Коммуникация (работа 1)

ИНСТИТУТ ДИСТАНТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

Специальность: ЖУРНАЛИСТИКА

Дисциплина: фотожурналистика

Контрольная работа №1

Студент – Шарова Дарья Сергеевна (2 курс)

Ярославль

‏2002

    Определите понятие «коммуникация» и назовите основные элементы коммуникативной системы.

Коммуникация - Процесс, с помощью которого осуществляются и развиваются все многообразные человеческие взаимоотношения; символы и знаки, а также средства для их передачи в пространстве и сохранения во времени1.

Явление, обозначаемое ныне понятием " коммуникация ", существует столько, сколько существует жизнь на Земле. Данные многих наук свидетельствуют о том, что с возникновением жизни на Земле существовало общение живых существ в процессе поиска источников воды и пищи и их добывания, в процессе бессознательных и - с появлением человека - сознательных трудовых действий, производства потомства, защиты от врагов. Коммуникация, таким образом, является процессом ряда аудиовизуальных действий, направленных в самом общем смысле на сообщение, содеяние, событие всего живого на Земле. Социальная коммуникация, то есть коммуникация в человеческом обществе, распространяет этот процесс и на сознание, согласие, сословие, совесть, сомыслие (смысл).

Коммуникация может осуществляться во всех формах общественного сознания - науке, искусстве, религии, политике, праве, но явлением культуры она становится в той мере, в какой в ее содержании выражена и репродуцируется гуманистическая способность человека владеть им же достигнутым знанием и его источниками.

Создатели Международной энциклопедии коммуникации рассматривают журналистику как естественную историческую основу коммуникативистики. Вместе с тем, они отмечают, что последняя, хотя и выросла на базе журналистики, превзошла в силу новейших технических достижений ее традиционные возможности во всеохватывающем научном познании информационных процессов. В этой связи ими высказывается идея неизбежности перехода от журнализма к научной специализации в области коммуникаций.

Стандартная модель массовой коммуникации, принятая большинством исследователей, состоит из следующих элементов:

     Одним из основателей социологического направления теории массовой коммуникации является Гарольд Лассауэлл. В его работах (как и в трудах Н. Винера) информационные связи исследуются как неотъемлемые атрибуты жизненной материи. Однако общественные структуры обладают своими специфическими качествами, которые порождаются необходимостью сохранения социальных институтов, духовных ценностей и их идеологического обеспечения. Исходя из этого, Г. Лассауэлл выделял три основные функции социально-коммуникативных процессов: контроль за средой, корреляция всех компонентов общества для его сохранения и развития, передача социального наследия другим поколениям. По его мнению в демократических обществах рациональные выборы ценностей зависят от просвещенности, которая, в свою очередь, зависит от коммуникаций, но особенно от равноценности внимания к ним среди лидеров, экспертов и массы рядовых людей.



    Каковы две разновидности коммуникации с точки зрения осуществления ее во времени и пространстве?

Понятия диахронной (из прошлого в будущее) и синхронной (в рамках одного исторического периода) коммуникации были введены в теорию массовой коммуникации, искусствознание, литературоведение и теорию журналистики, с целью более точно определить роль передачи информации в пределах одного-двух или же целого ряда бесконечного множества поколений.

Первая - коммуникация в пространстве, исторически одновременная со свершением события. Вторая - коммуникация во времени, доносящая до новых поколений информацию о тех или иных исторических событиях.

    В чем отличие письменной (печатной), звуковой (аудио) и зрительной (визуальной) коммуникаций?

Благодаря использованию коммуникационных средств возникли три подсистемы журналистики: печать, радио и телевидение.

Печать (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги)приобрела особое место в системе СМИ в связи с фиксацией информации на бумажном листе (на ткани, полимерном полотне и так далее), что не принципиально) с помощью типографской техники воспроизведение текстов и изображений в черно-белом или цветном варианте. Вышедшая из-под печатного станка продукция несет информацию в виде напечатанного буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, схем, которые воспринимаются читателем-зрителем без помощи каких-либо дополнительных средств (тогда как для получения радио - телевизионной информации нужны телевизор, радиоприемник, магнитофон и так далее).

Это обстоятельство (то, что информация в прессе фиксируется на бумажном листе и воспринимается читателем «без посредников»), способствует проявлению ряда важных свойств взаимоотношений прессы и аудитории. Во-первых, имеется возможность быстрого, обзорного ознакомления со всем «репертуаром» сообщений, что в свою очередь дает возможность получить целостную первичную ориентацию во всем объеме и разнообразии информации. Во-вторых, можно пользоваться возможностями «отложенного чтения» - после первичного ознакомления оставить материал для внимательного и подробного чтения в удобное время.

Все это возможно потому, что печатные издания автономны благодаря способу фиксации. Их легко иметь «при себе» и обращаться к «извлечению» информации в удобное время, не мешая окружающим, и в обстоятельствах, не позволяющих или мешающих слушать радио или смотреть телепередачи.

Однако у печати есть свойства, по которым она проигрывает другим средствам коммуникации. Если телевидение и особенно радио способны передавать информацию практически непрерывно и в высшей степени оперативно, то печать самой технологией обречена на дискретность выпуска номеров и книг.

Таким образом, пресса проигрывает в оперативности информирования.

Вторым по времени появления средством массовой коммуникации является радиовещание (от лат. Radiare «изучать, испускать лучи»). Наиболее характерной его чертой является то, что носителем информации в данном случае оказывается только звук. Радиосвязь позволяет мгновенно передавать информацию на неограниченные расстояния, причем получение сигнала происходит в момент передачи. Отсюда возможность такой оперативности радиовещания, когда сообщение поступает практически в момент совершения события, чего невозможно в прессе.

Если первоначально радио было способно транслировать только речевые сообщения, то по мере совершенствования передающей и принимающей радиотехники стала возможной передача звука всех типов – звучащей речи, музыки, шумов. Благодаря этому радио способно создавать полнокровную звуковую картину мира. Характерным для радио является вневизуальность. На первый взгляд это недостаток радио, на самом же деле, составляя глубокую основу специфики радио, вневизуальность позволяет реализовать возможности звука в такой мере, в какой не позволяет сделать это телевидение.

Отсутствие видеоряда представляет слушателям радио две группы возможностей восприятия. Первая связана с тем, что «чистый» звук воспринимается более полно и глубоко, поскольку он не «перебивается» видеорядом. Вторая группа возможностей восприятия, связанная с отсутствием видеоряда, - это активизация воображения слушателей, позволяющая им проявить свои способности «фантазирования» мысленного образа.

Однако особенности радио определяют и некоторые его негативные свойства. Радиовещание в определенном смысле принудительно – передачу можно слушать лишь в то время, когда она идет в эфир, притом в том же порядке, которые заданы в студии.

Телевидение (греч. Tele «далеко» и лат. Viseo «видение») вошло в жизнь в 30-х годах и стало, как и радио, равноправным участником «триумвирата» СМИ в 60-х годах 20 века. Телевизионная специфика родилась как бы на пересечении возможностей радио и кино. От радио телевидение взяло возможность передавать сигнал с помощью радиоволн на далекие расстояния. Этот сигнал одновременно имеет звуковую и видеоинформацию, которая на экране телевизора в зависимости от характера передачи несет кинематографический характер. Как и на радио, на телевидении возможна организация оперативных передач, как из студии, так и с места событий. Аудиовизуальный синтез на телевидении может приобретать разные формы – «аудио» и «видео» могут выступать и на равных, но в необходимости случаях передачи делаются с акцентом либо на звуковой ряд, либо на видеоряд.

Печать, радио и телевидение представляют собой своеобразный «триумвират» средств массовой информации, каждое из которых обладает рядом особенностей, проявляющихся в характере и способах донесения информации до аудитории. Однако при наличии специфических свойств печать, радио и телевидение имеют нечто общее – это способность донести до массовой аудитории более или менее оперативно словесно – понятийную и эмоционально – образную информацию. Формы воплощения понятия и образа могут быть общими для двух из трех средств коммуникации (звук на радио и телевидении, неподвижное изображение на телевидении и в печати, вневизуальное – звуковое и словесное – повествование на радио и в печати и так далее). Но есть и своеобразные черты, принадлежащие только какому-либо одному средству.

При обращении читателя к прессе на первом месте оказываются стремление глубже ориентироваться в происходящем, разбираться в закономерностях жизни, затем – желание почерпнуть какую-либо утилитарно-полезную информацию, с толком провести свободное время. Радио, прежде всего, удовлетворяет стремление получать оперативную информацию, которому сопутствует желание интересно провести свободное время, быть включенным в движение жизни, получить практические советы. Мотивы обращение к телевидению сходны с причинами обращения к радио, разница лишь в том, что на первое место здесь выдвигается желание провести у телевизора свободное время, а получение оперативной информации уходит на второй план.

    Какие основные сигналы лежат в основе коммуникативного действия, осуществляемого посредством фотографии?

Фотография, наряду с книгой, кино, видео и магнитозаписью, лазерными дисками с помощью определенной системы кодирования составляют социальную память человечества. Эту систему кодирования, воспроизводства и трансляции социального опыта, умений и знаний: систему, основанную на знаковой природе, выдающийся наш мыслитель М. Мамардашвили называл культурой в науке или наукой в смысле, качестве культуры. Развивая свою мысль, философ относил к культуре единый срез, который проходит через все сферы человеческой деятельности (художественную, нравственную, политическую, экономическую, правовую и т.д.) Сюда можно добавить и журналистскую, публицистическую деятельность, которая тесно связана как с художественным творчеством, так и с этикой, и политикой.

Формальным, типологическим признаком этого общего слоя, пласта является определенный предметно-знаковый механизм, используемый в коммуникации. Это может быть напечатанное, или записанное механическим или электронным способом слово, аналогично запечатленные (в статике или динамике) зрительные образы и картины.

Как следует из высказываний М. Мамардашвили, это общее в сферах человеческой деятельности для того, чтобы стать культурой, должно осуществляться не просто для поддержания и воспроизводства бытия, а лишь в случае стремления к истине, добру и красоте в этом бытии. В противном случае коммуникация, в том числе и фотокоммуникация - это просто техническое средство связи, существующее как физическая реальность.

    Что было средством передачи зрительной (визуальной) информации до возникновения фотографии?

В каждый исторический период жизни общества и, шире - историческую эпоху - человечество вырабатывает и отрабатывает систему передачи информации, разнообразных текстовых сообщений. В философском и семиотическом смыслах под понятие "текст" ныне подводятся сообщения, оформленные и в виде определенных звуковых сигналов, и зрительных символов и образов и взаимосвязанных, взаимодополняемых с помощью звука и изображения (а в некоторых артефактах - с помощью обонятельных и осязательных эффектов) синкретически информационных сюжетов. В компьютеризированных установках, создающих виртуальную реальность, текстом становится та виртуальная действительность, в которую попадает зритель.

Как видим, от уровня познания человеком мира, культурного и технического обустройства жизни в нем, другими словами - от степени цивилизации - зависит и способ передачи (восприятия) информации, ее кратковременного или долгосрочного кодирования и хранения.

А. Дж. Тойнби, разрабатывая свою концепцию философии истории, писал, что благодаря великой технической революции Запад составил свое состояние и одержал верх над всеми остальными живыми цивилизациями. Философ говорит о взаимовлиянии цивилизаций, своеобразных духовных волнах, проходящих во времени и пространстве. У этих волн есть удивительное свойство. Хотя их естественная тенденция - ослабевать по мере распространения, она может быть нейтрализована и преодолена, если сталкиваются и сливаются две волны, излучаемые из различных центров.

Возникновение письменности позволило в древние века в различных цивилизациях расширить как пространство, так и действующее время коммуникации. Другими словами, написанные вручную (или же вырубленные, вырезанные) слова, письмена, картинки, усилили возможность передачи сообщений, то есть пространство сообщения представителей однопорядковых поколений одной или нескольких цивилизаций.

Однако время осуществления коммуникации между поколениями зависело от материала, на котором запечатлевался, печатался текст, от количества произведенных отпечатков.

Старославянское слово " печать " означает орудие для выжигания знака, немецкое "Druck" и английское "print" - нажим, давление, оттиск. Человек хотел сохранить информацию для других - современников и потомков.

Иероглифом "вэнь", праоснову которого составляет схематически изображенная фигура человека, в китайском языке обозначается и письменность, как таковая, а также такие понятия, как культура (культурность), цивилизация (цивилизованность), просвещение, образование, литература, стиль, украшенность. Основное этимологическое значение - "татуировка, узор, орнамент". Этим нанесенным на себя узором древний человек сообщался с другими людьми, затем, посредством письма и письменности - с другими поколениями.

    Какое развитие получила передача визуальной информации после широкого освоения возможностей фотографии?

Фотография выделяется в самостоятельное средство коммуникации "не массовое до определенного периода" уже на первых порах своего возникновения и развития.

Дальнейшие тенденции сохранения и использования изображения развивались по нескольким направлениям. Это, во-первых, применение фотографии в качестве памятного исторического документа, во-вторых - включение ее в арсенал научного инструментария и доказательства. Но самым интенсивным образом светопись стала развиваться в области бытового и исторического портрета, а также, ввиду кажущейся прогрессивности по сравнению с живописью, как альтернатива произведениям изобразительного искусства. Эти направления фотографии особенно важно различать в начальный период ее истории, когда между некоторыми из них трудно было провести четкую границу. Например, видовая фотосъемка географов, этнографов, репортеров-путешественников нередко выполняла не только свои естественнонаучные функции, но и имела эстетический характер, а со временем становилась историческим документом. То же можно сказать об индивидуальных и групповых фотопортретах, снятых в частных, бытовых целях, но становящихся со временем научным и документальным свидетельством эпохи.

С появлением в обиходе пусть и больших по размеру, но дорожных камер, а также объективов для съемок ландшафтов и, с помощью телескопа, - небесных тел, все шире практиковались съемки с научными целями. Немецкий ученый А. Гумбольдт, увидя изображение Луны, произнес: "Сама Луна оставляет свой образ в таинственной материи Дагерра!" В 1861 г. в результате успешной экспедиции братьев Биссон была освоена фотографией вершина Монблана.

    Охарактеризуйте значение фотокоммуникации до появления других визуальных средств передачи информации (кино, телевидение).

Значение фотокоммуникации до появления других визуальных средств передачи информации, очень велико. Во-первых, применение фотографии в качестве памятного исторического документа, во-вторых - включение ее в арсенал научного инструментария и доказательства.

Суть в том, что фотография производит до бесконечности то, что имело место всего один раз. Двух абсолютно идентичных портретов или пейзажей, тем более - репортажей, нельзя снять, даже если между съемками протекли доли секунды. Можно возразить - и Джоконда неповторима, и "Над вечным покоем"... Но эти произведения не случайны, они не выхвачены из жизни, не омертвлены, показав всю свою сущность, как это делает фотография. В них вложены миры, их прошлое и будущее. Идею, заложенную в эти и другие произведения изобразительного искусства, гипотетически можно воплотить повторно. История искусства знает примеры создания авторских дублей своих произведений, не говоря уже о бесчисленных подделках, многие из которых не разгаданы до сих пор.

    Утратила ли фотография свое значение в передаче и сохранении информации после развития кинематографа, телевидения, видеозаписи?

Фотография не утратила свое значение в передаче и сохранении информации после развития кинематографа, телевидения и видеозаписи. Фотография заняла свое место во всей системе СМК. Произошло это потому, что с помощью фотографии можно передать (или показать) то, что нельзя передать (или показать) с помощью камеры.

    Приведите известные Вам примеры использования фотографии в качестве эффективного средства сохранения и передачи визуальной информации современникам и потомкам.

Как видим, при фотографировании идет борьба со временем, его остановка, обращение в статику с целью подробного рассмотрения и более тщательного восприятия - в том же историческом времени, или же по его прошествии.

Как отмечает Н. Хренов (Хренов Н., 1987) , первоначально ни к фотографии, ни к кино не предъявлялись какие-либо жесткие критерии при отборе фиксируемых мгновений настоящего. В культуре на раннем этапе развития этих средств массовых коммуникаций наступил момент, когда единственной целью стала фиксация самых разных проявлений бытия. "В каждой мимолетности вижу я миры", - писал в 1902 г. русский поэт К. Бальмонт.

Мышление и психология человека начала ХХ в. отличались от сознания представителя средневековья. Летописцы и хроникеры, по мнению академика Д. Лихачева, отмечали лишь события и происшествия в широком смысле этого слова, остального они не видели. (Лихачев Д.П., с. 322).

Культура новейшего времени, овладевая возможностями фотографии, кино и ТВ, постепенно формировала новые представления о времени, углубляла и развивала его восприятие. Она как бы прикасалась к прошлому как к настоящему - ради будущего. Все, что фиксировали фотография и кино, а с 50-х годов - телевидение и видео, стало принадлежать реальности настоящего.

"Сформировалось представление о неповторимости, самоценности всякого события настоящего, а вместе с ним и представление об изменяемости действительности. Реальность настоящего, вырываясь из-под традиционной интерпретации, становилась самодовлеющей, уникальной, самоценной. Она нуждалась в том, чтобы каждый миг ее регистрировался, ибо он больше никогда не повторится, навсегда исчезнет", (Хренов Н., 1987).

Именно в силу этих причин такое развитие и распространение получили средства массовой коммуникации, в ряду которых достойное место занимает журналистская фотография.

С помощью фотографии были «документально зарисованы» виды Петербурга, Петергофа, Кронштадта и многих других исторических городов

10. Приведите высказывания философов, писателей, фотомастеров относительно роли фотографии в запечатлении изменений действительности, фиксации нового.

1. Как отмечает Н. Хренов (Хренов Н., 1987) , первоначально ни к фотографии, ни к кино не предъявлялись какие-либо жесткие критерии при отборе фиксируемых мгновений настоящего. В культуре на раннем этапе развития этих средств массовых коммуникаций наступил момент, когда единственной целью стала фиксация самых разных проявлений бытия. "В каждой мимолетности вижу я миры", - писал в 1902 г. русский поэт К. Бальмонт.

2. "Сформировалось представление о неповторимости, самоценности всякого события настоящего, а вместе с ним и представление об изменяемости действительности. Реальность настоящего, вырываясь из-под традиционной интерпретации, становилась самодовлеющей, уникальной, самоценной. Она нуждалась в том, чтобы каждый миг ее регистрировался, ибо он больше никогда не повторится, навсегда исчезнет"2.

3. "Поэзия и материальный прогресс подобны двум честолюбцам, инстинктивно ненавидящим друг друга, и, когда они сталкиваются на одной дороге, один из них неизменно порабощает другого. Если допустить, чтобы фотография заменила искусство в какой-либо из его функций, она очень скоро вытеснит его вовсе или растлит при поддержке естественного союзника - тупости обывателя. Поэтому ей надлежит ограничиться своими истинными пределами, удовлетворившись смиренной ролью служанки науки и искусства, подобно книгопечатанию и стенографии, которые не создавали и не вытесняли литературу. Пусть фотография обогащает альбом путешественника, возвращая его взгляду подробности, упущенные памятью, пусть украшает библиотеку естествоиспытателя, пусть увеличивает изображения микроскопических животных, пусть подкрепляет новыми сведениями гипотезы астрономов, пусть даже служит секретарем и архивариусом у того, чья профессия требует безупречной достоверности данных, - тут у нее нет соперников. Но если ей будет дозволено покуситься на область неуловимого, на плоды воображения, на все то, что дорого нам лишь своей причастностью к человеческой душе, - тогда горе нам"3!

4. Как пишет теоретик фотоискусства А. Вартанов, цель, многие десятилетия недостижимая для представителей пикторианской (живописной) фотографии - обрести эстетическую самостоятельность, - оказалась по плечу представителям фотографии журналистской4.

Литература:

    Диск ИДО РУДН: Хрестоматия версия 1 и 2.

    Диск ИДО РУДН версия 2 и 3.

    Интернет сайты: www.photographer.ru, www.photoweb.ru, www.photo.ru, www.goo.ru, www.torama.ru

1 Диск ИДО РУДН. Фотожурналистика – словарь терминов

2 Хренов Н., 1987.

3 Бодлер Ш. , 1989 г.

4 Вартанов А., 1984, с.208.