Безопасность наших детей и некоторые образовательные технологии
Безопасность наших детей и некоторые образовательные технологии
А.Луценко, директор СОШ №7 г. Новосибирска, отличник народного просвещения РСФСР
Э.Мирмович, ведущий научный сотрудник ФГУ ВНИИ ГОЧС МЧС России, действительный член Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка
Интегрирование - это не размывание и уничтожение
Заканчивается очередной учебный год. И очередной год остаются нестыковки по вопросам обучения детей основам безопасной жизнедеятельности между позициями и деятельностью структур МЧС России и Минобрнауки России, а точнее Агентства Рособразования.
Пожалуй, все научные отрасли, учебные предметы родились в результате решения задач обеспечения нормальной и безопасной жизнедеятельности. Как птицы учат летать своих птенцов, так и мы, поколение родителей и дедов, призваны передать соответствующие знания, умения и навыки детям и молодежи. Попросту говоря, физика изучается - чтобы согреться и не обжечься, химия - чтобы есть-пить, но не отравиться, иностранный язык - чтобы важную информацию по безопасности и комфортному бытию не пропустить и т.д. Ну скажите, какая чрезвычайная ситуация может случиться, если ребенок не будет знать доказательства подобия треугольников по трем признакам? Или, какова статистика пострадавших на улицах и дорогах среди плохо знающих силу трения?
Сегодня же получается, как в сказке про лису из ледяной избушки: попросилась к зайцу пожить в его лубяной избушке, да его же самого оттуда и выжила. Вопросы безопасности, когда-то давшие толчок изучению различных предметов, из этих предметов выталкиваются, в лучшем случае «интегрируются» в них.
Спросите любого математика, что есть интегрирование. И никто не ответит, что это размывание, уничтожение и т.п. А вот у некоторых чиновников от образования именно так и получается. Для них интегрирование курса ОБЖ - это не выборка из основных предметов жизненно важной учебной информации и создание, наконец-то, высокосодержательного, сверхполезного и профессионально организованного учебно-дидактического пакета по предмету, а размывание целой образовательной отрасли в других предметах. А откуда же детям взять знания, умения и навыки в области личной безопасности человека и взаимопомощи в экстремальных ситуациях? Это первый вопрос.
«Кадетство» как образовательная технология
А второй вопрос — как обеспечить детям безопасность жизни или выживание в самом широком смысле?
Не секрет, что нарастающее сегодня расслоение в обществе увеличивает непронырливую, некоммерческую родительскую среду, а вместе с ней часто и девиантную прослойку в юном безработном (еще не работающем) «классе» России. Многие из детей живут в неполных семьях, включая тех, чьи отцы погибли в «горячих точках», либо являются инвалидами боевых действий или работ на благо Отечества. Как же быть с этой «трудной» составляющей детского населения?
Дети обязаны учиться, так как в этом возрасте они ничего другого делать не могут и не должны. Но эта часть нашего социума за учебу платить не может.
Восстанут ли «из пепла» реальные, ремесленные, фабричные и заводские училища, с одной стороны, возрастет ли доступность детей в суворовско-нахимовские и другие ведомственные элитарные воспитательно-образовательные учреждения и их число - с другой?
Кадетство как одна из наиболее эффективных форм обучения и воспитания детей в 1918 году было упразднено. А ведь это была замечательная школа для ребят погибших военнослужащих, выходцев из неполных семей и сирот. Именно здесь многого лишенные, ничем неприметные дети имели возможность для широкого раскрытия своих способностей и лучших качеств, выбирали своим поприщем на всю жизнь самоотверженное служение Отечеству и становились выдающимися людьми нашей страны.
Кадетство сегодня - это романтика, воспитание мужественности, профессиональное образование. Это одно из важных направлений развития профильной школы России начала XXI века. Это реальный путь воспитания патриота, гражданина и профессионала, способного к созидательной деятельности во благо общества, во имя будущего России.
Можно считать, что «К-А-Детство» - это Конструктивно-Альтернативное Детство ребят из «старорусских» семей, которые, в отличие от «новорусских», даже не помышляют об обучении своих детей «за границами». Которые хотят вырастить и воспитать их на своей родной земле, впитавшей многовековые традиции, в числе которых любовь к Родине, готовность прийти на помощь ближнему и пожертвовать собой «за други своя».
В настоящее время кадетское обучение, в силу ряда причин экономического, организационного и другого характера, реально может осуществляться лишь под флагом Министерства обороны, МЧС России, МВД России, пограничной и таможенной, авиационной и железнодорожной государственных служб или других структур специальных видов военизированного характера.
Следует признать, что сейчас создание кадетских корпусов, школ и классов - это неуправляемый, инициативный процесс, развивающийся вне нормативно-правового пространства. Данная образовательно-воспитательная форма может в полной мере стать педагогической технологией только при наличии соответствующего нормативно-правового обеспечения, а также самодостаточного организационного, материально-финансового и учебно-дидактического пакета программ и средств обучения в унифицированном (тиражируемом) варианте. А этого пока нет.
Начальным этапом реализации кадетских технологий обучения являются специализированные профильные классы в общеобразовательных учреждениях. И тон здесь задает МЧС России, стремящееся научить максимальное число сегодня юных, а завтра полноправных граждан России профилактике чрезвычайных ситуаций и защите от их последствий населения страны.
Пример, каких много
В средней школе №7 города Новосибирска еще в 2000 году были созданы специализированные профильные классы (9-11-й), где учащиеся проходят обучение по программе «Спасатель». Оно состоит из теоретической и тактико-специальной подготовки. Ребята получают здесь не только расширенную подготовку по программе ОБЖ (4 часа в неделю), но и реально учатся спасать человеческие жизни в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Общеобразовательная часть включает в себя, как говорилось выше, занятия по ОБЖ, разнообразную физическую подготовку, в том числе альпинизм, приемы рукопашного боя (8 часов в неделю), курс «Современные информационные технологии»,а также основы воинской службы.
В раздел тактико-специальной подготовки («Школы выживания») включены, например, парашютно-десантная подготовка и основы медицинских знаний. Короче говоря, она охватывает ряд специальных дисциплин, «позаимствованных» у спасателей-профессионалов, но изучаемых в меньшем объеме и с поправкой на возраст учащихся, с исключением нюансов, способных представлять опасность для жизни и здоровья детей.
Но данному разделу обучение проводится во второй половине дня. И учащиеся домой не спешат. Во-первых, занятия увлекают и всерьез затягивают. Во-вторых, они организованы так, что у ребят есть возможность и отдохнуть, сменив род деятельности, и вовремя пообедать. Благодаря пониманию важности такого обучения и его поддержки со стороны главы Управления образованием района Ольги Анатольевны Пешковой учащиеся обеспечиваются горячим питанием. А значит, ничто не мешает им проводить в школе полный день.
Большую помощь в организации работы специализированных профильных классов «Спасатель» оказали депутат Государственной Думы РФ А. А.Карелин и депутат Новосибирского областного Совета депутатов Н.Е.Мамулат. Нельзя не отметить также постоянное содействие Главного Управления МЧС России по Новосибирской области, Регионального центра МЧС и Новосибирской государственной академии водного транспорта.
Руководит обучением юных спасателей преподаватель ОБЖ подполковник запаса Р.А,Ходжаян, человек, щедро отдающий детям тепло своей души, умело воспитывающий патриотов России. Огромную работу с ребятами ведет их классный руководитель, Почетный работник общего образования В.М.Медведева. И труд названных выше людей и организаций не напрасен. Под их призором ребята растут здоровыми, крепкими, самостоятельными и полезными стране.
Результат, к которому надо стремиться
За годы существования классов юные спасатели новосибирской школы № 7 становились победителями соревнований «Школа безопасности» на областном уровне и призерами - на всероссийском, выигрывали гранты, которые использовались на развитие классов, приобретение необходимого оборудования и снаряжения.
При выпуске из 11-го класса ребята, успешно освоившие все разделы общеобразовательной и тактико-специальной подготовки, кроме аттестата получают удостоверения парашютиста, матроса-спасателя, спортсмена-разрядника по альпинизму» рукопашному бою, стрельбе. Они умеют вести спасработы широкого спектра и оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим.
Многие из юных спасателей решительно избирают профессию, по которой получили первичные знания, делом всей будущей жизни, упорно готовятся к поступлению в Академию гражданской защиты и Академию государственной противопожарной службы МЧС России, в другие образовательные учреждения министерства. Поступят туда, конечно, не все, но то, что все станут нормальными, порядочными, достойными людьми, несомненно. Подготовку, воспитание и закалку они получают хорошую.
Увы, во время так называемых «интегрированных» уроков не достичь этого и близко. А значит, такая «интеграция» не может использоваться как обязательная образовательная технология, способная сегодня обеспечить безопасность молодого поколения, а следовательно, в будущем - готовность взрослого населения к действиям в ЧС и передаче жизненно необходимых знаний, умений и навыков своим детям.
Список литературы
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа