Шпаргалки (работа 2)
14Понятие и сод. Кон. Строя.
К.С. это юрид. орг-ция общ-ного и гос-ного строя, политико-правовой фундамент формирования гр-кого общ-ва и правового гос-ва, ср-ва обеспечения приоритета прав и свобод человека и гр-на в отношении любых других коллективно-субъективных прав.К-ционный строй У-ны представл. собой систему обществ. отнош,. которые предусматривает, регул. и охраняет ее К-ция, то есть порядок, что устанавливает ее Осн. З-н в гос-ве и общ-ве.Общепризнанными составными конституционного строя есть основы гос-ного и общест. строя, к-ционный статус человека и гражданина, формы прямого народовластия, орг-ция гос-ной власти и местного самоуправления и статус их органов, территориальный строй и другие институты гос-ва и общ-ва.Первоочередное значение К-ция У-ны, как и к-ции большинства стран мира, предоставляет закреплению к-ционных основ гос-ного и общ-ного строя.
К-ция, как осн. з-он гос-ва, закрепляет отношения, определяющие построение, устройство и функционирование гос-ва как орг-ции полит. власти. К ним относятся отношения, которые складываются по поводу:
-формы гос-ного правления,
-политического режима,
-гос-ного устройства,
-использования атрибутов и символов гос-ва.
Структ. и прин. самоорганиз. гражд. Общества.
Создание общ-ных структур, к-рые поддерживают, способствуют и инициируют общ-но-полезные дела в системе самоупр-ния, явл. одним из главных задач органов самоупр. За инициативой жителей сел, поселков и городов соответствующие сельские, поселковые и городские советы могут позволяющие им создавать строительные, уличные, квартальные и др. органы самоорг-ции нас-ния. Целью деят-ти таких органов есть поддержка усилий органов местного самоупр-ния, реализация актов местных референдумов, осущ-ния общ-ных инициатив и т.п. Органы самоорг-ции нас-ния действуют в пределах К-ции и законов У-ны, уставов (положений) о них, утвержденных в опред. законом порядке. Развивая общ-ные инициативы, жители сел, поселков и городов через создаваемые ими органы самоорг-ции населения, сельские, поселковые и городские советы укрепляют свои позиции в отношениях с исполнит. органами местного самоупр-ния и органами исполнит. власти, а если нужно, то и делают сопротивление против давления с боку собственных и гос-ных исполнит. структур.К-ция предусм. делегирование сельскими, поселковыми и, городскими советами полномочий органам самоорг-ции нас-ния.Создание общ-ных структур в системе местного самоупр-ния районными и обл. советами К-ция не предусматривает. Предоставление такого права исключительно сельским, поселковым и гор. советам делает положение районных и обл. Советов зависимым от советов первичного уровня самоупр-ния. Это дает возм-сть последним создавать вокруг районных и областных советов различные общ-ные фонды, объединения тер-ных общин и т. п., к-рые усиливают их воздействие на районные и областные советы и т.п.Вопросы орг-ции и деят-ти органов самоорг-ции нас-ния как составной части системы местного самоупр-ния определ.зак-вом о местном самоупр-нии.
35 Система же политических прав и свобод граждан состоит из двух взаимосвязанных подсистем. Первая из них включает в себя права граждан, содержащие правомочия по участию в организации и деятельности государства и его органов. Сюда мы относим: избирательное право; право на референдум; право петиций . Вторая группа субъективных прав и свобод, входящих в систему политических, состоит из правомочий , представляющих собой неотъемлемые права граждан, целью реализации которых является активное участие индивида в жизни общества. Сюда относятся: свобода слова и печати; свобода союзов; свобода собраний . Право участвовать в управлении делами государства закреплено в статье 32 Конституции . Оно адресовано каждому гражданину, а не политически организованной совокупности граждан , ассоциированных как народ , ибо народ не “участвует ” в управлении , а осуществляет власть, является субъектом этой власти (ст. 3).Осуществление этого права граждан выражается в различных формах, как непосредственно, так и через своих представителей. Непосредственными формами являются участие граждан в референдуме, всенародном голосовании по важнейшим вопросам государственной и местной жизни, путем реализации права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления .Право на референдум включает в себя не только право на участие во всенародном (местном) голосовании , но и право требовать выставления любого вопроса на голосование, а также право требовать, чтобы результаты общенародного (местного) обсуждения по этому вопросу учитывались при принятии окончательного решения по данному вопросу. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе, право участвовать в осуществлении правосудия (ст.32). Важным правом , имеющим тесное отношение к участию граждан в управлении делами государства , является закрепляемое за каждым право на объединение .
25Важным правом , имеющим тесное отношение к участию граждан в управлении делами государства , является закрепляемое за каждым право на объединение включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов, никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем .Это право дает гражданам возможность использовать в указанных целях различные формы совместной организованной общественной деятельности, объединять свои усилия для осуществления тех или иных задач.Общественные объединения способствуют развитию политической активности и самодеятельности граждан, удовлетворению их многообразных интересов.Право на объединение имеют как российские граждане, так и иностранцы и лица без гражданства (см. часть 3 ст 62), исключением являются политические партии, права на создание которых и участие в которых имеют только граждане России. Право на объединение не является абсолютным правом и может подвергаться определенным ограничениям. Ограничения на пользование правом на объединение устанавливаются Конституцией и федеральными законами
24 Одной из политических свобод, входящих в правовой статус советского гражданина, является конституционная свобода собраний, митингов, уличных шествий и емонстраций. Что понимается под этими терминами .Свобода манифестаций как важный элемент правового статуса гражданина представляет собой взаимосвязанное с другими правами, свободами и обязанностями граждан субъективное право, имеющее целью воздействовать на государственные и общественные органы путем согласования и формирования мнения граждан и его выражения по различным вопросам общественной жизни, участия их в управлении жизнью общества и решении конкретных вопросов повседневной жизни. Правовое регулирование механизма реализации права граждан на свободу собраний как нельзя лучше иллюстрирует нелегкий путь юридической науки и практики от формально-догматического подхода к обьективно-реалистическому.митинг - формы организованного выражения общественного мнения, массовой поддержки резолюций, требований и других обращений граждан, проводимой в заранее определенном месте и в заранее определенное время ;демонстрации - формы организованного выражения коллективного и индивидуального мнения по любому вопросу общественной и государственной жизни ;шествия - формы демонстрации, проводимой путем передвижения граждан по заранее определенному маршруту ; пикетирования - формы публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, осуществляемой без шествия и звукоусиления путем размещения граждан у пикетируемого объекта и использования плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.
5 Конституционное (государственное) право в правоведении рассматривается в трех аспектах: как отрасль права конкретных государств, как наука и как учебная дисциплина в системе высшего юридического образования. Самостоятельность конституционного права в правовой системе любой страны обусловливается прежде всего его особым предметом регулирования. Конституционное право регулирует общественные отношения, которые образуют основу всего устройства общества и государства и непосредственно связаны с осуществлением государственной власти. Это отношения между человеком, обществом и государством и основополагающие отношения, определяющие устройство государства и его функционирование. Дополнительным основанием отграничения конституционного права от других отраслей права служит метод правового регулирования, то есть совокупность приемов и способов правового воздействия на общественные отношения. Преобладающей формой регулирования является метод обязывания. Именно в такой форме провозглашается большинство норм конституционного права, относящихся к организации власти.Наряду с этим в конституционном праве часто можно встретить запрещающие нормы. Конституционному праву известен и метод дозволения, применяемый по преимуществу к регулированию статуса человека и гражданина, что само по себе естественно, но также иногда при определении полномочий государственных органов. В целом конституционно-правовой метод общественных отношений основывается на властно императивных началах. Содержание конституционного права во многом определяется социальными противоречиями, борьбой классов и иных общественных групп за свои интересы. В демократическом государстве конституционное право неизбежно представляет собой выражение социального компромисса. Что же касается формы тех или иных конституционноправовых институтов,то она зачастую представляет собой плод субъективного выбора правящих в стране сил. Конституционное право - это система правовых норм конкретной страны, регулирующих положение человека в обществе и государстве, основы общественного строя, основы организации и деятельности системы государственных органов, и также органов самоуправления. Общие принципы конституционного права суть его выраженные в содержании данной отрасли права основные начала, в соответствии с которыми оно строится как система правовых норм, а также осуществляется конституционно-правовое регулирование общественных отношений.Они регулируют общественные отношения не непосредственно, а через конкретные конституционно-правовые нормы и воплощаются в этих нормах и в правоприменительной деятельности органов государства. В конституционном праве можно выявить,во-первых, общие принципы, которые декларируются конституциями: народный суверенитет , народное представительство, разделение властей , равноправие , неотчуждаемые права и т.п Конституционно-правовые институтыпредставляют собой определенную систему норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу Нормам конституционного права присущи особенности,которые отграничивают их от норм других отраслей права: указанные нормы регулируют наиболее широкие и существенные общественные отношения, оформляют правовые основы государства; многие из этих норм имеют весьма общий характер, они не являются предоставительнообязывающими, то есть в них отсутствует связь между конкретными правами и обязанностями. Внешняя форма большинства норм выражается в статьях конституций и других источниках; многие нормы имеют двухэлементную и одноэлементную структуру чаще всего в них отсутствует санкция, но нередко и гипотеза. Система конституционного права каждого отдельного государства содержит большое число норм.Их можно классифицировать по следующим основаниям. По функциональной направленности: нормы регулятивные и охранительные.
4 Объективные причины (источники) возникновения и существования конституционного права коренятся в материальных условиях жизни общества. Правовой же наукой выработано понятие юридических источников права. Под источником права в юридическом смысле понимаются те формы, в которых находят свое выражение правовые нормы. Основными видами источников конституционного права являются нормативно-правовые акты, судебные прецеденты и правовые обычаи, а также иногда международные и внутригосударственные договоры. Нормативно-правовые акты конституционного права обычно подразделяются на законы, нормативные акты исполнительной власти, нормативные акты органов конституционного контроля (надзора), парламентские регламенты, акты местного самоуправления. Законы принимаются обычно законодательными собраниями, иногда другими высшими органами власти монархами в абсолютных монархиях, узкими постоянно действующими коллегиальными органами в некоторых странах. По степени важности и характеру общественных отношений законы подразделяются на основные (конституции), конституционные, органические и обычные. Конституции провозглашают основные права и свободы человека и гражданина, регулируют основы общественного строя, форму государства, устанавливают принципы организации и деятельности государственных органов. К нормативно-правовым актам исполнительной власти относятся нормативные акты глав государств (указы, декреты, приказы и т.п.) и нормативные акты правительств, а иногда и ведомств (ордонансы, декреты, постановления и т.п.). Указанные акты служат источниками конституционного права лишь в той части, в какой содержат его нормы. Между ними существует определенная субординация: нормативные акты нижестоящих государственных органов не должны противоречить актам вышестоящих. Нормативные акты глав государств и прави тельств имеют наиболее широкую сферу действия.
ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РФ Конституционное право Российской Федерации как юридическая наука изучает общественные отношения, лежащие в основе конституционного устройства Российской Федерации, правового положения человека и гражданина, способа организации и деятельности государственных органов и местного самоуправления. Причем формой таких отношений являются волевые общественные отношения, с которыми связано осуществление государственной власти. И это понятно, ибо конституция, властные структуры государства, правовой статус человека и гражданина и т.д. - все это относится к сфере государственноправовой надстройки, возвышающейся над социально экономическим базисом общества. Важно также подчеркнуть, что наука конституционного права Российской Федерации не просто вскрывает характер общественных отношений, лежащих в основе государственного строя Российской Федерации, а призвана показать и доказать, как указанные отношения с естественной необходимостью находят соразмерное выражение и воплощение в конституционном устройстве государства. Иначе говоря, как наука она должна вывести из господствующих в обществе общественных отношений адекватную модель его конституционной организации. А это неизбежно предполагает абстрагирование от всего случайного, второстепенного, нехарактерного в способе организации и осуществления государственной власти. Тем самым наука конституционного права освещает путь практике. Она призвана показать и обосновать, каким должно быть устройство Российской Федерации при господствующих в обществе общественных отношениях. Поэтому наука конституционного права РФ имеет дело с осмыслением только таких государственно-правовых норм, которые адекватно выражают и закрепляют указанные отношения. Более того она должна предлагать властным структурам модель оптимальных норм права, стимулирующих поступательное конституционное развитие общества, государства. На основе таких норм должны возникать и функционировать государственно-правовые отношения. Предметом конституционного права РФ является изучение сущности государственно-правовых реалий,с которыми связаны властеотношения и которые адекватно отражают господствующие в обществе общественные отношения. Следовательно конституционное право России охватывает государственно-правовые нормы, закрепляющие основы конституционною строя РФ, определяемые социально-экономическим базисом многонаци онального общества, права и свободы человека и гражданина, правовой статус властных структур государства и содержание их деятельности, местное самоуправление. И все эти институты пронизаны одним смыслом, одним содержанием - волей многонациональном народа Российской Федерации, который является носителем суверенитета и единственным источником власти в государстве
8 В составе РФ в качестве ее субъектов в настоящее время находиться 21 республика. Республика в составе РФ - это демократическое правовое государство, созданное в рамках РФ. Согласно Конституции РФ (ст. 66)- статус республики определяется федеральной конституцией и конституцией республики. Таким образом, КРФ устанавливает конституционно-правовой характер взаимоотношений между федерацией и ее субъектами-республиками в составе РФ. Конституционно-правовой статус республики в составе РФ тем, что республика является государством в составе РФ, обладающим всей полнотой государственной власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с КРФ находятся в ведении федеральных органов гос. власти. Государственная власть республики исходит от ее народа, реализовавшего свое право на самоопределение в форме государства в составе РФ.Конституционно-правовой статус республики в составе РФ характеризуется тем, что каждая республика имеет свою территорию. Пределы республики определяются гос. границей республики. Республика имеет внутреннюю границу отделяющую ее от иностранных государств. Республика обладает территориальным верховенством. Ее территория является пространственным пределом ее власти. Территория республики установлена без ее согласия. Границы между республикой и другими субъектами РФ согласно КРФ (ст. 38) могут быть изменены с взаимного согласия соответствующих субъектов.В конституции республики устанавливается порядок выражения такого согласия. Конституционно-правовой статус республики в составе РФ характеризуется также и тем, что каждая республика имеет свою конституционно-правовую систему, которая включает в себя конституцию республики, республиканские законы и другие нормативные правовые акты, изданные в пределах ее компетенции. Конституции республик принимаются ими самостоятельно. Они принимаются в порядке, определенном самой республикой и не нуждаются в последующем их утверждении высшими органами государственной власти РФ. Законы республик, принятые в пределах их полномочий, на территории соответствующих республик обладают верховенством и обязательны к исполнению всеми юридическими и физическими лицами. Республика в составе РФ пользуется правом законодательной инициативы в Федеральном Собрании РФ. Также правом самостоятельно определять систему органов государственной власти республики в соответствии с основами конституционного строя. Каждая республика имеет свой представительный и законодательный орган (парламент); главу исполнительной власти или главу республики( Президента); свое правительство; Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд. Многие республики имеют также свой Конституционный Суд. Важным компонентом конституционно-правового статуса республики в составе РФ является наличие республиканского гражданства. Каждая республика имеет свое гражданство, которое определяется республиканским законом. Конституционно-правовой статус республики в составе РФ характеризуется наличием республиканской собственности. Она включает в себя землю, ее недра, леса, воды, растительный и животный мир и др. Конституционно-правовой статус республики в составе РФ обладают международной правосубъектностью. Они вправе выступать в качестве участников международных отношений и внешнеэкономических связей, подписывает договоры и соглашения с иностранными государствами, открывать зарубежные представительства, участвовать в деятельности международных организаций. Наконец, одним из элементов конституционно-правового статуса республик является их право на государственную символику, включающую Государственный герб, флаг и Государственный гимн, а также на столицу.
непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государство гарантирует свободные волеизъявление граждан на выборах путем защиты демократических принципов и норм избирательного права. Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобще го равного и прямого избирательного права при тайном голо совании .Участие гражданина Российской Федерации в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах , а также на его свободное волеизъявление . Гражданин Российской Федерации, проживающий за ее предела ми, обладает всей полнотой избирательных прав. Дипломатические и консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской Федерации в реализации избирательных прав, установленных законом . Граждан ин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать, а по достижении возраст а, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законам и, законам и иными нормативными правовыми актами законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, быть избранным в органы государственной власти в выборные органы местного самоуправления .Гражданин Российской Федерации может збирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности , языка, происхо ждения, Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособным и, или граждан е, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда Законам и ииными нормативными правовыми актами законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливатьс я дополни тельные условия приобретения гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением им определенного возраста или со сроком его проживания на определенной территории Российской Федерации .Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 года при выборах в законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, 30лет при выборах главы исполни тельного органа государственной власти субъект а Российской Федерации и 21 года при выборах главы местного самоуправления ;сроки обязательного проживания на указанной территории не могут превышать одного года
9 Конституция РСФСР 1918г. Первая советская конституция была принята 10 июля 1918г. V Всероссийским съездом советов Строго говоря, применительно к этой конституции вообще нельзя говорить об обязанностях граждан, поскольку личность как таковая и в ее политическом качестве («гражданин») не вписывается в идеологическую доктрину, которая с принятием Конституции получила юридическое оформление.«Единицами» социума признаются некие коллективные образования («совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов», «нация»). Хотя, в соответствии с Конституцией, ее основной задачей является «уничтожение всякой эксплуатации человека человеком», отношения человека с государством не регулируются вообще. Вместо этого все население России делится на две категории: «трудящиеся массы» и «паразитические слои общества». Эти расплывчатые понятия несколько конкретизируются, когда решается вопрос об активном и пассивном избирательном праве. Как можно, к «трудящимся массам» относятся: а) все, добывающие средства к жизни производительным и общественно-полезным трудом, а также лица, занятые домашним хозяйством, обеспечивающим для первых возможность производительного труда, как-то: рабочие и служащие всех видов и категорий, занятые в промышленности, торговле, сельском хозяйстве и пр., крестьяне и казаки-земледельцы, не пользующиеся наемным трудом с целью извлечения прибыли; б) солдаты советской армии и флота; в) граждане, входящие в категории, перечисленные в пунктах «а» и «б», потерявшие в какой-нибудь мере трудоспособность. К «паразитическим слоям» были отнесены пять категорий граждан: 'Т) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли; 2) лица, живущие на нетрудовой доход, как то: проценты с капитала, доходы с капитала, поступления с имущества и т.п.; 3) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; 4) монахи и духовные служители церквей и религиозных культов; 5) служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также «члены царствовавшего в России дома».Конституция закрепляет неограниченные возможности государственной власти, «руководствуясь интересами рабочего класса в целом», лишает «отдельные лица и отдельные группы прав, которые используются ими в ущерб интересам социалистической революции.» Хотя Конституция признает труд «обязанностью» всех граждан республики , указывается, что всеобщая трудовая повинность вводится «в целях уничтожения паразитических слоев общества и организации хозяйства». Таким образом, формально Конституция РСФСР 1918г. устанавливала лишь две обязанности гражданина: трудиться (в сугубо «социалистическом» понимании этого слова) и в той или иной форме нести воинскую повинность.
11 Конституция СССР 1936г. Эта конституция, известная как «сталинская», отражает изменения, к этому времени внесенные в официальную идеологическую доктрину, и поэтому витрина тоталитарного режима претерпевает определенные коррективы. Исчезает упоминание об эксплуататорских классах и всякого рода «лишенцах». Теперь все население СССР трактуется как однородная масса «трудящихся города и деревни». Им и принадлежит «вся власть... в лице Советов депутатов трудящихся» .Наряду с социалистической системой хозяйства, «являющейся господствующей формой хозяйства в СССР..Впервые упоминается право личной собственности граждан, хотя ее объем ограничивается достаточно узкими и весьма неопределенными рамками. Личная собственность распространяется на «трудовые доходы и сбережения, на жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, на предметы домашнего хозяйства и обихода, на предметы личного потребления и удобства». Одновременно провозглашается, что «право наследования личной собственности граждан охраняется законом» .Появляется специальная глава, посвященная основным правам и обязанностям граждан. Круг обязанностей граждан расширяется. Сама формулировка обязанностей граждан претерпевает определенные модификации. Так, обязанность трудиться помещена в первую главу Конституции В СССР осуществляется принцип социализма: «от каждого по его способности, каждому — по его труду» . Труд в соответствии с его количеством и качеством». Обязанность нести воинскую службу разбита на две статьи. Одна из них провозглашает всеобщую воинскую обязанность законом, указывая при этом, что воинская служба представляет собой почетную обязанность граждан СССР И подкрепляет эту «почетную обязанность» суровыми карами за «измену родине». «Защита отечества, — говорится в этой статье, — есть священный долг каждого гражданина СССР. Наряду с изменением формулировок обязанностей трудиться и нести воинскую повинность, закрепленных прежней конституцией, появляются и новые обязанности граждан. Они носят декларативный и расплывчатый характер и могут быть истолкованы в любом желательном для властей смысле. Первая из них сформулирована так: «Каждый гражданин обязан соблюдать Конституцию Союза Советских Социалистических Республик, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития». Вполне очевидно, что неопределенность, юридическая не формализованность таких понятий как «честное» отношение к «общественному долгу» и «уважение правил социалистического общежития» открывала широкий простор для применения государственного насилия и принуждения. Конституция обязывает каждого гражданина СССР беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность, как священную и неприкосновенную основу советского строя, как источник богатства и могущества родины, как источник зажиточной и культурной жизни всех трудящихся. Лица, покушающиеся на общественную, социалистическую собственность, являются «врагами народа».Итак, «паразитов» и «эксплуататоров» Конституции 1918г. заменили «враги народа». Сформулированные таким образом обязанности граждан давали возможность конструировать" любой состав преступления, как бы «легитимизируя» судебную расправу за такие, в частности, деяния, как «тунеядство», «скармливание хлеба домашнему скоту и птице» и т.п.
Конституция СССР 1978г. Брежневская конституция «развитого социализма» несколько изменила словесное оформление оставшейся неизменной тоталитарной сущности режима. Многословие и расплывчатость формулировок, наряду с некоторым их внешним смягчением, отражают усилия ее авторов создать видимость перемен в положениях Основного закона страны. Глава, посвященная основным правам, свободам и обязанностям граждан, не только переместилась во второй раздел конституции, озаглавленный «государство и личность», но и увеличилась почти вдвое по количеству статей. Теперь обязанностям граждан, вместо четырех статей, было посвящено одиннадцать.. Так, обязанность «соблюдать Конституцию СССР и советские законы, уважать правила социалистического общежития» была дополнена обязанностью «с достоинством нести высокое звание гражданина СССР». Обязанность беречь и укреплять социалистическую собственность дополнена «долгом» гражданина СССР «бороться с хищениями и расточительством государственного и общественного имущества, бережно относиться к народному добру». «Враги народа» исчезли, эта формула была заменена указанием на то, что «лица, посягающие на социалистическую собственность, наказываются по закону». Обязанность трудиться сохранилась, а «уклонение от общественно полезного труда» было признано несовместимым с «принципами социалистического государства». Соответствующие статьи представляют собой некие общие запреты, а не обязанности граждан как субъектов правоотношений с государством. Кроме того, данная норма конституции пытается сделать предметом правового регулирования человеческие эмоции («уважение», «непримиримость»), что в принципе невозможно. Предметом правового регулирования может быть только поведение людей, но не их чувства и эмоции. Конст. возлагает на граждан обязанность «заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами социалистического общества. Дети должны заботиться о родителях и оказывать им помощь».Очевидно, что такого рода декларация не могла каким-либо образом повлиять на реальные отношения в семье, но идеологическая доктрина требовала подобного «украшения». Возлагала на каждого гражданина СССР «интернациональный долг», который заключался в том, чтобы «содействовать развитию дружбы и сотрудничества с народами других стран, поддержанию и укреплению всеобщего мира». Особенно пикантно это положение конституции воспринималось в условиях жесткого ограничения любых контактов советских граждан с иностранцами. Анализ текстов советских конституций, помимо всего сказанного выше, подчеркивает то обстоятельство, что ныне действующая Конституция РФ, несмотря на некоторые ее пробелы, и иные дефекты, является первым юридическим документом в истории России, который действительно является Конституцией, чьи положения могут оказывать и оказывают реальное влияние на социальную жизнь.
44 “Государственная власть в Российской федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны”.ст 10 Из российской истории. Принцип разделения властей становится одним из эпицентров решения вопроса о демократическом обустройстве общества Российского государства. Конституция РФ. Согласно действующей Конституции, носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Захват власти кем бы то ни было противоправен. Власть может осуществляется народом либо непосредственно, высшим выражением чего служат референдум и свободные выборы, либо через посредство органов государственной власти и самоуправления (ст. 3). Органами осуществления государственной власти на общефедеральном уровне выступают Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, суды РФ. Органы государственной власти РФ строят свою деятельность на принципах, составляющих основы конституционного строя Россия. Защита прав и свобод человека — обязанность государства. Для исключения противоправной узурпации власти и попрания прав и свобод, устанавливается принцип разделения властей.В Российской Федерации носителем законодательной власти и представительным органом является Федеральное собрание. Исполнительной властью наделено Правительство РФ . Правосудие осуществляют суды, а судебная власть реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства..ПРЕЗИДЕНТ. Президент Российской Федерации, будучи главой государства, является верховным представителем Российской Федерации и внутри страны, и в международной жизни. На него возложены выполнения задач, связанных с гарантией осуществления Конституции, прав и свобод, охраной суверенитета, независимости и целостности государства. В этих условиях он наделен необходимыми полномочиями и прерогативами.. Президент должен обеспечить координацию и согласованность деятельности всех органов власти. Президент действует не как указующая инстанция, а совместно с другими ветвями власти, принимая в той или иной степени участие в каждой из них. Президент Российской Федерации участвует в осуществлении верховного представительства страны. Это право вытекает из того, что его избирают путем прямых выборов. Одно и то же лицо не может занимать должность президента два срока подряд.В сфере взаимодействия с парламентом Президенту РФ принадлежат весьма значительные полномочия. Он назначает выборы в Государственную Думу и распускает ее в случаях, предусмотренных Конституцией, пользуется правом законодательной инициативы, может вернуть одобренный парламентом законопроект для повторного обсуждения подписывает и обнародует законы. Однако он не подменяет его. Он не может принимать законы. А издаваемые Президентом нормативные акты не должны противоречить Конституции и основным законам.Президент РФ обладает довольно широкими полномочиями в сфере государственного управления. Он назначает Председателя Правительства и по его представлению заместителей председателя и федеральных министров, принимает решение об отставки правительства. Для ограничения Президентского влияния на Правительство введены ряд сдержек.Прежде всего Председатель Правительства РФ назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Однако если Государственная Дума трижды отвергнет кандидатуру Председателя Правительства, то Президент вправе сам его назначить и при этом распустить Государственную Думу и объявить о новых выборах. Так, если государственная дума распущена, то новые выборы должны быть назначены в такие сроки, чтобы Государственная Дума нового созыва собралась на новое заседания не позднее чем через четыре месяца после роспуска..ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ. Парламент Российской Федерации — Федеральное собрание — состоит из двух палат. Это Государственная Дума, депутаты которой избираются населением страны путем всеобщих, равных и прямых выборов (450 депутатов), и Совет Федерации, который выбирается путем косвенных выборов и включает представителей субъектов Федерации (по два от каждого субъекта). Поскольку органом общенародного представительства является Государственная Дума, то именно на эту палату возложен контроль за деятельностью Правительства и ей принадлежит право выражения вотума недоверия. Государственная Дума единственный законодательный орган страны. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной основе. Депутаты Федерального Собрания обладают неприкосновенностью в течение всего депутатского срока. Федеральное Собрание постоянно действующий орган.В ст. 102 и 103 Конституции перечислены основные направления деятельности Федерального Собрания. В этих статьях проявляется принцип сдержек и противовесов президету и правительству. Так, например, без согласия Федерального Собрания не могут быть назначены на свои должности судьи высшего звена, Председатель Правительства и т.д.Федеральное Собрание рассматривает все вопросы связанные с основной экономической деятельностью правительства: федеральный бджет; федеральный сбор налогов и т.д.Все эти полномочия Федерального Собрания направлены на недопущение чрезмерного усиления исполнительной власти и Президента. ИCПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ.“Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации”, — гласит ст.110 п.1 Конституции РФ.Председатель Правительства РФ назначается Президентом России с согласия Думы. Правительство Российской Федерации обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политки государства. Статья 114 Конституции перечисляет полномочия Правительства.Правительством Российской Федерации осуществляется разработка государственного бюджета, проведение финансовой, социальной и экономической политики. Осуществляет меры по обороне страны и защите прав населения.Механизм парламентской ответственности Правительства описан в российской Конституции в общих чертах. Необходима его детализация в специальном законодательстве. Совершенно ясно, однако, что институт ответственности — обоюдоострое оружие. Его может использовать как Дума, отказывая в доверии правительству, так и исполнительная власть, угрожая прибегнуть к досрочным выборам.Судебная власть. К По Конституции РФ судебная власть является трехзвенной. Высшими судебными органами являются Верховный суд РФ, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд.Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам (ст. 126).Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров (ст. 127).