй вид определений наиболее важен для большинства речей, но им чаще всего пренебрегают. Всякую неясность в вопросе об объеме, отличительных свойствах, назначении обсуждаемого предмета можно устранить при помощи точного его определения. Иногда определения бывают нужны, чтобы внести поправку в представления, которые ошибочно связаны с тем или иным термином. «Беда большинства людей не в их невежестве, а в том, что о массе вещей у них совершенно превратное представление».
Определения встречаются во вступительной части, но могут найти место и на протяжении всей речи наравне с другими вспомогательными данными. Например, они входят в состав первого положения, подкрепляющего основную мысль, выраженную при помощи непонятного термина. III. Хронометраж повышает производительность завода. А. Хронометраж - это планирование затрат рабочего времени на выполнение элементов трудового процесса в интересах производительности труда и выгоды.
2. Виды определений
Для оратора важны три вида определений: а) классификация; б) синоним и антоним; в) пример.
а) Классификация
Определение при помощи классификации указывает род, к которому принадлежит понятие, и его видовые отличия. Например:
Ноктюрн - музыкальное произведение, которое передает настроения, навеянные ночной обстановкой.
Таким образом, ноктюрн относится к роду музыкальных произведений и отличается от других музыкальных произведений тем, что связан с настроениями ночи. Как правило, слушатель знает род понятия, но ему необходимо знать точно его отличительную видовую характеристику: размер, объем, назначение, свойства и т. д. Характеристику можно дать не только утвердительно, но и путем показа явлений, с которыми определяемое явление ничего общего не имеет. Например:
Лучшее средство от хандры - труд. Под словом труд я подразумеваю не нудную, не изнуряющую работу за плату изо дня в день в течение долгих часов. Я имею в виду труд интересный, созидательный, когда достигнутое вселяет чувство удовлетворения.
6) Синоним и антоним
Определения при помощи синонима и антонима вряд ли требуют объяснений. Обычно этот тип определений применяется к отдельным словам.
Запачкать значит замарать (синоним); противоположностью запачкать будет очистить (антоним).
Но и понятия, выражения, намерения и планы оратора могут найти свое определение в синонимах и антонимах.
Выражением: «В большинстве случаев тоска по доброму старому времени есть всего лишь дань слепой романтике» - я просто хочу сказать, что и в это доброе старое время люди были не более счастливы, разумны, справедливы и не более преуспевали, чем в наши дни.
в) Пример
Обычно самый выразительный способ определить что-нибудь заключается в том, что вы скажете: «Приведу пример, поясняющий, что я имею в виду», - и затем изложите конкретный и характерный случай, который типичен для нуждающегося в определении понятия. Иногда в примере как бы выкристаллизован весь смысл понятия.
Б. Сравнения
Умственный процесс сравнения - существенный фактор познания. Пока мы не знаем, на что вещь похожа и чем она отличается от остальных вещей, мы не можем понять ее. Поэтому, хотя вопрос об уподоблениях и противопоставлениях затрагивается при обсуждении других вспомогательных данных речи, по своему значению он заслуживает особого освещения.
Уподобление указывает сходство, противопоставление или контраст - разницу. Но первое отличается от второго только значением; их применение и преимущества одинаковы. В дальнейшем они будут рассматриваться вместе.
1. Виды сравнений
Как и примеры, сравнения могут быть краткими или пространными, фактическими или выдуманными, серьезными или шутливыми. Они могут быть устными и также найти применение при показе наглядных пособий, о которых будет сказано далее. В своей наиболее краткой форме уподобления - это отдельные слова и выражения. Выражение, вызывающее представление о предмете в целом, называется метафорой. Во фразе: «Его слова были оазисом в пустыне светской болтовни» - выражения «оазис» и «пустыня» сразу наводят на мысль о сходстве с явлениями, представление о которых оратор желает вызвать у слушателя. Слушатель сравнивает качества слов и разговора с характерными чертами оазиса и пустыни.
При уподоблениях пользуются иногда словами подобно, как...: «Любовь подобна цветку, распускающемуся на краю могилы». Метафора находит место и для выражения контраста: «Путь прогресса человечества - не гоночный трек».
Более пространная форма уподобления - аналогия - представляет собой умозаключение: если два или более предмета схожи в одном и более отношениях, то они схожи и в других. Особо важное значение аналогия имеет в речах агитационных, поскольку она играет роль умозаключения от одной частности к другой. Главное и наиболее целесообразное ее назначение - иллюстративное. В мыслях и в словах мы постоянно прибегаем к аналогиям. Притча о блудном сыне - одна из самых изящных аналогий-иллюстраций. Как земной отец любит и прощает блудного сына, так и отец небесный любит и прощает нас - его заблудших детей. Аналогии, как и уподобления, бывают фигуральные и аналогии в буквальном смысле. Фигуральная аналогия сравнивает две совокупности явлений из различных областей, явлений разного порядка. Они имеют только символическую связь.
“Трудно определить, что такое демократия. Она подобна жирафу. Раз посмотришь - и уж больше ни с чем не спутаешь”.
Аналогия в буквальном смысле сравнивает две совокупности явлений одной области, одного порядка:
Кондиционирование воздуха подняло производительность труда на фабрике искусственного волокна А, следовательно, оно поднимет производительность труда и на фабрике Б.
Аналогия в буквальном смысле обладает большой значимостью как доказательство в споре: фигуральная аналогия обычно стимулирует работу воображения.
Особое место занимает форма противопоставления или контраста - парадокс. В нем заключены, на первый взгляд, совершенно несовместимые утверждения. Часто его цель - создать драматический или юмористический эффект.
“Посол - это порядочный человек, которого посылают за границу врать в интересах Отечества”.
Но в целом сравнения при помощи фактов, предположений, мнений, предложений или принципов служат одной цели - сделать более ясными, интересными и убедительными те идеи, к которым они имеют отношение. Это вполне удаётся, если они отличаются конкретностью, новизной и доходчивостью.
В. Примеры
Примеры - наиболее эффективный доходчивый прием, к которому прибегают ораторы. При их помощи удается как бы приблизить предмет к слушателю. Существенные качества примера - конкретность и уместность. В речах информационного характера главные его достоинства - ясность и возбуждаемый им интерес; в речах агитационных - убедительность и заключающийся в нем призыв к чувству.
1. Виды примеров
Примеры могут быть: а) краткими или более подробными иллюстрациями, б) фактическими или выдуманными, в) шуточными или серьезными.
а) Краткие и подробные иллюстрации. Краткую иллюстрацию иногда называют «случаем». Она может служить деталью в подробной иллюстрации.
б) Пример-факт и пример-предположение
При прочих равных условиях фактический пример производит большее впечатление, чем предположительный. Представление, что нечто произошло на самом деле, вызывает интерес уже при словах: «А теперь позвольте рассказать вам об одном случае, действительно имевшем место...» Кроме того, только примеры-факты могут найти применение как доказательства или обоснования в агитационной речи. Тем не менее, и предположительные примеры имеют свои преимущества. К ним можно обратиться, когда не располагаешь фактическими данными, что неизбежно, если дело идет о видах на будущее.
Предположительные примеры могут оказаться более типичными и поэтому более отвечающими действительности, чем какой-нибудь единственный реальный случай.
Пример-предположение может оказаться полезным, когда отвлеченные и общие идеи нужно сделать наглядными и подчеркнуть специфику положения.
Но предположительные примеры, хотя и не содержат утверждений о подлинных фактах, должны быть по своей природе жизненны. Оратор не имеет права в своих интересах выдумывать разные небылицы и претендовать на их правдоподобие, типичность и допустимость в качестве иллюстраций. Слушатель всегда разгадает фальшь примера, далекого от действительности.
в) Шуточные примеры
Пока мы имели дело только с серьезными примерами. Собственно говоря, четкой границы между серьезными и шуточными примерами нет. Шутка или смешная история заставят слушателя рассмеяться, прыснуть или только улыбнуться. Они могут просто вызвать дружеское или благожелательно-критическое настроение. Юмор во всех проявлениях затрагивает недостатки человека и его слабые струнки. Его изобразительные средства - несуразности, преувеличения, смешное.
Юмористические приемы классифицируются в зависимости от тона, оригинальности и степени краткости. Во-первых, юмористическая часть речи может быть резкой (до высмеивания) и дружеской.
Дружеский юмор, имеющий целью вызвать расположение к оратору со стороны аудитории, часто встречается во вступительной части речи.
Тонкий налет юмора придает «трудным» темам легкий, непринужденный характер.
Не так просто пользоваться юмористическими приемами, если нет того, что называется юмористической жилкой. Смешная история не будет уместна только потому, что она забавна, к тому же если она заранее не подработана, то может быть только помехой, поскольку четко не выразит мысль или окажется уже известной аудитории.
Г. Ссылки на авторитеты
В некотором смысле все, что говорит оратор, имеет за собой те или иные авторитетные источники. Большинство примеров, определений и статистических данных, предлагаемых им вниманию аудитории, представляет собой наблюдения и выводы, которые он непосредственно или косвенным путем тщательно собирал из других источников.
Кроме того, как бы ни было обработано и значительно содержание речи, слушатель не склонен относиться к оратору с почтительным вниманием, пока не почувствует, что перед ним человек, или обладающий личным авторитетом, или опирающийся на чужой авторитет.
1. Виды авторитетных ссылок
В общем существуют три вида авторитетных утверждений:
а) утверждения, покоящиеся на авторитете самого оратора;
б) утверждения, в основе которых лежит общественное мнение;
в) утверждение сведущих лиц.
а) Авторитет оратора
В течение некоторого, а иногда довольно долгого времени слушатели не могут знать, добросовестно ли или произвольно оратор обращается с фактами, которые он докладывает. Чтобы поверить ему на слово, им нужно или лично знать выступающего, или положиться на его репутацию и опыт. Оратор не может просто исходить из незыблемого предложения, что он обладает правом на доверие. Лучший способ - в действительности обладать качествами, внушающими доверие, т. е. быть добросовестным, искренним, объективным и хорошо знать предмет. Иногда бывает уместно и небесполезно в скромных выражениях дать понять, что обладаешь особой квалификацией и что имеешь право выступить по вопросу.
Но в любом спорном вопросе, когда у слушателей нет оснований считать оратора сведущим или незаинтересованным лицом, он должен принять на себя труд несколько больший, чем изложение собственных взглядов, и ему понадобятся доказательства.
б) Общественное мнение
Вторым по своему значению является авторитет общественного мнения. Оно включает все, начиная с официальных данных, например, об итогах голосования, о результатах массового опроса и изучения анкет и кончая народной мудростью, выраженной в поговорках и обычаях, а также многими очевидными и основанными на здравом смысле соображениями, представляющими для слушателя бесспорную истину.
Многое из того, что считается формальной логикой, представляет собой сложный продукт незыблемой народной мудрости. Равным образом трудно бывает различать, что принимается как основанное на авторитете оратора и что принимается только потому, что совпадает с мнением большинства. Каждое личное наблюдение и голословное суждение оратора может стать для слушателя приемлемым как мнение всех здравомыслящих людей: в этом и заключается сила подлинного красноречия.
в) Авторитет сведущих лиц
В некоторых речах ссылка на заключение эксперта - наиболее важная, особенно когда речь идет о новом или техническом предмете, в котором оратор имеет весьма малый опыт. Студент или неспециалист, готовясь к докладу по вопросам экономики, обществоведения, истории, археологии, биологии или управления промышленным предприятием, не обойдется без помощи сведущих лиц.
Привести в речи авторитетное мнение - вопрос не только ее доходчивости, но и этики оратора. Было бы прямым посягательством на истину, если бы оратор вторгся в область сложных экономических, социологических и иных вопросов и при этом пренебрег необходимостью познакомить аудиторию со взглядами специалистов. Обычно следует назвать источник авторитетного мнения, и часто приведение цитаты представляется наиболее впечатляющим способом. Но если цитирование отнимает больше времени, чем это нужно по значению приводимого мнения, уместно и даже лучше ограничиться простым пересказом. Можно также в краткой форме передать основную мысль, выраженную в книге или журнальной статье.
Д. Статистические данные
1. Роль статистических данных и их применение
Рассматривая явления в цифровом выражении и соотношении, мы количественно определяем и измеряем нашу действительность. Статистика - это факты в цифрах, подвергающихся сравнению или указывающих пропорциональность: «Сто крупнейших банков в настоящее время хранят у себя 46 процентов вкладов населения». Сама по себе статистика кажется сухой и отвлеченной, но для оратора она представляет два преимущества - точность и экономию изобразительных средств.
Каждый раз, когда нельзя пользоваться такими терминами, как все, никто или один, единственный способ быть точным заключается в обращении к статистическим данным. Благодаря сочетанию точности и сжатости «сухая» статистика может придать материалу необычайно впечатляющую силу.
Е. Наглядные пособия
Если нужно описать или объяснить предмет, который можно доставить в аудиторию, проще всего показать его слушателям в натуре. Но если он слишком велик, слишком мал, чересчур сложен, то можно дать его в виде изображения или модели. В число наглядных пособий входят чертежи на доске, карты, плакаты, иллюстрации, модели, образцы.
Всякое наглядное пособие привлекает внимание слушателя.
Но главное назначение наглядных пособий заключается в подкреплении устного изложения и даже в замене его в речи информационного содержания. Многие предметы, технические вопросы, формулы слишком сложны, чтобы дать представление о них только путем устных объяснений. Изображение или диаграмма в несколько секунд пояснят то, на изложение чего пришлось бы затратить не менее часа. Необходимо только тщательно соблюдать следующие правила.
1. Пользуйтесь наглядными пособиями целесообразно
Если наглядный материал не существенно необходим для пояснения или возбуждения интереса к речи в целом, то применение его бессмысленно: он будет только отвлекать внимание слушателя от оратора и от того, что он говорит.
2. Приготовьте пособия до начала речи
Если данные, которые наносятся на доску, очень сложны, их лучше выписать на нее заранее, до начала речи. Для речей, произносимых в классе, лучше сделать это до заполнения классной аудитории. Необходимо самому освоить весь материал целиком. Также следует прорепетировать объяснения, сопровождающие показ пособий.
3. Придайте наглядным пособиям общедоступный вид
Не включайте в чертежи, модели или таблицы словесных обозначений и вообще деталей, которые не были бы достаточно видны всем слушателям. Статистические таблицы часто бывают очень сложны и непонятны. Их содержанию нетрудно придать доступную форму диаграмм - линейных, плоскостных, изобразительных и иных схематических обозначений, демонстрирующих размеры, тенденции и т. п. Сопровождая речь показом пособий, не становитесь между ними и слушателями.
4. Тесно свяжите речь с наглядными пособиями
Ваши суждения должны быть крепко увязаны с показом пособий. Какими бы простыми и ясными ни казались диаграмма или объект, слушатели всегда захотят, чтобы им точно указали связь темы с пособиями.
5. Говорите, обращаясь к слушателям, а не к пособиям
Станьте рядом с пособиями и обращайтесь непосредственно к аудитории, за исключением моментов, когда приходится показать какую-нибудь деталь. Пожалуй, главный недостаток при пользовании пособиями тот, что волей-неволей несколько отрываешься от слушателей.
6. Уберите пособие, как только миновала в нем надобность
Сотрите с доски все написанное, как только закончили с одними объяснениями и перешли к другим, иначе наглядный материал будет отвлекать внимание аудитории.
7. Держите пособия при себе
Не раздавайте изображений и предметов слушателям, если только они не тождественны и не имеют непосредственного отношения к вашим замечаниям, которые делаются при обозрении. Если слушатели заняты разглядыванием пособий, лучше сделать паузу.
Заключение
В этой курсовой работе исследовано шесть видов вспомогательного материала, применяемого при произнесении речи: определения, сравнения, примеры, ссылки на авторитеты, статистические данные и наглядные пособия. Впрочем безотносительно к характеру речи полезно прибегнуть к следующей проверке целесообразности данных средств.
Отвечают ли они моим намерениям и требованиям аудитории?
Достаточно ли они интересны, ясны и убедительны?
Можно ли сделать их еще интереснее, яснее, убедительнее, короче?
Позволит ли время применить их?
Нет ли данных, заслуживающих предпочтения?
Не будет ли целесообразнее
обратиться к ним в другом
месте речи?
Оратор должен иметь ясное и определенное представление о том, что он будет говорить. Тема для выступления должна глубоко затрагивать оратора, вызывать у него глубокий интерес. Это должно быть нечто такое, что произвело на него сильное впечатление. «Разве помимо вашей воли вас не тянет к тому оратору, ум и сердце которого, как вы чувствуете, поглощены действительно важной идеей и он страстно стремится воздействовать на ваш ум и сердце?»
Тема для выступления должна глубоко затрагивать не только оратора, но и аудиторию. Некоторые люди, говоря о своих делах, совершают непростительную ошибку, – касаются только тех сторон, которые интересуют их самих, но совершенно не интересны тем, кто их слушает.
В процессе подготовки к публичному выступлению необходимо изучить свою аудиторию, подумать о нуждах, пожеланиях слушателей, и это часто обеспечивает половину успеха. Нужно прочитать как можно больше литературы по теме выступления, так как сведения, известные оратору, но не изложенные в его речи, придадут ей убедительность и яркость. Лютер Бербенк сказал однажды: «Я часто выращивал миллион растений, чтобы отобрать одно или два, обладающих исключительными свойствами.» Публичное выступление следует готовить примерно в том же духе – так же расточительно и с таким же жестким отбором. «Подберите сто мыслей и отбросьте из них девяносто»
Список использованной литературы:
1.Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А.,Михайлова О.А., Николина Н.А.
Русский язык. - М.: Наука, 2001.
2.Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи. - М. : Наука, 2000.
3.Максимова В.И. Русский язык и культура речи. - М.: Гардарика,2001.
4.Грудина Л. Культура русской речи. - М.: ИНФРА-М, 2000.
5.Гируцкий А.А. Общее языкознание. - М.: Гетра-Сист, 2001.
6.Культура устной речи и письменной речи делового человека. - М.:
Наука, 2001.
7.Казарцева О.М. Культура речевого общения. - М.: Наука, 2001.
8.Бельчиков Ю.А. Стилистика и культура речи. - М. : УРАО, 2000.
9.Поль Л.Сопер. Основы искусства речи/Пер. с англ.Чижовой С.Д.-Ростов н/Д : Феникс , 2002.
1