Женщины-кинорежиссеры
КОНТЕНТ-АНАЛИЗ
ЖЕНЩИНЫ-КИНОРЕЖИССЁРЫ
Введение
Представленная в работе тема является актуальной и необходимой к рассмотрению, поскольку на экранах стало появляться много кинофильмов, режиссерами которых являются женщины. Исходя из этого, мы решили выяснить, существует ли дискриминация женского кино.
Для исследования мы использовали такие источники, как журнал «Искусство кино»,
Книга Л. Пайковой «Стратегия успеха. О творчестве кинорежиссера Татьяна Лиозновой», Интернет-портал www.kinoart.ru.
Целью нашего исследования является определение того, какой вклад женщин-кинорежиссеров в киноискусство. Для этого перед собой мы поставили следующие задачи:
рассмотрение личности женщины-кинорежиссера;
анализ творческих работ;
просмотр критических статей относительно фильмов и судьбы данных режиссеров.
Хотелось бы, чтобы СМИ уделяли большее внимание женщинам-кинорежиссерам, так как найти информацию по данной теме крайне сложно: только в специализированных изданиях, доступных узкому кругу читателей.
На собственном примере мы убедились, что зачастую люди даже не подозревают, что фильм снят женщиной. Например, «Семнадцать мгновений весны» Татьяны Лиозновой, «Ангел на обочине» Светланы Стасенко, «Короткие встречи» Киры Муратовой, «Будьте моим мужем» Аллы Суриковой.
В качестве методологии исследования мы применяем контент-анализ.
Наше исследование было проведено для того, чтобы повысить интерес широкого круга аудитории к женскому кинематографу; чтобы дать понять людям, что женщины могут снимать такие качественные и увлекающие фильмы, которые ни в чем не уступают мужским, а зачастую даже и превосходят.
Теоретическая часть
Метод анализа, когда источником информации выступают документы, тексты, текстовые массивы и т.д. называют контент-анализом. Контент-анализ – количественный и качественный анализ книг, эссе, интервью, газетных статей, исторических документов и других текстов с целью последующей интерпретации содержания выявленных числовых закономерностей.
Термин искусства имеет два значения:
художественное творчество в целом – литература, архитектура, скульптура, живопись, графика. Искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединенные в качестве художественных образных форм освоения мира;
высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности.
Кино – сокращение от «кинематограф»:
первоначально название аппарата для съемки на кинопленку движущихся объектов и для последующего воспроизведения их на экран;
зрелище (а так же система его организации), основанное на использовании кинотехнической аппаратуры.
Кинематография – отрасль культуры и промышленности, осуществляющая производство фильмов и показ их зрителю, вид искусства.
Режиссер – постановщик спектаклей, фильмов, эстрадных и цирковых программ. На основе собственного творческого замысла создает новую сценическую реальность, объединяя работу над постановкой всех участников – актеров, художника, композитора, в кино – и оператора.
Одним из интереснейших для нас был вопрос взаимоотношения мужчин и женщин. В них, как в капле воды, отражается общее состояние общества, его морали, идеологии….
Нам кажется, что в последнее время женщины начали играть все более заметную роль в структуре фильмов.
И в кинематографических журналах можно часто увидеть статьи о женских фильмах и «женском кино». Мы внимательно изучили их и все же решили выяснить, что же такое «женское кино». Зачем и обратились к журналу «Искусство кино», откуда взяли следующие точки зрения.
Режиссёр Алексей Герман: «Нет… нет такого понятия «женское кино». Есть у нас такой хороший режиссёр Кира Муратова. Но я не понимаю, почему её фильмы нужно называть «женским кино». Снято кино и снято. Я совсем не ощущаю, что оно женское. Я ощущаю, что оно снято хорошим режиссёром».
Режиссёр Алла Сурикова: «Я была в Тбилиси, где проходил Международный учредительный конгресс женщин, работающих в кино. Вопрос о том, существует ли женское кино, там неоднократно дискутировался. Я выступала одной из первых, говоря о том, что. На мой взгляд, такой термин, как «женское кино», по крайней мере, применительно к нашим режиссёрам, не существует, потому что эпитет «женский» по отношению к произведению искусства у нас за долгие годы приобрел, а может быть, и изначально имел пренебрежительный оттенок».
Мы считаем, что не должно существовать дискриминации женского кино, не нужно умалчивать об авторстве женщин, заранее критично относиться к фильмам, снятым не мужчинами.
Женское кино должно стать отдельной ячейкой в искусстве. Может быть, тогда на женщин-кинорежиссеров начнут обращать особое внимание, не будет некой недосказанности, скрытности. Раз женское кино является более глубоким, эмоциональным, то оно имеет право стать отдельной частью искусства.
Изложение результатов исследования
Судьба женщин-кинорежиссёров никогда не была простой и легкой. Критики постоянно давили на них и не давали самореализоваться.
К примеру, критики нередко обвиняли Татьяну Лиознову в сентиментальности, в излишней снисходительности к своим героям, упрекали в том, что слишком много в её фильмах хороших людей – так в жизни не бывает. И в самом деле хороших у Лиозновой намного больше, чем плохих, потому что рассказывает она в основном лишь о тех, кого любит. А любит она людей цельных, верных, честных, чуть-чуть наивных. Её герои – люди мужественные, славные, надежные, простодушные мечтатели…
Рената Литвинова же сама говорит: «Есть критика, которую воспринимаешь: она тебе понятна и ценна. А есть критика, которая кажется тебе абсурдной. Меня критиковали за мое строение фраз, за мои сюжетные ходы. Получается, что их бесила сама моя суть. Я их раздражала, я их не устраивала. Вот ты такая нам не нравишься; не нравится, как ты разговариваешь, как ты двигаешься. Вплоть до того, как я произносила слова. Они продолжали: вот так строить предложение нельзя. Его невозможно прочитать».
Исходя из этого, можно сделать вывод, что женщине сложнее добиться творческого признания.
Если изначально женщина воспринималась, как родительница, мать, хранительница очага, то с течением веков её роль претерпевает изменения. Сегодня женщина считает правым добиться собственной независимости, самореализоваться. Ещё каких-то двести лет назад даже мысль о высшем образовании женщины была не допустима. Произошла некая революция. Женщины-бизнесмены, женщины-политики…. Женщины смогли пробиться везде. Да, бытует мнение, что всё ещё женщинам не дают раскрыться во всей полноте. Но и с этим можно поспорить. А Цветаева, Ахматова, Раневская? В своё время и их также не понимали, не принимали, но ведь сегодня о них знает весь мир, знает и восхваляет их творчество.
То же и с нашими женщинами-кинорежиссерами. Да, сложно, да, критикуют, но ведь они смогли, добились.
И им противостоят, точнее, наверное, сказать, противопоставлены мужчины этой же профессии (если можно вообще так назвать их творчество).
В этом, может быть, и состоит формула их успеха. В том, что они беспрестанно противостоят, борются за своё место под солнцем, требуют внимания, уважения, признания.
Дискриминация. Конечно, она присутствует…. Уже просто принято считать, что всё гениальное может быть создано только мужчиной. Так сложилось за всю многовековую историю человечества. Женщина всегда была просто где-то рядом, в тени, помогала, поддерживала…. Как говорится, это её удел. Но кто ответит на вопрос «Почему?», почему же мы не можем создавать шедевры: писать искусные картины, сочинять стихи, снимать фильмы? Хватит, засиделись мы дома, наварились борщей, нарожались детей. Пора показать, что женщины тоже способны. Способны чувствовать, способны создавать.
Давайте остановимся на фильме Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». «Фильм вышел на телеэкраны в 1973 году, почти через тридцать лет после Победы, и всё-таки он вновь подтвердил, что людей продолжают волновать реальные события прошедшей войны, исторические персонажи того времени, те, от кого зависела жизнь десятков миллионов людей. Лиознова, человек многосторонних общественных интересов, учла интерес зрителей к этого рода информации. Информация и стала одним из главных стилевых элементов фильма».1
Темой всех картин Лиозновой была человечность…. А здесь фильм о войне, фашизме. Но режиссёр не отступается от своей темы. Главным в фильме оказалась не приключенческая детективная фабула, а феномен личности героя, перипетии судеб, людей, связанных с ним.
«Для того, чтобы осмыслить материал так, как это сделала Лиознова, то есть одновременно и возвысившись над событиями, и как бы наблюдая их изнутри, необходимо было обладать чувством исторической правды. По всей вероятности, именно верность исторической правде и явилась одним из условий жизнестойкости фильма и при его повторных показах по телевидению»2. В центре художественной системы, выстроенной Лиозновой, встал человек, олицетворявший собой целый народ, и одновременно неповторимая Личность. Татьяну Лиознову интересовал не подвиг одного разведчика, но подвиг советской разведки в годы Великой Отечественной войны в целом. Отсюда внимание к актерскому ансамблю, призванному воссоздать коллективный эпический портрет эпохи.
Ясно одно: «осилить» такой фильм, как «Семнадцать мгновений весны», означает совершить художественный подвиг. Почему же немногие знают, что «Семнадцать мгновений весны» - работа кинорежиссёра-женщины? Дискриминация? А может, попросту мало внимания уделили информации о режиссёре оттого, что фильм получился потрясающий?.. Но ведь не стоит забывать об авторе.
Кино про жизнь. Такую, какая она есть…. Не есть ли это талант? Нарисовать правду жизни, укоренить её в душах актёров, зрителей.
Наши родители пересматривают этот фильм снова и снова при каждом выходе на экран. В чём же секрет? Говорят, всё гениальное – просто. Лиознова, прочитав книгу, прочувствовала, пропустила всё через себя, проанализировала, тщательно изучила и… вот вам оно – гениальное женское кино! Женское не только потому, что снято было женщиной. Женское – потому что в нём часть души её, часть сознания.
Татьяна Лиознова – замечательный пример того, что может женщина пробиться, добиться.
Сложилось мнение, что если кино слабое, значит, оно непременно женское. Лиознова уничтожает этот стереотип, давит, как таракана. Её кино – общедоступное, понятное, приятное, человечное, тёплое и всегда какое-то радостное.
Широко известным современным кинорежиссёром является Рената Литвинова.
В отличие от своих предшественниц и коллег, Литвинова снимает по-настоящему женское кино. Кино Литвиновой – не просто кино, снятое женщиной, это кино, снятое для женщин.
Её фильмы – это отдельный мир, женский мир (мужчинам здесь нет места вообще; этим она как бы доказывает, что они ниже этого, не способны понять…).
В своём фильме «Богиня. Как я полюбили» Литвинова чётко проводит границу между женским и мужским.
«Главная героиня Фаина явно настроена сыграть с мужчиной в любовь до гроба, но вот незадача — окружающие герои (Фаина работает в сплошь мужском коллективе угрозыска) не врубаются в правила. Мужчины как будто бы пребывают в иной системе координат, и в фильме это обыгрывается буквально, когда, обращаясь к коллеге Егорову (К.Мурзенко), героиня Литвиновой упорно называет его Ягуаров, тем самым подчеркивая феноменальное несоответствие идеальному образу»3.
Своим примером Литвинова доказывает, что женщины мыслят более узко, более специфично…
Литвинова добилась успеха, сумела пройти сквозь «тернии», а у неё они тоже были. Работы критиковали, говорили, что «они ни в какие рамки не лезут». Получается Рената – иная, … Богиня. Но она сумела вырваться и показать себя. Не смотря ни на что. Дискриминация? Несогласие? Критика? Она сильнее их. Она женщина. И это её преимущество.
Заключение
Изучив данную проблему, мы пришли к выводу, женщины-кинорежиссёры вносят ценный вклад в искусство.
Мужчина гениален по-своему, а женщина – по-своему! И именно поэтому женское кино необходимо выделять в отдельную ячейку искусства.
Кто, как не мужчины, заполонили наши экраны ужасными, типично «американскими» боевиками со сценами насилия, жестокости?
Женщины, по сути своей, несут доброту и тепло. Именно этого не хватает сегодня нашему кино. Просмотр агрессивных фильмов, как правило, вызывает агрессивное поведение. Формирование негативных идеалов, жизненных ценностей, культуры денег, возможности легко и беззаботно приобщится к лёгкой, шикарной жизни – вот что несут в себе современные фильмы. Какие эмоции вызывают они у зрителя? А ведь наиболее подвержены негативному воздействию дети, подростки и молодёжь. При недостаточно оформленном критическом мышлении, именно эта категория общества принимает пропагандируемые нормы жизни.
Рената Литвинова сказала: «Сейчас, мне кажется, такие беспощадные фильмы снимают. Какие-то беспощадные герои, героини. Ногами дерутся. Если кто лежит, замерзает на улице — ведь никто же не подойдет, не проверит пульс… Кто-то там, например, лежит на дороге, сбитый, даже если животное какое-то. А мне говорят: не смотри — я никогда не смотрю. Меня это всегда поражает: как же не смотри, если, может быть, нужно помочь? Я сразу начинаю ненавидеть человека, который не хочет смотреть».
Хотелось бы видеть на экранах фильмы, полные глубокого смысла, проникнутые авторским отношением к действительности, фильмы, в которых говорится о ценности жизни, о том, как мы живём и для чего живём, фильмы, пропитанные любовью, теплотой, заботой, фильмы, в которых присутствует женщина.
Так же хочется, чтобы СМИ не оставляли без внимания творчество женщин-кинорежиссёров, как можно чаще освещали их судьбу, их творчество, отношение критиков к их работам.
1 Пайкова Л. Ю. Стратегия успеха. О творчестве Татьяны Лиозновой. М, 1988. С.76
2 Там же. С.85
3 Рената Литвинова.