Правовое регулирование иностранных инвестиций в России

ПЛАН.

1) Введение

2) Исторический аспект развития законодательства об

иностранных инвестициях.

3) Общая характеристика Закона "Об иностранных инвести-

циях в РФ".

4) Предмет регулирования Закона "об иностранных инвести-

циях.

5) Международные двусторонние соглашения о защите иност-

ранных инвестиций.

6) Формы иностранных инвестиций, система допуска иност-

ранного капитала.

7) Филиалы и представительства предприятий с иностранны-

ми инвестициями.

8) Проблемы страхования некоммерческих рисков иностран-

ных инвесторов.

9) Необходимость регламентации деятельности органа госу-

дарства, уполномоченного представлять интересы РФ в правоот-

ношениях, возникающих в связи с осуществлением иностранных

инвестиций.

10) Споры предприятий с иностранными инвестициями в ар-

битражной практике.

11) Заключение.

- 3 -

ВВЕДЕНИЕ.

Если суммировать представления о России, складывающиеся

за рубежом, то можно придти к выводу, что главной причиной

чрезмерной осторожности зарубежного капитала была и остаётся

нестабильность в стране. Иностранные инвесторы постоянно се-

туют на то, что в России сохраняется опасность негативных пе-

ремен в политике, экономике и праве. Тревога за будущее вло-

женного капитала подпитывается экстримистскими лозунгами от-

дельных политических группировок и партий, требованиями наци-

онализации приватизированной собственности. Имидж России так-

же ухудшается вследствие роста преступности, отсутствия спо-

койных бытовых условий для семей лиц, занятых в сфере иност-

ранных инвестиций.

Негативное влияние оказывает запаздывание модернизации

экономики, низкий уровень управления ею. Немало недовольства

у иностранных инвесторов вызывает и жёсткая налоговая полити-

ка, к тому же постоянно подвергающаяся непредсказуемым изме-

нениям, высокий уровень инфляции, наличие правовых препятс-

твий в виде слабости и несовершенства действующих норм рос-

сийского законодательства об иностранных инвестициях.

Улучшение же инвестиционного климата по прогнозам Прави-

тельства способно привести к тому, что объём зарубежных капи-

таловложений в экономику России уже в 1997 году составит бо-

лее 8 миллиардов долларов США. Чтобы добиться таких показате-

лей важно осуществить пересмотр налоговой политики, рассмот-

реть возможность установления таможенных льгот, повысить уро-

вень управления инвестиционными процессами и решить многие

другие задачи комплексного характера. Речь идёт о большой и

многосторонней работе по модернизации правового регулирова-

ния. Необходимо подготовить и принять серию новых законов и

других правовых актов, отвечающих потребностям времени. Опыт

ряда стран показывает, что даже при сложностях в экономике и

известной нестабильности путем правового регулирования и соз-

дания для иностранного инвестора благоприятного правового ре-

жима им удается привлекать значительный иностранный капитал.

- 4 -

Состояние правового регулирования в сфере иностранных

инвестиций не вызывает восторга и в России. Российские предп-

риниматели убеждены в том, что иностранные инвестиции в прин-

ципе не только не препятствуют развитию отечественного биз-

неса и экономики в целом, но и открывают перед ними новые ин-

тересные перспективы. Во взаимодействии с иностранными парт-

нёрами наши предприниматели могут быстрее модернизировать

производство, получив для этого нужные средства, новые техно-

логии; перестроить систему обработки информации и управления.

Иностранные инвестиции в различных формах могут успешно соче-

таться с капиталовложениями российских предпринимателей, ра-

зумеется, когда дело с обоих сторон ведётся грамотно, на про-

фессиональной основе и с соблюдением интересов России.

Становление законодательства об иностранных инвестициях

- составная часть процесса формирования правового государства

в России. Предстоит сделать ещё очень многое для того,чтобы

наше государство стало действительно правовым. Пока что такое

его определение, закреплённое в Конституции, воспринимается

больше как идея, чем как осязаемая реальность. Таким обра-

зом, наступила пора нового поколения законодательных актов,

регулирующих иностранные инвестиции. Для того, чтобы уровень

правового регулирования не отставал от развития экономики и

всего российского общества в целом необходимо обновление

действующего законодательства. Здесь можно говорить практи-

чески о формировании второго поколения законодательства об

иностранных инвестициях. Возможности дополнений и изменений

существующих законов, в сущности, оказались исчерпанными, не

случайно разработка проекта Закона о поправках к Закону "Об

иностранных инвестициях в РФ" так затянулась. Последние про-

екты Закона о поправках больше говорят в пользу принятия но-

вого самостоятельного закона.

Многие вопросы, касающиеся иностранных инвестиций уже

разрешены более общими законами. Это прежде всего Гражданский

Кодекс РФ. Правила, установленные ГК применяются к отношениям

с участием иностранных граждан и иностранных юридических лиц,

если иное не установлено федеральным законом. Характерным для

Гражданского Кодекса России является последовательное закреп-

ление в нём принципов частного права. Это, в первую очередь,

равенство правового режима субъектов гражданских правоотноше-

- 5 -

ний, неприкосновенность собственности, в том числе и частной,

недопустимость произвольного вмешательства государства в эко-

номическую жизнь общества, обеспечение беспрепятственного

осуществления права собственности и гарантии восстановления

нарушенного права. ГК нацелен на то, чтобы развивать свободу

предпринимательства, создавать благоприятные условия для его

развития в России.

Немаловажная роль в регулировании иностранных инвестиций

отводится и другим общим законам. В новом Земельном Кодексе

должен быть полностью решён вопрос о праве собственности на

землю, что крайне важно для становления рыночной экономики.

Стимулирование зарубежных капиталовложений тесно связано

и с принятием Налогового Кодекса. Многие проблемы деятель-

ности иностранных банков в РФ уже сняты новым Законом "О бан-

ках и банковской деятельности". Этот перечень можно продол-

жить, поскольку он охватывает большую часть законов, в насто-

ящее время находящихся на стадии разработки.

Ц е л ь ю этой работы является раскрытие понятия "иност-

ранные инвестиции" в правовом смысле (т.е. с точки зрения за-

конодательства и положений соответствующих международных до-

говоров); харакеристика Закона "Об иностранных инвестициях",

перспективы развития законодательства об иностранных инвести-

циях; определение системы допуска иностранного капитала;

проблемы страхования некоммерческих рисков и регламентации

государственного управления в процессе привлечения иностран-

ных инвестиций.

В соответствии с этим определяется структура данной рабо-

ты, которая состоит из нижеследующих параграфов.

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ

ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ В РОССИИ.

Для понимания особенностей современного подхода

российского законодателя к регламентации иностранных инвести-

ций,следует иметь в виду, что он является результатом эволю-

ции регулиров 6а 0ния порядка создания и деятельности на террито-

- 6 -

рии бывшего СССР так называемых совместных предприятий.Глав-

ным источником регулирования статуса совместного предприятия

являлись постановления Совета министров СССР от 13.О1.87. "О

порядке создания на территории СССР и деятельности совместных

предприятий, международных объединений и организаций СССР и

других стран-членов СЭВ" и "О порядке создания на территории

СССР и деятельности совместных предприятий с участием со-

ветских организаций и фирм из капиталистических и развиваю-

щихся стран".*

Согласно постановлениям Правительства, касающимся СП,

под последними следует понимать правосубъектные организации,

учреждённые на основании договора, заключённого между со-

ветскими государственными предприятиями и иностранными парт-

нерами, и действующие в соответствии с уставом. Причем доля

иностранного партнера вначале была ограничена 49% от общего

капитала (в дальнейшем это ограничение было снято). Содержа-

щееся в упомянутом постановлении Правительства определение

совместного предприятия в значительной степени предопределило

характер законодательства об иностранных инвестициях как в

бывшем СССР, так и в современной России.

Дальнейшей вехой в развитии советского законодательства

об иностранных инвестициях стал Указ Президента СССР от

26.10.90 г. "Об иностранных инвестициях в СССР".** Этот акт в

силу своего характера не содержал детального регулирования,

но давал определенные направления для развития такого регули-

рования. В основном Указ предусматривал: создание как сов-

местных предприятий, так и предприятий со 100-процентным

участием иностранного капитала; возможность портфельных ин-

вестиций; долгосрочную аренду имущества и земли иностранными

инвесторами; предоставления иностранным инвестициям не менее

благоприятного режима, чем для инвестиций советских юриди-

---------------------

* Собрание Постановлений правительства СССР. 1987г.

N8.ст.35., N9. ст.40. ** Ведомости Съезда Народных депутатов

СССР и Внрховного Совета СССР 1990г. N44.

.

- 7 -

ческих и физических лиц.

После принятия Указа Президента СССР последовала разра-

ботка и принятие Основ законодательства об иностранных ин-

вестициях в СССР, которые в значительной степени восприняли

уже сложившийся подход в регулировании иностранных инвести-

ций, получивший отражение в Указе Президента СССР от

26.10.90 г. Основами было установлено, что правовой режим

иностранных инвестиций на территории СССР не может быть менее

благоприятным, чем соответствующий режим для имущества и иму-

щественных прав, а также инвестиционной деятельности со-

ветских предприятий и граждан за изъятиями, предусмотренными

законодательными актами Союза ССР и республик об иностранных

инвестициях.

Российский "Закон об иностранных инвестициях", принятый

4 июля 1991 года, разрабатывался параллельно с Основами и со-

держит значительное число заимствований из союзного законода-

тельства, что отражает сложившуюся в СССР систему законода-

тельного регулирования. После распада СССР Закон РФ "Об

иностранных инвестициях" продолжает сохранять своё

действие,неизменной остаётся и концепция правового регулиро-

вания иностранных инвестиций в России. В частности, основной

формой инвестирования капитала в российскую экономику на се-

годняшний день продолжает оставаться учреждение предприятий с

иностранными инвестициями, наделённых статусом юридического

лица по российскому законодательству. Большая часть норм За-

кона об иностранных инвестициях (из 42 статей - 23, т.е.

больше половины) касается порядка создания и деятельности

предприятий с иностранными инвестициями.

В настоящее время в Государственной Думе рассматривается

проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений

в Закон РСФСР "Об иностранных инвестициях", в котором пре-

дусматривается обеспечение необходимых условий для привлече-

ния иностранных инвестиций в экономику России. Законопроект

учитывает рекомендации международной организации - Организа-

ции по экономическому сотрудничеству и развитию по составле-

нию законодательных актов об иностранных инвестициях, обоб-

щившей опыт многих стран в этой области, и включает положения

о национальном режиме и принципе недискриминации. Имеется

ввиду, что сам национальный режим (т. е. те равные экономи-

- 8 -

ческие и правовые условия, в которых действуют российские и

иностранные инвесторы) должен быть радикально улучшен: карди-

нально должно быть изменено налогообложение, когда собирае-

мость налогов должна достигаться не за счет непосильного для

товаропроизводителей налогового бремени, а за счет ускорения

экономического оборота; целенаправленной должна быть и поли-

тика государственной поддержки, стимулирования и финансирова-

ния инвесторов.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНА "ОБ ИНОСТРАННЫХ

ИНВЕСТИЦИЯХ В РФ".

Закон Российской Федерации "Об иностранных инвестициях"

является основным источником права в рассматриваемой области

отношений, это следует из названия самого закона, очерченного

в нём круга регулируемых отношений, а также из того, что этот

акт принят высшим органом законодательной власти. В то же

время, следует отметить, что на практике роль упомянутого ак-

та не столь уж велика. Причиной тому являются недостатки са-

мой концепции регулирования, заложенной в Законе, а также не-

достатки в формулировке отдельных его положений.

Из недостатков действующего в РФ Закона "об иностранных

инвестициях" необходимо отметить следующие:

Во-первых - чрезвычайную декларативность многих его по-

ложений. В частности, раздел "Государственные гарантии защиты

иностранных инвесторов" является скорее декларированием общих

принципов, нежели собранием норм, чётко определяющих

последствия принятия органами государства мер, нарушающих или

ущемляющих права иностранных инвесторов.

Во-вторых - многие положения Закона оказались устаревши-

ми практически в момент его принятия. Так, Закон предписывает

регистрацию предприятий в Министерстве Финансов РФ, или в

"ином, уполномоченном на то государственном органе". Ст 16.

Сама идея правовой нормы, предписывающей регистрацию "там,

или в другом месте" исключает возможность её использования в

целях, предусмотренных в законе. Присутствие её может свиде-

тельствовать лишь о том, что в момент принятия Закона законо-

датель не представлял, или имел неправильное представление о

- 9 -

возможных способах регулирования данной области отношений.

Эта формулировка привела в последствии к некоторой неопреде-

лённости в процессе практической регистрации предприятий с

иностранными инвестициями. Разрешить сложившуюся проблему бы-

ло призвано постановление Правительства РФ "О регистрации

предприятий с иностранными инвестициями" от 28.11.91 г.,

предписывающее осуществление регистрации предприятий с иност-

ранными инвестициями сначала в местных органах власти, а за-

тем и в уполномоченном органе. Разумеется, что если бы на мо-

мент принятия Закона законодатель чётко представлял себе, ка-

ким должно быть регулирование деятельности совместных предп-

риятий, и как это регулирование должно соотноситься с регла-

ментацией предпринимательской деятельности на территории

России, то, возможно указанного недостатка можно было бы из-

бежать. В-третьих - Закон лишь только касается вопросов, свя-

занных с учреждением и деятельностью филиалов и представи-

тельств иностранных юридических лиц, приобретением ценных бу-

маг, заключением концессионных договоров и т.д. В то же вре-

мя, каждая из перечисленных форм организации предпринима-

тельской деятельности требует подробной регламентации, или

хотя бы соответствия с ранее принятыми в этой сфере отношений

нормативными актами.

За пределами регулирования Закона "Об иностранных ин-

вестициях" остаются некоторые весьма распространённые формы

осуществления иностранных инвестиций, такие, как договор це-

левого долгосрочного займа, вопросы, связанные с функциониро-

ванием так называемых договорных форм совместных предприятий

(contractual joint ventures), соглашений о разделе продукции

(production sharing contracts) и т.д. Эти правовые формы не

рассматриваются в Законе, хотя из перечня видов иностранных

инвестиций, содержащегося в законе, можно сделать вывод о

возможном подчинении их действию рассматриваемого закона.

Кроме того, очевидно, что закон об иностранных инвести-

циях может действовать только в пакете с другими законами,

прежде всего о частной собственности на землю, о приватиза-

ции, банкротстве, валютном регулировании, налогообложении.

Вместе они должны формировать единую государственную инвести-

ционную политику.

При работе над совершенствованием правового регулирова-

- 10 -

ния иностранных инвестиций представляется целесообразным учи-

тывать весь опыт развития законодательства об иностранных ин-

вестициях, начиная с периода, когда законы об иностранных ин-

вестициях впервые появились в развивающихся странах, чтобы

избежать ошибок прошлого этапа развития нормативной базы.

Основываясь на опыте правового регулирования иностранных

инвестиций промышленно развитых стран в современных условиях,

следует попытаться решить некоторые концептуальные проблемы в

рассматриваемой области. Одной из таких проблем в конспекте

развития отечественного законодательства об иностранных ин-

вестициях является вопрос о предмете регулирования инвестици-

онного права.

ПРЕДМЕТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАКОНА "ОБ ИНОСТРАННЫХ

ИНВЕСТИЦИЯХ В РОССИИ".

Определение категории "иностранная инвестиция" является

ключевым вопросом для законодателя, поскольку таким образом

определяется круг правоотношений, попадающих под регулирова-

ние данного закона. Признавая то или иное лицо иностранным

инвестором, государство тем самым признаёт его право на льго-

ты и гарантии, провозглашенные в законе.

Статья 2 Закона РФ под иностранными инвестициями понима-

ет "все виды имущественных и интеллектуальных ценностей,

вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринима-

тельской и других видов деятельности в целях получения прибы-

ли (дохода)."

Обобщая это определение можно сказать, что иностранные

инвестиции являются иностранным капиталом - собственностью в

различных видах и формах, вывезенным из одного государства и

вложенным в предприятие (или дело) на территории другого

государства.

Даваемый в законодательных актах и международных догово-

рах перечень видов (форм) иностранных инвестиций обычно явля-

ется примерным, а не исчерпывающим, поскольку понятие ин-

вестиций охватывает все виды имущественных ценностей, которые

иностранный инвестор вкладывает на территории принимающей

страны.

- 11 -

В этот перечень входят: недвижимое и движимое имущество

(здания, сооружения, оборудование и другие материальные цен-

ности) и соответствующие имущественные права, включая право

залога; денежные средства; акции, вклады, облигации или любые

другие формы участия в товариществах, предприятиях, в том

числе и в совместных; право требования по денежным средствам,

которые вкладываются для создания экономических ценностей,

или услугам, имеющим экономическую ценность; права на осу-

ществление хозяйственной деятельности, предоставляемые на

основе закона или договора, включая, в частности, права на

разведку и эксплуатацию природных ресурсов; права на резуль-

таты интеллектуальной деятельности, часто определяемые как

права на интеллектуальную ( в том числе промышленную )

собственность. Под интеллектуальной собственностью следует

понимать авторские права, права на изобретения, промышленные

образцы, полезные модели, товарные знаки или знаки обслужива-

ния, а также "good will" (это понятие означает репутацию

предприятия, состав, стоимость его деловых связей). В эту же

группу включаются права на технологию, информацию и

"ноу-хау".

Международные соглашения распространяются как на капита-

ловложения, так и на доходы, получаемые в результате капита-

ловложений, в частности, в качестве прибыли или доли прибыли,

дивидендов, процентов, лицензионных и иных вознаграждений,

платежей за техническую помощь и техническое обслуживание, а

также других вознаграждений.

Точное определение понятия "иностранные инвестиции" име-

ет важное значение не только в целях внутригосударственного

регулирования, но также и для участия России в различных меж-

дународных конвенциях по иностранным инвестициям. Это будет

способствовать не только совершенствованию национального за-

конодательства, но и положительно повлияет на процесс интег-

рации России в действующие механизмы международно-правового

регулирования иностранных инвестиций.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДВУСТОРОННИЕ СОГЛАШЕНИЯ О ЗАЩИТЕ

ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ.

- 12 -

Совершенно очевидно, что в настоящий момент ситуация в

сфере правового регулирования иностранных инвестиций такова,

что невозможно игнорировать усиление внимания к международ-

но-правовому аспекту этой проблемы. Конституция РФ закрепила

положение о том, что принципы и нормы международного права и

международные договоры России являются неотъемлемой частью её

правовой системы, имеют прямое действие и подлежат применению

государственными органами. Закон "Об иностранных инвестициях

в РСФСР" закрепляет приоритет международного права в РФ. В

статье 5 говориться, что "если международным договором,

действующим на территории РСФСР, установлены иные правила,

чем те, которые содержатся в законодательных актах РСФСР,

применяются правила международного договора".

Многие недостатки российского Закона об иностранных ин-

вестициях могут быть компенсированы за счёт положений двусто-

ронних международных договоров, направленных на поощрение и

защиту иностранных инвестиций. Россия участвует в более чем

десяти таких соглашениях как правопреемник СССР . Специально

в отношении двусторонних соглашений о защите иностранных ин-

вестиций МИД РФ в декабре 1991 года подписал ноту, в соот-

ветствии с которой Россия принимает на себя права и обязан-

ности по международным договорам, заключённым СССР (см. При-

ложение ).

В отношении инвесторов из стран, с которыми заключены

двусторонние договоры о взаимной защите инвестиций, будут

применяться положения о режиме инвестиций установленные этими

соглашениями.

Гарантируя предоставление иностранным инвесторам благоп-

риятного режима, государство обязуется обеспечивать в отноше-

нии их капиталовложений и связанной с ними деятельности спра-

ведливый и равноправный режим. В соответствующей норме согла-

шений выражается стремление государства поощрять иностранные

инвестиции, а также благожелательно и недискриминационно от-

носиться к иностранным инвесторам в части их прав на владе-

ние, управление, распоряжение и ликвидацию капиталовложений.

Данное обязательство содержится в тех положениях соглашений,

где речь идет о предоставлении иностранным инвесторам режима

наибольщего благоприятствования или национального режима.

- 13 -

О режиме наибольшего благоприятствования говориться в

большинстве соглашений (с Великобританией, ФРГ, Швейцарией,

Испанией, Канадой, Францией, Бельгией, Нидерландами, Италией,

Австрией, Турцией, Кореей, Китаем, Финляндией).

В то же время Советский Союз в ряде заключенных соглаше-

ний (с Францией, Канадой, Испанией, Бельгией, Нидерландами и

др.) обязался в дополнение к режиму наибольшего благопри-

ятствования предоставлять иностранным инвесторам "по мере

возможности" и в соответствии с действующим законодательст-

вом" также национальный режим.

О национальном режиме прямо говорится в соглашениях с

США, Великобританией.

В соглашении с республикой Кореей стороны взаимно пре-

доставляют инвестору возможность выбора указанных выше двух

режимов, оставляют в то же время "за собой право устанавли-

вать или сохранять в соответствии со своим действующим зако-

нодательством ограниченные изъятия из национального режима"

(ст.3 Соглашения от 14 декабря 1990 г.)

Сложнее формулировки по этому вопросу в Договоре с США.

В нем под национальным понимается режим, который по крайней

мере является таким же благоприятным, как лучший из наиболее

благоприятного режима, предоставляемого стороной госу-

дарственным предприятиям, другим компаниям или гражданам этой

стороны в аналогичных обстоятельствах (ст.1). Анализируя До-

говор,можно прийти к выводу, что национальный режим пре-

доставляется взаимно с определенными изъятиями. Кроме то-

го,предусмотрено, что российским инвестициям будет предостав-

ляться в любом штате США такой режим, который предоставляется

капиталовложениям граждан США, проживающим в других штатах.

Возможность предоставления национального режима не иск-

лючает введения ограничений для иностранного инвестора зани-

маться определенными видами деятельности. Кроме того для не-

которых видов деятельности может быть установлен разрешитель-

ный порядок. Изъятия могут вводиться в целях обеспечения на-

циональной безопасности, общественного порядка. В соот-

ветствии с международной практикой осуществление некоторых

видов деятельности может объявляться государственной монопо-

лией и тогда иностранные инвесторы не вправе будут ими зани-

маться. В этой связи можно привести пример из законодательной

- 14 -

практики России. Во исполнение Указа Президента РФ от 11 июня

1993 г. "О восстановлении государственной монополии на произ-

водство, хранение, оптовую и розничную продажу алкогольной

продукции" Правительство РФ приняло 22 апреля 1994 г. соот-

ветствующее постановление. В нем было предусмотрено, что

государственная монополия будет осуществляться посредством

системы мер, которые распространяются на предприятия, осу-

ществляющие соответствующие виды хозяйственной деятельности,

независимо от форм собственности и ведомственной принадлеж-

ности, включая созданные на территории РФ предприятия с

иностранными инвестициями.

В то же время национальный режим не исключает создание в

определенных случаях льготного режима, установление отраслей

и видов производства, приоритетных для привлечения иностран-

ного капитала. В этих областях иностранные инвесторы могут

получать дополнительные льготы.

Особенностью соглашений о защите иностранных инвестиций

является то, что они обеспечивают регулирование не только от-

ношений между государствами - участниками соглашения, но так-

же и отношений с иностранным частным инвестором одного из

государств - стороны в соглашении в рамках национальной

системы права. Наличие такого неоднородного субъектного

состава может послужить основанием для того, чтобы при разре-

шении спора между государством и частным инвестором применя-

лись общие принципы и нормы международного права.

Эта позиция находит подтверждение в том, что отсылка к

нормам и принципам международного права, как правило, содер-

жится в той части двусторонних соглашений, которая касается

порядка разрешения инвестиционных споров. Здесь предусматри-

вается рассмотрение дел в международном арбитраже, который

принимает решения исходя как из положений двустороннего сог-

лашения, так и руководствуясь нормами международного права. В

настоящий момент проблема применения норм международного пра-

ва в рамках национальной системы права является предметом

дискуссий, и поэтому её изучение требует тщательного анализа

при участии специалистов международного права.

Не менее значимым при рассмотрении вопроса об участии

России в международных двусторонних соглашениях по иностран-

ным инвестициям является определение понятий "национализация"

- 15 -

и "экспроприация", которые в двусторонних соглашениях носят

собирательное значение, так как под этими мерами подразумева-

ется не только сам акт национализации, но также и любые иные

акты, результатом которых являются принудительное изъятие,

отчуждение инвестиций, а также действия государства, которые

могут рассматриваться как фактически осуществлённая национа-

лизация или экспроприация.(Например, замораживание счетов,

запрет перевода инвестиций в иностранной валюте за рубеж и

т.д.). Двусторонние соглашения запрещают совершение подобных

действий. В соответствии с двусторонними соглашениями нацио-

нализация инвестиций признаётся сторонами законной, то есть

не рассматривается как нарушение норм и принципов международ-

ного права, если она осуществляется в общественных интересах,

в соответствии с установленным законодательством порядком и

на недискриминационной основе. Последнее означает, что в ка-

честве основания для принятия меры к иностранному инвестору

не рассматривается его национальность или государственная

принадлежность, если речь идёт о юридическом лице. При этом

признание актов национализации законными может касаться как

актов индивидуального действия национализация имущества конк-

ретного инвестора, так и актов, принятых в порядке реструкту-

ризации экономики, - национализация целых отраслей экономики

или категорий предприятий, например, банков.

Двусторонние соглашения в случае проведения такого рода

национализации обязавают договаривающееся государство выпла-

тить сумму компенсации. В соглашениях также предусматривается

порядок выплаты и порядок рассчёта суммы компенсации.

ФОРМЫ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ СИСТЕМА ДОПУСКА

ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА.

Рассматривая вопросы законодательного регулирования

иностранных инвестиций, нельзя не отметить, что в настоящий

момент стала актуальной необходимость принятия системы до-

пуска иностранного капитала, которая подтверждается успешной

практикой регулирования этой сферы отношений в странах с раз-

витой рыночной экономикой.

Закон "Об иностранных инвестициях в РФ" предусматривает

- 16 -

осуществление иностранных инвестиций "путём долевого участия

в предприятиях, создаваемых совместно с юридическими лицами и

гражданами РФ ...; создания предприятий, полностью принадле-

жащих иностранным инвесторам, а также филиалов иностранных

юридических лиц; приобретения предприятий, имущественных

комплексов, зданий и сооружений, долей участия в предприяти-

ях, паёв, акций, облигаций и других ценных бумаг, а также

иного имущества, которое в соответствии с действующим на тер-

ритории РФ законодательством может принадлежать иностранным

инвесторам; приобретения прав пользования землёй и другими

природными ресурсами; приобретения других имущественных прав;

иной деятельности по осуществлению инвестиций, не запрещённой

действующим на территории РФ законодательством, включая пре-

доставление займов, кредитов, имущества и имущественных

прав".(ст.3).

Законом предусмотрены различные формы сотрудничества с

иностранными партнерами и привлечения иностранных ресурсов,

но, в то же время, все регулирование иностранных инвестиций

было практически сведено к установлению порядка регистрации

СП. Это существенно сузило сферу применения закона и, в ко-

нечном итоге, оттолкнуло значительное число потенциальных ин-

весторов. Последующее появление отдельных правовых актов

(Например, Распоряжение Совета Министров Правительства РФ от

7.10.93., предусматривающее привлечение на основе кредитного

соглашения с Дойче Банком иностранных инвестиций для развития

Тюменской области, Указ Президента РФ от 22.12.93. "О воп-

росах соглашений о разделе продукции при пользовании недрами"

, практика государственных органов, осуществляющих регистра-

цию предприятий с иностранными инвестициями, в частности

Российского Агенства международного сотрудничества и разви-

тия, ранее осуществлявшего не только регистрацию вновь учреж-

даемых предприятий с иностранными инвестициями, но и случаи

приобретения ими акций российских акционерных обществ.) сви-

детельствует о том, что в России существует объективная пот-

ребность в законодательном регулировании не только деятель-

ности совместных предприятий, но также и других правовых форм

осуществления иностранных инвестиций.

Определенную роль в привлечении иностранных инвестиций

играет создание коммерческих организаций со 100-процентным

- 17 -

иностранным участием. Серьезных западных инвесторов в настоя-

щее время интересует не столько партнерство с российскими ор-

ганизациями, сколько приобретение надежных элементов контроля

за производством. Для российской экономики весьма полезны

средние и мелкие предприятия, принадлежащие иностранному ка-

питалу, в отраслях , не имеющих стратегического значения. Но

в ряде отраслей, имеющих ключевое значение для народного хо-

зяйства, создание таких организаций, тем более крупных предп-

риятий, способных взять в свои руки большую часть российского

рынка, следует лицензировать (Постановлением Правительства РФ

N 1418 от 24.12.94 г. в ряде отраслей введена лицензионная

система регулирования хозяйственной деятельности, которая

распространяется и на иностранных инвесторов). В условиях

увеличения объемов иностранных инвестиций в России возникает

необходимость усиления антимонопольного контроля в этой сфе-

ре, прежде всего за характером слияний и поглощений. Закон РФ

"О внесении изменений и дополнений в закон "О конкуренции и

ограничении монополистической деятельности на товарных рын-

ках"" от 25.05.95 г. распространяет свое действие на все хо-

зяйствующие субьекты, следовательно и на операции иностранных

фирм.

Инвестиционное законодательство прямо предусматривает

возможность участия иностранных инвесторов в приватизации

(ст.37 Закона). Приобретая пакеты акций приватизируемых

предприятий, принадлежащих государству, на инвестиционных

конкурсах (торгах), иностранные инвесторы заключают договоры

купли-продажи с соответствующими фондами имущества, в которые

включаются определенные гарантии инвесторов, в том числе по

сохранению персонала этих предприятий, но в большинстве не

оговариваются санкции российской стороны при невыполнениями

инвесторами данных обязательств.

"Предоставление иностранным инвесторам прав на разработ-

ку и освоение природных ресурсов и проведение хозяйственной

деятельности, связанной с использованием объектов, находя-

щихся в государственной собственности, но не переданных

предприятиям, учреждениям, организациям в полное хозяйствен-

ное ведение или оперативное управление, осуществляется на

основе концессионных договоров" (ст.40 Закона). Концессионер

получает исключительное право на разведку и добычу природного

- 18 -

ресурса на свой риск и за свой счет на выделенной ему терри-

тории. Он владеет продукцией и может свободно продавать ее

после обязательных поставок на местный рынок, размер которых

оговорен в соглашении. В соответствии с российским законода-

тельством о недрах концессии должны предоставляться на кон-

курсной основе (путем проведения тендеров).

Соглашения о разделе продукции во многом напоминают кон-

цесионные договоры. Различие состоит в том, что иностранная

фирма, берущая на себя обязательства осваивать разработку оп-

ределенного природного ресурса, расплачивается с принимающей

стороной частью добытой продукции (осуществляется "раздел

продукции"). В связи с этим используется особый налоговый ре-

жим, предусматривающий замену налогов, пошлин и других обяза-

тельных платежей распределением произведенной продукции между

инвестором и РФ, субъектами РФ. Рассмотренные отношения регу-

лируются принятым в декабре 1995 г. Закона РФ "О соглашениях

о разделе продукции", который ,однако, несоответствует Закону

"О недрах" по весьма существенным вопросам: 1) о природе воз-

никающих прав (контракт или разрешение); 2) платы за пользо-

вание недрами; 3) прекращения действия соглашений и лицензий

и многом другом.

Международная практика сотрудничества с иностранными

инвесторами знает и такую форму, как создание контрактных

совместных предприятий, при этом российский и иностранный

партнер не создают нового юридического лица.

Как инвестирование капитала может рассматриваться и

заключение договора о совместной деятельности (contractual

joint ventures), и предоставление целевых долгосрочных займов

(international loan), и заключение таких внешнеторговых сде-

лок как соглашения о передаче технологии, ноу-хау, лицензион-

ные, лизинговые соглашения и т.д. В частности, законода-

тельство Европейского общего рынка применяет особые критерии

оценок внешнеторговых соглашений на передачу технологии, сог-

лашений, связанных со специализацией и кооперированием произ-

водства, соглашений типа joint ventures. Применение к внешне-

торговым операциям оценок, связанных с определением того, яв-

ляется ли целью заключения соглашения переход права контроля

за деятельностью лица - участника сделки , его контрагенту,

означает использование критерия контроля с целью принятия ре-

- 19 -

шения о допуске иностраннного капитала. (Такая процедура пре-

дусмотрена, к примеру законом об иностранных инвестициях в

Канаде).

Механизм регулирования законодательства об иностранных

инвестициях должен быть нацелен на оценку вклада, вносимого

иностранным инвестором, и возможного влияния инвестиции на

состояние рыночных отношений. Как показывает опыт принятия

законов об иностранных инвестициях в промышленно развитых

странах, достижение этих целей и обеспечивается с помощью

системы допуска иностранного капитала.

При реализации системы допуска иностранного капитала

целесообразным представляется установление порядка регистра-

ции инвестиций, не юридического лица - иностранного инвесто-

ра, с его субъективными правами, а непосредственно самих ин-

вестиций. Это может включать в себя регистрацию факта внесе-

ния вклада в имущество вновь создаваемого или уже существую-

щего предприятия, регистрацию покупки акций, регистрацию

внешнеторговой сделки по импорту оборудования, предназначен-

ного быть вкладом в предприятие с иностранными инвестициями,

лицензионного соглашения и т.д.. Регистрация юридических фак-

тов, свидетельствующих о поступлениях из-за рубежа материаль-

ных ценностей, предназначенных стать капиталом, т.е. при-

носить прибыль, является государственным регулированием ин-

вестиций, а критерии, согласно которым соответствующий компе-

тентный орган государства будет принимать решения о допуске

иностранного капитала должны быть чётко закреплены в законо-

дательстве об иностранных инвестициях.

ФИЛИАЛЫ И ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ С ИНОСТРАННЫМИ

ИНВЕСТИЦИЯМИ.

Одним из способов осуществления иностранных инвестиций

согласно ст.3 Закона "Об иностранных инвестициях в РФ" явля-

ется "создание предприятий, полностью принадлежащих иностран-

ным инвесторам, а также филиалов иностранных юридических

лиц". Закон РФ подчиняет порядок открытия филиалов процедуре,

установленной для случаев создания предприятий с иностранными

- 20 -

инвестициями.

Определяющими, с точки зрения вопросов статуса филиалов

иностранных предприятий, следует считать ст.12, 16, 17 и 24

Закона. Ст. 12 Закона "Об иностранных инвестициях в РФ", име-

ющая заголовок "Организационно-правовые формы и виды предпри-

ятий с иностранными инвестициями", содержит 2 абзаца, первый

из которых определяет организационно-правовые формы предприя-

тий с иностранными инвестициями, (в настоящий момент этот

пункт следует трактовать исходя из положений Гражданского Ко-

декса РФ. Части первой.) а во втором абзаце перечисляются ви-

ды предприятий с иностранными инвестициям. При этом, не назы-

вая напрямую перечень правовых категорий в главе "Виды предп-

риятий с иностранными инвестициями", законодатель в один ряд

ставит как "предприятия с долевым участием иностранных ин-

вестиций (СП), "Предприятия, полностью принадлежащие иност-

ранным инвесторам", так и их филиалы, включая филиалы иност-

ранных юридических лиц.

Касаясь вопросов регистрации филиалов совместных предп-

риятий и филиалов иностранных юридических лиц, ст.16 Закона

устанавливает, что " Государственная регистрация предприятий

с иностранными инвестициями осуществляется ... для филиалов

предприятий с иностранными инвестициями и филиалов иностран-

ных юридических лиц при наличии следующих документов ...(пе-

речень)." Согласно ст.17 Закона предприятие с иностранными

инвестициями "приобретает право юридического лица с момента

регистрации". Здесь положения Закона вступают в противоречие

с действующим гражданским законодательством, наделяя филиалы

правомочиями и статусом юридического лица с обязательной ре-

гистрацией как основанием возникновения правосубъектности

этих образований. Указанный подход остался в правотворческой

практике со времён регулирования деятельности СП в бывшем

СССР, когда филиалы СП наделялись статусом юридического лица.

Таким образом, Закон "Об иностранных инвестициях в РФ", про-

возглашая национальный режим для предприятий с иностранными

инвестициями, всё же сохраняет этот недостаток. И если пред-

положить, что филиалы предприятий с иностранными инвестициями

наделяются правами

юридического лица и учреждаются в форме акционерных обществ,

обществ с ограниченной ответственностью и т.д., то сам собой

- 21 -

напрашивается вопрос о том, какая разница существует в право-

вом положении этих предприятий и их филиалов.

Заставляет обратить на себя внимание и практический

аспект открытия филиалов и представительств предприятий с

иностранными инвестициями. В РФ продолжает действовать Поло-

жение о порядке открытия и деятельности в СССР представи-

тельств иностранных Постановлением Совета Министров СССР

N1074 (Собрание Постановлений СовМина СССР N1.1991 год.), ко-

торое предусматривает, что инофирмы могут открывать свои

представительства с особого разрешения уполномоченного орга-

на. При этом указывается, что разрешения могут выдаваться

инофирмам, в сотрудничестве с которыми заинтересованы со-

ветские организации, в частности, "с известными у себя в

стране и на мировом рынке", "положительно зарекомендовавших

себя в качестве партнёров советских организаций", с "заклю-

чившими с соответствующими советскими организациями крупно-

масштабные сделки", с "имеющими большой товарооборот с со-

ветскими организациями". Приведённый перечень инофирм, кото-

рым,согласно Постановлению N1074, выдаётся разрешение на отк-

рытие представительства, является примером перечня критериев,

которыми обычно руководствуется регулирующий орган госу-

дарства при принятии решения о допуске иностранного капитала

в страну, т.е. оцениваются возможности иностранной фирмы и

потребности в иностранном капитале в данной сфере его прило-

жения.

Если Закон "Об иностранных инвестициях в РФ" хотя бы

касался процедуры открытия филиалов предприятий с иностранны-

ми инвестициями, то в отношении представительств такой норма-

тивный акт отсутствует, и на практике местные органы власти

сами стали осуществлять аккредитацию и регистрацию представи-

тельств иностранных юридических лиц в т.ч. и некоммерческих

организаций.

Требование регистрации открытия филиала или представи-

тельства вступает в противоречие с действующим гражданским

законодательством, согласно которому филиалы и представи-

тельства, в том числе и иностранных фирм, могут осуществлять

свою деятельность в соответствии с полномочиями, предостав-

ленными им юридическими лицами, структурными подразделениями

которых они являются. Такой подход в принципе подтверждается

- 22 -

действующими ведомственными нормативными актами в области на-

логообложения и валютного регулирования, а также рядом

двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложе-

ния. (Например договор между Россией и США "Об избежании

двойного налогообложения и предотвращения уклонения о налого-

обложения в отношении налогов на доходы и капитал" от

17.06.93. ст5.) К числу ведомственных нормативных актов, при-

нятых в развитие Закона "Об основах налоговой системы РФ" от-

носится инструкция ГНС N20 от 3 июня 1993 года "О налогообло-

жении прибыли и доходов иностранных юридических лиц"

(Российские Вести 1993 год. N5.), которая признаёт в качестве

плательщиков налогов на прибыль любые иностранные юридические

лица, действующие на территории РФ через постоянное предста-

вительство, при этом под представительством юридического лица

понимается бюро, контора, агенство, любое другое постоянное

место осуществления деятельности. Инструкция разграничивает

понятия представительства и предприятия с иностранными ин-

вестициями. "Если иностранное юридическое лицо, являющееся

участником предприятия с иностранными инвестициями ... осу-

ществляет также другую деятельность в РФ от своего имени ...

через постоянное место деятельности, оно также подлежит нало-

гам на прибыль" п10. Следует подчеркнуть, что в соответствии

с этой инструкцией для целей налогообложения факт регистрации

представительства инофирмы значения не имеет.

Из вышеприведёных положений налоговой инструкции следу-

ет, что представительства иностранных фирм могут выполнять

свои функции не обременяя себя заботами о регистрации, что

соответствует требованиям современного делового оборота, ин-

тересам Бюджета России и соображениям здравого смысла.

Открытие филиала или представительства иностранного юри-

дического лица в принципе не может само по себе рассматри-

ваться как инвестирование капитала и не должно, таким обра-

зом, попадать под действие Закона об иностранных инвестициях.

Дело в том, что когда речь идёт об инвестировании, предпола-

гается, что лицо - инвестор - предоставляет некоторое иму-

щество, которым он владеет на законном основании, с целью

последующего извлечения прибыли. Учреждение же филиала или

представительства иностранной фирмы является одной из форм

осуществления внешнеэкономической деятельности иностранных

- 23 -

юридических лиц на территории Российской Федерации и может

быть не связано с капиталовложениями, а иметь целью облегче-

ние заключения внешнеторговых сделок с российскими партнёра-

ми.

Более современной с точки зрения делового оборота и соз-

дания благоприятного инвестиционного климата при сохранении

государственного контроля является процедура аккредитации

представительств иностранных фирм.

Аккредитация не влечёт за собой создания нового юриди-

ческого лица, и для осуществления внешнеэкономической дея-

тельности фирме достаточно назначить своего представителя,

который может быть избран из числа российских граждан или

юридических лиц. Для заключения сделок и осуществления других

полномочий представителю выдаётся доверенность.

На сегодняшний день аккредитацию представительств осу-

ществляет Торгово-промышленная Палата РФ или Регистрационная

Палата при Министерстве Экономики России. Для аккредитации

представительства иностранной фирмы необходимо предоставить

следующие документы: устав компании, документ, подтверждающий

факт регистрации компании, решение об открытии представи-

тельства, доверенность, выданная компанией своему представи-

телю (физическому или юридическому лицу), справка из банка,

подтверждающая платёжеспособность компании и рекомендации

фирм-российских партнёров компании. Срок рассмотрения доку-

ментов для принятия решения - не более двух месяцев.

В случае открытия филиала или представительства иност-

ранного юридического лица задача государства заключается в

том, чтобы обеспечить стабильность торгового оборота путём

защиты интересов добросовестных его участников. С этой целью

и должны быть приняты новые нормативные акты регламентирующие

порядок открытия филиалов и представительств.

Существование процедуры аккредитации представительств

наибольшим образом соответствует понятию допуска иностранных

инвестиций в страну, она служит цели не допустить открытие

филиала или представительства уже обанкротившейся или несу-

ществующей фирмы. Государство с помощью процедуры аккредита-

ции как бы фиксирует положение вещей на определённый момент

времени, таким образом удостоверяя, что иностранное юриди-

ческое лицо в действительности существует, и его финансовое

- 24 -

положение заслуживает доверия. Органы государства и после

процедуры аккредитации, как правило продолжают осуществлять

контроль за деятельностью иностранного юридического лица,

ведь для российских участников торгового оборота могут пройти

незамеченными изменения финансового состояния иностранного

контрагента, и даже сам факт его ликвидации по тем или иным

основаниям. Суммируя вышесказанное, ещё раз необходимо отме-

тить, что процедуру аккредитации следует рассматривать как

факт признания иностранной фирмы, заслуживающей доверия и ре-

комендуемой государством в лице уполномоченных органов

российским организациям в качестве надёжного делового партнё-

ра.

ПРОБЛЕМЫ СТРАХОВАНИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ РИСКОВ ИНОСТРАННЫХ

ИНВЕСТОРОВ.

Следствием недостатков российского национального законо-

дательства об иностранных инвестициях стало то, что иностран-

ные инвесторы, а также российские предприниматели, заинте-

ресованные в привлечении иностранного капитала, пытаются соз-

дать систему дополнительных гарантий, защищающих инвесторов

от так называемых некоммерческих рисков. Под этим понимаются,

главным образом, риски политического характера, вытекающие из

нестабильности политической обстановки, а также связанные с

репрессивными мерами органов государства по отношению к ли-

цам, осуществляющим иностранные инвестиции.

В качестве одного из элементов дополнительных гарантий

прав иностранных инвесторов предлагается создать систему

страхования некоммерческих рисков. Выступая с предложениями

об учреждении этого института в России, отечественные предп-

риниматели вполне справедливо мотивируют введение системы

страхования инвестиций следующими соображениями: высокой сте-

пенью такого рода рисков, удерживающих иностранных инвесторов

от помещения капитала в экономику РФ; потребностями России в

дополнительных источниках привлечения капитала.

Во многих зарубежных странах страхование некоммерческих

рисков иностранных инвесторов осуществляют различные органи-

- 25 -

зации. Организации, выступающие в роли страховщиков можно

подразделить на следующие группы:

а) негосударственные организации (например, английская

страховая компания "Lloyd's");

б) государственные организации, осуществляющие страхова-

ние инвестиционных рисков национальных предпринимателей,

выступающих в роли иностранных инвесторов за рубежом (напри-

мер,Overseas Private Investment Corporation - OPIC (ОПИК) в

США);

в) Межгосударственная организация, осуществляющая стра-

хование инвестиционных рисков. (Multinational Investment Gua-

rantee Agensy - MIGA (МИГА)).

Участие в договоре страхования в качестве страховщика

организаций, относящихся к различным из перечисленных выше

групп, имеет различные правовые последствия. Поэтому следует

различать страхование, осуществляемое: негосударственными

(частными) организациями, национальными государственными ор-

ганизациями и международной организацией, т.е. страхование в

системе MIGA. При этом следует учитывать, что все три разно-

видности страхования, имея различия в правовых последствиях,

могут осуществляться параллельно, взаимодействовать друг с

другом и тем самым обеспечивать более высокую степень защиты

интересов инвесторов.

Применительно к России три вида страхования инвестицион-

ных рисков может подразумевать как создание негосударственной

организации с обособленным имуществом, принадлежащем ей на

праве собственности (или группы таких организаций), так и уч-

реждение российской государственной организации по страхова-

нию инвестиционных рисков. Наконец, при cоздании системы

страхования некоммерческих рисков иностранных инвесторов одну

из главных ролей будет играть возможное вступление России в

MIGA и решение этой проблемы на международном уровне.

Чтобы яснее представлять себе перспективы создания такой

системы в России, необходимо более подробно рассмотреть раз-

личные варианты организации страхования рисков инвесторов.

1) Страхование, осуществляемое негосударственной (част-

ной) компанией.

На сегодняшний день возникла острая потребность в учреж-

дении частной коммерческой страховой организации, осуществля-

- 26 -

ющей страхование инвестиционных рисков при хорошей поддержке

со стороны государства. Безусловным преимуществом этой формы

организации страхования инвестиционных рисков является её

гибкость и широкая возможность для манёвра, присущая чисто

коммерческому страхованию. К недостаткам, сдерживающим широ-

кое применение услуг частных страховых компаний при страхова-

нии иностранных инвестиций, следует отнести тот факт, что в

ряде случаев объём капиталовложений, осуществляемых иностран-

ными инвесторами, может быть весьма значительным, а сумма

страхового возмещения, выплачиваемого страхователю, оказыва-

ется слишком большой даже для крупных страховых компаний, что

мешает иностранному инвестору сохранить уверенность в способ-

ности страховщика покрыть его убытки при наступлении страхо-

вого случая.

Решением этой проблемы может стать объединение капиталов

нескольких страховых компаний и создание на этой основе стра-

хового пула. Страховой пул располагает более широкими возмож-

ностями по страхованию рисков и сокращает сроки выполнения

обязательств страховщиком. Так как государство принимает

участие в частичном финансировании эффективных инвестиционных

проектов, победивших на инвестиционных конкурсах, оно могло

бы также участвовать в страховом пуле и взять на себя обяза-

тельство по частичному возмещению ущерба. Помимо возможного

участия государства в страховом пуле также нельзя исключать

вариант с привлечением капитала крупнейших зарубежных страхо-

вых компаний (таких, например, как "Lloyd's","GERMES" и

т.д.).

В настоящее время право страхователя и гаранта иност-

ранных инвестиций в РФ предоставлено Указом Президента РФ

N184 от 2 февраля 1993 года Государственной инвестиционной

корпорации (Госинкор). Однако имущество, переданное Госинко-

ру для выполнения им функций страховой организации и формиро-

вания уставного фонда, передано ему на праве полного хо-

зяйственного ведения, и, согласно уставу, это имущество нахо-

дится в федеральной собственности Российской федерации. Сле-

довательно, Госинкор не является собственником и не может ре-

ализовать права владения, пользования и распоряжения без раз-

решения федеральных органов исполнительной власти РФ. Поэтому

российские страховые компании могут принимать на себя обяза-

- 27 -

тельства по страхованию иностранного капитала только в том

случае, когда они наделены правомочиями самостоятельного юри-

дического лица и обладают имуществом на праве собственности.

Только тогда имущество может быть свободно отчуждено в случае

уплаты страховой суммы.

Исходя из значительных объёмов страховых обязательств по

страхованию инвестиционных проектов, реализуемых с участием

государства, возникает необходимость перестрахования части

обязательств страхового пула. Речь идёт об организации нацио-

нальной перестраховочной компании, актуальность создания ко-

торой предопределяется неразвитостью форм и видов страхования

и страховой деятельности, отсутствием доверия у иностранных

инвесторов к российским страховым компаниям. В связи с этим,

поддержка частной российской страховой компании со стороны

государства должна быть направлена не только на преодоление

финансовых трудностей, но и на создание безупречной репутации

компании в коммерческих кругах как внутри страны, так и за

рубежом.

2) Участие иностранного государства в страховании неком-

мерческих рисков иностранных инвесторов.

Стремясь защитить интересы национальных предпринимате-

лей, инвестирующих капитал за рубеж, иностранные государства

осуществляют страхование экспорта капитала, т.е. участвуют

непосредственно в страховании зарубежных капиталовложений на-

циональных компаний. Примером этому может служить система

страхования иностранных инвестиций в США при участии ОПИК.

Анализ перспектив и форм участия подобного рода зарубеж-

ных государственных организаций в сфере страхования иностран-

ных инвестиций в России должен осуществляться с учётом осо-

бенностей законодательного регулирования страхования в раз-

личных правовых системах и необходим не только для целей изу-

чения возможности их взаимодействия, но и создания своей

российской модели страхования иностранных капиталовложений

производимых отечественными компаниями.

3) Страхование некоммерческих инвестиционных рисков при

участии международной организации - MIGA.

Подписание многосторонней международной конвенции о соз-

дании MIGA (Межнациональное агенство по страхованию инвести-

ций) явилось решением проблемы участия государства в страхо-

- 28 -

вании политических рисков иностранных инвесторов. Дело в том,

что государство, принимая иностранные инвестиции, не может

осуществлять страхование их от политических рисков, так как

это, по существу, является страхованием от собственных

действий. Когда речь идёт о политических рисках, государство

может только гарантировать иностранным инвесторам, что по от-

ношению к ним не будут приниматься такие меры регулирования,

которые войдут в противоречие с имущественными правами

последних. (Такого рода гарантии и были провозглашены в

российском Законе "Об иностранных инвестициях в РФ"). И, как

было указано выше, эта ситуация, довольно долго не имевшая

своего правового разрешения, привела к тому, что государства

- экспортёры капитала и государства, привлекающие иностранный

капитал, испытывая одинаковую заинтересованность в усилении

защиты инвестиций, нашли наиболее приемлемый выход в учрежде-

нии международной независимой страховой организации. Принимая

во внимание стремление России соответствовать современным

требованиям международных экономических отношений и выступать

в роли равноправного партнёра с другими государствами, её

вступление в MIGA должно стать одним из ключевых моментов

создания отечественной системы страхования иностранных ин-

вестиций.

Таким образом, становится очевидно, что для создания в

России системы организаций, способных осуществлять страхова-

ние инвестиционных рисков как зарубежных, так и отечественных

предпринимателей, скорее всего, следует пойти на создание:

а) Частной коммерческой страховой компании - страховщика

иностранных инвесторов.

б) Российской государственной структуры для защиты инте-

ресов российских предпринимателей за рубежом. в) Условий для

участия России в системе MIGA, а также

сотрудничества с государственными организациями других стран,

осуществляющими страхование инвестиционных рисков в том числе

и путём заключения международных двусторонних соглашений о

взаимной защите капиталовложений.

Остаётся заметить, что эта огромная работа должна прохо-

дить лишь при условии внесения существенных изменений (если

не полного пересмотра) в отечественное законодательство об

иностранных инвестициях.

- 29 -

НЕОБХОДИМОСТЬ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНА ГОСУДАРСТВА,

УПОЛНОМОЧЕННОГО ПРЕДСТАВЛЯТЬ ИНТЕРЕСЫ РФ В ПРАВООТНОШЕНИЯХ,

ВОЗНИКАЮЩИХ В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ИН-

ВЕСТИЦИЙ.

Особенностью правоотношений, возникающих в связи с ин-

вестированием капитала, является то, что их субъектом явля-

ется иностранный инвестор, как правило, субъект частного пра-

ва, т.е. физическое или юридическое лицо, с одной стороны, и

принимающее государство - с другой. Учитывая специфику такого

рода правоотношений, представляется вполне очевидной заинте-

ресованность иностранного инвестора в том, чтобы абстрактное

принимающее государство было персонифицировано в лице опреде-

лённого законом уполномоченного органа с зафиксированным ста-

тусом, полномочиями и компетенцией.

В Законе "Об иностранных инвестициях в РФ" содержится

лишь указание на то, что регистрацию совместных предприятий

осуществляет Министерство Финансов России или иной уполномо-

ченный орган. Потребность в такого рода учреждении привела к

появлению Указа Президента РФ "О Российском агенстве междуна-

родного сотрудничества и развития" от 14.08.92 (Собрание ак-

тов Президента и Правительства. 1992 год). Позже, в соот-

ветствие с Указом Президента "О структуре федеральных органов

исполнительной власти" (Российская газета. 11.04.94.) РАМСИР

было передано в ведение Министерства Внешнеэкономических свя-

зей РФ с преобразованием в государственное учреждение при

этом министерстве.

Примечательно, что в течение последних четырёх лет в

России предпринимаются попытки компенсировать недостатки за-

конодательства об иностранных инвестициях учреждением разно-

образных организаций, целью которых является содействие прив-

лечению иностранного капитала. К числу такого рода структур

можно было бы отнести Комиссию Правительства РФ по междуна-

родному инвестиционному сотрудничеству, учреждённую Постанов-

лением Правительства от 20.08.92., Государственную инвестици-

онную корпорацию, Российскую финансовую корпорацию, учреждён-

- 30 -

ные Указами Президента РФ от 02.02.93. и 15.03.93. соот-

ветственно и Международное агенство страхования инвестиций от

некоммерческих рисков, учреждённое Указом Президента РФ от

26.02.93.

Сам факт учреждения такого числа государственных органов

свидетельствует об искреннем намерении Правительства

способствовать привлечению иностранного капитала в Россию, но

,к сожалению, статус и функции создаваемых структур не опре-

делён достаточно чётко, что само по себе способно ввести в

заблуждение не только иностранных инвесторов.

Всё-же, следует отметить, что на сегодняшний день регу-

лирование процесса привлечения иностранных инвестиций приоб-

ретает всё более упорядоченные формы, и с целью усовер-

шенствования этого механизма при Министерстве экономики

России создан ряд органов:

- Государственная регистрационная палата, которая зани-

мается регистрацией предприятий с иностранным капиталом и ак-

кредитацией представительств иностранных компаний;

- Российский федеральный центр проектного финансирования

и консультационно-технического содействия, который выполняет

следующие функции: осуществляет экспертизу заявок и предложе-

ний в области международного инвестиционного сотрудничества,

в том числе и по использованию кредитов, предоставляемых под

гарантии Правительства Российской Федерации; выполняет пре-

дынвестиционные исследования; разрабатывает схемы финансиро-

вания и осуществляет экспертно-консультационное сопровождение

инвестиционных проектов. Центр является представителем (аген-

том) Правительства РФ по координации деятельности, направлен-

ной на реализацию оказываемого России консультационно-техни-

ческого содействия;

- Бюро по использованию консультационно-технического со-

действия Европейского союза;

- Российский центр содействия иностранным инвестициям.

Центр содержит банк данных по законодательной и нормативной

базе, инвестиционным проектам, рынкам капиталов как в России

в целом, так и в регионах.

Координация работы этих организационных структур возло-

жена на Министерство экономики РФ и в его составе на Департа-

мент международного инвестиционного сотрудничества.

- 31 -

Несомненно, передача вышеуказанных полномочий Ми-

нистерству экономики РФ явилась шагом вперёд в ходе становле-

ния структуры государственных органов, представляющих Россию

в отношениях с иностранными инвесторами, но тем не менее, в

целях дальнейшей стабилизации этих отношений в будущем законе

об иностранных инвестициях статус этих организаций должен

быть закреплён окончательно.

СПОРЫ ПРЕДПРИЯТИЙ С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ В АРБИТ-

РАЖНОЙ ПРАКТИКЕ.

На современном этапе развития и становления как правовой

системы новой России в целом, так и отраслевого законода-

тельства, а в нашем случае это законодательство об иностран-

ных инвестициях, огромное значение имеет изучение практики

арбитражных судов, рассматривающих споры предприятий связан-

ных с иностранными инвестициями.

Лидирующую роль в России при разрешении подобного рода

споров играет Международный коммерческий арбитражный суд

(МКАС) при Торгово-промышленной плате РФ, который по коли-

честву дел, поступающих на его рассмотрение, прочно входит в

ряд ведущих арбитражных центров в мире.

Правовой основой деятельности МКАС служит Закон РФ о

Международном коммерческом арбитраже от 7 июля 1993 года, а 8

декабря 1994 года был утверждён новый Регламент МКАС, который

вступил в силу с 1 мая 1995 года.

Особенностями нового Регламента явились гибкость арбит-

ражной процедуры и предоставление сторонам широких возмож-

ностей по самостоятельному выбору арбитров для разрешения

спора. Стороны вправе избирать арбитрами любых лиц, обладаю-

щих необходимой квалификацией, в том числе и иностранных

граждан. Все усилия арбитражного суда должны сводиться к по-

вышению эффективности арбитражного разбирательства, недопуще-

нию необоснованного затягивания дела и чёткости при защите

прав сторон, участвующих в споре.

Круг проблем, возникающих в ходе рассмотрения арбитраж-

ным судом того или иного дела, чрезвычайно многообразен, но

- 32 -

попытаться рассмотреть самые распространённые из них необхо-

димо в целях дальнейшего совершенствования правовой базы в

сфере регулировния иностранных капиталовложений.

Очень часто на рассмотрение арбитража попадают споры,

касающиеся объёма арбитражной оговорки.

Показательным здесь можно считать дело N248/1991 г. Уч-

редитель, вышедший из совместного предприятия, предъявил к

последнему требования об уп 6л 0ате денежной компенсации за

внесённый вклад, а также причитающейся доли прибыли. В

обоснование компетенции Арбитражного суда истец ссылался на

положение учредительного договора о праве каждого из учреди-

телей обратиться в данный орган по любым спорным вопросам,

связанным с этим договором.

Ответчик оспаривал компетенцию арбитража по мотиву

отсутствия в учредительных или иных документах совместного

предприятия предписаний, оговаривающих передачу на рассмотре-

ние в Арбитражный суд споров между каким-либо из учредителей

и совместным предприятием.

Истец, в свою очередь, полагал, что, поскольку его тре-

бование возникло в связи с передачей его доли участия в сов-

местном предприятии третьему лицу, оно непосредственно от-

носится к вопросам, связанным с учредительным договором, и

попадает под компетенцию Арбитражного суда.

В решении арбитраж, сославшись на свой Регламент, ука-

зал, что наличие письменного соглашения о передаче споров на

разрешение Арбитражного суда может рассматриваться как осно-

вание компетенции суда при том условии, что спор возник между

сторонами, заключившими такое соглашение. Прийдя к выводу,

что сторонами в данном споре являются один из учредителей и

само совместное предприятие, арбитры отметили, что приведён-

ная выше арбитражная оговорка охватывает лишь споры учредите-

лей совместного предприятия между собой и не касается вопроса

о разрешении споров между учредителями и совместным предприя-

тием. Таким образом, арбитраж пришёл к выводу, что данный

спор не попадает под его компетенцию.

Решения арбитров по сходного рода делам показывают, что

на практике крайне важным является чёткое определение в ар-

битражном соглашении круга лиц, на которых оно распространя-

ется, а также наличие согласия этих лиц на передачу споров в

- 33 -

коммерческий арбитраж, в частности согласия самого СП как са-

мостоятельного субъекта права на рассмотрение в арбитражном

порядке соответствующих споров между ним и его участниками.

Вопрос о компетенции Арбитражного суда, хотя и в

несколько ином ракурсе, возникал в деле N177/1993 г. Иност-

ранная фирма, считая себя участником совместного предприятия,

предъявила к последнему иск о возврате денежной суммы, пере-

ведённой в качестве взноса в его уставной фонд.

В ходе разбирательства было выяснено, что истец намере-

вался войти в совместное предприятие вместо другой иностран-

ной фирмы. Однако, предусмотренные законом действия, необхо-

димые для оформления замены участника совместного предприя-

тия, в том числе внесение изменений в учредительные документы

и их последующая регистрация в установленном законом порядке,

не осуществлялись.

Поскольку было установлено, что истец не является сторо-

ной учредительного договора, по мнению арбитров, содержащаяся

в этом договоре арбитражная оговорка, предусматривающая

юрисдикцию Арбитражного суда при Торгово-промышленной палате

СССР, на истца не распространяется. В итоге арбитраж признал

себя некомпетентным рассматривать данный спор.

В деле N364/1993 г. возник вопрос о действительности

сделки, заключённой совместным предприятием до его регистра-

ции. Арбитраж установил, что на момент заключения договора

аренды, из-за которого возник спор, совместное предприятие

(арендатор) зарегистрировано не было и правомочиями юриди-

ческого лица не обладало. Арбитражный суд счёл, что сделка

была совершена с нарушением требований закона и является не-

действительной. Действующее законодательство не допускает де-

ятельности предприятия до его регистрации, и данное дело слу-

жит наглядной иллюстрацией возможных неблагоприятных

последствий при несоблюдении запрета на деятельность незаре-

гистрированных предприятий.

В практике МКАС при ТПП РФ возникал вопрос о том, вправе

ли выбывший из предприятия с иностранными инвестициями участ-

ник претендовать на возврат имущества, внесённого им в ка-

честве вклада в уставный фонд, либо ему полагается только

соответствующая денежная компенсация за него.

В деле #351/1993 г. истец, вышедший из совместного

- 34 -

предприятия, требовал от последнего как ответчика возврата

здания, являвшегося взносом истца в уставный фонд. В возраже-

ниях ответчика указывалось, что он стал собственником пере-

данного имущества, как это установлено российским законода-

тельством и уставом совместного предприятия. Устав не содер-

жал положений о возврате участнику имущества, внесённого в

качестве его доли в уставный фонд, а оговаривалась обязан-

ность выплатить выбывающему участнику балансовую стоимость

имущества на момент выбытия. В решении единоличного арбитра

отмечалось, что согласно действующему российскому законода-

тельству юридические лица в соответствии с их уставами явля-

ются собственниками внесённого их участниками имущества. И

так как возврат имущества в натуре не предусмотрен, истцу бы-

ло отказано в иске.

Также на рассмотрение арбитража довольно часто поступают

дела, связанные с деятельностью филиалов и представительств

иностранных юридических лиц. Так, в делах NN 185/1992,

243/1992 г.г. вставал вопрос об ответственности совместных

предприятий (ответчиков) по сделкам, заключенным их филиалами

и представительствами . В обоих случаях арбитраж признал та-

кую ответственность, поскольку речь шла о действиях, совер-

шённых структурными подразделениями ответчиков. Последним не

удалось доказать, что руководитеи этих подразделений вышли за

пределы предоставленных им полномочий, что самим предприятиям

не было известно о факте подписания таких договоров и ходе их

выполнения или что ими не совершались действия, свидетельст-

вцющие об одобрении указанных сделок.

Разумеется в этом кратком обзоре арбитражной практики

можно лишь приблизительно очертить круг возникающих при

рассмотрении того или иного дела правовых проблем, но зна-

комство с деятельнлстью арбитража в области, затрагивающей

деятельность предприятий, связанных с иностранными инвестици-

ями, является одной из важнейших составляющих при изучении

данной темы. (В тексте использованы материалы дел, опублико-

ванных в статьях Кабатова В.А"Из практики Международного ком-

мерческого арбитражного суда при ТПП РФ в городе Москве".

Журнал "Внешняя торговля" 1992 г. N9 и журнал "Хозяйство и

право" 1994 г. N3)

- 35 -

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, рассмотрев в данной работе определённый круг проб-

лем, связанных с ситуацией в сфере правового регулирования

иностранных инвестиций в России, можно попытаться сделать не-

которые выводы.

Налицо очевидная потребность в ускорении и завершении

работы законодательных органов по подготовке новой законода-

тельной базы, регулирующей процесс инвестирования в экономику

России. Хочется отметить некоторые важные положения в проекте

закона "О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР "Об

иностранных инвестициях в РФ", которые направлены на улучше-

ние инвестиционного климата для зарубежных инвесторов. Помимо

закрепления национального режима для осуществления капиталов-

ложений за изъятиями, которые могут быть введены только феде-

ральными законами; вводится пятилетняя отсрочка для примене-

ния положений новых законодательных и правовых нормативных

актов, ухудшающих условия деятельности предприятий с иност-

ранными инвестициями, которые действуют в отраслях материаль-

ного производства (со вкладом зарубежного партнера не менее

100 тыс. долл. США и не менее 30% уставного капитала). Опре-

деляется конкретный федеральный орган исполнительной власти

по координации государственной деятельности по привлечению ,

защите и эффективному использованию иностранных инвестиций,

являющийся, по сути, единым органом в сфере международного

инвестиционного сотрудничества. Вводится применение поощри-

тельной таможенной пошлины (50% от действующей ставки ввозной

пошлины и на срок до 5 лет) при ввозе товаров предприятиями с

иностранными инвестициями в случае осуществления ими инвести-

ционного проекта с капитальными затратами, эквивалентными 100

млн. долл. США и выше. Проект Закона содержит и другие

перспективные положения, но это всего лишь проект, тем более,

что в процессе принятия закона возникает необходимость комп-

ромиссов, поиск которых неизбежно отражается на формулировках

закона.

Как объект инвестиций российская экономика потенциально

- 36 -

обладает рядом привлекательных особенностей для иностранных

компаний и предпринимателей. Среди них - ёмкий рынок, богатые

запасы природных ресурсов, относительно квалифицированная и

дешёвая рабочая сила, огромный багаж научно-технических зна-

ний и наличие неиспользуемых производственных мощностей (нап-

ример, бывший ВПК).

Однако, в то же время, нестабильная экономическая ситуа-

ция, своеобразная нервозность на политической арене; несмотря

на все усилия правительства, всё же прогрессирующая инфляция,

неотлаженный внутренний механизм управления экономикой, от-

носительная неразвитось инфраструктуры связи, бытовых услуг и

т.д. негативно отражаются на инвестиционном имидже России.

По оценкам западных специалистов инвестиционный климат в

России рассматривается сегодня как неблагоприятный и предсто-

ит сделать очень многое, чтобы эти оценки поменялись на про-

тивоположные. Ведь для нашей страны, которая встала на путь

интеграции в мировое хозяйство и стремиться создать открытую

экономическую систему, участие в процессах движения капитала

и как импортёра, и как экспортёра является вопросом стратеги-

чески важным. Сегодня же участие России в этих процессах с

трудом можно назвать активным, а с точки зрения привлечения

зарубежных капиталовложений ей предстоит конкурировать со

странами, рынки которых оказываются сейчас более привлека-

тельными для инвесторов, особенно со странами Латинской Аме-

рики и азиатского региона.

В соответствии с основными целями национальной стратегии

экономического развития России, определившимися в последнее

время, органами государственной власти на различных уровнях

разрабатывается коммплексная программа привлечения иностран-

ных инвестиций. Оздоровление экономики нашей страны прежде

всего связывается со значительными вливаниями материальных и

финансовых ресурсов из-за рубежа. Поэтому так актуален и не-

обходим грамотный подход к регламентации, правовому регулиро-

ванию процесса привлечения иностранных инвестиций.

Обобщая практические предложения решений проблем в этой

области, наряду с необходимостью совершенствования законода-

тельства об иностранных инвестициях, отметим следующее:

Те экономические и правовые условия в которых действуют

иностранные инвесторы (национальный режим) должны быть ради-

- 37 -

кально улучшены, в первую очередь путем кардинального измене-

ния налогообложения, когда собираемость налогов должна дости-

гаться не за счет непосильного для товаропроизводителя нало-

гового бремени, а за счет ускорения экономического оборота.

Необходимо создание в России системы организаций,

способных осуществлять страхование инвестиционных рисков ( а)

частной коммерческой страховой компании - страховщика иност-

ранных инвесторов; б) российской государственной структуры

для защиты интересов российских предпринимателей за рубежом;

в) Международной компании по страхованию иностранных инвести-

ций в России.)

Помимо таких маштабных проблем хочется отметить и более

узкие, функциональные. При подготовке данной работы опреде-

ленные сложности возникли с подбором законодательных актов ,

регламентирующих рассматриваемые правоотнощения. Представля-

ется целесообразной систематизация законодательства и более

широкое освещение этого вопроса в печати.

Инвестиции, в том числе иностранные, представляют собой

значительную часть в предпринимательском праве. Однако, изу-

чение этой области предпринимательства конкретно в нашем

институте весьма ограничено. Считаю необходимым устранение

этого пробела в программе обучения. Ведь, в сущности, залогом

решения многих проблем является профессиональный подход к

ним.

- 38 -

ПРИЛОЖЕНИЕ

Двусторонние договоры о взаимной защите инвестиций

--------------------------------------------------

В число международных двусторонних соглашений, участни-

цей которых является Россия, входят:

1)Соглашение о содействии, осуществлении и взаимной за-

щите капиталовложений с Австрией от 17 мая 1990 года. Ратифи-

цировано 27 мая 1991 года.

2) Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовло-

жений с Правительством Канады от 20 ноября 1989 года. Вступи-

ло в силу 27 июня 1991 года.

3) Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовло-

жений с Правительством Французской республики от 4 июля 1989

года. Вступило в силу 17 июля 1991 года.

4) Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовло-

жений с Китайской Народной Республикой от 21 июля 1991 года.

Вступило в силу 26 июля 1991 года.

5) Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовло-

жений с Королевством Нидерландов от 5 октября 1989 года.

Вступило в силу 20 июля 1991 года.

6) Соглашение о содействии осуществлению и взаимной за-

щите капиталовожений с правительством Финляндской Республики

от 8 февраля 1989 года. Вступило в силу 15 августа 1991 года.

.

7) Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовло-

жений со Швейцарским Федеральным Советом от 1 декабря 1990

года. Вступило в силу 26 августа 1991 года.

8) Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовло-

жений с Правительством Соединённого королевства Великобрита-

нии и Северной Ирландии от 6 апреля 1989 года. Вступило в си-

лу 3 июля 1991 года.

9) Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовло-

жений с Правительством Итальянской Республики от 30 ноября

1989 года. Вступило в силу 8 июля 1991 года.

10) Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталов-

ложений с Правительством Республики Корея от 14 декабря 1990

года. Вступило в силу 10 июля 1991 года.

.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1) отв.ред. Астапович. "Иностранные инвестиции в

России: тенденеции и перспективы. Второй аналитический док-

лад независимых экспертов" Агенство "ИНФОМАРТ" 1995 год.

2) Богатырёв А.Д. "Инвестиционное право" Москва.

Российское право 1992 год.

3) Богуславский М.М. "Правовое положение иностранных

инвестиций в РФ" Москва. 1993 год. "Международное частное

право" Москва. " Международные отношения" 1994 год.

4) Голубович А.Д. "Иностранные инвестиции в России. За-

конодательное регулирование" Москва. "АРГО" 1993 год.

5) Доронина Н.Г. Семилютина Н.Г. "Правовое регулирова-

ние иностранных инвестиций в России и за рубежом" Москва.

1993 год. "Многосторонние международные конвенции в области

защиты иностранных инвестиций и российское законодательство"

Государство и право" 1992 год #10.

6) Доронина Н.Г. "Иностранные инвестиции и современное

международное право. Проблемы регулирования инвести-

ций в СССР" Москва. "Де-юре". 1991 год.

7) Мартынов А.С. "Россия: стратегия инвестирования в

кризисный период." Москва. 1994 год.

8) Моргунова А.И. Шакалов М.И. "Инвестиционное и валют-

ное законодательство. Теоретический курс" Москва. МЭГУ 1995

год.

9) Рубанов А.А. "Основные проблемы законодательства об

иностранных инвестициях в России и других государствах быв-

шего СССР" Москва. 1992 год.

10) отв.ред. Светланов. "Правовое регулирование иност-

ранных инвестиций в России" Институт государства и права.

Москва. 1995 год.

11) отв.ред. Фоминский Н.П. "Иностранные инвестиции в

России. Современное состояние и перспективы". Москва. 1995

год.

12) Чжун Ми Кен "Инвестиционная ситуация в России и

правительственные мероприятия по её улучшению" Университет

СпБ. 1996 год.

13) "Регулирование иностранных инвестиций. Сборник нор-

мативных документов". Журнал "Рынок ценных бумаг" Москва.

1995 год.

14) "Иностранные инвестиции. Совместные предприятия и

представительства". Тематический выпуск. Москва. "ТРИАДА"

1994 год.

15) Журнал "Иностранные инвестиции для профессионалов"

#11-12.1995 год.