Журналистика и издательское дело
Журналистика и издательское дело
Елена УГАРОВА, по материалам зарубежных СМИ
Общий взгляд
Издательское дело - это давно утвердившаяся сфера деятельности. Одни считают, что оно возникло еще несколько тысяч лет назад, другие - пятьсот лет назад, кто-то же уверен, что оно появилось на свет в конце девятнадцатого века. Все зависит от того, что считать точкой отсчета: первые записи, сделанные на папирусе или выбитые на каменных табличках, появление полнообъемных печатных изданий Иоганна Гутенберга или изобретение в 1884 году наборной строкоотливной машины. Производственные технологии издательского дела меняются, но созидающая сила вдохновения, которая позволяет заполнить страницы изданий, остается неизменной. В издательском деле все виды деятельности делятся на две большие группы: дела производственные и дела творческие. Поэты, прозаики, ученые и журналисты давно используют печатные страницы для того, чтобы донести до широкого читателя свои соображения. Художники, редакторы, корректоры, верстальщики, макетчики, а также большое количество технических специалистов, включая операторов печатных станков, сумели превратить творческое воображение авторов в коммерческий продукт еще во времена Гутенберга.
В наше время издательства продолжают издавать книги, газеты и журналы, которые развлекают нас и информируют о последних событиях, позволяют нам расширить кругозор. Массовым изданием книг занимаются в основном крупные издательские компании, часть которых входит в состав гигантских холдингов. Круг этих издательств, расположенных, главным образом, в Нью-Йорке, постепенно сужается. Научные и академические издания, как правило, находятся в ведении издательств, связанных с университетами. Выходит в свет и множество специальной литературы практически по всем областям знаний: от узкоспециальных изданий для компьютерщиков до руководства для каменщиков. Большинство американских издательств, печатающих техническую литературу, также сосредоточены в Нью-Йорке. В их числе такое респектабельное издательство, как Addison-Wesley.
В Нью-Йорке издаются и многие журналы для массового читателя: Time, New Yorker, Rolling Stone и Vanity Fair. Специальные журналы выпускают такие компании, как Hachette Filipacchi - это Woman"s Day, Elle, Car and Driver, George, Mirabella и Metropolitan Home. Несмотря на то, что значительная часть узкоспециальных журналов также издается в Нью-Йорке, многие из них базируются в профильных центрах. К примеру, Variety издается в Голливуде, а многочисленные компьютерные издания издают такие компании, как Miller Freeman. Они расположены в Силиконовой долине.
Ежедневная периодика за последнее десятилетие несколько сдала свои позиции, от империй медиа-магнатов Уильяма Херста и Джозефа Пулицера мало что осталось. Однако газеты не сдаются. Они продолжают печататься в американских городах, хотя те города, где издаются две или более авторитетные газеты, можно пересчитать по пальцам одной руки.
В отличие от книг, газеты и журналы выживают во многом благодаря рекламе. Это означает, что на их содержание и выпуск влияют интересы крупных рекламодателей, хотя редакции и ведут непрекращающуюся войну за свою независимость с собственными отделами рекламы, в то время как издатели выступают в качестве арбитров. Издание книг происходит по другим законам. Здесь не требуется привлекать рекламодателей. Здесь нужно устанавливать контакты с распространителями печатной продукции, крупными сетями сбыта, а теперь и с Интернет-магазинами, например, Amazon.com.
Вместе с тем, несмотря на многообразие изданий, профессиональные обязанности в редакционной и производственной сферах практически везде одинаковы. Авторы пишут тексты. Редакторы готовят эти тексты к публикации. Корректоры не только проверяют, чтобы в текстах все запятые стояли на своих местах и названия были написаны с большой буквы. Им необходимо сделать так, чтобы все было правильно с точки зрения грамматики и стиля. Художники и верстальщики решают, какую бумагу использовать, какой ширины сделать поля и что вынести на обложку. Что касается обложки, такие решения, как правило, принимаются совместно со специалистами по маркетингу. Потом в работу включаются специалисты, которые, взаимодействуя с типографией, заботятся о том, чтобы в напечатанном издании не было искажения цвета, чтобы все страницы шли в нужном порядке и вид журнала или книги полностью соответствовал желанию издателя. Это очень кропотливая работа, которая требует точного соблюдения всех действий и особого внимания к деталям.
Тенденции развития
Популизм
По мере того, как растет конкуренция на этом, уже довольно тесном рынке, все более важное значение приобретают тиражи. Сейчас даже наиболее престижные новостные издания обвиняют в популизме. Отходя от классического журналистского правила выбирать для освещения вопросы общественной значимости, в погоне за тиражами печатные и он-лайновые издания изменяют содержание и направленность материалов и их подачи. Газета "USA Today" стала первой, кто стал излагать читателям информацию в упрощенном виде. Ее страницы заполнили яркие фотографии и доступная информация в графическом виде, ее стали продавать в автоматах, похожих на телевизоры. Благодаря такой стратегии рейтинг этой ежедневной газеты, соединяющей в себе черты телевидения, газеты и комикса, немедленно взлетел вверх. Но одновременно это вызвало резкое неприятие со стороны серьезного читателя.
Изменение стиля работы
Образы своенравных, но талантливых репортеров и гудящих, словно улей, редакционных помещений уходят в прошлое. На смену им приходит в большей степени корпоративный стиль работы, все более зависящий от цифровых технологий. В настоящее время все чаще случается, что главный редактор изучает в своем кабинете обзоры рынка, бюджетные планы и штатное расписание, чтобы эффективнее использовать резервы. Корреспондент часто отбирает текущие события с помощью электронных информационных изданий. Редактор отдела городской хроники часто работает над номером газеты, используя специализированное программное обеспечение. Меняется и читательская база. Вместо жителей небольшого городка, для которых важны лишь местные новости, журналист, пишущий для он-лайновых изданий, обращается к громадной глобальной аудитории, и поэтому круг тем значительно расширяется.
Перспективы трудоустройства
Издательское дело и журналистика, как и раньше, предоставляет блестящие карьерные возможности гуманитариям, а также людям, которые любят читать, думать и обсуждать свои идеи. Такие люди занимают большинство вакансий в редакциях крупных изданий, которые сосредоточены преимущественно в Нью-Йорке. Дополнительные возможности для людей с техническим образованием и креативными способностями дает Сеть.
В то же самое время в издательском бизнесе резко вырос спрос на высококвалифицированных специалистов по маркетингу. К примеру, газета Los Angeles Times даже переманила к себе бывшего бренд-менеджера компании General Mills и доверила ему функции издателя. Стоит иметь в виду, что издатели внимательно следят за экономической стороной дела, и поэтому люди, имеющие опыт работы в сфере бизнеса, пользуются преимуществом.
Занять свое место в традиционной журналистике довольно трудно. Лучше всего сначала поработать в качестве стажера. Так вы получите ценный опыт и завяжете необходимые контакты в профессиональной сфере. Старые репортеры признают, что знания дает образование, а навыки - опыт, который нарабатывается годами. В силу того, что круг интересов издателей очень широк, возможностей для роста предостаточно.
Диверсификация издательского бизнеса привела к изменениям и на рынке вакансий. Если лет пятнадцать назад молодой журналист начинал работать в газете в качестве репортера, то, как правило, потом не уходил на телевидение или в книжное издательство. Если вы занимались новостями, вам не предлагали делать рекламные материалы. Сейчас же подобное совместительство становится намного более распространенным. И хотя журналисты старой школы отвергают подобные трансформации, нельзя не согласиться с тем, что они значительно расширяют возможности трудоустройства.
Основные вакансии
В зависимости от конкретной области работы и издания названия профессий и круг обязанностей могут меняться. Необходимо также обратить внимание и на то, что в настоящее время усиливается тенденция к резкому сокращению редакционных штатов, и поэтому зачастую требуется совмещение функций, свойственных специалистам разных профессий.
Редактор
Обязанности редакторов значительно изменились. Теперь им приходится обращать внимание и на предпочтения читателей, и на тенденции развития рынка и на другие требования времени. И это все помимо основных функциональных обязанностей, как то: осуществлять общее руководство, подстегивать авторов и художников. В крупных изданиях редакторы ведают определенными отделами: внутренней политики, международной жизни, финансовых новостей, искусства, новинок литературы и т.п. В маленьких издательствах редакторы занимаются всеми вопросами сразу, а, кроме того, сами много пишут и готовят макет номера. В сфере Интернета таких людей обычно называют продюсерами. Они отвечают за общее руководство, взаимодействие с авторами и художниками, сотрудничающими с изданием на непостоянной основе, и за планирование бюджета.
Корреспондент
В работе корреспондентов мало что изменилось. Как сказал один старый репортер, "это вся та же старая любовь - стремление к потрясающему материалу и славе". Сегодняшние репортеры предпочитают, чтобы их называли корреспондентами и просто журналистами. Частенько вместо блокнотов и ручек они используют ноутбуки. Но помимо этого им приходится много говорить по телефону, следовать за машинами скорой помощи и пожарных, а также лихорадочно писать репортажи, стремясь успеть к сроку. Все это делается для того, чтобы увидеть свою фамилию под статьей. Кому-то известность выпадает всего на пятнадцать минут. Репортеры же находятся в центре внимания постоянно. Раньше стать корреспондентом газеты или журнала мог стать каждый, кто писал приличные статьи для школьной газеты. Сейчас многие корреспонденты имеют высшее образование в области журналистики или телекоммуникаций.
Корректор
Ставить запятые и проверять названия - неблагодарная работа. Никто тебя не любит. Никто не обращает на тебя внимания. Но не будь тебя, статьи в газетах и журналах, книги и материалы в Интернете были бы полны ошибок и опечаток. Если вы не против того, чтобы наводить порядок за другими, эта работа для вас. И, кроме того, это один из последних по-настоящему демократических бастионов в издательском бизнесе: о вас судят по вашим способностям, то есть вы либо знаете о наличии вводных слов, либо не знаете. У вас будет дополнительное преимущество, если у вас есть познания и в другой области, хотя для работы в качестве корректора, как правило, требуется только грамотность и внимание подмечать мелочи.
Фотограф или художник
Фотографы и художники выполняют одни задачи, хотя и разными способами. Как правило, специалисты этих профессий не входят в штат редакции, а работают по найму. Тем, кто стремится к стабильному заработку, лучше заключить договор с приличным агентством. Начните с хорошего портфолио. Через какое-то время вы уже сможете выбирать, какие заказы выполнять. И тогда можно начать работать и самостоятельно.
Помощник редактора
Помощник редактора - универсальная палочка-выручалочка. Для такой работы требуются неутомимые, активные люди, готовые всегда прийти на помощь. Обязанностей сейчас у них больше, чем раньше, зарплата все такая же крошечная, хотя редакторы считают их незаменимыми.
Издатель
На первом месте у издателя стоят вопросы менеджмента и финансов и лишь на втором - содержание статей. Издатели заботятся о том, чтобы поступало достаточное количество рекламы и не уменьшалось число желающих ознакомиться с результатами труда редакции. Это неблагодарное занятие, так как шипы достанутся вам, а розы - другим. Но главное, эта работа приносит большое удовольствие тем, кто сумел вытянуть провальный проект или вывести в лидеры убыточное издание.
Отдел рекламы
Прежняя практика продавать место, отведенное для рекламы, любому, кто заплатит - от местных предпринимателей до зарубежных советов по туризму - чтобы обеспечить выживание издания, похоже, уходит в прошлое. Правда, пока еще никто не придумал, чем это заменить, и поэтому сотрудники отдела рекламы продолжают искать и прощупывать потенциальных крупных клиентов. Редакторы могут недовольно ворчать по поводу затрат на представительские расходы, хотя и понимают, что этого не избежать. Работа в отделе рекламы трудна и утомительна. Выживают лишь самые настойчивые и рьяные, хотя потом, они, как правило, отходят от рекламных дел и занимаются другими вопросами. Работа в отделе рекламы в отличие от других специальностей не требует высшего образования. Необходимо лишь обладать желанием работать и умением постоянно кого-то убеждать.
Отдел продаж
Для того чтобы найти покупателей, приходится обходить многочисленные книжные магазины, учебные заведения и прочие места, где могут проявить интерес к вашему изданию. Если вам повезет, вы сможете воспользоваться тропами, которые проложили еще ваши предшественники. Невезучим придется смириться с тем, что все лучшие места уже заняты конкурентами, и тратить все время на то, чтобы отыскать новых, как правило, увы, безденежных клиентов. Больше трех лет на такой работе обычно не выдерживают, и если вам удастся выжить, вам будут рады предложить менее утомительную работу в редакции.
Отдел маркетинга и распространения
Круг обязанностей в разных изданиях может значительно отличаться. В журналах и газетах у отдела маркетинга стоит задача расширить систему сбыта издания. Для этого иногда может понадобиться разработать новые программы подписки или проверить, каким образом издание представлено в торговых точках. В сфере книгоиздательства от вас может потребоваться организовать рекламную акцию для автора бестселлера. В Сети вашей задачей будет постараться привлечь максимальное число людей, которым был бы интересен ваш Интернет-сайт. Несмотря на ворчание редакторов, специалисты, занимающиеся маркетингом и сбытом издания, необходимы для успеха изданий во всех секторах данного бизнеса.
Список литературы
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа