Зарождение предпринимательства в Древнем мире
Зарождение предпринимательства в Древнем мире
Т.Г. Куприянова, д. ист. н., профессор МГУП
На рубеже V-IV тыс. до н.э. численность населения земного шара составляла около 80 млн человек, а его плотность - от 10 до 100 человек на 1 км2. Густонаселенной частью Древнего Востока являлись государства Месопотамии, расположенные между Кавказом на севере и Персидским заливом на юге, между Сирийской степью на западе и горными районами на востоке (ил. 1). Крупные города, отстоявшие друг от друга на расстояние нескольких десятков километров, имели среднюю численность населения примерно 50 тыс. человек. Близость расположения и появление избыточного продукта способствовали развитию внутренней, а затем и внешней торговли. Особого расцвета древняя цивилизация народов Малой Азии достигла с изобретением клинописи (ил. 2).
Первые письменно зафиксированные торговые сделки в государствах Месопотамии относятся к V-IV тыс. до н.э., а несколько позже, примерно 1600 лет до н.э., кодекс Хаммурапи законодательно закрепил нормы учета и правила контроля за процессами производства и обмена (ил. 3). Во II тыс. до н.э. появились первые банки, которые ссужали деньги под 20-30% годовых.
В Вавилоне банки помимо кредитных операций совершали сделки с земельными участками, покупали рабов и рабынь, но основная функция в условиях развивающихся товарно-денежных отношений сводилась к учету расходов и доходов и ведению торгово-ростовщической деятельности. Наиболее известными частными банками были торговый дом "Сыновья и внуки Эгиби" и торговый дом "Сыновья Мурашу" в Ниппуре.
Развитие системы хозяйственной жизни, строительство грандиозных зданий и сооружений, военные нужды и задачи обороны территориальных границ потребовали большого количества людей, профессионально обслуживающих государственные и хозяйственные потребности. Ведение документации по всем операциям осуществляли писцы-чиновники храмового и государственного аппаратов управления, которые привлекались на службу частными лицами (ил. 4.). В Шумере, например, велся учет урожая с каждого дерева, для чего к нему прикреплялась глиняная табличка с указанием количества ежегодно собранных плодов. Глиняные жетоны, с нанесенными на них письменными знаками, использовались для хозяйственных расчетов, а наборы подобных жетонов, помещенные внутри закупоренного глиняного сосуда, представляют, по мнению некоторых ученых, своеобразные торговые накладные, сопровождавшие товар.
Обилие записей на различных предметах свидетельствует о том, что овладевать тайнами древней письменности человека вынуждали потребности его практической деятельности. Поэтому наличие большого количества глиняных табличек в жилищах простых людей не вызывает удивления. Созданные в домашних условиях глиняные таблички предназначались для личного потребления. Часть помещений жилых домов специально отводилась под школьные занятия, где шло обучение письму, грамматике, истории, арифметике и другим наукам.
Вместе с тем существовали книгописные школы, в которых профессиональные писцы обучались навыкам клинописи не менее 12 лет, после чего писец мог занять более высокое положение в обществе, нежели безграмотный человек. В одном из обращений учителя к ученику говорится о том, что профессия писца дает возможность стать "вождем своих друзей, главой своих товарищей, достигнуть среди них высших ступеней". Образованность позволяла писцу перейти от простого копирования текстов к их созданию, и из среды писцов выделяются первые авторы оригинальных произведений, многие из которых предвосхитили труды ученых античности. В одной из шумерских табличек изложена теорема, известная в более поздние времена как теорема Евклида, а знаменитый кодекс римского права берет свои истоки в своде законов царя Хаммурапи.
Профессиональные писцы обслуживали государственные нужды и работали в книгописных школах, где преобладал подневольный труд, хотя рабство в то время еще не носило ярко выраженного характера. Правовые нормы защищали интересы не только рабовладельца, но и раба, который в случае выполнения им определенных условий мог быть отпущен на свободу, а в ряде случаев предусматривались прямые санкции по отношению и к хозяину. Кроме рабского труда в книгописных школах использовался и наемный труд, основанный на законе царя Эшнунны, согласно которому устанавливалась норма заработной платы и материальная ответственность за выполненную работу.
В I тыс. до н.э. в государствах Месопотамии жило и работало свыше 3 тыс. писцов. Постепенно, ввиду неизбежного экономического расслоения, из среды основной массы писцов выделились писцы-предприниматели. Они покупали, сдавали в аренду дома и поля, занимались торговлей, ростовщичеством, владели десятками рабов, большим количеством скота, многочисленной недвижимостью в разных городах. Например, писцы делового дома Мурашу выполняли функции агентов, сдавая и беря в аренду поля, получая и внося арендную плату и выполняя поручения по уплате царских податей.
Писцы осуществляли банковские операции, принимали на хранение вклады, давали и получали векселя, следили за уплатой долгов своих клиентов. Они основывали и финансировали коммерческие мероприятия, ездили по торговым делам не только по городам Месопотамии, но и в соседние страны - Мидию, Элам, Персию. Туда же они посылали своих агентов, представлявших их интересы. Однако неустойчивая экономическая конъюнктура и интенсивный рост товарно-денежных отношений приводили к разорению даже богатых писцов-предпринимателей, не говоря уже о представителях среднего состояния.
В многолюдных городах Древнего мира, где велась оживленная торговля, глиняные таблички с нанесенными на них клинописными знаками имели широкое обращение (ил. 5). При раскопках поселений Шумера и Вавилона археологами обнаружено огромное количество глиняных табличек с запечатленными на них сведениями по истории, математике, медицине, праву. Традиционными были словари, пособия по обучению, магические формулы-заклинания, гимны и другие эпические произведения.
Археологами также были раскопаны лавки, через которые осуществлялся обмен книгами. Здесь же можно было приобрести или нанять раба, обученного грамоте и письму.
Список литературы
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа