Симметрия и асимметрия
Прошли тысячелетия,
прежде
чем
человечество
в ходе
своей
общественно-производственной
деятельности
осознало
необходимость
выразить
в
определенных
понятиях
установленные
им прежде
всего
в
природе
две
тенденции:
наличие
строгой
упорядоченности,
соразмерности,
равновесия
и их
нарушения.
Люди давно
обратили
внимание
на
правильность
формы
кристаллов,
геометрическую
строгость
строения
пчелиных
сот,
последовательность
и
повторяемость
расположения
ветвей
и
листьев на
деревьях,
лепестков,
цветов,
семян
растений
и
отобразили эту
упорядоченность
в своей
практической
деятельности, мышлении
и
искусстве.
Понятие «симметрия»
употреблялось
в двух
значениях.
В одном
смысле
симметричное
означало
нечто
пропорциональное;
симметрия показывает
тот
способ
согласования
многих
частей,
с
помощью
которого
они
объединяются
в
целое.
Второй
смысл
этого
слова
—
равновесие.
Греческое слово
означает
однородность,
соразмерность,
пропорциональность,
гармонию.
Познавая качественное
многообразие
проявлений
порядка
и
гармонии
в
природе,
мыслители
древности,
особенно
греческие
философы,
пришли
к выводу
о
необходимости
выразить
симметрию
и
в
количественных
отношениях,
при
помощи
геометрических
построений
и
чисел.
Симметрия форм
предметов
природы
как
выражение
пропорциональности,
соразмерности,
гармонии
подавляла
древнего
человека
своим
совершенством,
и это
было
использовано
религией,
различными
представлениями
мистицизма,
пытавшимися
истолковать наличие
симметрии
в
объективной
действительности
для
доказательства
всемогущества
богов,
якобы
вносящих
порядок
и
гармонию в
первоначальный
хаос.
Так,
в
учении
пифагорейцев
симметрия, симметричные
фигуры
и тела
(круг
и шар)
имели
мистическое значение,
являлись
воплощением
совершенства.
Следует обратить
внимание
и на
учение
Пифагора
о
гармонии.
Известно,
что
если
уменьшить
длину
струны
или
флейты
вдвое,
тон
повысится на
одну
октаву.
Уменьшению
в
отношении
3:2 и
4:3
будут
соответствовать интервалы
квинта
и
кварта.
То,
что
важнейшие
гармонические интервалы
получаются
при
помощи
отношений
чисел
1, 2 и
3, 4,
пифагорейцы
использовали
для
своих
мистических
выводов о
том,
что
«все
есть
число»
или
«все
упорядочивается
в
соответствии с
числами».
Сами
эти
числа
1, 2,
3, 4
составляли
знаменитую
«тетраду».
Очень
древнее
изречение
гласит:
«Что
есть
оракул
дельфийский?
Тетрада!
Ибо
она
есть
музыкальная
гамма
сирен».
Геометрическим
образом
тетрады
является
треугольник
из
десяти
точек,
основание
которого
составляют
4 точки
плюс
3,
плюс
2, а
одна
находится
в
центре.
В геометрии,
механике
—
всюду,
где
мы
имеем
дело
с
отрезками
прямых,
мы
встречаемся
и с
понятиями
меры,
сравнения
и
соотношения.
Эти
понятия
являются
отражением
реальных
отношений
между
предметами
в
объективном
мире.
Чтобы
пояснить
это положение,
можно
выбрать
на
данной
прямой
АВ
любую
третью
точку С.
Таким
образом,
совершается
переход
от
единства
к
двойственности,
и
мысль
этим
самым
приводит
к
понятию
пропорции. Следует
подчеркнуть,
что
соотношение
есть
количественное сравнение
двух
однородных
величин,
или
число,
выражающее это
сравнение.
Про-
порция
есть
результат
согласования
или равноценности
двух
или нескольких
соотношений.
Следовательно,
необходимо
наличие
не
менее
трех
величин
(в
рассматриваемом
случае
прямая
и два
ее
отрезка) для
определения
пропорции.
Деление
данного
отрезка
прямой
АВ
путем
выбора
третьей
точки
С, находящейся
между
А
и В,
дает
возможность
построить
шесть
различных
возможных
соотношений:
a:b ; a:c ; b:a ; b:c ; c:a ; c:b
при условии
отметки
соответствующей
длины
отрезков
прямой
бук-
вами
«а»,
«b»,
«с»
и
применения
к
данной
длине
любой
системы
мер.
Проанализировав
возможные
случаи
деления
отрезка
АВ на
две
части, мы
приходим
к
выводу,
что
отрезок
можно
делить
на:
1)
две
симметрические
части a=b;
2)
a:b
= c:a
Так
как c
= a
+ b,
то
a/b = (a + b)/a ;
( (a
+ b)/a
очевидно, превосходит
единицу);
дело
обстоит
так
же и
в
отношении
а/b;
значит,
«а»
превосходит
«b»
и
точка
«С»
стоит
ближе к
В, чем
к
A.
Это соотношение a:b = c:a или AC/CB = AB/AC
может быть
выражено
следующим
образом:
длина
АВ
была
разделе-
на
на две
неравные
части
таким
образом,
что
большая
из ее
частей
относится
к
меньшей,
как
длина
всего
отрезка
АВ
относится
к его большей части:
3) a/b = b/c равноценно a/b = b/(a + b).
В этом случае «b» больше «а»; точка С ближе к А, чем к В, но отношения те же, что и во втором случае,
Рассмотрим равенство
a/b = c/a = (a + b)/a,
при
котором
отрезок
АС
длиннее
отрезка
СВ.
Это
общее
простейшее
деление
отрезка
прямой
АВ,
являющееся
логическим
выражением
принципа
наименьшего
действия.
Между
точками
А и
В
имеется
лишь
одна
точка
C,
поставленная
таким
образом,
чтобы
длина
отрез-
ков
АВ, СВ
и АС
соответствовала
принципу
простейшего
деления;
следовательно,
существует
только
одно
числовое
выражение, соответствующее
отношению
a/b.
Эту
же
задачу
можно решить
путем
гео-
метрического
построения,
известного
как
деление прямой
на две
неравные
части
таким
образом,
чтобы
соотношение меньшей
и
боль-
шей
частей
равнялось
соотношению
большей части
и суммы
длин
обеих
частей,
а это
и
соответствует
формуле
a/b = (a + b)/a,
которую называют «божественная пропорция», «золотое сечение» т.д.
Изучение объективной реальности и задачи практики привели к возникновению наряду с понятием симметрия и понятия асимметрии, которое нашло одно из своих первых количественных выражений в так назыываемом золотом делении, или золотой пропорции.
Пифагор выразил «золотою пропорцию» соотношением:
А:Н = R:B,
где
Н и
R
суть
гармоническая
и
арифметическая
средние
между
величинами
А и
В.
R = (A + B)/2; H = 2AB/ (A + B).
Кеплер первый
обращает вни-
мание
на
значение
этой
пропорции
в
ботанике
и
называет ее
sectio
divina
—
«божественное
сечение»;
Леонардо
да
Винчи назы-
вает
эту
пропорцию
«золотое
сечение».
Проведем некоторые
преобразования
вышеприведенной
формулы.
Прежде
всего
разделим
на «b»
оба
элемента
второго
члена
этого
равенства
и
обозначим
a/b = x; тогда a/b = (a/b + 1)/(a/b),
или x2 = x + 1
Отсюда
x2 - x – 1= 0
Корнями этого уравнения являются
х = 1 5/2 = 1,61803398 .
45
2
Это число обладает характернейшими особенностями. Обозначим это число буквой Ф.
Ф = (5 + 1)/2 = 1,618…; 1/Ф = (5 – 1) /2 = 0,618…;
Ф2 = -(5 + 3)/2 = 2,618…
Оказывается, что
геометрическая
прогрессия,
в
основании
которой
лежит
Ф,
обладает
следующей
особенностью:
любой
член
этого
ряда
равен
сумме
двух
предшествующих
ему
членов.
Ряд
1, Ф,
Ф2,
Ф3,
..., Фn
является
одновременно
и
мультипликативным,
и
аддитив-
ным,
т. е.
одновременно
причастен
природе
геометрической
прогрес-
сии
и
арифметического
ряда.
Следует
обратить
внимание
на то,
что
формула.
Ф = (5 + 1)/2
выражает простейшее
асимметрическое
деление
прямой
АВ. С
этой
точки
зрения
данное
отношение
является
«логической»
инвариан-
той,
проистекающей из
счислений
отношений
и
групп.
Пеано,
Бертран
Рассел и
Кутюра
показали,
что
исходя
из
принципа
тождественности
можно вывести
из
этих
отношений
и групп
принципы
чистой
математики.
Любопытно, что
древние
архитекторы
уже
пользовались
приемом
асимметричного
деления.
Так,
например,
стороны
пирамиды
Фараона
Джосера
относятся
друг
к
другу,
как
2: /5,
а ее
высота
относится
к
большей
стороне,
как
1: 2.
Интересно, что
на
сохранившемся
до
наших
дней
изображении
древнеегипетского
зодчего
Хисеры
(жил
свыше
4,5 тыс.
лет
тому
назад)
имеются
две
палки
—
очевидно,
эталоны
меры.
Их
длины
относятся,
как
1: 1/5,
т. е.
как
меньшая
сторона
прямоугольного
треугольника
к
гипотенузе.
Архитектор И.
Шевелев
рассматривая
пропорции
древнерусской
архитектуры
(церковь
Покрова
на
Нерли
и храм
Вознесения
в
Коломенском)
привел
убедительные
данные,
свидетельствующие
о
том,
что
русские
архитекторы
также
пользовались
пропорциями,
связанными
с
«золотым
сечением».
Пропорция «золотого
сечения»
дает
возможность
архитекторам
находить
наиболее
удачные,
красивые,
гармоничные
сечения
целого
и
частей,
единство
разнообразного;
в
конечном
счете
они
пользуются
сочетанием принципов
симметрии
и
асимметрии,
Если в
период
Возрождения
внимание
ученых
и
преподавателей
искусства
было
приковано
к
«золотому
сечению»,
то
впоследствии
оно
постепенно
падало,
и
только
в 1855
г.
немецкий
ученый
Цейзинг
вновь
ввел
его в
обиход
в своем
труде
«Эстетические
исследования».
В нем
он
писал,
что
для
того,
чтобы
целое,
разделенное
на две
неравные
части,
казалось
прекрасным
с
точки зрения
формы,
между
меньшей
и
большей
частями
должно
быть
то же
отношение,
что и
между
большей
частью
и
целым,
Применение
«золотого
сечения»
есть
лишь
частный
случай
общего
закона периодической
повторяемости
одной
и той
же
пропорции
в
совокупности, в
деталях
целого,
Рассмотрение вопроса
о
«золотом
сечении»
приводит
к
выводу,
что
здесь
мы
имеем
дело
с
отображением
средствами
математики
(при
помощи
понятий
симметрии
и
асимметрии)
существующей
в
природе пропорциональности.
Все вышеизложенное
позволяет
утверждать,
что
взгляды
Пифагора
и его
школы
содержали
наряду
с
мистикой
и
идеализмом
и
некоторые
плодотворные
математические
и
естественнонаучные
идеи.
Впоследствии
учение
пифагорейцев
получило
развитие
в
философии
крупнейшего
представителя
античного
идеализма
Платона.
Мир,
утверждал
Платон,
состоит
из
правильных
многоугольников,
обладающих
идеальной
симметрией.
Физические
тела —
это
идеальные
математические
сущности,
составленные
из
треугольников,
упорядоченные
демиургом.
Отдельные интересные
суждения
о
симметрии
и
гармонии
мы
встречаем
в
работах
многих
философов
и
естествоиспытателей
(прежде
всего
Леонардо
да
Винчи,
Лейбница,
Декарта,
Спенсера,
Гегеля
и
других).
В значительной
степени
прав
немецкий
ученый
Венцлав
Бодо,
когда
пишет, что
«философия,
за
исключением
некоторых
высказываний,
не пыталась
дать
объяснение
этой
интересной
стороне
природы.
На
протяжении
веков
спорили
о
причинности,
детерминизме
и
других
вопросах,
не
видя
взаимосвязи
их с
проблематикой
симметрии
или
не стремясь
к
этому.
Симметрия,
по-видимому,
прибавлялась
только
как искусственная
роскошь
к
довольно
узкому
готовому
миру
вещей
с их
свойствами
и
силовыми
взаимодействиями,
их
движениями
и
изменениями».
Об определении категорий симметрии и асимметрии
В настоящее
время
в науке
преобладают
определения
указанных
категорий
на
основе
перечисления их
важнейших
признаков.
Например,
симметрия
определяется как
совокупность
свойств:
порядка,
однородности,
соразмерности, пропорциональности,
гармоничности
и т.
д.
Асимметрия же
обычно
определяется
как
отсутствие
признаков
симметрии, как
беспорядок,
несоразмерность,
неоднородность
и т.
д. Все
признаки
симметрии
в
такого
рода
ее
определениях,
естественно, рассматриваются
как
равноправные,
одинаково
существенные, и
в
отдельных
конкретных
случаях
при
установлении
симметрии какого-либо
явления
можно
пользоваться
любым
из
них.
Так, в
одних
случаях
симметрия
— это
однородность,
а
в
других
—
соразмерность и
т. д.
Очевидно,
что
по
мере
развития
нашего
познания к
определению
симметрии
можно
прибавлять
все
новые и
новые
признаки.
Поэтому
определения
симметрии
такого
рода
всегда
неполны.
То же
можно
сказать
и о
существующих
определениях
асимметрии.
Очевидно,
что в
определениях
понятий,
сформулированных
по
принципу
перечисления
свойств
объектов,
ими отражаемых,
отсутствует
связь
между
перечисленными
свойствами объектов.
Такие
свойства
симметрии,
как,
например,
однородность и
соразмерность,
друг
из
друга
не
следуют.
Сказанное,
однако, не
означает
бесполезности
вышеуказанных
определений
симметрии и
асимметрии.
Наоборот,
они
весьма
полезны
и необходимы. Без
них
нельзя
дать
и более
общее
определение
категорий симметрии
и
асимметрии.
На
основе
подобных
эмпирических определений
симметрии
и
асимметрии
развиваются
определения более общего
характера,
сущность
которых
— в
соотнесении частных
признаков
симметрии
и
асимметрии
к
определенным всеобщим
свойствам
движущейся
материи.
«В
симметрии,— пишет
А. В.
Шубников,—
отражается
та
сторона
явлений, которая
соответствует
покою,
а в
дисимметрии
(по нашей
терминологии в
асимметрии)
та
их
сторона,
которая
отвечает
движению»
Таким образом,
все
свойства
симметрии
рассматриваются
как
проявления
состояний
покоя,
а все
свойства
асимметрии
— как
проявления
состояний
движения.
Если
признать
это
правильным,
то
очевидно, что
соотношение
симметрии
и
асимметрии
в таком
случае
таково же,
как
соотношение
покоя
и
движения.
Мы,
следовательно,
можем сказать,
что
симметрия
относительна,
а
асимметрия
абсолютна.
Симметрию
мы
должны,
далее,
рассматривать
как
частный
случай
асимметрии,
как
ее
момент.
Поэтому
ни о
каком
равноправии
симметрии
и
асимметрии
и речи
быть
не
может.
Взаимоотношение
симметрии
и
асимметрии
здесь
явно
асимметрично. Но
вряд
ли
можно
с таких
позиций
правильно
понять
многие свойства
симметрии
и
асимметрии.
Почему,
например,
такую
симметрию
пространства,
как
его
однородность, должны
рассматривать
как
соответствующую
покою?
Почему мы
должны
искать
симметрию
только
среди
покоящихся
явлений?
Разве
нет
симметрии
во
взаимодействии
и
движении
явлений
мира?
Мысль
о связи
между
понятиями
симметрии
и
асимметрии
и
соответственно
между
понятиями
покоя
и
движения
точнее
можно
выразить
как
единство
покоя
и
движения.
Понятие
сим-
метрии
раскрывает
момент
покоя,
равновесия
в
состояниях
движения,
а
понятие
асимметрии
—
момент
движения,
изменения
в со
стояниях покоя, равновесия. Но и такой
формулировкой не охватывают
основные признаки симметрии и асимметрии.
Например, симметрия
частиц и античастиц и их ассиметрия в
известной нам
области мира
не могут быть истолкованы исходя из
понятий о единстве
покоя и движения. Вряд ли существование
частиц и античастиц
можно рассматривать как момент покоя
в каком-то движении материи,
а несоответствие числа частиц числу
античастиц в известной
нам
области мира
— как моменты движения в каком-то
состоянии покоя.
Можно сделать вывод, что в идее А. В.
Шубникова о соотнесении
симметрии с покоем, а асимметрии — с
движением заключается
только момент истины.
Хорошо известно, что понятие симметрии охватывает и такие стороны существования явлений, которые ничего общего с покоем не имеют. Например, регулярная повторяемость тех или иных состояний движения, их определенная периодичность является одним из признаков симметрии, но к покою, она никакого отношения не имеет. Такой вид асимметрии, как анизотропность пространства, из свойств движения, конечно, выведена быть не может. Тем не менее многие свойства симметрии и асимметрии соответственно связаны с покоем и движением.
К общим определениям понятий симметрии и асимметрии можно подойти исходя из следующих положений:
во-первых, нужно признать, что эти понятия относятся ко всем известным нам атрибутам материи, что они отражают взаимные связи между ними;
во-вторых, эти понятия основываются на диалектике соотношения тождества и различия, существующей как между атрибутами материи, так и между их состояниями и признаками;
в-третьих, нужно иметь в виду, что единство симметрии и асимметрии представляет собой одну из форм проявления закона единства и взаимоисключения противоположности. Правильность этих отправных положений может быть доказана как выводом их из многочисленных частных определений симметрии и асимметрии, так и правильностью их следствий, т. е. необходимостью и всеобщностью определений симметрии и асимметрии, полученных на их основе.
Непосредственной логической основой для определения понятий симметрии и асимметрии, на наш взгляд, является диалектика тождества и различия. Здесь нужно отметить, что в диалектике тождество и различие рассматриваются лишь в определенных отношениях, во взаимодействии, во включении различия в тождество, а тождества в различие.
Тождество проявляется только в определенных отношениях и в определенных процессах; тождество всегда конкретно. К тождеству можно отнести: равновесие, равнодействие, сохранение, устойчивость, равенство, соразмерность, повторяемость и т. д. Тождество не существует вечно: оно возникает, становится и развивается. Если дать его общее определение, то можно сказать, что оно представляет собой процесс образования сходства в различном и противоположном.
Для того, чтобы имело место тождество, необходимо существование различного и противоположного. Вне различий тождество вообще не имеет смысла, поэтому нельзя говорить о тождественном в тождественном, а только в различном и противоположном.
Характеризуя диалектическое понимание тождества, нужно выделить его следующие стороны: тождество не существует вне различия и противоположности, тождество возникает и исчезает; тождество существует только в определенных отношениях и возникает при определенных условиях, наиболее полным выражением тождества является полное превращение противоположностей друг в друга. Проявления тождества бесконечно многообразны. Поэтому в процессе познания явлений мира нельзя ограничиваться только установлением тождества между ними, но необходимо раскрывать то, как возникает это тождество, при каких условиях и в каких отношениях оно существует. Основываясь на этой характеристике диалектики тождества и различия, можно сформулировать следующие определения симметрии и асимметрии.
Симметрия — это категория, обозначающая процесс существования и становления тождественных моментов в определенных условиях и в определенных отношениях между различными и противоположными состояниями явлений мира.
Действительно ли
является
всеобщим
сформулированное
нами
определение
понятия
симметрии,
охватывает
ли
оно
все
известные
нам
формы
проявления
симметрии
как в
объективном
мире,
так и
в
процессе
нашего
познания?
Очевидно, что
при
ответе
на
этот
вопрос
придется
ограничиться
только наиболее
общими
характерными
примерами.
Представим
себе две
точки,
находящиеся
по
отношению
к
какой-то
прямой
на ее
противоположных
сторонах;
если
эти
противоположные
точки
равноудалены
от
этой
прямой,
то о
них
говорят
как о
симметричных
по отношению
к
данной
прямой.
Если
мы
теперь
совершим
операцию перегиба,
то
в
результате
наши
точки
полностью
совпадут,
сольются друг
с
другом,
следовательно,
можно
говорить
об их
полном тождестве.
Симметрия
расположения
данных
точек
указывает именно
на то,
при
каком
процессе
и при
каких
условиях
они становятся
тождественными.
Значит,
этот
вид
симметрии
полностью подходит
под
сформулирован-
ное
определение
симметрии. Как
известно,
существует
определенная
симметрия
между протоном
и
нейтроном;
она
выражается
в том,
что
в
условиях
сильных взаимодействий
они
не
отличаются
друг
от
друга,
становятся
тождественными
друг
другу.
Их
симметрия
и есть
не что
иное, как
образование
тождества
между
этими
различными
части-
цами
в процессе
сильных
взаимодействий.
В
понятии
изотопического
спина
как раз
и
выражаются
моменты
тождества,
имеющиеся
у
протонов
и
нейтронов, т.
е. их
симметрия
в
условиях
сильного
взаимодействия.
Но подходят
ли под
данное
определение
симметрии
такие
общие
симметрии пространства
и
времени,
как,
например,
их
однородность?
Однородность пространства
означает,
что
по
отношению
к
вза-
имодействиям
явлений
все
места
в
пространстве
тождественны
и
ни-
как
не
сказываются
на
характере
взаимодействия.
Тождествен-
ность
всех мест
в
пространстве
(точек
в
пространстве)
по
отноше-
нию
к
взаимодействиям явлений
и есть
их,строгая
полная
симметрия.
То
же в
общем
виде
можно
сказать
и об
однородности
времени.
Тождественность
всех
временных
интервалов
по
отношению
к
взаимо-
. действию
явлений
и есть
их
строгая
и
полная,симметрия.
На наш
взгляд,
нельзя
найти
ни
одного
вида
симметрии,
который
бы
противоречил
данному
нами
определению.
Но это
не
значит,
что
данное
определение
симметрии
является
законченным
и
вполне
строгим
—
видимо,
будут
необходимы
какие-то
его
уточнения.
Сформулированное
определение
понятия
симметрии
позволяет
распространить
это
понятие
на все
атрибуты
материи,
на все
ее
состояния
и
структуры,
а также
на все
типы
связей
и
взаимодействий.
Так,
группа
преобразований
Лоренца
выражает
существующую
сим-
метрию
во
взаимосвязи
пространства,
времени
и
движения
— этих
атрибутов
материи'.
Симметрия
группы
изотопического
спина
выра-
жает
тождественные
моменты
по
отношению
к
сильным
взаимодей-
ствиям
у
частиц,
участвующих
в этих
взаимодействиях.
В первом
издании
этой
книги
(1968)
мы
писали:
«Поскольку
существуют
различные
взаимодействия,
и даже
во
многих
отноше-
ниях
противоположные,
как,
например,
сильные
и
слабые,
то
есте-
ственно
допустить,
что в
них
при
определенных
условиях
возникают
и
существуют
тождественные
моменты,
т. е.
им
свойственна опреде-
ленная
симметричность.
Открытие
такой
симметрии было
бы
значи-
тельным
шагом
вперед
в деле
создания
теории элементарных
частиц.
В
настоящее
время
связь
между
известными видами
взаимо-
действия
в
физике
еще
не
установлена,
но
можно предвидеть
эти
связи
исходя
из
принципа
симметрии».
Теперь
эти связи
между
сильным,
слабым
и
электромагнитным
взаимодействиями установле-
ны,
и это
действительно
явилось
важным
звеном в
развитии
теории
элеменарных
частиц.
Хотелось
бы
высказаться против
жесткого
разделения
многообразных
видов
симметрии на
геометрические
и
динамические.
Первые
отражают
свойства симметрии
пространства
и
времени,
а
вторые
—
свойства
симметрии состояния
взаимодействия.
Но
поскольку
пространство,
время, движение
и
входящее
в него
вза имодействие
внутренне
связаны
между
собой,
должна
быть
внут-
ренняя
связь
также
между
геометрической
и
динамической
сим-
метриями.
И она
на
самом
деле
существует.
Так,
симметрия
равно-
мерного
прямолинейного
движения
и покоя
(одна
из
черт
сим-
метрии
группы
Галилея),
очевидно,
не
может
быть
охарактери-
зована
только
как
динамическая
или
только
как
геометрическая.
В
ней
выражены
свойства
симметрии
как
пространства и
времени',
так
и
состояния
движения.
Вообще
любая
симметрия в
своей
основе
имеет
единство
и
взаимосвязь
различных
атрибутов материи.
Правда,
не
всегда
эта
взаимосвязь
носит
непосредственный характер,
что
и
создает
возможность
разделения
видов симметрии
на
геометри-
ческие
и
динамические.
Оба
эти
вида
симметрии могут
быть
вы-
ражены
и в
динамической,
и в
геометрической форме.
Так,
группу
симметрии
изотопического
спина, которая
обычно
относится
к
дина-
мической
симметрии,
можно
выразить и
в
геометрической
форме;
ядерные
взаимодействия
инвариантны относительно
поворотов
в
изо-
топическом
пространстве.
Из этой
формулировки
можно
получить
ряд
характеристик
взаимодействия нуклонов,
например,
положение
о
том,
что
ядерные
силы между
протоном
и
протоном
и
протоном
и
нейтроном
одинаковы, и
ряд
других.
При
изучении
различных
видов
симметрии
весьма важно
учитывать
единство
атрибутов
материи,
а
следовательно,
и
внутреннюю
связь
между
симметриями
их
свойств
и
состояний. Значение
этого
положения
особенно
ясно
выступает
при
изучении вопроса
о
взаимоотношении
группы
симметрии
и
зако-
нов
сохранения.
По этому вопросу существуют две точки зрения.
Часть физиков
(Берестецкий,
Вигнер,
Штейнман
и др.)
утверж-
дает,
что
фундаментом
законов
сохранения
являются
формы
геомет-
рической
симметрии,
в то
время
как
другие,
наоборот,
считают,
что
законы
сохранения
определяют
формы
геометрической
сим-
метрии..
Согласно
первой
точке
зрения,
например,
однородность
времени
определяет
закон
сохранения
энергии,
а
согласно
второй—
закон
сохранения
энергии
определяет
однородность
времени.
Мы
думаем,
что
обе
точки
зрения
являются
некоторой
абсолютизацией
возможных
подходов
к
проблеме.
Наличие
обеих
точек
зрения
про-
явилось
в том,
что
возникло
мнение
о
разделении
законов
сохранения
на
две
группы:
наиболее
общие
из них
связаны
с
геометрическими
симметриями,
а менее
общие
— с
динамическими.
Так, законы
сохранения
оказались
разделенными
на две
группы:
кинематические
(основанные
на
геометрических
симметриях)
и
динамические
(основанные
на
динамических
симметриях).
К
первой
группе
относятся
законы
сохранения
энергии,
импульса,
момента
импульса,
ко
второй
—
закон
сохранения
электрического
заряда,
барионного
числа,
лептонного
числа,
изотопического
спина
и ряд
других.
Такое разделение
законов
сохранения
в итоге
основано
на
игно-
рировании
единства
атрибутов
материи
и на
таком
следствии
этого игнорирования,
как
противопоставление
динамических
и
геоме-
трических
симметрий
друг
другу.
Непосредственной
же
предпосылкой
деления
законов
сохранения
на две
группы
является
убеждение,
что
законы
сохранения
зависят
от
определенных
симметрий.
Бесспорно,
что
между
формами
симметрии
и
законами
сохранения
существует
глубокая
связь,
но эту
связь
нельзя
преувеличивать.
С
определенными
симметриями
связаны
не
сами
законы сохранения,"
а
определенные
формы
их
проявления.
Так,
известные нам
формы
проявления
закона
сохранения
энергии,
конечно, связаны
с
однород-
ностью
времени,
но в
целом
этот
закон
может быть
связан
и с
другими
геометрическими
симметриями,
пока
нам не
известными.
Кроме
того,
каждый
закон
сохранения
связан
и
с,определенными формами
асимметрии,
об
этом
подробнее
будет
сказано ниже.
Формы симметрии
и формы
закона
сохранения
всегда
взаимосвя-
заны,
но в
целом
как
симметрия,
так и
законы
сохранения
пред-
ставляют
собой
две
различные,
отнюдь
не
изолированные
друг
от
друга
стороны
единой
закономерности
мира.
Перейдем теперь
к
характеристике
необходимых
предпосылок
для
определения асимметрии.
Как и
для
определения
симметрии,
так и
для
определения
асим-
метрии
непосредственной
предпосылкой,
основанием
является
диа-
лектика
тождества
и
различия.
Вместе с
процессами
становления
тождества
в
различном
и
противоположном
происходят
процессы
становления
различий
и
противоположностей
в
едином,
тождественном,
целом.
Если
основой
симметрии
можно
считать
возникновение
единого,
то
основу
асим-
метрии
нужно
полагать
в
раздвоении
единого
на
противополож-
ные
стороны.
Понятие
асимметрии,
как и
понятие
симметрии,
применимо
ко
всем
атрибутам
материи
и
выражает
их
различие, их
особенность
по
отношению
друг
к
другу.
Поэтому
взаимосвязь
атрибутов
материи
выражается
не
только
симметрией,
но и
асиммет-
рией.
Применимо
понятие
асимметрии
и к
различным
состояниям
атрибутов
материи
и их
взаимосвязи.
Вообще
говоря,
где
применима
симметрия,
там
применима
и
асимметрия,
и
наоборот.
Исходя из
сказанного
можно
дать
следующее
определение
асим-
метрии:
асимметрией
называется
категория,
которая
обозначает
существование
и
становление
в
определенных
условиях
и
отношениях
различий
и
противоположностей
внутри
единства,
тождества,
цель-
ности
явлений
мира.
Рассмотрим некоторые виды асимметрии.
Весьма общим
видом
асимметрии
является
однонаправленность
хода
времени,
полнейшая
невозможность
фактической
замены
настоящего
прошедшим
или
будущим,
а
будущего
—
прошедшим
или
настоящим,
в свою
очередь
прошедшего
—
настоящим
и
будущим.
Все
эти
три
состояния
времени
не
заменяют
друг
друга
— в
них
на
первом плане
находится
различие.
В них
нет
симметрии.
Извест-
ная
операция обращения
времени,
рассматриваемая
только
как
математический прием,
основана
на том
положении,
что
законы
движения
обладают
большей
устойчивостью
и в
обозримых
интерва-
лах
не
изменяются.
Мы
убеждены,
что
законы
явлений
мира
яв-
ляются
вечными
и
поэтому
действуют
во
всех
состояниях
времени:
настоящем,
прошедшем
и
будущем.
Значит,
операция
обращения
времени
имеет
реальный
смысл
лишь
постольку,
поскольку
в
какой-то
мере
наше
убеждение
в
полной
устойчивости,
вечности
законов
явлений
мира
отвечает
действительности.
Объективная диалектика
обратимых
и
необратимых
процессов
может
быть
выражена
единством
симметрии
и
асимметрии
времени.
Необратимость
является
существенной
характеристикой
всякого
раз-
вития:
исходящая
и
нисходящая,
прогрессивная
и
регрессивная
ветви
развития
сами
по
себе
необратимы
и
асимметричны.
Однако
соединенные
общим
и
единым
процессом
развития,
они с
необходи-
мостью
приводят
к
симметричным
ситуациям:
повторениям
на ка-
чественно
новых
уровнях
спиралеобразного
движения.
Особым вариантом
понятий
симметрии
и
асимметрии
являются
понятия
ритма
и
аритмии.
Регулярная
повторяемость
подавляющего
большинства
процессов
в
природе,
их
устойчивое
чередование
(в
жи-
вой
природе,
например,
упорядоченная
во
времени
смена
поколений,
в
неживой
природе
—
повторяющиеся
космические
процессы) позво-
ляет
видеть
в
ритмических
процессах
одну
из
фундаментальных
симметрий
природы,
С
другой
стороны,
аритмия
— это
одна
из
ха-
рактеристик
объективной
асимметрии,
суть
которой
в нерегулярной
и
случайной
смене
и
чередовании
процессов.
Понятия ритма
и
арит-
мии
могут
быть
экстраполированы
на
процесс
развития, поскольку
асимметричное
время
как
атрибут
развития
придает смысл
ритму
и
аритмии.
Вне
времени
они
просто
лишены
смысла.
Симметрия обращения
времени,
таким
образом,
является
резуль-
татом
абстрагирования
от
изменчивости,
присущей
законам
явлений
мира.
И
только
в
рамках
применимости
этой
абстракции
обращение
времени
в
уравнениях,
выражающих
законы
движения,
не противо-
речит
действительности.
В самом
деле,
в
каких-то
очень
широких
пределах
мы
можем
считать
законы
явлений
мира
вечными,
а
следовательно,
и
допускать
операцию
обращения
времени.
Призна-
вая,
что у
нас
сейчас
нет
никаких
оснований
утверждать,
что в
действительности
время
может
идти
и от
будущего
к
прошедшему,
все
же в
связи
с
высказанными
выше
положениями
о
единстве
атрибутов
материи
и о
взаимопроникновении
тождества
и
различия
напрашивается
вопрос:
если
состояния
времени
глубоко
различны,
то
существует
ли в
каждом
различии
и
тождество?
Время необратимо,
его
состояния
не
эквивалентны
друг
другу,
но,
может
быть,
все
же
есть
и
моменты
тождества
между
ними,
может
быть,
в
необратимости
времени
есть
и
моменты
его
обра-
тимости,
может
быть,
его
состояния
в
каких-то
отношениях
взаимозаменяемы,
как
взаимозаменяемы
измерения
пространства?
Мы
думаем,
что в
различных
состояниях
времени
есть
и
моменты
их тождества,
а в
общей
его
необратимости
есть
моменты
его
об-
ратимости.
Не
рассматривая
далее
этого
вопроса,
только
отметим,
что
должны
же
быть
реальные,
природные
основания
для
возмож-
ности
обратного
хода
времени
в
отражении
объективных
событий,
как,
например,
на
киноленте
кадры,
движущиеся
в
обратном на-
правлении?
То,
что
реально
существует
в
отражении,
должно иметь
моменты
каких-то
реальных
прообразов
и в
том,
что
отражается.
Поэтому
в
математической
модели
позитрона
как
электрона, дви-
жущегося
из
будущего
в
прошедшее,
есть,
видимо,
какой-то
реальный
смысл.
Вообще
факты
асимметрии
так
же
многочисленны
и
многообразны,
как и
факты
симметрии.
Асимметрия —
такой
же
необходимый
момент
в
структуре,
в
изменении
и во
взаимосвязи
явлений
мира,
как и
симметрия.
Асим-
метрия
необходимо
имеет
место
и в
самой
симметрии.
Так,
в
сим-
метрии
состояний
покоя
и
равномерного
прямолинейного
движения
по
отношению
к
законам
движения
есть
все
же
асимметричность,
которая
состоит
в
неравноправности
этих
их
состояний и
проявляется
в
ряде
различий
между
состояниями
покоя
и равномерного
прямо-
линейного
движения.
У тела,
покоящегося
в
данной системе
отсчета
по
отношению
ко
всем
другим
телам,
покоящимся и
движущимся
в
этой
же
системе
отсчета,
скорость
будет равна
нулю,
а у
тела
движущегося
скорость
по
отношению
ко
всем покоящимся
и
дви-
жущимся
телам
в
данной
системе
отсчета
будет иметь
определенное
значение
и
только
в
частном
случае
равна
нулю. Отсюда
далеко
не
полная
эквивалентность
состояний
В практике
эта
асимметрия
проявляется
весьма
резко
— ведь
далеко
не
безразлично,
движется
ли
поезд
из
Москвы
к
Ленинграду
или
Ленинград
движется
навстречу
поезду.
Очевидно,
что
энергия
передается
для
передвижения
поезда,
а не
расходуется
на
пере-
движение
Ленинграда.
Операция
приближения
поезда
к
Ленинграду
и
опе а
ии п
иближения
Ленинграда
к
поезду
не
эквивалентны и не
взаимозаменяемы.
Весьма общими
примерами
асимметрии
являются
асимметрия
между
фермионами
и
бозонами,
асимметрия
между
реакциями
порождения
и
поглощения
нейтрино,
асимметрия
спинов
электронов,
асимметрия
в
прямых
и
обратных
превращениях
энергии.
Уже из
определений
симметрии
и
асимметрии
следует
их
не-
разрывное
единство.
Это обстоятельство
в
какой-то
мере
подчеркнуто
А. В.
Шубни-
ковым:
«Какой
бы
трактовки
симметрии
мы ни
придерживались, одно
остается
обязательным:
нельзя
рассматривать
симметрию без
ее
антипода
—
дисимметрии»
(29,
162).
По нашему
мнению,
более
точным
является
название
не
«принцип
симметрии»,
а
принцип
единства
симметрии
и
асимметрии.
Во всех
реальных
явлениях
симметрия
и
асимметрия
сочетаются
друг
с
другом.
И надо
думать,
что
во
всех
правильных,
т. е.
соот ветствующих
действительности,
научных
обобщениях
имеют
место
не
просто
те или
иные
симметрии
или
асимметрии,
а
определенные
формы
их
единства.
Так, в
группах
преобразования
Галилея
и
Лоренца
наряду
с
чер-
тами
симметрии
существуют
и черты
асимметрии.
Например, в
преобразованиях
Галилея
и
Лоренца
симметричны
все
состояния
покоя
и
равномерного
прямолинейного
движения,
но
асимметричны состояния
покоя
и
ускоренного
движения.
Задача нахождения
единства
симметрии
и
асимметрии
каких-
либо
явлений сводится
к
нахождению
таких
групп
операций,
в
которых
раскрывается как
тождественное
в
различном,
так и
различное
в
тождественном. Поэтому
прежде
чем
поставить
задачу
нахождения
симметрии в
данном
явлении
или
совокупности
явле-
ний
по
отношению к
каким-то
группам
операций,
необходимо
установить
различия между
сторонами
данного
явления
или
между
явлениями
в их
совокупности,
так
как
симметрия
представляет
собой
наличие
тождества не
вообще,
а
только
в
различном.
Если
же мы
имеем
совокупность абсолютно
тождественных
явлений,
то
никакой
симметрии
в этой
совокупности
по
отношению
к любой
группе
операции
быть
не
может.
Значит, прежде
чем
искать
симметрию,
нужно
найти
асимметрию.
Прежде
чем
была
установлена
симметрия
протонов
и
нейтронов
по
отношению
к
сильным
взаимодействиям,
было
установлено
разли-
чие
между ними,
их
определенная
асимметричность
по
отношению
к
электромагнитным взаимодействиям.
Частицы
и
античастицы
асим-
метричны
потому,
что в
противоположности
между
ними
имеются
тождественные
моменты,
в силу
чего
они и
являются
зеркальными
отражениями
друг
друга.
Единство
симметрии
и
асимметрии заклю-
чается
и в
том,
что
они
предшествуют
одна
другой.
Диалектическое единство,
присущее
объективным
процессам
сим-
метрии
и
асимметрии,
позволяет
выдвинуть
в
качестве
одного
из
принципов
познания
принцип
диалектического
единства
симметрии
и
асимметрии,
согласно
которому
всякому
объекту
присуща та
или
иная
форма
единства
симметрии
и
асимметрии.
Причем рассмотрение
данного
объекта
в
генезисе
выражается
в
переходе от
симметрии
к
асимметрии
(или
наоборот).
Заметим,
что
данный процесс
тождест-
вен
смене
конкретных
форм
единства
симметрии и
асимметрии.
Как известно,
в
объективной
действительности
не
может
иметь
места
абсолютное
единство
противоположностей.
Именно
поэтому
отношение
конкретного
тождества,
т. е.
тождества,
ограниченного
различиями,
и
является
объективным
аналогом
гносеологическо-
го
единства симметрии
и
асимметрии.
Всякий принцип
познания
воплощается
в
конкретный
метод,
ору-
дие
и
средство
познающей
деятельности.
Таким
методом
может
быть
метод
перехода
от
симметрии
к
асимметрии
(или
наоборот).
Он
позволяет
осуществлять
объясняющую
и
предсказывающую
функ-
ции
в
развивающемся
знании,
а также
в
определенной
мере
опти мизировать
поисковую
деятельность.
Этот
метод
оказывается
тесно
связанным
с
методами
сходства
и
различия,
предвидения
и
гипотезы,
аналогии,
экстраполяции.
Если принять
за
симметрию
теоретической
системы
ее
непроти-
воречивость,
себетождественность
и
инвариантность
по
отношению
к
описываемым
объектам
и
явлениям,
то
развитие
научного знания
можно
определить
как
переход
к
симметрии
(т. е.
асимметрия- сим-
метрия).
В этом
случае
симметрия
выступает
как
идеализированная
цель
познания.
Поиск
симметрии
— это
поиск
единого и
тождествен-
ного
в том,
что
первоначально
виделось
различныМ, разобщенным.
Всякая
более
высокая
симметрия
реализует возможность
переноса
научной
теории
для
решения
новых
познавательных задач.
Упрощая в
некоторых
случаях
теоретические
системы,
симмет-
рия
совсем не
обязательно
выступает
аналогом
простоты
научного
знания.
Поиск
новых
форм
симметрии
интуитивно
связан
со
стрем-
лением
к
порядку,
гармонии.
Однако
нет
достаточных
оснований
для
возведения
антропоморфных
понятий
простоты
и
красоты тео-
рии
в ранг
методологических
закономерностей
(31.
1979.
12, 49 —
60).
Простота и
красота
—
особые
варианты
симметрии,
связанные
с
рациональным и
эмоциональным
(образным)
способами
постиже-
ния
человеком объективного
мира.
Абсолютизация
роли
этих
понятий
в
развивающемся знании
представляется
нам
необоснованной,
поскольку
связана
с
отрывом
симметрии
от
своей
диалектической
противоположности
—
асимметрии.
Асимметрия в
познании
проявляется
как
несоответствие
тео-
рии
и
эксперимента, как
взаимная
противоречивость
нескольких
независимых
теорий,
либо
как
их
внутренняя
противоречивость.
Асимметрия
служит
исходным
пунктом
в
познании,
на
каждом
из
этапов
его
развития;
именно
с ней
связан
процесс
научного
поиска
истины.
Асимметрия неоднократно
играла
эвристическую
роль
в
познании.
Примерами
являются;
эпикурейское
представление
об
отклонении
атомов
от
прямолинейного
движения,
несогласие
Кеплера с
симмет-
рией
движения
планет
по
Копернику
и др.
История
науки свиде-
тельствует
о том,
что
именно
асимметрия
обусловливает
появление
в
познании
новой
формы
симметрии,
которая
и
выступает
в качестве
относительной
истины.
Во взаимосвязи
с
принципом
единства
симметрии
и
асимметрии
находится
принцип
симметрии,
согласно
которому
всякая
научная
теория
должна
быть
непротиворечивой
и
инвариантной
отно-
сительно
группы описываемых
объектов
и
явлений.
Симметрия
теории
выражает также
адекватность
научного
познания
объектив-
ной
действительности. Многие
видные
ученые
(П.
Дирак,
П.
Кюри,
Л.
Пастер, А.
Пуанкаре,
А.
Салам)
интуитивно
использовали
прин-
цип
симметрии при
получении
важных
теоретических
результатов.
Однако принцип
симметрии
не
учитывает
того
обстоятельства, что
всякой
научной
теории
присущи
внутренние
(не
логические, а
диалектические)
противоречия,
а также
недостатки,
не
говоря
уже
о
действительном или
возможном
существовании
объектов,
которые
'она
описать
не в
состоянии.
Отрицая,
по
сути
дела,
роль
асимметрии
(признается
только
нарушение
симметрии),
данный
принцип
не
учитывает
особенностей
научного
познания
как
процесса
развития
и
становления.
К ограниченности
принципа
симметрии
следует
отнести
и то,
что
он связан
только
с
выявлением
тождественных
отношений
среди
различных
объектов.
Между
тем в
познании
не
менее
широко
исполь-
зуется
и
противоположная
процедура
—
нахождение
различного и
противоположного
среди
тождественных
объектов
и
явлений.
Несомненный интерес
представляет
статья
немецкого
философа
Герберта
Герца,
в
которой
он
рассматривает
роль
симметрии
и
асимметрии
в
теории
элементарных
частиц.
Он
справедливо
утвер-
ждает,
что
«ни
одна
будущая
теория
(элементарных
частиц.—
В. Г.)
не
может
обойти
проблему
асимметрии.
Из
философских
сообра-
жений
все
процессы
в мире
следует
рассматривать
как
единство
симметрии
и
асимметрии»
(183.
1963.
10; 227;
289).
Автор
считает, что
применение
категорий
симметрии
и
асимметрии,
очевидно, приведет
к
возникновению
новых
воззрений
в
диалектике
природы.
-