Орфоэпия (работа 1)
1.Пользуясь пособиями по культуре речи, раскройте понятие «хорошая речь»
Для хорошей речи необходимы: знание предмета, целеустремленность и умение. Знание и цель неотъемлемы при приобретении умения, так как, не имея, что сказать и потребности сказать, оратор уподобляется кораблю «без руля и без ветрил». Каждая речь должна иметь тему, общую и конкретную цели. Тема — это то, о чем идет речь. Обычно ее формулируют словом или фразой, которые указывают характер вопросов, подвергаемых обсуждению. Общая цель определяется видом реакции, какую оратор намерен вызвать у слушателей, и зависит от того, хочет ли он только доставить развлечение или удовлетворить любознательность, воодушевить, убедить или склонить к действию. Конкретная цель выражена в самом содержании речи, которое может развлекать, утолять жажду знания, воодушевлять, убеждать и вызывать готовность к действию. Общая цель может заключаться в том, чтобы развлечь, информировать, воодушевить, убедить, призвать к действию. В известной мере мыслимо и сочетание этих целей. Например, речь развлекательного порядка иной раз не обойдется без информации и даже без элементов воздействия. Речь, склоняющая к действию, не будет иметь успеха, если она не занимательна, не поучительна, не вдохновляет и не убеждает. Но оратор должен ясно представлять себе, какая же из общих установок является преобладающей, и в соответствии с этим строить свою речь.
В то время как общая цель определяет, какой реакции вы хотите добиться, конкретная — ясно показывает, что слушатель должен знать, чувствовать и делать. Поэтому ее можно выразить целым предложением. В речах агитационных, воодушевляющих, убеждающих и призывающих к действию, полная формулировка необходима. Именно в них вы ищете активного внимания и доверия. Конкретный замысел можно назвать центральной идеей, или основным тематическим утверждением, или изложением темы.
Хорошая речь невозможна до тех пор, пока вы не прониклись интересом к ней. Но если у вас имеются особые дефекты органического или функционального порядка, например заикание, косноязычие, «волчья пасть», повреждение голосовых связок - они оказывают влияние на пять главных элементов голоса: звучность, темп, высоту, тембр и артикуляцию. Причины дефектов в одном и более элементах следует искать в чисто личных недостатках оратора (вялость, робость, самомнение и т. д.), в неправильных установках в самом процессе произнесения речи (безразличие, застенчивость, поспешность, недостаточное изучение вопроса) или в дурных привычках. Сам оратор, его действия, его слова — все помогает или, наоборот, мешает произнесению хорошей речи. Логические и психологические доводы — частные средства, объединяющие разнообразное содержание речи и направляющие его к одной цели — вызвать соответствующий отклик у слушателя.
Логические соображения на основе индуктивных, дедуктивных, аналогических и каузальных суждений обращены к разуму. Психологические доводы, направленные на различные стремления — к физическому благополучию, материальной выгоде, общественному положению, хорошей репутации, удовольствию, истине и правде,— представляют призывы к чувствам. Но оба вида мотиваций должны соответствовать и помогать один другому.
Способ убеждения у свободного народа заменяет деспотическое принуждение. Он успешен не только потому, что мешок с овсом впереди мула действует лучше, чем кнут сзади. Он сопровождается успехом и потому, что большинство людей, не в пример мулам, способна внять убедительной речи всякий раз, когда она прозвучит.
Вряд ли можно сомневаться в том, что знание основ ораторского искусства необходимо каждому, кто участвует в общественной жизни нашей страны. Очень полезно, когда умение выступать публично развивается в юношеские годы. В свое время А. П. Чехов писал:
«В сущности, ведь для интеллигентного человека дурно говорить можно было бы считать таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания — обучение красноречию следовало бы считать неизбежным». У нас мало людей, которым не приходится говорить публично. Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. Самая содержательная и интересная речь не будет иметь успеха и не произведет сильного впечатления, если она произнесена серым языком, да еще вяло и скучно.
Речь, состоящая из одних рассуждений, не может удержаться в голове людей, она исчезает быстро из памяти. Но если в ней были картины и образы, этого случиться не может. Только краски и образы могут создать живую речь, такую, которая способна произвести впечатление на слушателей. Живое изображение действительности есть душа подлинно ораторского искусства. Эта мысль ярко выражена в книге английского автора Р. Гарриса: «Впечатление, сохраняющееся в представлении слушателей после настоящей ораторской речи, есть ряд образов. Люди не столько слушают большую речь, сколько видят и чувствуют ее. Вследствие этого слова, не вызывающие образов, утомляют их. Ребенок, перелистывающий книгу без картинок,— это совершенно то же, что слушатель перед человеком, способным только к словоизвержению». Оратор с первого до последнего слова должен бороться, непрестанно поддерживая психологический контакт со слушателями, непрерывно возбуждая и заостряя интерес, добиваясь их расположения, преодолевая безразличие, критические или просто недоброжелательные установки аудитории и, в конечном счете, развлекая, удовлетворяя любознательность, воодушевляя, убеждая и призывая к действию — в зависимости от мотивов выступления.
2.Приведите 10 примеров нарушений лексических и синтаксических норм в средствах массовой информации
«Рост юных фигуристок стимулируется при помощи показательных выступлений». ТВЦ «Спорт» Лучше было бы сказать: Участвуя в показательных выступлениях, юные фигуристки совершенствуют свое мастерство.
Спортивный комментатор не учел возможного искажения смысла и такой фразы: «Вы видите на экране Гаврилова в красивой комбинации». ТВЦ «Спорт» 17.10.09. Лучше было бы сказать: Вы видите на экране красивую комбинацию подач мяча, которую проделал Гаврилов…
«Семь действующих платформ обслуживают несколько сот человек». Газета «Комсомольская правда» с 9 по 15 октября 2009г. «Бюджетирование реконструкции РЖД». В подобных предложениях подлежащее не отличается по форме от прямого дополнения и поэтому неясно, что (или кто) является субъектом действия. Лучше было бы сказать: Несколько сот человек обслуживают семь действующих платформ.
«Учителю приходилось многое объяснять» Газета «Комсомольская правда» с 9 по 15 октября 2009г. «Школьные трудности». Объяснял учитель или ему самому кто-то объяснял? По-разному объединенные слова в словосочетания порождают двусмысленность. Лучше было бы сказать: Учитель многое объяснял ученикам.
«Иллюстрации к рассказам, которые были присланы на конкурс, исполнены мастерски». ТВЦ «Культура» «Новости» 12.06.09. Двусмысленность может возникнуть и в сложноподчиненных предложениях с придаточными определительными - на конкурс были присланы иллюстрации или рассказы?. В этом случае придаточное предложение рекомендуется заменить причастными оборотом: Иллюстрации к присланным рассказам.
«Закон утверждает о том…» Газета "Терек" от 20. 11. 09г., "Ветеран надеется на перемены". Правильно: Закон утверждает, что. . .
«Доктор сказал мне, показывая в нескольких словах о том. ..» "Труд" от 18. 06. 09г. , "Вытрезвление по - владимирски". Правильно: Доктор сказал мне, показывая, как это происходило.
«Роспись начальника на документе отсутствовала». НТВ, "Чрезвычайное происшествие", 30. 09. 09г. Правильно: Подпись начальника на документе отсутствовала.
«На приказе об увольнении отсутствовало число». REN-TV, "Час суда", 14. 06. 09г. Правильно: На приказе об увольнении отсутствовала дата.
«Достаточно сложной дилеммой было разместить всех участников слета». ТВ НОТР, "Калейдоскоп", 03. 09. 09г. Лучше было бы сказать: Достаточно сложной проблемой было разместить всех участников слета.
3.Поставьте ударение в словах в соответствии с современной литературной нормой
В современном русском литературном языке нет полной унификации литературного произношения, однако орфоэпические нормы в целом представляют собой последовательную систему, развивающуюся и совершенствующуюся. В формировании литературного произношения огромную роль играют театр, радио- вещание, телевидение, кинематограф - мощные средства распространения орфоэпических норм и поддержания их единства.
Ударение - одно из средств звуковой организации слов и речи в целом. Основным средством звукового оформления и различения слов являются звуки речи, а ударение лишь дополняет их. Однако это очень важное фонетическое средство, так как слово не существует без ударения. Неправильное ударение, как правило, разрушает слово, например [кОрова] вместо [карОва] и т. п. От ударения зависит и качество гласных звуков, входящих в состав слова (например, в слове вода мы произносим безударный гласный о как [а]).
В зависимости от того, какая произносительная единица выделяется ударением, различают словесное, синтагматическое и фразовое ударения. Наиболее важным с точки зрения орфоэпической правильности речи является словесное ударение - выделение слога в слове. Поскольку носителем ударения является гласный, образующий слог, то обычно говорят об ударных гласных.
Существительные с неподвижным ударением на основе (н). Ударение всегда падает на основу, т. е. не перемещается на окончание при изменении по числам и падежам.
Ед.ч. грУнт, грУнта, грУнту, грУнт, грУнтом, о грУнте
Мн.ч. грУнты, грУнтов, грУнтам, грУнты, грУнтами, о грУнтах
Существительные с неподвижным ударением на окончании (о). Если существительное в именительном (или винительном) падеже единственного числа не имеет окончания (так называемое нулевое окончание), то ударение вынуждено передвинуться на основу.
Ед.ч. багАж, багажА, багажУ, багАж, багажОм, о багажЕ
Мн.ч. багажИ, багажЕй, багажАм, багажИ, багажАми, о багажАх
Существительные с подвижным ударением. В русском языке существуют группы существительных с подвижным ударением, которое перемещается с основы на окончание и с окончания - на основу.
Различают пять типов подвижного ударения в именах существительных.
Тип 1. Ед.ч. Орден - Ордена - Ордену - Орден - Орденом - об Ордене
Мн.ч. орденА - орденОв - орденАм - орденА - орденАми - об орденАх
Тип 2. Ед.ч. гОлубь - гОлубя - гОлубю - гОлубя - гОлубем - о гОлубе
Мн.ч. гОлуби, голубЕй - голубЯм - голубЕй - голубЯми - о голубЯх
Тип 3. Ед.ч. козА - козЫ - козЕ - козУ - козОй - о козЕ
Мн.ч. кОзы - кОз - кОзам - кОз - кОзами - о кОзах
Тип 4. Ед. ч. волнА - волнЫ - волнЕ - волнУ - волнОй - о волнЕ
Мн.ч. вОлны - вОлн - волнАм - вОлн - волнАми - о волнАх
Тип 5. Ед. ч. доскА - доскИ - доскЕ - дОску - доскОй - о доскЕ
Мн. ч. дОски - досОк - доскАм - дОски - доскАми - о доскАх
Наименее устойчиво ударение в кратких формах прилагательных. В краткой форме прилагательных с суффиксами -ив-, -лив-, -чив-, -им-, -н-, -альн-, -ельн-, -ист- ударение падает на тот же слог, что и в прилагательных полной формы:
прАвы - правЫ |
мАлы - малЫ |
гОдны - годнЫ |
далЁко - далекО |
пОлны - полнЫ |
крУпны - крупнУ |
высОко - высокО |
стАры - старЫ |
мИлы - милЫ |
глубОко - глубокО |
ширОки - широкИ |
нОвы - новЫ |
бЕлы - белЫ |
вИдны - виднЫ |
нУжны - нужнЫ. |
велИки - великИ |
врЕдны - вреднЫ |
Ударение в часто употребляющихся глаголах звонить, включить, растить, нормы литературного произношения которых сплошь и рядом нарушаются. В этих глаголах ударение всегда падает на суффикс -и- во всех личных формах:
звонИть - звонЮ, звонИшь, звонИт, звонИм, звонИте, звонЯт;
включИть - включУ, включИшь, включИт, включИм, включИте, включАт;
растИть - ращУ, растИшь, растИт, растИм, растИте, растЯт.
4.Укажите, по каким орфоэпическим правилам произносятся данные ниже слова
Произношение согласных звуков
Сочетание сж и зж произносятся как двойной твердый [жж]:
Позже [ ж’];
Произношение сочетаний -чн- и -чт-
произношение [шн] вместо орфографического «чн» требуется в женских отчествах, оканчивающихся на -ична:
Саввична [шн]
Мягкость согласных, не обозначаемая на письме
губные перед задненёбными не смягчаются:
Постукивать [к’и]
Произношение гласных в первом предударном слоге
После мягких согласных на месте букв а, я, е произносится звук, средний между [и] и [е] — [ие]:
Мясной [м’ие]
После мягких согласных на месте букв а,я,е произносится звук [ь], средний между [и] и [е], но более редуцированный, чем [ие]
Бесхребетный [б’ие]
5.Определить род имен существительных
По существующим правилам все несклоняемые существительные иноязычного происхождения, обозначающие неодушевленные предметы, чаще всего относятся к среднему роду.
Пример:
коммюнике, такси, метро, кино, бра, кашне, какао и др.
К другим родам: кофе (м. р.), сирокко (м. р.), авеню (ж. р.), Гоби (ж. р.), кольраби (ж. р.) и др.
Несклоняемые существительные одушевленные относятся, как правило, к мужскому роду.
Пример:
кенгуру, шимпанзе и т.д.
Однако, если слово употреблено для наименования животных женского пола, то оно выступает как существительное женского рода: кенгуру (шимпанзе) кормила детеныша.
Несклоняемые существительные, обозначающие мужчин, относятся к мужскому роду.
Пример: атташе, рантье, денди;
обозначающие женщин — к женскому роду.
Пример: леди, мадам, мисс и др.
Род несклоняемых существительных, являющихся иноязычными географическими наименованиями (названия городов, рек, озер, гор и т.д.), определяется по соотнесению его с родом того нарицательного существительного, наименованием которого является имя собственное.
Пример: зеленый Сухум (город), бурная Миссисипи (река), далекий Капри (остров), современный Хельсинки (город) и т.д.
Так же определяется и род существительных, являющихся названиями газет, журналов, сборников и т.п.:
«Юманите» (газета) выступила с опровержением; «Велътбюне» (журнал) опубликовал статью и т.д.
Грамматический род несклоняемых сложносокращенных слов, образованных путем соединения начальных букв или слогов, определяется по роду основного, ведущего слова такого наименования, употребляемого в форме именительного падежа.
Пример: ФНПР (Федерация независимых профсоюзов России)
СНГ (Содружество независимых государств).
6. Употребление форм прилагательных
Краткие прилагательные отличаются от полных определенными морфологическими признаками (не изменяются по падежам, имеют только форму рода и числа) и синтаксической ролью (в предложении они бывают сказуемым). Краткую форму имеют лишь качественные прилагательные.
В роли определений краткие прилагательные выступают лишь в отдельных фразеологических оборотах (по белу свету; на босу ногу; средь бела дня и др.) или в произведениях устного народного творчества (добра молодца, красну девицу).
Краткие прилагательные, утратив способность изменяться по падежам и выступая, как правило, в роли сказуемого, иногда приобретают и новое лексическое значение, отличное от значений полных прилагательных. В современном русском языке краткие прилагательные образуются от полных. В единственном числе родовыми окончаниями являются: для мужского рода — нулевое окончание (крепкий — крепок, новый — нов, тощий — тощ и т.д.); для женского рода окончание -а (крепка, нова, тоща); jam среднего рода — окончание -о, -е (крепко, ново, тоще). Во множественном числе родовые различия отсутствуют: все краткие прилагательные оканчиваются на -ы, -и (крепки, новы, тощи).
Если основа полного прилагательного имеет на конце два согласных звука, то при образовании кратких прилагательных мужского рода между ними иногда появляется беглый гласный звук о или е (резкий — резок, венный — вечен и т.п.). Также образуются краткие формы от полных прилагательных, на -ный и -нный (-енный, -анный). В мужском роде они оканчиваются на -ен или -ней (красный — красен, честный — честен, мутный — мутен, голодный — голоден и современный — современен, благоуханный — благоуханен).
Если краткая форма прилагательных образована от страдательных причастий на -нный, то она оканчивается на -ен (-ан, -ян) (уверенный — уверен, подержанный — подержан).
В употреблении данных форм наблюдаются колебания. Например, наряду с формой на -ен употребляются и формы на -енен (естествен и естественен, родствен и родственен). Формы на -ен более продуктивны для современного русскою языка.
В современном русском языке не имеют кратких форм:
1. Качественные прилагательные, которые по происхождению являются относительными, о чем свидетельствуют их словообразовательные связи с существительными:
братский, трагический, товарищеский, вражеский, дружеский, кровный, цельный, дельный, кляузный, даровой, боевой, черновой, передовой и др.
2. Прилагательные, входящие в состав терминологических наименований качественного характера:
глубокий тыл, скорый поезд, спешная почта и др.
3. Некоторые многозначные прилагательные в отдельных своих значениях. Например:
славный в значении «приятный, хороший»: Славная песня;
горький в значении «несчастный»: Ничего, Поля, ты вот над своим счастьем смеешься, вдова горькая;
бедный в значении «несчастный»: Ах, бедная Снегурочка, дикарка, поди ко мне, тебя я приголублю.
Эти же прилагательные, выступающие в другом значении, могут иметь и краткую форму. Например:
славный в значении «знаменитый, достойный славы»: Богат и славен Кочубей..;
горький в значении «резко неприятный по вкусу»: Без меня начинается в доме ералаш: то — не так; другое — не по вас; то кофей горек, то обед опоздал...; бедный в значении «имеющий недостаток чего-либо»: Низкий голос ее [Горчаковой] был глуховат и беден оттенками;
бедный в значении «недорогой, убогий»: Свеча уныло и как-то слепо освещает комнату. Обстановка ее бедна и гола....
4. Прилагательные с суффиксом -л-, образованные от глаголов и сохранившие с ними связь:
бывалый, исхудалый, отсталый, умелый и др.
Краткие формы таких прилагательных совпали бы с формами прошедшего времени глагола:
бывал, исхудал, отстал, умел.
При утрате связи с глаголами прилагательные получают возможность образовывать краткие формы: дряблый — дрябл, тусклый — тускл и др.
5. Отдельные прилагательные, получающие значение усиленной степени качества (без изменения основного лексического значения), с приставками пре- к раз- и с суффиксами -ущ-, -ющ-, -енн: предобрый, преумный, развеселый, худющий, здоровенный и другие.
Краткие формы качественных прилагательных отличаются от прилагательных усеченных, т.е. таких, которые образованы путем отсечения конечного гласного полной формы.
Список литературы
Н.С. Валгина, Д.Э. Розенталь, М.И. Фомина. СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК\Под редакцией Н.С. Валгиной \Издание шестое, переработанное и дополненное.- М.:«Логос» , 2002.
Голуб И.Б., «Русский язык и культура речи»-учебное пособие, «Логос», Москва, 2003
Реформатский А.А., «Введение в языковедение», «Аспект пресс», Москва, 2000
Розенталь Д.Э., «Практическая статистика русского языка», «Издательство АСТ-ЛТД», Тула, 1998
1