Предпринимательское право, дивидендная политика, лицензирование, конституционное право

Предпринимательское право

Вопрос 1.

1. Полное товарищество - участники которого (полные товари­щи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.

2.Товарищество на вере (командное товарищество) - это това­рищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от име­ни товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающим по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарища­ми), имеется один или несколько участников - вкладчиков (комман­дишистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принима­ют участия в осуществлении товариществом предпринимательской дея­тельности.

3.Общество с ограниченной ответственностью - это предприя­тие, учрежденное одним или несколькими лицами, уставной капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкла­дов.

4.Общество с дополнительной ответственностью - это учрежден­ное одним или несколькими лицами общество, уставной капитал кото­рого разделен на доли определенных учредительными документами раз­меров; участники такого общества солидарно несут субсидиарную от­ветственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере и стоимости и вкладов, определяемом уч­редительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распре-

деляется между остальными участниками пропорционально их вкладам,

если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен

учредительными документами общества.

5.Акционерное общество - это общество, уставной капитал ко­торого разделен на определенное число акций; участники акционер­ного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и не­сут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

6.Дочернее хозяйственное общество - это хозяйственное об­щество, если другое (основное) хозяйственное общество или товари­щество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, ли­бо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.

7. Зависимое хозяйственное общество - признается зависимым, если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более 20% голосующих акций акционерного общества или 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.

8.Производственные кооперативы (артели) - признается добро­вольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или любой хозяйственной деятельности (производс­тва, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, оказание других услуг), основанное на их личном трудо­вом и ином участии и объединении его членами (участниками) иму­щественных паевых взносов. Законом и учредительными документами производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц.

9.Унитарные предприятия - коммерческая организация, не наде-

ленная правом собственности на закрепленное за ней собственном

имущество. Это имущество является неделимым и не может быть расп­ределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Унитарное предприятие может быть основано на праве хозяйственного введения (хозяйственной самостоятельности) и на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие). Имущество предприятия на праве хозяйственного ведения может при­надлежать Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию. Имущество казенного предприятия является федеральной собствен­ностью.

Вопрос 2.

Дивидентная политика заключается в принятии решения по воп­росу : какую часть прибыли выплачивать акционерам в форме диви­дентов, а какую учдерживать в обществе для реинвестирования в развитие производства.

Дивидентная политика поэтому в значительной степени опреде­ляет и инвестиционную политику.

На дивидентную политику общества влияют противоречивые фак­торы: с одной стороны, повышение суммы дивиденда вызывает тенден­цию роста курса акций, с другой стороны - связанное с этим умень­шение доли прибыли, направляемой на инвестиции, ведет к снижению ожидаемых темпов роста научно-технического развития, что в свою очередь, понижается цену акций.

Основные правила принятия решения о выплате дивидендов, ус­тановленные Федеральным законом об акционерных обществах.

1.Общество вправе выплачивать промежуточные (ежеквартально, раз в полгода) и годовые дивиденды.

2.Дивиденды могут выплачиваться деньгами или иным имущест-

вом.

3.Дивиденды выплачиваются из чистой прибыли за текущий год.

4.Общее собрание акционеров вправе принять решение о невып­лате дивидендов. Норма дивидендов (размер в процентах от стоимос­ти акции) зависит от доли прибыли, используемой на выплату диви­дендов и рентабельности акционерного капитала.

5.Общество не вправе принимать решение о выплате (объявле­нии) дивидендов по акциям:

а) до полной оплаты всего уставного капитала;

б) до выкупа всех акций по законным требованиям акционеров;

в) если имеются признаки несостоятельности;

г) если стоимость чистых активов меньше (или будет меньше после выплаты дивидендов) суммы уставного капитала, резервного фонда и величины превышения ликвидационной стоимости привилегиро­ванных акций над их номинальной стоимостью.

Общество вправе приобретать размещенные им акции:

1.По решению общего собрания акционеров об уменьшении устав­ного капитала общества путем приобретения части размещенных акций в целях сокращения их общего количества, если номинальная стои­мость акций, оставшихся в обращении, не станет ниже минимального размера уставного капитала. Изымаемые из оборота акции погашаются при их приобретении.

2.По решению совета директоров, если стоимость акций, нахо­дящихся в обращении, не станет менее 90% уставного капитала. При­обретенные акции должны быть реализованы в течение года, в про­тивном случае они погашаются и соответственно уменьшается устав­ной капитал общества или увеличивается номинальная стоимость ос­тавшихся акций с сохранением размера уставного капитала.

3.Реорганизация общества или совершение крупной сделки.

4.Внесения изменений в устав общества или принятия устава в новой редакции.

Вопрос 3.

В целях обеспечения защиты жизненно важных интересов личнос­ти, общества и государства в РФ отдельные виды деятельности осу­ществляются предприятиями, организациями и учреждениями различных организационно-правовых форм, а также индивидуальными предприни­мателями на основании лицензии - специального разрешения органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности.

Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности в течение уста­новленного срока на определенных условиях.

До принятия федерального закона о лицензировании правовое регулирование лицензионной деятельности осуществляется в соот­ветствие с Постановлением Правительства РФ "О лицензировании от­дельных видов деятельности".

Перечень видов деятельности, на осуществление которых требу­ется лицензия, и органов, уполномоченных на выдачу лицензии, ут­верждается Правительством РФ.

Лицензия выдается на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя в орган, уполномоченный на выдачу лицензий по определенным видам деятельности.

Лицензия выдается отдельно на каждый вид деятельности. Срок действия лицензии устанавливается в зависимости от специфики вида деятельности, но не менее 3 месяцев.

Действие лицензии приостанавливается или лицензия аннулиру-

ется в случаях:

а) представления владельцем лицензии соответствующего заяв­ления;

б) обнаружения недостоверных данных в документах, представ­ленных для получения лицензии;

в) нарушения лицензионных условий действия лицензии;

г) невыполнения лицензиатом предписаний или распоряжений го­сударственных органов или приостановления ими деятельности предп­риятия, организации и учреждения, а также физического лица, зани­мающегося предпринимательской деятельностью без образования юри­дического лица, в соответствии с законами РФ;

д) ликвидации юридического лица или прекращения действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя.

Вопрос 4. Задача.

Арбитражный суд вынес незаконное решение о передаче дела на рассмотрение третейского суда по ходатайству ответчика, т.к. пе­редача спора третейскому суд осуществляется только на основании соглашения сторон, как составляемого специально, так и путем включения в качестве оговорки в договор. Соглашение должно иметь письменную форму, иначе оно признается незаключенным.

По условиям данной задачи никакого соглашения между сторона­ми не было, а арбитражный суд единолично вынес такое решение.

Конституционное право.

Вопрос 1.

В своей совокупности государственные органы РФ образуют еди­ную систему. Согласно Конститутции РФ (ст.11), в нее входят орга-

ны власти РФ и органы гос. власти ее субъектов.

Единство системы гос. органов РФ проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между органами гос. власти РФ и органами гос. власти субъектов РФ. Оно проявляется также и в том, что все органы этой системы действуют совместно, находятся в тес­ной взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости. В рамках этой взаимосвязи и взаимозависимости один одни органы единой сис­темы избираются или назначаются другими органами, одни из которых руководят другими, одни подопечны и подответственны, подконтроль­ны или подотчетны другим. Между всеми органами государственной власти существует тесная организационно-правовая связь.

Единство системы государственных органов РФ усиливается еще и тем, что отдельные ее составные части сами образуют единые сис­темы органов.

Гос. власть в РФ осуществляется на основе разделения на за­конодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим система органов РФ состоит из органов нескольких видов. Конститу­ция РФ (ст.10) предусматривает наличие органов: законодательной, исполнительной и судебной власти. Каждый из этих видов органов представляет собой фактически подсистему единой системы государс­твенных органов РФ, которая в свою очередь, может быть по различ­ным признакам разделена на ряд входящих в нее звеньев.

Вопрос 2.

Под избирательной системой в РФ понимается порядок выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального собра­ния РФ, в иные федеральные государственные органы, предусмотрен­ные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами РФ в соответствии с федеральными законами, используемый при выборах в

органы гос. власти субъектов РФ, а также при выборах в органы

местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными

законами и иными нормативными правовыми актами законодательных

(представительных) органов гос. власти субъектов РФ.

Этот порядок определяется конституционно-правовыми нормами, которые в своей совокупности образуют избирательное право. Следо­вательно, избирательная система и избирательное право тесно свя­заны между собой, хотя отождествлять их нельзя.

Вопрос 3.

Правовыми формами реализации полномочий Федерального собра­ния РФ являются принимаемые им нормативные правовые акты. Основ­ные акты Федерального Собрания - э то законы РФ.

Законы РФ принимаются в особом порядке, который реализуется в законодательном процессе, представляющем собой совокупность действий, посредство которых осуществляется законодательная дея­тельности Федерального Собрания РФ. В РФ законодательный процесс состоит из нескольких стадий.

первая стадия законодательного процесса - законодательная инициатива, сводимая к внесению на рассмотрение Гос.Думы законоп­роекта.

Вторая стадия - предварительное рассмотрение законопроектов. Третья стадия законодательного процесса включает в себя

рассмотрение законопроектов в Гос. Думе. Это рассмотрение осу­ществляется в трех чтениях.

Четвертая стадия законодательного процесса - принятие закона. Пятая стадия - рассмотрение и одобрение федеральных законов

Советом Федерации.

Особую стадию законодательного процесса представляет преодо-

ление разногласий, возникших между Советом Федерации и Государс­твенной Думой в связи с отклонением Советом Федерации принятых Государственной Думой законов.

Завершающей стадией законодательного процесса является под­писание и обнародование закона.

Задание 4.

Поощряя предпринимательство, государство, тем не менее, осу­ществляет над ним определенный контроль, необходимый для обеспе­чения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны приро­ды, и культурных ценностей. В этих целях федеральный закон может закрепить занятие определенными видами предпринимательской дея­тельности или ввести какие-либо ограничения на ее занятие.

Государственный контроль необходим и для обеспечения взима­ния налогов с лиц и организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью. Достижению этих целей слушим установленный срок порядок регистрации предпринимательской деятельности и необходи­мость получения в установленных случаях специального разрешения (лицензии) на осуществление определенных видов предприниматель­ской деятельности.

Закон (ст.2 Г.К.РФ) определяет предпринимательство как са­мостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельности, направ­ленную на систематическое получение прибыли от пользования иму­ществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг ли­цами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Незаконное предпринимательство может осуществляться в двух формах: без регистрации и когда предприниматель (физическое лицо или организация зарегистрирован, но на соответствующий вид дея-

тельности не получил обязательное специальное разрешение (лицен­зию) или срок действия лицензии истек. В этом и другом случаях объектом преступления будет порядок осуществления предпринима­тельской деятельности, обеспечивающий нормальное развитие эконо­мики, и финансовые интересы государства, не получающего гос. пош­лину, положенную к уплате при регистрации, плату за рассмотрение заявления и за выдачу лицензии и налоги, подлежащие взысканию с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В отличие от ранее действующего законодательства условием уголовной ответственности за незаконное предпринимательство явля­ется причинение крупного ущерба.